Консультация "Формирование основ безопасного поведения"
консультация по обж

Консультация для педагогов ДОУ по формированию основ безопасного поведения дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_bezopasnogo_povedeniya_doshkolnikov.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

 В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском.

  Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования. Очень важно осуществлять планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения.

Ведь опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Об актуальности формирования основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников говорит и печальная статистика пожаров и несчастных случаев с участием детей.

Как сформировать у ребенка навыки безопасного поведения? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как воспитать желание помогать друг другу?

  Данная проблема является наиболее актуальной и значимой проблемой современного мира, которая во многом успешно реализуется педагогами дошкольного учреждения.

Детский сад создаёт безопасные и безвредные условия для развития, воспитания и обучения детей; формирует у них гигиенические навыки и способы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения.

Работа по обучению безопасному поведению должна вестись с учётом основных правил:

• не ограничиваться только обучением дошкольников нормам и правилам поведения,

• необходимо учить их наблюдательности, умению ориентироваться и быстро реагировать в экстремальных ситуациях.

   Ведь безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.  Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, в быту, на природе. Поэтому главная задача педагога – стимулировать развитие у дошкольников самостоятельности и ответственности. Большое внимание необходимо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта: все, чему учат детей,  они должны уметь применять в реальной жизни на практике.  

Максимальный эффект достигается лишь тогда, когда работа осуществляется в трёх направлениях: дошкольное учреждение - ребёнок - родители.

   Одной из эффективных форм работы по формированию  основ безопасного  поведения детей является игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого занятия - тренинга определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности. Круг вопросов, который предлагается для решения, может быть следующим:

-Какие правила обязан соблюдать пешеход?

-Как следует вести себя, если заблудился на улице, в магазине?

-Как и к кому обратиться за помощью?

-Как защитить себя от незнакомца?

-Что делать, когда порезал палец? и т.п.

На тренингах следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Цель педагога - научить детей,  как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами. В ходе тренингов необходимо отрабатывать защитное поведение. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода "уговоры", привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации целесообразно подкреплять соответствующими сказочными сюжетами: "Волк и семеро козлят", "Колобок" "Снежная королева", "Приключения Буратино", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", "Малыш и Карлсон" и др.

Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тренинг способствует развитию у них поисковой активности: развиваются познавательные способности и творческое воображение;  формируется   интерес к самостоятельным исследованиям, стремление познавать новое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольника

В материале раскрываются актуальные проблмы формирования основ безопасного поведения ребенка-дошкольника, принципы организации работы, создание условий в ДОУ для ознакомления детей с ОБЖ...

Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста

Об актуальности темы Безопасность можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анали...

Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности

Тема: «Моя безопасность»Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности)   Виды деятельности: игровая, коммуникативная, поз...

Проект по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность, на тему: «Страна безопасности»

Проект «Страна безопасности»Актуальность проектаМожет возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за рук...