КОНСПЕКТ НОД для детей старшей группы общеразвивающей направленности ТЕМА: «Путешествие в прошлое часов » «Познавательное развитие»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Коновалова Елена Николаевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 34 города Ейска

муниципального образования Ейский район

КОНСПЕКТ  НОД

для детей старшей  группы общеразвивающей  направленности

ТЕМА: «Путешествие в прошлое часов »

«Познавательное развитие»

Программные задачи: познакомить детей с историей часов. Развивать умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них. Развивать чувство времени , логическое мышление , воображение, любознательность, творчество. Закрепить  знания о песочных, механических, электронных часах. 

Методы и приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, экспериментальная, творческая  деятельность, игровой прием. Слайд презентация : «Многообразие часов.»

Материал к занятию: фонограмма «тиканье часов», модель часов , стрелки к часам (секундная, минутная, часовая), слайд-презентация : «Многообразие часов», макет солнечных часов, фонарик,2-3 свечи, песочные часы.

Раздаточный материал: листы в  клетку ,ручки, 1\2 альбомного листа, фломастеры.

Д. и. «Чем  похожи?» «Расставь по – порядку»,

Предварительная работа :чтение сказки о потерянном времени, энциклопедии: Какие бывают часы?», Часы с боем »,Часы с кукушкой». Беседа на тему :Для чего человеку часы?» Рассматривание  разных видов часов.       

                         Ход занятия.

                            Воспитатель обращает внимание детей на тиканье часов(фонограмма).

-Ребята, как вы ,думаете о чем мы сегодня с вами будем говорить? Все согласны с Ваней, что разговор наш пойдет о часах?

- Скажите, для чего человеку нужны часы?     

-Правильно, чтобы знать когда утро ,полдень ,вечер, когда мама придет с работы…

-Какие бывают часы?

-Ответы детей : механические , электронные.

-Какие часы у вас дома?

-Наручные , напольные, часы в телефоне, электронные.

-Вы очень много знаете о часах.

-А как вы думаете, всегда ли часы были  такими как сейчас?

-Хотите, узнать какими они  были  раньше?

-Предлагаю отправиться в страну часов.

-Вы согласны?

-Но , чтобы туда попасть нам необходимо найти и вернуть стрелки на часы ,которые украл злой волшебник.

-Для этого мы должны выполнить три задания.

-Вы готовы?

-«Нет ног, а хожу,

Рта нет , а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

( Часы)

-Саша ,объясни пожалуйста, почему ты решил , что это часы?

-Все согласны с Сашей?

-А вот и  стрелка. Петя, помоги, пожалуйста прикрепить стрелку на циферблат часов.

-Ребята, а как вы думаете ,как называется эта  стрелка?

-Вы тоже думаете , что эта короткая стрелка-часовая?

-А нас ждет второе испытание.

Д.И. « Чем похожи?»(перед детьми предметные картинки: петух, будильник, механические часы, свеча, электронные часы, солнце и несколько лишних картинок).

-Алена, объясни пожалуйста , чем похожи петух и будильник?...

-А вот и еще одна стрелка!

- Кто нам подскажет, как она называется?

-Андрей прикрепи пожалуйста минутную стрелку к часам.

-Ребята ,а какой стрелки еще не хватает на циферблате?

-Чтобы вернуть секундную стрелку мы должны выполнить еще одно задание.

--Ну вот мы с вами и в стране часов.

Музыкальная физминутка под песню Тики-тики .

Перед детьми слайд с различными часами.

- Давайте вспомним, как необходимо вести себя , чтобы не потерять время зря?(дети садятся за столы.)

Рассказ воспитателя.

Давным – давно , когда еще не было на свете ваших бабушек и дедушек, люди определяли время по солнечным часам. Вот макет таких часов. С начало люди делали их на земле. Вместо циферблата- расчерченная площадка под открытым небом, вместо стерженька для стрелок – колышек. Ходит солнце по небу , а на площадке ходит тень от колышка.(Воспитатель держит фонарик так , чтобы тень от колышка падала в разных направлениях). Ребята кто хочет выполнить роль солнца и посветиь фонариком.

-Как вы думаете , удобны такие часы?

-Вы тоже думаете, как и Маша ,что такими часами нельзя пользоваться в пасмурную погоду и еще их может смыть дождь.

Воспитатель подходит к столу , на котором стоят свечи разной величины.

-Это- тоже часы. Как вы думаете,  узнавали время по свечке?

- Да, ребята вы правильно думаете, когда свечка сгорит ,прошел день.

- Вот смотрите, на ней снизу доверху начерчены полоски. Сколько воска растает по полоскам , столько прошло часов.

-Удобны такие часы?

Предположения детей(Нет ,нужно много свечек и на улице не узнаешь времени.

-А назывались такие часы- огненными.

-Тогда человек изобрел песочные часы. С ними вы уже знакомы.

-Кто из вас может рассказать ,как работают такие часы?

- Ребята , хотите узнать , что можно сделать за одну минуту?

Дети выполняют задание на листах в клетку. В течение 1 минуты обводят клеточки.

-Много вы смогли обвести клеточек? Вы устали? Видите, как мало можно сделать за одну минуту.

-Как вы думаете , удобны такие часы?

Предположения детей(такие часы надо часто переворачивать.)

-Как вы думаете, где применяют такие часы?(в поликлинике)

-Прошло много времени, пока человек не придумал часы с механизмом. Установил пружину, закрутил ее, чтобы не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесо. Оно цепляется за другое колесико и передвигает его, второе колесико передвигает стрелки. (рассказ сопровождается показом слайдов.) Вот такие большие часы повесили на высокой башне. Каждый час эти часы били и люди знали, который час.

-Почему же люди изобрели наручные часы?

-Да, ребята, их можно везде с собой носить.

-Кто нам подскажет о каких часах мы еще не рассказывали?

Предположения детей. Если дети затрудняются с ответом воспитатель загадывает загадку про будильник.

Подведение итога занятия.

-Ребята, что нового вы сегодня узнали?

-Как назывались первые часы?

-Перед вами лежат картинки, расставьте их по-порядку начиная ,с самых первых часов.

-Давайте еще раз вспомним, как называются стрелки у часов.

-Вам понравилось наше путешествие?

-А, что понравилось больше всего?

-Перед вами лежат листы и фломастеры нарисуйте какие часы вам понравились.

Воспитатель: Елена Николаевна Коновалова

г. Ейск, 2016 г

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Файл puteshestvie_v_proshloe_chasov.docx (17.7 КБ)17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 34 города Ейска

муниципального образования Ейский район

КОНСПЕКТ  НОД

для детей старшей  группы общеразвивающей  направленности

ТЕМА: «Путешествие в прошлое часов »

«Познавательное развитие»

Программные задачи: познакомить детей с историей часов. Развивать умение устанавливать связь между разнообразием часов и потребностью человека в них. Развивать чувство времени , логическое мышление , воображение, любознательность, творчество. Закрепить  знания о песочных, механических, электронных часах.  

Методы и приемы: вопросы к детям, рассказ воспитателя, экспериментальная, творческая  деятельность, игровой прием. Слайд презентация : «Многообразие часов.»

Материал к занятию: фонограмма «тиканье часов», модель часов , стрелки к часам (секундная, минутная, часовая), слайд-презентация : «Многообразие часов», макет солнечных часов, фонарик,2-3 свечи, песочные часы.

Раздаточный материал: листы в  клетку ,ручки, 1\2 альбомного листа, фломастеры.

Д. и. «Чем  похожи?» «Расставь по – порядку»,

Предварительная работа :чтение сказки о потерянном времени, энциклопедии: Какие бывают часы?», Часы с боем »,Часы с кукушкой». Беседа на тему :Для чего человеку часы?» Рассматривание  разных видов часов.        

                         Ход занятия.

                        Воспитатель обращает внимание детей на тиканье часов(фонограмма).

-Ребята, как вы ,думаете о чем мы сегодня с вами будем говорить? Все согласны с Ваней, что разговор наш пойдет о часах?

- Скажите, для чего человеку нужны часы?        

-Правильно, чтобы знать когда утро ,полдень ,вечер, когда мама придет с работы…

-Какие бывают часы?

-Ответы детей : механические , электронные.

-Какие часы у вас дома?

-Наручные , напольные, часы в телефоне, электронные.

-Вы очень много знаете о часах.

-А как вы думаете, всегда ли часы были  такими как сейчас?

-Хотите, узнать какими они  были  раньше?

-Предлагаю отправиться в страну часов.

-Вы согласны?

-Но , чтобы туда попасть нам необходимо найти и вернуть стрелки на часы ,которые украл злой волшебник.

-Для этого мы должны выполнить три задания.

-Вы готовы?

-«Нет ног, а хожу,

Рта нет , а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

( Часы)

-Саша ,объясни пожалуйста, почему ты решил , что это часы?

-Все согласны с Сашей?

-А вот и  стрелка. Петя, помоги, пожалуйста прикрепить стрелку на циферблат часов.

-Ребята, а как вы думаете ,как называется эта  стрелка?

-Вы тоже думаете , что эта короткая стрелка-часовая?

-А нас ждет второе испытание.

Д.И. « Чем похожи?»(перед детьми предметные картинки: петух, будильник, механические часы, свеча, электронные часы, солнце и несколько лишних картинок).

-Алена, объясни пожалуйста , чем похожи петух и будильник?...

-А вот и еще одна стрелка!

- Кто нам подскажет, как она называется?

-Андрей прикрепи пожалуйста минутную стрелку к часам.

-Ребята ,а какой стрелки еще не хватает на циферблате?

-Чтобы вернуть секундную стрелку мы должны выполнить еще одно задание.

--Ну вот мы с вами и в стране часов.

Музыкальная физминутка под песню Тики-тики .

Перед детьми слайд с различными часами.

- Давайте вспомним, как необходимо вести себя , чтобы не потерять время зря?(дети садятся за столы.)

Рассказ воспитателя.

Давным – давно , когда еще не было на свете ваших бабушек и дедушек, люди определяли время по солнечным часам. Вот макет таких часов. С начало люди делали их на земле. Вместо циферблата- расчерченная площадка под открытым небом, вместо стерженька для стрелок – колышек. Ходит солнце по небу , а на площадке ходит тень от колышка.(Воспитатель держит фонарик так , чтобы тень от колышка падала в разных направлениях). Ребята кто хочет выполнить роль солнца и посветиь фонариком.

-Как вы думаете , удобны такие часы?

-Вы тоже думаете, как и Маша ,что такими часами нельзя пользоваться в пасмурную погоду и еще их может смыть дождь.

Воспитатель подходит к столу , на котором стоят свечи разной величины.

-Это- тоже часы. Как вы думаете,  узнавали время по свечке?

- Да, ребята вы правильно думаете, когда свечка сгорит ,прошел день.

- Вот смотрите, на ней снизу доверху начерчены полоски. Сколько воска растает по полоскам , столько прошло часов.

-Удобны такие часы?

Предположения детей(Нет ,нужно много свечек и на улице не узнаешь времени.

-А назывались такие часы- огненными.

-Тогда человек изобрел песочные часы. С ними вы уже знакомы.

-Кто из вас может рассказать ,как работают такие часы?

- Ребята , хотите узнать , что можно сделать за одну минуту?

Дети выполняют задание на листах в клетку. В течение 1 минуты обводят клеточки.

-Много вы смогли обвести клеточек? Вы устали? Видите, как мало можно сделать за одну минуту.

-Как вы думаете , удобны такие часы?

Предположения детей(такие часы надо часто переворачивать.)

-Как вы думаете, где применяют такие часы?(в поликлинике)

-Прошло много времени, пока человек не придумал часы с механизмом. Установил пружину, закрутил ее, чтобы не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесо. Оно цепляется за другое колесико и передвигает его, второе колесико передвигает стрелки. (рассказ сопровождается показом слайдов.) Вот такие большие часы повесили на высокой башне. Каждый час эти часы били и люди знали, который час.

-Почему же люди изобрели наручные часы?

-Да, ребята, их можно везде с собой носить.

-Кто нам подскажет о каких часах мы еще не рассказывали?

Предположения детей. Если дети затрудняются с ответом воспитатель загадывает загадку про будильник.

Подведение итога занятия.

-Ребята, что нового вы сегодня узнали?

-Как назывались первые часы?

-Перед вами лежат картинки, расставьте их по-порядку начиная ,с самых первых часов.

-Давайте еще раз вспомним, как называются стрелки у часов.

-Вам понравилось наше путешествие?

-А, что понравилось больше всего?

-Перед вами лежат листы и фломастеры нарисуйте какие часы вам понравились.

Воспитатель: Елена Николаевна Коновалова

г. Ейск, 2016 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие на тему "Путешествие в прошлое часов" ( игровая ситуация)

Програм.задачи:   познакомить с истортей часов, устанавливать причинно-следственные связи, активизировать словарный запас, воспитывать уважение к труду человека.         ...

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в прошлое часов»

Цель. Закрепление знаний о различных видах часов, о принципе их работы и роли в жизни человека....

Занятие по ФЭМП для детей старшей подготовительной группы.  Тема: «Путешествие в прошлое часов».

Какие вы знаете часы?(Ответы детей)А хотите, я расскажу вам о солнечных часах?Далее следует рассказ воспитателя о солнечных часах. Показ разных видов солнечных часов в различных странах с ...

Тема: Путешествие в прошлое часов

Воспитывать интерес у детей к работе часовщика, подвести их к пониманию: человек- преобразователь предметов, механизмов....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Путешествие в прошлое часов»

Познакомить детей с историей часов.Формировать умение  изготавливать простейшие виды часов.Воспитывать интерес к познанию нового....