Выступление из опыта работы «Формирование у воспитанников шестого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
методическая разработка по обж
В выступлении раскрыта система работы по формированию у воспитанников 6-го года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_iz_opyta_raboty.docx | 36.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Представляю вам свой опыт практических достижений по теме «Формирование у воспитанников шестого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
Вопрос о безопасности детей на дороге остаётся жизненно важным. Статистика дорожно - транспортных происшествий с участием детей, показывает, что число аварий с каждым годом растет. В связи с этим возникает необходимость формировать у детей основы безопасного поведения улицах и дорогах.
Наблюдая за детьми и беседуя с ними по правилам дорожного движения, мы задаёмся вопросом:
- Внимателен ли ребенок на улице?
- Знает ли он правила поведения на улице, в транспорте?
- Знает ли дорожные знаки?
И делаем вывод, что:
- дети не знают правил дорожного движения
- не умеют в должной степени управлять своим поведением.
- отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
Поэтому обучая детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, мы можем уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения, может соблюдать правила безопасного поведения.
На протяжении десятилетий проблема безопасности детей на дорогах является объектом изучения многих учёных.
- Я. А. Коменский, И.М. Сеченов, Е. М. Литвинов, В.А. Левицкий: Разработали теоретическую основу положений исследования о культуре безопасности личности как важнейшем факторе жизни человека и общества.
- А. В. Запорожец, В. Г. Нечаева, 3. И. Васильева, Т. С. Комарова, В. И. Логинова: Занимались вопросами приобщения детей к моральным нормам и ценностям человечества.
- Т. И. Алиева, Е. П. Арнаутова, Е. А. Козырева, И.Н. Тимошина, Е. Ю Протасова: Теоретически обосновали возможность решения задачи в дошкольном детстве безопасности, профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
- Н. Н. Авдеева, К. Ю. Белая, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, Т.И. Данилова: Разработали систему педагогических условий, направленных на формирование навыков безопасного поведения на дорогах и в транспорте у детей старшего дошкольного возраста, включающая взаимодействие субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей).
Определила цель и задачи работы: формировать у воспитанников шестого года жизни навыки безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.
- Содействовать формированию у воспитанников навыков безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира.
- Способствовать расширению представлений о разных видах транспорта, дорожных знаках и правилах дорожного движения.
- Знакомить детей с индивидуальными маршрутами «Дом - Детский сад», учить моделировать различные ситуации на маршруте.
- Способствовать развитию умения ориентироваться в окружающей дорожной обстановке, её изменениях, правильно реагировать на них.
- Побуждать детей к сознательному соблюдению правил дорожного движения.
Работу осуществляла в III этапа.
I ЭТАП:
- Изучение психолого-педагогической литературы.
- Проведение первичной педагогической диагностики.
- Составление перспективного плана образовательной работы.
- Внесение изменений в РППС.
II ЭТАП
- Организация образовательной работы.
- Разработка дидактических игр, игр-тренингов по ПДД.
- Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
III ЭТАП
- Проведение повторной педагогической диагностики.
- Проведение анализа результативности работы по
формированию навыков безопасного поведения на дорогах.
- Транслирование опыта практических достижений по представленной теме.
Ддиагностика освоения воспитанниками 6-го года жизни раздела «Формирование основ безопасности» на дорогах проведена по методике К.Ю.Белой. И показала следующие результаты:
Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание развивающей предметно-пространственной среды. Были приобретены игры, пособия, большая часть дидактического материала изготовлена своими руками и руками родителей. В развивающую предметно-развивающую среду включены:
- детская художественная литература;
- дидактические игры и пособия (с учетом разного уровня сложности): дидактические игры «Дорожные знаки», «Азбука пешехода», «Веселый светофорчик», «Эволюция транспорта», «Внимание! Дорога!»; разрезные картинки «Собери машину», «Сложи знак», «Моделируем улицу»;
- дидактические пособия (куб с различными вариантами игр и заданий);
- лэпбуки;
- кубики, домино «Транспорт», «Улица», «Дорожные знаки»;
- набор различных мелких машинок и знаков к макетам;
- наглядные пособия из серии «Дорожные знаки», «Виды транспорта», «Как избежать неприятности на дороге»;
- макеты со съёмными предметами (дети сами моделируют улицу, решают логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывают навыки безопасного перехода проезжей части);
- атрибуты для сюжетно – ролевых игр по развитию представления о труде водителя и сотрудника ГИБДД (головные уборы, накидки);
- различный бросовый материал.
Вся работа, осуществляемая по формированию у воспитанников шестого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Ознакомление с правилами дорожного движения на основе интегративного подхода позволяет организовать различные виды деятельности, подчиненные одной цели – формированию основ безопасности.
Составлен перспективный план образовательной работы по формированию у воспитанников шестого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.
Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели объединены одной темой (беседы, игры-тренинги, игры на различных игровых полях, самостоятельное моделирование: составление схем, планов своей улицы, маршрутов движения к детскому саду и т.д.)
Полученные знания закрепляются затем в течение всего года в играх, досугах.
В организации педагогического процесса использовала следующие методы и приемы, которые считаю эффективными:
- словесные (беседы, объяснения, художественное слово, вопросы, составление рассказов, минутки безопасного движения);
- наглядные (иллюстрации, видеофильмы, картины, наблюдение, мультимедийные презентации, демонстрация способов действия, схемы);
- практические (моделирование проблемных ситуаций, тренинги, создание с детьми карт-схем, изготовление макетов);
- игровые (игровые ситуации, разные виды игр).
На II этапе работы организовала разнообразную педагогическую деятельность, которая позволила успешно решить поставленные задачи, и побуждала детей к самостоятельной деятельности.
Внедряя различные формы работы с детьми, использовала современные образовательные технологии (личностно-ориентированный подход, игровые технологии, информационно-коммуникационные).
Содействие формированию у воспитанников навыков безопасного поведения в качестве пешехода, развитие умения ориентироваться в окружающей дорожной обстановке, её изменениях, правильно реагировать на них, решала на одном из занятий «Игры во дворе». Обсуждая возможные опасные ситуации, через игры побуждала детей к сознательному соблюдению правил дорожного движения.
Демонстрировала детям обучающие фильмы и мультфильмы («Безопасное движение», «Про правила дорожного движения», «Смешарики изучают Правила дорожного движения». Создавала тематические мультимедийные презентации «Правила Светофорчика», «Азбука пешехода», «Дорожные знаки».
Встреча с героями мультфильмов несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности.
В формировании навыков безопасного поведения особенно важным является приобретение детьми в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения. Этого можно добиться, используя моделирование дорожных ситуаций.
Игровые ситуации позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки, реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре, позволяют прочувствовать детям самостоятельно ситуацию на дороге. Игры-тренинги придумывала сама или совместно с детьми.
Выполнению поставленных задач способствовала и реализация индивидуального подхода.
Использовала в работе информационно-коммуникационные технологии (интерактивные дидактические игры), которые разработала сама. Обучающая компьютерная игра, стимулирует активность ребёнка и обеспечивает высокий уровень его мотивации (формирует интерес).
К примеру, обучающая компьютерная игра «Правила дорожного движения для детей» знакомит ребят с разными видами транспорта, знаками дорожного движения, правилами поведения на проезжей части. Игры предлагаю разного уровня сложности.
Формированию основ безопасности на дорогах и улицах города способствовали игры с дидактическими пособиями. Задания разного уровня сложности развивали познавательную активность, систематизировали знания о правилах дорожного движения.
Воспитанники в рамках проведения совместных досугов (квест-игр, развлечений) выполняли проблемные задания, которые способствовали закреплению навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города, пройденной темы. Итогом прохождения темы выставки детских работ, призовые места детей в конкурсах.
Формирование у воспитанников шестого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения подкреплялось самостоятельной деятельностью воспитанников. При этом каждому воспитаннику обеспечивалось право и возможность выбора в соответствии с его особенностями и потребностями.
Выкладывание (из палочек, на магнитной доске), рассматривание энциклопедий, иллюстраций, карт улиц города, дидактические игры и пособия способствовали развитию у детей наглядного представления о дорожном движении, закреплению знаний о правилах пешехода и водителя в условиях улицы дорожного движения.
Настольно - печатные игры систематизировали знания детей о ПДД.
В самостоятельной игровой деятельности воспитанники примеряли на себя роли, активно использовали игровую атрибутику, называли предметы, действия, самостоятельно моделировали маршруты безопасного движения. Дети в режиссерских играх и игровых ситуациях воплощали свои знания о правилах дорожного движения, в процессе некоторых игр старались изобразить и поведение своих родителей.
Взаимодействовала со специалистами: педагогом – психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.
Подвижные игры формируют у детей специальные двигательные навыки, позволяющие координировать свои движения с движениями других, правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом, развивают способность к волевым усилиям: «Стрелка, стрелка покружись», «Найди и доставь!», «Грузовик», «К своим знакам!», «Тише едешь, дальше будешь!».
Педагогом – психологом проведены игры, задания на снятие мышечного напряжения, внимания.
На занятиях по музыке знания правил дорожного движения закреплялись в музыкально-дидактических играх.
Осуществлять задачи формирования навыков безопасного поведения невозможно без помощи родителей, ведь именно они являются для ребенка непосредственным образцом поведения на улице. Взаимодействие с родителями осуществляла через следующие формы работы:
- индивидуальные беседы, рекомендации, в т.ч. на планшетных ПК;
- родительское собрание с участием сотрудника ГИБДД;
- привлечение родителей к участию в совместных акциях;
- конкурсы тематических газет.
Проведены акции, выставки сотворчества детей и родителей. Использовала в работе с родителями свой персональный сайт, на котором разместила рекомендации по использованию световозвращающих элементов.
На III этапе проведена повторная педагогическая диагностика воспитанников, которая показала следующие результаты.
Подводя итог проделанной работы, и сравнив результаты педагогической диагностики, можно увидеть положительную динамику формирования у воспитанников шестого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.
Результаты свидетельствуют о позитивных изменениях:
- У воспитанников сформированы навыки безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира.
- У воспитанников имеются представления о разных видах транспорта, дорожных знаках и правилах дорожного движения.
- Составлены маршруты «дом - детский сад». Дети знают свой индивидуальный маршрут.
- Дети умеют ориентироваться в окружающей дорожной обстановке, её изменениях, правильно реагировать на них, сформировано умение осознанно выполнять элементарные правила дорожного движения.
- Разработана система работы по формированию у детей устойчивых навыков безопасного поведения, построенная на основе соединения современных технологий с традиционными формами работы.
- Пополнена РППС. Разработаны интерактивные дидактические игры по ПДД, мультимедийные презентации, игры-тренинги.
- У родителей (законных представителей) повысилась компетентность в вопросах безопасного дорожного движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения, через ознакомление с правилами дорожного движения»
Самообразование по ПДД (старший дошкольный возраст)....
Выступление из опыта работы «Формирование у воспитанников седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности»
В опыте раскрыта система работы по формированию у воспитанников седьмого года жизни навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами пожарной безопасности....
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения
Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.Известно, что, привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жи...
Самообразование на 2020 – 2021 учебный год «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а...
«Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».
Тема: «Формирование у детей младшего дошкольного возрастанавыков безопасного поведениячерез ознакомления с правилами дорожного движения».Цель: совершенствование условий для форм...
Тема: «Формирование у детей в средней группе навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения».
Тема: «Формирование у детей в средней группе навыков безопасного поведения через ознакомления с правилами дорожного движения». Цель: совер...
Самообразование воспитателя на тему: «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна, дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них ещ...