Использование дидактических игр в целях формирования безопасного поведения для детей 3-4 лет (из опыта работы)
материал по обж (младшая группа) на тему
Цель моей работы - обучение ребенка правильному поедению дома, на улице, на дороге, в транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колющие-режущими предметами, животными и ядовитами растениями; становление у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыкиосознанного безопасного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezopasnost_rebenka.docx | 32.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на наши плечи не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях
Цель моей работы – обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, на дороге, в транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями; становление у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения. Огромная роль в формировании основ безопасности у дошкольников принадлежит игре – важнейшему виду деятельности.
Особое место в своей работе я уделила дидактическим играм. Главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т.е такие, чтобы дети действительно увлеклись.
Свою работу по использованию дидактических игр в целях формирования навыков безопасного поведения у детей 3-4 лет я начала с изучения дидактического пособия «Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет». Данное пособие входит в комплект методической литературы по программе «Радуга». Затем, я составила перспективный план работы на год с детьми второй младшей группы.
Для использования игр как средств формирования основ безопасного поведения дошкольника в своей группе начала с обогащения уголка безопасности: - макет улицы с дорожными знаками, игрушки- машинки, знаки, фигурки пешеходов и регулировщика и т. д., атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Полиция», «Скорая помощь», «Пожарник» ; серии картинок на тему: «Инструменты», «Уроки поведения для малышей», «Правила поведения пешехода», «Безопасность дома и на улице», «Животные наших лесов», «Правила дорожного движения», «Безопасность в доме» «Что такое хорошо и что такое плохо»; настольно-печатные игры, плакаты и альбомы по безопасности, подборка детской художественной литературы для чтения детям, подборка мультфильмов. Этот материал находится в свободном доступе, согласно принципов безопасности и доступности среды.
Я хочу поделиться опытом работы по использованию дидактических игр в целях закрепления у детей знаний безопасного поведения.
В содержательной линии «Безопасность взаимодействия с социумом» я детям предварительно прочитала стихотворение В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», затем познакомила детей с общепринятыми нормами поведения, правилами безопасности и личной гигиены; умение правильно понимать поведения и состояние человека по мимике и пантомимике, оценивать поступки персонажей, изображённых на сюжетных картинках.
И только после этого с детьми провела игру «Так или не так» Я предлагала одному-двум участникам разложить картинки-иллюстрации к произведению В.Маяковского на две группы: «так» и «не так»
До начала игры «Определи настроение персонажей» я познакомила детей с литературными произведениями «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», с иллюстрациями к которым будут использоваться в игре, и организовала обсуждение изображённых на них ситуаций.
В содержательной линии «Безопасность на улицах и дорогах» я заметила, что дети с удовольствием играют в игру «Мы едем, едем, едем», «Красный – жёлтый – зелёный». Для того, чтобы этот интерес не пропал усложняла условия игры, расширяла их вариативность, или на время просто убирала
Играя в игру «Мы едем, едем, едем» я использовала такие варианты:
Вариант 1. Я показывала картинку, предлагала детям назвать вид транспорта и прокатиться на нём. Под звук бубна дети, взяв руль, передвигаются шагом и бегом в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. По окончании звучания бубна дети останавливаются. Далее я меняла картинку, и игра повторялась.
Вариант 2. В этом варианте правила усложнялись. Дети передвигаются только при поднятом зелёном флажке. Когда я поднимала красный флажок, все останавливаются.
При этом варианте роль ведущего я предлагала детям стеснительным.
Вариант 3. Дети (машинки) находятся на площади. Каждый ребенок держит в руках руль. По моей команде «Машинки поехали!» дети разбегаются по площади. По команде «Машинки, в гараж» кладут руль на пол.
В игре «Красный – жёлтый – зелёный» дети объединяются в две команды: «Пешеходы» и «Водители», свободно встают на игровой площадке. Я как ведущий поднимаю флажок зелёного цвета, называя команду, для которой даётся этот сигнал: «Пешеходы!». Игроки названной команды свободно двигаются по площадке. Игроки другой команды стоят на месте. Это первый вариант игры.
Второй вариант -дети произвольно располагаются на свободной площади. Когда я как ведущий поднимаю флажок зелёного цвета, дети двигаются свободно; когда поднимаю жёлтый флажок, дети прыгают на месте; когда поднимаю красный флажок, дети стоят.
Большое место в навыках личной безопасности занимает содержательная линия «Пожарная безопасность» ведь число детей, пострадавших от пожара или игры с огнём, возрастает с каждым годом. Поэтому моя задача – научить каждого ребёнка правильно реагировать в экстремальных ситуациях, дать представление и причинах пожара, формировать правильное отношение к огнеопасным предметам.
Проводилась предварительная работа: разгадывание загадок об огне, чтение рассказов Б.Житкова и Л.Толстого о пожарах, чтение потешки «Кошкин дом», К.Чуковского «Путаница», просмотр мультфильмов, ознакомила детей с профессией пожарный, уточняла представления о пользе и вреде огня. Затем проводила дидактические игры «Кошкин дом».
На игровой площадке обозначалась пожарная часть, там располагались инвентарь для тушения пожара. Играющие собираются на части игровой площадки, которая обозначается как кошкин дом. Я читаю потешку, указывая на участников: «У кошки в гостях два цыплёнка в лаптях, петушок в сапожках». По сигналу «Пожар!» и взмаху красным флажком дети быстро бегут из кошкиного дома за пожарным инвентарём, возвращаются назад и имитируют тушение здания. Я звоню в колокольчик и приговариваю: «Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом». И я вместе с детьми произносим: «Раз! Раз! И огонь погас!»
Следующая игра «Огонь – друг и враг». Я показываю картинки с различными ситуациями, в которых действует огонь, а дети показывают при помощи карточки своё отношение к ним (красно-зелёные двусторонние карточки по количеству детей). Выигравшими считаются дети, не допустившие ошибок при ответе.
Для закрепления представлений содержательной линии «Безопасность в быту» была изготовлена игра «Опасно – безопасно». Изготовила набор карточек с изображением безопасных и потенциально опасных предметов, на обратной стороне карточек нанесены сигналы-метки: красная- для опасных предметов, зелёная- для безопасных предметов. Заранее уточнила представления детей об источниках потенциальной опасности в быту, конкретизировала представления о правилах осторожного обращения с опасными предметами. Играла с детьми индивидуально и малыми группами. Перемешивала карточки на столе и предлагала ребенку разложить их на две группы: в одну положить все безопасные предметы, в другую – потенциально опасные при неосторожном обращении с ними. По окончании выполнения задания карточки переворачиваются метками вверх, и ребёнок получает возможность самостоятельно проверить правильность выполнения задания.
Особенно интересно и поучительно для детей проходят просмотры видеофильма «Уроки осторожной тетушки Совы».
Очень интересно проходили мероприятия по содержательной линии «Безопасность в природе», мы отправлялись в сказочное путешествие, в котором учились ответственному и бережливому отношению к природе. По ходу закрепили знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях уточнили, что можно употреблять в пищу, а что нельзя.
В игре «Угадай и найди гриб по загадке» продолжала знакомиться с внешним видом и названиями грибов, определяли опасные и безопасные грибы.
В ходе занятий «Зимние забавы» закрепила знания детей о поведении зимой на улице. Вспомнили о правилах безопасности во время проведения зимних игр. На каждом занятии я воспитывала уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу. На занятии «Кошки и собаки – наши друзья», учились понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает своим характером. У детей сформировалось представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Выучили с детьми стихотворения А. Дмитриева «Бездомная кошка» и Г. Новицкой «Дворняжка», которые пробудили интерес к жизни животных, а также добрые и заботливые чувства к ним.
В связи с внедрением ФГОС каждый воспитатель ищет новые идеи, подходы, методы и формы в своей работе с детьми, которые были бы интересны детям, соответствовали бы их возрасту и наиболее эффективно решали образовательные, педагогические и воспитательные задачи.
Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно. В своей работе я применяла дидактическое пособие – лэпбук, как один из способов достижения цели. Его могут использовать и дети, и воспитатель как основу для сбора информации по изучаемым темам. Темы лэпбуков «Пожарная безопасность», «Правила безопасности дома», «Безопасность в природе», «Безопасность на улицах и дорогах», «Правила дорожного движения».
Лэпбук представляет собой папку, в которой имеются кармашки, в которых собрана информация по теме. Материалы лэпбука можно дополнять.
Например лэпбук по теме: «Правила дорожного движения» игры- «Построй пешеходный переход», «Найди пешехода нарушителя». Например игра «Правила дорожного движения» - где раздаются детям карточки зелёного цвета и красного цвета. Зеленые карточки нужно поставить на те картинки, где малыши выбрали место для игр. Красные карточки на те картинки, где малыши нарушают правила дорожного движения. Также в лэпбуке есть есть загадки, стихи, раскраски – например, раскрась нужный для пешеходов сигнал светофора.
В результате использования дидактических игр эффективно в практике дошкольного воспитания: положительно влияет на развитие у детей объяснительной речи, познавательного интереса при изучении правил безопасного поведения на дорогах, воображения, повышает наблюдательность, развивает память, наглядно-образное мышление, устойчивость внимания, зрительный анализ. Использование данного опыта позволяет научить детей зрительно представить абстрактные понятия (слово, текст), научить работать с ними.
Я надеюсь, что проводимая мной работа поможет всем детям избежать опасных ситуаций, уберечь их жизнь и здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для воспитателей "Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников"
Использование дидактических игр на практике - как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью в формировании навыков безопасного поведения дошкольников....
Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников
. Кто же может помочь человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего, он сам! Понять это – значит сделать первым, самым важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Задача взрослых на...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИКТ - ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Использование на музыкальных занятиях и праздниках мультимедийного оборудования....
«Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников с ОВЗ в условиях детского дома»
Данная статья содержит материал обобщенного опыта работы по использованию дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников с ОВЗ....
Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома,на улице,в природе(из опыта работы воспитателя)
Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе ( из опыта работы воспитателя)...
Использование дидактических игр с целью формирования мыслительных операций у детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, сериации и др.Развитие мыслительных операций &nda...
Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе (из опыта работы воспитателя средней группы)
Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Одним из направлений реализации образовательной области«Социально-коммуникативного развития» в ДОУ, согласно Федеральному...