тему «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах»
статья по обж

Калашникова Татьяна Николаевна

 

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием

детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Привычка - это

поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка

останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с

поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте,

заботиться о своей безопасности может появиться только в результате

ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические

знания  по  ПДД  обязательно  закрепляются  многочисленным,

систематическим практическим повторением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы18 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт на тему «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах»

Выполнила: Калашникова Татьян Николаевна, воспитатель МБДОУ д/с «Алёнушка»

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием

детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Привычка - это

поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка

останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с

поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте,

заботиться о своей безопасности может появиться только в результате

ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические

знания  по  ПДД  обязательно  закрепляются  многочисленным,

систематическим практическим повторением.

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников навыкам

безопасного поведения на дороге является игра. Ведь игра – это любимое

занятие детей. В игре легче обучать, так как, чтобы стать участником игры,

ребенок должен освоить определенные правила. В процессе игры

развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и

привычки, усваивается общественный опыт. Во время игры дети начинают

лучше осознавать кто такие водитель, пешеход, регулировщик, у них

возникает уважение к людям этой профессии. С младшеего возраста мы используем различные виды игр: подвижные, настольно – печатные, словесные, развивающие игры с использованием ИКТ, сюжетно – ролевые и режиссёрские , игры – тренинги.

Настольно – печатные и дидактические игры – интересное занятие для

детей дошкольного возраста . Они разнообразны по видам: парные картинки,

лото, домино, пазлы и др. Эти игры дают возможность систематизировать

знания детей о ПДД. Игровые формы придают настольно – печатным играм

занимательность и привлекательность, обучение идет через игровые правила

и действия. В группе приобретены настольно – печатные игры с интересным

содержанием и оборудованием: «Дорожное лото», «Знаки на дорогах»,

«Сложи из частей», «Смоделируй знак», «Детям знать положено, правила

дорожные» , в ходе которой дети классифицируют дорожные знаки на

предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и знаки

сервиса. Также есть в группе игры сделанные своими руками: Кубики

«Собери знак», лото по ПДД.

Словесные игры способствуют развитию у детей представлений о

дорожном движении, закреплению знания детей о правилах дорожного

движения, развивают речь. Это такие игры как «Волшебные ворота», «Кто

знает, пусть продолжает», «Вопросы и ответы», «Подскажи словечко», «Да и

Нет не говорить», «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир» и др. Например,

в игре «Да и нет не говорить» у детей развивается внимание,

сообразительность, связная речь. Детям предлагаются вопросы , на которые

нужно отвечать так, чтобы не сказать: односложно «Да» или «Нет», а нужно

дать полный развёрнутый ответ. Например: - Дорогу, даже на зеленый свет,

лучше перебегать как можно быстрее? - У светофора 3 сигнала? -

Пассажиры должны соблюдать правила в общественном транспорте? -

нужно ли соблюдать правила дорожного движения?

В подвижных играх у детей формируем специальные двигательные

навыки, учим детей координировать свои движения с движениями других,

правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом. Это такие игры

как : «Стрелка, стрелка покружись», «Светофор», «К своим знакам!»,

«Красный, желтый, зеленый!», «Тише едешь, дальше будешь!», «Быстро

шагай, смотри, не зевай!».

Ещё одна категория это презентации, которые способствуют обобщению и закреплению полученных знаний, приучают детей к самостоятельности, развивают навыки самоконтроля. Появление информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у детей огромный интерес: красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка. Ребята с интересом осваивают такие игры, как «Светофор», «Дорожная разметка», «Правила поведения на

дороге», «Найди ошибки».

Но наиболее интересна для детей сюжетно – ролевая и режиссёрская

игра. В нашем детском саду есть кабинет оснащенный автогородком  по правилам дорожного движения. Имеются  мягкие дорожные  мобили, дорожная разметка, светофоры. Созданы все  условия для сюжетно – ролевых игр по правилам дорожного движения. Для режиссёрских игр оформлены макеты домов и деревьев, имеются переносные дорожные знаки, игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, машины скорой медицинской помощи),  светофоры,  фигурки  людей  (пешеходов,  водителей, регулировщиков), ковровые дорожки, имитирующие улицу.

В сюжетно – ролевых играх знакомим детей с улицей, дорогой,

тротуаром, учим правильно входить в транспорт и выходить из него,

закрепляем такие понятия как «пешеход», «проезжая часть дороги»,

«дорожный знак». Это такие игры как «Водители», «Поездка в автобусе»,

«Мы – пешеходы», «Служба спасения», «Дорожный патруль» и многие

другие.

Сюжетно – ролевые игры проводим как в группе, так и на прогулке, на

площадке с дорожной разметкой и переносными дорожными знаками.

Подключение детей к обыгрыванию правил дорожного движения в

различных играх готовит детей к жизни, практическому переносу знаний о

ПДД в повседневную жизнь.

В практике работы во время экскурсий и прогулок за пределы детского

сада применяем проведение «Минуток безопасного поведения». Внимание

детей переключается на вопросы безопасного движения, путем разбора

проблемного вопроса. При этом ребенок получает полезные сведения по

безопасности движения, например, вопросы: - Почему надо переходить

улицу на перекрёстках или на пешеходных переходах? - Почему опасно

перебегать проезжую часть? - Почему стоящая машина может быть опасна? и

другие.

Работу по изучению правил дорожного движения мы проводим в

тесном контакте с родителями. С родителями старших дошкольников с

целью пропаганды ПДД проводим консультации на тему: " Поручения в

игровой форме". К примеру, «Давай, сегодня по дороге домой я буду твоей

мамой, а ты моей дочкой», – говорит мама ребенку, «но для начала расскажи

мне подробно, по какой стороне тротуара нужно идти, где мы будем

переходить дорогу?» В этом случае ребенок будет действовать под

контролем и в сопровождении взрослого. Выполнение подобных заданий

ставит перед ребенком определенную цель, закрепляет знание правил

передвижения по улице, развивает наблюдательность, необходимость

подумать, представить, мысленно расчленить путь на небольшие отрезки,

определить  расположение  ориентиров  и  обозначить  их  словом.

Моделируя реальные ситуации и действия, игра выступает мощным

средством обучения, позволяющим на практике избежать негативное влияние

окружающей среды.

Также на родительских собраниях по данной теме знакомим

родителей с играми, в которые можно играть с детьми, чтобы вызвать у них

интерес к изучению ПДД. Родители охотно их используют с детьми дома.

В планах на будущее мы хотели бы более широко привлекать

родителей к взаимодействию для достижения более высоких результатов в

изучении правил дорожного движения. Мы уверены, что только в тесном

контакте с родителями можно выработать у детей твердые навыки

безопасного поведения на дороге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах"

Методическая разработка раскрывает важность использования игр при ознакомлении детей с ПДД....

Методическая разработка для воспитателей "Игра, как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах".

Управление образования администрации Старооскольского     городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвив...

Консультация для педагогов «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах»

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя ...

Консультация для воспитателей по пдд "Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах"

консультация для воспитателей "Игра как ведущий метод обучения детейбезопасному поведению на дорогах"...

Консультация для педагогов по теме: «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах»

Игровая деятельность, являясь ведущим видом активности у дошкольников, представляет собой наиболее подходящую платформу для получения знаний, практической отработки умений и навыков. Поэтому в образов...