Консультация для педагогов по теме: «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Игровая деятельность, являясь ведущим видом активности у дошкольников, представляет собой наиболее подходящую платформу для получения знаний, практической отработки умений и навыков. Поэтому в образовательной программе детского сада игровым приёмам работы уделяется особое внимание. Особенно актуально их использование в контексте тем, касающихся вопросов безопасности жизни малышей, таких, как освоение правил дорожного движения (ПДД).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 1.08 МБ |
igra_kak_vedushchiy_metod_obucheniya_detey_bezopasnomu_povedeniyu_na_dorogah.docx | 47.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игровая деятельность и ПДД: цели, задачи обучать малышей давать оценку дорожной ситуации, опираясь на знание значений сигналов светофора; тренировать у детей внимательность и наблюдательность; формировать понимание безопасности на дорогах развивать речь; воспитывать потребность избегать ситуаций, потенциально угрожающих здоровью и жизни; знакомить и участвовать в разных видах игровой деятельности; освоение понятий, связанных с ПДД; отработка навыка пересекать проезжую часть, опираясь на значение сигналов светофора; получение и систематизация знаний об основных видах транспорта, а также особенностях их передвижения; тренировка внимательности, памяти ; расширение кругозора; практика речи; воспитание чувства радостного сотворчества, товарищества во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Требования к организации игр Вне зависимости от вида и темы игр Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены требования к их организации. Поощрение инициативы. Доступность . Динамичность . Наглядность . Положительный эмоциональный настрой. Общая цель. Самостоятельность . Индивидуализация игровой деятельности. Положительная оценка. Каждый участник игры по её завершении должен получить похвалу — это закон .
Классификации игр по правилам дорожного движения Обучающие или дидактические игры Сюжетно-ролевые игры Игры по ПДД подвижного вида ПДД и театрализованные игры Пальчиковые игры по ПДД
Какие приёмы используются в играх по ПДД 1 Словесные способы взаимодействия с детьми 1.1 Объяснение 1.2 Загадки и стихотворения 1.3 Короткие истории 1.4 Чтение 2 Группа наглядных приёмов 2.1 Атрибуты для игр по ПДД 2.2 Материалы для игр своими руками 2.3 Игра «Что сначала, что потом» (старшая группа) 2.4 Игра «Каждый знак на своё место» (подготовительная группа) 3 Практические приёмы
Временной план игр по ПДД Продолжительность игры зависит от двух факторов: вида игры (здесь следует учесть, что некоторые виды, например, театрализованные, часть дидактических игр, требуют больше времени); возраста воспитанников. При этом в хронометраж вписывается четыре этапа, которые мы рассмотрим в таблице
Вид игры Вводный этап Этап ознакомления с правилами Этап игры + усложнение Заключительный этап Педагог объявляет название, мотивирует на участие. Педагог детально описывает действия каждого участника сюжета. Собственно игровой процесс. Воспитатель после 2–3 повторов усложняет игру (если игра новая, этот этап пропускается). Взрослый благодарит ребят за работу, выделяет отличившихся. Дети дают оценку своей работе и активности группы в целом . Первая, вторая младшие группы Дидактическая до 1 минуты до 1 минуты 2,5–3 минуты полминуты Сюжетно-ролевая полминуты 3–4 минуты 2 минуты Подвижная 1 минута 3 минуты 1 минута Театрализованная 1–2 минуты 2 минуты 6–8 минут 2 минуты Пальчиковая полминуты 1 минута полминуты Средняя группа Дидактическая до 1 минуты до 1 минуты 3–4 минуты полминуты Сюжетно-ролевая полминуты 4–6 минут 3 минуты Подвижная 1 минута 4 минуты 2 минута Театрализованная 1–2 минуты 2 минуты 6–8 минут 2 минуты Пальчиковая полминуты 1 минута полминуты Старшая и подготовительная группы Дидактическая до 2 минут до 1 минуты 3–5 минут 2 минуты Сюжетно-ролевая полминуты 6–8 минут 3 минуты Подвижная 1 минута 4 минуты 2 минута Театрализованная 2 минуты 2 минуты 8–10 минут 2–3 минуты Пальчиковая полминуты 2 минуты полминуты Таблица: средние временные рамки этапов разных видов игр
Этап Содержание Вводный — Ребята, на последних прогулках мы с вами выходили за территорию детского сада и наблюдали за ситуацией на дорогах, рассматривали особенности автобусов, троллейбусов, автомобилей. И сегодня мы поиграем в игру «Угадай транспорт». Объяснение правил — Я буду зачитывать загадки о разном транспорте, а вы, подумав, отгадывать, что это. Тот, кто первым ответит верно, получит картинку. В конце мы подсчитаем, у кого картинок получилось больше. Он и станет победителем нашего соревнования. Игра Дети отгадывают загадки, отвечают, подняв руку: Дом — чудесный бегунок На своей восьмёрке ног Бегает аллейкой По стальным двум рельсам. (Трамвай); Что за чудо светлый дом? Пассажиров много в нём Носит обувь из резины И питается бензином? (Автобус); Что такое — отгадай: Ни автобус, ни трамвай. Не нуждается в бензине, Хотя колёса на резине. (Троллейбус)…> Заключительный этап — Какие молодцы! Отлично справились с заданием! И, конечно, давайте поздравим нашего победителя. Дети хлопают. Таблица: пример конспекта дидактической (словесной) игры «Угадай транспорт» в старшей группе (фрагменты)
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
по теме:
«Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах»
Подготовила и провела
Воспитатель
1 квалификационной категории
Литарская Светлана Михайловна
Москва 2021 год
Игровая деятельность, являясь ведущим видом активности у дошкольников, представляет собой наиболее подходящую платформу для получения знаний, практической отработки умений и навыков. Поэтому в образовательной программе детского сада игровым приёмам работы уделяется особое внимание. Особенно актуально их использование в контексте тем, касающихся вопросов безопасности жизни малышей, таких, как освоение правил дорожного движения (ПДД).
Содержание:
1 ПДД в игровой деятельности
1.1 Игровая деятельность и ПДД: цели, задачи
1.2 Требования к организации игр
2 Классификации игр по правилам дорожного движения
2.1 Обучающие или дидактические игры
2.1.1 Таблица: обучающие игры разных видов по теме ПДД
2.2 Сюжетно-ролевые игры
2.3 Игры по ПДД подвижного вида
2.3.1 Таблица: разновидности подвижных игр по безопасности на дорогах
2.4 ПДД и театрализованные игры
2.4.1 Таблица: виды театрализованных игр по ПДД
2.5 Пальчиковые игры по ПДД
2.5.1 Таблица: картотека пальчиковых упражнений по правилам дорожного движения
3 Какие приёмы используются в играх по ПДД
3.1 Словесные способы взаимодействия с детьми
3.1.1 Объяснение
3.1.2 Загадки и стихотворения
3.1.3 Короткие истории
3.1.4 Чтение
3.2 Группа наглядных приёмов
3.2.1 Атрибуты для игр по ПДД
3.2.2 Материалы для игр своими руками
3.2.3 Игра «Что сначала, что потом» (старшая группа)
3.2.4 Игра «Каждый знак на своё место» (подготовительная группа)
3.3 Практические приёмы
4 Составление картотеки игр по ПДД
4.1 Таблица: пример составления картотеки игр по ПДД для старшего дошкольного возраста
5 Временной план игр по ПДД
5.1 Таблица: средние временные рамки этапов разных видов игр
5.1.1 Таблица: пример конспекта дидактической (словесной) игры «Угадай транспорт» в старшей группе (фрагменты)
ПДД в игровой деятельности
С методической точки зрения, игра:
- формирует эмоционально-волевые характеристики личности ребёнка;
- определяет направление физического, умственного и духовного развития;
- помогает раскрыть творческие задатки малышей.
Другими словами, игровая деятельность — это форма общественной жизни ребёнка, способ социализироваться. Вот почему вся просветительская работа по ознакомлению и отработке ПДД в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) ведётся через понятные для детей конкретного возраста игровые взаимодействия.
Игровая деятельность и ПДД: цели, задачи
Раскрытие темы безопасности участников дорожного движения посредством игры позволяет реализовывать следующие образовательные цели:
- обучать малышей давать оценку дорожной ситуации, опираясь на знание значений сигналов светофора;
- тренировать у детей внимательность и наблюдательность;
- формировать понимание безопасности на дорогах (к примеру, не перебегать дорогу на зелёный свет если, подойдя к переходу, сигнал уже горел, иначе возникает большой риск не успеть завершить манёвр до возобновления движения транспорта);
- развивать речь (игры по ПДД дают возможность малышам младших групп обогатить словарный запас, уяснить закономерности составления предложений, детям среднего дошкольного возраста — освоить грамматические особенности языка, воспитанникам старшей и подготовительной групп — отработать навыки составления монологических и диалогических высказываний);
- воспитывать потребность избегать ситуаций, потенциально угрожающих здоровью и жизни (к примеру, в игре «Зайка спешит в гости», в которой персонаж перебегает дорогу, ориентируясь на отсутствие транспорта на проезжей части, игнорируя при этом работающий светофор, малыши второй младшей группы убеждаются, что без внимания на дорожные указатели предсказать появление машин невозможно);
- знакомить и участвовать в разных видах игровой деятельности.
- освоение понятий, связанных с ПДД (в младшем дошкольном возрасте – «светофор», «сигнал светофора», «пешеход», в средней группе – «переход», «дорожный знак», в старшей и подготовительной – «безопасность на дороге» и пр.);
- отработка навыка пересекать проезжую часть, опираясь на значение сигналов светофора (в младших группах дети знакомятся с принципом работы устройства, то есть смены сигналов, а в дальнейшем отрабатывают навык пересечения проезжей части по светофору);
- получение и систематизация знаний об основных видах транспорта, а также особенностях их передвижения (например, в младшей группе ребята усваивают, что поезд ходит только по рельсам, водный транспорт — по воде, автомобили, велосипеды, автобусы и т.д. – по проезжей части);
- тренировка внимательности, памяти (игры позволяют не только проиграть конкретную дорожную ситуацию, но и, повторяя материал из года в год, довести до автоматизма базовые знания ПДД);
- расширение кругозора (например, тема светофор представлена в играх для каждой возрастной категории, но год от года эта тема «обрастает» деталями, дополнениями — в средней группе малыши получают информацию о времени, когда появились первые светофоры, в старших — знакомятся с некоторыми технологическими аспектами производства устройства);
- практика речи (если в младшем дошкольном возрасте ребята отвечают на вопросы в игровых ситуациях отдельными словами, словосочетаниями, то в средней группе дети учатся составлять полные предложения, а в старшей и подготовительной — сочинять целые монологические высказывания, раскрывающие тот или иной аспект темы);
- воспитание чувства радостного сотворчества, товарищества во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
1.2 Требования к организации игр
Вне зависимости от вида и темы игр Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены требования к их организации.
- Поощрение инициативы. В реализации этого принципа как раз-таки и проявляется педагогическое мастерство воспитателя: мотивация детей должны быть на таком уровне, чтобы они все захотели (!) проявить интеллектуальную и физическую активность.
- Доступность. Игровой сюжет и все действия нужно объяснять так, чтобы они были понятны всем участникам. То есть, например, в подвижной игре для младшей группы не должно быть больше 2 игровых действий, иначе детям будет сложно сосредоточиться, и они быстро потеряют интерес к этому виду активности.
- Динамичность. Хронометраж игры должен соответствовать её виду, а также возрасту подопечных (более детально этот вопрос рассмотрим ниже).
- Наглядность. Дошкольники воспринимают мир через образы, поэтому картинки, видео — основа любого вида деятельности, в том числе и игр.
- Положительный эмоциональный настрой. Чтобы увлечь даже тех малышей, у которых не всё в игре получается, педагог должен быть доброжелателен и открыт по отношению к воспитанникам.
- Общая цель. Этот принцип касается в основном сюжетно-ролевых и театрализованных игр, так как подразумевает, что дети, вне зависимости от тех ролей, которые они выполняют в игре (пассажир, водитель или контролёр в автобусе), усваивают правила дорожного движения.
- Самостоятельность. На младшие группы это требование не распространяется, так как воспитатель является полноценным участником любой игры и принимает на себя роль лидера: водящего, главного персонажа. Но начиная со средней, участие педагога минимизируется до подсказок, отдельных указаний и напоминания правил.
- Индивидуализация игровой деятельности. Безусловно, игры интересны всем детям. Но в зависимости от темперамента и особенностей характера какие-то виды игровой активности нравятся малышам больше, а какие-то меньше. Задача педагога в каждом виде игр найти ребёнку роль по душе.
- Положительная оценка. Каждый участник игры по её завершении должен получить похвалу — это закон.
- Повторение — мать учения. Учитывая важность темы, уже знакомые детям игры время от времени нужно повторять.
2 Классификации игр по правилам дорожного движения
Игровая форма работы с ПДД в детском саду может реализовываться в пяти видах, каждый из которых соотносится с конкретной темой и имеет конкретную образовательную задачу.
2.1 Обучающие или дидактические игры
Игры этого вида используются при:
- ознакомлении с новым материалом (к примеру, при рассмотрении дорожных знаков старшие дошкольники знакомятся с предназначением каждой из четырёх групп — предупреждающими, запрещающими, указывающими и предписывающими);
- практическом применении знаний, умений и навыков (например, в старшей группе, ознакомившись с видами знаков, дети складывают пазл, в котором одна часть — знак, а вторая — картинка, демонстрирующая ситуацию на дороге).
Для дидактических игр важны:
- условия, то есть правила;
- обозначенный конечный результат;
- выверенные игровые действия.
Тема по ПДД может быть представлена в двух видах дидактических игр: ориентированных на суть действий и нацеленных на материал, который имеет непосредственное отношение к выстраиванию сюжета игры.
2.1.1 Таблица: обучающие игры разных видов по теме ПДД
Вид | Название (группа) | Цели | Материал, ход игры |
Игры, в которых ключевым является содержательный компонент | |||
Логическая | «Четвёртый лишний» (вторая младшая) |
| Карточки с картинками. |
Словесная | «Закончи предложение» (средняя) |
| Мяч. |
Сенсорная | «Почини машинку» (первая младшая группа) |
| Картинки машинок разного цвета, круги-колёса разных цветов и размера. |
Музыкальная | «ПДД» (подготовительная группа) |
| Ребята делятся на группы «пешеходов» и «машинок». Под определённую мелодию «машины» двигаются из одной части комнаты в другую. К моменту завершения звучания музыкального отрывка манёвр должен быть выполнен. Если «машинка» не успела, она пропускает «пешеходов», также двигающихся под свою музыку. |
Игры, в которых сюжет опирается на материал | |||
Настольно-печатная | «Собери знак» (старшая группа) |
| Дорожные знаки в конвертах, фишки. |
Игровая деятельность с предметами | Особенно востребованы такие игры в старших группах, когда дети с удовольствием режиссируют игровые действия. Обычно сопутствующие вещи, в частности, природный материал (шишки, ракушки пр.), играют роль транспорта или фишек для совершения хода в настольно-печатных играх. | ||
Интерактивная | Материалом для игр этого вида выступают тренажёры, предназначенные для интерактивной доски. |
2.2 Сюжетно-ролевые игры
Особенностью игр этого вида является то, что в них ребёнок действует больше не из игровых, а из личных социальных навыков взаимодействия с окружающим миром, копируя модели поведения на игрушках или сверстниках-участниках. Так, в игре «Автобус» в старшей группе малыши-пассажиры не только по очереди заходят в «транспорт», но и покупают билеты у кондуктора, просят водителя сделать остановку в том или ином месте и т.д.
Работа с темой ПДД в сюжетно-ролевых играх проводится не только на основе проигрывания бытовых ситуаций, но и по сюжетам сказок или мультипликационных фильмов.
2.3 Игры по ПДД подвижного вида
Назначение подвижных игр состоит в укреплении здоровья, развитии внимания, быстроты реакции, памяти. Этот вид деятельности используется и на занятиях, и на прогулках, при организации развлекательны мероприятий.
2.3.1 Таблица: разновидности подвижных игр по безопасности на дорогах
Вид | Название (группа) | Цель | Содержание |
Игры на подражание | «Безопасность на дороге» (старшая группа) |
| Каждый участник получает круг определённого цвета – «машинку». На специальном коврике с имитацией проезжей части или нарисованному макету «машинки» начинают движение, соблюдая все дорожные правила. |
Игры на тренировку внимания | «Весёлые светофорчики» (средняя группа) |
| Дети стоят в кругу, каждый держит цветной круг с сигналом светофора. Под музыку малыши начинают хаотично двигаться, а когда мелодия обрывается, разбираются по парам «зелёный — красный». |
Игровая деятельность, требующая малой подвижности | «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир» (подготовительная группа) |
| Ребята становятся в круг, в центре — водящий-регулировщик. Он бросает игроку мяч и говорит одно слово: дорога, транспорт, пешеход или пассажир. Поймавший мяч должен сказать слово, относящееся к названной категории. Тот, кто замешкался, выбывает. |
2.4 ПДД и театрализованные игры
Театрализованная игра в ДОУ реализуется двумя формами:
- драматизацией, то есть дети выступают «артистами», проигрывающими определённые сценарием действия;
- режиссёрской игрой, в которой малыши руководят движениями и действиями персонажей — кукол.
2.4.1 Таблица: виды театрализованных игр по ПДД
Форма | Вид | Название (группа) | Цели | Суть игры |
Драматизация | Инсценировка | «Как грибы ходили в школу дорожных наук» (старшая группа) |
| Два брата-грибочка отправились к друзьям в соседний лес. На их пути проезжая часть. Один брат знает ПДД, делает всё верно, второй — торопится и игнорирует правила. Остальные дети в роли мудрых лесных жителей объясняют непослушному грибу, как нужно себя вести на дороге. |
Имитация | «Слушай мою команду» (вторая младшая группа) |
| Дети выступают в образах машинок, автобусов, троллейбусов, трамваев. По условному сигналу воспитателя они жестами и мимикой заводят мотор, поворачивают руль, запускают дворники, опускают и поднимают стёкла и т.д. | |
Режиссёрские | Кукольный театр | Для демонстрации того, насколько хорошо дети-режиссёры знают ПДД, используются куклы-артисты разных видов театра (перчаточные, пальчиковые, баночные и др.). | ||
Стендовый театр (театр на фланелеграфе или на магнитной доске) | Принцип этого вида театрализованных игр аналогичен кукольному театру. Только персонажами выступают плоские фигурки на липучках для передвижения по фланелеграфу или на магните для работы с магнитной доской. |
2.5 Пальчиковые игры по ПДД
Цель проведения пальчиковых игр состоит в:
- отработке мелкой моторики (в младших и средней группах для развития речи, в старших — для подготовки руки к письму);
- развитии сенсорных и коммуникативных способностей малышей.
Обычно пальчиковые игры (гимнастика) проводятся при переходе от одного вида работы к другому.
Как правило, пальчиковые игры универсальны для всех возрастов. Но для старшей и подготовительной групп рифмовки могут быть длиннее и количество повторов больше.
2.5.1 Таблица: картотека пальчиковых упражнений по правилам дорожного движения
Название | Возрастная группа | Содержание |
«Транспорт» | Младшие, средняя группы. | Автобус, троллейбус, машина, трамвай – |
«Постовой» | Средняя, старшая и подготовительная группы. | Постовой стоит упрямый (пальчики «шагают» по ладошке) |
«Гонки» | Младшие, средняя, старшая группы. | Раз, два, три, четыре, пять. (возят машинку по каждому пальчику вперёд и |
«Машины» | Средняя, старшая и подготовительная группы. | По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.) |
3 Какие приёмы используются в играх по ПДД
Для реализации целей и задач работы по ПДД в играх используется три вида приёмов.
3.1 Словесные способы взаимодействия с детьми
Поскольку цель речевого развития детей сопровождает образовательный процесс в ДОУ на всех возрастных этапах, звучащая речь педагога, диалоги и монологи детей играют важную роль в любой деятельности воспитанников, а тем более в играх как ведущем виде активности малышей.
3.1.1 Объяснение
Воспитатель должен давать чёткие, последовательные описания каждого этапа игры. Важно также повторять порядок игровых действий перед началом уже известного сюжета — так дети усваивают не только правила, но и алгоритм составления логичных высказываний. Для младшей и средней групп речь взрослого — это языковая модель, копируя которую дети «выговариваются», то есть начинают разговаривать, строить предложения, вступать в диалог. Для старшей и подготовительной группы объяснение — это образец составления цельного высказывания, этап освоения правил подготовки монологического высказывания.
3.1.2 Загадки и стихотворения
Традиционно эти словесные приёмы считаются наиболее удобным способом мотивировать малышей: с одной стороны, дети очень азартно отгадывают загадки или повторяют рифмовки, а с другой — для того чтобы включить ребят в работу (даже самых маленьких) не требуется много времени.
В младших группах я отдаю предпочтение загадкам с договорками:
- Что за «зебра» на дороге? Все стоят разинув рот, Ждут, когда мигнёт зелёный. Значит, это — … (Переход);
- На дороге я стою, За порядком я слежу. Нужно слушаться без спора Указаний … (светофора).
В средней группе предлагаю загадки уже без рифмованного ответа, но с вопросом в конце, чтобы малышам было проще сориентироваться по поводу ответа.
- Днём и ночью я горю, Всем сигналы подаю. Есть три сигнала у меня. Как зовут меня друзья? (Светофор);
- Вот дорожная загадка: Как зовётся та лошадка, Что легла на переходы, Где шагают пешеходы? (Зебра).
Для ребят старшего дошкольного возраста я стараюсь выбирать загадки более сложные, длинные. Так дети учатся улавливать суть в длинных высказываниях.
- На дорожном знаке том Человек идёт пешком. Полосатые дорожки постелили нам под ножки. Чтобы мы забот не знали И по ним вперёд шагали. («Пешеходный переход»);
- Что за тёмная дыра? Здесь, наверное, нора? В той норе живёт лиса. Вот какие чудеса! Не овраг здесь и не лес, Здесь дорога наперерез! У дороги знак стоит, Но о чём он говорит? (Тоннель).
Например:
- Младшая группа: Цвет зелёный — Проходи! Жёлтый — Малость погоди. Ну а если красный — Стой! Проход опасный!
- Средняя группа: Три глаза есть у светофора. А ну, запомни их, дружок, Ходить по улицам, чтоб скоро Самостоятельно ты смог.
Вот красный глаз… Его ты бойся! Когда горит он — нет пути. Моргает жёлтый — приготовься! Зелёный светится — иди! - Старшая группа: У любого перекрёстка Нас встречает светофор. И заводит очень просто С пешеходом разговор: Cвет зелёный — проходи! Жёлтый — лучше подожди! Если свет зажжётся красный — Значит, двигаться опасно! Стой! Пускай пройдёт трамвай, наберись терпенья. Изучай и уважай правила движенья.
- Подготовительная группа: А у нас с недавних пор Возле дома светофор. Он горит и день, и ночь, Всем старается помочь. Если красный загорится, Ты не вздумай торопиться. Знают все, что красный Для пути опасный. И на жёлтый не ходи, А спокойно стой и жди. Маму за руку — и ждём. Вместе с нами весь народ Терпеливо ждёт зелёный, Чтобы двинуться вперёд. Вот — зелёный вспыхнул! Скоро! Подмигнул: — Нельзя стоять! Скоро цвет у светофора Красным сменится опять.
3.1.3 Короткие истории
Чтобы дети настроились на игру, нужно привлечь их внимание новым видом деятельности. И связующим звеном для этого могут выступать придуманные на ходу сказки.
3.1.4 Чтение
Этот приём применяется обычно в старшей и подготовительной группах, но также к нему можно обращаться и в средней. Главное, чтобы в группе были дети, умеющие читать. Конечно, слишком объёмные тексты дошкольникам не осилить, а вот короткие описания знаков, подписи к рисункам или картинкам по теме — вполне по силам. В младших группах, где малыши ещё читать не умеют, актуальный для изучения темы материал педагог выбирает и зачитывает сам.
3.2 Группа наглядных приёмов
Наглядно-образное восприятие мира детьми ставит наглядность в авангард методических приёмов в любом виде деятельности. В играх малыши должны видеть:
- картинки-иллюстрации игровых движений, действий, а также сюжета игры;
- видео, презентации по теме (например, для старшей группы это может быть зарисовка из истории создания светофора);
- демонстрацию игровых условий педагогом (иными словами, воспитатель показывает все действия любого вида игр).
3.2.1 Атрибуты для игр по ПДД
Информация, представленная в игре, запоминается прочнее и легче, если действия подкреплены подходящим реквизитом. Исходя из темы, актуальными будут:
- фуражка (костюм или/и жезл) регулировщика движения;
- макет проезжей части (на коврике на полу или изображённый на ватманах);
- образцы дорожных знаков, водительских прав (можно распечатать на цветном принтере и заламинировать).
Реквизит может быть элементом дидактической, театральной зон предметно-развивающей обстановки, а может входить в один, единый уголок, посвящённый ПДД.
3.2.2 Материалы для игр своими руками
Возможности компьютерных технологий и творческий подход дают возможность создавать целые серии настольно-печатных дидактических игр, изготовленных своими руками. Вот некоторые образцы.
3.2.3 Игра «Что сначала, что потом» (старшая группа)
Материалы:
- листы плотной бумаги или картона формата половины А4, разрезанного вдоль;
- тонкие полоски картона красного цвета;
- электронный вариант картинок с дорожными ситуациями, иллюстрирующими выполнение того или иного знака.
Инструкция:
- На компьютере программой Paint вводим на картинки персонажа. Например, Незнайку.
- Распечатываем материал.
- На разрезанные листы наклеиваем красные полоски так, чтобы карточка была разделена на то количество кадров, которое требуется для иллюстрации выполнения знака.
Игровая задача — объяснить дорожную ситуацию и предложить её решение, наложив картинки в правильной последовательности.
3.2.4 Игра «Каждый знак на своё место» (подготовительная группа)
Материалы:
- электронный вариант картинок с иллюстрациями дорожных ситуаций и знаками на дороге;
- иллюстрации с дорожными знаками.
Инструкция:
- Программой Paint с иллюстраций удаляем знаки, оставив только круг, треугольник, квадрат под него.
- Распечатываем знаки, выбрав нужный размер.
Игровая задача — рассмотреть ситуацию и поставить на пустое место нужный дорожный знак.
3.3 Практические приёмы
Игра по своей сути является практической реализацией полученных знаний, умений и навыков. Однако, кроме этого, к практическим приёмам относятся творческие задания, позволяющие передать и результаты освоения учебного материала, и впечатления от процесса игры. К ним относятся:
- рисунки (например, дорожных знаков);
- аппликации (например, в средней группе, осваивая навык работы с ножницами, дети вырезают круги-сигналы светофора и наклеивают их на заготовку-основу);
- лепка (знакомство с принципом работы светофора в первой младшей группе может завершиться выкладыванием пластилиновых «блинчиков» красного, жёлтого и зелёного цвета на соответствующее поле заготовки-светофора).
Составление картотеки игр по ПДД
Главное условие создания картотеки игр по дорожным правилам — включение разных видов игровой деятельности. Принципиально важно, чтобы игры соотносились с конкретной темой — так педагогу будет удобнее составлять конспекты занятий, прогулок и развлечений.
Обычно составляется соответствующая возрастной категории единая картотека игр, то есть для младшего дошкольного возраста, для среднего и для старшего. Это связано с тем, что круг тем в этих группах похож, отличается только форма подачи материала (в первой младшей по сравнению со второй она значительно упрощена), а также насыщенность материала (в подготовительной группе дети углубляют знания по теме, рассмотренной в старшей группе).
4.1 Таблица: пример составления картотеки игр по ПДД для старшего дошкольного возраста
Название игры (вид) | Цели | Материал | Ход игры |
Тема: Дорожные знаки | |||
«Играй да смекай!» (дидактическая, настольно-печатная) |
|
| В игре участвуют 4 — 6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах. |
«Вопросы и ответы» (дидактическая, словесная) |
| Фишки | Воспитатель делит детей на две команды, задаёт вопросы, дети
|
«Пешеходы и водители» (сюжетно-ролевая) |
|
| Часть ребят изображает пешеходов, а часть — водителей. Водители должны сдать экзамены на права шофёра и получить автомобиль. Ребята-водители направляются к столику, где располагается «комиссия ГИБДД» и сдают экзамен. Пешеходы направляются в магазин игрушек. Затем с куклами, колясками идут к перекрёстку. Комиссия задаёт вопросы водителям:
Выдержавшие экзамен получают удостоверения (зелёный кружочек). Водители направляются к стоянке автомобилей, садятся в них и едут к регулированному перекрёстку. Пешеходы из магазина тоже идут к этому перекрёстку. По пути они комментируют знаки, встречающиеся на пути. |
«Повороты» (подвижная) |
|
| Если воспитатель показывает знак «Движение прямо», то дети |
5 Временной план игр по ПДД
Продолжительность игры зависит от двух факторов:
- вида игры (здесь следует учесть, что некоторые виды, например, театрализованные, часть дидактических игр, требуют больше времени);
- возраста воспитанников.
При этом в хронометраж вписывается четыре этапа.
5.1 Таблица: средние временные рамки этапов разных видов игр
Вид игры | Вводный этап | Этап ознакомления с правилами | Этап игры + усложнение | Заключительный этап |
Педагог объявляет название, мотивирует на участие. | Педагог детально описывает действия каждого участника сюжета. | Собственно игровой процесс. Воспитатель после 2–3 повторов усложняет игру (если игра новая, этот этап пропускается). | Взрослый благодарит ребят за работу, выделяет отличившихся. Дети дают оценку своей работе и активности группы в целом. Если игра была слишком насыщена действиями, то можно устроить релаксацию: под приятную музыку 1–1,5 минуты дети молча лежат или сидят. | |
Первая, вторая младшие группы | ||||
Дидактическая | до 1 минуты | до 1 минуты | 2,5–3 минуты | полминуты |
Сюжетно-ролевая | полминуты | 3–4 минуты | 2 минуты | |
Подвижная | 1 минута | 3 минуты | 1 минута | |
Театрализованная | 1–2 минуты | 2 минуты | 6–8 минут | 2 минуты |
Пальчиковая | полминуты | 1 минута | полминуты | |
Средняя группа | ||||
Дидактическая | до 1 минуты | до 1 минуты | 3–4 минуты | полминуты |
Сюжетно-ролевая | полминуты | 4–6 минут | 3 минуты | |
Подвижная | 1 минута | 4 минуты | 2 минута | |
Театрализованная | 1–2 минуты | 2 минуты | 6–8 минут | 2 минуты |
Пальчиковая | полминуты | 1 минута | полминуты | |
Старшая и подготовительная группы | ||||
Дидактическая | до 2 минут | до 1 минуты | 3–5 минут | 2 минуты |
Сюжетно-ролевая | полминуты | 6–8 минут | 3 минуты | |
Подвижная | 1 минута | 4 минуты | 2 минута | |
Театрализованная | 2 минуты | 2 минуты | 8–10 минут | 2–3 минуты |
Пальчиковая | полминуты | 2 минуты | полминуты |
В ряде игр этапы объяснения и собственно выполнения игровых действий совмещаются.
5.1.1 Таблица: пример конспекта дидактической (словесной) игры «Угадай транспорт» в старшей группе (фрагменты)
Этап | Содержание |
Вводный | — Ребята, на последних прогулках мы с вами выходили за территорию детского сада и наблюдали за ситуацией на дорогах, рассматривали особенности автобусов, троллейбусов, автомобилей. И сегодня мы поиграем в игру «Угадай транспорт». |
Объяснение правил | — Я буду зачитывать загадки о разном транспорте, а вы, подумав, отгадывать, что это. Тот, кто первым ответит верно, получит картинку. В конце мы подсчитаем, у кого картинок получилось больше. Он и станет победителем нашего соревнования. |
Игра | Дети отгадывают загадки, отвечают, подняв руку:
|
Заключительный этап | — Какие молодцы! Отлично справились с заданием! И, конечно, давайте поздравим нашего победителя. Дети хлопают. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах»
Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя ...
Консультация для воспитателей по пдд "Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах"
консультация для воспитателей "Игра как ведущий метод обучения детейбезопасному поведению на дорогах"...
Консультация для педагогов по ПДД «Игра, как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах».
Консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах».
консультация...
Консультация для родителей "Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах."
Консультация для родителей "Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах."...
тему «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах»
Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участиемдетей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Привычка - этоповедение человека, закреплённое многократным повторение...
Консультация для педагогов: «Игра, как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах»
Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на ...