“Психолого-педагогическое сопровождение детей, находящихся в кризисной ситуации”
занимательные факты по обж

Меньтюгова Анастасия Владимировна

собенности переживания кризисных состояний

В возрасте от 3 до 11 лет особенно тяжело справиться с изменением и утратой. К тому же у них еще нет собственных навыков совладания с ситуацией, поэтому они практически полностью зависят от взрослого. После травматического события могут наблюдаться регрессия на более ранние поведенческие стадии, изменения режима питания и сна, необъяснимые боли, жалобы на плохое самочувствие, непослушание, гиперактивность, речевые нарушения, агрессия, отстранение. Ребенок может снова и снова, преувеличивая, рассказывать о травматическом событии. К другим

типичным для этого возраста реакциям относятся страх сепарации (утраты) с

родителями, беспричинный плач, неподвижность и/или гиперкинез.

В дополнение могут проявиться, замкнутость, трудности концентрации, разрыв с прежними друзьями — комплекс школьных и поведенческих проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_psihologo_pedagogicheskoe_soprovozhdenie_kriz.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребенка детский сад "Ладошки"

МО "Барышский район" Ульяновской области

Доклад

Тема: “Психолого-педагогическое сопровождение детей, находящихся в кризисной ситуации”

Педагог-психолог

Меньтюгова А.В.

2021 г.

Особенности переживания кризисных состояний

В возрасте от 3 до 11 лет особенно тяжело справиться с изменением и утратой. К тому же у них еще нет собственных навыков совладания с ситуацией, поэтому они практически полностью зависят от взрослого. После травматического события могут наблюдаться регрессия на более ранние поведенческие стадии, изменения режима питания и сна, необъяснимые боли, жалобы на плохое самочувствие, непослушание, гиперактивность, речевые нарушения, агрессия, отстранение. Ребенок может снова и снова, преувеличивая, рассказывать о травматическом событии. К другим

типичным для этого возраста реакциям относятся страх сепарации (утраты) с

родителями, беспричинный плач, неподвижность и/или гиперкинез.

В дополнение могут проявиться, замкнутость, трудности концентрации, разрыв с прежними друзьями — комплекс школьных и поведенческих проблем.

Общие рекомендации помощи при кризисных ситуациях

Как гласит правило первой помощи, чтобы помочь другому

человеку, нужно сначала помочь себе, позаботиться о себе.

Любой человек может помочь и позаботиться о другом человеке, тем более о

ребенке, когда он сам физически и морально может (готов) помогать кому-либо, когда он умеет лучшим образом для себя справляться с трудностями, налаживать контакт с другими людьми, обращать внимание на свое состояние и помогать себе. В данном случае, результатом такой заботы о себе автоматически будет возможность и способность, и уверенность! каждого взрослого помочь и поддержать ребенка в трудную минуту, научить его справляться с трудностями на своем примере. Так как, как мы знаем, дети учатся не по нашим словам, а наблюдая за

нами, считывая наше поведение.

Стоит учиться справляться со стрессом, регулировать свои эмоции (подчеркиваем, не подавлять, а регулироваться конструктивно для себя), общаться лучшим образом для себя и окружающих, выходить из конфликтов конструктивно для обеих сторон конфликта.

Также сюда можно отнести профессиональный рост, повышение квалификации, чтобы, в том числе, избежать эмоционального выгорания в работе.

Командная работа. Просите помощь в работе с детьми. Помните, что вы не

должны нести ответственность за всех детей в одиночку, у вас есть команда, забота о детях - это коллективная деятельность.

Говорите ребенку и учить его, что он может попросить помощи в трудной ситуации у взрослого. Рассказывайте, как, где и когда ребенок может обратиться за помощью. Нужно размещать информацию об этом на стендах - куда и к кому они могут обращаться.

Чтобы помочь детям, нужно быть с ними на определенном уровне доверия, чтобы

они могли нам, взрослым, доверять и просить эту помощь.

Им нужно быть уверенным, что мы им поможем, и нам нужно им реально помогать.

Чтобы сохранить доверие. Тогда дети будут больше к нам обращаться, когда мы их понимаем или стараемся понять, и когда создаем безопасность вокруг себя в общении с нами, выполняем то, что им обещали.

Уважайте потребность побыть одному в случае, если ребенок уединяется и не хочет общаться; если он не может усидеть на месте, дайте ему возможность подвигаться (хотя бы пошлите за мелом-для педагогов); когда ребенок не может совладать со своими эмоциями, помогите ему выразить свои чувства, разобраться в них; в случае потери контроля над поведением введите ясные и четкие ограничения, вместе с тем дайте ребенку возможность овладеть позитивными формами разрешения ситуации.

Создание как можно более безопасной атмосферы, работа с переживаниями, помощь в выражении эмоций, понимании, что все чувства имеют права на существование и нормальны в столь тяжелой ситуации, в том числе и вина, боль, которую они чувствуют, и одиночество, и страх; прояснение ложных трактовок, которые могут вести к неадекватному восприятию события; пересмотр приоритетов, переоценка ценностей (чему можно научиться в этом событии, что действительно важно в жизни) могут помочь справиться с ситуацией, особенно когда ребенок видит, как можно выразить страх, горе и переключиться на продуктивную деятельность на примере взрослого.

Спрашивайте, что больше всего беспокоит ребенка, отслеживайте изменения в его поведении и эмоциональном состоянии, не бойтесь сказать ребенку, что вы не знаете, что будет дальше. Говорите о неопределенности и непонятности, но также и о силе страны и ее народа, используйте исторические примеры. Следует помнить об эффективности активного слушания и эмпатии : пытайтесь в первую очередь понять, а не быть понятыми.

Логотерапия. Как отдельный метод терапии. Это метод разговорной терапии, который отличается от разговора по душам, направленного на установление доверия между взрослым и ребенком.

Так в своей работе я использую песочную терапию, арттерапию, сказотерапию и так же приемы нервно-мышечной релаксации.

При работе с родителями важно обратить внимание родителей на те действия, которые помогут улучшить ситуацию, а именно:

* обратиться в службу психологической помощи;

* исключить ссоры, наказания, изоляцию или гиперопеку ребенка;

* прекратить выяснять отношения и жестко контролировать — это приведет к еще большим случаям деформации поведения;

* попробовать восстановить контакт и доверие с ребенком;

* проводите больше времени вместе, найдите общие интересы, гуляйте, играйте, занимайтесь творчеством, отдыхайте вместе; находить время для откровенных разговоров;

* воспринимать проблемы ребенка всерьез, не считать их маловажными. На каждый возраст человека в жизни есть свои трудности, которые приходится преодолевать;

* регулярно посещать психолога и выполняйте все рекомендации специалиста.

Основа всего: поддержка, заботливое отношение к ребенку. Спокойное

сопровождение на протяжении всего периода трудного состояния и после. Да и ко всем детям, в том числе. Чтобы дети чувствовали, что могут на нас положиться. А на кого они могут еще положиться в трудных ситуациях, кроме как не на нас, взрослых, которые их защитят и поддержат.

Вывод: ребенок сможет справляться со стрессом, заботится о себе, доверять,

чувствовать себя в безопасности, когда сам взрослый будет делать также. Дети чувствуют нас и наше состояние, они все считывают. И, как уже говорилось, нужно позаботиться о себе и для себя, в первую очередь. И эффектом будет то, что мы, будучи в ресурсе, сможем автоматически дать это ребенку и он на нашем примере сможет этому научиться. Так что, заботьтесь о себе, для себя, и это будет одной из главных профилактик кризисных состояний у детей.

Использованная литература:

  1. Виды и формы оказания психологической помощи обучающимся в кризисной ситуации. Возрастные особенности. (ИЛЮХИНОЙ Е.О.)
  2. Волосовец, Т. Е. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования / Т. Е. Волосовец, А. В. Егорова // Воспитание школьников. - 2004. - № 5. - С. 2-9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения личностного развития детей

Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка приобретает особую актуальность сегодня, в период радикальных изменений, происходящих в системе российского образования.Психолого-пе...

Мастер-класс: «Использование доброжелательных технологий в профилактической и коррекционной работе с воспитанниками, находящимися в кризисной ситуации»

Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей....

Доклад на методическом объединении психологов ДОУ Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение детей, находящимися под опекой».

Докладна методическом объединении психологов ДОУТема: «Психолого-педагогическое сопровождение детей, находящимися под опекой»....