Сценарий семинара-практикума для педагогов "Как оценить безопасность детских книг и мультфильмов"
консультация по обж
Цель: научить педагогов оценивать печатные и аудиовизуальные материалы с точки зрения безопасности для детей.
Задачи:
- проанализировать основные положения нормативных актов, которые регламентируют информационную безопасность детей в детском саду;
- определить, как аудиовизуальная и печатная продукция воздействует на дошкольников;
- научить педагогов оценивать степень соответствия аудиовизуальной и печатной продукции требованиям информационной безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-практикум для педагогов | 256.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий семинара-практикума для педагогов
«Как оценить безопасность детских книг и мультфильмов»
Цель: научить педагогов оценивать печатные и аудиовизуальные материалы с точки зрения безопасности для детей.
Задачи:
- проанализировать основные положения нормативных актов, которые регламентируют информационную безопасность детей в детском саду;
- определить, как аудиовизуальная и печатная продукция воздействует на дошкольников;
- научить педагогов оценивать степень соответствия аудиовизуальной и печатной продукции требованиям информационной безопасности.
Материалы и оборудование: карточки «Критерии, по которым следует оценивать безопасность информационной продукции для детей», карта оценки мультфильма; выдержки из нормативных документов, раздел основной или комплексной образовательной программы о возрастных особенностях детей; книга для детей и видеозаписи мультфильмов; листы для работы, ручки.
Ход мероприятия: Теоретическая часть
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о том, как обеспечить безопасность информационной среды нашего детского сада. Мы затронем только два вида информационной продукции, которые вы используете в работе: обсудим, как оценивать аудиовизуальную и печатную продукцию. Однако мы не только обсудим, как это делать, но и попробуем себя в роли экспертов – проанализируем пару мультфильмов. Предлагаю работать парами и начать наш семинар практикум с игры.
Игра «Кто больше?»
Ведущий: Общая задача для всех – вспомнить и записать материалы, которые вы используете в работе с детьми. Я раздаю вам подписанные листочки, и вы приводите как можно больше примеров аудиовизуальной продукции и печатной продукции.
После того как все зачитывает список, все участники семинара корректируют и дополняют его. Ведущий следит за тем, чтобы не было повторов.
Если педагоги не перечислят все даже после обсуждения, дополните список сами.
Ведущий: Итак, вы вместе определили объект исследования – что мы сегодня будем анализировать. Конечно, мы не успеем проанализировать даже по одному примеру каждого вида, поэтому мы остановимся на разборе мультфильмов и книги. Теперь давайте обсудим, почему важно уметь оценивать информационную продукцию, которую вы используете в работе с детьми.
Детские сады самостоятельно выбирают, какие плакаты будут висеть в группах, какие книги будут стоять на полках и какие мультфильмы показывать детям. Возрастная маркировка с 2012 года есть у всей информационной продукции для детей, которая поступает в продажу. Но как быть, если в детском саду остались плакаты, книги, диски и видеокассеты, где возрастной маркировки нет?
Есть федеральный закон: «Об образовании в Российской Федерации» и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Есть основные положения Концепции информационной безопасности детей – об особенностях восприятия информации детьми и как информация влияет на дошкольников. И есть раздел о возрастных особенностях детей комплексной образовательной программы дошкольного образования. Закон обязывает педагогов использовать в работе с детьми безопасные обучающие материалы. Однако, кроме возрастной маркировки, не все знают, по каким еще критериям их выбирать.
С опорой на эти документы и свой профессиональный опыт вы можете оценивать информационную продукцию, которую вы используете в работе с детьми.
Ведущий: Чтобы сократить время, я подведу небольшой итог. Основные положения нормативных актов, которые регулируют информационную безопасность детей.:
Практикум: работа экспертных групп с печатной продукцией
Ведущий раздает карточки с критериями. Каждая пара работает с одним из параметров оценки информационной безопасности печатной продукции. Первая пара получает карточку для анализа сцен насилия и жестокости; вторая пара – карточку для анализа сцен с антиобщественными действиями; третья пара – карточку для анализа сцен с опасными для людей и природы моделями поведения; четвертая пара – карточку для анализа объектов, которые могут вызвать у детей страх, ужас, тревогу, дискомфорт.
Ведущий: Теперь мы можем приступать к практикуму. Попробуйте себя в роли экспертов.
Для начала проанализируйте книгу. Сначала проверьте, есть ли на ней возрастная маркировка. Затем с помощью карточек, которые вы только что получили,
определите, безопасна ли эта книга для детей.
Участники заполняют карточки, затем знакомят остальных педагогов с ответами и своими выводами. Педагоги формируют общее мнение о книге, которую они анализировали, определяют, безопасна ли она для детей, стоит ли ее использовать в работе с дошкольниками.
Ведущий: Как вы уже поняли, безопасным можно считать только такой информационный продукт, который безопасен по всем критериям. Осталось оценить книгу по еще двум параметрам – «Информация эротического характера» и «Отрицание семейных ценностей». Проходит ли книга по этим критериям?
Педагоги при необходимости дискутируют и дают ответ.
Практикум: оценка аудиовизуального материала
Ведущий: Сейчас мы с вами познакомились с общими подходами к оценке безопасности печатной продукции. Эти же критерии вы можете использовать, чтобы оценить аудиовизуальную продукцию для работы с детьми. Однако, помимо общих подходов к оценке безопасности, у некоторых видов информационных продуктов есть специфические характеристики. Например, у мультфильмов. Давайте обсудим, могут ли наносить вред здоровью или развитию детей детские мультфильмы?
Участники семинара-практикума высказывают свое мнение, приводят аргументы в его пользу.
Ведущий: Пожалуйста, возьмите карточки с критериями оценки мультфильмов и положите перед собой. Предлагаю вам сейчас посмотреть два мультфильма. Потом вы попробуете дать им экспертную оценку с помощью этой карточки. Первая и вторая пары оценят мультфильм «Терем теремок», третья и четвертая – серию из мультсериала «Маша и Медведь».
Доп. материал: карточка для оценки мультфильма».
Участники семинара-практикума смотрят «Терем-теремок» (реж. Л. Амальрик, 1971)
и серию мультсериала «Маша и Медведь» (реж. О. Кузовков и др., 2009 – н. в.), которую старший воспитатель выбирает заранее. Затем педагоги оценивают их по основным критериям.
Критерии, по которым педагоги оценивают мультфильмы
- Эстетическая ценность
- Познавательная ценность
- Воздействие на эмоциональную сферу детей
- Модели поведения, которые транслируют персонажи
- Соответствие художественного решения возрастным особенностям детей
Далее команды озвучивают характеристики мультфильмов.
Ведущий предлагает сделать общий вывод об их безопасности и целесообразности
для просмотра дошкольниками определенного возраста, о беседах и других формах работы, которые педагоги могут провести по содержанию мультфильма.
Ведущий: Если вдруг у вас возникают сомнения в безопасности информационного продукта, лучше перестраховаться. Можно обратиться к услугам экспертов или отказаться от использования спорного продукта в работе с детьми. Но чтобы вы не отказывались от всего, «как бы чего не вышло», мы и провели этот семинар-практикум. Теперь знаете, по каким критериям следует выбирать книги и мультфильмы для детей, а также сможете оценивать информационную безопасность других аудиовизуальных и печатных материалов.
Приложения
1 Анализ сцен насилия и жестокости (книга)
Небезопасно (да, нет) | Критерий | Безопасно (да, нет) |
Есть сцены жестокости и насилия | ||
Натуралистичные, длинные | ||
Привлекательный жестокий герой; насилие со стороны положительного героя | ||
Насилие признаётся допустимым, доблестным | ||
Насилие и злодеев осуждают | ||
Добро побеждает зло | ||
Есть ненасильственное решение конфликта | ||
Жертве насилия сочувствуют |
3 Анализ сцен с опасными для людей и природы моделями поведения (книга)
Небезопасно (да, нет) | Критерий | Безопасно (да, нет) |
Опасные модели поведения, экстремальные действия | ||
Исходят от положительного героя | ||
Показаны как нормальные, допустимые | ||
Вызывают положительные эмоции у героев | ||
Похожи на инструкцию | ||
Награждение того, кто демонстрирует | ||
Показаны последствия нарушения правил безопасности | ||
Осуждается |
2 Анализ сцен с антиобщественными действиями (книга)
Небезопасно (да, нет) | Критерий | Безопасно (да, нет) |
Антиобщественные действия | ||
Их эмоциональная привлекательность | ||
Кажутся безобидными, безнаказанными | ||
Так действует положительный герой, побуждает к этому | ||
Похоже на инструкцию | ||
Обоснованы, оправданны | ||
Эпизодически, короткие | ||
Действия или тех, кто их совершает, осуждают |
4 Анализ объектов, которые вызывают патологический страх, ужас, тревогу (книга)
Небезопасно (да, нет) | Критерий | Безопасно (да, нет) |
Есть такие объекты | ||
Обезображенный вид, агрессия героев | ||
Нужно обсуждать с ребенком после его знакомства с продуктом | ||
Присутствие оправдано жанром | ||
Представлены в сказочном, фантастическом, комедийном контексте | ||
Нереалистичные |
Нормативные акты, которые регулируют информационную безопасность
- «Об образовании в Российской Федерации» (п. 2 ч. 6 ст. 28, пп. 8–9 ч. 1 ст. 41)
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
- приказ Минкомсвязи от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию»
Концепция информационной безопасности детей (ч. II распоряжения Правительства от 02.12.2015 № 2471-р)
1 Анализ сцен насилия и жестокости (мульт. «Терем-теремок»)
Небезопасно (да, нет) | Критерий | Безопасно (да, нет) |
Есть сцены жестокости и насилия | ||
Натуралистичные, длинные | ||
Привлекательный жестокий герой; насилие со стороны положительного героя | ||
Насилие признаётся допустимым, доблестным | ||
Насилие и злодеев осуждают | ||
Добро побеждает зло | ||
Есть ненасильственное решение конфликта | ||
Жертве насилия сочувствуют |
3 Анализ сцен с опасными для людей и природы моделями поведения (мульт. «Маша и медведь»)
Небезопасно (да, нет) | Критерий | Безопасно (да, нет) |
Опасные модели поведения, экстремальные действия | ||
Исходят от положительного героя | ||
Показаны как нормальные, допустимые | ||
Вызывают положительные эмоции у героев | ||
Похожи на инструкцию | ||
Награждение того, кто демонстрирует | ||
Показаны последствия нарушения правил безопасности | ||
Осуждается |
2 Анализ сцен с антиобщественными действиями (мульт. «Терем-теремок»)
Небезопасно (да, нет) | Критерий | Безопасно (да, нет) |
Антиобщественные действия | ||
Их эмоциональная привлекательность | ||
Кажутся безобидными, безнаказанными | ||
Так действует положительный герой, побуждает к этому | ||
Похоже на инструкцию | ||
Обоснованы, оправданны | ||
Эпизодически, короткие | ||
Действия или тех, кто их совершает, осуждают |
4 Анализ объектов, которые вызывают патологический страх, ужас, тревогу (мульт. «Маша и медведь»)
Небезопасно (да, нет) | Критерий | Безопасно (да, нет) |
Есть такие объекты | ||
Обезображенный вид, агрессия героев | ||
Нужно обсуждать с ребенком после его знакомства с продуктом | ||
Присутствие оправдано жанром | ||
Представлены в сказочном, фантастическом, комедийном контексте | ||
Нереалистичные |
Аудиовизуальная продукция | Печатная продукция |
|
Аудиовизуальная продукция | Печатная продукция |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум с элементами тренинга «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» (для родителей)
Семинар для повышения уровня психолого-педагогических знаний у родителе о воспитании, развитии, дисциплине и пихологической безопасности детей дошкольного возраста...
Сценарий семинара-практикума для воспитателей. Тема: «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на воспитание и развитие детского творчества».
Цель семинара: 1. Расширять и закреплять знания воспитателей о народном декоративно-прикладном искусстве, его влиянии на развитие детского творчества.2....
Сценарий семинара-практикума для педагогов детского сада "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям"
Уважаемые коллеги - воспитатели и старшие воспитатели!В рамках празднования Дня народного единства в нашем детском саду был проведен муниципальный семинар-практикум для педагогов "Нравственно-пат...
Семинар-практикум для воспитателей "Как оценить психологический комфорт в группе в начале учебного года"
Семинар-практикум для воспитателей....
Семинар-практикум для педагогов: «Формирование навыков безопасности через художественную литературу. Безопасные сказки».
Семинар-практикум для педагогов:«Формирование навыков безопасности через художественную литературу. Безопасные сказки»....
Сценарий семинара-практикума для воспитателей ДОУ "Поисковые методы в детском саду"
Семинар-практикум «Поисковые методы обучения в детском саду» направлен на освоение организации поисково-исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в...