Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге
статья (старшая группа) на тему
особенности психофизиологического развития детей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_doshkolnikov_navykov.docx | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Ромашка»
«Формирование у дошкольников навыков
безопасного поведения на дороге»
(выступление из опыта работы)
Подготовил:
Воспитатель
Ционель Н. Е.
г. Губкин 2014
«Формирование у дошкольников навыков
безопасного поведения на дороге»
Щади здоровье,
Жизнь щади.
За движением следи.
Экзамен важного значенья
Держи по правилам
Движенья.
О. Базаров
С развитием техники в нашей стране, как и в мире, увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребенок.
Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:
- Неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- Быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
- Преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения;
- Преобладание потребности в движении над осторожностью;
- Стремление подражать взрослым;
- Недостаток знаний об источниках опасности;
- Переоценка своих возможностей.
Основные задачи по воспитанию безопасного поведения дошкольников на дороге:
- Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на дорогах;
- Формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения;
- Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности.
Для успешного решения этих задач в работе с детьми следует придерживаться следующих принципов:
- Систематичность
- Психологический комфорт
- Смысловое отношение к миру
- Наглядность
- Доступность
- Непрерывность.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Поэтому учить детей дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте следует с самого раннего возраста.
Систематическая работа по обучению детей Правилам дорожного движения должна начинаться с младшей группы и проводиться по принципу «От простого к сложному».
- Младшая группа: дети учатся различать грузовые и легковые автомобили, называть число машин. С помощью игр с несложными правилами и сюжетом формируется умение определять красный, желтый, зеленый цвета, ориентироваться в пространстве, используя понятия «далеко», «близко», «вверху»;
- Средняя группа: дети знакомятся с местами движения машин и людей, рассматривают иллюстрации с изображениями транспортного светофора, игрушку светофор, действующую от батарейки. Во время прогулки у ближайшего перекрестка дети следят за работой светофора, уточняют назначение его световых сигналов для пешеходов и водителей. Очень важно разъяснить: когда загорается зеленый для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал. Когда зеленый сигнал загорается для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал: «Стой!» Дети наблюдают, как с помощью светофора регулируется движение людей и машин. Полученные знания закрепляются в дидактических играх («Найди свой цвет», «Хорошо – плохо», «Собери светофор»). Дети средней группы встречаются с сотрудником ГИБДД, рассматривают патрульную машину, знакомятся с назначением светового сигнала – проблескового маячка на крыше машины. Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении.
- Старший возраст: дети знакомятся с понятиями «проезжая часть дороги», «дорожный знак». Проводятся экскурсии, беседы, предлагаются логические задачи. Дети узнают о работе регулировщика. Подробно и доступно об этом детям могут рассказать сотрудники ГИБДД, приглашенные на встречу с детьми.
В любом возрасте знания должны закрепляться прочтением и анализом произведений художественной литературы, таких как «Дядя Степа – милиционер» С. Михалкова, «Что я увидел» Б. Житкова, разучиванием стихов С. Михалкова «Моя улица», В. Лебедева-Кумача «Про умных зверюшек» и т.д., разгадыванием загадок о машинах, дорожных знаках.
Необходимым является создание правильной предметно-развивающей среды. В группе должны быть: оборудование для игр, дорожные знаки, макет перекрестка, на котором представлены дома, светофор, машины, дорожные знаки. Используя макет, можно знакомить детей с такими темами, как: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход» и т.д.
В группе следует разместить дидактические игры по безопасности: «Как избежать неприятностей», «Малыши-крепыши», «Если малыш поранился», «Природные и погодные явления»; а также дидактические игры по изучению ПДД: «Умный шнурок» (дорожные знаки), «Учим дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Чья машина быстрее преодолеет препятствия», «Азбука пешехода», «Дорожные знаки».
И конечно, необходимо помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых.
Список используемой литературы:
1. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице». – Спб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 96 с.
2. Гарнышева Т. П. «Как научить детей ПДД?» - Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.
3. Правила дорожного движения для детей / Авт.-сост. В. Надеждина. – М.:АСТ; Мн.: Харвест, 2006. – 192 с.
4. Правила дорожного движения. Средняя группа. / Сост. Л. Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге "Страна ПДДейка"
Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирован...
Использование интегрированного подхода для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах
Безопасность пешехода на дороге во многом зависит от соблюдения им правила дорожного движения. И чаще всего подвергаются опасности дети. Оказавшись в критической ситуации, они не могут моментально при...
Методические рекомендации по теме: Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством интегрированного подхода
Проблема дорожно-транспортного травматизма очень остро стоит в настоящее время в нашей стране. Условия современного дорожного движения сложные, поэтому очень высокие требования предъявляются ко всем у...
Статья: "Взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге".
Взаимодействие с родителями по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге...
Памятка для родителей"Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге и транспорте"
Памятка предназначена для родителей с целью ознакомления дошкольников навыкам безопасного поведения на дороге и транспорте....
Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге
Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге...
Паспорт педагогического проекта по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Умники и умницы идут по улице» для детей 6-7 лет.
В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается число дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой ДТП является ребёнок. Часто это связано с несоблюдением правил дорожного...