Семинар-практикум для воспитателей "Как оценить психологический комфорт в группе в начале учебного года"
материал
Семинар-практикум для воспитателей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п.Малиновский»
Семинар-практикум для воспитателей.
«Как оценить психологический комфорт в группе в начале учебного года»
Подготовил:
педагог-психолог Кочурова А.А
2019 г.
Продолжительность: 60 минут.
Цель: научить воспитателей оценивать психологический комфорт и эмоциональное благополучие детей в группах.
Задачи:
- показать, как зависит психологический комфорт воспитанников от стиля педагогического общения;
- познакомить педагогов с диагностическим инструментарием
- провести комплекс упражнений для педагогов, чтобы снять эмоциональное напряжение;
- рассказать педагогам, как создать условия для психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду.
Педагог-психолог: Здравствуйте, коллеги! Сегодня наша цель – научиться оценивать и создавать психологический комфорт для детей в группах.
Представьте последствия психологического дискомфорта для ребенка: появляются фобии, страхи, тревожность, повышается агрессивность. Психологические переживания переходят в соматические расстройства, то есть ребенок, который получил психологическую травму, заболевает физически. Детские психологические травмы проявляются в более зрелом возрасте в виде психологической защиты. Это позиция избегания, агрессивное поведение и другие проблемы. Поэтому так важно сохранять эмоциональное, то есть психическое, психологическое, здоровье детей. Это в первую очередь зависит от воспитателей, ведь большую часть времени дети находятся в детском саду.
Упражнение «Ассоциация».
Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.
Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета?
Если педагог-это время года, то какое?
Если педагог – это погода, то какая?
Вот таким радушным и должен быть воспитатель для детей.
Обсуждение стилей педагогического общения
Педагог-психолог: Если вы заинтересованы в том, чтобы создать благоприятную атмосферу в группе, проанализируйте ситуацию. Посмотрите, каковы отношения между детьми, воспитателями и детьми, воспитателями и родителями, между воспитателями.
Как только мы переступаем порог группы, то сразу можем ощутить, какая там психологическая атмосфера: раскованность или закрытость, спокойная сосредоточенность или тревожная напряженность, искреннее веселье или угрюмая настороженность. Позитивный климат в группе возникает тогда, когда все дети чувствуют себя свободно и не ущемляют права других детей. Это зависит от воспитателя. Не забывайте и того, что на эмоциональное состояние детей влияет эмоциональное благополучие взрослых. Старайтесь вовремя снимать своё эмоциональное напряжение.
Прежде чем перейти к методикам определения комфортности и рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.
Давайте проведем комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.
Упражнение «Разогревки - самооценки»
Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта. (Участвуют все педагоги).
Если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши.
Если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, что звучит рядом, улыбнитесь соседу.
Если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль проявления эмоций, дотроньтесь до кончика носа.
Если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза.
Если в магазине вы отказываетесь примерить предложенную вам одежду только потому, что продавец не улыбнулся вам, покачайте головой.
Если вы не можете удержаться от спора, когда кто-то в чем-то не согласен с вами, топните ногой.
Если вы полагаете, что преобладание какой-то эмоции зависит только от внешних стимулов, подмигните.
Если вы выражаете гнев, стуча кулаком по столу, повернитесь вокруг себя.
Если вы способны удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой.
Если, войдя в незнакомое помещение и знакомясь с кем-то, вы мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой.
Если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните.
Если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой.
Если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от вашей эмоциональности, потанцуйте.
Следующее упражнение мы с вами уже делали, давайте вспомним и повторить.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».
2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой : «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь до ста».
3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь удача».
7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».
8. Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу».
9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И все у меня получается».
10. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».
Спасибо, можно присесть. Немного отдохнули.
Давайте мы с вами узнаем, какой стиль педагогического общения подходит вам, я вам раздам анкеты, вы их заполните. В конце вы посчитаете баллы и получите результат. (анкетирование)(прил.1)
А теперь рассмотрим, как разные стили педагогического общения влияют на психологический климат в группе. Каковы положительные и отрицательные стороны каждого стиля общения?
От стиля отношения воспитателей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функции. Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения до любви, от отсутствия контроля до его наличия. (прил.2)
Демократический стиль.
Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявления уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Такой педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы.
Авторитарный стиль.
Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», воспитатель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь. Причем педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что ломая детей и добивая от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей.
Либеральный стиль
Характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей.
Индифферентный стиль
Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к ним.
Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; проявляют безразличие к жизни ребенка.
В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что педагог проявляет так называемый «смешанный» стиль взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического и либерального. Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стилей.
Наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции.
Именно правильно выбранный стиль общения педагога – психолога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе.
Знакомство с диагностическими материалами (прил.3)
Педагог-психолог: Посмотрите, на столах перед вами лежат методические материалы, чтобы изучить и оценить психологический климат в группе и эмоциональное благополучие детей. По этим методикам вы сможете определить, комфортно ли детям находиться в группе, как они эмоционально воспринимают ее, кто лидер, а кто аутсайдер. Результаты диагностики помогут вам оценить и свои воспитательные действия.
Познакомьте педагогов с несколькими методиками оценки психологического климата и эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада. Для этого разложите на столах перед педагогами методические материалы:
– рисунок «Я в своей группе детского сада» (тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада)1;
– цветовая диагностика «Домики» (разработала О.А. Орехова с опорой на «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда);
– тест на эмоциональное отношение (М.Ю. Стожарова);
– анализ «Атмосфера в моей группе» (С.В. Терпигорьева);
– социометрия
– Диагностическая методика «Секрет» («Подарок») (разработала Т.А. Репина, модифицировала Т.В. Антонова).
Методы, чтобы создать психологический комфорт в группе
Памятка «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду».(прил.4)
Педагог-психолог:
- Чтобы создать психологически комфортную среду для детей, принимайте каждого ребенка таким, какой он есть.
- Опирайтесь на добровольную помощь детей, например, привлекайте их к уходу за помещением и участком.
- Будьте затейниками и участниками детских игр и забав.
- В затруднительных для ребенка ситуациях ориентируйтесь на возрастные и индивидуальные особенности. Действуйте вместе с ребенком, а не вместо него.
- Обращайтесь к родителям за поддержкой в нестандартных ситуациях и привлекайте их к образовательному процессу.
- Не злоупотребляйте запретами и строгими требованиями, чтобы не развивать пассивность и не занижать самооценку у воспитанников. Уделяйте внимание не только драчунам, но и тихим, застенчивым детям.
- Организуйте зону для психологической разгрузки.
- Обучите агрессивных детей приемам, которые помогут выражать гнев в приемлемой форме: бить подушку, быстро бежать на месте, мять и рвать специально выделенную для этого бумагу и др.
- Учите детей владеть собой в разных ситуациях, общаться бесконфликтно, сотрудничать, согласованно действовать в команде.
- Формируйте навыки самоконтроля и саморегуляции, например, детям старшего дошкольного возраста дайте задание складывать из геометрических фигур несложные узоры и композиции по образцу.
Работайте над тем, чтобы повысить самооценку у тревожных и неуверенных в себе детей.
- Создавайте положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности и защищенности при помощи речевых настроек. Их можно проводить утром после зарядки. Ваши голос и мимика должны соответствовать словам. Передайте с их помощью доброжелательность и радость от встречи.
Речевые настройки, должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные отношения с взрослыми и другими детьми.
Например, встаньте в круг вместе с детьми, возьмитесь за руки и скажите:
– Я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Давайте постараемся сегодня как можно больше радовать друг друга. Для этого мы все должны чаще улыбаться, никого не обижать и не драться.
А как вы создаете психологический комфорт в группах? Какие речевые настройки используете? Поделитесь своим опытом.
Для вас в помощь буклеты с играми (Прил.5)
Рефлексия «Все в твоих руках»
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказывать свое мнение.
«Большой» - для меня было важным и интересным…
«Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию
«Средний » - мне было трудно (мне не понравилось)
«Безымянный» - моя оценка психологической атмосферы..
«Мизинец» - для меня было недостаточно..
Предварительный просмотр:
Прил.1
Анкета для воспитателей
«Стиль педагогического общения»
Уважаемые коллеги!
Для определения стиля вашего общения с воспитанниками предлагаем ответить на вопросы данной анкеты. Выберите наиболее предпочтительный вариант ответа.
1. Считаете ли вы, что ребенок должен:
а) делиться с вами своими мыслями, чувствами,
б) говорить вам только то, что он сам захочет,
в) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если ребенок без спроса взял у сверстника игрушку, карандаш, вы:
а) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять решение,
б) согласитесь с тем, что дети сами разберутся в своих проблемах,
в) известите об этом всех детей, заставите вернуть взятое и извиниться.
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок в ходе образовательной деятельности был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнял задание. Как вы поступите:
а) похвалите и всем детям покажете его работу,
б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня.
в) скажете ему «всегда бы так занимался»
4. Ребенок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:
а) заставите его поздороваться,
б) не обратите на него внимания,
в) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его промахе.
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтете делать:
а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают,
б) помочь, подсказать, сделать замечание,
в) заниматься своими делами (записями, подготовкой),
6. Какая точка зрения кажется вам правильной:
а)чувства., переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходят, на них не стоит обращать внимания,
б) эмоции ребенка, его переживания- важные факторы, с учетом которых можно эффективно обучать и воспитывать,
в) чувства ребенка удивительны, переживания значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
а) ребенок слаб, неразумен, неопытен и только взрослый может и должен научить его и воспитать,
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность ребенка,
в) ребенок развивается неуправляемо, находиться под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.
8. Как вы относитесь к активности ребенка:
а) положительно- без нее невозможно полноценное развитие,
б) отрицательно- она часто мешает целенаправленно и планово вести обучение и воспитание,
в) положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.
9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия:
а) скажите «ну и не надо»,
б) заставите выполнить работу,
в) предложите выполнить задание.
10. Какая позиция, по-вашему, правильная:
а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем,
б) если ребенок не осознает заботу взрослых о нем, не ценит, то это его дело, когда-нибудь он пожалеет,
в) воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
а | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
б | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 |
в | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
а | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
б | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 |
в | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
а | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
б | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 |
в | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
а | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
б | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 |
в | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
а | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
б | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 |
в | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
а | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 |
б | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 |
в | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 3 | 3 |
Предварительный просмотр:
Методики для оценки психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада
Цветовая диагностика «Домики»
(Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.)
Методика помогает определить эмоциональное состояние, которое отражает отношение ребенка к детскому саду. Была разработана с опорой на «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда.
Цветовая диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком: в течение первого месяца посещения детского сада, после трех и шести месяцев пребывания в нем. Предложите детям в игровой форме выбрать один из домиков разного цвета. Используйте синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный цвета.
Инструкция: Это девочка Катя (мальчик Коля). Катя (Коля) ходит в детский сад. Выбери детский сад для Кати (Коли).
После выбора домика проведите беседу с ребенком:
- Кате нравится ходить в детский сад?
- Что Катя будет делать в детском саду?
- Что Кате больше всего нравится в детском саду?
- Что Кате не нравится в детском саду?
В ходе диагностики показатели фиксируйте и протоколируйте.
Типы реакции на задание
1. Резко негативная реакция на предложенное задание. Отказ от участия.
2. Негативная реакция на задание.
- Ребенок неохотно вступает в игровую ситуацию. Речевое сопровождение практически отсутствует. Отмечается напряженность в поведении. Выбирает дополнительные цвета – коричневый, серый, черный. При ответе на вопросы волнуется. Все сводится к тому, что дома с мамой или другими членами семьи лучше.
- Ребенок достаточно быстро соглашается принять участие в задании. Во время проведения диагностики заметны раздражительность, агрессивность, преобладание негативных эмоций, большая подвижность. Домики выбирает серого, черного или коричневого цветов. Проявляет нежелание общаться с детьми и некоторыми взрослыми. Отмечается большая речевая активность.
3. Безразличная реакция на задание. Речевое сопровождение практически отсутствует. Отмечаются вялые ответы на вопросы. Ответы больше свидетельствуют о необходимости посещения детского сада, так как родителям надо ходить на работу. Выбор цветов такой же, как и во второй группе (серый, черный, коричневый).
4. Тревожная реакция на задание.
- Быстро и охотно включается в задание, но при этом проявляет нервозность, большую подвижность. Домики выбирает фиолетового либо красного цвета. Ответы на вопросы показывают, что ребенку в саду нравится играть, но есть трудности во взаимоотношениях с окружающими. В ходе диагностики наблюдается активное речевое сопровождение действий.
- Доброжелательно реагирует на игровую ситуацию, но во время проведения диагностики демонстрирует нерешительность при выборе цвета домика и при ответах на вопросы. В детском саду хочет больше играть с детьми, а также чтобы взрослые – воспитатели – уделяли ему большое внимание. Выбирает зеленый или синий цвет. Когда начинает выполнять задание, почти полностью отсутствует речевое сопровождение. К концу методики использует речь значительно чаще.
5. Позитивная реакция на задание. Активно и доброжелательно участвует в задании. Домики выбирает желтого или красного цвета. В детском саду любит играть и общаться с детьми и взрослыми. Не нравятся поступки некоторых детей. Выбор домиков и действия детей сопровождает речью.
На основании полученных данных определите тип отношения ребенка к детскому саду.
1. Негативное отношение. Отмечается у детей 1-й и 2-й группы реагирования, у которых преобладают отрицательные эмоции в ходе проведения диагностики.
2. Амбивалентное отношение. Отмечается у детей 3-й и 4-й группы реагирования, у которых наблюдалась безразличная или тревожная реакция на предложенное задание.
3. Положительное отношение. Отмечается у детей 5-й группы реагирования, у которых в ходе выполнения задания преобладали позитивные эмоций.
Схема наблюдения за поведением ребенка при психологическом обследовании по цветовой диагностике «Домики»
Помогает определить эмоциональное состояние, которое отражает отношение ребенка к детскому саду.
Фамилия, имя ребенка __________________-_Группа________Возраст_____Дата __________
Показатели | Оценка | Примечание |
1 | 2 | 3 |
- негативная реакция (вплоть до отказа от участия в тесте); - безразличная реакция на задание; - быстрое включение в задание; - доброжелательная реакция | ||
2. Включенность в ситуацию: -пассивное участие в задании (ребенок неохотно принимает участие в игре, речевое сопровождение практически отсутствует, плохо вступает в контакт с экспериментатором); - активное участие (ребенок охотно и быстро принимает ситуацию, охотно вступает в контакт с экспериментатором) | ||
3. Эмоциональные состояния: - преобладают негативные эмоции; - равное проявляются как положительные, так и отрицательные эмоции; - явно преобладают позитивные эмоции | ||
4. Выбор цвета: - выбор темных цветов (черного, коричневого, серого), что говорит о преобладании негативных эмоций, связанных с посещением детского сада: чувства тревоги, страха, реакции протеста; - выбор красного и фиолетового цветов, что говорит о преобладании раздражительности и агрессии, связанных с посещением детского сада; - выбор зеленого и синего цветов, что говорит о наличии чувства беспокойства, тревожности; - выбор желтого, красного цветов, что говорит о преобладании положительных эмоций | ||
5. Речевое сопровождение: - речевое сопровождение отсутствует; малая речевая активность (ребенок неохотно отвечает на вопросы взрослого, ответы в основном односложные); - нормальная речевая активность (ребенок охотно вступает в контакт с экспериментатором, отвечает на вопросы предложениями, сопровождает свои действия речью); - чрезмерная речевая активность (речь сопровождает действия ребенка, от ответа на вопросы переходит к рассказам из жизни) |
Выводы. Тип отношения ребенка к детскому саду:___________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест на эмоциональное отношение
Автор теста – Стожарова М.Ю.
Материал: лист бумаги, цветные карандаши.
Младшим и средним детям дайте готовые карточки, на которых нарисовано по 5 кружков. Старшим детям предложите нарисовать 5 кружков через клетку. Вопросы можно подобрать самостоятельно.
Посадите детей за стол по одному и дайте задания. Проводите тест до 3 раз.
- Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в детский сад.
- Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой.
- Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь.
- Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой.
- Закрась пятый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты ложишься спать.
Обозначение цветов
Красный – возбужденное, восторженное отношение.
Оранжевый – радостное, приятное отношение.
Желтый – теплое, доброжелательное отношение.
Зеленый – спокойное отношение.
Синий – грустное, неудовлетворительное отношение.
Фиолетовый, коричневый – тревожное отношение.
Черный – печаль, уныние.
Если черным цветом постоянно закрашивается один или несколько видов деятельности, немедленно обратите на это внимание. Например, пересмотрите структуру и содержание занятий, чтобы ребенку было интересно, – и так по каждому виду деятельности.
Анализ «Атмосферы в моей группе»
Автор теста – Терпигорьева С. В.
Проанализируйте групповую ситуацию. Используйте предложенную схему.
Обстановка в группе
1. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.)
2. Почему я так думаю?
3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?
4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?
Взаимоотношения между воспитателем и ребенком
1. С кем из детей у меня хороший контакт?
2. Чем это объясняется?
3. С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?
4. Чем это можно объяснить?
Взаимоотношения между детьми
1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?
2. Чем это вызвано?
3. Какие дети часто ссорятся между собой?
4. Почему это происходит?
5. Каких детей часто обижают?
6. Почему это происходит?
Тест на проверку психологического комфорта
детей в группе детского сада
Быкова М., Аромштам М. Я в детском саду. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада // Дошкольное образование. – 2002. – №12.
Предложите детям выполнить рисунок на тему «Я в своей группе детского сада». Во время теста не комментируйте действия детей и не подсказывайте им прямо или косвенно, какие элементы внести в рисунок. Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Если необходимо сохранить рисунок, попросите подарить его вам на память.
Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, который выполнен на занятии по рисованию. Помните, что какие-то элементы рисунка могут оказаться вам непонятными, а какие-то могут привести к ложным выводам. Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность или психический дискомфорт ребенка, которые связаны с семейными конфликтами, свидетелем которых он был утром, или с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т. п. Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.
Рисунки детей можно условно разделить на три группы:
1. Ребенок рисует только здание. Это самая тревожная группа рисунков. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, ребенок воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций. События, которые происходят с ним в детском саду, не воспринимаются как личностно значимые.
2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки. Если ребенок изображает на рисунке самого себя, значит, события, которые происходят в детском саду, являются для него личностно значимыми. Обратите внимание, присутствуют ли на рисунке дети, воспитатель, игровое поле – важный элемент, – игрушки. Их наличие говорит о том, что ребенок изобразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений к ним.
3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице. Дети часто изображают свою опору в виде прямой линии. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу или земле, это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички – все это детали, которые свидетельствуют о спокойствии, мире в душе.
Попытайтесь понять, что выражает ребенок, когда рисует воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке – положительный момент. Значит, педагог для ребенка – значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку: спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя вербальной агрессии.
Проанализируйте цветовое решение картинки. Ребенок использует теплые тона: желтый, розовый, оранжевый? А спокойные холодные: синий, голубой, зеленый? Если да, то это свидетельствует о положительном эмоциональном настрое. Насыщенно фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов. Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, которая похожа на зачеркивание, – сигнал о повышенной тревожности ребенка, его эмоциональном дискомфорте.
Диагностическая методика «Секрет» («Подарок»)
Разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой.
Методика помогает выявить положение ребенка в группе детского сада, т. е. его социометрический статус, его отношение к другим детям и представления об отношении сверстников к нему, степень доброжелательности детей друг к другу, их эмоциональное благополучие.
Эксперимент проводит педагог-психолог или старший воспитатель индивидуально с каждым ребенком, желательно в первой половине дня. Дети с воспитателем находятся в групповой комнате. Педагог-психолог приглашает одного из детей группы в спальную комнату или раздевалку и предлагает сесть за стол, на котором заранее разложены картинки или игрушки в количестве трех предметов.
Инструкция: «Сегодня все дети вашей группы по секрету, чтобы пока никто не знал об этом, дарят друг другу картинки (игрушки). Здесь на столе лежат картинки, которые ты можешь подарить. А другие дети подарят тебе, ведь сегодня все друг другу дарят. Ты хочешь подарить картинки детям вашей группы? (Получив положительный ответ, продолжайте). Тогда выбери, пожалуйста, картинку, которая тебе больше всех нравится. Кому из детей вашей группы ты хочешь ее подарить? Почему?» (Получив ответ, предложите положить подарок под подушку названному сверстнику, если эксперимент проводится в спальне, или в шкафчик, если с ребенком беседуют в раздевалке). Кому из детей ты хочешь подарить вторую картинку? Почему? А третью?»
После того, как все подарки разложены, задайте ребенку вопросы: «Есть в вашей группе такие дети, которым тебе совсем не хочется дарить? Почему? Как ты думаешь, кто из детей тебе подарит? Почему? А кто из детей не захочет тебе дарить? Почему?»
Ответы фиксируйте в протоколе. По окончании эксперимента поблагодарите ребенка и попросите его хранить секрет. Чтобы исключить возможность сговора, проводите ребенка в другое помещение. Когда все дети группы сделают свой выбор, выявите детей, которые ничего не получили, и положите им одну или две картинки (игрушки). Затем пригласите всех в спальную или раздевалку, чтобы они получили подарки от сверстников. При этом желательно регистрировать поведение и высказывания детей.
Предварительный просмотр:
Упражнение на релаксацию «Прикосновение»
Эта игра поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость.
Подготовьте предметы сделанные из различных материалов. Это могут быть кусочки меха, стеклянные вещи. деревянные изделия, вата и т.д. Положите их на стол перед ребенком. Когда он их рассмотрит, предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.
Примечание: можно также прикасаться к щеке, шее, колену. В любом случае касания должны быть ласковыми, неторопливыми, приятными.
Игра «Театр»
Цель: участие в общей игре; учить детей изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики, высказывать свою точку зрения; формировать моральные представления, развивать актерские способности.
Ведущий рассказывает детям сказку, ребятам предлагает сыграть ее по ролям, «поиграть в театр».
Игра «Мешочки настроений»
цель: научить в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.
Оборудование: два мешочка. Один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением. Это мешочек радости, хорошего настроения, улыбок, веселья и т.д. Второй –мешочек плохого настроения из темного материала, на нем изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками.
Ход игры:
Выяснив, у кого из воспитанников плохое настроение, педагог предлагает им воспользоваться мешочками. Дети развязывают шнурки, «складывают» свое плохое настроение, злость . обиды, в мешочек с плохим настроением и тщательно завязывают шнурок. Потом развязывают шнурок на мешочке с хорошим настроением и берут оттуда хорошее настроение, улыбки, смех радость.
Игра «Коробочка примирения»
цель: научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.
Оборудование: яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы.
Ход игры:
Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи – мирилки.
Игра «Секретики»
Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что же находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.
Игры и упражнения на снятие мышечного напряжения, усталости, перевозбуждения, преодоление застенчивости, повышения самооценки и т.д.
Упражнение «Шалтай - болтай»
цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
«Театр масок»
цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.
Упражнение «Дракон кусает свой хвост»
Цель: снятие напряжённости , невротических состояний , страхов.
Под весёлую музыку дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребёнок-«голова дракона», последний-«хвост дракона».
«Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от неё.
Упражнение «Гусеница»
Цель:игра учит доверию. Почти всегда партнёров не видно , хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.
«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все в месте передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной
другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках таким образом, в единой цепи но бес помощи рук, вы должны пройти по определённому маршруту»
Упражнение «Зайки и слоники»
Цель: дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
«Ребята, я хочу вам предложить игру которая называется «зайки и слоники».Сначала мы с вами будем зайками трусишками. Скажите когда заяц чувствует опасность что он делает? правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается старается стать маленьким и не заметным, хвостик и лапки его трясутся и т.д.»
«Покажите, что делают зайки , если слышат шаги человека? А что делает зайки если видят волка?» педагог играет с детьми в течении нескольких минут .
«А теперь мы с вами будем слонами, большими сильными смелыми.
Покажите ,как спокойно, размерено, величаво и бесстрашно ходят слоны.
А что делают слоны, когда видят человека, они боятся его? нет. Они дружат с ним и, когда его видят спокойно продолжают свой путь. Покажите ,как.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
Упражнение «Пресс - конференция»
Каждый из ребят по очереди становится гостем, садится на стул в центре зала, остальные задают ему вопросы на известные темы.
Рекомендации: Темы пресс – конференции должны быть хорошо известны и понятны детям. Например: «Мой режим дня», «Моя любимая игрушка» и т.д. Следите затем, чтобы каждый желающий мог задать свой вопрос. Часто активные дети не дают высказаться более стеснительным. Обращайте их внимание на это.
Упражнение «Ролевая гимнастика»
Цель: упражнение помогает почувствовать состояние другого человека. Преодолевать застенчивость, учит ребенка быть раскованным, развивает актерские способности.
Дети по очереди выполняют ряд заданий.
Рассказать известное стихотворение : а) очень быстро – с пулеметной скоростью; б) как иностранец; в) как робот; г) шепотом; д) медленно – со скоростью черепахи.
Рекомендации: подбирайте короткие и хорошо известные стихотворения.
∙ Пройти как: трусливый заяц, лев, младенец, старичок.
∙ Попрыгать как : кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.
∙ Нахмуриться как: рассерженная мама, осенняя туча, разъяренный лев.
Упражнение «Передай по кругу»
цель: включить каждого участника в общий процесс. Также упражнение учит детей быть внимательными, аккуратными, развивает координацию движений, память.
Сидя в круге, ведущий (пантомимикой) передает по кругу воображаемый предмет: «горячую картошку», «бусинку», «котенка» и т.д., не называя его.
Упражнение «Конкурс хвастунов»
цель: упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми.
«Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс – конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотри внимательно на своего соседа справа. Подумай, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так : Лена – очень умная, очень красива, быстро бегает, весело смеется и т.д.»
После того, как будет пройден круг, дети определяют победителя – лучшего хвастуна. Можно обсудить. кому, что понравилось больше: рассказывать –хвастаться о соседе или слушать, как о нем рассказывают.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА
Подготовила:
Педагог-психолог
МАДОУ «Улыбка» п.Малиновский
Кочурова А.А
«Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду».
- Чтобы создать психологически комфортную среду для детей, принимайте каждого ребенка таким, какой он есть.
- Опирайтесь на добровольную помощь детей, например, привлекайте их к уходу за помещением и участком.
- Будьте затейниками и участниками детских игр и забав.
- В затруднительных для ребенка ситуациях ориентируйтесь на возрастные и индивидуальные особенности. Действуйте вместе с ребенком, а не вместо него.
- Обращайтесь к родителям за поддержкой в нестандартных ситуациях и привлекайте их к образовательному процессу.
- Не злоупотребляйте запретами и строгими требованиями, чтобы не развивать пассивность и не занижать самооценку у воспитанников. Уделяйте внимание не только драчунам, но и тихим, застенчивым детям.
- Организуйте зону для психологической разгрузки.
- Обучите агрессивных детей приемам, которые помогут выражать гнев в приемлемой форме: бить подушку, быстро бежать на месте, мять и рвать специально выделенную для этого бумагу и др.
- Учите детей владеть собой в разных ситуациях, общаться бесконфликтно, сотрудничать, согласованно действовать в команде.
- Формируйте навыки самоконтроля и саморегуляции, например, детям старшего дошкольного возраста дайте задание складывать из геометрических фигур несложные узоры и композиции по образцу.
- Работайте над тем, чтобы повысить самооценку у тревожных и неуверенных в себе детей.
- Создавайте положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности и защищенности при помощи речевых настроек. Их можно проводить утром после зарядки. Ваши голос и мимика должны соответствовать словам. Передайте с их помощью доброжелательность и радость от встречи.
МАДОУ «Улыбка» п.Малиновский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в старшей группе в начале учебного года. «Мы начинаем новый учебный год»
Цель: установить между родителями контакт, сформировать у них положительный настрой....
Родительское собрание в средней группе в начале учебного года «Начинаем новый учебный год»
Цели:расширение контакта между педагогами и родителями;моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год;повышение педагогической культуры родителей.Участники: воспитатели, родители.Пл...
Родительское собрание в средней группе в начале учебного года «Начинаем новый учебный год»
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей....
Родительское собрание в средней группе в начале учебного года «Начинаем новый учебный год»
Родительское собрание в средней группе по теме: "Начинаем новый учебный год"....
Родительское собрание в средней группе в начале учебного года «Начинаем новый учебный год»
Родительское собрание в средней группе в начале учебного года«Начинаем новый учебный год» Цели:расширение контакта между педагогами и родителями;моделирование перспектив взаимод...
Родительское собрание в старшей группе в начале учебного года «Подготовка к новому учебному году».
Родительское собрание в старшей группе в начале учебного года «Подготовка к новому учебному году».«Возрастные особенности детей 5-6 лет»Воспитатели: Крашенинникова Г....
«Начало учебного года — начало нового этапа в жизни детского сада, родителей и его воспитанников» Родительское собрание в средней группе в начале учебного года.
laquo;Начало учебного года — начало нового этапа в жизни детского сада, родителей и его воспитанников»Родительское собрание в средней группе в начале учебного года....