Сценарий семинара-практикума для воспитателей ДОУ "Поисковые методы в детском саду"
методическая разработка
Семинар-практикум «Поисковые методы обучения в детском саду» направлен на освоение организации поисково-исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект семинара-практикума для воспитателей
Тема: «Поисковые методы обучения в детском саду»
Цель:
освоение организации поисково-исследовательской деятельности с детьми и её
последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
- представить участникам семинара некоторые активные формы деятельности с детьми дошкольного возраста;
- сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе проблемных ситуаций для развития познавательной активности дошкольников.
План:
1. Введение в проблему
2. Функции исследовательской деятельности детей.
3. Этапы поисково-исследовательской деятельности
4. Эвристическая беседа
5. Проблемные ситуации в обучении (работа с картотекой проблемных ситуаций)
1. Методы обучения играют огромную роль не только в вооружении детей полноценными знаниями, но и в развитии их познавательных сил и способностей.
Долгое время основное внимание педагогов было приковано к первой функции методов – усвоению знаний. Вторая же их функция – развитие познавательных способностей – оставалась в тени. В результате сложился определенный тип воспитательно -образовательного процесса, характеризующийся стремлением педагога преподнести все знания в готовом виде.
Такая методика обучения приводит к тому, что познавательная деятельность детей приобретает односторонний воспроизводящий характер: главные их усилия направлены на восприятие готовых знаний, запоминание и последующее воспроизведение.
Как указывается в современных работах по психологии усвоения знаний, наибольшая активность мышления побуждается при возникновении «проблемной ситуации». Такой подход лежит в основе проблемного обучения, которое реализуется с помощью трех методов: проблемное изложение знаний, частично-поисковый (эвристическая беседа), исследовательский.
2. Исследовательская деятельность детей на современном этапе развития образования должна занимать одно из ведущих мест в учебном процессе и являться составной частью образовательного процесса. Она предусматривает достижение следующих учебных и воспитательных задач:
– развитие творческих способностей детей и выработка у них исследовательских навыков;
– формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска;
– выявление одарённых детей и обеспечение реализации их творческого потенциала;
– воспитание целеустремлённости и системности в познавательной деятельности;
– самоутверждение благодаря достижению поставленной цели;
– расширение социальных контактов.
В целом, исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
3. Поисково-исследовательская деятельность предполагает ряд последовательных этапов. Условно можно выделить три основных этапа: исследовательский (подготовительный), технологический, заключительный, каждый из которых имеет свое содержание и набор действий.
Исследовательская работа начинается с определения проблемной области, обоснования проблемы и актуализации проблемной ситуации, которая аналитически осмысливается. Обсуждение проблемной области – это совместная работа, обмен мнениями, согласование интересов, выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения возникающих спорных вопросов.
В организации исследовательского этапа педагог ставит четкие цели, помогает актуализировать имеющиеся знания по исследуемой проблематике, определяет содержание и объем необходимой для исследования информации, помогает определить порядок предпочтительности идей, использует психолого-педагогические приемы мотивирования детей и стимулирования их исследовательской инициативности.
Другие этапы поисково-исследовательской деятельности также создают условия для актуализации и развертывания исследовательских умений, проявляющиеся в отборе и осуществлении конкретных операций и личных возможностей её решения.
Педагог в данном случае должен выступать не столько в роли интерпретатора науки и носителя новой информации, сколько умелым организатором систематической самостоятельной поисковой деятельности детей по получению знаний, приобретению умений и навыков и усвоению способов умственной деятельности.
4. Эвристическая беседа.
Свое название эвристическая беседа получила от греч. эвристика - отыскиваю, открываю.
Сущность эвристической беседы состоит в том, что педагог путем постановки перед детьми определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т.п. При этом педагог побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические познания, опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения.
Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей уже есть определенный багаж знаний и опыта.
Характерным признаком эвристической беседы является то, что учащиеся с помощью умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний.
Мастером ведения беседы в эвристической форме был философ Сократ. Он никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он старался навести самого собеседника на правильные решения. Эта форма беседы называется сейчас также сократическим методом.
Дистервег пытался на примере преподавания стереометрии обосновать преимущества эвристического метода. Он пришел к выводу, что для учащихся гораздо важнее узнать пути к доказательству, нежели само доказательство.
Проведение и руководство эвристической беседы требует особой подготовки педагога: расчленения содержания будущей беседы на логически связанные части, формулировки вопросов, расположения их в соответствии с логикой рассуждений, продумывания возможных ответов учащихся и собственной реакции на них, формулировки; основных выводов.
Решающее значение для эффективности проведения эвристической беседы имеет правильный подбор, формулировка и постановка вопросов, которые являются главным «инструментом» этого метода. Каждый вопрос, поставленный мастером перед учащимися, должен вызывать соответствующий вопрос в сознании учащихся, побуждать их к активной продуктивной мыслительной деятельности, сообразительности. Подобные вопросы называют «продуктивными». Кроме того, следует отметить и такие требования к вопросам, как: краткость и точность; целенаправленность; четкость и простота формулировки; практическая направленность.
Приведем пример:
Воспитатель заметил, что на участке детского сада одуванчики находятся в разном состоянии: цветущие, с зонтиком семян и с нераспустившимися бутонами. Он предлагает детям подумать, отчего это произошло. Дети охотно начинают рассуждать:
Витя. Здесь одуванчики на открытом месте, а там – под деревьями, в тени.
Воспитатель. Так почему же на открытом месте у одуванчика уже образуются семена, а за верандой – еще только бутоны? (Добивается более точного ответа.)
Витя. Здесь больше света и теплее. Здесь они раньше выглянули весной на проталинках.
Костя. Здесь раньше всех появились и быстро стали расти. Им надо больше тепла и светлое место.
Нина. Здесь лучше всего расти. Они любят, чтобы было тепло и светло.
Витя. А за верандой долго не таял снег. Там всегда мало света и прохладно, поэтому там позднее появились одуванчики и только теперь появились бутоны.
Костя. А у забора одуванчики цветут! Я знаю почему! Там света меньше, чем здесь, но немного больше, чем за верандой. Деревья пропускают свет. И немножко теплее. Им хватает тепла и света – они цветут!
Данный пример показывает, как в ходе совместного рассуждения дети устанавливают истину. Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседой является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности высказываний.
В процессе эвристической беседы необходимо придерживаться следующих методических правил руководства ею:
- не предлагать несколько вопросов сразу - это рассеивает внимание учащихся и нередко вызывает у них растерянность;
- поощрять вопросы учащихся друг к другу и к педагогу;
- предлагать ответить на вопрос по желанию; чаще обращаться к учащимся с предложением подумать, оценить ответ товарища, исправить ошибку в ответе, высказать свое мнение и т. п.;
- обращать внимание учащихся в ходе беседы на главные, узловые моменты, факты, выводы, составляющие сущность обсуждаемого;
- добиваться, чтобы эти главные моменты были усвоены большинством учащихся;
- не ограничиваться работой только с активными учащимися, вовлекать в беседу молчаливых. Выяснять, почему они молчат: не знают, не слушают ответы товарищей, стесняются, имеют свое отличное от общего мнение? Добиваться, чтобы активными в беседе были все учащиеся группы;
- не удовлетворяться ответами и объяснениями общего характера, с помощью дополнительных вопросов добиваться от учащихся конкретных ответов;
- ответ на вопрос должен опираться на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержаться в прежних знаниях.
- задавая наводящие вопросы, формулировать их так, чтобы ответы на них заставляли учащихся думать, не наводили сразу на правильный ответ, а оставляли простор для самостоятельных размышлений;
- обязательно подводить итог беседы; комментировать ответы учащихся и формулировать выводы не только в конце беседы, но и на ее этапах, по мере того, как в этом возникает необходимость.
До сих пор речь шла о способе ведения беседы, когда вопросы задавал педагог, а учащиеся, продумывая ответы на них, приходили к определенным выводам. Такое построение эвристической беседы наиболее типично. Однако в процессе беседы вопросы могут задавать и учащиеся как педагогу, так и товарищам по группе.
Ценность такого методического приема обусловлена тем, что по характеру таких вопросов педагог может судить о глубине знаний учащихся, степени их познавательной активности, стремлении понять сущность рассматриваемых явлений, процессов, т. е. вопросы учащихся является своеобразным средством «обратной связи». Кроме того, зачастую вопрос учащегося включает в цепочку последовательно связанные между собой другие вопросы: решение первого порождает второй, третий, и таким образом учащиеся вовлекаются в активную работу. Вопросы в этом случае становятся не только критерием глубины знаний и интереса учащихся, но и средством, поддерживающим этот интерес.
Задание воспитателям (по подгруппам или самостоятельно):
Составьте план-конспект эвристической беседы.
Для этого вам необходимо:
- Определить тему беседы.
- Разработать программное содержание беседы.
- Определить методику и содержание предварительной работы к беседе.
- Продумать организацию беседы (вопросы, задаваемые детям).
5. Проблемные ситуации в обучении
Первый признак проблемной ситуации в обучении состоит в том, что она создает трудность, преодолеть которую ребенок может лишь в результате собственной мыслительной активности. Проблемная ситуация должна быть значимой для самого ребенка. Ее возникновение должно быть по возможности связано с интересами и предшествующим опытом детей.
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубинштейн С.Л. говорил: «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут – не хватает знаний, жизненного опыта.
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Тема: «Свойства материалов» В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги. | Тема: « Язык мимики и жестов» Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков. |
Тема: « Погодные условия» Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно. | Тема: « Свойства металлов» Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет. |
Тема: «Стороны света» Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса. | Тема: «Объём» Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком. |
Тема: «Погодные условия» Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)? | Тема: « Свойства дерева» Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться. Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать? |
Тема: « Выше, ниже» Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая. | Тема: «Лекарственные растения» Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать. |
Тема: «Почва» Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше. | Тема: «Измерение длины» Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая… |
Тема: « Часы» Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились. | Тема: «Свойства воздуха» Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет. |
Тема: «Увеличительные приборы» Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта. | Тема: «Средства связи» У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как. |
Тема: «Свойства бумаги» Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик? | Тема: «Свойства копировальной бумаги» Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок? |
Тема: «Свойства магнита» Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов? | Тема: «Дружба красок» Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для родителей: "Проблема адаптации ребенка к детскому саду".
Мы, родители, даже не подозреваем о том, что прежде , чем вести ребёнка в ясельную группу, должны быть готовы ко многому......
Семинар- практикум с родителями "Организация двигательной активности в детском саду и семье"
Методическая разработка родительского собрания по двигательной активности детей....
Семинар-практикум для родителей "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"
Данный материал познакомит родителей с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочета...
Статья в сборнике материалов регионального семинара-практикума в г. Нижнекамск "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ"
В статье раскрыватся опыт работы по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста" ...
Статья в сборнике регионального семинара-практикума в г.Нижнекамск "Проектная деятельность в детском саду"
Статья из опыта работы по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательно-исследовательской активности детей дошкольного возраста"...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Здоровьесберегающие технологии в детском саду"
Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду, направлены на решение задач сохранения, поддержки и обогащения субъектов воспитательно-образовательного процесса...
Семинар-практикум на тему: «Технология проблемного обучения в детском саду»
Рассмотрим технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно прим...