Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения в группе средствами моделирования.
статья по обж (подготовительная группа)

Щербатюк Анна Сергеевна

Статья на тему формирования безопасности поведения в детском саду с помощью знаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shcherbatyuk_dou78_modelirovanie_kak_sredstvo_bezopasnosti.docx606.86 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, я воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Мурманск78 Щербатюк Анна Сергеевна.

Хочу представить вашему вниманию опыт работы по Формированию у дошкольников навыков безопасного поведения в группе средствами моделирования.

Безопасность - это условия, в которых находится человек, когда действия внешних и внутренних факторов не влекут отрицательных последствий по отношению к данному человеку.

Безопасное поведение ребенка в окружающей среде – это интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам безопасной жизнедеятельности, позволяющее распознать, предвидеть опасные ситуации, видеть пути их устранения, понимать ответственность за свою жизнь и жизнь других людей.

Свою работу мы стоили с учётом следующих нормативных документов:

  • ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г.,
  • Концепция дошкольного воспитания (1989 г.), ФГОС ДО №1155 от 17.10.2013 г.
  • Психолого-педагогическая литература: Выготский Л.С., Божович Л.И., Поддъяков Н.Н., Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. (сензитивный период для приобщения детей к культурным ценностям, через усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе, воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности).
  • Методики и технологий по формированию основ безопасности (К.Ю. Белая, Т.Ф. Саулина, Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева).

Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду. Среда детского сада диктует различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Задача взрослых состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, помогать ему справляться с различными сложными, а порой опасными ситуациями.

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. Если запретов будет слишком много – ребенок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать.

Для того, чтобы избежать долгих и непонятных наставлений, в нашей группе разработаны «модели-подсказки», запрещающие знаки, которые помогают детям запомнить правила безопасного поведения в детском саду. Используя невербальные подсказки, запоминание правила происходить непроизвольно.

В результате использования наглядной модели правил поведения в группе дети постепенно начинают пользоваться этими правилами в своей жизни самостоятельно без опоры на модель. Она упрощает изучение правила и позволяет сосредоточится на основном (при создании модели мы можем схематично изобразить объект, выделив только главные, изучаемые моменты)

Цель работы: формирование у детей навыков безопасного поведения посредством использования моделей – подсказок.

Осуществление этой цели достигалось решением следующих задач:

  • Обогащать представления детей о правилах безопасного поведения в группе.
  • Упражнять в выполнении правил безопасности с опорой на модели-подсказки.
  • Поддерживать интерес детей к отражению основного опыта безопасного поведения в разных игровых ситуациях.
  • Развивать осознанное отношение к выполнению правил безопасного поведения.

Дети очень любят стихи. Детские стихи не только служат для развлечения, но и помогают детям узнавать мир, а также развивают память и образное мышление. В нашем случает стихи еще и помогают в шуточной форме запомнить модель-подсказку. Чем вызывают определённый интерес у ребенка к знакам. Дети с радостью запоминают стихотворение и правило. Так, например: нельзя вставать на скамейку.  

На скамейку дети сели,
И должны теперь все знать,
Что скамейка для сиденья,
На нее нельзя вставать!!!

В дверном проёме в группу, так же установлен знак, сигнализирующий о том, что нужно быть внимательным при открывании и закрывании дверей.

Двери надо открывать,
Но пальцы в дверь нельзя совать,
Это вам недопустимо,
Будет больно нестерпимо!

Знак на стуле напоминает детям, что качаться на нём не стоит, а стихотворение напоминает о том, что этот стул был сделан столяром, что в свою очередь вызывает уважение к профессии столяра.

Стул тебе удобный этот

Столяр мастерил – старался,

Чтобы ты на нем сидел,

Чтоб берег и не качался!!!

Правила поведения за столом , тоже не были упущены и дети успешно усваивали их глядя на напоминания «Не вертеть столовыми приборами»

Во время вкусного обеда
Пищу молча в рот клади,
Не поранить что б соседа,
Вилкой, ложкой  не маши!!!

Знак при входе в игровую зону напоминает о правилах безопасной игры.

В мяч играют, мяч в игре
Но не стойте на мяче,
Потому что если встать -
Травмы вам не избежать!!!

А знак «Бегать запрещено» призывает соблюдать, так скажем скоростной режим. Что дисциплинирует детей, находясь в группе.

Группа – это помещенье,
Ограничьте здесь движенье,
Здесь играть разрешено,
Бегать же запрещено!!!

За пределами группы, так же были установлены знаки безопасности, так, например этот знак напоминает детям держаться за перила, в детском возрасте это важно.

Нужны перила, чтоб ходить удобней было,
Рукой держаться нам разрешено,
Кататься же запрещено,
Ведь ты же сам и пострадаешь,
Да и перила поломаешь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.       Проблемы формирования у дошкольников навыков безопасного поведения в любой...

Проект по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге "Страна ПДДейка"

Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирован...

Использование интегрированного подхода для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах

Безопасность пешехода на дороге во многом зависит от соблюдения им правила дорожного движения. И чаще всего подвергаются опасности дети. Оказавшись в критической ситуации, они не могут моментально при...

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге

особенности психофизиологического развития детей;задачи по воспитанию безопасного поведения дошкольников на дороге;принципы, способствующие успешному решению задач в работе с детьми;предметно-раз...

Методические рекомендации для педагогов по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

В методических рекомендациях освещены вопросы организации в ДОУ профилактики детского тдорожно -транспортного травматизма, организация и содержания воспитания и дидактические занятия по формированию у...

Проект по ПДД "Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах города"

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города....