ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА " Юный пешеход" для детей 4-5 лет
рабочая программа по обж (средняя группа)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Направленность программы:     

На основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать детей младшего возраста правилам безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

         2. Новизна программы.

 Очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий является дети. Приводит к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день.

  1. Актуальность программы.

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена - высокими статисти-ческими показателями ДТП, участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения - в транспортной среде, не умеют верно, оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения. 

Актуальность программы связана еще и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах.

 Родители и ДОУ должны предоставить возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность ее избежать. Новизна данной программы «Юный пешеход» состоит в ориентации учащихся на более углубленное изучение правил дорожного движения и включение воспитанников в дорожно - транспортную ситуацию.

  1. Отличительные особенности программы.

Занятия носят комбинированный характер, каждое из которых включает в себе несколько программных задач. Организуя занятия по правилам дорожного движения, мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребенка расширяется содержание программы. На занятиях детям будет предлагаться, как новый материал, так и материал, для повторения, закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение. Учитывая, что игровые интересы в дошкольном возрасте являются ведущими, в своей кружковой работе уделяю большое внимание и время на небольшие инсценировки сказок, чтение художественной литературы, прослушивание в записи музыкальных произведений, беседам по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, рассматривание иллюстраций, плакатов, изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций, проведение выставок рисунков и поделок, целевые прогулки с наблюдениями по теме.

 

5.Педагогическая целесообразность программы.

При разработке программы учтены принципы обучения языку детей дошкольного возраста:

-принцип развивающего обучения;

-функционально-семантический принцип;

-принцип целостности;

-принцип системности и комплексной реализации задач: образовательных, развивающих, воспитательных;

-принцип личностно-ориентированного подхода;

-принцип культуросообразности.

Программа ориентирована на системный подход, предполагающий синтез речевых умений, духовно-нравственного сознания, чувств и поведения. Достижение стратегической цели программы предусматривает решение целого комплекса образовательных, развивающих и воспитательных задач.

  1. Цель программы:

           Формирование элементарных знаний правил дорожного движения у детей среднего дошкольного возраста.

 

Задачи программы.

Обучающие задачи:

- познакомить детей с понятием улица, ее основными частями (дорога, тротуар, трамвайные пути), домашним адресом;

- познакомить с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода;

 - продолжать знакомить детей с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт).

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважение к правилам дорожного движения, а также желание детей выполнять правила безопасного перемещения по улицам;
          -  прививать основы культуры поведения, находясь в районе проезжей части, в общественном городском транспорте.

Развивающие задачи:

           - развивать внимательность, память, мышление, осторожность, способность к ориентировке в окружающей обстановке, наблюдательность; познавательный
— обогащать словарный запас детей.

  1. Возраст детей: 4-5 лет
  2. Срок реализации программы: 1 год.
  3. Форма детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность -20 мин. , со всеми детьми в средней группе. Формы и методы работы с детьми: беседы, чтение художественной литературы, прослушивание в записи музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, плакатов,  изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций, проведение выставок рисунков и поделок, целевые прогулки с наблюдениями по теме.

  1. Ожидаемые результаты программы «Юный пешеход»:

знать: - правила безопасного поведения на дороге;

              - правила поведения в общественном транспорте

уметь: - различать и называть виды транспорта, дорожные знаки.

             -проявлять психологическую устойчивость к опасным ситуациям;             

владеть: навыками дисциплинированности, осторожности, наблю-дательности, которые помогут воспитанникам адаптироваться к дорожной среде.

  1. Форма подведения итогов.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме итоговых занятий по основным темам:

- чтение стихотворений о ПДД;

- проведение выставок детских работ;

- открытые занятия;

- конкурсы;

- праздники.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_peshehod-yagina_a.n._s_prilozheniem-2021.docx67.09 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №9 г.о. Саранск

Рассмотрена и одобрена                                                                 «Утверждаю»

на заседании педагогического                                                       ЗаведующаяМАДОУ

совета №___ от                                                                               «Центр развития ребенка-

                                                                                                           детский сад   №9»

«__» _________ 2021                                                                                 

                                                                                                               _________Е. А. Аверкина

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

«Юный пешеход»

Возраст детей 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                               Составитель:    

                                                                                              Ягина А.Н.

Саранск 2021г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Учебно-тематический план

8

4.

Содержание изучаемого курса        

11

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

18

6.

Список литературы

20

7.

Приложения

21

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Юный пешеход»

Руководитель программы

Воспитатель Ягина Анастасия Николаевна

Организация-исполнитель

МАДОУ «ЦРР - Детский сад №9»

г.о. Саранск

Адрес организации исполнителя

г. Саранск ул. Юрия Святкина д. 1.

Цель программы

Формирование элементарных знаний         правил дорожного движения у детей среднего дошкольного возраста.

Направленность программы

Коммуникативно-познавательная

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

Адаптированная

дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация

образовательного учреждения; практическую работу осуществляет

педагогический коллектив

Ожидаемые конечные результаты программы

4-5 лет:

   -знать: правила безопасного поведения на дороге; правила поведения в общественном транспорте.

-уметь: различать и называть виды транспорта, дорожные знаки; проявлять психологическую устойчивость к опасным ситуациям.

-владеть: навыками дисциплиниро-ванности, осторожности, наблюдатель-ности, которые помогут воспитанникам адаптироваться к дорожной среде.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Направленность программы:        

На основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать детей младшего возраста правилам безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

         2. Новизна программы.

 Очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий является дети. Приводит к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день.

  1. Актуальность программы.

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена - высокими статисти-ческими показателями ДТП, участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения - в транспортной среде, не умеют верно, оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения. 

Актуальность программы связана еще и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах.

 Родители и ДОУ должны предоставить возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность ее избежать. Новизна данной программы «Юный пешеход» состоит в ориентации учащихся на более углубленное изучение правил дорожного движения и включение воспитанников в дорожно - транспортную ситуацию.

  1. Отличительные особенности программы.

Занятия носят комбинированный характер, каждое из которых включает в себе несколько программных задач. Организуя занятия по правилам дорожного движения, мы учитываем возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребенка расширяется содержание программы. На занятиях детям будет предлагаться, как новый материал, так и материал, для повторения, закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение. Учитывая, что игровые интересы в дошкольном возрасте являются ведущими, в своей кружковой работе уделяю большое внимание и время на небольшие инсценировки сказок, чтение художественной литературы, прослушивание в записи музыкальных произведений, беседам по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, рассматривание иллюстраций, плакатов, изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций, проведение выставок рисунков и поделок, целевые прогулки с наблюдениями по теме.

5.Педагогическая целесообразность программы.

При разработке программы учтены принципы обучения языку детей дошкольного возраста:

-принцип развивающего обучения;

-функционально-семантический принцип;

-принцип целостности;

-принцип системности и комплексной реализации задач: образовательных, развивающих, воспитательных;

-принцип личностно-ориентированного подхода;

-принцип культуросообразности.

Программа ориентирована на системный подход, предполагающий синтез речевых умений, духовно-нравственного сознания, чувств и поведения. Достижение стратегической цели программы предусматривает решение целого комплекса образовательных, развивающих и воспитательных задач.

  1. Цель программы:

           Формирование элементарных знаний         правил дорожного движения у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи программы.

Обучающие задачи:

- познакомить детей с понятием улица, ее основными частями (дорога, тротуар, трамвайные пути), домашним адресом;

- познакомить с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода;

 - продолжать знакомить детей с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт).

Воспитательные задачи: 

- воспитывать уважение к правилам дорожного движения, а также желание детей выполнять правила безопасного перемещения по улицам;
         -  прививать основы культуры поведения, находясь в районе проезжей части, в общественном городском транспорте.

Развивающие задачи: 

           - развивать внимательность, память, мышление, осторожность, способность к ориентировке в окружающей обстановке, наблюдательность; познавательный
— обогащать словарный запас детей.

  1. Возраст детей: 4-5 лет
  2. Срок реализации программы: 1 год.
  3. Форма детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность -20 мин. , со всеми детьми в средней группе. Формы и методы работы с детьми: беседы, чтение художественной литературы, прослушивание в записи музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций, плакатов,  изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций, проведение выставок рисунков и поделок, целевые прогулки с наблюдениями по теме.

  1. Ожидаемые результаты программы «Юный пешеход»:

знать: - правила безопасного поведения на дороге;

              - правила поведения в общественном транспорте

уметь: - различать и называть виды транспорта, дорожные знаки.

             -проявлять психологическую устойчивость к опасным ситуациям;            

владеть: навыками дисциплинированности, осторожности, наблю-дательности, которые помогут воспитанникам адаптироваться к дорожной среде.

  1. Форма подведения итогов.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме итоговых занятий по основным темам:

- чтение стихотворений о ПДД;

- проведение выставок детских работ;

- открытые занятия;

- конкурсы;

- праздники.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п\п

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

Теория

практика

Кол-во занятий

Мин.

1

Приветствие

1

20 мин

5 мин

15 мин

2

Дороги нашего города».

1

20 мин

5 мин

15 мин

3

«Профессия водителя».

1

20 мин

5 мин

15 мин

4

 «Поликлиника».

1

20 мин

5 мин

15 мин

5

«Странный водитель».

1

20 мин

5 мин

15 мин

6

«Где можно играть?».

1

20 мин

5 мин

15 мин

7

«Безопасность на улице».

1

20 мин

5 мин

15 мин

8

«Кто лучше знает свой город?».

1

20 мин

5 мин

15 мин

9

 «Дорога».

1

20 мин

5 мин

15 мин

10

«Поставь фишку!».

1

20 мин

5 мин

15 мин

11

«Переходим проезжую часть!».

1

20 мин

5 мин

15 мин

12

«Пешеходный переход».

1

20 мин

5 мин

15 мин

13

 «Загадки дороги».

1

20 мин

5 мин

15 мин

14

 «Как я перехожу дорогу».

1

20 мин

5 мин

15 мин

15

 «Дорожные знаки».

1

20 мин

5 мин

15 мин

16

«Собери дорожный знак!»

1

20 мин

5 мин

15 мин

17

 «Мой маршрут в группу».

1

20 мин

5 мин

15 мин

18

«Пешеходы и водители».

1

20 мин

5 мин

15 мин

19

 «Как поступить?»

1

20 мин

5 мин

15 мин

20

«Знатоки дорожных знаков».

1

20 мин

5 мин

15 мин

21

 «Куда пойдешь?».

1

20 мин

5 мин

15 мин

22

«Гололед».

1

20мин

5 мин

15мин

23

«Построй город!».

1

20 мин

5 мин

15 мин

24

 «Укатился мяч!».

1

20 мин

5 мин

15 мин

25

 «Два светофора», подвижная игра «Стоп!»

1

20 мин

5 мин

15 мин

26

«Чем можем – тем поможем».

1

20 мин

5 мин

15 мин

27

 «Знаки для движения».

1

20 мин

5 мин

15 мин

28

«Телепередача о правилах дорожного движения»

1

20 мин

5 мин

15 мин

29

«Закончи предложение».

1

20 мин

5 мин

15 мин

30

«Железнодорожный транспорт».

1

20 мин

5 мин

15 мин

31

«Строители дорог».

1

20 мин

5 мин

15 мин

32

«Инспектор на дороге».

1

20 мин

5 мин

15 мин

33

«Автотрасса».

1

20 мин

5 мин

15 мин

34

«Знаки, регулирующие движение велосипедистов»

1

20 мин

5 мин

15 мин

35

«Расставь правильно знаки!».

1

36

«Три цвета», «Не ошибись!», «Правила движения».

1

37

 «Знатоки дороги!».

1

      Итого:

37

 12 часов            

30 мин        

3 часа

5 мин

9 часов

25 мин

         

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН «Юный пешеход»

Тема        

Раздел, тема

Содержание

Методы обучения

Формы работы

Работа с родителями

Тема №1

Приветствие

Обобщающий разговор с детьми о ПДД

Беседа.

Групповая

Беседа с родителями о том, что должен знать ребенок 4-5 лет о ПДД

Тема №2

Дороги нашего города».

Активизировать  знания детей о дороге и ее составляющих частях, формировать знания о социальной действительности.

Целевая прогулка.

Групповая

Тема №3

«Профессия водителя».

Систематизировать знания о профессиональной деятельности водителя, знакомить с понятием «медицинский осмотр», формировать знания о зависимости профессиональной деятельности от состояния здоровья.

Беседа, презентация «Автомобили и их водители!»

Групповая

Тема №4

 «Поликлиника».

Активизировать знания о понятие «медицинский осмотр», формировать знания о его необходимости перед поездкой.

Беседа, сюжетно-ролевая игра 

Групповая

Тема №5

«Странный водитель».

Обобщать знания об опасных ситуациях на дороге, связанных с состоянием здоровья водителей, развивать умение находить правильное решение.

Беседа.

Презентация «Опасности на дороге»

Групповая

Беседа по картине «Улица города».

Тема №6

«Где можно играть?».

Стимулировать умение правильно выбирать места для игр.

Целевая прогулка.

Групповая

Консультация на тему: «Узкая и широкая дороги на улице».

 

Тема №7

«Безопасность на улице».

Активизировать знания о культуре поведения во дворе, при ходьбе по тротуару, при переходе проезжей части.

 Рисование «Раскрась знак»

Дидактическая игр «Чтобы было…»

Групповая

Тема №8

«Кто лучше знает свой город?».

Систематизировать знания о родном городе и средствах передвижения в нем.

Викторина по пдд

Презентация

«Улицы нашего города»

Групповая

Консультация на тему:

«Что читать детям о ПДД»

Тема №9

 «Дорога».

Формировать знания о дорожном движении с четырехсторонним перекрестком и светофором.

Рассматривание плакатов по пдд

Сюжетно-ролевая  игра «Перекресток»

Групповая

Тема №10

«Поставь фишку!».

Стимулировать умение оценивать поступки героев, активизировать знания о правилах дорожного движения.

 

Настольная Игра «Правила для всех!»

Групповая

Выставка детских работ на тему: «Колёса для автобуса».

Тема №11

«Переходим проезжую часть!».

Формировать устойчивые навыки правильного  поведения во время перехода через дорогу (по «зебре», знаку, алгоритму).

 

Презентация

«Знаки на дорогах» 

Групповая

Консультация на тему : «Знакомство детей с ПДД »

Тема №12

«Пешеходный переход».

Формировать знания детей о правильном переходе дороги взрослыми с колясками, санками, развивать наблюдательность.

Настольная игра «Открой карточку!» 

Групповая

Тема №13

 «Загадки дороги».

Продолжать развивать наблюдательность, активизировать знания о неожиданных ситуациях на дороге.

 

Чтение худ. Литературы, загадки по пдд

Групповая

Выставка детских работ на тему: «

Тема №14

 «Как я перехожу дорогу».

Стимулировать умение пользоваться таблицами и схема при передвижении, развивать ориентировку в пространстве, закреплять алгоритм перехода дороги.

Дидактическая игра «Прочитай схему!».

Групповая 

Тема №15

 «Дорожные знаки».

Активизировать умение узнавать дорожные знаки по описанию, развивать внимание, закреплять знания  дорожных знаков.

Рисование «Раскрась, знак»

Дидактическая игра «Узнай дорожный знак!».

Групповая

Тема №16

«Собери дорожный знак!»

Закреплять знания о дорожных знаках, их начертании и предназначении.

Настольная игра

«Собери дорожный знак»

Групповая 

Консультация на тему : «Дорожные знаки»

Тема

№17

 «Мой маршрут в группу».

Стимулировать умение составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу, закреплять знания о дороге, ее частях и правилах передвижения по ней.

 Конкурс рисунков.

Презентация

«Наш район»

Групповая

Консультация на тему: «Наш район».

Тема №18

«Пешеходы и водители».

Активизировать умение видеть изменения в пространственном расположении транспорта и знаков на улице, развивать внимание.

Конструирование «Новогодняя дорога»

Групповая

Тема №19

 «Как поступить?»

Формировать систему знаний о действиях пешеходов и транспорта при определенных сигналах светофора.

 

Настольная игра

«Что сначала, что потом?»

Групповая

Беседа на тему:  «Движение по дороге в зимнее время года».

Тема

№20

«Знатоки дорожных знаков».

Активизировать умение классифицировать дорожные знаки по форме, цвету, содержанию, закреплять знания дорожных знаков.

Настольная игра «Найди лишний!»

 Презентация «Знаки на дорогах»

Групповая

Выставка детских рисунков: «Дорожные знаки»

Тема

№21

 «Куда пойдешь?».

Стимулировать умение ориентироваться в пространстве: движения прямо, направо, налево, по кругу в соответствии с дорожными знаками «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение»

Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы» 

Групповая

Консультация на тему: «Дорожные ситуации»

Тема

№22

«Гололед».

Активизировать знания об опасных ситуациях на дороге, знакомить с понятиями «гололед», «движение по инерции», развивать внимание, чувство опасности.

Рисование

«Раскрась знак» 

Групповая

Тема

№23

«Построй город!».

Активизировать знания о частях дороги.

Конструирование

Дидактическая игра «Построй город!»

Групповая

Тема

№24

 «Укатился мяч!».

Стимулировать навык предвидения опасной ситуации, воспитывать выдержку, самоконтроль.

Сюжетно-ролевая игра «Укатился мяч» 

Групповая

Консультация на тему: «Дорога и игры».

Тема №25

 «Два светофора», подвижная игра «Стоп!»

Систематизировать знания о назначении светофоров на пешеходном переход, развивать скорость реакции.

Подвижная игра «Стоп» 

Групповая

Аппликация «Пешеходный переход».

Тема №26

«Чем можем – тем поможем».

Стимулировать умение замечать затруднения окружающих на улице и в транспорте и стремиться помочь им, показать, где находится знак.

Дидактическая игра «Поможем Незнайке!»

Групповая

Консультация на тему : «Азбука юного пешехода».

Тема №27

 «Знаки для движения».

Активизировать знание дорожных знаков (содержание, цвет, форма).

 

Презентация «Знаки на дорогах»

Групповая

Тема №28

«Телепередача о правилах дорожного движения»

Стимулировать умение составлять рассказы о правилах дорожного движения, опираясь на полученные знания, создать картотеку аудиозаписей рассказов дошкольников.

 

Чтение худ. Литературы, обсуждение 

Групповая

Консультация на тему :

«Читаем с детьми о ПДД».

Тема №29

«Закончи предложение».

Активизировать навыки решения проблемных ситуаций при движении транспорта (выполнение поворотов, подчинение сигналам светофора)

 Дидактическая игра «Дорожные знаки»

Групповая

Тема №30

«Железнодорожный транспорт».

Формировать  представления о железнодорожном транспорте, познакомить со знаками «Железнодорожный переезд со шлагбаумом и без шлагбаума», уточнить правила поведения около железной дороги

Презентация «Железная дорога»

Групповая 

Тема №31

«Строители дорог».

Активизировать знания о расположении знаков на дороге.

Дидактическая игра «Расставь знаки»

Групповая

Тема

№32

«Инспектор на дороге».

Расширять знания дошкольников о способах регулирования движения на дороге.

 

Презентация

«ГИБДД»

Групповая

Тема

№33

«Автотрасса».

Активизировать знания о правилах дорожного движения и дорожных знаках

Настольная игра «Правила движения»

Групповая

Тема

№34

«Знаки, регулирующие движение велосипедистов»

Расширять систему знаний о дорожных знаках.

Презентация «Знаки на дорогах»

Групповая

Консультация на тему:  «Путешествие в страну дорожных знаков».

Тема

№35

«Расставь правильно знаки!».

Активизировать  умение моделировать дорожное полотно, систематизировать знания  ПДД.

Настольная игра «Расставь правильно знаки»

Тема

№36

«Три цвета», «Не ошибись!», «Правила движения».

Стимулировать умение четко действовать по сигналу, соблюдать правила, развивать скорость реакции

Сюжетно-ролевая игра  

Тема

№37

 «Знатоки дороги!».

Активизировать соревновательные способности, систематизировать знания ПДД.

Соревнования по пдд

Консультация на тему: «Насотольные игры по ПДД»

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.

Каждое занятие строится как ситуация общения, максимально приближенная к естественному общению.

-Приветствие.

- Беседы-диалоги.

- Дидактические игры по ПДД.

-Целевые прогулки.

-Чтение стихотворений, выделение основных моментов.

- Чтение произведений о ПДД.

-Сюжетно-ролевые игры.

-Сюрпризные моменты: приход игрушек, сказочных героев.

-Загадки.

-Беседы познавательного характера.

-Дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры.

-Работа с родителями.

2. Приемы и методы организации.

 Прием осуществляется с начала учебного года по желанию детей(родителей).

Формы проведения занятий: игровые занятия, которые включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.

Используются следующие методы:

- игровые (развивающие игры, развлечения);

- практические (упражнения);

 - использование занимательного материала;

 - коммуникативный и наглядный;

  - социальный: создание ситуации взаимопомощи

3. Дидактический материал:

 -наглядный:         наглядно-зрительные,        наглядно-слуховые, наглядно-тактильные, предметная наглядность (рассматривание дидактических пособий, предметов).

- словесный: краткое описание, объяснение.

- игровой: использование дидактических, сюжетно-ролевых  игр.

- практический: показ способов действия с предметами, способов изображения.

- информационно-рецептивный: совместная продуктивная деятельность педагога и ребенка.

- репродуктивный: воспроизведение действий по образцу.

- эмоциональный: поощрение, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха.

-социальный: создание ситуации взаимопомощи.

Для успешного освоения задач, для занятий подбирается демонстрационный и раздаточный материал, игрушки, предметные и сюжетные картинки, предметы, куклы, в соответствии с темой занятий. Тщательно подбирается материал для чтения произведений о  ПДД.

4.Техническое оснащение занятий.

-телевизор;

-магнитофон;

-магнитная доска с набором приспособления для крепления;

-стенды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

1. Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. - М., 2005.

2. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. /Под ред. Е. Л. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М., 2005.

3. Три сигнала светофора: дидактические игры, сценарии вечеров досуга / Сост. Т. Ф. Саулина. - М., 1989.

4. Чего на свете не бывает. / Под ред. О. М. Дьяченко. - М., 1991.

5. Фролова Г. А. Физминутки. – М. : Карапуз, 2003.

6. Медведева А. Ф., Полякова Л. Б. Правила дорожных движений для дошкольника. – М. : Творческий центр, 2006.

  1. Элькин Г. Н. Правила безопасного поведения на дороге.
  2. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников/авт.-сост. Т.Г. Кобзева, А.И. Хохлова, Р.С. Александрова. – Волгоград: Учитель,2010. - 219с.
  3. Занятия по правилам дорожного движения/ сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова.; Под ред. Романовой А.Б., А.Б. Лялюшкна. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – 64с.
  4. Сборник материалов из опыта работы ДТТ дошкольных образовательных учреждений.

Список литературы для детей и родителей

    1.Занятия по правилам дорожного движения/ сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова.; Под ред. Романовой А.Б., А.Б. Лялюшкна. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – 64с.

            2.   Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б., Безопасность. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.

   3. Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2008.

    4.  Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для  дошкольников по обучению правилам дорожного движения. - СПб.: Детство-пресс 2008.

    5. Данилова Т.И. Программа «Светофор». – СПб.: Детство-пресс, 2009.

    6.Добрая Дорога Детства. Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику. - М., 2007-2008.

    7.  Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - М.: Скрипторий  2008.

Приложения

Приложение 1

Упражнения по технической подготовки

Консультации

Консультация для родителей: «Что читать детям по правилам дорожного движения».

С каждым годом все оживленнее становиться движение на улицах больших городов и маленьких поселков. Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы знаний о правилах дорожного движения и ориентиров принадлежит семье. Дети всегда рядом с родителями, они смотрят на них, подражают им. Родители являются первыми педагогами в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдения ими правил безопасности. Не надо ругать и запрещать, а стоит спокойно рассказывать детям о правилах дорожного движения. Находясь с ребенком на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом и пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти дорогу, какие на этот случай есть правила для пешеходов и водителей, что обозначают дорожные знаки и для чего они необходимы, укажите на нарушителей, отметив, что эти люди рискуют попасть под колеса машин.

Домашнее чтение – одно из средств формирования у детей знаний о правилах дорожного движения, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями, но и сближает всех членов семьи. Это раскрывается в следующем:

- совместное времяпровождение

- совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснение непонятных слов.

Читать детям желательно не перед сном, так как они уже уставшие, а после того, как они пришли домой, поужинали. Читать следует систематично, а не от случая к случаю. Если ребёнок просит прочитать только вчера или накануне прочитанную вами книгу не стоит ему в этом отказывать. Читайте с выражением, меняйте интонацию в зависимости от персонажа. Чтобы ребенок не терял интереса к книге, упрощайте текст. Показывайте иллюстрации. Когда читаете ребёнку, уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают. Постарайтесь читать в тихом месте, и главное, не отвлекайтесь сами. Поощряйте ребенка пересказать хотя бы небольшой отрывок или дополнить Ваш рассказ.

После прочтения родителем художественного произведения ребёнку, необходимо обсудить ситуацию, которая раскрывается в книге, задать вопросы по данному произведению, все ли слова ему понятны. А чтобы обучение детей правилам дорожного движения было интересным, мы предлагаем Вам следующие материалы:

Майорова Ф. С. «Изучаем дорожную азбуку»

Коган М. С. «Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками»

Волков С. «Про правила дорожного движения»

Гурина И. «Правила дорожного движения»

Емельянова О. «Стихи про дорожные знаки»

Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора»

Радзиевская Л. «Ты и дорога»

Согласно официальной статистике, под колеса машин попадает до 70 детей в год. Сделайте все необходимое, чтобы в Вашу семью не пришла беда. Известно, что человек впитывает нормы поведения в первые годы жизни. Его жизненные уроки и уроки родителей являются тем фундаментом, на который ребенок будет опираться всю свою жизнь.

Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными! Помните, нарушая Правила дорожного движения, вы как бы наглядно разрешаете нарушать их своим детям.

Приложение 2

СТИХИ О ПДД

Три друга пешехода в любое время года.

Красный свет — твой первый друг — Деловито строгий.

Если он зажёгся вдруг — Нет пути дороги.

Жёлтый свет — твой друг второй

Даёт совет толковый:

Стой! Внимание утрой!

Жди сигналов новых!

Третий друг тебе мигнул

Своим зелёным светом:

Проходи! Угрозы нет!

Я порукой в этом!

При переходе площадей,

Проспектов, улиц и дорог

Советы этих трёх друзей

Прими и выполни их в срок.

Загорелся красный свет

— Пешеходу хода нет!

СВЕТОФОР

Стоп, машина!

Стоп, мотор!

Тормози скорей, Шофёр!

Красный глаз

Глядит в упор -

Это строгий Светофор.

Вид он грозный

Напускает,

Дальше ехать

Не пускает.

Обождал шофёр

Немножко,

Снова выглянул

В окошко.

Светофор

На этот раз

Показал

Зелёный глаз,

Подмигнул

И говорит:

«Ехать можно,

Путь открыт!»

Светофор

Светофор нас в гости ждет.

Освещает переход.

Загорелся красный глаз:

Задержать он хочет нас.

Если красный – нет пути.

Красный свет – нельзя идти.

Желтый свет –не очень строгий:

Жди, нам нет пока дороги.

Ярко-желтый глаз горит:

Все движение стоит!

Наконец, зеленый глаз

Открывает путь для нас.

Полосатый переход

Пешеходов юных ждет.

Непослушный пешеход

Через лес бежит дорога,

Светофор моргает строго.

К переходу все спешат:

От лосей и до мышат.

Иногда через дорогу

Пешеходов очень много

Скачет, ходит, пролетает,

Пробегает, проползает.

Мама ежика учила,

Мама пальчиком грозила:

-Помни правила, малыш!

Если красный свет – стоишь!

Если желтый – просто жди,

На зеленый – проходи!

Непослушный пешеход

Сделал все наоборот!

Ежик очень торопился

И клубочком покатился

Прямиком на красный свет!

Можно так?

Конечно, нет!

Завизжали тормоза,

И зажмурил еж глаза.

Старый толстый самосвал,

Забибикал,зарычал:

-Еле я остановился,

Чуть с дороги не свалился!

Что, не знаешь правил ты!

Ну-ка быстро марш в кусты!

Дам тебе я, еж,совет:

Не ходи на красный свет!

Еж тихонько пропыхтел:

-Извините, не хотел.

Рассказал нам светофор:

Еж исправился с тех пор.

Лучше всех порядок знает,

Ничего не нарушает!

Светофор

Красным глазом светофор

На меня смотрел в упор.

Я стоял и молча ждал,

Потому что точно знал:

Если красный свет горит,

Пешеход всегда стоит.

Если видишь красный свет,

Это значит – хода нет!

Мимо ехали машины,

И шуршали тихо шины.

Ехал трактор, дребезжал,

Самосвал за ним бежал,

Длинный-длинный лесовоз

По дороге бревна вез.

Желтый свет горит под красным:

Все равно идти опасно!

Транспорт начал тормозить,

Чтобы путь освободить.

Загорелся желтый свет

– Никому дороги нет.

Пешеходы не идут,

И машины тоже ждут!

Светофор моргнул и – раз!

Он зажег зеленый глаз!

Полосатый переход

Пешеходов разных ждет:

Идет с коляской мама,

Идет с собачкой дама,

Несет малыш игрушку,

Старик ведет старушку,

Две девочки идут,

Машины смирно ждут.

Зеленый свет горит,

Как будто говорит:

Пожалуйста, идите,

Но только не бегите!

А если на дорожке

Завоет неотложка,

Ее вы пропустите

И лишь потом идите!

Зеленый– безопасный,

Зато опасен красный.

Зеленый – мы идем,

А желтый с красным – ждем!

Приложение 3

Консультация для родителей:
«Знакомство детей с правилами дорожного движения в детском саду».

С развитием техники в нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой становится ребёнок.

В связи с этим, решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения отнесено к приоритетным задачам. Проблема детского травматизма становится все острее. Основной фактор дорожно-транспортных происшествий – человеческий. Чаще всего это связано с невыполнением правил дорожного движения: малышу трудно понять, что такое транспортный поток, что такое тормозной путь, как быстро среагирует водитель на ситуацию.

У дошкольников еще отсутствует защитная реакция на дорожную обстановку. Оказавшись на улице, ребенок попадает в зону опасности, поэтому следует учить его находить быстрое решение, выхода из сложной ситуации.

В нашем детском саду обучение детей правилам дорожного движения, привитие им навыков безопасного поведения на дороге положительно сказывается к решению данной задачи. Большое влияние на формирование поведения ребенка на улице играет поведение взрослых на дороге.

Важно ребенка не пугать улицей, движением транспорта, а наоборот, развивать в нем ответственность, уверенность, внимание, собранность. Ребенок должен осознать понятие «близко»«далеко»«слева – справа»«сзади»«по ходу движения». Эти знания помогут сориентироваться при переходе улицы.

Моя задача, как воспитателя, дать базовые знания по правилам дорожного движения. Важность дошкольного приобретения навыков аргументируется тем, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребенок мог ориентироваться в пространственном окружении, умел наблюдать и оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в различных ситуациях.

Самый лучший пример для ребенка – это мы взрослые. Если мамы и папы будут нарушать правила дорожного движения, то и дети тоже будут их нарушать. Важно помнить, пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге.

В нашей группе для воспитанников создан «Уголок безопасности», где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Дети самостоятельно играют в игры и рассматривают иллюстрации. Мы знакомим детей с художественной литературой по правилам дорожного движения: С. Михалкова «Дядя Стёпа- милиционер»«Светофор»«Грузовик», Б. Заходер «Шофёр», А. Барто «Грузовик» и т. д. Проводим дидактические игры и словесные игры«Зажги светофор»«Мы шофёры»«Угадай знак». Играем в подвижные игры«Автобус»«Грузовик», в сюжетно-ролевые игры«Транспорт»«Я шофёр». Проводим беседы с детьми: Зачем нужен светофор, зачем нужны дорожные знаки, можно ли на дороге играть, почему нельзя на дороге играть?

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицахдорогах в нашем учреждении проводится систематически, охватывая все виды детской деятельности, чтобы полученные знания дети «пропускали» через продуктивную деятельность, а затем реализовывали в играх и в повседневной жизни, за пределами детского сада.

Используя в своей работе игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, мы помогаем воспитанникам планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающих элементарные общепринятые нормы и правила поведения на улице и в транспорте. Только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи, полученные дошкольниками знания и усвоенные правила, станут нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Важно помнить, пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге

Приложение 4

Картотека игр

Дидактическая игра « Цветные автомобили»

Игровой материал.

Автомобили из картона красного, синего, зеленого и желтого цвета. В зависимости от знаний детей на них могут быть наклеены геометрические фигуры, цифры, полоски.

Ход игры.

Младший возраст.

В начале года с помощью этой игры можно закреплять знания основных цветов. Для этого на полу разложены обручи четырех основных цветов - «гаражи», детям выдаются автомобили из картона таких же цветов. По хлопку машины ездят по залу (группе). По сигналу «машины в гараж», ребенок должен найти обруч такого же цвета, как и его машина и поставить машину в «гараж».

После того как дети будут знать геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник, на машины приклеиваются данные фигуры. В обручи раскладываются те же геометрические фигуры. Детям раздаются автомобили, и сообщается, что у каждой машины есть свой «номер» и по сигналу «машины в гараж», дети должны найти обруч с таким же «номером».

Дидактическая игра « Светофор»

Материалы:

мини тренажеры-светофоры с навинчивающимися крышечками, изображающими сигналы в разных комбинациях, сказочный герой (например, Веселый грузовичок или кукла Маша и тд, макет светофора

Игра проводится индивидуально или в малой подгруппе 3-4 человека. Когда дети освоят расположение сигналов светофора, в игре могут принять участие большее количество детей.

Ход игры:

В руках воспитателя герой (например, Веселый грузовичок, коробка с «испорченными» светофорами и крышечками трех цветов (красные, желтые, зеленые).

Герой говорит:

-Дети, вот светофоры! Но светофоры сломались, подул сильный ветер, все сигналы отвалились и перепутались. Мне очень надо ехать к Зайчику в гости, я везу ему подарок, а проехать не могу. Посмотрите внимательно и почините светофорправильно прикрутив крышечки - сигналы, а я буду проверять, знают ли ребятки, как расположены на светофоре сигналы правильно. Мне нужно ехать по дороге, а пускает меня только «правильный» светофор.

Дети рассматривают цветные крыжечки- сигналы светофоров и на вопрос Веселого Грузовичка «Как сделать правильный светофор ребенок делает выбор нужных крыжечек, подтверждая свой выбор, проговорив правильное расположение сигналов светофора или сравнив с макетом светофора, и навинчивает их на мини тренажер.

В руках воспитателя герой (Веселый Грузовичок, мини тренажер-светофор с изображением сигналов в правильном порядке. Изображая движения по дороге, воспитатель передвигает героя от ребенка к ребенку, проверяя получившийся починенный светофор. Если ребенок сделал правильно, герой его хвалит и проезжает дальше, если нет, то просит ребенка исправить ошибку, тк герою дальше не проехать, его не пускает «испорченный светофор».

В конце игры герой предлагает детям собрать подарки Зайке и прокатиться с ним по группе, соблюдая правила движения в соответствии с сигналами светофора.

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Материал для игры-занятия: птички изображенные на картинках; шапочки - птичек, домики  - обручи для птичек.

Предварительная работа: Наблюдение во время прогулки за птичками у кормушки; рассматривание иллюстраций»Птичка» (муз. Г. Фрида).

На стенде прикреплены картинки с изображением птичек.

Дети все встают около стенда.

Воспитатель :Ребята, кто мне скажет кто это у нас на картиночках?

Дети: Птички.

Воспитатель: Правильно. А какие здесь птички Егор?

Егорка: Большие и маленькие.

Воспитатель: Покажи Саша мне где большая птичка,а где маленькая.

Воспитатель: Молодец, Сашенька. А сейчас ребятки покажите, мне, как клюют птички зернышки.

Дети показывают.

Воспитатель: А кто мне скажет чем птички клюют?

Ульяна: У них есть клювик.

Воспитатель: Правильно. Ребятки, а что есть еще у птичек?

Дети: Крылья, головка, глазки,хвостик и тд.

Воспитатель: Ребятки давайте с вами покажем как птички машут крыльями.

Дети машут руками как птички.

Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в птичек и поиграеим в игру «Воробушки и автомобиль».

(Дети надевают шапочки –птичек, роль машины исполняет воспитатель.)

Под музыку дети - птички летают по группе.

На слова : На дорожку сели кушать захотели.

Дети «клюют зернышки» пальчиком стучат по коленочкам. _

Захотели попить водички - птички.

«Дети-птички пьют водичку»

Воспитатель: А сейчас «птички-ребятки» прыгают по дорожке.

(Дети изображают прыгающих птичек).

Воспитатель изображает сигнал машины «Би-би»

Дети - птички улетают в свои домики-обручи.

Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы хорошо изображали птичек, внимательно слушали воспитателя и быстро прятались в свои домики. Вам понравилось играть?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а к вам машина едет давайте посмотрим чего она привезла, Ой, да это для вас гостинцы.

Воспитатель: Дети, идите мойте руки и садитесь есть угощенье.

Подвижная игра «Трамвай» (игры с ходьбой и бегом)

3—4 пары детей становятся в колонну, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны, т. е. одни дети держатся за шнур правой рукой, другие — левой. Это трамвай. Инструктор (воспитатель) стоит в одном из углов комнаты, держа в руках три флажка: желтый, зеленый, красный. Он объясняет детям, что трамвай двигается на зеленый сигнал, на желтый замедляет ход, а на красный — останавливается. Инструктор(воспитатель) поднимает зеленый флажок - и трамвай едет: дети бегут по краям зала (площадки). Если инструктор поднимает желтый или красный флажок, трамвай замедляет ход и останавливается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юный пешеход"

    Программа «Юный пешеход» (далее «Программа») посвящена актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города, имеет социальн...

дополнительная образовательная программа "Юный пешеход"

Дополнительная образовательная программа по правилам дорожного движения (в соответствии с ФГОС ДО) "Юные пешеходы" (от 2 до 7 лет). Срок ревализации программы 4 года 6 месяцев....

дополнительная образовательная программа "Юный пешеход"

Дополнительная образовательная программа по правилам дорожного движения (в соответствии с ФГОС ДО) "Юные пешеходы" (от 2 до 7 лет). Срок ревализации программы 4 года 6 месяцев....

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный эколог"для детей 4-5 лет

Цель программы: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Юные краеведы» Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 1 год

Пояснительная запискаДошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной к...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «ЮНЫЙ ПЕШЕХОД»

Программа имеет социально-педагогическую направленность, обеспечивает общественное развитие ребенка во взаимодействии и общении с другими людьми, социальной средой города, осуществляет формирование у ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности для детей 4-5 лет "Юные художники"

Нетрадиционные техники играют большую роль в развитии детей. Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. На занятиях с...