Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру на тему
Об актуальности темы Безопасность можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, опекающие своих детей, сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «нельзя». Все это дает обратный результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
(правила безопасности дорожного движения в качестве пешехода).
Рязанова Марина Борисовна
Воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ ЦРР №482
«Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н.А.Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего бытия. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.
За 9 лет войны в Афганистане, по официальной статистике, погибло 14 тысяч военнослужащих. Количество жертв автомобильных аварий только за последний год составило 1685 ДТП с пострадавшими; в них 2094 человека получили ранения и 85 – погибли. Как утверждают в ГИБДД города, более 20% ДТП с пострадавшими произошли по вине пешеходов. Это неудивительно: многие в Челябинске до сих пор переходят дорогу по принципу «успею перебежать, пока нет машин». Такие горе – пешеходы не задумываются над тем, что нескольких секунд времени может им не хватить на то, чтобы перебежать проезжую часть. Что касается водителей, то в авариях, произошедших по их вине, лидирует несоблюдение очередности проезда (348 ДТП). На втором месте – нарушение правил проезда пешеходных переходов (265 ДТП). Замыкает тройку лидеров «несоответствие скорости условиям движения и превышение скорости» (197 ДТП), невыполнение сигнала светофора (67 ДТП), выезд на полосу встречного движения (60 ДТП). На дорогах Челябинска и Челябинской области в результате 226 дорожно – транспортных происшествий пострадали 234 ребенка в возрасте до 16лет, и 7 детей погибли. Более половины детей пострадавших в ДТП – пешеходы, почти треть были пассажирами легковых автомобилей, более 10% - велосипедисты водители мопедов, а 5% пострадавших попали в аварию, когда ехали в общественном транспорте.
Вот почему воспитание дошкольников безопасному поведению на улице, знание и соблюдение ими ПДД – одна из актуальных тем сегодняшнего времени. В ситуации «автомобильного беспредела» мало заставить ребенка «слушаться» сигналов светофора, нужно научить его видеть и слышать улицу. Мир за пределами квартиры для ребенка полон разнообразных привлекательных явлений, насыщен интересными событиями, участником которых может стать и он сам. А как раз здесь и подстерегает опасность.
Часто дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать ее сами. Бывает, что взрослые вообще не держат ребенка за руку, и тот идет самостоятельно через сложнейшие перекрестки. Одной из основных причин дорожно – транспортных происшествий с детьми является незнание ими Правил Дорожного Движения, правил посадки в автобус, трамвай и т.д.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) установили 10 образовательных областей, одна из которых «Безопасность». Содержание этой образовательной области направлено на достижение « целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)» через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода.
Почему же так важно в современной жизни сформировать у ребенка навыки безопасного поведения? Попытаемся ответить на этот вопрос.
Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель образовательной области «Безопасность» - подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной. В школах с первого класса введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения.
Таким образом, обучение детей правилам безопасности дорожного движения по -прежнему остается одной из важнейших задач дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/29/picture-137407-1669737992.jpg)
Презентация к НОД по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста "Огонь- хороший слуга, но плохой хозяин"
Тема: "Огонь-хороший слуга, но плохой хозяин" Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие. Цель: Формировать представления детей о пользе и вреде огня,о пожарной безопасности. Обогащат...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-854434-1479883989.jpg)
Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте дети усваивают информацию о правилах пожарной безопасности, правилах дорожного движения, правилах поведения в природе, правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми, с жи...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/19/picture-129309-1666165502.jpg)
Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на дорогах города
Методическая разработка из опыта работы по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах.Безопасность жизни детей является важнейшей задачей взрослых. Все мы хотим видеть наших де...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-947048-1517492759.jpg)
Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошко...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-1234963-1586120851.jpg)
Педсовет «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту и социуме» Тема: «Презентация проекта кабинета ОБЖ в ДОУ»
Подготовила воспитатель: Беляева Елена ВладимировнаПедсовет «Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста в быту и социуме» МАДОУ №43, 15.09.2019Тема: «Презент...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/15/picture-649289-1436985745.jpg)
Деловая игра"«Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации безопасности жизнедеятельности воспитанников, используя проектнуюдеятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/27/picture-1101870-1664246949.jpg)
Презентация "Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Презентация к выступлению на городских педагогических чтениях по теме "Формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...