Безопасность. календарно-тематическое планирование работы с детьми.
учебно-методический материал по обж (старшая группа)

Бурченкова Наталья Александровна

Планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей, воспитание  чувства самосохранения, готовности к эффективным, обоснованным  действиям в опасных ситуациях по темам годового планирования "Моя мама", "Моя семья", "Мой город", "Транспорт".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМЫ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  ПЕДАГОГОВ  С  ДЕТЬМИ  И  РОДИТЕЛЯМИ

НОД

Образовательная деятельность

в режимные моменты

Предметный материал

(«смоделированные» события)

Взаимодействие педагогов

с родителями

I НЕДЕЛЯ – «МОЯ МАМА»

Познание (Формирование целостной картины мира).

Тема « О любимых мамах» - формировать представление о том, что мамы не только воспитывают детей и занимаются домашними делами, но и работают наравне с папами. Воспитывать уважение к труду мам – как на работе, так и дома. Домашняя работа – очень трудная, поэтому дети должны помогать своим мамам, соблюдая при этом элементарные правила безопасного поведения в быту.

.

 Беседа «Как мы помогаем по дому маме или бабушке».

Цель: закрепить знания о труде взрослых по дому, о предметах бытовой техники, облегчающий труд человека, о правилах безопасного обращения с ними.

Чтение с продолжением и обсуждение книг Драгунского В. «Денискины рассказы» («Тайное становится явным», «Подзорная труба»,  Т.Шорыгиной «Умный наперсток»

Цель: содействовать  прочному усвоению детьми правил безопасного поведения дома, в обществе, способствовать освоению норм и правил жизни дома, в обществе.

Изготовление макета кухни, ванной комнаты.

Цель: создавать условия для развития умения создавать коллективные постройки для их совместного обыгрывания.

Сюжетная  игра «Семья»

 «Цель: обогащать игру детей новыми сюжетными линиями на темы из окружающей жизни; побуждать включаться в совместные со взрослыми и сверстниками

игры; закреплять представления детей о правилах употребления в пищу овощей, фруктов .

Игровые ситуации : «Стульчик на стульчик», «Разные шкафы», «И помоем и попьем!», «А у нас дома – газ», «Ножницы, катушки».

Цель: учить детей беречь свое здоровье, воспитывать чувство самосохранения.

Ситуации общения: «Буду маме помогать, буду я белье стирать», «Почему мама огорчилась»,  «Расскажем маме, как правильно переходить улицу»», «Как реагировать на проигрыш в игре», «Драка»

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту , детском саду, на улице; побуждать детей делиться личными впечатлениями со  сверстниками и взрослым.

Игровое упражнение «Приготовим салат»

Цель: формировать навыки безопасного обращения с опасными предметами в быту, умения правильно ими пользоваться.

Оформление книжного уголка: подбор стихов о маме (Е.Благинина, Г.Виеру, Н.Саконская,  П.Синявский), открытки с праздником 8 Марта

Внесение в книжный уголок:

 Сказки:  «Кукушка», «Айога»,  В.Осеева «Сыновья» , С Михалков «А что у вас?»,

наглядного пособия : «Мамы всякие нужны» , автор-составитель Н.В.Нищева

 Цель: способствовать воспитанию уважительного отношения к женщинам, умение делать правильные выводы в ходе прослушивания литературных произведений ; расширять представления детей о женских профессиях.

Рассматривание картинок «На кухне», «Ванная комната»

Цель: знакомить детей с источниками опасности на кухне, в ванне.

Внесение  и обсуждение наглядно-дидактического пособия  И.Ткаченко «Уроки безопасности. Если ты дома один»;

 дидактических игр: «В маминой шкатулке», «Можно -нельзя»

Цель: формировать у детей умение предусматривать последствия своих поступков и небезопасных развлечений;

иллюстрации из серии «Уроки осторожности»

Цель: учить детей соблюдать правила безопасного поведения в быту, повышать уровень психофизиологических качеств, обеспечивающих безопасность ребенка дома и на улице; формировать мотивационно-поведенческую культуру ребенка.

Оформление папок-передвижек «Ребенок и бытовые приборы».

Цель: развить педагогическую компетенцию родителей в формировании основ безопасной жизнедеятельности у детей.

Консультирования «Безопасность детей на улицах и дорогах»

Цель: координация действий семьи и детского сада по формированию основ  безопасности жизнедеятельности у детей.

Памятка «Питание ребенка-дошкольника »

Цель: повышать педагогическую компетентность родителей в формировании у детей представлений о правилах безопасного употребления овощей и фруктов

Анкетирование родителей «Безопасность детей  дома»

Цель: координировать  действия семьи и детского сада по формированию основ

 безопасности жизнедеятельности у детей.

Тематическая выставка «Безопасность ребенка» (книги, дидактические пособия и игры)

Цель: реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам личной безопасности.

Рекомендовать ситуативные разговоры с детьми о том, как вести себя дома, если ты один.

II НЕДЕЛЯ – «МОЯ СЕМЬЯ»

Рисование на тему «Как мы с мамой переходили через улицу»

Цель: закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать в рисунке различие в величине фигуры взрослого и ребенка, передавать впечатление об окружающем, закреплять знание правил  перехода через улицу.

Беседа «Письмо Неумейке».

Цель: развивать у детей способность к самоконтролю при выполнении действий по самообслуживанию и соблюдению гигиенических норм и правил.

Игры с правилами и игровые упражнения : «Так и не так», «Каждой вещи свое место», «Расставь дорожные знаки», « Это я, это я – это все мои друзья», «Свой, знакомый, чужой»

Цель: обучать основам личной безопасности, учить разрешать возникающие конфликты путем переговоров.

Рассказывание сказки «Волк и семеро козлят»

Цель: воспитывать у детей умение делать выводы о поступках персонажей в ходе слушания сказки; формировать умение предвидеть результаты своих поступков.

Показ мультфильма по сказке  Г.Андерсена «Снежная королева».

Цель: поддерживать познавательный интерес детей к теме личной безопасности в быту и социуме; рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения в потенциально опасной ситуации

Сюжетные игры: «Семья» (сюжеты «На остановке общественного транспорта»,  «Потерялся»).

Цель: обогащать игру детей новыми сюжетными линиями на темы из окружающей жизни; развивать гибкость ролевого поведения, поощрять практику социально оправданного поведения детей.

Игры с правилами и игровые упражнения: 

«Что такое хорошо и что такое плохо», «Кто стучится в дверь ко мне», «Что это за сказка?»

Цель: расширять представление о том, какое поведение опасно, развивать умение избегать опасность, соблюдать меры предосторожности.

Игры-тренинги «Незнакомец за дверью», «Что делать , если…»

Цель: способствовать укреплению навыков личной безопасности.

Внесение в книжный уголок

произведений:  В.Осеева «Волшебное слово», «Почему?», Н.Артюхова «Трудный вечер», «Живая шляпа», русские народные сказки : «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

 наглядных пособий  Белой К., Зимониной В., Кондрыкинской Л. и др. «Твоя безопасность»

Цель: продолжать воспитывать у детей умение делать правильные выводы в ходе прослушивания литературных произведений о правилах безопасного поведения в быту.

Иллюстрации с сюжетными изображениями хороших и плохих

 поступков детей

Цель: активизировать интерес детей к внешним признакам и особенностям эмоционального состояния людей;

 обогащать представления детей о личностных качествах и характере их взаимоотношений;  подводить детей к пониманию последствий своих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей.

 Внесение в уголок театрализованной деятельности   настольного тетра по сказке «Волк и семеро козлят»

Цель: побуждать детей разыгрывать сказку по ролям; закреплять  правила безопасности, когда незнакомец стучится в дверь

Внесение и обсуждение наглядно-дидактического пособия Ткаченко И. «Уроки безопасности. Если ты дома один»

Цель: формировать у детей умение предусматривать последствия своих поступков и небезопасных развлечений.

Внесение ролевых атрибутов к

 сюжетным играм: чемоданчик спасателя МЧС, накидки «постового-регулировщика», «светофор»,

«дорожные знаки», фуражка шофера.

Цель: создавать условия для

обогащения игр детей новыми сюжетными линиями на темы из окружающей жизни.

Памятка для родителей  «Если в доме случилась беда».

Цель: способствовать обогащению знаний родителей о способах безопасного поведения в быту и применения современных средств пожаротушения и скорой медицинской помощи.

Привлечь родителей к оформлению фотоальбома «Разве не ясно, что это опасно»

Наглядная информация   «Ребенок в безопасности».

Цель: развить педагогическую компетенцию родителей в формировании ОБЖ у детей.

Консультация «Чем занять ребенка дома, если он остался дома один»

Цель: рекомендовать, как максимально обезопасить жизнь и здоровье ребенка , если он дома один.

Оформление папки-передвижки для родителей «Весенние прогулки».

Цель: показать родителям важность и значимость общения во время прогулок для полноценного развития ребенка; дать советы и рекомендации, обеспечивающие благоприятные условия для общения во время

 совместного времяпрепровождения на природе.

Предложить родителям сделать вместе с ребенком альбом  «Спорт в моей семье».

Цель: привлечь родителей к занятиям физической культурой и спортом вместе с детьми.

Выставка детских работ «Моя семья»

Цель: демонстрировать творческие способности детей, сформировавшиеся умения и навыки

III НЕДЕЛЯ - «Я И МОЙ ГОРОД»

Познание (формирование целостной картины мира).

Тема «Мой любимый город»

Цель: формировать знания детей о родном городе, его достопримечательностях, памятных местах; обсуждать как устроена жизнь людей города (какую работу выполняют взрослые, какие есть учреждения, остановки общественного транспорта); закреплять навыки безопасного поведения на улицах города.

Конструирование из строительного материала

Тема «Улица города»

Цель: побуждать детей  к сооружению и обыгрыванию построек из мелкого строительного материала; продолжать знакомить с многообразием видов городского транспорта и его роли в жизни города, побуждать отображать в играх с постройками предтавления о правилах безопасного поведения на улицах города.

Беседы:

 «Что делать, если ты потерялся».

Цель: дать детям представления о том, как себя вести и к кому обратится, если потерялся на улице; развивать диалогическую речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать; помогать освоению элементарных правил этикета, задавать этически ценные образцы общения.

«Встреча с незнакомцем»

Цель: предостеречь от неприятностей, связанных с незнакомыми людьми.

Сюжетные игры «Путешествие по городу», «Семья» (сюжет «Потерялся»).

Цель: поддерживать потребность детей отражать в темах сюжетной игры широкий круг знаний о действительности, свой  эмоциональный опыт; организовывать взаимодействие детей со сверстниками на уровне ролевых и партнерских взаимоотношений; обеспечивать усвоение правил безопасного поведения в игровой форме.

Чтение с продолжением и обсуждение книги Носова Н. «Незнайка в Солнечном городе».

Цель: способствовать поддержанию у детей интереса к сверстникам и формированию дружеских чувств между детьми; создать условия для воспитания безопасного поведения с точки зрения закладывания основ, остающихся на всю жизнь человека; обсуждать с детьми жизненные коллизии, описанные в произведении и учить подводить к выводам о содержании прочитанного.

Игры с правилами и игровые упражнения:

«Найди свой дом», «Как звать на помощь», «Цветные автомобили», «Что я вижу в городе»

Цель: учить соблюдать осторожность, избегать заведомо опасных ситуаций, закреплять правила поведения на улице.

Рассказывание сказки Ш. Перро «Красная шапочка».

Цель: воспитывать у детей умение делать выводы о поступках персонажей в ходе слушания сказки; формировать умение предвидеть результаты своих поступков.

Ситуации общения: «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Как бы ты поступил» ,«Когда грозит опасность», «1,2,3, что может быть опасно - найди», «Осторожно: сосульки!», «Как вести себя с незнакомыми животными».

Цель: конкретизировать представления детей об опасных ситуациях в быту и при общении с незнакомыми взрослыми, познакомить с

 алгоритмом  правильных действий в конкретных проблемных ситуациях; воспитывать сочувственное отношения к пострадавшему в чрезвычайной ситуации, обеспечивать усвоение правил безопасного поведения в семье,детском саду и на улицах города.

Внесение  книжек-раскрасок и картинок  по темам «Улица города».

Цель: продолжать обсуждать, как устроена жизнь людей города.

Внесение в книжный уголок произведений: Калинина Н. «Как ребята переходили улицу», Коршунов М. «Едет, спешит мальчик»,  Михалков С. «Шагая осторожно», «Как может город…», Пляцковский М. «Светофор», Ш.Перро «Красная шапочка», Шорыгина Т. «Воробьишка Тишка», «Лиса в заячьей шубке»

Цель: содействовать  активному  

усвоению  детьми социального опыта на примере поступков героев литературных произведений; помогать осознавать необходимость людей друг в друге; обучать налаживанию отношений со сверстниками в соответствии с

 правилами и нормами, принятыми в обществе.

Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Путешествие по  городу» (билеты, фотоаппарат, театральная афиша, дорожные знаки и пр.).

Цель: создавать условия  для

обогащения сюжетов самостоятельных игр  детей, для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом в  разных видах детской деятельности,  обеспечивать в них ребенку право выбора роли, игрушки, материалов, возможность самостоятельного принятия решений при создании недостающих атрибутов для игры.

Показ и обсуждение презентации «Безопасность на улицах города»( интернет ресурсы)

Цель: способствовать расширению представлений детей о том, что

 безопасность зависит от них самих, от умения предвидеть и избежать

возможную опасность; дать сведения о

способах сохранения здоровья и

применении их в повседневной жизни.

Плакат, на котором изображены различные ситуации на дорогах.

Цель: воспитывать у детей уважительное отношение к правилам дорожного движения и желание следовать им.

Внесение в уголок театрализованной деятельности настольного тетра по сказке Ш. Перро «Красная шапочка». Цель: побуждать детей разыгрывать сказку «Красная шапочка» по ролям; продолжать формировать представление детей о безопасном поведении с незнакомцами.

Оформление памяток для родителей «Как знакомить ребенка 5 лет с правилами дорожного движения».

Цель: повышать педагогическую компетентность родителей в формировании у детей представлений об элементарных правилах дорожного движения

Консультации по теме «Дорожная азбука».

Цель: вместе с родителями в ходе совместных игр и упражнений продолжать знакомить детей с источниками опасности на улицах и дорогах, мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами, сформировать умения и навыки безопасного поведения в транспорте и на дороге.

Памятка «Как уберечь ребенка от насильственных действий взрослых», «Ребенок и другие дети»

Цель: повышение педагогической культуры родителей в вопросах формирования основ безопасного поведения детей.

Тематическая выставка «Внимание улица!» (книги, дидактические игры, пособия)

Цель: реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома.

IV НЕДЕЛЯ - «ТРАНСПОРТ»

Познание (формирование целостной картины мира).

Тема «Транспорт»

Цель: формировать у детей представления о различных видах транспорта и его частях, отличительных особенностях, о названии профессий, связанных с транспортом. Закрепить знание элементарных правил безопасности движения.

Беседа «Машины на нашей улице»

Цель: закрепить представление детей о назначении различных видов транспорта .В ходе беседы ис-пользовать презентацию «Транспорт» из интернет ресурсов.

Целевая прогулка по ближайшей к

детскому саду улице «По дороге в детский сад»

Цель: закрепить знания детей о наземном транспорте (легковой, грузовой, специальный, общественный), конкретизировать представление о назначении дорожных знаков, светофора, наземного перехода.

Игры с правилами и игровые упражнения «Школа светофора», «По дороге в детский сад», «Поставь дорожный знак», «Кто управляет этим видом транспорта», «Светофор», «Цветные автомобили».

Цель: инициировать выполнение детьми знакомых правил поведения на улицах и дорогах в игровых ситуациях; обучать детей умению ориентироваться на дорогах, при

переходе улиц и перекрестков.

Игры-презентации «Загадки Светофорчика про транспорт», «Путешествие по городу»

Цель : формировать у детей интерес к участию в совместных со сверстниками играх с правилами, продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью трехцветного сигнала светофора, учить адекватно реагировать на проигрыш.

Творческие игры «Самолет», «Мчится поезд», «Путешествие в мир транспорта»

Цель: развивать координацию речи с движением, творческое воображение; закреплять представления об особенностях различных видов транспорта.

Рассматривание иллюстраций разного вида транспорта, картины «Улица города»

Цель: расширять представления детей о транспорте; уточнить знания детей о назначении светофора, познакомить с работой регулировщика;  закрепить знания о том, при каком сигнале можно переходить проезжую часть и что дети могут переходить дорогу только со взрослыми; продолжать знакомить с понятиями: «водитель», «пассажир», «пешеход»; познакомить с понятием «транспорт», побуждать использовать их в речи; конкрети-зировать представления о назначении проезжей части и тротуара.

Изготовление макета улицы, на которой расположен детский сад.

Цель: создавать условия для развития умения создавать коллективные постройки для их совместного обыгрывания.

Сюжетная игра «Труд шофера» Цель: обогащать игру детей новыми сюжетными линиями на темы из окружающей жизни; побуждать включаться в совместные со взрослыми и сверстниками

игры .

Чтение с продолжением книги Ю. Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина» (главы 1 – 3 «Как лошадки скачут по улице».  

Цель: приобщать к разговору о книге, героях, их поступках; развивать желание использовать читательский опыт в других видах деятельности.

Просмотр и обсуждение мультфильма «Незнайка за рулем» (студия «Союзмультфильм,  реж. Ю.Клепацкий)

Цель: напомнить детям о правилах безопасного поведения, чтобы не причинить вреда себе и здоровью окружающих.

 Ситуации общения: «Какие дорожные знаки ты знаешь», «Зачем троллейбусу рога?», «Какие виды транспорта ты знаешь», «Просто старушка»

Цель: побуждать детей делиться личными впечатлениями со сверстниками и взрослыми, учить правилам поведения в общественном транспорте..

 

Внесение наглядного дидактического материала «Транспорт», «Авиация»

Цель: расширять представления детей о разных видах транспорта, желание узнать о них что-то новое.

Внесение в книжный уголок произведений:   Павлова Н. «На машине», Лев Ф. «Где ночуют трамваи и автобусы», «Вертолет», Михалкова С. «Дядя Степа – милиционер», «Моя улица», «Скверная история», Носов Н. «Автомобиль», Позиной Е. , Терентьевой Н. «Правила дорожного движения для детей»,Тумаринсон Г. «Новые приключения Буратино»; наглядного пособия  Шипуновой В. «Дорога и дети. ПДД для детей дошкольного возраста» 

Цель: продолжать воспитывать у детей умение делать правильные выводы в ходе прослушивания литературных произведений о правилах безопасного поведения на улицах  города.

Пополнить игровой уголок машинами специального назначения: «Скорая помощь», пожарная машина, полиция, деревянным конструктором «Железная дорога», конструктором  лего «Автодорога»

Цель: поддерживать  интерес детей  к различным видам транспортных средств,

формировать представление детей о железнодорожном переезде, шлакбауме, как средствах  безопасного переезда автомашинами и перехода пешеходами железной дороги.

Внесение макета улицы города для обыгрывания в режиссерских играх.

 Цель: Продолжать формировать

представления детей об основных правилах дорожного движения для пешеходов; учить дополнять игровой макет игрушками-персонажами и предметами оперирования.

Внесение незавершенной  таблицы «Удивительные знаки» и работа с ней.

Цель: Познакомить детей  классификацией дорожных знаков; научить различать и понимать, что  

обозначают некоторые из них; учить

 правильно располагать дорожные знаки в соответствующие ячейки.

Внесение  книжек-раскрасок и картинок по теме «Транспорт»

Цель: поддерживать интерес детей к транспортным средствам.

Внесение ролевых атрибутов к

сюжетным играм: билеты для пассажиров общественного транспорта, светофор, наборы моделей автомобилей и пассажирского транспорта, фуражки шофера.

Цель: создавать условия для развития игрового сюжета, составляя цепочку игровых действий, логически связанных между собой действий

Оформление панки передвижки : «Знакомьтесь - транспорт», «Стой – опасность!»

Цель: развивать педагогическую компетенцию родителей в формировании ОБЖ у детей.

Памятка «Безопасная перевозка детей в личном автомобиле»

Цель: напомнить об ответственности  родителей за жизнь и здоровье ребенка при перевозке его на автомобиле

Наглядная информация из серии «Вместе с мамой, вместе с папой» по теме «Транспорт»

Цель:  побуждать родителей обогащать представления детей о разнообразии транспорта посредством наблюдения за ним и отражения результатов наблюдений в совместной  продуктивной деятельности (поделки из бросовых материалов»

Консультация «Как научить ребенка культуре  поведения в общественном транспорте»

Цель: повышать педагогическую компетентность родителей в формировании у детей  культуры

Поведения в общественном транспорте

Оформление листовок из серии «Сделайте дома с детьми» по теме «Транспорт»

Цель: побуждать родителей обогащать представления детей о разнообразии транспорта посредством наблюдения за ним и отражения результатов наблюдений в совместной продуктивной деятельности (поделки из бросовых материалов).

Выставка детских работ «Мы едем, едем, едем»

Цель: демонстрировать творческие способности детей, сформировавшиеся умения и навыки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование работы с детьми первой младшей группы (адаптационная) в летний оздоровительный период.

Календарно-тематическое планирование работы с детьми первой младшей группы (адаптационная)...

Календарно-тематическое планирование работы с детьми 4-5летнего возраста в летний оздоровительный период

Задачи по основным направлениям развития с детьми 4-5 летнего возраста в летний оздоровительный период...

Календарно – тематический план по работе с детьми и родителями в старшей группе на 2023-2024 г.г.

№ п/пмесяцНазвание мероприятия1Сентябрь «День знаний» (совместный досуг детей и родителей).«Важная профессия»(тематическая беседа с детьми о профессии воспитатель) &l...