Методические разработки: Методическое пособие Организация основ патриотизма у дошкольников
методическая разработка

Киласьева Елена Анатольевна

Истина патриотизма и гражданственности однозначна во все времена – это любовь к родителям, к малой и большой Родине, к ее природе, людям, культуре своего народа, к родному дому. «Патриотизм являлся источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и стабильности, которые особенно мощно и неудержимо проявлялись на переломных этапах развития, во время больших, исторических значимых событий, в годы трудовых испытаний» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение

Организация воспитания основ патриотизма у дошкольников

Российское государство на всех этапах тысячелетней истории развития и становления имело и имеет главное приоритетное направление – воспитание гражданина и патриота. «Патриотизм – это непреложная и величайшая традиция наших предшествующих поколений, его массового проявления в сражениях, созидательном труде, инициативах, начинаниях, творчестве».

Проблеме гражданского и патриотического воспитания всегда уделялось особое внимание. Данным вопросом занимались выдающиеся педагоги и общественные деятели страны М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они утверждали о необходимости воспитания граждан страны, способных любить свою Родину и Отечество, жить и трудиться на пользу своего государства. Идеи ведущих педагогов нашли свое отражение в работах Ш.А. Амонашвили, Б.Т. Лихачёва; в комплексных научных исследованиях педагогов по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с социальной действительностью и развития гражданских качеств Р.И. Жуковской, М.И. Богомоловой, Л.И. Беляевой, С.А. Козловой, С.Г. Журат, Г.И. Григоренко, В.И. Глоткова, Н.Ф. Виноградовой.  Исследования проблемы патриотического воспитания отражены в современных программах и технологиях Е. В. Бондаревской, И.И. Буевой, Л.В. Коломийченко, О.Л. Князевой, С.А. Козловой, М.Д Маханёвой, Е.А. Казаевой

В настоящее время возрождение патриотизма и гражданственности в нашей стране не случайно.  Стремительное развитие всех сфер современного общества (технологизация, компьютеризация и т.д.) привело к повышенной занятости взрослых и  дефициту живого общения. Поток не всегда достоверной информации, распространяемой прессой, телевидением, Интернет-ресурсами, исказил жизненные ценности, оттеснил духовно-нравственные ориентиры, подменил понятия «патриотизм», «гражданин», привел к резкому снижению чувства человеческого единства и достоинства. Известно, что отсутствие в сознании человека высших социально значимых ценностей и ориентиров не может привести к его личностному росту достойного гражданина своей страны. Поэтому возрождение патриотического воспитания в современных условиях обретает особую значимость и актуальность.

Образовательно-воспитательный процесс в современном дошкольном учреждении страны сегодня – это процесс, ориентированный на всестороннее развитие ребенка; процесс личностно-ориентированного взаимодействия педагога со всеми его субъектами, процесс внедрения новых форм, приемов работы. Соответственно, сегодняшнее обновление содержания дошкольного образования  требует новых подходов и в  методическом сопровождении педагогического процесса.

Методическое сопровождение по воспитанию основ патриотизма у дошкольников должно являться комплексом взаимосвязанных, целенаправленных действий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу для совершенствования педагогического мастерства по продуктивному взаимодействию с детьми, педагогами, родителями детей, представителями старшего поколения, социальными партнерами, и помощи в организации разнообразных форм, приемов и методов при работе со всеми субъектами образовательно-воспитательного процесса, обеспечивающих решение задач воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста и развития патриотического сознания у взрослых.


Рисунок 1.

        Рассмотрим варианты методического сопровождения по воспитанию основ патриотизма у детей 5-6 лет в дошкольном учреждении по предложенным выше направлениям.

  • Оказание помощи в создании развивающей предметно-пространственной среды. Этот этап направлен на разработку методического материала, демонстрационного материала: картотеки художественной литературы, аудиотеки музыкальных произведений, видеотеки фильмов,  разработке подвижных и дидактических игр, спортивных досугов, циклов бесед, праздничных концертов, оформлению центров,  стендов и т.д..
  • Проведение традиционных форм методической работы – консультаций, бесед, педагогических советов, семинаров, круглых столов, открытых занятий.
  • Проведение нетрадиционных форм методической работы – мастер- классы, открытые встречи с уважаемыми представителями старшего поколения, участие в городских мероприятиях.

Рисунок 2

В основе работы с детьми по данному направлению выделяются следующие принципы:

  1. Принцип доступности – предполагает овладение детьми знаниями, доступными их пониманию в связи с их возрастными и психологическими особенностями, а также такую организацию педагогического процесса, чтобы дети не испытывали интеллектуальных, моральных или физических перегрузок.
  2. Принцип развития – это развитие дошкольника, в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
  3. Принцип наглядности – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, стимулирует переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.
  4. Принцип системности и последовательности – придает системный характер учебной деятельности, т. к. изучаемый материал планируется, делится на тематические разделы.
  5. Принцип творческой активности и самостоятельности детей – осуществляется при руководящей роли педагога.
  6. Принцип смыслового отношения к миру – предполагает понимание образа мира, окружающего общества ребёнком – соотнесению себя к его части.
  7. Принцип индивидуализации, психологической комфортности – предполагает индивидуальный подход к каждому ребёнку, психологическую защищённость, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Данные принципы при правильном методическом сопровождении реализуются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

К одному из главных направлений в методическом сопровождении  воспитания основ патриотизма у детей относится грамотный подбор разнообразных форм и методов работы: рассказы и беседы о ветеранах,  защитниках Родины в разных исторических эпохах,  родах войск, почётной  службе современных защитников Родины; чтение художественной литературы соответствующего характера; рассматривание иллюстраций, репродукций картин о героизме воинов-защитников; оформление выставок детских рисунков; заучивание стихотворений, пословиц и поговорок об армии; прослушивание музыкальных произведений; просмотр фильмов; организация и руководство игровой деятельности на патриотическую тематику; проведение спортивных досугов, встреч с  родителями, родными бабушками и дедушками, ветеранами Великой Отечественной войны и труда, социальными партнерами и т.д. Все это поможет развить у детей не только патриотические чувства, но и повысить уровень знаний патриотического характера, а также развить коммуникативные качества детей дошкольного возраста.

Рисунок 3

В дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности. Взаимодействия детей с достойными представителями старшего поколения нашего общества, социальными партнерами может реализовываться в беседах, на праздничных мероприятиях и встречах, разработанных занятиях с привлечением ветеранов, бабушек и дедушек, родителей, в трудовой деятельности и т. д.

Воспитательно-образовательная работа, направленная на развитие патриотических качеств у детей, должна реализовываться по трем тематическим блокам: «Семья», «Город, в котором я живу», «Страна» (схема 4). Каждый блок направлен на формирование положительных эмоций, уточнение и расширение определенных знаний, формирование нравственного поведения.

Рисунок 4

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) на учебный год

Месяц

Основные темы

Занятия,

мероприятия

Беседы, познавательные гостиные, чтение детской художественной литературы

Совместная работа социальными партнёрами

Экскурсии, проекты, выставки, конкурсы

Индивидуальная работа, работа с родителями

Тематический блок «Моя семья»

Сентябрь

Моя семья

Занятие: «Моя семья»

Семейная гостиная «Семья»

Беседы:

«Кому и зачем нужна семья»,

«Мои родные, любимые люди»,

«Права и обязанности» (конвенция ООН)

Библио рюкзачок «Родные люди» подборка детских книг о семье, стихотворений о маме, папе, бабушках, дедушках

Проект «Интересные увлечения моей семьи»

Выставка рисунков «Я и моя семья»

Познавательные гостиные:

«Традиции семьи»,

«Семейные праздники»

Исследовательская деятельность «Традиции мой семьи»

Октябрь

Развлечение «Крепкая семья» (совместно с родителями)

Занятие: «Где живет добро»

Фестиваль семейного творчества «Минута славы»

Чтение: «Волшебное слово», «Просто бабушка», «Печенье» Асеева

Библио рюкзачок «Книги о добре»

Практикум для родителей «Где живет доброта и зачем ее воспитывать в детях»

Тематический блок «Моя малая родина»

Ноябрь

Моя малая родина - Сургут

Занятие «Город, в котором я живу»

(Рождение города Сургута)

Беседы:

«Что такое малая родина?»

«Любимый город»

«Жители моего города»

Виртуальная экскурсия в детскую библиотеку №4 г Сургута

Экскурсия в городскую библиотеку имени

А.С. Пушкина

(совместно с родителями и детьми)

Исследовательская деятельность «История улицы, на которой я живу»

Познавательные гостиные:

«Улицы моего города Сургута»

Занятие «Моя малая родина»

Чтение художественной литературы о родном городе

Библио рюкзачок «Книги о Сургуте»

декабрь

Занятие «Архитектура моего города»

(Удивительные, необычные здания)

Познавательные гостиные:

«Праздники моего города Сургута»

Видеопрезентации о родном городе и его достопримечательностях

Исследовательская деятельность

 «Полезные здания города

(детские сады, школы, библиотеки и т.д)

январь

Занятие: «Транспорт»

Познавательные гостиные:

«Наземный транспорт города»,

«Воздушный транспорт города»,

«Водный транспорт города»

Библио рюкзачок «Умные машины города Сургута»

Проект «Транспорт моего города»

Творческая мастерская совместно с родителями и детьми

«Я рисую город».

Выставка рисунков

Февраль

Занятие: «Коренные народы севера»

(Национальная одежда, жизнь и быт народов ханты и манси)

Цикл бесед:

«Народные промыслы и традиции коренных народов севера»

Познавательная гостиная:

«Защитники родного города!»

Библио рюкзачок «Ханты и манси» - подборка книг о коренных народах севера, сказки, рассказы

Творческая мастерская

«Коренные народы севера».

Выставка рисунков

Тематический блок «Моя большая родина»

март

Моя страна - моя Родина

Занятие: «Родная страна». Наша страна – Россия. (Россия. Москва. Президент.)

Беседы: «Широка страна моя родная»

Познавательные гостиные:

«Государственные символы»

«Великие города России

Видеопрезентации о Москве, города России

Библио рюкзачок

«Россия»

Выставка рисунков «Москва-столица мой Родины»

Участие в конкурсах

Развлечение «Богатыри земли русской»

Цикл бесед о подвигах солдат во время ВОВ: «Они защищали Родину»

Библио рюкзачок

«Богатыри земли русской»

Проект «Герой мой семьи»

Апрель

Занятие «Прогулки по Москве – столице нашей Родины»

Заучивание и чтение стихотворений о ВОВ

Май

Занятие:

«Праздник Победы»

Беседа:

«9 мая - День Победы»

Прослушивание  песен  о ВОВ

Чтение художественной литературы о ВОВ (стихи, рассказы)

Библио рюкзачок

«Стихи о защитниках Родины, о подвиге солдат в ВОВ»

Фотовыставка: «Они защищали Родину»

(совместно с родителями, социальными партнерами)

Праздник «День Победы» Участие в городских концертах «Поклонимся великим тем годам»

Беседы о людях,

проживающих на территории Российской Федерации

Проект «Семейное чтение. Литературная гостиная: Декламация стихотворений в честь Дня Победы»

Экскурсия к мемориалу Славы

Посещение музея в городской библиотеке,

МОУ СОШ № 8

им. А.Н. Сибирцева

на экспозицию:

«Ваш подвиг будет жить в веках»

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) на учебный год

Месяц

Основные темы

Занятия,

мероприятия

Беседы, познавательные гостиные, чтение детской художественной литературы

Совместная работа социальными партнёрами

Экскурсии, проекты, выставки, конкурсы

Индивидуальная работа, работа с родителями

Тематический блок «Моя семья»

Сентябрь

История мой семьи

Занятие: «Что такое родословная»

Семейная гостиная (совместно с родителями «Заглянем в семейный альбом»

Беседы:

«Мои родные, любимые люди»,

Познавательные гостиные:

«Что такое, родовое древо?»,

«Традиции семьи»

 

Библио рюкзачок «Родные люди» подборка детских книг о семье, стихотворений о маме, папе, бабушках, дедушках

Выставка фотографий: «Бабушку, дедушку люблю и во всем им помогу»

«Добрые дела» -

изготовление сувениров для представителей старшего поколения

Проект «Герои мой семь»

Создание альбома:

«Истории, которые нельзя забыть» (совместно с родителями)

Октябрь

Фестиваль семейного творчества «Минута славы» с приглашением представителей старшего поколения семей

Беседа:

«Дедушки и бабушки мой семьи»

«Кто они- герои семьи?»

Чтение: Я.Аким «Моя семья» Р.Гамзатов «Мой дедушка»

Литературная гостиная в городской библиотеке «Гордость мой семьи – моего города» презентация рассказов о героях своей семьи

Составление генеалогического дерева

Тематический блок «Моя малая родина»

Ноябрь

Моя малая родина, моя Отчизна!

Занятие: «Родина! Большая и малая родина (Россия. ХМАО-Югра. г Сургут – символика, расположение»

Беседы:

«За что тебя люблю Сургут!»

«Жители моего города»

Библио рюкзачок «Сургут!» (книги о Сургуте)

Выставка рисунков:

«Дружат дети всей земли и в Сургуте – посмотри!»

Подготовка к праздничному концерту

Праздничный концерт, приуроченный ко дню единства народов:

«Соцветие» с приглашением социальных партнеров, родителей, дедушек, бабушек

Познавательные гостиные:

«Мы разные и дружные» - о дружбе народов, с приведением в пример городского фестиваля «Соцветие»

Чтение художественной

литературы о родном городе

Декабрь

Занятие «Занятие: «Исторические места города Сургута»

(Дом купца Клепикова))

Познавательные гостиные:

«Храмы Сургута

(храмы, мечеть, католическая церковь)»

Библио рюкзачок «Край нефти и газа»

Видеопрезентации о родном городе и его достопримечательностях

Экскурсия «Исторические места города Сургута»

(Старый Сургут)

Мини проект «Город прошлого, город настоящего»

Январь

Занятие: «Природа родного края»

(местные пейзажи в разное время года)

Цикл бесед:

Беседы «Береги природу»

«Безопасное поведение в живой природе»

«Птицы северного края»

Творческая мастерская

«Природа родного края».

Выставка рисунков

Февраль

Занятие: «Парки города

(парк за Саймой, городской парк культуры и отдыха Набережный проспект, сквер Центральный, сквер Энергетиков» видео презентация

Познавательные гостиные:

«Растительный мир родного края»

«Животный мир родного края» (Дикие животные севера)

Библио рюкзачок «Природа родного края» - подборка книг о природе севера, сказки, рассказы

Мини проект: «Что растет в парках города Кто живет в парках города» про обитателей парков и скверов города Сургута

Фотовыставка «Друзья леса Родины моей»

Март

Занятие: «Профессии нефтяной и газовой промышленности»

Беседы:

«Город Нефти»

«Зачем нужна нефть»

«Город газа»

«Зачем нужен газ»

Видеопрезентация

«В недрах земли Югорской»

Поэтическая гостиная «Стихи и песни о городе Сургуте»

Квест-игра «Профессии моего города»

Выставка рисунков «Город нефти, город газа!»

Тематический блок «Моя большая родина»

Апрель

Я живу в России

Занятие «Россия! Ты Родина моя!»

Беседы:

«Москва»,

«Красная площадь»

«Три цвета Российского флага»

Беседа о людях, проживающих на территории Российской Федерации

Познавательны гостиные:

«Символика нашей сраны»

«Россия на карте»

Библио рюкзачок иллюстраций о Москве, городах Российской Федерации, городах героях

Проект «Герои мой семьи – герои мой страны!»

Май

Занятие:

«Города герои»

Беседа:

«День Победы»

Прослушивание  песен  о ВОВ

Чтение художественной литературы о ВОВ (стихи, рассказы)

Библио рюкзачок

«Стихи о защитниках Родины, о подвиге солдат в ВОВ, о дне 9 мая»

Фотовыставка: «Они защищали Родину»

(совместно с родителями, социальными партнерами)

Праздник «День Победы» Участие в городских концертах «Поклонимся великим тем годам»

Беседы о людях,

проживающих на территории Российской Федерации

Проект «Семейное чтение. Литературная гостиная: Декламация стихотворений в честь Дня Победы»

Экскурсия к мемориалу Славы

Посещение музеев города «Великий подвиг народа великой страны»

Е.А.Киласьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Организация коллективной творческой деятельности дошкольников».

Цель данной методической разработки:   Создание в дошкольном учреждении творческого коллектива вокальной направленности.Воспитание у детей певческой культуры, приобщение детей к музыке....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Методические рекомендации по организации работы с тканью с дошкольниками в ДОО.

В методичевкой разработке представлены материалы, раскрывающие задачи, содержание и методику организации работы с тканью и волокнистыми материалами с дошкольниками в ДОО. Представлено под...

Методическая разработка для воспитателей «Организация работы по формированию основ экологической культуры с детьми на прогулке»

В материале представлен опыт работы по экологическому образованию дошкольников: игра -путешествие "Чистый город, чистый детский сад, чистый двор!"...

Методическая разработка дидактического пособия для педагогов дошкольных образовательных организаций Лэпбук «Знакомство со временем»

Интерактивная тематическая папка для дошкольников по изучению времени в широком смысле этого слова и проведения развивающих занятий на данную тему.   Рассчитан на старший дошкольный  во...

Методическая разработка «Методическое обеспечение мероприятий по финансовой грамотности в виде дидактического пособия «Банкомат»

Основная цель реализации курса «Основы финансовой грамотности» в ДОО – формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у старших дошкольников. Для достижения этой цели...