Адаптированная программа "Азбука безопасности"
методическая разработка по обж (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Большеничкинский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей
Парциальная программа
"Азбука пожарной безопасности"
Составитель: Вильнер Т.Н.
Воспитатель
2019г.
Содержание программы
1. Особенности работы с детьми по пожарной безопасности в образовательном процессе.
2. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется
3. Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности на 2019-2020г.
3.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива на 2019 -2020г.
3.2. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей на 2019-2020г.
4.Формы работы с детьми.
5. Показатели эффективности программы.
Актуальность
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. На сегодняшний день работа по обучению мерам пожарной безопасности является одной из главных в воспитательно -образовательном процессе. Ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы безопасного поведения детей в быту, дома, детском саду. Очень важно сформировать у дошкольников чувство ответственного отношения за собственную жизнь. А для этого необходимо осуществлять систематическую и планомерную работу по формированию основ пожарной безопасности.
Немаловажную роль в такой работе играют и родители. Ведь именно собственным примером они побуждают детей соблюдать основные правила и нормы безопасного поведения. Преемственность между детским садом и семьей способствует более продуктивному решению этих задач. Дошкольный период является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
Цель: Выстроить систему работы по профилактике пожарной безопасности со всеми участниками образовательных отношений.
Задачи:
- Разработать программу по пожарной безопасности.
- Содействовать формированию у детей сознательного и ответственного отношения к пожарной безопасности;
- Воспитание навыков адекватного поведения в различных пожароопасных ситуациях;
- Содействовать формированию умения применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.
- Формировать компетентность у родителей в вопросе пожарной безопасности.
Решение работы по формированию пожарной безопасности со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса мы строим, опираясь на принципы.
Принципы:
1. Принцип целенаправленности – содержание и формы работы должны определяться целью и задачами.
2. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую реализацию всех задач.
3. Принцип позитивной мотивации выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях её совершенствования и формировании потребности в профессиональном самовоспитании.
Данная программа рассчитана на один год 2019-2020.
В ней представлено содержание работы со всеми участниками образовательного процесса.
1.Особенности работы с детьми по пожарной безопасности в образовательном процессе.
Анализ произошедших пожаров в стране показал, что 50% происходит по причине незнания и несоблюдения правил пожарной безопасности. Поэтому важным является формирование знаний и практических умений в вопросе пожарной безопасности у воспитанников, их родителей.
Вся образовательная работа строится по трем направлениям:
- Работа с детьми
- Работа с педагогами
- Работа с родителями
2.Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется
- В непосредственно образовательной деятельности воспитателя и ребенка;
- В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
- Самостоятельной деятельности детей.
В непосредственно образовательной деятельности - реализуется через организацию различных видов детской деятельности.
В самостоятельной деятельности – реализуется через свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Воспитание у дошкольников безопасного поведения в быту должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.
Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
В процессе воспитания детей педагоги детского сада учитывают следующее:
- В детском саду происходит не только знакомство с пожаром и его причинами, но и формирование у детей правильного поведения во время пожара осуществляется воспитание у дошкольников не только навыков безопасного поведения в быту, но и овладение знаниями и умениями при действиях в чрезвычайных ситуациях;
- Формирование знаний по пожарной безопасности проводятся не только по плану, но и при наличии любой возможности (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращают внимание детей на ту или иную сторону правил;
- Используют все доступные формы работы с детьми: рассказы, беседы, игры, мультимедийные презентации, видеофильмы, чтение книг, прогулки, и др. не отдавая предпочтения какой-либо одной;
- В группе создан Уголок пожарной безопасности, состоящий из макетов с игрушечным транспортом, атрибутами, настольно - печатными играми, значками, эмблемами;
- Имеется информационный стенд для родителей «Осторожно, пожар!».
3.Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по обучению навыкам пожарной безопасности 2019-2020 учебный год
Сентябрь - «Пожар в доме»
Программное содержание | Виды деятельности | Ответственные |
Познакомить детей с тем, что такое пожар. Вести в словарь новые слова. Воспитывать бережное отношение к собственной жизни. Систематизировать знания детей о пожаре и его причинах. Развивать умение правильно действовать во время пожара. Воспитывать чувство самосохранения. Закрепить с детьми виды пожаров, их причинах. Учить устанавливать зависимость между поведением человека и последствиями. |
Просмотр Электронных презентаций по пожарной безопасности: «Пожар в транспорте», «Пожар в лесу», «Пожар в доме». | Воспитатели всех возрастных групп |
Октябрь - «Спички детям - не игрушка»
Программное содержание | Виды деятельности | Ответственные |
Познакомить с тем, что такое спички, дрова, как происходи огонь. Воспитывать интерес к окружающему. Формировать у детей представление о том, что спички - это не игрушка. Учить правильно себя вести во время чрезвычайной ситуации. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь. |
Развлечение: «Кошкин дом». | Воспитатели всех возрастных групп |
Ноябрь - «Осторожно-электроприборы»
Программное содержание | Виды деятельности | Ответственные |
Познакомить детей с электроприборами (плитой, телевизором, микроволновой печью). Сформировать представления о их назначении и правилах пользования данными электроприборами. Воспитывать правильное обращение с электроприборами. Систематизировать представления об электроприборах и их функциях. Обобщить знания о правилах обращения с электроприборами. Воспитывать осознанное отношение к таким предметам. |
Продуктивная деятельность –рисование: «Наши помощники»; | Воспитатели всех возрастных групп |
Декабрь - «Огонь-друг или враг?»
Программное содержание | Виды деятельности | Ответственные |
Познакомить детей с тем, что огонь может быть другом, а может быть врагом человеку. Сформировать представления о поведении, которое обусловливает возникновение пожара. Воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь. Систематизировать представления о функциях огня («огонь – друг; огонь - враг»). Формировать правила соблюдения пожарной безопасности в быту. Познакомить с легковоспламеняющимися предметами. Обобщить знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара. |
Просмотр электронных презентаций по пожарной безопасности: «Что мы знаем о пожаре?», «Опасные ситуации». | Воспитатели всех возрастных групп |
Январь - «Детские шалости с огнем»
Программное содержание | Виды деятельности | Ответственные |
Познакомить детей с причинами возникновения пожаров, обусловленными детскими играми с огнем. Показать последствия таких ситуаций, учить делать элементарный анализ, выводы. Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей. Закрепить знания детей о том, как детские шалости могут навредить здоровью. Систематизировать правила поведения в быту. Воспитывать правильное поведение. |
Викторина по пожарной безопасности. | Воспитатели всех возрастных групп |
Февраль - «Кухня-не место для игр»
Программное содержание | Виды деятельности | Ответственные |
Познакомить детей с правилами поведения на кухне. Развивать знания об электроприборах, бытовой технике, ее ролью в жизни людей. Сформировать представление о правилах использования бытовой техники и электроприборов. Обобщить знания детей о соблюдении правил поведения на кухне. Систематизировать знания о ситуациях, которые могут произойти на кухне. Формировать умения ориентироваться в нестандартных ситуациях, находить пути решения. Воспитывать ответственное отношение к собственной жизни, безопасности. |
Продуктивная деятельность – конструирование: «Мой дом-моя крепость». | Воспитатели всех возрастных групп |
Март - «Пожар в лесу»
Программное содержание | Виды деятельности | Ответственные |
Познакомить детей с причинами возникновения пожаров в лесу. Развивать умение соблюдать правила поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара в лесу. Учить анализировать поведение человека в лесу, определять последствия его влияния на природу. Развивать мыслительный процессы. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Продуктивная деятельность –рисование: «Пожар в лесу»; | Воспитатели всех возрастных групп |
Апрель - «Службы спасения»
Программное содержание | Виды деятельности | Ответственные |
Познакомить детей со службами спасения. Сформировать представления о их роли в жизни людей. Воспитывать умение ориентироваться в чрезвычайной ситуации, действовать в соответствии с ней. Расширить знания у детей о службах спасения. Продолжать знакомить с их номерами. Воспитывать умение соблюдать правила в чрезвычайной ситуации, действовать в соответствии с ней. |
Просмотр Электронных презентаций: «Опасные вещества». | Воспитатели всех возрастных групп |
Май – «Профессия пожарного»
Программное содержание | Виды деятельности | Ответственные |
Рассказать о профессии пожарного, раскрыть значимость его труда, воспитывать интерес к профессии пожарного. Формировать уважительное отношение к профессии пожарного. Закрепление знаний об основных требованиях пожарной безопасности; повышение личной ответственности за свои поступки; формирование. |
| Воспитатели всех возрастных групп |
3.1. План работы по обучению мерам пожарной безопасности педагогического коллектива на 2019 -2020 учебный год
№ | Содержание | Сроки | Ответственный |
1 | Выставка поделок: «Работа экстренных служб!» | Сентябрь | Вильнер Т.Н. Ерусланкина Г.Н. |
2 | Рекомендации: «Правила поведения во время пожара» | Октябрь | Реукина О.В. Семунина Н.П. |
3 | Мастер-класс: «Изготовление книжек-малышек по пожарной безопасности» | Ноябрь | Аржанова Е.В. Вильнер Т.Н. Реукина О.В. |
4 | Презентация педагогической копилки по пожарной безопасности | В течении года | Ерусланкина Г.Н. |
5 | Выставка дидактических игр: «Пожарная безопасность» | Декабрь - Январь | Утробина О.М. Семунина Н.П. |
6 | Педагогический час: «Использование Икт в работе с детьми по формированию знаний о пожарной безопасности». | Февраль | Вильнер Т.Н. Ерусланкина Г.Н. |
7 | Оформление информационного стенда: «Профилактика пожаров в лесу» | Март | Аржанова Е.В. Утробина О.М. |
8 | Буклет: «Детские авторы о пожаре» | Май - Апрель | Ерусланкина Г.Н. |
3.2. План работы по обучению мерам пожарной безопасности родителей на 2019-2020 учебный год
№ | Содержание | Сроки | Ответственный |
1 | Родительское собрание «Формирование навыков пожарной безопасности у детей дошкольного возраста». | Сентябрь | Заведкющаяя Артамонова О.А. |
2 | Участие в совместных мероприятиях по правилам пожарной безопасности. | В течении года | Воспитатели всех групп |
3 | Буклет: «Что мы знаем о пожаре?». | Декабрь | Воспитатели старшей группы |
4 | Консультации: «Особенности поведения людей в природе»». Электронная презентация: «Профилактика пожаров». | Октябрь, Февраль, Май | Воспитатели всех групп |
5 | Фотовыставка: «Сохраним лес от пожара» | Апрель, май | Воспитатели всех групп |
4.Формы работы с детьми.
Работа по формированию у детей навыков безопасного поведения в быту будет эффективнее, если будут использоваться формы работы
- ООД;
-Развлечение;
-Беседа;
-Спектакль для детей;
-Выставка рисунков;
-Викторина по ПБ;
-Продуктивные виды деятельности: аппликация, лепка, рисование;
-Чтение художественной литературы по данной тематике;
-Просмотр электронных презентаций по ПБ;
-Просмотр мультфильмов по ПБ;
-Дидактическая игра;
-Отгадывание загадок;
-Разбор проблемных ситуаций;
-Отгадывание загадок;
-Разбор проблемных ситуаций;
- Оформление альбомов с рассказами о ПБ.
5. Показатели эффективности программы
Основными показателями можно считать:
- Сформированные у детей знания и умения, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.
- Сформированная компетентность у родителей в вопросе пожарной безопасности.
- Созданная материально-техническая база группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Весёлый оркестр"
Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования «Весёлый оркестр», составленная на основе программы Т.Э.Тютюнниковой Уроки музыки. Система Карла Орфа. и «Этот удивительный ритм...
Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ
Психологические критерии адаптированности ребенка к ДОУ...
Педагогический проект " Игротерапия как средство формирования социально-адаптированного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Данный проект направлен на формирование у дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в к...
Адаптированная программа коррекционно-развивающих занятий "Здравствуй, Я сам!"
Программа Крюковой С.В. «Здравствуй, Я сам!», была адаптирована для развивающей и коррекционной работы в дошкольных учреждениях обычного типа. Предлагаемая Ва...
Адаптированный материал логопедических пятиминуток для взаимодействия с воспитателями в свободное время на основе методических пособий Н.В. Нищевой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко.
Логопедическая пятиминуткаТема: «Лес. Деревья».Упражнение «Подскажи словечко». Развитие слухового внимания , чувства ритма, элементарных математических представлений.Крот увидел два грибка...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа (В.И. Ганичева)
Способность ребенка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формирование...
Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы разработанной в соответствии с ФГОС ДО и «Примерной адаптированной основной образовательной программой дл
Цель мониторинга: определить степень освоение ребенком общеобразовательной программы, составленной на основе адаптированной основной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошк...