Выступление из опыта работы «Формирование у воспитанников шестого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
методическая разработка по обж

В выступлении раскрыта система работы по формированию у воспитанников 6-го года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_iz_opyta_raboty.docx36.03 КБ

Предварительный просмотр:

Представляю вам свой опыт практических достижений по теме «Формирование у воспитанников шестого года жизни  навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

Вопрос о безопасности детей на дороге остаётся жизненно важным. Статистика дорожно - транспортных происшествий с участием детей, показывает, что  число аварий с каждым годом растет. В связи с этим возникает необходимость формировать у детей основы безопасного поведения улицах и дорогах.

Наблюдая за детьми и беседуя с ними по правилам дорожного движения, мы задаёмся вопросом:    

- Внимателен ли ребенок на улице?

- Знает ли он правила поведения на улице, в транспорте?

- Знает ли  дорожные знаки?

И делаем вывод, что:

- дети не знают правил дорожного движения

- не умеют в должной степени управлять своим поведением.  

- отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.

Поэтому обучая детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, мы можем уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения, может соблюдать правила безопасного поведения.

На протяжении десятилетий проблема безопасности детей на дорогах является объектом изучения многих учёных.

- Я. А. Коменский, И.М. Сеченов, Е. М. Литвинов, В.А. Левицкий: Разработали теоретическую основу положений исследования о культуре безопасности личности как важнейшем факторе жизни человека и общества.

- А. В. Запорожец, В. Г. Нечаева, 3. И.  Васильева, Т. С. Комарова, В. И. Логинова: Занимались вопросами  приобщения детей к моральным нормам и ценностям человечества.

- Т. И. Алиева, Е. П.  Арнаутова, Е. А. Козырева,  И.Н. Тимошина, Е. Ю Протасова: Теоретически обосновали возможность решения задачи в дошкольном детстве безопасности, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

- Н. Н. Авдеева, К. Ю. Белая, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, Т.И. Данилова: Разработали систему педагогических условий, направленных на формирование навыков безопасного поведения на дорогах и в транспорте у детей старшего дошкольного возраста, включающая  взаимодействие  субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей).

Определила цель и задачи работы: формировать у воспитанников  шестого года жизни навыки безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.

  • Содействовать формированию у воспитанников навыков безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира.
  • Способствовать расширению представлений о разных видах транспорта, дорожных знаках и  правилах дорожного движения.
  • Знакомить детей с индивидуальными маршрутами «Дом - Детский сад», учить моделировать различные ситуации на маршруте.
  • Способствовать развитию умения ориентироваться в окружающей дорожной обстановке, её изменениях, правильно реагировать на них.
  • Побуждать детей к сознательному соблюдению правил дорожного движения.

Работу осуществляла в  III этапа.

I ЭТАП:

  • Изучение психолого-педагогической литературы.
  • Проведение первичной  педагогической диагностики.
  • Составление перспективного плана образовательной работы.
  • Внесение изменений в РППС.

II ЭТАП

  • Организация образовательной работы.
  • Разработка дидактических игр, игр-тренингов по ПДД.
  • Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный  процесс.    

III ЭТАП

  • Проведение повторной педагогической диагностики.
  • Проведение анализа результативности работы  по

формированию навыков безопасного поведения на дорогах.

  •  Транслирование опыта практических достижений по представленной теме.

Ддиагностика освоения воспитанниками 6-го года жизни раздела «Формирование основ безопасности» на дорогах проведена по методике К.Ю.Белой. И показала следующие результаты:

Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание развивающей предметно-пространственной среды. Были приобретены игры, пособия, большая часть дидактического материала изготовлена своими руками и руками родителей. В развивающую предметно-развивающую среду включены:

- детская художественная литература;

- дидактические игры и пособия (с учетом разного уровня сложности):  дидактические игры «Дорожные знаки», «Азбука пешехода», «Веселый светофорчик», «Эволюция транспорта», «Внимание! Дорога!»; разрезные картинки «Собери машину», «Сложи знак», «Моделируем  улицу»;

- дидактические пособия  (куб с различными вариантами игр и заданий);

- лэпбуки;

- кубики, домино «Транспорт», «Улица», «Дорожные знаки»;

- набор различных мелких машинок и знаков к макетам;

- наглядные пособия из серии «Дорожные знаки», «Виды транспорта», «Как избежать неприятности на дороге»;

- макеты со съёмными предметами (дети сами  моделируют улицу, решают логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывают навыки безопасного перехода проезжей части);

- атрибуты для сюжетно – ролевых игр по развитию представления о труде водителя и сотрудника ГИБДД (головные уборы, накидки);

- различный бросовый материал.

Вся работа, осуществляемая по формированию у воспитанников  шестого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Ознакомление с правилами дорожного движения на основе интегративного подхода позволяет организовать различные виды деятельности, подчиненные одной цели – формированию основ безопасности.

Составлен перспективный план образовательной работы по формированию у воспитанников  шестого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.

Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели объединены одной темой (беседы, игры-тренинги, игры на различных игровых полях, самостоятельное моделирование: составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду и т.д.)

Полученные знания закрепляются затем в течение всего года в играх, досугах.

В организации педагогического процесса использовала следующие методы и приемы, которые считаю эффективными:

- словесные (беседы, объяснения, художественное слово, вопросы, составление рассказов, минутки безопасного движения);

- наглядные (иллюстрации, видеофильмы, картины, наблюдение, мультимедийные презентации, демонстрация способов действия, схемы);

- практические (моделирование проблемных ситуаций, тренинги, создание с детьми карт-схем, изготовление макетов);

- игровые (игровые ситуации, разные виды игр).

На II этапе работы организовала разнообразную педагогическую деятельность, которая позволила успешно решить поставленные задачи, и побуждала детей к самостоятельной деятельности.

Внедряя различные формы работы с детьми,  использовала современные образовательные технологии (личностно-ориентированный подход, игровые технологии, информационно-коммуникационные).

Содействие формированию у воспитанников навыков безопасного поведения в качестве пешехода, развитие умения ориентироваться в окружающей дорожной обстановке, её изменениях, правильно реагировать на них, решала на одном из занятий «Игры во дворе». Обсуждая возможные опасные ситуации, через игры побуждала детей к сознательному соблюдению правил дорожного движения.

Демонстрировала детям обучающие фильмы и мультфильмы  («Безопасное движение», «Про правила дорожного движения», «Смешарики изучают Правила дорожного движения». Создавала тематические мультимедийные презентации «Правила Светофорчика», «Азбука пешехода», «Дорожные знаки».

Встреча с героями мультфильмов несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности.

В формировании навыков безопасного поведения особенно важным является приобретение детьми в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения. Этого можно добиться, используя моделирование дорожных ситуаций.

Игровые ситуации позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки, реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре, позволяют прочувствовать детям самостоятельно ситуацию на дороге. Игры-тренинги придумывала сама или совместно с детьми.

Выполнению поставленных задач способствовала и реализация индивидуального подхода.

Использовала в работе информационно-коммуникационные технологии (интерактивные дидактические игры), которые разработала сама. Обучающая компьютерная игра, стимулирует активность ребёнка и обеспечивает высокий уровень его мотивации (формирует интерес).

К примеру, обучающая компьютерная игра «Правила дорожного движения для детей» знакомит ребят с разными видами транспорта, знаками дорожного движения, правилами поведения на проезжей части. Игры предлагаю разного уровня сложности.

Формированию основ безопасности на дорогах и улицах города   способствовали игры с дидактическими пособиями. Задания разного уровня сложности развивали познавательную активность, систематизировали знания о правилах дорожного движения.

Воспитанники в рамках проведения совместных досугов (квест-игр, развлечений) выполняли проблемные задания, которые способствовали закреплению навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города, пройденной темы. Итогом прохождения темы выставки детских работ, призовые места детей в конкурсах.

Формирование у воспитанников шестого года жизни  навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения подкреплялось самостоятельной деятельностью воспитанников. При этом каждому воспитаннику обеспечивалось право и возможность выбора в соответствии с его особенностями и потребностями.

Выкладывание (из палочек, на магнитной доске), рассматривание энциклопедий, иллюстраций, карт улиц города, дидактические игры и пособия способствовали развитию у детей наглядного представления о дорожном движении, закреплению знаний о правилах пешехода и водителя в условиях улицы дорожного движения.

Настольно - печатные игры систематизировали знания детей о ПДД.

В самостоятельной игровой деятельности воспитанники примеряли на себя роли, активно использовали игровую атрибутику, называли предметы, действия, самостоятельно моделировали маршруты безопасного движения. Дети в режиссерских играх и игровых ситуациях воплощали свои знания о правилах дорожного движения, в процессе некоторых игр старались изобразить и поведение своих родителей.

Взаимодействовала со специалистами: педагогом – психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.

Подвижные игры формируют у детей специальные двигательные навыки, позволяющие координировать свои движения с движениями других, правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом, развивают способность к волевым усилиям: «Стрелка, стрелка покружись», «Найди и доставь!», «Грузовик», «К своим знакам!», «Тише едешь, дальше будешь!».

Педагогом – психологом проведены игры, задания на снятие мышечного напряжения, внимания.

На занятиях по музыке  знания правил дорожного движения закреплялись в музыкально-дидактических играх.

Осуществлять задачи формирования навыков безопасного поведения невозможно без помощи родителей, ведь именно они являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице. Взаимодействие с родителями осуществляла через следующие формы работы:

- индивидуальные беседы, рекомендации, в т.ч. на планшетных ПК;

- родительское собрание с участием сотрудника ГИБДД;

- привлечение родителей к участию в совместных акциях;

- конкурсы тематических газет.

Проведены акции, выставки сотворчества детей и родителей. Использовала в работе с родителями свой персональный сайт, на котором разместила рекомендации по использованию световозвращающих элементов.

На III этапе проведена повторная педагогическая диагностика воспитанников,  которая  показала следующие результаты.

Подводя итог проделанной работы, и сравнив результаты педагогической диагностики, можно увидеть положительную динамику формирования у воспитанников шестого года жизни  навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.

Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях:

  • У воспитанников сформированы навыки безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира.
  • У воспитанников имеются представления о разных видах транспорта, дорожных знаках и  правилах дорожного движения.
  • Составлены маршруты «дом - детский сад». Дети знают свой                              индивидуальный маршрут.
  • Дети умеют ориентироваться в окружающей дорожной обстановке, её изменениях, правильно реагировать на них, сформировано умение осознанно выполнять элементарные правила дорожного движения.
  • Разработана  система работы по формированию у детей устойчивых навыков безопасного поведения, построенная  на основе соединения современных технологий с традиционными формами работы.
  • Пополнена РППС. Разработаны интерактивные дидактические игры по ПДД, мультимедийные презентации, игры-тренинги.
  • У родителей (законных представителей) повысилась компетентность в вопросах безопасного дорожного  движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы «Формирование у воспитанников седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности»

В опыте раскрыта система работы по формированию у воспитанников седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности....

Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения

Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.Известно, что, привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жи...

Самообразование на 2020 – 2021 учебный год «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а...

«Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».

Тема: «Формирование у детей младшего  дошкольного возрастанавыков безопасного поведениячерез ознакомления с правилами дорожного движения».Цель: совершенствование условий для форм...

Тема: «Формирование у детей в средней группе навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».

Тема: «Формирование у детей в средней группе  навыков безопасного поведения  через ознакомления с правилами дорожного движения».  Цель: совер...

Самообразование воспитателя на тему: «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна, дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них ещ...