«Азбука безопасности» ср.гр.
учебно-методический материал по обж (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Азбука безопасности»
средняя группа
«Солнышко»
Воспитатель: Козорез А.Ю.
Паспорт проекта
"Азбука безопасности"
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность: долгосрочный (октябрь-апрель)
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.
Актуальность темы: Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах. Актуальность проекта связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Представленные сами себе дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, и ее скорость и переоценивают собственные способности, и считают себя быстрыми и ловкими. Поэтому изучение Правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день, а способность этому будет работа над проектом, посвященная изучению Правил дорожного движения. И может быть эффективной при условии если работу по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма педагог проводит целенаправленно с родителями и взрослыми, сопровождающими детей в дошкольное учреждение.
Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи: обучение детей правилам безопасного поведения на улицах и формирование у них необходимых навыков;
• Привлечение внимание родителей к воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дорогах;
• Воспитывать в детях грамотного пешехода.
Предполагаемый результат:
•дети знают элементарные правила дорожного движения, умеют ориентироваться в чрезвычайных ситуациях, ищут пути решения и выходы из них.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
- Подбор материала по Правилам дорожного движения, изготовление макета ПДД
Основной этап работы:
-Проведение мероприятий по модулю «Правила дорожного движения»- беседы, викторины, подвижные и дидактические игры, чтение художественной литературы, конструирование, сюжетно- ролевые игры, экскурсия к пешеходному переходу.
Заключительный этап:
• Итоговое мероприятие «Путешествие в страну Светофория».
Интеграция образовательных областей:
-познавательное развитие
-социально- коммуникативное развитие
-речевое развитие
-физическое развитие
-художественно- эстетическое развитие
Основной этап проекта реализует темы:
Октябрь -"Знакомство с улицей"
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Самостоятельная деятельность детей
Сотрудничество с семьей
-беседа "Знакомство с улицей"
-чтение худ. литературы Ю. Могутина «Случай на мостовой»,
-рисование " Моя улица"
-рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков улиц.
-дидактические игры по теме
-с/р игра "Наша улица"
- дидактические игры при помощи макета ПДД
Консультация «Улица полна неожиданностей и опасностей».
Сбор материалов для макета "Улица"
Ноябрь- "Умный светофорик"
-чтение литературы: С. Михалков «Светофор», «Скверная история», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета».
-беседа "Твой приятель Светофор".
- прослушивание песенка о светофоре муз. Н. Петровский.
- инсценировка «Бездельник Светофор» по сказке С. Михалкова.
-аппликация "Трехглазый друг"
- дидактические игры при помощи макета ПДД
- с/р игра "Семья и магазин"
-п/и "Красный, желтый, зеленый"
Декабрь- "Дорожные знаки- наши друзья!"
-ситуативная беседа «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороги в детский сад»
-загадывание загадок по теме.
-чтение Н.А. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку».
-раскраски "Дорожные знаки"
- дидактические игры при помощи макета ПДД
- просмотр мультфильмов и детских презентаций на темы правил дорожного движения.
-с/р игры "Транспорт"
Памятка для родителей «Причины детского дорожно – транспортного травматизма».
Январь- "Профессии на дороге"
- чтение А. Дорохова «Влиятельная палочка»; "Дядя Степа милиционер" С. Михалков.
-беседа " О труде взрослых (профессии ГИБДД).
-лепка "Жезл регулировщика"
- дидактические игры при помощи макета ПДД
- просмотр мультфильмов и детских презентаций на темы правил дорожного движения.
-с/р игры "Постовой", "Регулировщик".
Сбор картинок, иллюстраций по теме ПДД
Консультация "Ребенок в машине"
Февраль- "Транспорт"
- чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль» .
-беседа "Такие разные автомобили"
-рисование "Спец машины"
- дидактические игры при помощи макета ПДД
- просмотр мультфильмов и детских презентаций на темы правил дорожного движения.
-с/ролевые игры "Скорая помощь" "Пожарник" и т.д.
-конструирование из разных видов конструктора "Транспорт"
-рассматривание альбома "Марки автомобилей"
Март- "Грамотный пассажир"
- чтения сказки Н.А. Извековой «Как веселые человечки учили дорожную азбуку».
-с/р "Правила вежливого пассажира"
-раскрашивание раскрасок по теме ПДД
- дидактические игры при помощи макета ПДД
- просмотр мультфильмов и детских презентаций на темы правил дорожного движения.
-с/р "Автобус"
Памятка "Внимание дети!"
Апрель- "Путешествие в страну "Светофория"
- чтения сказки Н.А. Извековой «Как веселые человечки учили дорожную азбуку».
-экскурсия к перекрестку
-развлечение "Путешествие в страну Светофория"
- дидактические игры при помощи макета ПДД
- просмотр мультфильмов и детских презентаций на темы правил дорожного движения.
Используемая ЛИТЕРАТУРА:
1. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб.: Пресс, 2009.
2. Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 1998.
3. Уважайте светофор. Материалы из опыта работы ДОУ по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. – Киров, 1998.
4. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность». Учебное пособие по основам жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Пресс, 2002.
5. Хромцева Т. Г. «Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице». Учебное пособие. - Москва, 2007.
6. Радзиевская Л. И. «Ты и дорога» «Ты один на улице» ООО «Издательство «Литература» 2008,2009.
7. «Уроки осторожности» с тётушкой Совой.
8. «Три сигнала светофора» составитель СаулинаТ. Ф.
9. Белая
«Макет для изучения правил дорожного движения в детском саду для детей средней группы»
Макет предназначен как для непосредственно образовательной деятельности, так и для самостоятельной деятельности детей. Данное пособие можно использовать при интеграции образовательных областей: "Социализация", "Труд", "Безопасность", "Коммуникация", "Познание", а также оно обеспечивает развитие игровых навыков. Оно будет полезно для детей дошкольного возраста, педагогов и родителей
Цели и задачи макета.
Цель: Формирование основ безопасного поведения детей на дороге; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
- Создать условия для сознательного изучения детьми ПДД.
- Обучать детей необходимому минимуму ПДД.
- Сформировать первоначальное представление о движении пешеходов и транспорта на дорогах и улицах.
- Учить детей использовать полученные знания.
- Закреплять умения сравнивать (находить сходства и различия).
- Обогащать и расширять словарный запас детского кругозора.
- Формировать навык составления короткого рассказа.
- Развивать у детей память, мышление, воображение.
- Закреплять знания детей о формах, размерах и цветах.
- Вырабатывать у детей привычку правильного поведения на дороге.
Использование макета для изучения правил дорожного движения
в средне группе
1) Дорога.
Цель: Закрепить знания детей о дороге и правилах поведения на ней.
Краткое описание: Воспитатель в игровой форме рассказывает о пешеходах, тротуаре и пешеходном переходе. Последний, отмечен белыми полосами, полосатый как зебра. Читает стихотворение об этом переходе.
Наш ребенок очень мал,
Но о многом он узнал,
И дорогу перейдет
Только там, где “ПЕРЕХОД”
– Где бы мне, – кричит, – найти
“Зебру”, чтоб по ней идти?
Воспитатель просит показать на макете, как ведут себя на дороге пешеходы?
Игра “Пешеходы”: Дети берут в руки фигурки людей и животных. Они – пешеходы. Пешеходы повторяют стихотворение и переходят дорогу по “зебре” или двигаются по тротуару. Игра как поход в больницу, в гости или магазин. При этом ребенок рассказывает, как он будет двигаться. Воспитатель следит за правильностью ответов и соответствующих действий.
2) Шофёры.
Цель: Познакомить детей с правилами дорожного движения для машин.
Краткое описание: Воспитатель в игровой форме сообщает, где и как должны двигаться машины. А потом просит показать на макете, как ведут себя на дороге шоферы за рулем машин?
Игра “Шоферы”.
Дети разбиваются на несколько групп: одни – пешеходы (берут в руки фигурки людей), другие – шоферы (берут в руки машинки). Шоферы “садятся” в машины и едут только по дороге, останавливаясь перед пешеходным переходом, если по нему идут пешеходы. А пешеходы вместе переходят дорогу по “зебре” или двигаются по тротуару . Игра повторяется несколько раз, дети меняются ролями.
3) Светофор.
Цель: Познакомить детей со светофором, учить понимать значение красного, желтого и зеленого цвета “глаз” светофора.
Краткое описание: Воспитатель, используя макет светофора, рассказывает о принципе его работы. Читает стихотворение:
На красный свет – дороги нет!
На жёлтый – подожди! ...
Когда горит зелёный свет
Счастливого Пути!
Игра “Шоферы” (с усложнением).
В правила игры добавляется светофор (регулирует воспитатель). Машины на красный свет останавливаются, а в это время для пешеходов загорается зеленый свет, и они переходят дорогу.
4) Путешествие по нашему селу.
Цель: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения.
Краткое описание: Воспитатель напоминает, что наше село состоит из домов, людей, в которых они живут; магазинов, больницы, дорог, тротуаров, пешеходных переходов и машин. Предлагает отправиться в путешествие по нашему селу, используя макет.
Игра “Шоферы” (со светофором).
Данные занятия создают основу для дальнейших сюжетных игр с детьми. В последующих играх предполагается рассказать какому-либо сказочному персонажу о правилах дорожного движения; оказать помощь героям, попавшим в аварию или нарушившим правила движения; отправится в гости или на экскурсию.
Использование макета в разных образовательных областях.
Макет не оставляет равнодушными детей как на непосредственно образовательной деятельности так и во время самостоятельной деятельности. Игры посредством макета способствуют развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора, активизации словарного запаса детей. Воспитанники придумывают свои сюжеты в игре, что свидетельствует о развитии воображения, памяти и творческого подхода.
Формирование элементарных математических представлений:
- Совершенствовать умение сравнивать по высоте и ширине.
- Упражнять в сравнении групп предметов
- Закрепить знание цветовой палитры.
- Формировать пространственные ориентиры: слева, справа, впереди и др.
-Упражнять в определении геометрических фигур.
Безопасность:
✓ Беседы "Из чего состоит дорога" (проезжая часть, тротуар, переход).
✓ Беседы "Мой друг Светофор" (как правильно переходить дорогу).
✓ Беседы "Правила движения транспорта".
✓ Закрепить знание сигналов светофора.
Социализация, труд:
- Беседы, ситуативные разговоры по теме "Профессия строитель", "Профессия дорожник", "Профессия полицейский", "Общественный транспорт", "Специализированная техника" и т.д.
- Чтение различных рассказов про взаимовыручку и взаимоуважение на дороге.
- Различные сюжетные игры.
Речевое развитие:
- Беседы, рассматривание.
- Чтение стихов.
- Составление коротких рассказов.
- Отгадывание загадок.
- Кукольный театр по правилам движения.
- Составление сказок.
Познание:
- Познакомить с различными видами транспорта.
- Расширить представление о родном селе.
- Продолжать знакомить с людьми разных профессий.
Подводя итоги, следует отметить, что макет – элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов.
Макет предназначен для изучения правил дорожного движения для детей второй младшей группы. В будущем предполагается усложнение данного пособия с учетом возрастных особенностей детей: добавление знаков дорожного движения, стоянки, зданий и другое.
Чем раньше мы начнём изучать ПДД, тем быстрее у ребят сформируется привычка грамотного поведения на дорогах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по безопасности дорожного движения в старшей группе "Азбука безопасности"
Материал позволяет в музыкально-игровой форме обучить детей правилам дорожного движения....
Конспект образовательной ситуации по безопасности деятельности детей с использованием игровой технологии в образовательном процессе «Азбука безопасности»
Цель: формирование у детей знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с различными дорожными знаками;- закрепить представление детей о назначении светофора, ...
Сценарий беседы с применением ИКТ для детей среднего и старшего дошкольного возраста по тематической неделе «Безопасности» «Азбука безопасности».
Данный материал можно использовать для детей среднего и старшего дошкольного возраста при проведении тематической неделе "Безопасности"....
Спортивно - познавательный праздник по основам безопасности и жизнедеятельности из цикла «Азбука безопасности для подготовительной группы «Спички - не тронь, в спичках – огонь»
Занятие по пдд в подготовительной группе проводилось для обеспечения безопасного, здорового образа жизни, чтобы научить детей правилам безопасного пребывания дома, ...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект развлечения в старшей группе по безопасности "Азбука безопасности"
Задачи: Продолжать учить находить решение в проблемных ситуациях; закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Закреплять знания о правилах дорожного движения; развивать физические качеств...
Конспект ООД по безопасности (личная безопасность) для детей старшего дошкольного возраста «Азбука безопасности»
Конспект ООД по безопасности (личная безопасность)для детей старшего дошкольного возраста«Азбука безопасности»...