Безопасность. календарно-тематическое планирование работы с детьми.
учебно-методический материал по обж (старшая группа)
Планирование работы по формированию основ безопасного поведения у детей, воспитание чувства самосохранения, готовности к эффективным, обоснованным действиям в опасных ситуациях по темам годового планирования "Моя мама", "Моя семья", "Мой город", "Транспорт".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ | |||
НОД | Образовательная деятельность в режимные моменты | Предметный материал («смоделированные» события) | Взаимодействие педагогов с родителями |
I НЕДЕЛЯ – «МОЯ МАМА» | |||
Познание (Формирование целостной картины мира). Тема « О любимых мамах» - формировать представление о том, что мамы не только воспитывают детей и занимаются домашними делами, но и работают наравне с папами. Воспитывать уважение к труду мам – как на работе, так и дома. Домашняя работа – очень трудная, поэтому дети должны помогать своим мамам, соблюдая при этом элементарные правила безопасного поведения в быту. . | Беседа «Как мы помогаем по дому маме или бабушке». Цель: закрепить знания о труде взрослых по дому, о предметах бытовой техники, облегчающий труд человека, о правилах безопасного обращения с ними. Чтение с продолжением и обсуждение книг Драгунского В. «Денискины рассказы» («Тайное становится явным», «Подзорная труба», Т.Шорыгиной «Умный наперсток» Цель: содействовать прочному усвоению детьми правил безопасного поведения дома, в обществе, способствовать освоению норм и правил жизни дома, в обществе. Изготовление макета кухни, ванной комнаты. Цель: создавать условия для развития умения создавать коллективные постройки для их совместного обыгрывания. Сюжетная игра «Семья» «Цель: обогащать игру детей новыми сюжетными линиями на темы из окружающей жизни; побуждать включаться в совместные со взрослыми и сверстниками игры; закреплять представления детей о правилах употребления в пищу овощей, фруктов . Игровые ситуации : «Стульчик на стульчик», «Разные шкафы», «И помоем и попьем!», «А у нас дома – газ», «Ножницы, катушки». Цель: учить детей беречь свое здоровье, воспитывать чувство самосохранения. Ситуации общения: «Буду маме помогать, буду я белье стирать», «Почему мама огорчилась», «Расскажем маме, как правильно переходить улицу»», «Как реагировать на проигрыш в игре», «Драка» Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту , детском саду, на улице; побуждать детей делиться личными впечатлениями со сверстниками и взрослым. Игровое упражнение «Приготовим салат» Цель: формировать навыки безопасного обращения с опасными предметами в быту, умения правильно ими пользоваться. | Оформление книжного уголка: подбор стихов о маме (Е.Благинина, Г.Виеру, Н.Саконская, П.Синявский), открытки с праздником 8 Марта Внесение в книжный уголок: Сказки: «Кукушка», «Айога», В.Осеева «Сыновья» , С Михалков «А что у вас?», наглядного пособия : «Мамы всякие нужны» , автор-составитель Н.В.Нищева Цель: способствовать воспитанию уважительного отношения к женщинам, умение делать правильные выводы в ходе прослушивания литературных произведений ; расширять представления детей о женских профессиях. Рассматривание картинок «На кухне», «Ванная комната» Цель: знакомить детей с источниками опасности на кухне, в ванне. Внесение и обсуждение наглядно-дидактического пособия И.Ткаченко «Уроки безопасности. Если ты дома один»; дидактических игр: «В маминой шкатулке», «Можно -нельзя» Цель: формировать у детей умение предусматривать последствия своих поступков и небезопасных развлечений; иллюстрации из серии «Уроки осторожности» Цель: учить детей соблюдать правила безопасного поведения в быту, повышать уровень психофизиологических качеств, обеспечивающих безопасность ребенка дома и на улице; формировать мотивационно-поведенческую культуру ребенка. | Оформление папок-передвижек «Ребенок и бытовые приборы». Цель: развить педагогическую компетенцию родителей в формировании основ безопасной жизнедеятельности у детей. Консультирования «Безопасность детей на улицах и дорогах» Цель: координация действий семьи и детского сада по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей. Памятка «Питание ребенка-дошкольника » Цель: повышать педагогическую компетентность родителей в формировании у детей представлений о правилах безопасного употребления овощей и фруктов Анкетирование родителей «Безопасность детей дома» Цель: координировать действия семьи и детского сада по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей. Тематическая выставка «Безопасность ребенка» (книги, дидактические пособия и игры) Цель: реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам личной безопасности. Рекомендовать ситуативные разговоры с детьми о том, как вести себя дома, если ты один. |
II НЕДЕЛЯ – «МОЯ СЕМЬЯ» | |||
Рисование на тему «Как мы с мамой переходили через улицу» Цель: закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать в рисунке различие в величине фигуры взрослого и ребенка, передавать впечатление об окружающем, закреплять знание правил перехода через улицу. | Беседа «Письмо Неумейке». Цель: развивать у детей способность к самоконтролю при выполнении действий по самообслуживанию и соблюдению гигиенических норм и правил. Игры с правилами и игровые упражнения : «Так и не так», «Каждой вещи свое место», «Расставь дорожные знаки», « Это я, это я – это все мои друзья», «Свой, знакомый, чужой» Цель: обучать основам личной безопасности, учить разрешать возникающие конфликты путем переговоров. Рассказывание сказки «Волк и семеро козлят» Цель: воспитывать у детей умение делать выводы о поступках персонажей в ходе слушания сказки; формировать умение предвидеть результаты своих поступков. Показ мультфильма по сказке Г.Андерсена «Снежная королева». Цель: поддерживать познавательный интерес детей к теме личной безопасности в быту и социуме; рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий взрослого на улице, научить их соответствующим правилам поведения в потенциально опасной ситуации Сюжетные игры: «Семья» (сюжеты «На остановке общественного транспорта», «Потерялся»). Цель: обогащать игру детей новыми сюжетными линиями на темы из окружающей жизни; развивать гибкость ролевого поведения, поощрять практику социально оправданного поведения детей. Игры с правилами и игровые упражнения: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Кто стучится в дверь ко мне», «Что это за сказка?» Цель: расширять представление о том, какое поведение опасно, развивать умение избегать опасность, соблюдать меры предосторожности. Игры-тренинги «Незнакомец за дверью», «Что делать , если…» Цель: способствовать укреплению навыков личной безопасности. | Внесение в книжный уголок произведений: В.Осеева «Волшебное слово», «Почему?», Н.Артюхова «Трудный вечер», «Живая шляпа», русские народные сказки : «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; наглядных пособий Белой К., Зимониной В., Кондрыкинской Л. и др. «Твоя безопасность» Цель: продолжать воспитывать у детей умение делать правильные выводы в ходе прослушивания литературных произведений о правилах безопасного поведения в быту. Иллюстрации с сюжетными изображениями хороших и плохих поступков детей Цель: активизировать интерес детей к внешним признакам и особенностям эмоционального состояния людей; обогащать представления детей о личностных качествах и характере их взаимоотношений; подводить детей к пониманию последствий своих поступков, их влияния на эмоциональное состояние других людей. Внесение в уголок театрализованной деятельности настольного тетра по сказке «Волк и семеро козлят» Цель: побуждать детей разыгрывать сказку по ролям; закреплять правила безопасности, когда незнакомец стучится в дверь Внесение и обсуждение наглядно-дидактического пособия Ткаченко И. «Уроки безопасности. Если ты дома один» Цель: формировать у детей умение предусматривать последствия своих поступков и небезопасных развлечений. Внесение ролевых атрибутов к сюжетным играм: чемоданчик спасателя МЧС, накидки «постового-регулировщика», «светофор», «дорожные знаки», фуражка шофера. Цель: создавать условия для обогащения игр детей новыми сюжетными линиями на темы из окружающей жизни. | Памятка для родителей «Если в доме случилась беда». Цель: способствовать обогащению знаний родителей о способах безопасного поведения в быту и применения современных средств пожаротушения и скорой медицинской помощи. Привлечь родителей к оформлению фотоальбома «Разве не ясно, что это опасно» Наглядная информация «Ребенок в безопасности». Цель: развить педагогическую компетенцию родителей в формировании ОБЖ у детей. Консультация «Чем занять ребенка дома, если он остался дома один» Цель: рекомендовать, как максимально обезопасить жизнь и здоровье ребенка , если он дома один. Оформление папки-передвижки для родителей «Весенние прогулки». Цель: показать родителям важность и значимость общения во время прогулок для полноценного развития ребенка; дать советы и рекомендации, обеспечивающие благоприятные условия для общения во время совместного времяпрепровождения на природе. Предложить родителям сделать вместе с ребенком альбом «Спорт в моей семье». Цель: привлечь родителей к занятиям физической культурой и спортом вместе с детьми. Выставка детских работ «Моя семья» Цель: демонстрировать творческие способности детей, сформировавшиеся умения и навыки |
III НЕДЕЛЯ - «Я И МОЙ ГОРОД» | |||
Познание (формирование целостной картины мира). Тема «Мой любимый город» Цель: формировать знания детей о родном городе, его достопримечательностях, памятных местах; обсуждать как устроена жизнь людей города (какую работу выполняют взрослые, какие есть учреждения, остановки общественного транспорта); закреплять навыки безопасного поведения на улицах города. Конструирование из строительного материала Тема «Улица города» Цель: побуждать детей к сооружению и обыгрыванию построек из мелкого строительного материала; продолжать знакомить с многообразием видов городского транспорта и его роли в жизни города, побуждать отображать в играх с постройками предтавления о правилах безопасного поведения на улицах города. | Беседы: «Что делать, если ты потерялся». Цель: дать детям представления о том, как себя вести и к кому обратится, если потерялся на улице; развивать диалогическую речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать; помогать освоению элементарных правил этикета, задавать этически ценные образцы общения. «Встреча с незнакомцем» Цель: предостеречь от неприятностей, связанных с незнакомыми людьми. Сюжетные игры «Путешествие по городу», «Семья» (сюжет «Потерялся»). Цель: поддерживать потребность детей отражать в темах сюжетной игры широкий круг знаний о действительности, свой эмоциональный опыт; организовывать взаимодействие детей со сверстниками на уровне ролевых и партнерских взаимоотношений; обеспечивать усвоение правил безопасного поведения в игровой форме. Чтение с продолжением и обсуждение книги Носова Н. «Незнайка в Солнечном городе». Цель: способствовать поддержанию у детей интереса к сверстникам и формированию дружеских чувств между детьми; создать условия для воспитания безопасного поведения с точки зрения закладывания основ, остающихся на всю жизнь человека; обсуждать с детьми жизненные коллизии, описанные в произведении и учить подводить к выводам о содержании прочитанного. Игры с правилами и игровые упражнения: «Найди свой дом», «Как звать на помощь», «Цветные автомобили», «Что я вижу в городе» Цель: учить соблюдать осторожность, избегать заведомо опасных ситуаций, закреплять правила поведения на улице. Рассказывание сказки Ш. Перро «Красная шапочка». Цель: воспитывать у детей умение делать выводы о поступках персонажей в ходе слушания сказки; формировать умение предвидеть результаты своих поступков. Ситуации общения: «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Как бы ты поступил» ,«Когда грозит опасность», «1,2,3, что может быть опасно - найди», «Осторожно: сосульки!», «Как вести себя с незнакомыми животными». Цель: конкретизировать представления детей об опасных ситуациях в быту и при общении с незнакомыми взрослыми, познакомить с алгоритмом правильных действий в конкретных проблемных ситуациях; воспитывать сочувственное отношения к пострадавшему в чрезвычайной ситуации, обеспечивать усвоение правил безопасного поведения в семье,детском саду и на улицах города. | Внесение книжек-раскрасок и картинок по темам «Улица города». Цель: продолжать обсуждать, как устроена жизнь людей города. Внесение в книжный уголок произведений: Калинина Н. «Как ребята переходили улицу», Коршунов М. «Едет, спешит мальчик», Михалков С. «Шагая осторожно», «Как может город…», Пляцковский М. «Светофор», Ш.Перро «Красная шапочка», Шорыгина Т. «Воробьишка Тишка», «Лиса в заячьей шубке» Цель: содействовать активному усвоению детьми социального опыта на примере поступков героев литературных произведений; помогать осознавать необходимость людей друг в друге; обучать налаживанию отношений со сверстниками в соответствии с правилами и нормами, принятыми в обществе. Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Путешествие по городу» (билеты, фотоаппарат, театральная афиша, дорожные знаки и пр.). Цель: создавать условия для обогащения сюжетов самостоятельных игр детей, для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом в разных видах детской деятельности, обеспечивать в них ребенку право выбора роли, игрушки, материалов, возможность самостоятельного принятия решений при создании недостающих атрибутов для игры. Показ и обсуждение презентации «Безопасность на улицах города»( интернет ресурсы) Цель: способствовать расширению представлений детей о том, что безопасность зависит от них самих, от умения предвидеть и избежать возможную опасность; дать сведения о способах сохранения здоровья и применении их в повседневной жизни. Плакат, на котором изображены различные ситуации на дорогах. Цель: воспитывать у детей уважительное отношение к правилам дорожного движения и желание следовать им. Внесение в уголок театрализованной деятельности настольного тетра по сказке Ш. Перро «Красная шапочка». Цель: побуждать детей разыгрывать сказку «Красная шапочка» по ролям; продолжать формировать представление детей о безопасном поведении с незнакомцами. | Оформление памяток для родителей «Как знакомить ребенка 5 лет с правилами дорожного движения». Цель: повышать педагогическую компетентность родителей в формировании у детей представлений об элементарных правилах дорожного движения Консультации по теме «Дорожная азбука». Цель: вместе с родителями в ходе совместных игр и упражнений продолжать знакомить детей с источниками опасности на улицах и дорогах, мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами, сформировать умения и навыки безопасного поведения в транспорте и на дороге. Памятка «Как уберечь ребенка от насильственных действий взрослых», «Ребенок и другие дети» Цель: повышение педагогической культуры родителей в вопросах формирования основ безопасного поведения детей. Тематическая выставка «Внимание улица!» (книги, дидактические игры, пособия) Цель: реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома. |
IV НЕДЕЛЯ - «ТРАНСПОРТ» | |||
Познание (формирование целостной картины мира). Тема «Транспорт» Цель: формировать у детей представления о различных видах транспорта и его частях, отличительных особенностях, о названии профессий, связанных с транспортом. Закрепить знание элементарных правил безопасности движения. | Беседа «Машины на нашей улице» Цель: закрепить представление детей о назначении различных видов транспорта .В ходе беседы ис-пользовать презентацию «Транспорт» из интернет ресурсов. Целевая прогулка по ближайшей к детскому саду улице «По дороге в детский сад» Цель: закрепить знания детей о наземном транспорте (легковой, грузовой, специальный, общественный), конкретизировать представление о назначении дорожных знаков, светофора, наземного перехода. Игры с правилами и игровые упражнения «Школа светофора», «По дороге в детский сад», «Поставь дорожный знак», «Кто управляет этим видом транспорта», «Светофор», «Цветные автомобили». Цель: инициировать выполнение детьми знакомых правил поведения на улицах и дорогах в игровых ситуациях; обучать детей умению ориентироваться на дорогах, при переходе улиц и перекрестков. Игры-презентации «Загадки Светофорчика про транспорт», «Путешествие по городу» Цель : формировать у детей интерес к участию в совместных со сверстниками играх с правилами, продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью трехцветного сигнала светофора, учить адекватно реагировать на проигрыш. Творческие игры «Самолет», «Мчится поезд», «Путешествие в мир транспорта» Цель: развивать координацию речи с движением, творческое воображение; закреплять представления об особенностях различных видов транспорта. Рассматривание иллюстраций разного вида транспорта, картины «Улица города» Цель: расширять представления детей о транспорте; уточнить знания детей о назначении светофора, познакомить с работой регулировщика; закрепить знания о том, при каком сигнале можно переходить проезжую часть и что дети могут переходить дорогу только со взрослыми; продолжать знакомить с понятиями: «водитель», «пассажир», «пешеход»; познакомить с понятием «транспорт», побуждать использовать их в речи; конкрети-зировать представления о назначении проезжей части и тротуара. Изготовление макета улицы, на которой расположен детский сад. Цель: создавать условия для развития умения создавать коллективные постройки для их совместного обыгрывания. Сюжетная игра «Труд шофера» Цель: обогащать игру детей новыми сюжетными линиями на темы из окружающей жизни; побуждать включаться в совместные со взрослыми и сверстниками игры . Чтение с продолжением книги Ю. Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина» (главы 1 – 3 «Как лошадки скачут по улице». Цель: приобщать к разговору о книге, героях, их поступках; развивать желание использовать читательский опыт в других видах деятельности. Просмотр и обсуждение мультфильма «Незнайка за рулем» (студия «Союзмультфильм, реж. Ю.Клепацкий) Цель: напомнить детям о правилах безопасного поведения, чтобы не причинить вреда себе и здоровью окружающих. Ситуации общения: «Какие дорожные знаки ты знаешь», «Зачем троллейбусу рога?», «Какие виды транспорта ты знаешь», «Просто старушка» Цель: побуждать детей делиться личными впечатлениями со сверстниками и взрослыми, учить правилам поведения в общественном транспорте..
| Внесение наглядного дидактического материала «Транспорт», «Авиация» Цель: расширять представления детей о разных видах транспорта, желание узнать о них что-то новое. Внесение в книжный уголок произведений: Павлова Н. «На машине», Лев Ф. «Где ночуют трамваи и автобусы», «Вертолет», Михалкова С. «Дядя Степа – милиционер», «Моя улица», «Скверная история», Носов Н. «Автомобиль», Позиной Е. , Терентьевой Н. «Правила дорожного движения для детей»,Тумаринсон Г. «Новые приключения Буратино»; наглядного пособия Шипуновой В. «Дорога и дети. ПДД для детей дошкольного возраста» Цель: продолжать воспитывать у детей умение делать правильные выводы в ходе прослушивания литературных произведений о правилах безопасного поведения на улицах города. Пополнить игровой уголок машинами специального назначения: «Скорая помощь», пожарная машина, полиция, деревянным конструктором «Железная дорога», конструктором лего «Автодорога» Цель: поддерживать интерес детей к различным видам транспортных средств, формировать представление детей о железнодорожном переезде, шлакбауме, как средствах безопасного переезда автомашинами и перехода пешеходами железной дороги. Внесение макета улицы города для обыгрывания в режиссерских играх. Цель: Продолжать формировать представления детей об основных правилах дорожного движения для пешеходов; учить дополнять игровой макет игрушками-персонажами и предметами оперирования. Внесение незавершенной таблицы «Удивительные знаки» и работа с ней. Цель: Познакомить детей классификацией дорожных знаков; научить различать и понимать, что обозначают некоторые из них; учить правильно располагать дорожные знаки в соответствующие ячейки. Внесение книжек-раскрасок и картинок по теме «Транспорт» Цель: поддерживать интерес детей к транспортным средствам. Внесение ролевых атрибутов к сюжетным играм: билеты для пассажиров общественного транспорта, светофор, наборы моделей автомобилей и пассажирского транспорта, фуражки шофера. Цель: создавать условия для развития игрового сюжета, составляя цепочку игровых действий, логически связанных между собой действий | Оформление панки передвижки : «Знакомьтесь - транспорт», «Стой – опасность!» Цель: развивать педагогическую компетенцию родителей в формировании ОБЖ у детей. Памятка «Безопасная перевозка детей в личном автомобиле» Цель: напомнить об ответственности родителей за жизнь и здоровье ребенка при перевозке его на автомобиле Наглядная информация из серии «Вместе с мамой, вместе с папой» по теме «Транспорт» Цель: побуждать родителей обогащать представления детей о разнообразии транспорта посредством наблюдения за ним и отражения результатов наблюдений в совместной продуктивной деятельности (поделки из бросовых материалов» Консультация «Как научить ребенка культуре поведения в общественном транспорте» Цель: повышать педагогическую компетентность родителей в формировании у детей культуры Поведения в общественном транспорте Оформление листовок из серии «Сделайте дома с детьми» по теме «Транспорт» Цель: побуждать родителей обогащать представления детей о разнообразии транспорта посредством наблюдения за ним и отражения результатов наблюдений в совместной продуктивной деятельности (поделки из бросовых материалов). Выставка детских работ «Мы едем, едем, едем» Цель: демонстрировать творческие способности детей, сформировавшиеся умения и навыки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование работы с детьми первой младшей группы (адаптационная) в летний оздоровительный период.
Календарно-тематическое планирование работы с детьми первой младшей группы (адаптационная)...
Календарно-тематическое планирование работы с детьми 4-5летнего возраста в летний оздоровительный период
Задачи по основным направлениям развития с детьми 4-5 летнего возраста в летний оздоровительный период...
Календарно-тематический план образовательной работы с детьми дошкольного возраста по теме недели «Зимующие птицы»
Для детей старшего дошкольного возраста...
Календарно-тематический план образовательной работы с детьми дошкольного возраста по теме недели «Здоровому все здорово»
Для детей старшего дошкольного возраста...
Календарно-тематический план образовательной работы с детьми дошкольного возраста по теме недели «Транспорт. Профессии людей работающих на транспорте» с учетом гендерного типа детей и соответствующими методическими рекомендациями.
Тема: «Виды транспорта» Цель: Обогащать представления о видах ...
Календарно – тематический план по работе с детьми и родителями в старшей группе на 2023-2024 г.г.
№ п/пмесяцНазвание мероприятия1Сентябрь «День знаний» (совместный досуг детей и родителей).«Важная профессия»(тематическая беседа с детьми о профессии воспитатель) &l...