Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы компенсирующей направленности. Тема «Путешествие в прошлое»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы компенсирующей направленности.
Тема «Путешествие в прошлое»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_nravstv._-patriot._vospitaniyu.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы компенсирующей направленности.
Тема «Путешествие в прошлое»
Цель: Знакомить детей с бытом и традициями русского народа.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие (СКР);
Познавательное развитие (ПР);
Речевое развитие (РР);
Задачи.
СКР
Формировать представления о социально-культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
ПР
Формировать элементарные представления об истории России, через реконструкцию образа жизни людей древней Руси; познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, коромысло, сундук).
РР
Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, коромысло, прялка, самовар). Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения.
Методы и приемы:
Наглядные – рассматривание предметов старинного русского быта (печь, чугунок, посуда, коромысло и т.д.);
Словесные – чтение устного народного творчества (пословицы, поговорки);
Игровые – игра с ленточкой «Вышел Ваня»;
Материалы и оборудование: картинки по теме ООД, предметы старинного русского быта (печь, чугунок, посуда, коромысло, самовар, ухват); атласная ленточка для игры «Вышел Ваня».
Ход ООД
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг. Скажите, в какой стране мы живем?
Дети: В России.
Воспитатель. Правильно, мы живем в России. Наша страна очень большая.
А как называлась наша земля много-много лет назад?
Дети: Не знаем.
Воспитатель. Много лет назад наша земля называлась Русь. Я предлагаю совершить путешествие в прошлое. Для этого мы закроем глаза и скажем волшебные слова: «Один, два обернись, в далеком прошлом окажись».
(Дети закрывают глаза и повторяют слова за воспитателем)
Воспитатель. (Воспитатель берет куклу-девочку). Ребята, посмотрите, нас встречает девочка? Я хочу вас с ней познакомить.
Воспитатель. Девочку зовут Любава – это старинное русское имя. А родители называют её ласково Любавушкой. Ребята, а как вас ласково называют ваши родители?
Дети. Дима – Димочка, Саша – Сашенька и т.д.
Воспитатель. Вот вы и познакомились, вы назвали ей свои имена.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, в каких домах живут люди на Руси. (Картинки с изображением различных изб)
Воспитатель. Дом на Руси называется – ИЗБА. Люди живут в избах.
Воспитатель. Ребята, а вот в этой избе живёт Любава. Из чего сделана изба?
Дети. Изба сделана из дерева...
Воспитатель. На первый взгляд изба - самая обыкновенная постройка. Крестьянин, строя свое жилище, старался сделать его прочным, теплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте. Избы очень красивые.
Воспитатель. Ребята, Любавушка приглашает нас в гости. Давайте пройдём к ней в избу.
Горница у Любавы небольшая,
Да красивая какая!
Дорогих гостей всегда усаживают возле ПЕЧИ.
- В избе стоит печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревает жилище, но и кормит людей. (Дети подходят к столу, на котором стоят горшки, чугунки, ухват.) В русской печи очень вкусно готовят щи, кашу, пекут хлеб, пироги. Используют для этого горшки, чугунки, ухваты.
- Любят русские люди почаёвничать, т.е. чай из САМОВАРА попить.
- Бельё, одежду хранят на Руси в сундуке.
- В каждой крестьянской избе стоит ПРЯЛКА. Когда осенние работы на полях заканчиваются, женщины и девушки прядут пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горит на столе свечка – ведь электричества на Руси нет, девушки прядут и поют песни.
- А вот вам и поговорка о пряхах: У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Для чего нужна прялка?
Дети. Чтобы прясть нити.
Воспитатель. Ребята, а давайте, и мы поработаем пальчиками.
Пальчиковая гимнастика:
Пряли-пряли вечерком, (ладошки трутся друг об друга)
Ниточки тянули. (Гладим пальчики)
Маме будет сарафан, (сжимать-разжимать кулачки)
Бабушкам платочки, («змейка» пальчиками)
Дедушка — в жилете, (ручки в «замок»)
Братишка — в берете, («змейка» пальчиками)
Ну, а я – в кафтане. (Дети показывают на себя)
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, как одеваются на Руси? Какую одежду носят и обувь? (Одежда простолюдинов)
Воспитатель. Рубах, сарафаны, юбки, лапти.
Давайте рассмотрим костюм. (Дети рассматриваю костюм куклы - Любавы, и сами рассказывают, как он выглядит, какого цвета, есть ли вышивка, тесьма).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, как выглядит рубаха, какая интересная вышивка. Одежду шьют и украшают своими руками. Собираются вечером девицы, песни поют и рукоделием занимаются.
Воспитатель. Ребята, кто запомнил, как же называется одежда и обувь на Руси?
Дети. Рубаха, сарафан, юбка, лапти.
Воспитатель. На Руси люди много работают, устают, а отдохнуть им помогают весёлые шутки, народные игры да забавы. А ещё, на Руси любят хороводы водить.
Давайте и мы поиграем в народную игру «Вышел Ваня». (Игра с лентой)
Воспитатель. Ребята, как нам выбрать, кто будет первым дарить ленточку?
Дети. Давайте посчитаем:
За морями, за горами,
За высокими лесами
На полянке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком сходи
И замочек отопри.
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал(а) подружку (дружка) выбирать
Стал(а) подружку (дружка) выбирать
Кому ленточку отдать
(Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке)
Да за ленточку держись.
Ваня: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и др.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку).
Игра повторяется
Воспитатель. Ребята, пришло время нам с вами возвращаться в свое время в нашу группу. Давайте поблагодарим Любавушку за гостеприимство.
Дети благодарят…
Воспитатель. Ну, что закрывайте глаза и повторяйте за мной волшебные слова: «Один, два обернись, в нашем времени окажись».
Воспитатель. Ну, что, ребятки, понравилось вам в гостях? А что вам больше всего запомнилось? Какие новые предметы вы увидели?
Воспитатель. Ребята, а давайте сравним, как было и как стало.
Например, мы живём в домах, в квартирах, а как назывались дома на Руси?
Дети. Избы
Воспитатель. Сейчас суп варят в кастрюле, а раньше, в чём щи варили?
Дети. Щи варили в чугунке.
Воспитатель. Мы носим рубашки, футболки, брюки, шорты, платья, а раньше, что носили?
Дети. Рубахи, сарафаны, юбки.
Воспитатель. А чем украшали одежду?
Дети. Вышивкой, тесьмой.
Воспитатель. Мы носим сандалии, кроссовки, ботинки, сапоги, а раньше, какую обувь носили?
Дети. Лапти.
Воспитатель. Сейчас одежду и бельё складывают и вешают в шкаф, а раньше, куда складывали?
Дети. В сундук.
Воспитатель. Молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема «Путешествие в сказку о потерянном времени»
Конспект предназначен для организации и проведения непрерывной образовательной деятельности по формированию временных представлений, расширению знаний детей о видах часов, закреплению лексико-граммати...
Конспект логопедического фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) Тема: "Путешествие в зимний лес"
Логопедическое занятие для детей, где активизируется и расширяется словарный запас по теме "Дикие животные". А так же формируются грамматические категории. На занятии дети учатся образованию при...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в Снежную страну»
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в Снежную страну»Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Зима. Зимние забавы и спорт»...
КОНСПЕКТ НОД для детей старшей группы общеразвивающей направленности ТЕМА: «Путешествие в прошлое часов » «Познавательное развитие»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 34 города Ейскамуниципального образования Ейский районКОНСПЕКТ НОДдля детей старшей группы ...
Конспект интегрированной НОД с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «Путешествие в город часов»
Расширение представления детей о часах, истории создания часов. Знакомство детей с историей часов. Закрепление умения устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способам...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности. Тема: Путешествие в страну Грамотной и Красивой речи
Занятие по подготовке к обучению грамоте и развитию речи...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в группе компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в прошлое»
Методическая разработка.Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в группе компенсирующей направленности. Тема: «Путешествие в прошлое&ra...