Методическое пособие «Дошкольник и ПДД»
методическая разработка по обж (средняя группа)

Склярук Марина Павловна

Маленькие дети – особая   категория   пешеходов   и пассажиров.     Актуальность проблемы связана еще   и с тем, что у детей отсутствует защитная    психологическая     реакция   на      дорожную обстановку,   которая   свойственна взрослым.  Их жажда знаний, желание постоянно открывать что то новое часто ставят ребенка перед реальными опасностями, в частности  и на улицах большого города.

Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах.

 В решении данной задачи важная роль принадлежит обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

  Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

 Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад присмотра и оздоровления № 123

Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

Номинация: «Методические инновации»

Методическое пособие

«Дошкольник и ПДД»

Автор:

Склярук М. П.,

Санкт-Петербург

2022

Тема: «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Улица полна неожиданностей и опасностей

Выходя на улицу,

Приготовь заранее,

Вежливость и сдержанность,

А главное, внимание!

ВВЕДЕНИЕ

Ребенок в большом городе - это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и прочими "радостями" цивилизации. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста, когда и начинается его подготовка к пожизненной "профессии " участника движения - пешехода.

Вместо того чтобы всякий раз при мысли о пересечении ребенком улицы впадать в ступор, надо попытаться предотвратить беду, которая может случиться с каждым и в любой момент. Поэтому обеспечение безопасности движения становится важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная и правильная подготовка маленьких пешеходов и пассажиров, которых за дверью квартиры подстерегают серьезные трудности и опасности. Главной задачей для воспитателей является формирование у ребенка сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на улице, выработка прочной привычки в применении знаний и выполнении правил в обыденной жизни.

Самая незащищенная и уязвимая часть нашего населения – дети. Познавая окружающий мир, они часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своего незнания, беспечности и легкомыслия. У них нет опыта, знаний, и несформированны навыки безопасного участия в дорожном движении. Большинство дошкольников не знают, как себя вести в той или иной ситуации. Родители недостаточно уделяют времени обучению ребенка правилам безопасности, они просто ограничиваются запретами, что наоборот вызывает у ребенка все больший интерес, а порой и «демонстрируют» неправильное поведение на дороге.

В настоящее время разработаны программы и проекты по обучению детей правилам дорожного движения. Но проблема безопасного поведения на улицах города по-прежнему сохраняет свою актуальность. Так же значительно вырос уровень детского дорожно-транспортного травматизма, это обусловлено недостатком в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. Именно поэтому наш педагогический опыт мы направили на формирование у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.

Актуальность

  Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Маленькие дети – особая   категория   пешеходов   и пассажиров.     Актуальность проблемы связана еще   и с тем, что у детей отсутствует защитная    психологическая     реакция   на      дорожную обстановку,   которая   свойственна взрослым.  Их жажда знаний, желание постоянно открывать что то новое часто ставят ребенка перед реальными опасностями, в частности  и на улицах большого города.

Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улицах.

 В решении данной задачи важная роль принадлежит обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

  Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

 Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

 С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями. Дорога, улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций.  Как много интересного, и в то же время опасного таится за стенами родного дома ребенка. Чтобы интересного было больше, чем опасного, необходимо своевременно обучать детей навыкам безопасного движения на дороге и вырабатывать привычку соблюдать правила дорожного движения.

Можно много и интересно рассказывать, и показывать детям, как вести себя на улице и как надо выполнять правила дорожного движения, но эти правила останутся лишь словами и не помогут сформировать у детей необходимого алгоритма поведения, а значит, не войдут в их практический опыт.

Учитывая, что знания правил дорожного движения являются в современном технократическом мире жизненно важным умением, возникает потребность в специально организованном педагогическом пространстве. Именно оно должно обеспечить ребенку все необходимые условия для ознакомления с данными представлениями, позволить многократно воспроизводить в игре реальные ситуации поведения на проезжей части улицы, на тротуаре и т.п.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД следует иметь в виду три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой:

  • ребенок- пешеход;
  • ребенок – пассажир транспорта;
  • ребенок- водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, самокат, санки, ролики и др.)

      Формирование знаний безопасного поведения у детей происходит поэтапно:

  • Диагностика.
  • Расширение первоначальных представлений, накопление новых знаний.
  • Закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности.
  • Формирование чувства ответственности – ребята понимают и усваивают предъявляемые к ним требования.
  • Развитие чувства контроля и самоконтроля; при обучении правилам безопасного поведения эти качества помогают детям правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

     При формировании представлений дошкольников о правилах дорожного движения предметно-развивающая среда, не только разноплановая и разнообразная, она, прежде всего, многофункциональна: позволяет детям овладевать игрой, трудом и общением в процессе ознакомления с правилами дорожного движения, интегрирует в процессе игры разные виды детской деятельности.  

     В основу опыта работы легли следующие принципы:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Работа по изучению правил дорожного движения не должна быть одноразовой акцией. Наш опыт практической деятельности показывает, что целесообразнее всего в течении всего года или нескольких лет посвящать этой теме по нескольку мероприятий в месяц или одну- две тематические недели целиком, так сказать полностью погружать детей в эту проблему. А затем полученные знания закрепляются у дошкольников в течении всего года благодаря организации игр, досугов, прогулок и наблюдений, решению ситуативных задач, участию детей в конкурсах рисунков (в том числе совместно с родителями). Мы педагоги должны использовать любую возможность, любой случай, чтобы закреплять у детей знания о потенциально опасных ситуациях и развивать навыки безопасного поведения. Организуя детскую деятельность – коммуникативную, игровую, продуктивную, трудовую, музыкальную, поисково-экспериментальную, конструктивную, восприятие художественной литературы, двигательную активность, - через которую реализуются все образовательные области и достигается результат по изучению дошкольников правил дорожного движения по ПДД.

      Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике.

      В нашей практике мы используем компьютерные презентации в программе PowerPoint для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

       Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я с помощью программы WindowsMedia демонстрирую детям обучающие мультфильмы:

- «Смешарики изучают Правила дорожного движения»;

- «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения».

- «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;

    Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.

    Компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

- Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей.

- Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.

- Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

- Постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

- Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.

     При использовании информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе соблюдаются санитарно-гигиенические требования.

    Работа по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым, преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.        

     Обогащению знаний о поведении на дороге способствует восприятие музыки. В работе с детьми дошкольного возраста  используется проигрыватель для разучивания стихотворений о безопасном поведении на дороге, для прослушивания детских песен о правилах дорожного движения. Ребята с удовольствием читают стихотворения сверстникам и родителям, напевают песенки в повседневной жизни, и это помогает им постоянно помнить о правилах дорожного движения.

Закрепить у детей знание правил дорожного движения поможет совместная работа детского сада и семьи. Единые требования воспитателей и родителей обеспечивают у детей образование прочных навыков поведения на улице.

          На собраниях воспитатели знакомят родителей с программными требованиями по обучению детей правилам дорожного движения, говорим о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице. Любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребенка.

          Родители должны уделять большое внимание соблюдению детьми правил поведения на улице. Переходя улицу с ребенком, взрослые должны обязательно держать его за руку. В противном случае ребенок может испугаться приближающейся машины и внезапно побежать через дорогу, подвергая себя опасности. Надо объяснять детям, что нельзя выходить одним, без взрослых на проезжую часть улицы, а переходя улицу с ребенком, учить его правильной реакции на сигналы светофора, идти спокойно, не торопясь.

Надо объяснять родителям необходимость воспитания у детей самостоятельности при передвижении по улице. Детям надо давать поручение в игровой форме, но с определенной понятной ребенку целью. Выполнение таких заданий ставит перед ребенком определенную цель, закрепляет знания правил передвижения по улице, развивает наблюдательность, необходимость подумать, представить, мысленно разделить путь на небольшие отрезки, определить расположение ориентиров и обозначить их словом.

          Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит успешную подготовку детей к обучению в школе, практическое применение и соблюдение ими правил дорожного движения.

        Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия:

  • папки-передвижки по ПДД;
  • индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к изучению правил дорожного движения»;
  • разработки памяток «Грамотный пешеход», «Наш друг – светофор»;
  • разработка рекомендаций родителям о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения.
  • родительские собрания;
  • семинары- практикумы,
  • мастер- класс,
  • презентации;
  • почтовый ящик и.т.д.

     Эффективна и такая форма сотрудничества, как получение родителями рекомендаций по обучению детей основам безопасного поведения на дороге. В результате опроса родителей выяснилось: больше всего они затрудняются в том, как обучать детей безопасному поведению на дороге и каким должно быть содержание этого обучения. Так в уголке для родителей появилась новая рубрика, куда были помещены рекомендации о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения.

    Накопление опыта безопасного поведения на дороге – это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальной.

       В нашей работе   используются различные методы, формы и приемы, включая:

  • НОД по ПДД;
  • игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
  • обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
  • использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
  • применение видеоматериалов;
  • экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки и многое другое.

    Существует несколько подходов к классификации источников опасности (опасности дома, опасности в природе; опасности на улице и дороге; опасности контактов с незнакомыми людьми.)

     Таким образом, где бы не находился человек, всегда рядом с ним существуют опасности.

    При рассмотрении основных подходов к проблеме формирования навыков безопасного поведения выделяется ряд требований к методике их преподнесения:

  • достижение понимания детьми значимости соблюдения правил дорожного движения для себя и окружающих посредством художественной литературы, бесед;
  • формирование представлений о последствиях нарушения правил;
  • включение в активную познавательную деятельность.

     Ученые отмечают, что в дошкольном возрасте дети не просто участвуют в дидактической игре, а учатся сравнивать предметы, группировать их на основе определенных признаков, кроме того, учатся объяснять свои действия в ходе игры и анализировать результат.

   Усвоение знаний проще всего происходит в процессе игры, и поэтому  в своей работе мы используем различные дидактические игры, игры-минутки, игры-занятия, сюжетно-ролевые игры,  настольные, подвижные игры, а также беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций по теме, наблюдения, просмотр мультфильмов, презентаций, отгадывание загадок, развлечения,  досуги по данной тематике.

      Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.  

          Ведущая педагогическая идея данной работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы по формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

           

ЗАЛЮЧЕНИЕ

      Результаты диагностики детей методом наблюдения в процессе игры и опроса позволяют сделать вывод об итогах работы:

-   Дошкольники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения.

-  Дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения.

-   Дошкольники могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях.

     А также результаты анкетирования родителей показали необходимость формирования компетентности в вопросах личной безопасности детей и их родителей, а также актуальность систематической работы по данному разделу.

Сегодня вопросы безопасности России и ее граждан приобрели ключевое, решающее значение.  Жизнь в опасном мире, ставит перед нами задачу повышения ответственности за свою безопасность, поэтому необходимо с ранних лет овладевать знаниями, умениями и навыками в области безопасности. В детском саду основам безопасности жизни, самосохранению уделяется большое внимание.

Обеспечение безопасности дорожного движения становится все более важной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров и велосипедистов, которых на улице подстерегают серьезные трудности и опасности.

Уже с младшего дошкольного возраста начинается подготовка к пожизненной «профессии» участника движения – пешехода. Именно в этом возрасте дети получают первые сведения о правилах движения и поведения на улице, закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, мы уделяем особое внимание обучению детей правилам дорожного движения. В нашей группе накоплен опыт по обучению детей дошкольного возраста ПДД.

             Детей с ранних лет учим как уберечься от опасностей, подстерегающих в жизни. Одним из направлений работы ОБЖ является знакомство детей с правилами дорожного движения.

               Мы, считаем, что, обучая детей правилам дорожного движения, необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это- беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихотворений, чтение художественных текстов, просмотр видео- и диафильмов, настольные, дидактические игры. Знания детей закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах.

                Работу по обучению детей правилам дорожного движения начинаем с младших групп. В младших группах у детей формируется представление об окружающем пространстве, ориентирование в нем; знакомство с некоторыми видами транспорта, провожу игры на ориентирование в окружающем мире. В своей работе я использую иллюстрации, игрушки; с детьми играю в подвижные игры: «Автомобиль и воробушки», «Найди свой домик» и.т.д.

                  Далее работа усложняется, детей 2 младшей группы знакомим с такими понятиями, как «улица», «дорога», «тротуар», с работой водителя, со светофором, провожу игры на ориентировку в окружающем пространстве и целевые прогулки. В этой группе в течении года проводятся экскурсии, прогулки, развлечения, игры. В которых закрепляются знания, умения, навыки детей.

                    В средней группе расширяются знания детей об улице, дороге, перекрестке, о работе светофора. Детей знакомим с разными видами транспорта, с правилами пешеходов.

Знания детей закрепляются в играх: «Светофор», «Сложи знак», «Лучший пешеход», «Дети и машина», «Цветные автомобили». Проводятся для закрепления знаний досуги и развлечения: «Красный, желтый, зеленый», «На перекрестке» и.т.д.

                   В старшей группе подводим детей к осознанию необходимости соблюдения правил дорожного движения. Знакомим с правилами пешеходов и пассажиров, с работой светофора, со знаками дорожного движения. Знания и умения детей формируются и закрепляются в играх и развлечениях. Для этого используются такие игры: «Водители», «Стоп», «Регулировщик движения», «Умелый пешеход»,и многие другие. В течении года проводятся занятия и развлечения: «Как разговаривает улица», «Путешествие в страну дорожных знаков», и.т.д.

                   В подготовительной группе продолжается работа по обучению дошкольников правилам дорожного движения. Закрепляются правила пассажиров и пешеходов, знакомятся с работой ГАИ, регулировщика. Знания детей закрепляются в играх, чтении художественной литературы, на занятиях по ИЗО. Проводятся развлечения: «Зеленый огонек», «Что? Где? Откуда?», «В школе  Мигалкина»,  «На помощь в Светофорию».

А также провожу инсценирование небольших произведений.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым языком», без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей- доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил.

             Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Пример отца и матери- основной ресурс в обучении ребенка безопасному поведению на улице. И мы должны помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых.

       Таким образом, систематическая работа педагогов и родителей детского сада помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма. Так в результате проведенной работы по ПДД дети дошкольного возраста станут грамотными, дисциплинированными пешеходами, участниками дорожного движения. У детей сформируются навыки безопасного поведения на дорогах. Они научатся применять полученные знания на практике и будут вести себя адекватно в любой дорожной ситуации, снизится процент ДДТ с участием детей.

Результаты деятельности.

Для воспитанников:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированности навыков адекватного ситуативного поведения в дорожно-транспортной среде и навыков личной безопасности.

3. Возможность представить результат во внешнюю среду, адаптация к окружающей жизни

Для родителей:

1. Повышение активности к обеспечению безопасности дорожного движения.

2.Возможность увидеть достижения и успехи своих детей.

3.Готовность к сотрудничеству.

Для педагогов:

1.Удовлетворенность от результатов своей деятельности.

2.Новые проекты, перспективы.

3. Позитивная оценка деятельности родителями воспитанников и общественностью.

Список использованных источников

  1. Архипова, С. Знакомьтесь! Светофор Мигалович: игры для детей дошкольного возраста /С.Архипова, .Г. Хамидуллина // Дошкольное воспитание.- 2013.- №7.- С.6- 8-(Безопасность)
  2. Борисова, М. Подвижные игры как средство закрепления знаний детей о правилах дорожного движения // Дошкольное воспитание.- 2013.- №10.- С.15- 22- (Безопасность) учит правила дорожного движения!»: досуг для старших дошкольников // Дошкольное воспитание.- 2013.- №2.- С.9-13-(Безопасность)
  3. Козловская, Е. Дорожно- транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста: причины и условия , способствующие их возникновению// Дошкольное воспитание.- 2011.- №10.- С.4-8- (Безопасность)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие для педагогов по теме:" Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

Мастер - класс для воспитателей районного уровня по теме: " Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"Предоставленный материал: конспект мастер класса и презентация...

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

Учебно- методическое пособие Игровые методические пособия , способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников

                            Учебно- Методическое пособие« Игровые методические пособия , способствующие развитию мелк...

Методическая разработка Развитие двигательно-координационных способностей дошкольников 5-6 лет посредством плавания (Учебно-методическое пособие для педагогических работников системы дошкольного образования)

Актуальность. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических каче...

Методические разработки: Методическое пособие Организация основ патриотизма у дошкольников

Истина патриотизма и гражданственности однозначна во все времена – это любовь к родителям, к малой и большой Родине, к ее природе, людям, культуре своего народа, к родному дому. «Патриотиз...