Итоговая работа по теме: «Формирование правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности». (Проект «Дорожная азбука»)
проект (средняя группа)

Тимакова Светлана Сергеевна

В данной работе представлен проект по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста.

(Проект «Дорожная азбука»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_samarskoy_oblast2.docx92.43 КБ

Предварительный просмотр:

                               Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

                                        Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

 «Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Формирование правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности».

(Проект «Дорожная азбука»)

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ                                                                                 

                                                                                                                                         

                                                                                      Выполнила:

2014г.


Оглавление

I. Вводная часть ......................................................................................... 3

1. Актуальность темы  исследования

2. Цель и задачи ИР                                                                  

3. Ожидаемые результаты                                          

II. Основная часть                                                                                    

1. Теоретическое описание модели по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности …………………………………………………7

2. Описание изменений в образовательном процессе по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности

2.1. Содержательно-технологический блок: проект «Дорожная азбука»….11                                                          

2.2. Контрольно-оценочный блок …………………………………………….15                                                                          

3. Педагогические условия формирования знаний о правилах безопасного поведения на дорогах  у детей среднего дошкольного возраста через организацию проектной   деятельности     ……………………………………24

III. Заключение …………………………………………………………26

  1. Выводы по ИР                                                                                              

IV. Информационные источники ……………………………………..28

Приложения

              I. Вводная часть

 Актуальность  темы исследования. 

                                                                        Безопасности формула есть:

                                                                Надо видеть, предвидеть, учесть.

                                                                 По возможности - все избежать,

                                                                 А где надо - на помощь позвать.

         С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Актуальность темы исследования состоит в том, что особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей, поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

Резкое возрастание автомобилизации городов в последние годы порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.

        По данным департамента обеспечения безопасности дорожного движения «Госавтоинспекция» ущерб только от гибели, ранения людей и повреждения транспортных средств в ДТП сопоставим с доходной частью бюджета и составляет в целом по России около 15 % от его величины. В отдельных регионах значение этого показателя достигает 30-40%. Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.

        Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнут 1500 и получают ранения 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения.

        Для решения данной проблемы было принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864 г. Москва

"О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах".

        В соответствии с Законом «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом, в структуре основной общеобразовательной программы  по работе с детьми дошкольного возраста выделена отдельная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

        Одной из важнейших задач этой области является формирование основ

безопасного поведения в быту, социуме, природе.

        Таким образом, перед педагогами дошкольного образования, в плане формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста, стоит задача передачи детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства, начиная с трехлетнего возраста.

         Этого возможно добиться при условии четко спланированного и последовательного взаимодействия воспитателя с воспитанниками в ходе образовательного процесса, направленного на формирование устойчивых знаний и навыков правил поведения на дорогах. Этот процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

          В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Воспитателям детских дошкольных учреждений необходимо особенно подчеркивать ценность человека, соблюдающего правила. Эти же идеи необходимо доводить через пропагандистские материалы до сведения родителей.

         Вопросы обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах, в отечественной педагогической науке отдельно не исследовались, но рассматривались как один из аспектов нравственного воспитания. В частности, это мы находим в исследованиях Р.Б.Стеркиной, А.В.Гостюшина, Н.И.Клочанова, Т.А.Шорыгиной, О.А.Скоролуповой, М.М.Котик, Н.Л.Князевой и др.

     Таким образом, детский травматизм, в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах и изучению им правил дорожного движения как к второстепенному явлению. Изучение правил должно стать составной частью общего воспитательного процесса, призванного бережно относиться к своей жизни не только на дорогах, но и в повседневных делах. Очень важно помочь ребенку понять, в каких ситуациях он явно подвергает себя опасности и как необходимо поступать, чтобы обеспечить себе безопасность в дорожно-транспортной среде.

           

         

           Цель исследования: выявить и проверить эффективность организации проектной деятельности в формировании  правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: формирование правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: организация проектной деятельности.

Задачи исследования: 

1.​ Определить понятие  безопасного поведения на дорогах, важность данной проблемы совместно с воспитанниками.

2.Путем наблюдений и опроса выявить уровень сформированности  правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста.

 3.​ Создать условия для полноценного формировать у воспитанников навыков и умений безопасного поведения на дорогах, через организации проектной деятельности «Дорожная азбука».

4.​ Привлечь к взаимодействию по данному направлению родителей воспитанников.

Гипотеза.

Проблема безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста может быть успешно решена, если будет проведена проектная деятельность: «Дорожная азбука».

  Ожидаемые результаты: овладение правилами безопасного поведения на дорогах  детьми среднего дошкольного возраста.

           II. Основная часть                                                                                    

1.Теоретическое описание модели по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности. 

Опасность - центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

∙        Угроза жизни;

∙      Возможность нанесения ущерба здоровью;

∙      Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

          Безопасность – состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности.

Знания – это совокупность усвоенных ребенком сведений, необходимых для безопасного движения по дороге.

Навык - способность в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, путем многократного повторения.               

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, поэтому главной задачей взрослых является стимулирования развития у них самостоятельности и ответственности.

             Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность адекватно оценивать обстановку;

- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

- преобладание потребности в движении над осторожностью;

- стремление подражать взрослым;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.              

          Так в работе с  детьми, среднего дошкольного возраста (4-5лет), по формированию правила безопасного поведения на дорогах
необходимо учитывать следующие моменты. В этом возрасте нервная система детей  неустойчива и склонна к быстрому истощению, условные рефлексы быстро образуются и также быстро исчезают. Потребность в движении преобладает над осторожностью, процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения. У детей данного возраста выражено стремление подражать взрослым и более старшим детям.

Поле зрения ребёнка 4-5 лет на 20% меньше, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперёд, в направлении бега. Поэтому машины слева и справа остаются ими незамеченными. Они видят только то, что находится напротив. Реакция у детей также замедленная. Чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, у ребёнка уходит 3-4 секунды, что может оказаться опасным для жизни.
Из-за маленького роста у ребёнка шаг не такой длинный, как у взрослого, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности.
Дети не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием. Мозг детей 4-5 лет не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребёнка сосредоточено только на том, что он делает. Он может в одно мгновение сорваться с места и побежать через дорогу.
           Самыми распространёнными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинение сигналам светофора.
          К пяти годам у детей должны быть сформированы  следующие привычки, навыки и правила:

-ходить можно только по тротуару;
-при движении по тротуару есть свои правила: ходить надо, придерживаясь правой стороны. Нельзя по тротуарам бегать, это мешает другим пешеходам и опасно, так как можно выбежать на проезжую часть дороги;
-движение на дороге регулирует светофор;
-для машин светофор имеет три цвета, для пешеходов – два;
-улицу можно переходить только тогда и там, где переход разрешён.

Если      есть подземный переход, то дорогу можно переходить только по этому переходу; даже если переходишь по правилам (на зелёный свет светофора и по переходу), всё равно надо быть осторожным, водители могут нарушить правила и поехать, когда для пешеходов горит зелёный свет.
         Как мы
 говорили ранее, перед педагогами дошкольного образования стоит задача формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

В результате чего возникла необходимость организовать системную и планомерную работу в этом направлении с воспитанниками, с использованием современных образовательных технологий.

Одной из эффективных технологий является проектная деятельность.

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.

           Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.

          Под проектным обучением мы понимаем весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, т.е. научить обучающегося проектированию.

          Таким образом, был разработан проект «Дорожная азбука», направленный на формирование правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста.

          Организация работы по формированию у детей правил и навыков безопасного поведения на дорогах основывается на следующих принципах.

1. Принцип взаимодействия: дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.

2. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу).

3. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо  показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

4. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

5. Принцип самоорганизации. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

2. Описание изменений в образовательном процессе по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.

2.1. Содержательно-технологический блок: проект «Дорожная азбука».  

          Проект «Дорожная азбука», направленный на формирование правил безопасного поведения на дорогах у детей  дошкольного возраста нашел свое применение в работе с детьми среднего дошкольного возраста  на базе структурного подразделения д\с «Журавушка» ГБОУ СОШ пос. Ленинский.

Срок реализации: три недели.

Тип проекта: краткосрочный.

Цель проекта: формирование правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1.Усвоение детьми среднего дошкольного возраста первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на дорогах.

2. Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения, правил для пассажиров.

3.Закрепить знания о работе светофора.

4.Подготовить к правильным действиям в сложившейся ситуации на дорогах.

         

Планирование работы с детьми по проекту “Дорожная азбука”

День недели

Форма и содержание работы

Физическая культура

1 неделя.

Понедельник

Познавательная беседа: «Школа пешеходных наук».

Дидактическая игра «Мой друг Светофор».

Подвижная игра на прогулке: «Берегись автомобиля».

Утренняя гимнастика (комплекс на неделю): «Здоровый водитель».

НОД (Физическая культура): «Внимательный пешеход».

Подвижная  игра: «Автомобили».

Игра малой подвижности: «Светофор».

Вторник

Познавательная беседа: «Правила и безопасность дорожного движения».

Дидактическая игра: «О чем говорит этот знак? »

Подвижная игра на прогулке: «Берегись автомобиля».

Физ. Пауза в НОД: «Машинист».

Среда

Индивидуальная работа с детьми по развитию речи: «Сравни картинки. Расскажи, кто и почему был неправ?»

Дидактическая игра: «О чем говорит этот знак? »

Подвижная игра на прогулке: «Гоночные автомобили».

НОД (Физическая культура):

«Правила дорожного движения».

Подвижная игра: «Действуй по команде».

Игра малой подвижности: «Светофор».

Четверг

Дидактическая игра: «Собери знак».

НОД (художественное творчество, аппликация): «Автобус».

НОД (Физическая культура):

«Водитель, пешеход, дорога».

Подвижная игра: «Берегись автомобиля».

Игра малой подвижности: «Светофор».

Пятница

Игровое задание: «Отгадай

загадку».

Познавательная беседа: «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается».

Сюжетно-ролевая игра: «Такси».

Физ. Пауза в НОД: «Машинист».

2 неделя.

Понедельник

НОД (Познание): «Что мы знаем о дорогах?».

Подвижная игра: «Цветные автомобили».

Утренняя гимнастика (комплекс на неделю): «зарядка для шоферов».

НОД (Физическая культура): «Внимательный водитель».

Физ. Пауза в НОД: «Насосы».

Вторник

Дидактическая игра: «Светофор».

НОД (ФЭМП): «В автосалоне».

Сюжетно-ролевая игра: «Привоз товара в магазин».

Физ. Пауза в НОД: «Машинист».

Подвижная игра: «Действуй по команде».

Среда

Познавательная беседа: «Светофор и дорожные знаки»

(с использованием  фланелеграфа).

Сюжетно-ролевая игра: «Я поеду на трамвае, я поеду на такси».

НОД (Физическая культура):

«Улица полна неожиданностей».

Игра малой подвижности: «Парковка по цвету».

Четверг

Беседа с детьми на тему: «Прогулка без родителей».

НОД (художественное творчество, лепка): «Автомобиль будущего».

Настольно-печатная игра: «Собери картинку». (Транспорт).

НОД (Физическая культура):

«Незнайка и автомобиль».

Игра малой подвижности: «Умелый пешеход».

Физ. Пауза в НОД: «Насосы».

Пятница

Целевая прогулка: «Знакомые дорожные знаки».

НОД (чтение художественной литературы):  Дудилов. А. «Моя улица».

Работа с родителями: «Когда дети остаются без присмотра на улице..»

Пальчиковая гимнастика: «Разные колеса».

3 неделя

Понедельник

Загадки, стихи о транспорте, дорожных знаках.

НОД (Познание): «Когда появились первые правила для транспорта и пешехода?»

Подвижная игра: «Цветные автомобили».

Утренняя гимнастика (комплекс на неделю): «Приключения в дороге».

НОД (Физическая культура):

«Автомастерская».

Вторник

Мозаика: «Собери светофор».

Игровое задание:

«Узнай по описанию», «Сложи из цветных кубиков светофор».

Сюжетно-ролевая игра: «Водитель и пешеходы».

Пальчиковая гимнастика: «Рисуем в воздухе грузовик».

Среде

Просмотр мультфильма «Про котенка Женю и правила дорожного движения». Обсуждение по теме.

НОД (Рисование): «Много транспорта в пути».

Сюжетно-ролевая игра: «Водитель автобуса и пассажиры».

НОД (Физическая культура):

Тренировка гонщиков».

Подвижная игра: «По извилистой дороге проезжай- не сбивай».

«Физ. Пауза в НОД: «Насосы».

Четверг

Продуктивная деятельность: игра со строительным материалом. «Подземный переход» - коллективная постройка.

Индивидуальная работа с детьми по карточкам: «Скажи, как правильно?»

Работа с родителями. Консультация на тему: «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дорогах».

НОД (Физическая культура):

«Во что безопасно играть во дворе?»

Мало подвижная игра: «Правила для пешехода».

Пятница

НОД (чтение художественной литературы):  Ознакомление с рассказом Иванова А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили».

Продуктивная деятельность: «Рисую правила дорожного движения».

Итоговое мероприятие спортивного характера: «Безопасная дорога».

Участники: дети средней,

старшей и подготовительной к школе групп.  

Зрители: дети младшей группы.

       

 

         2.2. Контрольно-оценочный блок. 

         В ходе опытно-экспериментальной работы по формированию правил безопасного поведения на дорогах, через организацию проектной деятельности у детей среднего дошкольного возраста ГБОУ СОШ пос. Ленинский ДОУ «Журавушка», было отобрано 12 детей, приблизительно одного уровня развития:

Алёша Ц.

4 года 5 месяцев

Женя Б.

4 года 4 месяца

Женя М.

4 года 4 месяца

Даниил С.

4 года 3 месяца

Даша З.

4 года 4 месяца

Саша П.

4 года 5 месяцев

Александра К.

4 года 5 месяцев

Яна Х.

4 года 4 месяца

Карина Б.

4 года 3 месяца

Саша М.

4 года 5 месяцев

Эвелина Ж.

4 года 5 месяцев

Рома Ш.

4 года 5 месяцев

Работа проходила в три взаимодействующих этапа:

1.        Констатирующий.

2.        Формирующий.

3.        Контрольный.

          Для определения качества знаний были использованы методы: опрос, выполнение диагностического задания: «Что не так», наблюдения.

Обследование проводилось до и после формирующего этапа.

Полнота знаний - объем программных знаний по формированию правил безопасного поведения на дорогах  у детей среднего дошкольного возраста.

Показатель - содержание и количество знаний правил безопасного поведения на дорогах  у детей среднего дошкольного возраста.

Уровень усвоения знаний:

Низкий уровень: ребенок вычленяет существенные особенности объектов только с помощью взрослого, делает ошибки в обобщении, переходя на не существенные, но привлекательные признаки; содержание описательного рассказа неполно отражает особенности объекта; средства языковой выразительности не используются; количество знакомых объектов ниже среднего до 3.

Средний уровень: ребенок вычленяет существенные признаки самостоятельно и осуществляет группировку объектов с небольшой помощью взрослого; составление описательного рассказа о правилах поведения требует помощи взрослого для отражения в рассказе особенностей объекта; указывает об опасности подстерегающих на дороге, называет 4-5 правил дорожного движения для пешеходов.

Высокий уровень: ребенок доказывает правильность обобщений, самостоятельно группируя объекты по разным признакам; самостоятельно составляет полный описательный рассказ об объекте; речь выразительна, богата эпитетами; количество знакомых объектов 6-8.

В ходе интервьюирования выяснялся уровень полноты знаний о правилах безопасного поведения на дорогах. Обследование проводилось в индивидуальной форме в свободное время. Для проведения создавалась спокойная, доброжелательная обстановка.

Для диагностики использовались вопросы к детям:

1.        Как называется часть улицы, по которой едут машины?

2.  Как называется часть улицы, отведенная для пешеходов?

3.  Кого называют пешеходом?

4.  Где безопасно переходить улицу?

          5.  Как найти место перехода улицы?

6.  Как перейти через дорогу?

7. Что обозначает красный (зеленый, желтый) сигнал светофора для пешеходов, водителей?

8. Как нужно переходить улицу вблизи остановки маршрутного транспорта?

9.   Почему нельзя играть на дороге?

Методика выполнения детьми диагностического задания «Расскажи, что не так» позволяла выявить глубину знаний о безопасном поведении на дорогах у детей среднего дошкольного возраста. Ребенку предлагалась серия картинок, на которых были изображены различные ситуации поведения людей на улице, при переходе через дорогу, нахождения рядом с проезжей частью, поведения детей на дороге. Нужно было рассмотреть и объяснить, что правильно или неправильно делали люди.

Беседа проводилась в свободное время после занятий, на прогулке, во 2 половину дня в индивидуальной форме.

Количественный анализ уровня сформированности знаний детей на констатирующем этапе

На высоком уровне - 2;

На среднем уровне - 5;

На низком уровне - 5.

Анализ ответов показал, что в основном дети интересуются данной темой, но общие знания и представления детей о правила безопасного поведения на дороге схематичны и разрознены. Более полными ответы были в основном о нескольких объектах (обозначение цветов светофора, название тротуара и проезжей части, объяснение, кто называется пешеходом). При этом они эти объекты называли и не затруднялись ответить, что они обозначают. Остальные объекты вызывали у детей затруднения при их описании. В большей степени затруднения вызывали изображение на картинке: как правильно обходить автобус, стоящий на остановке; где перейти дорогу, если нет светофора; почему нельзя перебегать дорогу и т.д.

Качественный анализ результатов обследования уровня сформированности знаний детей на констатирующем этапе

Таблица №1.

           №

Имя

Полнота

Глубина

Уровень

           1.

Алеша Ц.

Смог назвать правила поведения пешеходов на дороге, назвал что означают сигналы светофора.

В проведении стремиться учитывать состояние других.

Средний

           2.

Женя Б.

Смог назвать только, почему нельзя играть на дороге, смог сказать, как называются части улицы для пешеходов и для машин.

Называет объекты, не устанавливая их взаимоотношения.

Низкий

            3.

Женя М.

Смог назвать только обозначение сигналов светофора и где нужно переходить через дорогу

Группирует объекты с подсказкой взрослого.

Низкий

            4.

Даниил С.

Смог назвать правила перехода через проезжую часть, назвал обозначение сигналов светофора.

Группирует объекты не самостоятельно, составление описательного рассказа с помощью воспитателя.

Средний

            5.

Даша З.

Смогла объяснить почему нельзя играть на проезжей части, обозначение сигнала светофора. Объяснила, что такое тротуар и проезжая часть.

Пользуется помощью группировкой объектов, составление описательного рассказа наводящими вопросами

Средний

            6.

Саша П.

Смогла назвать только обозначение сигналов светофора, объяснил кто называется пешеходом.

Вычленяет существенные признаки с помощью воспитателя.

Средний

            7.

Александра К.

Смогла назвать обозначение сигналов светофора, объяснила название частей улиц. Сказала, почему нельзя играть на проезжей части.

Самостоятельно группирует и обобщает объекты составление описательного рассказа.

Высокий

            8.

Яна Х.

Смогла назвать только название частей улиц, для пешеходов и для машин.

Пользуется помощью взрослого при группировке объектов.

Низкий

            9.

Карина Б.

Старательный и активный ребенок. Смог объяснить, как называются части улиц. Где нужно переходить проезжую часть. Назвал обозначение сигналов светофора.

Группировка объектов с помощью воспитателя.

Средний

           10.

Саша М.

Очень застенчивый мальчик, но все же удалось вывести на контакт. Понимает смысл заданных вопросов. Отвечал на вопросы, но не уверенно, не редко путается и допускает ошибки.

Группировка объектов только с помощью воспитателя.

Низкий

           11.

 Эвелина Ж.

Внимательно выслушивал вопросы воспитателя, ответил как и где нужно переходить дорогу, что обозначает каждый сигнал светофора. Ответил почему нельзя играть на проезжей части.

Самостоятельно группирует объекты по разным признакам; самостоятельно составляет описательный рассказ об объекте.

Высокий

           12.

Рома Ш.

Ребенок невнимательно выслушивал вопросы воспитателя, но все же удалось привлечь его внимание, сказал, что обозначает красный сигнал светофора и почему нельзя играть на проезжей части.

Группирует объекты с подсказкой взрослого

Низкий

          На контрольном этапе ставили себе следующую цель:

Цель: выявить динамику знаний в формировании знаний о  правилах безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста.

          Для исследования использовалась та же методика, что и в констатирующем этапе.

Условия проведения:

1.        Интервьюирование проводилось в индивидуальном форме в свободное время.

2. Для проведения создавалась спокойная, доброжелательная обстановка.

3.   Вопросы к детям были немножко усложнены, с учетом проведения работы.

4.  Опрос по иллюстрациям.

Качественный анализ результатов обследования на контрольном этапе.

Выполнение детьми проблемных ситуаций на выявление уровня сформированности знаний о правилах безопасного поведения на дорогах показало, что три ребёнка не прибегают к помощи взрослого, при выполнении заданий внимательны и хорошо устанавливают опосредованные связи.

Таблица № 2

Имя

 Полнота знаний

Глубина знаний

Уровень

1

Алеша Ц.

Смог назвать правила поведения пешеходов на дороге, назвал что означают сигналы светофора. Сказал, почему нельзя играть на дороге. Назвал части улиц.

Самостоятельно группирует объекты по разным признакам; самостоятельно составляет описательный рассказ об объекте.

Высокий

2

Женя Б.

Смог назвать только, почему нельзя играть на дороге, смог сказать, как называются части улицы для пешеходов и для машин. Назвал, что обозначают цвета светофора.

Группировка объектов с помощью воспитателя.

Средний

3

Женя  М.

Смог назвать только обозначение сигналов светофора и где нужно переходить через дорогу.

Вычленяет существенные признаки при помощи воспитателя; составление описательного рассказа; пользуется при группировке объектов.

Низкий

4

Даниил С.

Смог назвать правила перехода через проезжую часть, назвал обозначение сигналов светофора.

Группирует объекты не самостоятельно, составление описательного рассказа с помощью воспитателя.

Средний

5

Даша З.

Объяснила, кто называется пешеходом, обозначение сигналов светофора. Назвала части улицы.

Вычленяет существенные признаки с помощью воспитателя.

Средний

6

Саша П.

Смог назвать только обозначение сигналов светофора, объяснил кто называется пешеходом.

Называет объекты, устанавливая их взаимоотношения; описательный рассказ при помощи воспитателя.

Средний

7

Александра К.

Смогла назвать обозначение сигналов светофора, объяснила название частей улиц. Сказала, почему нельзя играть на проезжей части.

Самостоятельно группирует и обобщает объекты составление описательного рассказа.

Высокий

8

Яна Х.

Смогла назвать только название частей улиц, для пешеходов и для машин. Где нужно переходить дорогу.

Пользуется небольшой помощью взрослого при группировке объектов.

Средний

9

Карина Б.

Старательный и активный ребенок. Смог объяснить, как называются части улиц. Где нужно переходить проезжую часть. Назвал обозначение сигналов светофора.

Группировка объектов с помощью воспитателя.

Средний

10

Саша М.

Ребенок смог назвать части улиц, почему нельзя играть на дороге. В остальных ответах путался и допускал ошибки.

Группировка объектов только с помощью воспитателя.

Низкий

11

Эвелина Ж.

Внимательно выслушивал вопросы воспитателя, ответил как и где нужно переходить дорогу, что обозначает каждый сигнал светофора. Ответил почему нельзя играть на проезжей части. Сказал, как правильно переходить дорогу.

Самостоятельно группирует объекты по разным признакам; самостоятельно составляет описательный рассказ об объекте.

Высокий

12

Рома Ш.

Назвал части улиц, кто называется пешеходом, обозначение сигналов светофора.

Группирует объекты с подсказкой взрослого

Низкий

По итогам выполнения диагностических заданий был проведён количественный анализ результатов констатирующего эксперимента.

Количественный анализ уровня сформированности знаний детей на контрольном этапе.

На высоком уровне - 3;

На среднем уровне - 6;

На низком уровне - 3.

Таким образом, на высоком уровне оказалась три ребенка, которые легко справились с заданием и выполняли его без помощи взрослого. Шестеро детей оказались на среднем уровне, они справились с заданиями, но прибегали к помощи взрослого или допускали незначительные ошибки. Трое детей оказались на низком уровне, поскольку они плохо справлялись с заданиями, постоянно прибегали к помощи взрослого.

 

           Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы (табл.3).

Таблица №3

И.Ф.ребёнка

Констатирующий этап

Контрольный этап

Алеша Ц.

Смог назвать правила поведения пешеходов на дороге, назвал что означают сигналы светофора.

Самостоятельно группирует объекты по разным признакам; самостоятельно составляет описательный рассказ об объекте.

Женя Б.

Смог назвать только, почему нельзя играть на дороге, смог сказать, как называются части улицы для пешеходов и для машин.

Группировка объектов с помощью воспитателя.

Женя М.

Смог назвать только обозначение сигналов светофора и где нужно переходить через дорогу

Вычленяет существенные признаки при помощи воспитателя; составление описательного рассказа; пользуется при группировке объектов.

Даниил С.

Смог назвать правила перехода через проезжую часть, назвал обозначение сигналов светофора.

Группирует объекты не самостоятельно, составление описательного рассказа с помощью воспитателя.

Даша З.

Смогла объяснить почему нельзя играть на проезжей части, обозначение сигнала светофора. Объяснила, что такое тротуар и проезжая часть.

Вычленяет существенные признаки с помощью воспитателя.

Саша П.

Смогла назвать только обозначение сигналов светофора, объяснил кто называется пешеходом.

Называет объекты, устанавливая их взаимоотношения; описательный рассказ при помощи воспитателя.

Александра К.

Смогла назвать обозначение сигналов светофора, объяснила название частей улиц. Сказала, почему нельзя играть на проезжей части.

Самостоятельно группирует и обобщает объекты составление описательного рассказа.

Яна Х.

Смогла назвать только название частей улиц, для пешеходов и для машин.

Пользуется небольшой помощью взрослого при группировке объектов.

Карина Б.

Старательный и активный ребенок. Смог объяснить, как называются части улиц. Где нужно переходить проезжую часть. Назвал обозначение сигналов светофора.

Группировка объектов с помощью воспитателя.

Саша М.

Очень застенчивый мальчик, но все же удалось вывести на контакт. .Понимает смысл заданных вопросов. Отвечал на вопросы, но не уверенно, не редко путается и допускает ошибки.

Группировка объектов только с помощью воспитателя.

Эвелина Ж.

Внимательно выслушивал вопросы воспитателя, ответил как и где нужно переходить дорогу, что обозначает каждый сигнал светофора. Ответил почему нельзя играть на проезжей части.

Самостоятельно группирует объекты по разным признакам; самостоятельно составляет описательный рассказ об объекте.

Рома Ш.

Ребенок невнимательно выслушивал вопросы воспитателя, но все же удалось привлечь его внимание, сказал, что обозначает красный сигнал светофора и почему нельзя играть на проезжей части.

Группирует объекты с подсказкой взрослого

При анализе результатов контрольного этапа эксперимента была построена сравнительная таблица.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы.

Таблица №4

Уровни

Результаты констатирующего этапа эксперимента

Результаты контрольного этапа эксперимента

Высокий Средний Низкий

2 ребёнок 5 детей 5 ребёнка

3 ребёнка 6 детей 3 ребёнка

В таблице прослеживается явная динамика повышения уровня сформированности знаний о правилах безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста. Можно сделать вывод, что использование технологии проектной деятельности при формировании знаний о правилах безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста на практике дали эффективные результаты.

Один ребенок, который был на среднем уровне, и два ребенка, которые были на низком уровне, повысили свои результаты и перешли на высокий и средний уровни. Эти дети каждый день посещали детский сад, были активными, старательными, внимательными. Они, как и другие дети, допускали ошибки, но их становилось всё меньше, помощи просили редко. На среднем уровне осталось шестеро детей. Уровень сформированности знаний о безопасности жизни не изменился, но дети стали допускать меньше ошибок при выполнении данных им заданий. Трое детей остались на низком уровне, но произошли позитивные изменения внутри уровня.

             Реализация данного проекта позволила сформировать у детей следующие представления, умения и навыки безопасного поведения на дорогах:

1.Дети познакомились со значениями слов: автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор…

2.Закрепили у детей представление о различных видах транспорта, о дорожных знаках, о движении транспорта.

3.Изготовили макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для сюжетно – ролевых игр.

4.Активизировали знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, в транспорте.

5.Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.

Таким образом, можно заключить, что поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Следовательно, выдвинутая  гипотеза верна. Проблема безопасного поведения на дороге у детей среднего дошкольного возраста может быть успешно решена при условии  проведения проектной деятельности: «Дорожная азбука».

       

     

   3. Педагогические условия формирования знаний о правилах безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста через организацию проектной деятельности. 

              Для реализации проекта «Дорожная азбука» были созданы следующие условия:

1.Разработанно планирование проекта.

2.Проектная деятельность была включена в повседневную жизнь детей средней группы, в сочетании с основным тематическим планированием; нашла отражение в записях планов на день.

3.Включение детей в проектную деятельность происходило, по средством, организации НОД, бесед, игр, чтения книг, заучивания стихов, прогулок, экскурсий и в повседневных реальных жизненных ситуациях.

4.Воспитатели знакомили детей с правилами дорожного движения, последовательно постепенно усложняя программные требования от одного вида деятельности к другому. Например, во время целевых прогулок воспитатели обращали внимание детей на движение пешеходов, транспорта, знакомили их со словами: тротуар, шофер, автомашина; уточняли названия частей автомобиля. Учили детей устанавливать простейшие связи во взаимоотношениях пешеходов и водителей транспорта. Расширяли знания об общественном транспорте, познакомили с трудом шофёра на конкретных примерах.

5.Интересным заданием для детей было  составление небольших рассказов о дорожной ситуации по содержанию сюжетных картин; увлечение раздаточным материалом для самостоятельной индивидуальной работы (разрезные картинки, пазлы, мелкие игрушки: транспорт, конструктор для моделирования дороги, модели дорожных знаков).

6.Воспитатели совместно с детьми, родителями организовывали развивающую среду, изготавливали пособия и атрибуты к играм.

7.Организовывались игровые площадки, изготавливались макеты, предоставлялись костюмы и прочее, с целью включения детей в практическую игровую и познавательную деятельность через создание проблемных ситуаций.

8.Детям была предоставлена возможность проникнуться темой проекта посредством художественного творчества (рисунки детей, изготовление плакатов, стен газет).

9. Тема проекта нашла свое отражение также в спортивно оздоровительной работе с детьми (тематические утренние гимнастики, НОД по физической культуре, подвижные игры,  итоговое спортивно-развлекательное мероприятие).

10.Важное место было отведено просветительской деятельности родителей (оформление родительских уголков, консультации, беседы) по теме проекта.

         Данные условия были созданы для успешной реализации цели проекта. Четкость,  последовательность действий участников проекта позволили максимально погрузиться в идею проектной деятельности, что положительно отразилось на результатах усвоения материала.

III. Заключение 

Теоретический анализ литературы по теме исследования показал, что формирование правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста начинается с подачи личного примера взрослыми из ближайшего окружения ребенка.

Реализация задач по формированию правил безопасного поведения на улицах и дорогах у детей должна начинаться с самого раннего возраста в различных видах деятельности: в быту, в играх, на занятиях, по пути из дома в детский сад. В любой деятельности, которой занимается ребёнок, можно найти много моментов, чтобы поупражнять его в запоминании нужных знаний.

 В процессе  исследовательской деятельности  был предложен метод проектной деятельности как путь, в процессе которого предположительно, должны эффективно формироваться у детей среднего дошкольного возраста правила безопасного поведения на дорогах.  В соответствии с данным предположением была выстроена опытно - эксперементальная работа с детьми среднего дошкольного возраста по формированию правилах безопасного поведения на дорогах в условиях проектной деятельности.

Данный опыт показал, что выбранная  технология позволяет включить в себя множество интересных методов и приемов работы с детьми, совокупность которых, положительно сказывается на повышение продуктивности запоминания правил безопасного поведения на дорогах. Объясняется  такой факт собственной активностью ребенка. Детям  интересно принимать участие в деятельности проекта, у них появляетсся мотивация запоминать  материал.

Проведенное исследование позволило путем наблюдений и опроса выявить уровень сформированности  правил безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста. Анализ ответов показал, что в основном дети интересуются данной темой, но общие знания и представления д о правила безопасного поведения на дороге схематичны и разрознены. Более полными ответы были в основном о нескольких объектах (обозначение цветов светофора, название тротуара и проезжей части, объяснение, кто называется пешеходом).

Данные опытно-экспериментальной работы позволили сделать вывод о том, что в условиях  проектной деятельности у детей среднего дошкольного возраста повысился уровень знаний о правилах безопасного поведения на дорогах. Поиск детьми способов решения поставленных перед ними задачи в процессе проектной деятельности позволял  освоить знания о правилах безопасного поведения на дорогах.

Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что технология проектной деятельности является одним из эффективных методов формирования знаний о правилах безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста при создании соответствующих условий.

Таким образом, проблема безопасного поведения на дорогах у детей среднего дошкольного возраста может быть успешно решена, при условии проведения проектной деятельности: «Дорожная азбука».

   

  IV. Информационные источники

Нормативные документы

1.Закон РФ об образовании

2.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

3.Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864 г. Москва

"О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах".

Основные источники

1.Ананьев, В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников [Текст] / Ананьев В.А. - Томск; Томский гос. университет, 2000. - 220 с.

2. Антонов, Ю.Е. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» [Текст] / Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. // Обруч. - 1996 - N 1. - С. 5-6.

3.Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений [Текст]: Сб. нормативно-правовых документов / Под ред. Стеркиной Р.Б. - М., 1997. - 204 с.

4.Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 томах.[Текст] / Л.С. Выготский // Т. 2 - М. - 1982. - с. 437.

5.Образовательные технологии: достижение прогнозируемых результатов. – М. : Про-Пресс, 2009. – 56 с. – (Библиотечка журнала «Вестник образования России»).

6.Поддубная, Л.Б. Правила дорожного движения. Старшая группа. [Текст]/ Л.Б. Поддубная - Волгоград: Корифей. - 96 с.

7.Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций.- М.,2005.

Дополнительные источники

1.Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст] / Вавилова Е.Н. - М.: Просвещение, 1981. - 56 с.

2.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического, экспериментального психологического исследования [Текст] / Давыдов В.В. - М.: Педагогика 1986. - 165 с.

3.Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Науч. Ред. Л.А.Парамонова и др. - М., 2001.

4.Доронова Т.Н. Радуга: программа воспитания и обучения детей от 3 до 7 лет. [Текст] /Доронова Т.Н., Гербова В.А, Гризик Т.И и др. - М., 1997.

5.Ежкова, Н.С. Дошкольная педагогика. [Текст] Учебное пособие / Н.С. Ежкова. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2003. - 85 с.

6.Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации. [Текст]/ Ильницкая И.А. - М., 1985. - 356 с.

7.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 4-е издание., стер. - М.: «Академия», 2002. - 416 с.

8.Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии [Текст] // Под ред. А.А. Давыденко. Д.Г. Левитес. - Мурманск, 1997. - 221 с.

9.Лернер, И. Л. Проблемное обучение. [Текст] / Лернер И.Л. - М., 1974. - 267 с.

10.Основы безопасности дошкольников [Текст]/ Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2000.

11.Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 232 с.

12.Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]: Учебн. пособие для студ. пед. вузов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М., 1999.

13.Толковый словарь русского языка./ Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. - Издательство «Азъ» - М., 1992.

14.Ядэшко, В.И. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» [Текст] / Ядэшко В.И., Сохин Ф.А., Ильина Т.А. и др.; под ред. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А.. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 415 с.

Интернет ресурсы:

1.http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ

2.http://samregion.edu.ru  - cайт Министерства образования и науки Самарской области


Приложение 1

Диагностическое задание №1

-Как называется часть улицы, по которой едут машины?

Как называется часть улицы, отведенная для пешеходов?

Кого называют пешеходом?

Где безопасно переходить улицу?

Как найти место перехода улицы?

Как перейти через дорогу?

Что обозначает красный (зеленый, желтый) сигнал светофора для пешеходов, водителей?

Как нужно переходить улицу вблизи остановки маршрутного транспорта?

Почему нельзя играть на дороге?

Диагностическое задание №2 «Расскажи, что не так»

Ребенку предлагается серия картинок, на которых изображены различные ситуации поведения людей на улице, при переходе через дорогу, нахождения рядом с проезжей частью, поведения детей на дороге, нужно рассмотреть и объяснить, что правильно или неправильно делали люди.


Приложение 2

Проблемные ситуации по формированию знаний о безопасности жизни.

Занятие «О ступеньках под землей и полосатой зебре».

Детям представлены иллюстрации с изображением людей переходящих улицу в не положенном месте, детям нужно сказать, что люди делают не правильно, и где им нужно было переходить дорогу.

Игра «Три глаза - три наказа».

Детям нужно раскрасить светофоры. Рассказать, почему они стоят рядом, один из них светит зеленым, а другой красным? По какому светофору нужно переходить дорогу? Дети должны рассказать, что дорогу нужно переходить по тому, который смотрит на тебя. Ведь другой светофор смотрит на дорогу, специально для того, чтобы его видели водители. Пока на нашем светофоре - зеленый свет, для автомобилистов горит красный. Мы идем, машины стоят.

Занятие «Катание на велосипеде в черте города».

Организуется обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекался личный опыт детей, случаи из жизни. Рассматриваются следующие ситуации:

опасные для самих детей (если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора);

Дети должны отметить, что лучше избегать подобных ситуаций и кататься во дворе и по тротуару, нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора;

опасные для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи);

Занятие «Игры во дворе».

Детям предлагается игра-тренинг, в которой они должны построить из кубиков дом с аркой. Куклами они должны изображать мальчиков футболистов или девочек играющих в «классики». В игре принимает участие несколько детей, которые меняются ролями. В начале игры мальчики с помощью кукол изображают игру в футбол, а затем девочки игру в «классики». При этом один ребенок продвигает игрушечную машинку через арку и громко сигналит, а дети быстро убирают кукол с дороги и переносят их подальше от арки.

Настольная игра «Я по улице иду».

Предлагается большой рисунок, выполненный цветными мелками: перекресток, оборудованный транспортными и пешеходными светофорами; пешеходный переход, несколько машин разного типа; фигурки пешеходов. На транспортном светофоре горит красный свет, а машина движется по пешеходному переходу; пешеходы идут через улицу на красный свет светофора. Дети должны найти ошибки в движении транспорта, пешеходов.

Игра «Ловкий пешеход».

Направлена на усвоение детьми знания обозначения сигналов светофора. Пешеходы по очереди переходят перекресток. Перейти - значит, на ходу забросить мяч в зеленый глазок светофора. Попал в красный - выбываешь из игры. В желтый - получаешь право бросить мяч еще раз.

Занятие «Хозяин перекрестка».

Дети знакомятся с работой инспектора ДПС. В ходе занятия дается подвижная игра «Перекресток», ведущий (экспериментатор) встает в центре перекрестка - это регулировщик. Дети делятся на две группы - пешеходы и автомобили. После сигнала ведущего перекресток оживает: идут пешеходы, движется транспорт. Если допускается нарушение правил дорожного движения, ведущий свистит, называет имя нарушителя, тот выбывает из игры.

Итоговое занятие «Викторина по ПДД».

Ставится задача выявить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни, закрепить знания по правилам дорожного движения.

Оборудования: Письмо от почтальона Печкина, карточки с вопросами к игре-викторине.

Ход:

Детям задавались вопросы по карточкам.

какие цвета светофора вы знаете?

на какой цвет надо переходить дорогу?

почему нельзя отвлекаться при переходе дороги?

почему опасно играть рядом с дорогой?

как надо поступить, если при переходе дороги уронил какой-нибудь предмет?

где можно играть?

где и как надо переходить дорогу?

какой переход более безопасный «зебра» или подземный?

сколько сигналов у пешеходного светофора?

почему надо быть особенно внимательным на дороге в плохую погоду?

почему надо остановиться, перед тем, как переходить проезжую часть?

кто такой пассажир?

по какой стороне дороги едут машины?

почему нельзя перебегать дорогу?

когда можно переходить дорогу?

какие части дороги вы знаете?

где можно кататься на велосипеде или самокате?

как выглядит знак «Пешеходный переход»?

как называется часть дороги, по которой едут машины?

кого называют пешеходом?

какие виды пешеходных переходов вы знаете?

где должны ходить пешеходы?

что такое перекресток?

кто регулирует работу перекрестка, если нет светофора?

почему опасно болтать при переходе дороги?

Подвижная игра по Правилам дорожного движения. «Займи свое место».

Каждый из игроков чертит себе цветными мелками один из кружков (красный, желтый, зеленый) и занимает его. Ведущий находится в центре площадке и говорит: «Раз, два, три! Из светофора выходи!» Все выходят из своих кружков (мест) и разбегаются по площадке. Затем ведущий произносит: «Раз, два, три! В светофор беги!» Играющие стараются как можно быстрее занять свое место (кружок). Тот, кто не успел занять свое место, становится ведущим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах среди детей старшего дошкольного возраста «Шапокляк учит правила дорожного движения».

Цель:Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице, закрепление теоретических  знаний детей о правилах дорожного движения....

Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. В наше время, детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения,...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ « ПРАВИЛА ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ПЕШЕХОДОВ» (формирование основ безопасного поведения на дорогах) для детей среднего дошкольного возраста

          Рабочая тетрадь «ПРАВИЛА ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ ПЕШЕХОДОВ» разработана воспитателем Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Д...

Межпредметный проект по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения знай и соблюдай»

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации проекта 1 учебный год. В проекте предполагается использование различных дидактически...

Метапредметный проект по формированию основ безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения знай и соблюдай»

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Срок реализации проекта 1 учебный год. В проекте предполагается использование различных дидактически...