Методические разработки: Методическое пособие Организация основ патриотизма у дошкольников
методическая разработка
Истина патриотизма и гражданственности однозначна во все времена – это любовь к родителям, к малой и большой Родине, к ее природе, людям, культуре своего народа, к родному дому. «Патриотизм являлся источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и стабильности, которые особенно мощно и неудержимо проявлялись на переломных этапах развития, во время больших, исторических значимых событий, в годы трудовых испытаний»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_organizatsiya_osnov_patriotizma_u_doshkolnikov.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое сопровождение
Организация воспитания основ патриотизма у дошкольников
Российское государство на всех этапах тысячелетней истории развития и становления имело и имеет главное приоритетное направление – воспитание гражданина и патриота. «Патриотизм – это непреложная и величайшая традиция наших предшествующих поколений, его массового проявления в сражениях, созидательном труде, инициативах, начинаниях, творчестве».
Проблеме гражданского и патриотического воспитания всегда уделялось особое внимание. Данным вопросом занимались выдающиеся педагоги и общественные деятели страны М.В. Ломоносов, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Они утверждали о необходимости воспитания граждан страны, способных любить свою Родину и Отечество, жить и трудиться на пользу своего государства. Идеи ведущих педагогов нашли свое отражение в работах Ш.А. Амонашвили, Б.Т. Лихачёва; в комплексных научных исследованиях педагогов по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с социальной действительностью и развития гражданских качеств Р.И. Жуковской, М.И. Богомоловой, Л.И. Беляевой, С.А. Козловой, С.Г. Журат, Г.И. Григоренко, В.И. Глоткова, Н.Ф. Виноградовой. Исследования проблемы патриотического воспитания отражены в современных программах и технологиях Е. В. Бондаревской, И.И. Буевой, Л.В. Коломийченко, О.Л. Князевой, С.А. Козловой, М.Д Маханёвой, Е.А. Казаевой
В настоящее время возрождение патриотизма и гражданственности в нашей стране не случайно. Стремительное развитие всех сфер современного общества (технологизация, компьютеризация и т.д.) привело к повышенной занятости взрослых и дефициту живого общения. Поток не всегда достоверной информации, распространяемой прессой, телевидением, Интернет-ресурсами, исказил жизненные ценности, оттеснил духовно-нравственные ориентиры, подменил понятия «патриотизм», «гражданин», привел к резкому снижению чувства человеческого единства и достоинства. Известно, что отсутствие в сознании человека высших социально значимых ценностей и ориентиров не может привести к его личностному росту достойного гражданина своей страны. Поэтому возрождение патриотического воспитания в современных условиях обретает особую значимость и актуальность.
Образовательно-воспитательный процесс в современном дошкольном учреждении страны сегодня – это процесс, ориентированный на всестороннее развитие ребенка; процесс личностно-ориентированного взаимодействия педагога со всеми его субъектами, процесс внедрения новых форм, приемов работы. Соответственно, сегодняшнее обновление содержания дошкольного образования требует новых подходов и в методическом сопровождении педагогического процесса.
Методическое сопровождение по воспитанию основ патриотизма у дошкольников должно являться комплексом взаимосвязанных, целенаправленных действий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу для совершенствования педагогического мастерства по продуктивному взаимодействию с детьми, педагогами, родителями детей, представителями старшего поколения, социальными партнерами, и помощи в организации разнообразных форм, приемов и методов при работе со всеми субъектами образовательно-воспитательного процесса, обеспечивающих решение задач воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста и развития патриотического сознания у взрослых.
Рисунок 1.
Рассмотрим варианты методического сопровождения по воспитанию основ патриотизма у детей 5-6 лет в дошкольном учреждении по предложенным выше направлениям.
- Оказание помощи в создании развивающей предметно-пространственной среды. Этот этап направлен на разработку методического материала, демонстрационного материала: картотеки художественной литературы, аудиотеки музыкальных произведений, видеотеки фильмов, разработке подвижных и дидактических игр, спортивных досугов, циклов бесед, праздничных концертов, оформлению центров, стендов и т.д..
- Проведение традиционных форм методической работы – консультаций, бесед, педагогических советов, семинаров, круглых столов, открытых занятий.
- Проведение нетрадиционных форм методической работы – мастер- классы, открытые встречи с уважаемыми представителями старшего поколения, участие в городских мероприятиях.
Рисунок 2
В основе работы с детьми по данному направлению выделяются следующие принципы:
- Принцип доступности – предполагает овладение детьми знаниями, доступными их пониманию в связи с их возрастными и психологическими особенностями, а также такую организацию педагогического процесса, чтобы дети не испытывали интеллектуальных, моральных или физических перегрузок.
- Принцип развития – это развитие дошкольника, в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
- Принцип наглядности – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, стимулирует переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому.
- Принцип системности и последовательности – придает системный характер учебной деятельности, т. к. изучаемый материал планируется, делится на тематические разделы.
- Принцип творческой активности и самостоятельности детей – осуществляется при руководящей роли педагога.
- Принцип смыслового отношения к миру – предполагает понимание образа мира, окружающего общества ребёнком – соотнесению себя к его части.
- Принцип индивидуализации, психологической комфортности – предполагает индивидуальный подход к каждому ребёнку, психологическую защищённость, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Данные принципы при правильном методическом сопровождении реализуются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
К одному из главных направлений в методическом сопровождении воспитания основ патриотизма у детей относится грамотный подбор разнообразных форм и методов работы: рассказы и беседы о ветеранах, защитниках Родины в разных исторических эпохах, родах войск, почётной службе современных защитников Родины; чтение художественной литературы соответствующего характера; рассматривание иллюстраций, репродукций картин о героизме воинов-защитников; оформление выставок детских рисунков; заучивание стихотворений, пословиц и поговорок об армии; прослушивание музыкальных произведений; просмотр фильмов; организация и руководство игровой деятельности на патриотическую тематику; проведение спортивных досугов, встреч с родителями, родными бабушками и дедушками, ветеранами Великой Отечественной войны и труда, социальными партнерами и т.д. Все это поможет развить у детей не только патриотические чувства, но и повысить уровень знаний патриотического характера, а также развить коммуникативные качества детей дошкольного возраста.
Рисунок 3
В дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности. Взаимодействия детей с достойными представителями старшего поколения нашего общества, социальными партнерами может реализовываться в беседах, на праздничных мероприятиях и встречах, разработанных занятиях с привлечением ветеранов, бабушек и дедушек, родителей, в трудовой деятельности и т. д.
Воспитательно-образовательная работа, направленная на развитие патриотических качеств у детей, должна реализовываться по трем тематическим блокам: «Семья», «Город, в котором я живу», «Страна» (схема 4). Каждый блок направлен на формирование положительных эмоций, уточнение и расширение определенных знаний, формирование нравственного поведения.
Рисунок 4
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) на учебный год
Месяц | Основные темы | Занятия, мероприятия | Беседы, познавательные гостиные, чтение детской художественной литературы | Совместная работа социальными партнёрами | Экскурсии, проекты, выставки, конкурсы | Индивидуальная работа, работа с родителями | ||||
Тематический блок «Моя семья» | ||||||||||
Сентябрь | Моя семья | Занятие: «Моя семья» Семейная гостиная «Семья» | Беседы: «Кому и зачем нужна семья», «Мои родные, любимые люди», «Права и обязанности» (конвенция ООН) | Библио рюкзачок «Родные люди» подборка детских книг о семье, стихотворений о маме, папе, бабушках, дедушках | Проект «Интересные увлечения моей семьи» | Выставка рисунков «Я и моя семья» | ||||
Познавательные гостиные: «Традиции семьи», «Семейные праздники» | Исследовательская деятельность «Традиции мой семьи» | |||||||||
Октябрь | Развлечение «Крепкая семья» (совместно с родителями) | |||||||||
Занятие: «Где живет добро» Фестиваль семейного творчества «Минута славы» | Чтение: «Волшебное слово», «Просто бабушка», «Печенье» Асеева | Библио рюкзачок «Книги о добре» | Практикум для родителей «Где живет доброта и зачем ее воспитывать в детях» | |||||||
Тематический блок «Моя малая родина» | ||||||||||
Ноябрь | Моя малая родина - Сургут | Занятие «Город, в котором я живу» (Рождение города Сургута) | Беседы: «Что такое малая родина?» «Любимый город» «Жители моего города» | Виртуальная экскурсия в детскую библиотеку №4 г Сургута | Экскурсия в городскую библиотеку имени А.С. Пушкина (совместно с родителями и детьми) | Исследовательская деятельность «История улицы, на которой я живу» | ||||
Познавательные гостиные: «Улицы моего города Сургута» | ||||||||||
Занятие «Моя малая родина» | Чтение художественной литературы о родном городе | Библио рюкзачок «Книги о Сургуте» | ||||||||
декабрь | Занятие «Архитектура моего города» (Удивительные, необычные здания) | Познавательные гостиные: «Праздники моего города Сургута» | Видеопрезентации о родном городе и его достопримечательностях | Исследовательская деятельность «Полезные здания города (детские сады, школы, библиотеки и т.д) | ||||||
январь | Занятие: «Транспорт» | Познавательные гостиные: «Наземный транспорт города», «Воздушный транспорт города», «Водный транспорт города» | Библио рюкзачок «Умные машины города Сургута» | Проект «Транспорт моего города» | Творческая мастерская совместно с родителями и детьми «Я рисую город». Выставка рисунков | |||||
Февраль | Занятие: «Коренные народы севера» (Национальная одежда, жизнь и быт народов ханты и манси) | Цикл бесед: «Народные промыслы и традиции коренных народов севера» Познавательная гостиная: «Защитники родного города!» | Библио рюкзачок «Ханты и манси» - подборка книг о коренных народах севера, сказки, рассказы | Творческая мастерская «Коренные народы севера». Выставка рисунков | ||||||
Тематический блок «Моя большая родина» | ||||||||||
март | Моя страна - моя Родина | Занятие: «Родная страна». Наша страна – Россия. (Россия. Москва. Президент.) | Беседы: «Широка страна моя родная» Познавательные гостиные: «Государственные символы» «Великие города России | Видеопрезентации о Москве, города России Библио рюкзачок «Россия» | Выставка рисунков «Москва-столица мой Родины» | Участие в конкурсах | ||||
Развлечение «Богатыри земли русской» | Цикл бесед о подвигах солдат во время ВОВ: «Они защищали Родину» | Библио рюкзачок «Богатыри земли русской» | Проект «Герой мой семьи» | |||||||
Апрель | Занятие «Прогулки по Москве – столице нашей Родины» | Заучивание и чтение стихотворений о ВОВ | ||||||||
Май | Занятие: «Праздник Победы» | Беседа: «9 мая - День Победы» Прослушивание песен о ВОВ Чтение художественной литературы о ВОВ (стихи, рассказы) | Библио рюкзачок «Стихи о защитниках Родины, о подвиге солдат в ВОВ» | Фотовыставка: «Они защищали Родину» (совместно с родителями, социальными партнерами) | ||||||
Праздник «День Победы» Участие в городских концертах «Поклонимся великим тем годам» | Беседы о людях, проживающих на территории Российской Федерации | Проект «Семейное чтение. Литературная гостиная: Декламация стихотворений в честь Дня Победы» | Экскурсия к мемориалу Славы | Посещение музея в городской библиотеке, МОУ СОШ № 8 им. А.Н. Сибирцева на экспозицию: «Ваш подвиг будет жить в веках» |
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет) на учебный год
Месяц | Основные темы | Занятия, мероприятия | Беседы, познавательные гостиные, чтение детской художественной литературы | Совместная работа социальными партнёрами | Экскурсии, проекты, выставки, конкурсы | Индивидуальная работа, работа с родителями | ||||
Тематический блок «Моя семья» | ||||||||||
Сентябрь | История мой семьи | Занятие: «Что такое родословная» Семейная гостиная (совместно с родителями «Заглянем в семейный альбом» | Беседы: «Мои родные, любимые люди», Познавательные гостиные: «Что такое, родовое древо?», «Традиции семьи»
| Библио рюкзачок «Родные люди» подборка детских книг о семье, стихотворений о маме, папе, бабушках, дедушках | Выставка фотографий: «Бабушку, дедушку люблю и во всем им помогу» | «Добрые дела» - изготовление сувениров для представителей старшего поколения | ||||
Проект «Герои мой семь» | Создание альбома: «Истории, которые нельзя забыть» (совместно с родителями) | |||||||||
Октябрь | Фестиваль семейного творчества «Минута славы» с приглашением представителей старшего поколения семей | Беседа: «Дедушки и бабушки мой семьи» «Кто они- герои семьи?» | ||||||||
Чтение: Я.Аким «Моя семья» Р.Гамзатов «Мой дедушка» | Литературная гостиная в городской библиотеке «Гордость мой семьи – моего города» презентация рассказов о героях своей семьи | Составление генеалогического дерева | ||||||||
Тематический блок «Моя малая родина» | ||||||||||
Ноябрь | Моя малая родина, моя Отчизна! | Занятие: «Родина! Большая и малая родина (Россия. ХМАО-Югра. г Сургут – символика, расположение» | Беседы: «За что тебя люблю Сургут!» «Жители моего города» | Библио рюкзачок «Сургут!» (книги о Сургуте) | Выставка рисунков: «Дружат дети всей земли и в Сургуте – посмотри!» | Подготовка к праздничному концерту | ||||
Праздничный концерт, приуроченный ко дню единства народов: «Соцветие» с приглашением социальных партнеров, родителей, дедушек, бабушек | Познавательные гостиные: «Мы разные и дружные» - о дружбе народов, с приведением в пример городского фестиваля «Соцветие» Чтение художественной | |||||||||
литературы о родном городе | ||||||||||
Декабрь | Занятие «Занятие: «Исторические места города Сургута» (Дом купца Клепикова)) | Познавательные гостиные: «Храмы Сургута (храмы, мечеть, католическая церковь)» | Библио рюкзачок «Край нефти и газа» Видеопрезентации о родном городе и его достопримечательностях | Экскурсия «Исторические места города Сургута» (Старый Сургут) | Мини проект «Город прошлого, город настоящего» | |||||
Январь | Занятие: «Природа родного края» (местные пейзажи в разное время года) | Цикл бесед: Беседы «Береги природу» «Безопасное поведение в живой природе» «Птицы северного края» | Творческая мастерская «Природа родного края». Выставка рисунков | |||||||
Февраль | Занятие: «Парки города (парк за Саймой, городской парк культуры и отдыха Набережный проспект, сквер Центральный, сквер Энергетиков» видео презентация | Познавательные гостиные: «Растительный мир родного края» «Животный мир родного края» (Дикие животные севера) | Библио рюкзачок «Природа родного края» - подборка книг о природе севера, сказки, рассказы | Мини проект: «Что растет в парках города Кто живет в парках города» про обитателей парков и скверов города Сургута | Фотовыставка «Друзья леса Родины моей» | |||||
Март | Занятие: «Профессии нефтяной и газовой промышленности» | Беседы: «Город Нефти» «Зачем нужна нефть» «Город газа» «Зачем нужен газ» | Видеопрезентация «В недрах земли Югорской» Поэтическая гостиная «Стихи и песни о городе Сургуте» | Квест-игра «Профессии моего города» | Выставка рисунков «Город нефти, город газа!» | |||||
Тематический блок «Моя большая родина» | ||||||||||
Апрель | Я живу в России | Занятие «Россия! Ты Родина моя!» | Беседы: «Москва», «Красная площадь» «Три цвета Российского флага» Беседа о людях, проживающих на территории Российской Федерации Познавательны гостиные: «Символика нашей сраны» «Россия на карте» | Библио рюкзачок иллюстраций о Москве, городах Российской Федерации, городах героях | Проект «Герои мой семьи – герои мой страны!» | |||||
Май | Занятие: «Города герои» | Беседа: «День Победы» Прослушивание песен о ВОВ Чтение художественной литературы о ВОВ (стихи, рассказы) | Библио рюкзачок «Стихи о защитниках Родины, о подвиге солдат в ВОВ, о дне 9 мая» | Фотовыставка: «Они защищали Родину» (совместно с родителями, социальными партнерами) | ||||||
Праздник «День Победы» Участие в городских концертах «Поклонимся великим тем годам» | Беседы о людях, проживающих на территории Российской Федерации | Проект «Семейное чтение. Литературная гостиная: Декламация стихотворений в честь Дня Победы» | Экскурсия к мемориалу Славы | Посещение музеев города «Великий подвиг народа великой страны» |
Е.А.Киласьева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Организация коллективной творческой деятельности дошкольников».
Цель данной методической разработки: Создание в дошкольном учреждении творческого коллектива вокальной направленности.Воспитание у детей певческой культуры, приобщение детей к музыке....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Методические рекомендации по организации работы с тканью с дошкольниками в ДОО.
В методичевкой разработке представлены материалы, раскрывающие задачи, содержание и методику организации работы с тканью и волокнистыми материалами с дошкольниками в ДОО. Представлено под...
Методическая разработка для воспитателей «Организация работы по формированию основ экологической культуры с детьми на прогулке»
В материале представлен опыт работы по экологическому образованию дошкольников: игра -путешествие "Чистый город, чистый детский сад, чистый двор!"...
Методические разработки: методическое пособие для педагогов «План работы по нравственно-патриотическому воспитанию для педагогов ДОУ»
План работы по нравственно-патриотическому воспитанию для педагогов ДОУ...
Методическая разработка дидактического пособия для педагогов дошкольных образовательных организаций Лэпбук «Знакомство со временем»
Интерактивная тематическая папка для дошкольников по изучению времени в широком смысле этого слова и проведения развивающих занятий на данную тему. Рассчитан на старший дошкольный во...
Методическая разработка "Методическая разработка «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр» (консультация для родителей)
В данной публикации родителям даются рекомендации как лучше развивать речь старших дошкольников....
Методическая разработка «Методическое обеспечение мероприятий по финансовой грамотности в виде дидактического пособия «Банкомат»
Основная цель реализации курса «Основы финансовой грамотности» в ДОО – формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у старших дошкольников. Для достижения этой цели...