Методические рекомендации для педагогов по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
методическая разработка на тему

Пинягина Вера Борисовна

В методических рекомендациях освещены вопросы организации в ДОУ профилактики детского тдорожно -транспортного травматизма, организация и содержания воспитания и дидактические занятия по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улице, дорогах. примерное содержание уголков по правилам дорожного движения в каждой возрастной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_po_pdd.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №87» г. Сыктывкара

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ

методические рекомендации для педагогов

дошкольных образовательных учреждений

Сыктывкар

2014


Содержание

Введение        

Глава 1. Организация в дошкольных образовательных учреждениях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма        

1.1. Организационно-правовые основы проведения дидактических занятий с дошкольниками по формированию у них навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах        

1.2. Анализ причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием дошкольников        

1.3. Материально-техническое обеспечение дошкольных образовательных учреждений для организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма        

Глава 2. Организация и содержание воспитания и дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах        

2.1. Психофизиологические и возрастные особенности поведения дошкольников на улицах и дорогах        

2.2. Программа по воспитанию и формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах        

2.3. Формы и методы организации деятельности по формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах        

2.4. Новые педагогические технологии в обучении дошкольников правилам безопасного поведения на улицах        

2.5. Типичные ошибки воспитателей в организации деятельности по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах        

Глава 3. Организация аналитической работы с родителями дошкольников        

3.1. Роль родителей в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма        

3.2. Планирование работы с родителями дошкольников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма        

Глава 4. Организация методической работы с педагогами        

4.1. Планирование методической работы с воспитателями по формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах        

4.2. Взаимодействие воспитателей дошкольных образовательных учреждений с работниками Госавтоинспекции        

Заключение        

Список литературы, рекомендуемой педагогам дошкольных образовательных учреждений        


Введение

Проблема обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла одновременно с появлением первого автомобиля и обострилась в процессе интенсивной автомобилизации. Высокая скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем.

Учитывая, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу образовательных учреждений по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дошкольного возраста.

Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что почти половина из них происходит из-за невнимательности детей, отсутствия у них наблюдательности. Поэтому педагогам дошкольных учреждений при обучении детей ПДД особое внимание необходимо уделять развитию у детей таких качеств, как внимание, наблюдательность, координация движений, гибкость мышления, что способствует развитию психологических качеств, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения.

В этих условиях, опираясь на возможности дошкольного детства, особенно актуально проводить работу по обучению правилам безопасного поведения ребенка на улицах и дорогах. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. 

Задача педагогов - разработать и использовать такие педагогические технологии, которые обеспечат эффективное усвоение содержания установленного объёма знаний и формирование устойчивых практических навыков у детей. 

Обучение детей безопасному поведению на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - неотъемлемая часть и естественный компонент воспитательно-образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений Республики.

Основными целями подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах являются снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста, формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Важнейшими задачами воспитания и обучения детей в детском саду является подготовка ребенка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, обеспечение личной безопасности в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах.


Глава 1. Организация в дошкольных образовательных учреждениях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

1.1. Организационно-правовые основы проведения дидактических занятий с дошкольниками по формированию у них навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах

Правовой основой проведения дидактических занятий с дошкольниками по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах является Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ (редакция от 25 ноября 2013 года) «О безопасности дорожного движения», в котором изложено: «1. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, предусматривающими такое обучение. 2. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется на основании методических рекомендаций, разрабатываемых совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения. 4. Органы внутренних дел Российской Федерации и государственные средства массовой информации обязаны оказывать помощь в проведении мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах» (Статья 29).

Также деятельность по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ МВД России от 02.12.2003 N 930 (ред. от 29.12.2012) «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации по пропаганде безопасности дорожного движения».

Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами».

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 17.12.2013) «О Правилах дорожного движения».

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 23 ноября 2009 г. № 655). ФГТ предусматривают выделение направления работы по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах в отдельную образовательную область «Безопасность». Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение цели по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности детей через решение одной из важнейших задач, а именно через передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. 

В дошкольных образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации достаточно активно организовано воспитание и проведение дидактических занятий с дошкольниками по формированию у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Как правило, обучение детей безопасному поведению на улицах и дорогах организуется самостоятельно на усмотрение администрации каждого дошкольного образовательного учреждения. Поэтому в отдельных учреждениях эта работа организована достаточно хорошо и полно, в других - недостаточно. Во многом это связано с отсутствием, во-первых, современной методической литературы для проведения занятий по основам безопасности дорожного движения, а во-вторых, соответствующей подготовки педагогических кадров по организации указанных выше занятий.

1.2. Анализ причин и условий, способствующих возникновению ДТП       с участием дошкольников

Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма является весьма актуальной и практически значимой.

По данным статистики, в Российской Федерации только за 6 месяцев 2013 года произошло 9 003 ДТП с участием детей до 16 лет. Из них с участием дошкольников (детей до 7 лет) произошло 2 699 ДТП (29%).

В г. Сыктывкаре за 2013 год зарегистрировано 99 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в результате которых 103 несовершеннолетних, 29 детей из которых – это дошкольники, получили травмы различной степени тяжести. За 2012 год произошло 95 ДТП, в которых 94 несовершеннолетних получили травмы различной степени тяжести.

Среди образовательных учреждений, в которых пострадали дети в результате ДТП, 18 дошкольных образовательных учреждений города Сыктывкара.

Наиболее аварийно опасные часы – с 16 до 18.

Возраст детей, в котором наиболее часто попадают в ДТП: с 0 до 2 лет – 7 ДТП, с 2 до 4 лет – 14 ДТП, с 4 до 6 лет – 7 ДТП.

Причинами ДТП с участием детей в г. Сыктывкаре являются переход проезжей части дороги вне пешеходного перехода или на запрещающий сигнал светофора, перевозка детей без детских удерживающих устройств или не пристегнутыми ремнями безопасности.

Анализ дорожно-транспортных происшествий с участием детей позволяет выделить основные условия возникновения и причины дорожно-транспортного травматизма дошкольников.

Основными условиями возникновения ДТП с дошкольниками является следующее:

  • самостоятельное (без взрослых) нахождение детей на улице и в жилой зоне, во дворах, на тротуарах, возле гаражей;
  • невнимательное отношение взрослых к поведению детей на улице;
  • переход проезжей части взрослыми с детьми в неустановленном месте и другие нарушения правил дорожного движения;
  • невыполнение взрослыми простейших норм безопасности (держать ребенка за руку при переходе дороги и в местах, где имеется движение автомобилей).

Причиной гибели и травм детей-пассажиров в салоне автомобиля может стать нахождение ребенка до 12 лет на переднем сиденье, на руках у взрослого или отсутствие ремней безопасности, детских удерживающих средств.

Причинами ДТП с участием дошкольников являются:

  • самостоятельный переход проезжей части в неустановленном месте (т.е. вне пешеходного перехода);
  • выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих транспортных средств, зеленых насаждений, строений и других препятствий, закрывающих обзор;
  • неподчинение сигналам светофора;
  • движение детей по проезжей части при наличии тротуара;
  • незнание правил перехода перекрестка;
  • игры детей на проезжей части;
  • движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств;
  • езда на детских транспортных средствах по проезжей части дороги;
  • неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта;
  • переход проезжей части не под прямым углом, а по диагонали.

Анализ ДТП с участием дошкольников показывает, что их личный опыт при оценке дорожной ситуации недопустим. Даже сознательно, выполняя все правила для пешеходов, ребенок не сможет безопасно перейти проезжую часть дороги в силу своих возрастных, психофизиологических особенностей поведения, неразвитости бокового зрения, несформированности координации движений и т.д.

ДТП по вине дошкольников, как правило, происходят из-за того, что, находясь одни на улице, они не понимают опасности транспортных средств. Поэтому выбегают на проезжую часть перед близко движущимся транспортом. Могут появиться внезапно на проезжей части из-за стоящих транспортных средств, препятствий, сооружений, зеленых насаждений; выехать на велосипеде, роликах, других самокатных средствах; стоять и ходить по проезжей части при наличии тротуара и т.д.

ДТП с участием детей - всегда трагедия для родителей и родственников. Даже если ребенок остался жив, получив травмы, даже легкие, это остается для него психологическим потрясением на всю жизнь.

Поэтому основная задача профилактики ДДТТ состоит в работе не только с дошкольниками, но и взрослыми, которые являются основными виновниками, а их дети - потенциальными жертвами ДТП.

1.3. Материально-техническое обеспечение дошкольных образовательных учреждений для организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

Для организации в дошкольном образовательном учреждении профилактических мероприятий, проведения дидактических занятий (развивающих и обучающих игр, конкурсов, соревнований и др.) по формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах необходимо соответствующее материально-техническое обеспечение:

  • специальная транспортная площадка (автогородок) для практических занятий по безопасному поведению на улицах;
  • уголок безопасности дорожного движения;
  • макеты улицы с транспортными средствами, участка микрорайона с улицами, прилегающими к дошкольному учреждению;
  • схема маршрута безопасного движения в детский сад,
  • комплект дорожных знаков для пешеходов и детских игрушек (автомобиль, автобус, грузовая машина, поезд, пароход, самолет и т.д.);
  • стенды, плакаты, памятки, папки-передвижки по дорожной тематике;
  • иллюстрации для группового и индивидуального использования, книги с произведениями художественной литературы, настольные игры на тему транспорта и безопасного поведения на улицах и дорогах;
  • картотека дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, музыкальных и развивающих игр по дорожной тематике;
  • оборудование для подвижных, дидактических, музыкальных, сюжетно-ролевых, строительных игр по безопасности дорожного движения;
  • картотека электронных материалов (аудио- и видеоролики, мультфильмы, компьютерные игры, ссылки на тематические сайты) по дорожной тематике;
  • методическая и теоретическая литература, периодическая печать, материалы по передовому педагогическому опыту для воспитателя по организации работы по дорожной безопасности;
  • канцелярские принадлежности: альбомы для рисования, картон, цветная бумага для аппликаций, конструирования, карандаши, фломастеры, краски, пластилин и т.д.

Примерное содержание уголков безопасности дорожного движения в группах детского сада:

Первая младшая группа (2-3 года):

  • набор транспортных средств;
  • иллюстрации с изображением транспортных средств;
  • кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора;
  • атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта);
  • дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».

Вторая младшая группа (3-4 года): к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:

  • картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чем едут пассажиры», «Найди такую же картинку»;
  • простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть;
  • макет транспортного светофора.

Средняя группа (4-5 лет): к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения второй младшей группы, следует добавить:

  • макет светофора с переключающимися сигналами;
  • дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
  • на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.

Старшая группа (5-6 лет): к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения средней группы, следует добавить:

  • макет перекрестка, желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
  • набор дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Главная дорога», «Уступи место», «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
  • дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица».
  • схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

Подготовительная группа (6-7 лет): к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения старшей группы, следует добавить:

  • картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер)
  • окно выдачи водительских удостоверений тем, кто сдал экзамен по ПДД.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на улицах и дорогах города

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возр...

Методические рекомендации по теме: Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода

Проблема дорожно-транспортного травматизма очень остро стоит в настоящее время в нашей стране. Условия современного дорожного движения сложные, поэтому очень высокие требования предъявляются ко всем у...

Формирование в семье у дошкольников навыков безопасного поведения на улице и дорогах.

Статья посвящена работе родителей с детьми по закреплению навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Статья знакомит с играми и материалами для формирования у детей основ ПДД....

Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах»

- Консультация для педагогов  «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.

В дошкольном возрасте ребенок должен усвоить: - без взрослых на дорогу выходить нельзя, когда идешь со взрослым за руку, то не вырывайся, один не сходи с тротуара; - ходить по улице следует спокойным ...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города....

Памятка для родителей по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города

Памятка для родителей по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города...