Выступление "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста"
консультация по обж (старшая группа)
Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.
Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т. д. Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_bezopasnost.docx | 150.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципальное образование «город Бугуруслан»
«Детский сад комбинированного вида № 22»
Выступление
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Зароченцевой Ю.А.
воспитателем первой квалификационной категории
г. Бугуруслан
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
В проекте Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования основным направлением является создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих возможностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности. Одним из условий для полноценного развития подрастающего поколения является воспитание физически здорового ребенка. Решение этой задачи неразрывно связано с обеспечением безопасности жизни и здоровья ребенка.
Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения. Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей. Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу и т. д. Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста является одним из направлений области «Социально-коммуникативного развития» в соответствии с ФГОС ДО, призванная готовить обучаемых во всех типах учебных заведений к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной.
Выделяют 3 компонента безопасного поведения человека, единство и реальность которых существенно влияют на приобретение комфортного уровня взаимодействия личности и среды обитания.
Такими компонентами являются:
1) предупреждение опасности;
2) уклонение от опасности;
3) преодоление опасности.
Исходя из теоретического анализа содержания понятия «опыт» и «безопасное поведение», опыт безопасного поведения детей рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами и переживаний, определяющих мотивы поведения ребенка.
С этих позиций выделяются показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:
-знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
-умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
-отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).
Необходимо отметить, что обозначенные компоненты опыта безопасного поведения взаимосвязаны друг с другом и, обеспечивают осознание необходимости мер предосторожности, проявляется в умении действовать с потенциально опасными предметами, и в сложных социальных ситуациях, например, на дороге, в природе, дома.
Задачи в работе с детьми:
-формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
-формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
-расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
-закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
-развивать основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
-способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника.
Работа по формированию ОБЖ проводится в тесном сотрудничестве с родителями. Цель взаимодействия с родителями объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.
Основные формы взаимодействия с семьёй:
-организация собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
- открытые просмотры образовательной деятельности, тематические видеофильмы;
-организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, инспектора дорожной полиции, пожарного и т. д.)
- проведение консультаций, семинары, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых;
-вовлечение родителей в различные акции, конкурсы, соревнования.
- инновационные методы работы - метод проектной деятельности. (включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты способствует вовлечению родителей в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения, достижению цели).
Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно - образовательный процесс, включающий все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую) и условия: т. е. безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колющих растений; безопасное расположение растений в группе, оборудований помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности. Правильное хранение различных материалов, медикаментов, ножницы и иголки должны находиться в недоступном для детей месте, соответственно требованиям; лекарства должны лежать только в аптечке, а аптечка в недоступном месте; моющие средства так же должны быть недоступны детям. Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели. Маркировка постельного белья и полотенец. Правильное освещение).
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В нашей группе созданы:
уголок безопасности; игротека; иллюстративные стенды для детей и взрослых; подборка литературы по данной теме; информационный уголок для родителей.
В работе по ознакомлению детей с основами безопасности мы используем :
Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.
Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций даёт ребёнку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребёнка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач.
Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал медвежонка от пожара…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации.
Программа по ОБЖ включает 6 основных направлений:
1. Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления - ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с другими людьми.
2. Ребёнок и природа. Задача работы по этому направлению рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов, чтобы дети поняли - земля - наш общий дом, а человек - часть природы.
3. Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.
4. Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста это направление программы предлагает воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
5. Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача работы педагогов по этому направлению - научить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя до их силового решения, профилактике конфликтных ситуаций.
6. Ребёнок на улице. Дети знакомятся с правилами поведения на улицах, правилами дорожного движения.
Таким образом, все усилия педагогов должны быть направлены не только на охрану жизни и здоровья детей, воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности, но и на пробуждение и активизацию у взрослых собственной ответственности за безопасность, здоровье и жизнь детей.
Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания. Следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данная статья посвещена актуальной проблеме - безопасности детей дошкольного возраста.....
«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Формирование представлений в некоторых видах опасных ситуаций и способах поведения в них.Приобщение к правилам безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях.Формирование осторожного и ос...
Доклад «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. За...
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста...
ПЛАН - ПРОГРАММА «Развитие основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»
План- программа помогает заложить основы культуры здоровья и безопасности дошкольника, формирует представления о здоровом образе жизни, развивает у детей элементарные вале...
Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста...
Опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Проектно – исследовательская деятельность по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС»...