МАКЕТИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ
статья по обж (старшая группа)

В статье описано работа по обж с детьми в доу 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bulankova.docx136.43 КБ

Предварительный просмотр:

Буланкова Ангелина Николаевна  

МБДОУ "Детский сад № 118" г. Чебоксары

detskiysad118@mail.ru

МАКЕТИРОВАНИЕ  КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО  ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ

По данным статистики, сегодня дети все чаще становятся участниками дорожно-транспортных происшествий не реже, чем взрослые. Особенно в период, когда имеет место обучение в школах. Чаще всего ДТП происходят на пешеходных переходах – когда дети банально не соблюдают правила пересечения подобного рода мест[2]. В результате таких происшествий дети получают разного рода травмы, иногда все это заканчивается гибелью несовершеннолетних. Вместе с тем, с увеличением количества магистралей, общественного транспорта, автомобилистов  в  нашем городе, все это в свою очередь влияет на повышение  количества детей, перевозимых в них. Это касается и дошкольников, которых часто перевозят в машине, либо в общественном транспорте. Все они, также подвержены постоянному риску. Перед педагогами детского сада постоянно возникает вопрос о предупреждении детского травматизма, его профилактики. На сегодняшний день разработано достаточное количество методических пособий, книг, рекомендаций по профилактике ДТП с участием детей. Кроме этого, дети постоянно вовлекаются в различные проекты, с ними проводят беседы, демонстрируют им фильмы, картинки с правильным поведением на дороге. А в результате, статистика остается прежней. В чем же дело? По моему мнению, педагоги, решая проблему детского травматизма,  зачастую используют традиционные формы взаимодействии,  которые, в свою очередь делают обучение формальным, не вовлекая детей в активную деятельность.  

В настоящее время «Стратегия развития воспитания в  Российской  Федерации на период до 2025 года» определяет в целом основные направления развития воспитания. В частности, одним из направлений развития воспитания в системе образования является привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек у детей. Наряду с этим, в содержании стратегии  указывается на обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов. Кроме этого, в стратегии указывается на  полноценное использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и расширение вариативности воспитательных систем и технологий [3].

Как известно, практические методические приемы на занятиях в детском саду помогают дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность. Их применение дает возможность ребенку самостоятельно путем осуществления практических действий с предметами определить их основные свойства и характеристики, установить взаимосвязь между ними, понять принцип их действий. Практические методы обеспечивают более высокую степень усвоения знаний, чем любые другие дидактические приемы. Одним из таких методов является макетирование.

Макетирование - изготовление макета издания  или любых составляющих элементов (полосы, развороты, буквицы, иллюстрации, форзацы, титульные листы, обложки, суперобложки, оформительские элементы переплета и пр.). Макетирование  состоит в композиционном размещении текста и иллюстраций на форматеиздания. Конечный продукт называется макет[1]. Макет - уменьшенный предмет, образец пространства, объект воображаемого мира. Макеты – карты: улицы – города, дороги, ландшафт. Эти макеты оживают тогда, когда в игру вводят фигурки персонажей: человечков, животных и пр. Тематическое определение макета – карты т. к. превращение его в определенный мир за счет фигурок – персонажей, но и дополнительных элементов.

Lack tafel van Ikea gepimpt

                              Рис.1.Настольный макет в группе детского сада

Речь в данном случае, идет об игровом макете, который представляет собой развернутую картинку дороги, перекрестка, улицы, приближенный к  реальной  действительности. Для удобства обучения дошкольников  он обычно организуется стационарно и оформляется на плоскости стола, иногда он организуется на площадке детского сада, реже бывает  складной и используется по мере необходимости. К таким макетам всегда подбираются фигурки людей, различные вида транспорта, и дополнительные  мелкие детали: деревья, строения домов и прочее. Игровая деятельность  детей,  организуемая в результате макетирования, всегда осуществляется на начальном этапе обучения под руководством взрослого[4]. Именно взрослый поддерживает детскую игу, игровой замысел, постоянно вносит элемент новизны для повышения интереса детей. Кроме этого, взрослый дает оценку правильности действий детей,   соответствие этих действий общепринятым правилам дорожного движения. Таким образом, макетирование, становиться  ролевой игрой, где дети берут роль на себя, в соответствии с заданным сюжетом, речевым планом. Превращение макета в определенный мир за счет фигурок- персонажей, а также дополнительных элементов делает его интересным и увлекательным. То есть, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связывающим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности. На последующих этапах обучения, к оценке правильности действий привлекаются сверстники. К концу дошкольного возраста они становятся способными к реальной оценке действительности, они могут указать на ошибки, поправить ребенка, если он выполнил что-то неверно ( нарушил правила дорожного движения).  Таким образом, сами макеты дороги и автомагистрали  становятся  элементом  предметной среды для игровой деятельности детей в процессе обучения детей правилам дорожного движения, а макетирование выступает средством  эффективного развития у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге.

Inspire-se: Espaço Animasom somente para festas no Shopping da Gávea!!!!

Рис.2 Круговой настольный макет дороги для дошкольников

Список литературы:

  1. С.И. Стефанов. Реклама и полиграфия: опыт словаря-справочника//- М.: Гелла - принт.  2004.С.-320

Электронные ресурсы:

  1. http://avtopravozashita.ru/
  2. http://минобрнауки.рф/
  3. http://www.maam.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как эффективное средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

В статье представлена информация по знакомству детей раннего возраста с культурно-гигиеническими навыками через приобщение к фольклору....

План конспект занятия по коммуникации детей старшей группы. Тема: «Лимерики как средство формирования у дошкольников навыков самостоятельного словотворчества» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 5 - 6 лет»

Цель: Вызвать интерес у дошкольников к самостоятельному словотворчеству. Сформировать навык подбирать рифмующиеся между собой слова, составлять лимерики на заданную тему   Развивать спо...

СИМ-(ситуативно-имитационное моделировани)е- это эффективный метод формирования у дошкольников навыков осознанного безопасного поведения на дороге.

СИМ (ситуативно-имитационное моделирование)-отмечает И.А. Щёголев, это процесс конструирования модели реальной ситуации ( в данном случае, опасной обстановки ПДД) и постановка экспериментов на этой мо...

"Фольклор как эффективное средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста"

В данной статье содержится материал, который отражает необходимость применения фольклорных произведений при выполнении детьми кгн.  Представлены этапы работы с фольклорными произведениями....

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК, ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ДОРОГЕ.

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК, ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ДОРОГЕ.         Рафикова Э.Т.,...

«Спортивный ТИМБИЛДИНГ как средство формирования у дошкольников навыка взаимодействия в команде »

МАСТЕР-КЛАСС«Спортивный ТИМБИЛДИНГ как средство формирования у дошкольников навыка взаимодействия в команде »  ...

Динамический час для педагогов "Дидактическая игра, как эффективный инструмент формирования у дошкольников навыков ЗОЖ"

Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Дидактические игры формированию представлении у дошкольников навыков ЗОЖ дошкольного»....