"Я в беду не попаду"
проект по обж (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 255»
Проект
«Я в беду не попаду»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Воспитатели:
Запотраева Я.В.
Тарасенко Л.А.
2020 г.
Проект «Я в беду не попаду»
Образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 255» является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Практическая значимость проекта заключается в объединении воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и работу с семьей, привитием детям навыков безопасного поведения в быту и на улице.
Рекомендован для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, родителей.
Актуальность проекта:
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ.
Усвоение социальной действительности ребёнком - процесс, во время которого он усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.
В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.
Безопасность жизнедеятельности - это наука о комфортном и травмабезопасном взаимодействии человека со средой обитания.
Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учесть.
Но возможно - всё избежать,
А где надо – на помощь позвать.
Т.Г. Хромцов
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома.
Именно поэтому изучение ОБЖ актуально в современном дошкольном образовании. Содержание направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
-развитие игровой деятельности детей;
-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
-формирование положительного отношения к себе;
-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Цель проекта:
Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.
Стимулирование развития у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности.
Повышение уровня развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
-Активизировать знания детей, приобретенные при изучении основ безопасной жизнедеятельности:
- Знать о том, какую опасность таят в себе спички, об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожаров.
-Активизировать знания о:
- сигналах светофора, о правилах перехода улицы, о правилах поведения в транспорте и на проезжей части.
- об опасностях при контактах с животными.
- об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
- о микробах и вирусах.
- о бытовых опасностях.
- о взаимосвязи и взаимодействии в природе.
Главной задачей формирования основ безопасности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Основные формы реализации проекта:
- Библиотечка для детского сада
- Лепка
- Аппликация
- Рисование
- Конструирование
- Атрибуты к инсценировкам и подвижным играм
- Дидактические игры
- Конспекты НОД, бесед
- Буклет
Планируемые результаты:
1. Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
2. Развитие основ экологической культуры ребенка и становления у него ценностей бережного отношения к природе.
3. Развитие представлений о строении человеческого организма и формирование ценностей здорового образа жизни.
4. Формирование представлений о безопасном поведении во дворе, на улице, в общественном транспорте.
Перечень основных направлений проекта:
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
- Обогащение уголка безопасности (загадки, дидактический материал, консультативный материал и тд)
Методическая копилка:
- Разработка конспектов бесед по теме проекта
- Загадок
Работа с родителями:
- Консультации
- Буклет
Тип проекта:
Познавательно-творческий
Сроки проекта:
Краткосрочный (4 недели)
Стратегия реализации проекта:
Содержание работы | Сроки | Результаты | |
I. Подготовительный этап | |||
| 1 неделя | Картотека бесед по ОБЖ | |
| Пополнение уголка безопасности | ||
II. Формирующий этап | |||
| 1 неделя «Пожарная безопасность» | Расширять представления детей о профессии пожарных, воспитывать уважение к труду пожарных, развивать речь. | |
| Продолжать знакомить детей с художественной литературой, учить понимать сюжет произведения, давать оценку поступкам героя. | ||
| Закреплять знания детей о пожаре и правила безопасного поведения детей с огнем | ||
| Развивать внимание, речь; учить видеть причинно-следственные связи, слушать друг друга не перебивая; воспитывать бережное отношение к окружающему, чувство самосохранения. | ||
| Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано; в ней нет «лишних» или «вредных» животных; объяснить, как лесные пожары влияют на жизнь зверей. | ||
| Познакомить с произведением Л. Толстого, развивать связную речь, воспитывать внимательность, любовь к художественной литературе | ||
| Учить лепить фигуру собаки из целого куска, развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение к труду пожарных собак. | ||
| Обобщить знания детей о правилах поведения на пожаре и его последствиях. | ||
| Познакомить детей с правилами пожарной безопасности; способствовать развитию осмотрительности и осторожности; развивать навыки общения в игре, формировать конкретные представления о строительстве; воспитывать желание оказывать помощь другим. | ||
| Научить детей находить предмет, который может пригодиться при тушении пожара пожарному. Объяснить свой выбор. Развивать логическое мышление | ||
| Довести до понимания детей предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность, если они попадут в неумелые руки невнимательного, безответственного человека, познакомить с репродукциями о бедствиях, которые могут причинить спички. | ||
| 2 неделя «Безопасность на улице» | Развивать диалогическую речь детей, закреплять и расширять знания детей о правилах дорожного движения, воспитывать дружелюбие. | |
| Учить решать на модели дорожные ситуации прогнозировать свое поведение в тех или иных обстоятельствах, воспитывать у детей внимание, сосредоточенность. | ||
| Учить оценивать поступки героев, закреплять правила поведения на улице. | ||
| Познакомить детей с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными, знаками сервиса. | ||
| Закрепление правил поведения в общественном транспорте. | ||
| Учить детей вырезывать различные части машин и составлять из них целое изображение | ||
| Расширить знания детей о видах транспорта, закрепить правила дорожного движения, формировать у детей знания о безопасном поведении на улице; развивать мышление, сообразительность | ||
| Учить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации. | ||
| На примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасные ситуации. | ||
| Развивать двигательную активность детей, закрепить знания цветов сигналов светофора. | ||
| Учить оценивать поступки героев, закреплять правила поведения на улице. | ||
| Учить детей создавать конструкции машин, уточнить значение звукового сигнала (сирены) | ||
| Учить детей закреплять значения дорожных знаков, использовать приемы лепки – барельеф | ||
| 3 неделя «Безопасность в доме» | Научить детей правильно вести себя в случае, если в дом приходит незнакомец. | |
| Объяснить детям на примере сказки, какие последствия могут быть, если не соблюдать правила безопасности. Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения | ||
| Закреплять знания правил безопасности в быту | ||
| Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны | ||
| Объяснить детям, почему не стоит затевать игры на кухне. | ||
| Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. | ||
| Познакомить с правилами работы с самыми обычными предметами | ||
| Приучать детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни | ||
| Закреплять знания правил безопасности в быту | ||
| Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины | ||
| 4 неделя «Здоровый образ жизни» | Закреплять знания детей о съедобных несъедобных грибах | |
| Дать представления об Олимпийских играх, развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой. Совершенствовать навыки лепки из пластилина. | ||
| Расширять знания детей о съедобных грибах | ||
| Учить заботится о своём здоровье. Познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой; учить детей самостоятельно рассказывать о различных способах защиты от вируса | ||
| Познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека, о полезных продуктах в которых содержаться витамины. Воспитывать у детей культуру питания, чувство меры | ||
| Познакомить детей с правилами безопасного поведения при общении с животными. | ||
| Закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы и продукты надо убирать на свои места, воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома. | ||
| Дать понять детям, что наши эмоции – это часть нашего здоровья. Важно для организма быть в хорошем настроении и каким способом его поднять | ||
| Рассказать детям о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятиями – «питательные вещества», «правильное питание», воспитывать желание соблюдать режим питания | ||
1.Кожные ощущения теплого и холодного предметов. 2.Острый укол - острым предметом. | Закрепить элементарные представления о коже, ее строении и функциях. Закрепить правила ухода за кожей | ||
III. Итоговый этап | |||
| 4 неделя | Презентация на педсовете |
Списо к используемой литературы:
1. Р.Б. Стеркина «Безопасность» - С.П. “Детство-Пресс” 2004
2. Т.А.Шорыгина «Основы безопасности» – М.2006
3. Т.А.Шорыгина «Правила пожарной безопасности для детей» – М.2007
4. О.А.Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» – М.2004
5. Э.Я.Степаненкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения» – М.1978 6. Т.А.Шорыгина «Безопасность для малышей» - М.2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка литературного сценария (праздника) для подготовительной группы «Кто правила движения знает, тот в беду не попадает».
Данная разработка направленана предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста...
Проект " Я в беду не попаду"
проект по образовательному направлению Безопасность....
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДЕ) ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ. ТЕМА: «На прогулку я пойду и в беду не попаду!»
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДЕ) ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ. ...
Конспект занятия НОД по познавательному развитию в группе дошкольного возраста «Я по городу иду, я в беду не попаду»
Цель:• Систематизация знаний детей о правилах дорожного движения.• Привитие навыков безопасного поведения на дорогах.• Воспитание чувства ответственности за безопасность своей жизни и ж...
Конспект игрового занятия по ПДД с участием инспектора по пропаганде ОГИБДД "Фликер ты с собой возьми и в беду не попади!"
Фликер – это световозвращающий знак, который может спасти пешехода на дороге. Обеспечивая видимость в условиях недостаточной освещенности, светоотражатель становится практически единственным способом ...
Конспект занятия по ПДД во второй младшей группе: «На дорогу ты смотри и в беду не попади!»
Тема: «На дорогу ты смотри и в беду не попади!».Цель: Формирование знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Образовательные: учить различать сигналы светофора и подчинять...
Конспект занятия по ПДД во второй младшей группе: «На дорогу ты смотри и в беду не попади!»
Формирование знаний о правилах дорожного движения....