Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Огонь – помощник или разрушитель» для детей старшей группы
методическая разработка по обж (старшая группа)
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 5-6 лет (старшая группа) направлен на обобщение и уточнение знаний о правилах пожарной безопасности. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью формирования у воспитанников ответственного отношения к огнеопасным и легковоспламеняющимся предметам, а так же повышения основ безопасности жизнедеятельности воспитанников. Непосредственная образовательная деятельность включает экспериментальную деятельность, развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного проектора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.docx | 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Тарко-Сале
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему: «Огонь – помощник или разрушитель»
для детей старшей группы
Шаульская Н.Ю.
воспитатель старшей группы
г.Тарко-Сале
2018г.
Цель: Формирование разностороннего представления об огне, как о помощнике и о разрушителе.
Задачи:
- Образовательные: Закреплять правила безопасности при обращении с огнем.
- Развивающие: Развивать представление о том, как человека добыл огонь. Развивать представление о роли огня в жизни человека;
- Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес;
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Методические приемы:
-игровой (использование сюрпризных моментов).
- наглядный (использование демонстрационного материала).
- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
-практический.
- проблемно-поисковый.
-поощрение.
Материалы и оборудование: Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Огонь – помощник или разрушитель» для детей старшей группы, «письмо», картинки, плакат, презентация «Как люди добыли огонь», свеча, спички, ткань, вода, песок, прозрачный стакан.
Словарь: стихия, стихийное бедствие.
Структура занятия
1.Вводная часть-2 минуты.
1. Организационный момент.
2.Основная часть-20 минут.
- Беседа с рассматриванием слайдов «Как человек добыл огонь»
- Игра с мячом «Угадай-ка»
- Опыт 1.
- Опыт 2.
- Динамическая пауза «Ровным кругом друг за другом»
- Опыт 3
3.Заключительная часть- 3 минуты.
- Анализ НОД (о том какие знания получили дети).
- Рефлексия.
Ход непосредственно образовательной деятельности
- Вводная часть – 2 минуты.
- Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня утром мне передали письмо. Пишет нам Знайка из Цветочного города, где живут коротышки:
«Здравствуйте!
Ребята, произошла беда – Незнайка вдруг решил, что огонь – нам друг и с ним можно играть. Конечно, я пытался объяснить, что огонь не только помогает нам, но и может принести много бед. Но Незнайка не желал меня слушать. Однажды он решил поиграть с огнем в прядки, так огонь чуть не сжег дотла весь дом, еле ели успели спасти Незнайку.
Конечно, после этого случая Незнайка перестал играть с огнем, но жители Цветочного городка решили нарисовать плакат и отправляют вам, что бы всегда помнили, что огонь – это не только помощник, но и разрушитель.
Знайка.»
Давайте посмотрим, какой же плакат прислали жители Цветочного городка.
Показать пустой плакат
Воспитатель: Ребята, картинки решили проверить, а знаете ли вы «Огонь – помощник или разрушитель?»
Дети: огонь – помощник, нет огонь – разрушитель.
- Основная часть – 20 минут.
- Беседа с рассматриванием слайдов «Как человек добыл огонь»
Воспитатель: Прежде чем клеить картинки на плакат нам надо провести исследование «Огонь нам помощник или разрушитель?»
Сейчас мы посмотрим презентацию, как люди добыли огонь.
Презентация:
Слайд 1. Титульный лист
Слайд 2. Древние люди первый огонь добывали при стихийных бедствиях, когда во время грозы загоралось дерево или горел лес.
Слайд 3. Люди ценили и боялись огня. Они поклонялись огню, как богу и подкармливали его не только дровами, но и другими угощениями. На картинке вы можете увидеть, как огонь кормят фруктами.
Слайд 4. Огонь помогал защититься от диких животных.
Слайд 5. Согревал и освещал жилище.
Слайд 6. Помогал приготовить пищу.
Слайд 7. Однажды человек заметил, что, если долго тереть одну палочку от другую можно получить огонь. А еще, есть какие камни, которые можно ударить друг об друга и получить огонь. Так человек научился добывать огонь.
А как сегодня ваши мамы добывают огонь?
Дети: спички, зажигалки.
Воспитатель: слайд 8. Люди изобрели спички и различные зажигалки, которые позволяют быстро добывать огонь.
- Игра с мячом «Угадай-ка»
Что- то мы с вами засиделись, не пора ли нам размяться?
Дети: да!
Воспитатель: сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай-ка», проверим вашу внимательность и ловкость. Вставайте ребята в круг. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы в это время будете передавать мяч по кругу, а как только я загадаю загадку, у кого в руках окажется мяч, должен дать ответ на мою загадку. Кто ответ не знает – выбывает.
Игра с мячом «Угадай-ка»
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова, целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь
Искусает всю ладонь (огонь)
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пёк.
Для похода он хорош,
Да с собою не возьмёшь (огонь).
Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя? (противогаз)
Что за лестница такая
Из машины вырастает,
Поднимаясь выше дома,
Всем пожарным так знакома. (лестница на пожарной машине)
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
Мы быстро, словно стрелы. (пожарная машина)
Победит огонь коварный,
Тот, кого зовут….(пожарный)
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой.
А скорей залей….(водой)
Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспухнуть как костре.
Не шути с сестричками,
Тоненькими … (спичками)
Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать! (пожарные)
Висит – молчит,
А перевернешь, шипит, и пена летит (огнетушитель)
С языком, а не лает, без зубов, а кусает (огонь)
Летала мошка – сосновая ножка,
На стог села – все сено съела (спичка)
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки разгадали, только нам пора возвращаться на места и продолжить наше исследование.
Дети проходят на свои места.
- Опыт№ 1.
Воспитатель: И так, ребята, первая картинка на ней папа с сыном сидят возле костра и что – то варят в котелке. Огонь здесь помощник или разрушитель?
Дети: помощник
Воспитатель: Конечно, огонь – помогает согреться и приготовить пищу. Хотите провести эксперимент?
Дети: Да.
Воспитатель: Прежде чем проводить эксперимент следует вспомнить правила безопасности. Ребята, а какие правила безопасности вы знаете?
Дети: нельзя играть со спичками, нельзя прятаться под кроватью, при пожаре надо звонить 01.
Воспитатель: Хорошо.
Правило № 1: Спички детям не игрушка.
Правило № 2: Огонь – может сильно обжечь, поэтому его трогать нельзя.
Правило № 3: Если видишь, что что-то горит – сообщи взрослому.
Опыт № 1. Огонь – источник тепла.
Воспитатель: Давайте проверим, идет ли тепло от свечи.
(передаем свечу по кругу)
Дети: нет свеча холодная.
Воспитатель: Я сейчас зажгу свечу, а вы вытяните вперед руки и скажите: тепло или холод идет от свечи.
Дети: тепло.
Воспитатель: (погасить свечу) а теперь тепло есть?
Дети: нет.
Воспитатель: Хорошо, мы делаем вывод: огонь – источник тепла.
- Опыт № 2.
Воспитатель: А, давайте посмотрим на другую картинку. Здесь ребята уходят из леса, а лес горит. Это хорошо или плохо?
Дети: Плохо.
Воспитатель: Как вы думаете, почему загорелся лес?
Дети: Дети забыли потушить костер.
Воспитатель: Давайте посмотрим еще на одну картинку. Здесь дети развели костер, а на одном из мальчиков загорелась одежда. Это хорошо иди плохо?
Дети: Плохо.
Воспитатель: На картинке есть надпись, она гласит:
У костра играли дети.
Куртка вспыхнула на Пете.
Заметался он с испугу,
Но помог Никита другу:
Петю набок повалил
И водой его облил…
Забросать землей пришлось,
Чтобы пламя унялось.
В горящей одежде бежать запрещается.
От ветра сильнее огонь разгорается.
Воспитатель: Давайте проведем опыт.
Дети: да!
Опыт № 2. От ветра огонь быстрее разгорается
Воспитатель: У меня есть небольшой кусочек ткани. Я его подожгу, а вы будете изображать ветер, и дуть на огонь.
Воспитатель поджигает ткань, а дети дуют. Огонь сильнее разгорается.
Воспитатель: Ребята я сейчас нарою прозрачным стаканом нашу горящую ткань и посмотрите, что происходит. Огонь становится все меньше и меньше.
- Динамическая пауза «Ровным кругом друг за другом»
Воспитатель: Ребята, я смотрю, вы уже стали сидеть давайте немного разомнемся. Поиграем в игру «Ровным кругом друг за другом»
Проводится игра «Ровным кругом друг за другом»
Дети образуют круг, в центре находится водящий. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят текст:
Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделаем вот так...
По окончании они останавливаются, а водящий (затейник) показывает какие-либо движения; дети повторяют их. Затем выбирается новый водящий, игра возобновляется.
- Опыт № 3.
Опыт № 3. Огонь можно потушить водой и песком.
Воспитатель: А чем еще можно тушить огонь?
Дети: Водой.
Воспитатель: Конечно, водой. Но если вдруг не будет рядом воды, огонь можно потушить землей или песком. Смотрите: я насыпаю на огонь песок, и огонь потухает.
Воспитатель: Дети давайте сделаем вывод: ветер помогает огню разгореться или его тушит?
Дети: Ветер помогает разгореться.
Воспитатель: Огонь можно тушить только водой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Чем еще можно потушить огонь?
Дети: Песком, землей.
Воспитатель: Молодцы, огонь можно потушить землей или песком.
Воспитатель: Ребята давайте вернемся к нашему плакату. Смотрите, огонь помогает нам согреться, приготовить пищу и осветить комнату, когда нет электричества. Но смотрите, сколько бед может принести маленький огонек. Огонь может уничтожить лес и даже дом, если оставить его без присмотра.
Воспитатель: Давайте подведем итог: огонь – помощник или разрушитель?
Дети: помощник, разрушитель?
Воспитатель: Почему?
Дети: Помощник – помогает готовить, разрушитель – уничтожает леса.
Воспитатель: Огонь – помощник, если правильно с ним обращаться, не оставлять его без присмотра и не играть со спичками.
- Заключительная часть – 3 минуты.
Вопросы для рефлексии:
Как человек добыл огонь?
Какова роль огня в нашей жизни?
Когда огонь является нашим помощником?
Когда огонь является разрушителем?
Какие правила безопасности вы соблюдаете дом?
Какие новые слова вы запомнили?
Литература:
К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 64с.
Интернет источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Путешествие в сказочный город» для детей подготовительной группы
Программное содержание:Образовательная задача:...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Фиксики в гостях у ребят» в старшей группе
Цель занятия формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей воспитанников в совместной игровой деятельности в процессе решения практических ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Путешествие по родному краю» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию На тему: «Правильное питание-залог здоровья» для детей старшей группы.
Тематическое занятие направлено на формирование у детей представлений о здоровом питании как одной из составляющих едениц здорового образа жизни. Все задачи реализуются через разные виды детской деяте...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Хорошо рядом с мамой» для детей средней группы
Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместного мероприятия.Побуждать детей и родителей к активному участию в жизни детского сада и группы. Воспитывать...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Родной край - люби и знай» в старшей группе «Солнышко»
Цель: Формирование любви к малой Родине. Задачи: Воспитывать интерес детей к истории малой Родины, чувство гордости за место, где они родились и живут; чувство гордости за своих односельчан...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «В гостях у Медуницы» Для детей старшей группы
конспект занятия-квеста для детей старшей грппы для знакомства с лекарственными растениями и их пользы человеку....