Статья "Формирование безопасного поведения у дошкольников с задержкой психического здоровья"
статья по обж

Тонишева Юлия Александровна

Проблеме формирования безопасного поведения детей с ОВЗ в последние годы уделяется много внимания. это связано с тем, что одно из приоритетных направлений инклюзивной образовательной системы - максимальное включение детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников, что сопряжено с увеличением рисков для жизни и здоровья этих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование безопасного поведения у дошкольников с задержкой психического развития.

     Тонишева Юлия Александровна – старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №134».

      Вопросы безопасности актуальны во всех сферах жизнедеятельности человека. Вместе с этим возрастает острота проблемы безопасности жизнедеятельности  наименее защищённой возрастной группы населения – детей-дошкольников.

     Задача по формированию у детей безопасного поведения представлена в образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие».

     В образовательной программе дошкольного образования должны быть прописаны задачи по формированию у дошкольников основных представлений об опасных для жизни ситуациях и правилах поведения в них. Особую актуальность эти задачи приобретают в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), от способности которых определять опасные ситуации, уметь их прогнозировать зависит качество их социализации.

     Формирование безопасного поведения у детей предполагает:

• ознакомление с правилами дорожного движения, формирование желания их выполнять;

• обучение способам сохранения своего здоровья, реагирования в опасных ситуациях;

• формирование пожарной, бытовой, социально-гигиенической (безопасное взаимодействие с предметами и объектами общественного назначения), коммуникативной (безопасное общение и взаимодействие), экологической безопасности.

     Формирование безопасного поведения может осуществляться как в организованных (специальные занятия, воспитательные мероприятия, посвящённые вопросам безопасности жизнедеятельности), так и в неорганизованных формах (на прогулках, в ситуативных беседах педагога с ребёнком и др.)

     Проблема формирования безопасного поведения детей с ОВЗ в последние годы уделяется много внимания в психолого-педагогической науке. Это связано с тем, что одно из приоритетных направлений инклюзивной образовательной системы – максимальное включение детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников, что сопряжено с увеличением рисков для жизни и здоровья этих детей.

     На сегодняшний день программно-методические материалы, соответствующие ФГОС ДО, для детей с ОВЗ и ЗПР представлены преимущественно проектами примерных адаптированных образовательных программ. Парциальных программ, к которым относятся программы коррекционной работы, пока недостаточно. В связи с этим встаёт вопрос определения методов оценки такого психологического образования, как безопасное поведение дошкольников с задержкой психического развития и подходов к целенаправленному формированию безопасного поведения в условиях ДОО.

     Среди задач коррекционно-развивающей работы данной направленности можно выделить следующие:

• расширять знания о ситуациях, представляющих опасность для жизни и здоровья;

• развивать способность к прогнозированию и избежанию опасных для жизни и здоровья ситуаций;

• формировать осторожное отношение к предметам и явлениям, которые могут причинить вред жизни и здоровью;

• обучать действиям, связанным с поведением в экстремальных ситуациях;

• обучать порицанию поведения и поступков, которые могут привести к неприятным последствиям;

• знакомить с правилами поведения, ограждающими от опасных ситуаций.

     Тематика занятий по формированию безопасного поведения дошкольников должна быть связана с теми ситуациями, с которыми с наибольшей вероятностью может столкнуться дошкольник («Бродячие животные», «Контакты с незнакомыми людьми», «Пожар», «Безопасность на дороге», «Опасные предметы» и др.).

     В качестве методов и приёмов коррекционно-развивающей работы могут выступать как традиционные (развивающие упражнения, дидактические игры, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, беседы и др.), так и более современные (компьютерные игры и т.п.).

     Содержание материала для работы с дошкольниками с ОВЗ и ЗПР может обновляться и пополняться в зависимости от изменения окружающей действительности, появления новых угроз для жизни и здоровья детей.

Список литературы:

  1. Баянова Л.Ф. Определение дифференциации правила дошкольником в нормативной ситуации // Филология и культура. 2013. № 3 (33).
  2. Баянова Л.Ф. Психологическая диагностика социализации дошкольников: Учеб. пособие для студ. Вузов. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2015.
  3. Давыдова М.С. Особенности формирования социальных представлений о безопасности жизнедеятельности у детей с интеллектуальными нарушениями // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. 2009. №98.
  4. Теплякова Е.Р. Приоритетные направления создания безопасного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник ЮУрГУ. 2011. №13.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

в статье описаны особенности формирования экологических представлений у детей с ЗПР, даны примеры упражнений для занятий с детьми....

«Развитие речи – основа коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития»

На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:·импульсивность действий;·малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля ...

Формирование речевого дыхания у дошкольников с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.  Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание - в проц...

Презентация опыта работы на тему "Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития с использованием демонстрационного материала регионального содержания"

 Данный опыт работы и представленные в нем игры и упражнения могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп при формировании у д...

Методическая разработка "Комплексная совместная коррекционно-развивающая деятельность по формированию здоровьесберегающего поведения с детьми с задержкой психического развития

Конспект комплексной совместной коррекционно-развивающей деятельности по формированию здоровьесберегаюего поведения с  детьми средне-старшего дошкольного возраста с задержкой психического развити...

Театрализованные игры по развитию коммуникативных личностных качеств детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического здоровья.(в основе «Психогимнастика М.И. Чистяковой"

Формирование у детей различных психических процессов (внимание, память, выразительная моторика.); обучение элементам саморасслабления и умения выражать различные эмоциональные состояния....

Перспективное планирование по воспитанию культуры поведения у детей с задержкой психического развития посредством игровых ситуаций

В современном обществе основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание в коллективе и через коллектив.Воспитание культуры поведения, как основной ча...