ПРОЕКТ «Правила движения достойны уважения» по развитию и формированию навыков безопасного поведения на дороге, для детей старшего дошкольного возраста
проект по обж (подготовительная группа)
Цель:
формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге, в транспорте и на улице.
Задачи:
Образовательные:
1.Знакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и на дорогах.
2.Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
Развивающие:
3.Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
Речевые:
4. Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом; Развивать связную речь;
Воспитательные:
5.Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.
6.Повышать компетентность родителей по вопросам соблюдения ПДД.
Лэпбук «Юный пешеход» в рамках реализации проекта «Правила движения достойны уважения» https://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-yunyi-peshe...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_pdd_dlya_detey_podgotovitelnoy_gruppy.docx | 182.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г.НАДЫМА»
Проект по ПДД
для детей подготовительной группы
«Правила движения – достойны уважения»
Составитель
Иванова С.Н.
Воспитатель
Надым,2018
Актуальность
Обоснование проблемы
В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребенок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного движения, их незнанием. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего является несоблюдение правил дорожного движения самими детьми. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться все более важной государственной ект и пассажиров – детей.
Исследования, проведенные социологами среди младших школьников, выявили неутешительную картину отношения учащихся к соблюдению правил дорожного движения. С одной стороны, они знают, что правила надо соблюдать, что их нарушение ведет к травмам и гибели людей. С другой стороны – они считают, что возможны некоторые незначительные отступления от правил. Предоставленные самим себе, дети мало считаются с реальными опасностями на дороге, так как недооценивают собственные возможности, считая себя ловкими и быстрыми. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке, поэтому важно научить детей дорожной грамоте, правилам поведения на улице. Правильное поведение на дороге, в транспорте является основным условием сохранения жизни. Поэтому важно не просто рассказать о безопасности на дороге, но и отработать до автоматизма правила дорожного движения. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка. Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о правилах дорожного движения, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по соблюдению правил безопасности. Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач педагогической работы является обучение дошкольников правилам дорожного движения.Такая работа, несомненно, имеет положительный результат.
Реализация данного проекта во второй половине года в подготовительной к школе группе , а именно в преддверии школьной самостоятельной жизни, позволит не просто осознать реальную опасность, грозящей им от нарушения правил дорожного движения, но научит детей предвидеть опасные ситуации на дороге и принимать правильные решения в экстремальных условиях, сформирует чувство ответственности за свое поведение на дорогах и общественном транспорте. Само участие дошкольников и их родителей в реализации данного проекта станет средством воспитания активной жизненной позиции по отношению к негативным социальным явлениям, одним из которых является нарушение ПДД.
Тип проекта: информационно – познавательный, групповой, краткосрочный (3 месяца)
Гипотеза проекта
Исходя из цели и задач, проводимого проекта я выдвигаю следующую гипотезу: в результате реализации проекта «Правила движения – достойны уважения» у воспитанников должны сформироваться следующие параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах:
-отношение к ПДД как к важной общественной ценности;
- владение методами оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД;
- владение навыками безопасного поведения на улицах и дорогах.
Объект проекта: совместная работа воспитателя, детей и родителей.
Предмет проекта: процесс воспитания и обучения.
Участники проекта: дети 6-7лет, родители воспитанников, педагог
Сроки реализации проекта: март-май 2018 г.
Цель:
формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге, в транспорте и на улице.
Задачи:
Образовательные:
1.Знакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и на дорогах.
2.Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
Развивающие:
3.Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
Речевые:
4. Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом; Развивать связную речь;
Воспитательные:
5.Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.
6.Повышать компетентность родителей по вопросам соблюдения ПДД.
Ожидаемый результат
Дети:
- расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
- умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
- способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дорог
Родители:
- осознанная причастность к воспитанию личности безопасного типа.
Педагоги:
- сформированная ориентация на реализацию компетентного подхода к развитию ценностей здорового и безопасного образа жизни;
- укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению.
Этапы реализации проекта:
1 этап: «Подготовительный»
Март (первая, вторая недели) 2018 г.
1.Довести до детей важность данной проблемы: «Для чего необходимо знать Правила дорожного движения?» Обсуждение проблемы, принятие задач: довести до детей важность данной проблемы - «незнание Правил ДД может привести к беде!»
2. Определение цели и задач проекта. Составление перспективного плана работы.
3. Определение продукта проекта:
а) изготовление лэпбука «Юный пешеход»
б) знание Правил дорожного движения;
4. Подбор информации через интернет
5. Организация развивающей среды по теме проекта: картотеки, д/и и п/и , обучающие презентации.
6.Подбор художественной литературы по теме проекта.
7. Подготовка информационного стенда, консультационной базы для родителей.
8. Изучить методическую литературу: К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»; Авдеева Н.Н., Стеркина Р. Б., Князева О.Л., «Безопасность»; В.А.Добряков «Три сигнала светофора»; В.Э.Рубляк «Правила дорожного движения»; Е.С.Смушкевич, А.Я.Якупов «Мы по улице идем»; Э.Я.Степанкова «Дошкольникам - о правилах дорожного движения»; и другие.
2 этап: основной (реализация проекта)
Март (3,4недели)-май 2018 г.
Работа с родителями:
Консультации, направленные на актуализацию проблемы дорожной грамотности родителей и детей, а также, необходимости соблюдения ПДД.
Разработка и размещение в родительском уголке материалов по ПДД.
Анкетирование: «Соблюдаете ли Вы правила дорожного движения?».
Папки-передвижки: «Дорога на зелёный свет», «Безопасность ребёнка в машине».
Работа с детьми:
1. Беседы
«Дорожные знаки помни всегда».
«Осторожно - дорога!».
«Транспорт на улицах нашего города».
«О правилах поведения в общественном транспорте»
«Безопасность на дороге».
2. Художественное творчество:
Рисование: «Как нельзя вести себя на улице», «Моя улица».
Лепка: «Веселый светофор», «Машины».
Аппликация: «Дорожный знак»
Конструирование «Светофорик»
3. Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы все дорожные знаки исчезли?»; «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?»; «Истории в транспорте»; «Интересный случай на дороге».
4. Чтение художественной литературы: Е.Житков «Светофор», С.Михалков «Моя улица», «Дядя Степа» Н. Калинин «Как ребята переходили улицу», В.Сиротов «Твой товарищ светофор», П.В. Ивнев «Как разговаривает улица», И.Серяков «Законы улиц и дорог», А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу перехдили», Л.Гальперштейн «Шлагбаум», Г.Юрмин «Любопытный мышонок».
5. Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций «Дорожные знаки», «Дети и дорога», «Безопасность на дороге».
6. Создание выставки рисунков «Светофорик».
7. Целевая прогулка -экскурсия к пешеходному переходу. Наблюдение за уличным движением. Знакомство с понятием «Площадь», «Перекресток». Изучение дорожных знаков в реальных условиях
8. Организация сюжетно-ролевой игры «Улица», «Правила дорожного движения».
10. Дидактические игры: «Дорожные знаки», «Разрезные картинки», «Азбука пешехода», «Транспорт», «Поставь дорожный знак», «Будь внимательным», «Правильно разложи», «Узнай по описанию».
11. Подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Светофор» и другие.
12.Изготовление маршрута «Дом — школа».
13.Просмотр презентаций по ПДД. «Дорожные знаки», «Веселый светофор».
14.«Раскраски с ПДД для дошкольников»,
15. Коллективное решение кроссвордов.
3 этап заключительный:
Май 2018 г.
1. Презентация проекта для детей других групп.
2. Развлечение «Посвящение в пешеходы».
3. Создание книжек-малышек «Правила дорожного движения»
4. Создание лэпбука «Юный пешеход»
Этап подведения итогов деятельности
Положительные результаты проекта можно оценить по следующим показателям:
- Высокий уровень знаний детьми правил безопасного поведения на улицах и дорогах (в соответствии с возрастными требованиями).
- Наличие у детей мотивации к самостоятельной работе по данной теме.
- Уровень вовлеченности детей к решению данной проблемы.
- Проявление у детей негативного отношения к нарушениям ПДД.
- Активность детей при проведении конкурсов и различных мероприятий.
- Умение детей быстро и правильно ориентироваться в дорожных ситуациях (в различных игровых ситуациях);
- Активизация родителей и детей на мероприятиях.
Диагностика по освоению проекта
Реализация проекта предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности воспитатель создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
- Блиц – опрос детей подготовительной группы
1. Где должны идти пешеходы в населенном пункте?
А. По бордюру
Б. По будуару
В. По тротуару
Г. По клумбам
2. Какая разметка наносится на проезжую часть дороги, где разрешается пешеход?
А. Белые крестики
Б. Желтые кружочки
В. Оранжевые цветочки
Г. Белые полоски
3. Они « неуклюже бегут по лужам» в известной песне В. Шаинского
А. Водители
Б. Пешеходы
В. Лиса Алиса и кот Базилио
Г. Промокшие дети
4. Что должно быть у пешехода на одежде, чтобы быть заметнее на дороге в темное время суток?
А. Световозвращатели (фликеры)
Б. Погремушки
В. Яркие игрушки
Г. Белые флажки
5. Сколько сигналов у пешеходного светофора?
А. Один
Б. Три
В. Два
Г. Пять
6. Какого сигнала нет у светофора?
А. Синего
Б. Красного
В. Зеленого
Г. Желтого
7. Какой герой детской книжки С. Михалкова отремонтировал светофор и восстановил дорожное движение?
А. Дядя Степа
Б. Карлсон
В. Крокодил Гена
Г. Айболит
8. Чем должен быть пристёгнут пассажир легкового автотранспорта?
А. Солдатским ремнем
Б. Крепкой резинкой
В. Ремнем безопасности
Г. Специальной цепочкой
9. Какой сигнал светофора запрещает движение?
А. Зеленый
Б. Белый
В. Красный
Г. Синий
10. При помощи чего инспектор ДПС регулирует дорожное движение?
А. Фуражки
Б. Флажков
В. Платка
Г. Жезла
11. С какого возраста можно управлять велосипедом на проезжей части (при хорошем знании Правил дорожного движения)?
А. С 12 лет
Б. С 14 лет
В. С 7 лет
Г. С 16 лет
12. Какой дорожный знак нельзя встретить на дороге?
А. Кемпинг
Б. Туалет
В. Аквапарк
Г. Место отдыха
13. Кому в общественном транспорте не нужно уступать место?
А. Здоровому мужчине
Б. Беременной женщине
В. Инвалиду
Г. Старушке
14. Что нельзя делать в автобусе?
А. Оплачивать проезд
Б. Проходить в салон, не задерживаясь в проходе
В. Держаться за поручни
Г. Отвлекать водителя во время движения
15. Какого перекрестка нет?
А. Т- образного
Б. Крестообразного
В. Регулируемого
Г. Волшебного
Правильные ответы: 1-в, 2-г, 3-б, 4-а, 5-в, 6-а, 7-а, 8-в, 9-в, 10-г, 11-б, 12-в, 13-а, 14-г, 15г.
1 балл – ребенок не может выполнить все предложенные задания, помощь взрослого не принимает.
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания.
3 балла – ребенок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого.
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и частично с помощью взрослого все предложенные задания.
5 баллов – ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Средние значения: Больше 3,8 – высокий уровень 2,3-3,7 – средний уровень Менее 2,2 – низкий уровень
На основе полученных данных воспитатель составляет индивидуальные характеристики уровней исследовательской деятельности детей и разрабатывает пути развития исследовательского поведения каждого дошкольника.
Проводится качественный и количественный анализ ответов. Результаты диагностики фиксируются в таблице. Приложение1
Сравнительный анализ результатов мониторинга
усвоения воспитанниками материала
по проекту «Правила движения – достойны уважения»
Вывод: Проведя сравнительный промежуточный анализ результатов мониторинга (март 2018- май 2018 года) усвоения воспитанниками материала по проекту «Правила движения – достойны уважения», я увидела положительную динамику и рост знаний в данной области. На диаграмме мы можем увидеть, что на начало проекта у детей не было выявлено высокого уровня знания о правилах дорожного движения, преобладал средний уровень, он составлял 58%, остальные 42% показывали низкий уровень. К концу проекта, показатели изменились, появился высокий уровень знаний детей в данной области ПДД и составил 45%, средний уровень – 55%, низкий уровень у воспитанников не наблюдается.
Вывод
Разработанный краткосрочный план работы с детьми подготовительной группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения успешно выполнен, поставленные цели достигнуты. Особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения ролей, делегирования определенных полномочий детям были закреплены теоретические знания о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте, в пути. Чем раньше дети научатся культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет происшествий на проезжей части улиц.
Список используемой литературы:
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
- Л.Б. Поддубная «Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, «Корифей», 2009.
- Хромцева Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Хромцева Т.Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
- Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
- Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010.
- Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.
Приложение1
№ | Ф.И. ребенка | Уровень исследовательской деятельности | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
Приложение 2
Памятка «Советы родителям»
- Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, во дворе, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком то, что увидели.
- Закрепляйте знания, полученные ранее, чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним.
- Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
- Закрепите правила поведения на улице и в транспорте:
- переходить дорогу полагается только по пешеходному переходу и только шагом;
- перед тем, как выходить на проезжую часть, нужно обязательно остановиться, чтобы оценить дорожную обстановку, посмотреть налево и направо, затем можно двигаться, предварительно снова посмотрев в обе стороны;
- необходимо подчиняться сигналу светофора;
- в транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за поручень;
- входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит;
- нельзя высовываться из окна автобуса, высовывать в окно руки;
- нельзя играть на мостовой и вблизи неё, пересекать дорогу в неположенном месте
Приложение 3
Анкетирование родителей
- Где вы узнаете о дорожных происшествиях, связанных с детьми?
- На собраниях в школе.
- Из разговоров.
- По телевидению, радио, в печати.
Как ваш ребенок знает правила дорожного движения?
- Считаю, что знает
- на «5»,
- «4»,
- «3»,
- «2».
- Кто научил ребенка соблюдать Правила дорожного движения?
- Детский сад
- Школа.
- Сами родители.
- Бабушка, дедушка.
- Как часто вы говорите ребенку о необходимости соблюдать Правила дорожного движения?
- Ежедневно.
- Иногда.
- Очень редко.
- Не говорим на эту тему.
- Ваш ребенок стал школьником. Что вы сделали для того, чтобы он правильно переходил дорогу?
- Показали самый короткий и безопасный путь от дома школы.
- Несколько раз прошли по этому пути вместе с ребенком, показав, как правильно переходить дорогу.
- Другие меры (указать).
- Соблюдаете ли вы сами Правила дорожного движения?
- Всегда соблюдаю.
- Не всегда.
- Не соблюдаю.
- Нарушаете ли вы Правила, когда идете вместе с ребенком?
- Нет.
- Иногда бывает, если спешим.
- Не обращаем внимания ни на светофор, ни на машины.
- Как реагирует на ваше нарушение ребенок?
- Никак не реагирует.
- Говорит, что мы идем неправильно.
- Требует, чтобы мы шли правильно.
Приложение 4
Памятка «Обязанности пассажиров»
1. Ожидать общественный транспорт только на остановках.
2. Входить в задние двери, а выходить из передних дверей транспорта.
3. Прежде чем зайти, выпусти тех, кто выходит из транспорта.
4. При нерегулируемом переходе улицы трамвай обходи спереди, а автобус и троллейбус сзади.
5. В транспорте веди себя достойно:
-не шуметь и не толкаться;
-уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам с тяжёлыми сумками;
-держаться во время движения транспорта за поручни;
-не забывать оплатить свой проезд или предъявить проездной документ;
-никогда не стремиться сесть в транспорт на ходу (можно соскользнуть со ступенек и попасть под колёса автобуса);
-не входить в переполненный автобус, троллейбус, трамвай;
-острые и неудобные для других пассажиров предметы хорошо упаковывать и аккуратно ставить, чтобы никому не мешали.
Памятка для пассажиров автобуса и троллейбуса
На остановке
1.Соблюдай порядок, веди себя спокойно: не играй, не толкайся, не бегай.
2.Стой только на тротуаре.
3.Не выходи на проезжую часть.
4.Подходи к двери автобуса или троллейбуса только после полной его остановки.
При посадке
1.Пропусти выходящих пассажиров.
2.Соблюдай осторожность при посадке, чтобы не оказаться зажатым закрывающимися дверьми.
В салоне автобуса и троллейбуса
1.После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках и на площадке около дверей.
2.В салоне держись за поручни, не мешай проходить пассажирам, заранее готовься к выходу.
3.При выходе не суетись и не толкайся.
После высадки
На противоположную сторону улицы переходи только по пешеходному переходу.
Памятка для пассажиров трамвая
На остановке
1.Соблюдай порядок, веди себя спокойно: не играй, не толкайся, не бегай.
2.На посадочной площадке не стой близко к рельсам или вагону трамвая.
3.Ожидай трамвая на тротуаре, не стой близко к проезжей части дороги.
4.Не выходи с тротуара на проезжую часть для посадки в трамвай до полной его остановки.
При посадке
1.Не мешай выходу пассажиров.
2.Соблюдай выдержку: не суетись и не толкайся.
3. Будь внимателен и осторожен, чтобы не оказаться зажатым дверьми.
В вагоне трамвая
1.Не задерживайся на ступеньках и на входной площадке вагона, не мешай проходу пассажиров.
2.Держись за поручни.
3.Не стой у дверей и у ограждения поворотного устройства вагона.
4.Заранее готовься к выходу.
После высадки
1. Иди на тротуар только по пешеходному переходу, если остановка имеет посадочную площадку.
2. Иди на тротуар, не задерживаясь на проезжей части, если посадочной площадки на остановке нет.
3. Идти на тротуар во всех случаях надо, строго соблюдая требования Правил дорожного движения.
Члены жюри после конкурса проставляют в маршрутный лист количество баллов, заработанных данной командой. Команда отправляется на следующую станцию.
ЦИКЛ БЕСЕД
Беседа «Дорожные знаки помни всегда».
Образовательная задачи: научить различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
Развивающие задачи: формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей обстановке.
Воспитательные задачи: воспитывать желание передать свои знания младшим детям, своим друзьям.
Материал: таблицы с различными видами дорожных знаков: предупреждающих, запрещающих, указательных, предписывающих; конверты (по количеству детей), в которых находятся разрезанные знаки, письмо.
Предварительная работа: экскурсия по улицам деревни, наблюдения детей, рассматривание дорожных знаков.
Ход занятия
Воспитатель.
А теперь я вас проверю
И игру для вас затею.
Вот задам сейчас вопросы-
Отвечать на них непросто.
На дороге очень важно вам, ребята, не зевать,
Все правила движения вы твердо должны знать.
(Слышится стук в дверь)
-Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости.
(заходит Почтальон и передает письмо от жеребенка Фильки., воспитатель читает)
«Привет, дружок! Давай знакомиться! Я жеребенок Филька. Правда, так меня называют только друзья. Когда я вырасту, имя мое будет звучать гордо – Фиат. Люди говорят, что это марка автомобиля. У меня веселый характер, я обожаю игры, а еще люблю ежедневно узнавать что-то новое. Живу я в сказочной стране Магистралия, где есть большие зеленые лужайки, качели и карусели, а также автотрассы, до которых, правда, путь неблизкий. Играть у нас очень интересно, но для меня еще интереснее попасть на улицу, где ездят машины, ходят пешеходы. Я, конечно, любопытен, но опасаюсь за свои копыта и хвост, поскольку пока еще не знаю дорожной азбуки. Транспорта на улицах стала слишком много, и перейти через дорогу самостоятельно я не смогу. Когда-то мама мне рассказала, что есть дорожные знаки и светофор, которые помогают участникам дорожного движения, но как именно- я не знаю. Дорожные знаки, висят на улицах не просто так. Они все такие красивые и разные, так хочется узнать их назначение. Кто бы мне в этом помог?»
Воспитатель. Ребята, давайте вместе поможем жеребенку Фильке узнать назначение дорожных знаков. Будем вместе с вами разбираться, какие знаки нужны пешеходам, а какие водителям. Сегодня мы научимся понимать язык улицы-язык знаков.
Но сначала давайте поиграем в игру «Запрещается — разрешается».
(воспитатель читает стихотворение, а ребята на слово запрещается- молчат, а на слово разрешается-хлопают в ладоши.)
И проспекты, и бульвары —
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Тут шалить, мешать народу —...
(За-пре-ща-ет-ся)\
Быть примерным пешеходом —...
(Раз-ре-ща -ет -ся)!
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая
Проходи скорей вперед.
Ехать «зайцем», как известно,...
(За-пре-ща-ет-ся)!
Уступать старушке место...
(Раз-ре-ща-ет-ся)!
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете...
(За-пре-ща-ет-ся)!
При зеленом даже детям...
(Раз-ре-ша-ет-ся)!.
Куда бы вы ни шли, всюду на улицах вас встречают дорожные знаки. Они разного цвета и разной формы.
- Ребята, как вы думаете, зачем нужно так много знаков? (ответы детей)
- Итак, дорожные знаки нужны для того, чтобы улица могла «разговаривать» с водителями и пешеходами понятным им языком.
-Как вы думаете, почему дорожные знаки все разные?
- На какие группы можно их разделить?
Все дорожные знаки делятся на предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные и знаки сервиса.
Начнем с указательных знаков. Эти знаки сообщают участникам движения о местах пешеходных переходов, об остановке общественного транспорта, о местах стоянки транспорта. Эти знаки синего цвета, квадратные или прямоугольные. Вот хорошо знакомый вам знак «Пешеходный переход» (ПОКАЗАТЬ). Он устанавливается на пешеходных переходах.
Пешеходные переходы помимо знаков обозначены еще и дорожной разметкой, но под снегом и грязью разметка не всегда видна, а знаки видны всегда, даже в темноте, так как все они покрыты специальной краской, отражающей свет фонарей или фар автомобиля
Вот знаки «Подземный пешеходный переход» и «Наземный пешеходный переход».
_Чем эти знаки отличаются? (ответы детей)
-Ребята, а кто такие пешеходы? Где они должны ходить? Почему нельзя ходить по проезжей части?
Нарисованный автобус или трамвай внутри синего прямоугольника на что указывает? (ответы детей)
Верно, это знак «Место стоянки», он разрешает стоянку автомобилей. Не заходите на эту площадку: опасно!
Итак, мы свами рассмотрели какие знаки? (указательные)
Предупреждающие знаки – это треугольники белого цвета с красной каемкой. Как вы думаете, почему они называются предупреждающими? (Ответы детей)
Первый знак, с которым я хочу вас познакомить, -это знак «Пешеходный переход». Он предназначен только для водителей: предупреждает о том, что впереди пешеходный переход, обозначенный знаком вам указательным знаком «Пешеходный переход». Получив такое предупреждение, водитель должен быть очень внимательным. Но пешеходам переходить дорогу по этому знаку нельзя.
Знак «Дорожные работы» важен и для пешеходов, и для водителей: предупреждает о том, что впереди на проезжей части, обочинах, тротуарах ведутся работы. За этим знаком могут оказаться ямы, строительные материалы, машины.
Как вы думаете, о чем эти знаки могут предупреждать? (воспитатель показывает знаки о скользкой дороге, перегоне скота, возможности появления диких животных)
Знак «Дети» устанавливают у школ и детских садов. Водители и пешеходы должны быть особенно осторожны.
Среди всех дорожных знаков самые строгие – запрещающие. Как вы думаете почему? (ответы детей). Они вводят разные запреты и ограничения. Имеют круглую форму с красной каймой или с красным фоном. Эти знаки говорят водителям о том, что движение запрещено вообще или запрещено движение какого-то вида транспорта. Всем пешеходам нужно запомнить знак «Движение пешеходов запрещено». Это единственный запрещающий знак, который относится только к пешеходам. Пешеход, изображенный на этом знаке, перечеркнут красной чертой. Как вы думаете, где может находится этот знак? (ответы детей). Он может запрещать движение пешеходов на некоторых участках дорог.
Вот предписывающие знаки. Они имеют круглую форму и голубой фон, символы белого цвета. Знаки этой группы указывают места движения только одного какого-то вида транспорта, разрешают движение только в одном направлении.
А это знаки сервиса. Они указывают участникам движения добрую услугу- указывают места расположения таких нужных объектов, как пункт питания, больница, автозаправочная станция, телефон, гостиница, пост ГИБДД.
- Итак, на какие группы можно разделить знаки?
А сейчас мы поиграем «Остановка общественного транспорта» Правила игры. Обозначить дорогу. Выбрать двух-трех детей водителями автобуса (они надевают обручи). Остальные дети находятся возле знака «Остановка общественного транспорта», ожидая автобуса. Водители подъезжают к остановке. К обручу цепляется ребенок-пассажир, и вместе они бегут до обозначенного места, где пассажир отцепляется. Водители перевозят всех участников. По окончании игры все садятся на свои места.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Какой это знак?»
1. Воспитатель: Я хочу перейти улицу:
Какой дорожный знак я должна найти, чтобы определить место перехода?
(Пешеходный переход)
2. Воспитатель: Мы поехали отдыхать за город.
Какой знак мы должны взять с собой?
(Осторожно, дети)
3. Воспитатель: Если мы захотим кушать:
Какой знак нам поможет найти столовую или кафе?
(Пункт питания)
4. Воспитатель: Нам нужно сесть в автобус, по какому знаку мы узнаем, что это остановка? (Остановка общественного транспорта – автобуса)
5. Воспитатель: Если понадобилось срочно позвонить? Какой знак нам поможет найти, телефон?
(Телефон)
Хорошо, молодцы!
Выберите среди знаков, которые лежат у каждого из вас на столе, нужный знак. Я буду называть вам дорожный знак, а вы показывать его. Итак, «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Подземный переход», «Дорожные работы», «Движение пешеходов запрещено». А сейчас вам следует сложить дорожные знаки. У вас на столах конверты, в них находятся разрезные знаки, (дети открывают конверты и складывают свои знаки. Отвечают на вопросы).
- Как называется знак?
- Какое он имеет значение?
- Какие дорожные знаки встречаются вам по дороге в детский сад?
Вот вы и разобрались, научились понимать язык знаков. Я надеюсь, вы будете все правила дорожного движения выполнять неукоснительно. Не забудьте познакомить со знаками своих друзей, малышей.
А сейчас ребята, вы нарисуете дорожные знаки и составите рассказ о нем. Я все запишу, и мы отправим эти рассказы и рисунки со знаками, письмом жеребенку Фильке.
А вы, ребята, знайте:
Знаки важные, дорожные,-
Компас взрослых и ребят.
Дети! Будьте осторожны!
Знайте, что нельзя, что можно!
Выполняйте непреложно
Все, что знаки говорят!
Беседа
«Осторожно! Дорога!»
Задачи:
-Закрепление знаний по правилам дорожного движения и безопасности на дорогах и в транспорте;
-Воспитание культуры поведения на дороге и в транспорте, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Ход мероприятия:
1. Введение (вступительное слово классного руководителя).
Соблюдение ПДД – закон сохранения жизни. С этим нельзя не согласиться. Однако статистика гласит: примерно три четверти всех ДТП происходит с участием детей. Давайте подумаем, какие это могут быть причины. Наиболее частыми являются:
-Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест. -Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору.
-Неподчинение сигналам светофора.
-Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара .
Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге? Как не допустить рост ДТП с участием школьников?
Для этого необходимо уделять теме безопасности огромное значение. И мы сегодня поговорим об этом.
2. Основная часть (Беседа с классом).
Представьте, что в нашем городе вдруг погасли все светофоры. А все инспектора, регулирующие движение, куда-то исчезли. Какие последствия могут быть? (Обсуждение вопроса).
С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.
Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.
Что такое ДТП? (Обсуждение вопроса обучающимися).
Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей. Оказывается, пешеходам не хватает терпения дождаться подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно».
Полосатая дорожка («зебра») лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили, что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам.
Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам – велосипеда.
Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим.
Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона.
Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл.
Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет.
На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара.
3. Закрепление изученного (в игровой форме).
3.1.Ответы на вопросы:
-Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе).
-Человек, едущий на транспорте. (Пассажир).
-Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход).
-Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак)
-Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие).
-Кто должен знать дорожные знаки?
-Место ожидания автобуса. (Остановка).
-Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай).
-Номер телефона скорой помощи. (03).
-Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка).
-Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус).
-Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар).
-Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП).
-Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток).
-Его боятся нарушители правил. (Инспектор).
-Как на проезжей части улиц и дорог обозначен пешеходный переход?
-Пешеходный переход по-другому. (Зебра).
-В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?
-Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете?
-Каков порядок посадки в автобус и выход из него? (автобус обходят сзади)
-Как надо правильно переходить улицу, дорогу?
-Можно ли перебегать через улицу, дорогу?
-Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги?
-Сколько сигналов у пешеходного светофора?
-В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
-Безбилетный пассажир?
-Дорога для трамвая?
-Дом для автомобиля?
-Трехглазый постовой. (Светофор).
-Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?
-Это «говорит» желтый свет светофора. (Внимание).
3.2.Игра.
А сейчас мы с вами немного поиграем, а заодно и закрепим теорию. Я вам предлагаю игру на внимание. Я буду показывать сигналы светофора. Если красный – вы стоите на месте, желтый – хлопаете в ладоши, зеленый – переходите на другую сторону класса. Итак, внимание!
3.3.Загадки:
Тихо ехать нас обяжет,
Поворот вблизи покажет
И напомнит, что и как,
Вам в пути…(Дорожный знак).
Что за «зебра» на дороге?
Все стоят, разинув рот.
Ждут, когда мигнет зеленый,
Значит это… (Переход).
Встало с краю улицы в длинном сапоге
Чучело трехглазое на одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает людям дорогу перейти. (Светофор).
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней.
Обувь носит из резины, называется… (Машина).
3.4. «Перевёрнутые слова»
Перед вами слова, в которых буквы перепутаны местами. Попробуйте восстановить их в нормальном порядке (записаны на обратных сторонах доски).
Например, МАИЗ – ЗИМА
ШИАМНА –
РЕВОСТОФ –
ХОРЕДЕП –
НИПСКЕРТО –
3.5. «Найдите лишнее»
Посмотрите внимательно на ряды слов. Три из них связаны между собой по какому-либо признаку, а четвёртое отличается. Найдите лишнее слово (вместе устно):
а) Велосипед, автобус, мотоцикл, трамвай.
б) «Жигули», «Запорожец», «Волга», «КаМАЗ».
в) Красный, синий, зелёный, жёлтый.
г) ПДД, ГАИ, ГИБДД, ЖКХ.
3.6. «Разгадайте фразы».
Отгадайте, какие фразы кроются под цифрами:
А-1, Б-2, В-3, Г-4, Д-5, Е-6, Ж-7, И-8, Й-9, Л-10, Н-11, О-12, П-13, Р-14, С-15, Т-16, У-17, Ш-18, Ь-19, Ю-20, Я-21.
16, 8,18,6 6,5,6,18,19 – 5,1,10,19,18,6 2,17,5,6,18,19.
(Тише едешь – дальше будешь).
15,12,2,10,20,5,1,9,16,6 13,14,1,3,8,10,1 5,12,14,12,7,11,12,4,12 5,3,8,7,6,11,8,21!
(Соблюдайте правила дорожного движения!).
4. Вывод: сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда. Запомнили главные правила управления этим транспортным средством на дорогах и во дворах нашего города; вспомнили и закрепили основные правила дорожного движения. Поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Соблюдать правила дорожного движения, быть осторожным на дороге – это не трусость, а умный расчет.
Обобщающая беседа познавательного характера
на тему «Транспорт на улицах нашего города»
Цель: систематизировать знания детей о видах городского транспорта; развивать сосредоточенность, внимание, память, логическое мышление, умение классифицировать транспорт; воспитывать силу воли, уважение к мнению другого.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Транспорт», рассказ стихотворения Андрея Усачева «Паповоз», дидактическая игра «Едет, плавает, летает».
Наглядный и дидактический материал: сюжетные картинки, загадки, демонстрационный материал по теме «Транспорт», дидактическая игра «Третий лишний».
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Воспитатель: Ребята у нас в гостях один из персонажей телепередачи «Спокойной ночи малыши», как вы думаете кто это? А чтобы вам легче было узнать нашего гостя я дам вам несколько подсказок: у него нос пятачком, а глазки как пуговки.
Дети: Это Хрюшка.
Ребята здороваются с Хрюшкой и приглашают с ними поиграть.
Воспитатель: ребята, как вы утром добираетесь до детского сада?
Дети: мы с мамой пешком. А мы на троллейбусе. Мы едем автобусом, и т.д..Воспитатель: а как это всё можно назвать одним словом?
Дети: транспорт.
1. Что за чудо - едет дом,
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус.)
2. По асфальту едет дом,
Ребятишек много в нём,
А над крышей - вожжи,
Он ходить без них не может. (Троллейбус.)
3. Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Автомобиль.)
4. Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус или троллейбус)
2. Дидактическая игра « Третий лишний».
Воспитатель перечисляет виды транспорта. Дети называют «лишний» по определённому признаку, объясняя свой выбор.
Воспитатель: Ребята, на улице нашего города очень много разного тран спорта. Есть среди него и специальный транспорт. Кто может назвать эти машины?
Дети: Это скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина.
Воспитатель: А кто работает на этом транспорте?
Дети: Врачи, пожарники, полицейские.
3. Дидактическая игра «Найди свою профессию».
Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением профессий, а на доску вешает карточки с изображением специального транспорта. Задача детей заключается в том, что они к каждому изображению транспорта должны подобрать соответствующую карточку изображением профессии.
4. Хрюша благодарит детей за интересные и познавательные игры, и дарит им на память памятки юного пешехода. Дети прощаются с Хрюшой.
5. Итог.
Воспитатель: О чём мы сегодня вели разговор? (Ответы детей.)
Беседа на тему: «Правила поведения в транспорте»
Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения в транспорте.
Ведущий:
При посадке и высадке из транспорта
* Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.
* Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
* Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).
* Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).
При ожидании транспорта
* Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.
Приходит Буратино.
Здравствуйте, ребята! Когда я ехал к вам в садик на автобусе, то увидел мальчика, который кричал и сорил в автобусе. Разве так можно себя вести в транспорте?
Ребята, а давайте поговорим о правилах поведения в транспорте!
Как надо стоять на остановке когда ждёшь транспорт?
Правильно, на остановке не балуются. Когда приедет автобус посмотри на номер автобуса, прежде чем в него войти. И сначала выпусти пассажиров из транспорта, а потом заходи сам. Не задерживайся в дверях проходи в середину салона. Не толкай других пассажиров и не наступай на ноги. И надо быть осторожным при закрытии дверей.
А что дальше делают в транспорте?
Правильно, оплачиваем проезд или предъявляем проездной билет. И сохраняем его до конца проезда!
А если в транспорт вошла бабушка, что нужно сделать? Правильно, уступить место старшим. Надо помогать пожилым пассажирам. Не скандаль и не капризничай в транспорте. И не разговаривай громко – ты мешаешь другим. Если тебя о чём-то спросили, отвечай вежливо. Уважай других пассажиров!
А с мороженым можно заходить в транспорт? Почему? А сорить можно? А в окно бросать мусор? Почему?
Ребята, мне говорили, что высовываться в окно очень опасно! Почему?
Ребята, а если кто-то хулиганит в транспорте, что надо делать?
Надо сообщить водителю. А если тебя обижают, привлеки внимание взрослых.
Ой, ребята, спасибо вам! Вы мне сегодня много непонятного объяснили. Я теперь буду примерным пассажиром! Мне пора. До скорой встречи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рубрика "Воспитатель года 2018" Презентация применения инновационных образовательных технологий" -ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИИ
В статье представлена система работы по обучению старших дошкольников правилам дорожного движения посредством использования технологии ТРИЗ, отражены новые подходы в применении...
Проблемная ситуация как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста.
Главной задачей для воспитателей является формирование у детей сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на улице, выработка прочной привычки в применении знаний и выполнения п...
Консультация для родителей по формированию навыков безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей по формированию безопасного поведения у старших дошкольников....
Актуальный педагогический опыт "Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста средствами технологии «Интеллектуальный танец"
В наше время ни у кого не вызывает сомнения, что у детей отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку, которой обладают взрослые. Согласно информации по ГИБДД на территории Белгородской о...
Межпредметный проект по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения знай и соблюдай»
Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации проекта 1 учебный год. В проекте предполагается использование различных дидактически...
Метапредметный проект по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения знай и соблюдай»
Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации проекта 1 учебный год. В проекте предполагается использование различных дидактически...