Консультация для воспитателей по пдд "Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах"
консультация по обж

Кочеткова Светлана Викторовна

консультация для воспитателей "Игра как ведущий метод обучения детей

безопасному поведению на дорогах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsi_dlya_vospitateley.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №128»

Консультация для воспитателей:

«Игра как ведущий метод обучения детей

безопасному поведению на дорогах».

 

 

 

 

 

 

 

 

Составил: воспитатель

 1кв. категории

Кочеткова Светлана Викторовна

 

 

 

 

г. Дзержинск 2019 г

Цель: уточнить знания педагогов по применению игровых технологий в процессе обучения детей безопасному поведению на дорогах.

Игра - это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить». (М.Горький)

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра - это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра - это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М.Горький).

С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков.  В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения. Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе. Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам поведения на дорогах в дошкольных учреждениях. Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра. Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам дорожного поведения эффективно осуществляются в игровой форме.

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. К сожалению, игры, выпускаемые по данной тематике различными производителями, далеко не однозначно описывают и изображают различные правила безопасного поведения на дороге. Поэтому, прежде чем начинать с помощью развивающих игр обучение ребенка, необходимо ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по ее использованию. От того как взрослые сумеют научить ребенка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения в данной конкретной ситуации порой зависит не только его здоровье, но и жизнь.

Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игры можно классифицировать по типам и видам:

1. По объему используемого учебного материала:

- тематическая игра – реализуется содержание одной изучаемой темы;

-  комплексная игра – содержание игры охватывает учебный материал двух или более тем.

2. По учебно-познавательным целям:

- диагностическая – ее цель контроль усвоения знаний, умений, навыков;

- обучающая – усвоение новых знаний на основе и актуализации ранее изученных;

-  развивающая – развитие личностных качеств ребенка (быстрота реакции,

ориентировки на местности, внимательности и т. д.).

3. По виду познавательной и практической деятельности детей:

- творческая – в процессе игры дети самостоятельно ищут пути решения дорожной

ситуации;

- алгоритмическая – задача детей заключается либо в выполнении, либо в выборе

наиболее продуктивного алгоритма действий в условиях дорожного движения;-

комбинированная – дети действуют по выбранному алгоритму, до определенного этапа, а далее самостоятельно завершают деятельность.

4. По форме организации игры:

-  индивидуальная – каждый ребенок решает самостоятельно (или с воспитателем) определенную дорожную ситуацию;

-  групповая – дети разбиваются на две или несколько подгрупп; в этом составе проводится вся игра или ее часть;

- фронтальная – все дети выступают в качестве исполнителей одной роли и

стремятся к единой цели игры.

5. По предмету моделируемой ситуации:

- межличностная –моделируемая ситуация взаимоотношений людей в условиях дорожного движения и ребенок играет в тесном контакте с другими людьми;

- ролевая – ребенок, играя с макетом, тренажером, ставит себя в условия выполнения различных ролей (водитель, пешеход, светофор и т.д.). Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе. Так, в первой младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям поясняют, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. В средней группе, и далее в старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Лето – наиболее благоприятная пора для организации работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Наиболее эффективно используются сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на Автомобиле» (самолете, автобусе, корабле, «Поезд», «Моя улица», «Моя дорога в детский сад», «Перекресток», «Опасные  ситуации».

В процессе игр каждый воспитанник решает самостоятельно или в группе сверстников определенную дорожную ситуацию, учится культуре общения, ведению дискуссии. Воспитатели создают определенный эмоционально-раскрепощенный настрой, что способствует развитию уверенности в своих силах. Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. От того, как взрослые сумеют научить ребенка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения в данной конкретной ситуации, порой зависит не только его здоровье, но и жизнь. Для правильного проведения занятия в игровой форме необходимо поставить цель и объяснить правила игры. Кроме того, для эффективного достижения цели игры, помимо ее четкой организации, необходимо соблюдение следующих условий:

1. Эмоционально-психологический настрой, стимулирующий позитивное отношение и инициативу играющих;

2. Положительная установка на игру, исключающая скованность и зажатость;

3. Формирование у игроков уверенности в своих силах и в успехе игры.  

Содержание игры должно быть продуманным и отвечать ее целям и задачам. Это

во многом определяет эффективность выполнения стратегической задачи обучения

безопасному поведению на дорогах. Сценарий игры должен основываться на

актуальных и реальных дорожных ситуациях. Правила игры должны включать в себя элементы соревнования и стимулировать познавательные мотивы. Несоблюдение этих условий делает игру бессмысленной. Особое значение в проведении игры по ПДД имеет взаимоотношение воспитателя и воспитуемых. Отсутствие со стороны воспитателя эмоциональной окраски в процессе подготовки и проведения игры, преобладание негативных оценок приводит к снижению у детей побудительных мотивов к игровой деятельности, сковыванию и подавлению инициативы, и потере интереса к игре. Любое игровое пособие должно содержать методические рекомендации по его использованию, описание самой игры, а также комментарии к дорожным ситуациям, используемым в данной игре. Воспитателю, проводящему занятия с помощью данного игрового пособия, должно быть абсолютно понятны ситуации, в которых могут оказаться дети во время игры.

Игра — это одна из наиболее привлекательных, ярких и эмоциональных форм детской деятельности по усвоению правил поведения в различных сферах жизни. Игра по инициативе ребенка — это форма его самовыражения. Игра по инициативе воспитателя направлена (так должно быть) на усвоение специально подобранных, педагогически целесообразных знаний и умений. К таким знаниям и умениям, безусловно, относятся и те игры, которые обучают дошкольника безопасному поведению на дороге. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Таким образом, выбор игры должен быть очень осторожным. Игра ни в коем случае не должна быть самоцелью! Воспитателю всегда следует ясно себе представлять, какой конкретной цели он желает достичь той или иной игрой. Эта цель должна быть сформулирована очень четко на основе конкретной темы программы ПДД и строго отвечать конкретному содержанию соответствующих пунктов Правил дорожного движения, конкретным дорожным ситуациям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для воспитателей "Игра, как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах".

Управление образования администрации Старооскольского     городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвив...

Консультация для педагогов «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах»

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя ...

Консультация для родителей "Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах."

Консультация для родителей  "Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах."...

Консультация для родителей «Игра, как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах».

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваи...

Консультация для воспитателей "Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах"

Актуальность проблемы обучения детей правилам дорожного движения связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойств...