практико-ориентированный проект "Безопасность ребенка в быту"
проект по обж (старшая группа)
Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об основах безопасного поведения в быту обусловлена тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на опасную ситуацию, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен сознательно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников необходимо развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты они всегда могли адекватно действовать.
Таким образом, формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту – актуальная задача современного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_starshaya_gruppa_bezopasnoe_povedenie_v_bytu.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад №1 «Дюймовочка»
Практико-ориентированный, познавательный, долгосрочный проект
«Безопасность ребенка в быту»
Воспитатель: Григоренко Е.М.
г. Новоалександровск
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений об основах безопасного поведения в быту обусловлена тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на опасную ситуацию, непосредственность часто ставит их перед реальными опасностями. Число детей пострадавших от опасных ситуаций в быту возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен сознательно действовать в той или иной обстановке. У дошкольников необходимо развивать самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты они всегда могли адекватно действовать.
Таким образом, формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту – актуальная задача современного образования.
Тип проекта: практико-ориентированный, познавательный, долгосрочный.
Длительность проекта: 2 месяца (сентябрь-октябрь)
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Цель проектируемого процесса: сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления об основах безопасного поведения в быту.
Задачи проектируемого процесса:
Задачи проектируемого процесса на детей:
- Вызвать у детей интерес к изучению основ безопасного поведения в бытовых жизненных ситуациях.
- Сформировать у детей знания и представления об основах безопасного поведения в бытовых жизненных ситуациях.
- Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления в самостоятельной повседневной жизнедеятельности.
Задачи проектируемого процесса на родителей:
- Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту.
- Повысить компетентность родителей по вопросам формирования у детей представлений об основах безопасного поведения в быту через: консультации-практикумы, родительские собрания, оформление информационных стендов, папок-передвижек.
- Способствовать активному участию родителей в беседах с детьми о безопасности в быту, ситуациях предупреждения травматизма, принятии мер предосторожности, тематических конкурсах, соревнованиях на темы безопасности в быту.
Задачи проектируемого процесса на образовательную среду:
- Разработать подходы к созданию в группе образовательной среды, способствующей формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о безопасном поведении в быту.
- Пополнить предметно-развивающую среду группы наглядными пособиями (модели, плакаты, макеты), дидактическими играми, альбомами на заданную тему, детскими рисунками, настольно-печатными играми, разными видами театра, диафильмами, сборниками стихов, загадок, пословиц, атрибутами к сюжетно-ролевым играм, которые позволяют сформировать у детей представления об основах безопасного поведения в быту.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
ЗНАНИЯ – ОТНОШЕНИЯ - ДЕЙСТВИЯ
Цель: выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений об основах безопасного поведения в быту.
Критерии:
- Когнитивный критерий
Показатели:
- Наличие представлений у детей старшего дошкольного возраста об опасных предметах и опасных ситуациях в быту.
- Наличие представлений у детей о том, как быстро и правильно действовать в различных опасных жизненных ситуациях.
2.Эмоционально-мотивационый критерий –
Показатели:
- Наличие у детей интереса к изучению материала по безопасному поведению в бытовых условиях.
- Наличие эмоционально-позитивного отношения к предметам окружающего быта.
- Наличие желания охранять свое здоровье.
- Деятельностный критерий –
Показатели:
- Наличие у дошкольников умения применять свои знания по безопасному поведению в жизненных ситуациях.
- Наличие у детей умения действовать с предметами быта в окружающей среде.
- Наличие у детей умения предвидеть опасность и построить адекватное безопасное поведение.
Методы исследования (диагностики):
- Беседы с детьми
- Разбор проблемных ситуаций
- Анкетирование родителей.
Комплексно - тематическое планирование процессуального компонента
Этапы | Цель, задачи | Способы и формы работы | Деятельность | Результат | ||
Педагога | Детей | Продукт | Эффект | |||
I этап Когнитивный | Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания и представления об основах безопасного поведения в быту Задачи: 1.сформировать представления у детей об опасных бытовых предметах. 2.сформировать представления об опасных ситуациях. 3.сформировать представления о безопасном обращении с бытовыми приборами. | -Беседа «Почему песпорядок может быть опасен?» -Чтение художественной литературы «Правила безопасности» Ю.Соколова -Д/и «Инструменты домашнего мастера» -Загадки про опасные предметы -Тематические недели «Правила поведения для воспитанных детей» -Проведение совместно с родителями викторины «Юные помощники». | -Проводит беседу -Организует д/и -Организует деятельность по формированию знаний о бытовых предметах (приборах) -Проводит тематическую неделю -Поощряет детей и родителей за активность, творчество, сотрудничество при выполнении заданий -Подбирает литературу. | Рассматривают представленные материалы -Участвуют в тематических мероприятиях -Участвуют в обсуждении произведений художественной литературы -Участвуют в д/и -Разгадывают загадки -Участвуют в викторине. | Конспекты проводимых мероприятий: -Тематические недели -Картотека д/и, - план беседы. | -Представления об опасных предметах быта -Представления об опасных ситуациях -Представления о безопасном обращении с бытовыми приборами. |
II этап Эмоционально-мотивационный этап | Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-положительное отношение к опасным предметам окружающего мира. Задачи: 1. Вызвать у детей желание изучать правила безопасного поведения в быту 2. Вызвать у дошкольников интерес к изучению материала по безопасности в бытовых ситуациях 3. Вызвать у детей желание охранять свое здоровье. | - Организация экскурсий на пищеблок и в прачечную «Путешествие в страну стирального порошка» - Показ видеофильмов по безопасному поведению «Как избежать неприятностей» - Беседа «Если дома ты остался один» - Создание проблемных ситуаций. | - Организует экскурсию на пищеблок и в прачечную - Знакомит с опасными электроприборами - Создает ситуации, мотивирующие личную заинтересованность детей в изучении безопасного поведения в быту - Подбирает видеоматериалы о правилах пользования бытовыми приборами - Проводит беседу. | - Посещают пищеблок, прачечную - Слушают, обсуждают и запоминают новые для них знания о электроприборах -Решают ситуации, связанные с безопасным поведением в быту Просматривают видефильмы о правилах безопасного поведения -Участвуют в беседах и обсуждениях. | - Конспекты экскурсий - Конспект беседы | -Эмоционально-положительное отношение детей к предметам окружающего мира -Желание изучать правила безопасного поведения в быту -Интерес к изучению материала по безопасности в бытовых ситуациях -Желание охранять свое здоровье. |
III этап Деятельностный этап | Цель: побуждать детей старшего дошкольного возраста применять знания о безопасном поведении в быту в деятельности Задачи: 1. Формировать у детей умение применять свои знания об основах безопасного поведения в жизни 2. Побуждать детей действовать с предметами быта в окружающей среде 3. Побуждать детей обогащать свой жизненный опыт по безопасному поведению в бытовых ситуациях. | -Рисование «Опасные предметы» -Организация выставки рисунков -Сюжетно-ролевые игры -Д/и «Инструменты домашнего мастера» | -Создает условия для проведения изодеятельности -Организует выставку рисунков -Создает условия для проведения сюжетно-ролевых, дидактических игр | -Принимает участие в изобразительной деятельности (рисунки) -Участвует в выставке -Принимает участие в игровой деятельности | -Экспозиция совместных работ детей по изобразительной деятельности -Конспекты игрового взаимодействия детей и взрослого в процессе сюжетно-ролевых игр с предметами быта. | -Умения применять знания в продуктивной деятельности с предметами быта -Умение использовать правила безопасного поведения с бытовыми приборами в игровой деятельности. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
- Разработка конспектов бесед, экскурсий, тематических недель, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр.
ЛИТЕРАТУРА
- Авдеева, И.Н. Безопасность / И.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб. : «Детство-ПРЕСС», 2005.
- Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников / К.Ю. Белая, В.Н. Зилюнина, Л.А. Кондрыкинская. – М. : Просвещение, 2001.
- Соколова Ю. Правила безопасности
- Хромцова, Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту. Учебное пособие / Т. Г. Хромцова – М. : Педагогическое общество России, 2005.
- Шорыгина, Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей / Т.А. Шорыгина. – М. : Книголюб, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика - ориентированный творческий проект «Летние фантазии»
Опыт работы по благоустройству прогулочного участка группы...
Информационный практико-ориентированный краткосрочный проект «Быть здоровым – здорово!»
Проект «Здоровым быть - здорово» - направлен на создание здоровье сберегающего образовательного пространства в группе, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса ...
Проект «Безопасность ребенка в быту»
Проект«Безопасность ребенка в быту»...
Проект «Безопасность ребенка в быту»
проект...
Проект "Безопасность ребенка в быту"
Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наши квартиры, до отказа заполнены различной быто...
Презентация по проекту "Безопасность ребенка в быту"
Учить детей избегать дома ситуаций, опасных для жизни и здоровья; формировать умение правильно себя вести в опасных ситуациях; создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах безоп...