Методическая разработка «Кошелек и его друзья» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Темник Анастасия Игоревна

Цель: Формирование экономических понятий и знаний о бюджете семьи.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить понимание того, что у каждой семьи есть свой семейный бюджет (доход и расход), а также сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги, банковские операции.

Развивающие:

Развивать умения соотносить свои желания и возможности. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей;

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду, к результатам труда людей; Воспитывать навыки рационального потребления, культуры поведения. Работа с родителями через детей - изготовление бумажных кошельков способом оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koshelek_nod.docx714.6 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Кошелек и его друзья» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование экономических понятий и знаний о бюджете семьи.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить понимание того, что у каждой семьи есть свой семейный бюджет (доход и расход), а также сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги, банковские операции.

Развивающие:

Развивать умения соотносить свои желания и возможности. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей;

Воспитательные:

Воспитывать уважение к труду, к результатам труда людей; Воспитывать навыки рационального потребления, культуры поведения. Работа с родителями через детей - изготовление бумажных кошельков способом оригами.

Условные обозначения:

С – сказка, В.- слова воспитателя, ?- вопрос.

Ход занятия:

В. Встречает детей с кошельком в руках. Неожиданно в руках «оживает» кошелек. В. Включает запись со словами: «Ребята, помогите мне! Я слышал, что от меня хотят избавиться. Я стал старенький, но я знаю все секреты хранения денег. Друзья, помогите мне остаться в семье!»

В. Что делать, ребята?

Д: помогать!

В: о чем просил кошелек?

Д: остаться в семье.

В. : проходите на стулья.

В.- Сегодня я вам расскажу сказку о Кошельке (показ кошелька).

С… Итак…. Жил да был Кошелёк. Он любил, когда его бережно открывали…

? -Для чего открывали кошелек? (достать деньги). Ответ детей

С Их он хранил в разных своих кармашках. Чаще всего Кошелёк был не очень толстый. Но бывали особые дни, когда деньги наполняли его так, что он боялся, что его кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие мгновения! В такие дни его открывали часто.

?-Отчего кошелек становился толстым? Ответ детей

  • Кто и какие деньги вносят в семейный бюджет? Ответ детей (мама, папа - зарплата, бабушка, дедушка - пенсия, брат-студент - стипендия, маленький ребенок - пособие)

На магнитной доске один из детей вывешивает картинки

? - Можно ли кошелек назвать семейным бюджетом?

Задачка:

  • Если папа работает на двух работах, а мама на одной, сколько зарплат пополнят этот кошелек?

В: все деньги, которые приносят в общий кошелек семьи, называют доходом. Повторите слово  - доход.

?-Как вы думаете, какие деньги есть в этом кошельке? Ответ детей (купюры и монеты - показать).

Представьте, такую ситуацию – пришли в магазин, купили товар, а продавец вас спрашивает – как вы будете рассчитываться – наличными или картой? Что обозначает слово – наличные деньги?

Д: наличные – это деньги, которые мы можем достать из кошелька, их можно потрогать и пощупать.

Игра «Дополни фразу» Закреплять умения сопоставлять предметы и находить в них разницу.

Я начну фразу, а вы дополните:

  • Монета круглая, а банкнота….. (прямоугольная)
  • Монета металлическая, а банкнота… (бумажная)
  • Монета звенит, а банкнота…. (шуршит, шелестит)

- Монеты тяжелые, а купюры… (легкие)

?-Как докажете, что монеты тяжелые, а купюры легкие?

В. Приглашает на середину группы, чтобы провести эксперимент.

Эксперимент. Дети «взвешивают» на ладонях или подбрасывают(предложить купюру и монету)

В: семья не только зарабатывает деньги, но и тратит их. На что можно потратить деньги?

Д: еда, игрушки…

В: все правильно , ребята. У каждой семьи есть потребности. Что такое потребности? Это слово означает, что семья не может обойтись без этих товаров. Говорят – это предметы первой необходимости. А есть такие потребности – не очень важные.

Приглашает пройти к столу, разбиться на пары для выполнения следующего задания.

Перед вами лежат листочки с нарисованными потребностями. Вам необходимо посовещаться с товарищем и обвести в кружок ту потребность, без которой семья не сможет обойтись.

После выполнения, предлагаю вариант взаимопроверки, позже показываю свой вариант ответов. Сравниваем.

В: запомните, ребята, что  без потребностей первой необходимости семья не сможет существовать.

В: Как одним словом можно назвать деньги, которые расходуют? РАСХОД

Правильно , ребята, расход – это деньги, которые потратили.

Приглашаю встать полукругом и сыграть в игру с мячом

Речевая игра «Доход или расход»

Учить детей задавать ситуацию на понятия «доход», «расход».

Мама получила зарплату — доход.

Бабушка заболела — расход. Выиграла приз — доход.

Заплатили за квартиру — расход.

Продала бабушка яйца — доход.

?- Ребята, подумайте, а может расходов быть больше, чем доходов? (Подвести детей к тому, что расходы не должны превышать доходы)

        

Однажды рядом с Кошельком появилась красивая, яркая, блестящая банковская пластиковая Карточка. Она вам знакома?(показать)

(дети отвечают). (Предлагается детям придумать ответы героев самим, поучаствовать в сюжете сказки)

Кошелёк насторожился:

— Привет, — сказал он. — Я — Кошелёк. Я — хранитель семейного бюджета.(Что могла сказать карточка?)

  • А я — пластиковая карточка. Теперь я буду хранительницей денежных средств семьи.

  • Но где же ты хранишь купюры? (Что могла ответить карточка?)

  • Они во мне, — гордо ответила Карточка.

  • Но ты такая тонкая и маленькая, — изумился Кошелёк, — и у тебя совсем нет карманчиков. Где же они помещаются? (Что могла ответить карточка?)

  • А мне не нужны карманчики, у меня безналичные деньги— загадочно улыбнулась Карточка. — Я храню секрет волшебных цифр, которые знает только хозяин. Используя их, он может купить всё, что необходимо, и даже немного купюр положить в твой карманчик.

«Значит, обо мне  забудут», — подумал Кошелёк и очень расстроился.

В: как же быть, ребята?

Д: надо их помирить!

 А потом с восторгом предложил Карточке:

  • А давай я буду о тебе заботиться. У меня же много карманчиков, и среди них найдётся надёжное местечко для тебя. И ты будешь долго оставаться такой красивой и яркой.

Карточка хотела отказаться, но, подумав, забралась в карманчик Кошелька. Кошелёк думал: «Теперь хозяин никогда про меня не забудет, и Карточка будет в порядке». А Карточка подумала: «Как тепло и уютно в карманчике Кошелька и ему всегда будет весело».

И тут они поняли, как хорошо, когда ты кому-то нужен.

Теперь они вместе будут отвечать за семейный бюджет!

Рефлексия

?-Понравилась вам сказка?

  • Кто обратился к нам с просьбой? С какой?
  • Какие задания выполняли?
  • Что было сложным? Что было интересным?
  • С какими новыми словами познакомились?
  • Кто был самым активным сегодня? Почему?
  • Важно ли то, что вы сегодня узнали?
  • Для чего это пригодится в жизни?

Воспитатель дарит детям схемы изготовления кошельков, чтобы у них тоже был хранитель семейного бюджета.

Литература:

  1. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий с детьми 5-7 лет. Вентана Граф, М., 2015

Интернет ресурс http://kolobok-perovo.ru/images/Dlya_konsultatcyi/1%202.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект методической разработки организации непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Составление сказки: «Приключения Тыквы на улицах города»» (по ознакомлению с правилами дорожного движения)

Методическая разработка организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению и закреплению правил дорожного движения....

Методическая разработка с использованием технологии ИКТ для детей старшего дошкольного возраста "Музыкальные инструменты"

У детей с тяжелыми нарушениями речи возникают затруднения в восприятии музыкального материала; у них отмечается снижение музыкального слуха, сенсорного развития. Презентация, как дополнительный зрител...

Методическая разработка: "ПЛАН-КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на лесную поляну»"

Целью занятия "Путешествие на лесную поляну" является профилактика и коррекция плоскостопия. Упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия за...

Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка «Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»

Методическая разработка  «Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»...

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство детей с профессиями ветеринарной клиники"

Данный материал полезен, для того чтобы вызвать интерес к профессиям людей работающих в ветеринарной клинике.Активизация и пополнение детского словаря за счет слов по теме: питомец, ветеринарный врач,...