“Психолого-педагогическое сопровождение детей, находящихся в кризисной ситуации”
занимательные факты по обж
собенности переживания кризисных состояний
В возрасте от 3 до 11 лет особенно тяжело справиться с изменением и утратой. К тому же у них еще нет собственных навыков совладания с ситуацией, поэтому они практически полностью зависят от взрослого. После травматического события могут наблюдаться регрессия на более ранние поведенческие стадии, изменения режима питания и сна, необъяснимые боли, жалобы на плохое самочувствие, непослушание, гиперактивность, речевые нарушения, агрессия, отстранение. Ребенок может снова и снова, преувеличивая, рассказывать о травматическом событии. К другим
типичным для этого возраста реакциям относятся страх сепарации (утраты) с
родителями, беспричинный плач, неподвижность и/или гиперкинез.
В дополнение могут проявиться, замкнутость, трудности концентрации, разрыв с прежними друзьями — комплекс школьных и поведенческих проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_psihologo_pedagogicheskoe_soprovozhdenie_kriz.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребенка детский сад "Ладошки"
МО "Барышский район" Ульяновской области
Доклад
Тема: “Психолого-педагогическое сопровождение детей, находящихся в кризисной ситуации”
Педагог-психолог
Меньтюгова А.В.
2021 г.
Особенности переживания кризисных состояний
В возрасте от 3 до 11 лет особенно тяжело справиться с изменением и утратой. К тому же у них еще нет собственных навыков совладания с ситуацией, поэтому они практически полностью зависят от взрослого. После травматического события могут наблюдаться регрессия на более ранние поведенческие стадии, изменения режима питания и сна, необъяснимые боли, жалобы на плохое самочувствие, непослушание, гиперактивность, речевые нарушения, агрессия, отстранение. Ребенок может снова и снова, преувеличивая, рассказывать о травматическом событии. К другим
типичным для этого возраста реакциям относятся страх сепарации (утраты) с
родителями, беспричинный плач, неподвижность и/или гиперкинез.
В дополнение могут проявиться, замкнутость, трудности концентрации, разрыв с прежними друзьями — комплекс школьных и поведенческих проблем.
Общие рекомендации помощи при кризисных ситуациях
Как гласит правило первой помощи, чтобы помочь другому
человеку, нужно сначала помочь себе, позаботиться о себе.
Любой человек может помочь и позаботиться о другом человеке, тем более о
ребенке, когда он сам физически и морально может (готов) помогать кому-либо, когда он умеет лучшим образом для себя справляться с трудностями, налаживать контакт с другими людьми, обращать внимание на свое состояние и помогать себе. В данном случае, результатом такой заботы о себе автоматически будет возможность и способность, и уверенность! каждого взрослого помочь и поддержать ребенка в трудную минуту, научить его справляться с трудностями на своем примере. Так как, как мы знаем, дети учатся не по нашим словам, а наблюдая за
нами, считывая наше поведение.
Стоит учиться справляться со стрессом, регулировать свои эмоции (подчеркиваем, не подавлять, а регулироваться конструктивно для себя), общаться лучшим образом для себя и окружающих, выходить из конфликтов конструктивно для обеих сторон конфликта.
Также сюда можно отнести профессиональный рост, повышение квалификации, чтобы, в том числе, избежать эмоционального выгорания в работе.
Командная работа. Просите помощь в работе с детьми. Помните, что вы не
должны нести ответственность за всех детей в одиночку, у вас есть команда, забота о детях - это коллективная деятельность.
Говорите ребенку и учить его, что он может попросить помощи в трудной ситуации у взрослого. Рассказывайте, как, где и когда ребенок может обратиться за помощью. Нужно размещать информацию об этом на стендах - куда и к кому они могут обращаться.
Чтобы помочь детям, нужно быть с ними на определенном уровне доверия, чтобы
они могли нам, взрослым, доверять и просить эту помощь.
Им нужно быть уверенным, что мы им поможем, и нам нужно им реально помогать.
Чтобы сохранить доверие. Тогда дети будут больше к нам обращаться, когда мы их понимаем или стараемся понять, и когда создаем безопасность вокруг себя в общении с нами, выполняем то, что им обещали.
Уважайте потребность побыть одному в случае, если ребенок уединяется и не хочет общаться; если он не может усидеть на месте, дайте ему возможность подвигаться (хотя бы пошлите за мелом-для педагогов); когда ребенок не может совладать со своими эмоциями, помогите ему выразить свои чувства, разобраться в них; в случае потери контроля над поведением введите ясные и четкие ограничения, вместе с тем дайте ребенку возможность овладеть позитивными формами разрешения ситуации.
Создание как можно более безопасной атмосферы, работа с переживаниями, помощь в выражении эмоций, понимании, что все чувства имеют права на существование и нормальны в столь тяжелой ситуации, в том числе и вина, боль, которую они чувствуют, и одиночество, и страх; прояснение ложных трактовок, которые могут вести к неадекватному восприятию события; пересмотр приоритетов, переоценка ценностей (чему можно научиться в этом событии, что действительно важно в жизни) могут помочь справиться с ситуацией, особенно когда ребенок видит, как можно выразить страх, горе и переключиться на продуктивную деятельность на примере взрослого.
Спрашивайте, что больше всего беспокоит ребенка, отслеживайте изменения в его поведении и эмоциональном состоянии, не бойтесь сказать ребенку, что вы не знаете, что будет дальше. Говорите о неопределенности и непонятности, но также и о силе страны и ее народа, используйте исторические примеры. Следует помнить об эффективности активного слушания и эмпатии : пытайтесь в первую очередь понять, а не быть понятыми.
Логотерапия. Как отдельный метод терапии. Это метод разговорной терапии, который отличается от разговора по душам, направленного на установление доверия между взрослым и ребенком.
Так в своей работе я использую песочную терапию, арттерапию, сказотерапию и так же приемы нервно-мышечной релаксации.
При работе с родителями важно обратить внимание родителей на те действия, которые помогут улучшить ситуацию, а именно:
* обратиться в службу психологической помощи;
* исключить ссоры, наказания, изоляцию или гиперопеку ребенка;
* прекратить выяснять отношения и жестко контролировать — это приведет к еще большим случаям деформации поведения;
* попробовать восстановить контакт и доверие с ребенком;
* проводите больше времени вместе, найдите общие интересы, гуляйте, играйте, занимайтесь творчеством, отдыхайте вместе; находить время для откровенных разговоров;
* воспринимать проблемы ребенка всерьез, не считать их маловажными. На каждый возраст человека в жизни есть свои трудности, которые приходится преодолевать;
* регулярно посещать психолога и выполняйте все рекомендации специалиста.
Основа всего: поддержка, заботливое отношение к ребенку. Спокойное
сопровождение на протяжении всего периода трудного состояния и после. Да и ко всем детям, в том числе. Чтобы дети чувствовали, что могут на нас положиться. А на кого они могут еще положиться в трудных ситуациях, кроме как не на нас, взрослых, которые их защитят и поддержат.
Вывод: ребенок сможет справляться со стрессом, заботится о себе, доверять,
чувствовать себя в безопасности, когда сам взрослый будет делать также. Дети чувствуют нас и наше состояние, они все считывают. И, как уже говорилось, нужно позаботиться о себе и для себя, в первую очередь. И эффектом будет то, что мы, будучи в ресурсе, сможем автоматически дать это ребенку и он на нашем примере сможет этому научиться. Так что, заботьтесь о себе, для себя, и это будет одной из главных профилактик кризисных состояний у детей.
Использованная литература:
- Виды и формы оказания психологической помощи обучающимся в кризисной ситуации. Возрастные особенности. (ИЛЮХИНОЙ Е.О.)
- Волосовец, Т. Е. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования / Т. Е. Волосовец, А. В. Егорова // Воспитание школьников. - 2004. - № 5. - С. 2-9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
работа с родителями...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...
Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...
Психолого-педагогические аспекты сопровождения личностного развития детей
Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка приобретает особую актуальность сегодня, в период радикальных изменений, происходящих в системе российского образования.Психолого-пе...
Мастер-класс: «Использование доброжелательных технологий в профилактической и коррекционной работе с воспитанниками, находящимися в кризисной ситуации»
Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей....
Доклад на методическом объединении психологов ДОУ Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение детей, находящимися под опекой».
Докладна методическом объединении психологов ДОУТема: «Психолого-педагогическое сопровождение детей, находящимися под опекой»....