Методическая разработка «Кошелек и его друзья» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Цель: Формирование экономических понятий и знаний о бюджете семьи.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить понимание того, что у каждой семьи есть свой семейный бюджет (доход и расход), а также сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги, банковские операции.
Развивающие:
Развивать умения соотносить свои желания и возможности. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей;
Воспитательные:
Воспитывать уважение к труду, к результатам труда людей; Воспитывать навыки рационального потребления, культуры поведения. Работа с родителями через детей - изготовление бумажных кошельков способом оригами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koshelek_nod.docx | 714.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Кошелек и его друзья» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Формирование экономических понятий и знаний о бюджете семьи.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить понимание того, что у каждой семьи есть свой семейный бюджет (доход и расход), а также сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги, банковские операции.
Развивающие:
Развивать умения соотносить свои желания и возможности. Способствовать осознанию роли денег в жизни людей;
Воспитательные:
Воспитывать уважение к труду, к результатам труда людей; Воспитывать навыки рационального потребления, культуры поведения. Работа с родителями через детей - изготовление бумажных кошельков способом оригами.
Условные обозначения:
С – сказка, В.- слова воспитателя, ?- вопрос.
Ход занятия:
В. Встречает детей с кошельком в руках. Неожиданно в руках «оживает» кошелек. В. Включает запись со словами: «Ребята, помогите мне! Я слышал, что от меня хотят избавиться. Я стал старенький, но я знаю все секреты хранения денег. Друзья, помогите мне остаться в семье!»
В. Что делать, ребята?
Д: помогать!
В: о чем просил кошелек?
Д: остаться в семье.
В. : проходите на стулья.
В.- Сегодня я вам расскажу сказку о Кошельке (показ кошелька).
С… Итак…. Жил да был Кошелёк. Он любил, когда его бережно открывали…
? -Для чего открывали кошелек? (достать деньги). Ответ детей
С Их он хранил в разных своих кармашках. Чаще всего Кошелёк был не очень толстый. Но бывали особые дни, когда деньги наполняли его так, что он боялся, что его кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет. Как он любил такие мгновения! В такие дни его открывали часто.
?-Отчего кошелек становился толстым? Ответ детей
- Кто и какие деньги вносят в семейный бюджет? Ответ детей (мама, папа - зарплата, бабушка, дедушка - пенсия, брат-студент - стипендия, маленький ребенок - пособие)
На магнитной доске один из детей вывешивает картинки
? - Можно ли кошелек назвать семейным бюджетом?
Задачка:
- Если папа работает на двух работах, а мама на одной, сколько зарплат пополнят этот кошелек?
В: все деньги, которые приносят в общий кошелек семьи, называют доходом. Повторите слово - доход.
?-Как вы думаете, какие деньги есть в этом кошельке? Ответ детей (купюры и монеты - показать).
Представьте, такую ситуацию – пришли в магазин, купили товар, а продавец вас спрашивает – как вы будете рассчитываться – наличными или картой? Что обозначает слово – наличные деньги?
Д: наличные – это деньги, которые мы можем достать из кошелька, их можно потрогать и пощупать.
Игра «Дополни фразу» Закреплять умения сопоставлять предметы и находить в них разницу.
Я начну фразу, а вы дополните:
- Монета круглая, а банкнота….. (прямоугольная)
- Монета металлическая, а банкнота… (бумажная)
- Монета звенит, а банкнота…. (шуршит, шелестит)
- Монеты тяжелые, а купюры… (легкие)
?-Как докажете, что монеты тяжелые, а купюры легкие?
В. Приглашает на середину группы, чтобы провести эксперимент.
Эксперимент. Дети «взвешивают» на ладонях или подбрасывают(предложить купюру и монету)
В: семья не только зарабатывает деньги, но и тратит их. На что можно потратить деньги?
Д: еда, игрушки…
В: все правильно , ребята. У каждой семьи есть потребности. Что такое потребности? Это слово означает, что семья не может обойтись без этих товаров. Говорят – это предметы первой необходимости. А есть такие потребности – не очень важные.
Приглашает пройти к столу, разбиться на пары для выполнения следующего задания.
Перед вами лежат листочки с нарисованными потребностями. Вам необходимо посовещаться с товарищем и обвести в кружок ту потребность, без которой семья не сможет обойтись.
После выполнения, предлагаю вариант взаимопроверки, позже показываю свой вариант ответов. Сравниваем.
В: запомните, ребята, что без потребностей первой необходимости семья не сможет существовать.
В: Как одним словом можно назвать деньги, которые расходуют? РАСХОД
Правильно , ребята, расход – это деньги, которые потратили.
Приглашаю встать полукругом и сыграть в игру с мячом
Речевая игра «Доход или расход»
Учить детей задавать ситуацию на понятия «доход», «расход».
Мама получила зарплату — доход.
Бабушка заболела — расход. Выиграла приз — доход.
Заплатили за квартиру — расход.
Продала бабушка яйца — доход.
?- Ребята, подумайте, а может расходов быть больше, чем доходов? (Подвести детей к тому, что расходы не должны превышать доходы)
Однажды рядом с Кошельком появилась красивая, яркая, блестящая банковская пластиковая Карточка. Она вам знакома?(показать)
(дети отвечают). (Предлагается детям придумать ответы героев самим, поучаствовать в сюжете сказки)
Кошелёк насторожился:
— Привет, — сказал он. — Я — Кошелёк. Я — хранитель семейного бюджета.(Что могла сказать карточка?)
- А я — пластиковая карточка. Теперь я буду хранительницей денежных средств семьи.
- Но где же ты хранишь купюры? (Что могла ответить карточка?)
- Они во мне, — гордо ответила Карточка.
- Но ты такая тонкая и маленькая, — изумился Кошелёк, — и у тебя совсем нет карманчиков. Где же они помещаются? (Что могла ответить карточка?)
- А мне не нужны карманчики, у меня безналичные деньги— загадочно улыбнулась Карточка. — Я храню секрет волшебных цифр, которые знает только хозяин. Используя их, он может купить всё, что необходимо, и даже немного купюр положить в твой карманчик.
«Значит, обо мне забудут», — подумал Кошелёк и очень расстроился.
В: как же быть, ребята?
Д: надо их помирить!
А потом с восторгом предложил Карточке:
- А давай я буду о тебе заботиться. У меня же много карманчиков, и среди них найдётся надёжное местечко для тебя. И ты будешь долго оставаться такой красивой и яркой.
Карточка хотела отказаться, но, подумав, забралась в карманчик Кошелька. Кошелёк думал: «Теперь хозяин никогда про меня не забудет, и Карточка будет в порядке». А Карточка подумала: «Как тепло и уютно в карманчике Кошелька и ему всегда будет весело».
И тут они поняли, как хорошо, когда ты кому-то нужен.
Теперь они вместе будут отвечать за семейный бюджет!
Рефлексия
?-Понравилась вам сказка?
- Кто обратился к нам с просьбой? С какой?
- Какие задания выполняли?
- Что было сложным? Что было интересным?
- С какими новыми словами познакомились?
- Кто был самым активным сегодня? Почему?
- Важно ли то, что вы сегодня узнали?
- Для чего это пригодится в жизни?
Воспитатель дарит детям схемы изготовления кошельков, чтобы у них тоже был хранитель семейного бюджета.
Литература:
- Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий с детьми 5-7 лет. Вентана Граф, М., 2015
Интернет ресурс http://kolobok-perovo.ru/images/Dlya_konsultatcyi/1%202.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект методической разработки организации непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Составление сказки: «Приключения Тыквы на улицах города»» (по ознакомлению с правилами дорожного движения)
Методическая разработка организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению и закреплению правил дорожного движения....
Методическая разработка с использованием технологии ИКТ для детей старшего дошкольного возраста "Музыкальные инструменты"
У детей с тяжелыми нарушениями речи возникают затруднения в восприятии музыкального материала; у них отмечается снижение музыкального слуха, сенсорного развития. Презентация, как дополнительный зрител...
Методическая разработка: "ПЛАН-КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на лесную поляну»"
Целью занятия "Путешествие на лесную поляну" является профилактика и коррекция плоскостопия. Упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия за...
Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка «Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»
Методическая разработка «Формирование представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий»...
Методическая разработка серии план - конспектов НОД для детей старшего дошкольного возраста по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек» с учетом требований ФГОС дошкольного образования.
Разработка серии план - конспектов НОД для детей старшего дошкольного возраста по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма....
Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство детей с профессиями ветеринарной клиники"
Данный материал полезен, для того чтобы вызвать интерес к профессиям людей работающих в ветеринарной клинике.Активизация и пополнение детского словаря за счет слов по теме: питомец, ветеринарный врач,...