Дополнительная образовательная программа «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА» для дошкольников
рабочая программа по обж (средняя группа)
Программа дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная азбука»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 110.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
« ДОРОЖНАЯ АЗБУКА »
для дошкольников
срок реализации программы - 1 год
2019 год
Содержание Программы
1. Информационная карта программы……………………………. | 3 |
2. Пояснительная записка…………… ………..…………………... | 4 |
3. Учебно-тематический план……………………………………... | 8 |
4. Содержание дополнительной образовательной программы….. | 16 |
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы…………………………………………………………. |
21 |
5. Список литературы……………………………………………… | 23 |
Приложения ………………………………………………………... | 24 |
Информационная карта программы
Полное название работы | Программа дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная азбука» |
Руководитель | Воспитатель Тажекенова Гульнара Кудабаевна |
Территория | Оренбургская область,, Новоорский район , С. Чапаевка |
Наименование (полное) образовательного учреждения | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад »с.Чапаевка |
Юридический адрес | 462807, Оренбургская обл. Новорский район. с. Чапаевка, ул. Оренбургская 7 |
Контактный телефон | Телефон: 7-65-63 |
Ф.И.О. заведующего образовательного учреждения | Жимбаева Айслу Темирхановна. |
Адрес электронной почты | dou290021@yandex.ru |
Цель программы | Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и в различных видах детско-взрослой деятельности . |
Сроки реализации программы | 2019-2020 учебный год |
Место проведения | МДОУ «Детский сад» с. Чапаевка |
Пояснительная записка
Программа «Дорожная азбука» (далее «Программа») имеет социально-педагогическую направленность.
Проблема, обозначенная в данной Программе, заключается в том, что у детей младшего возраста не сформированы представления об опасности ожидающей их за дверями дома и о ценности собственной жизни и здоровья. У взрослых же, находящихся в ближайшем окружении ребенка подчас беспечное, не внимательное отношение как к собственному поведению на дороге, так и к поведению детей.
Актуальность Программы заключается в следующем: количество транспорта на дорогах города растет, это влечет за собой увеличение числа дорожно-транспортных происшествий, травматизм в ДТП носит характер «национальной катастрофы». Дети это особая категория пострадавших в результате ДТП.
Несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бываю дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает своевременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров - детей. Предоставленные около дома, чаще всего, самим себе, дети, особенно младшего возраста, не считаются с реальными опасностями. Они еще не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Итак, задача всех взрослых, находящихся в ближайшем окружении ребенка, объединить свои усилия, что бы помочь ему сориентироваться на улице, формировать его знания о безопасном поведении, представления обо всех объектах улицы, дороги, воспитывать ценностное отношение к жизни своей и чужой.
Целесообразность проведения данной работы объясняется тем, что, как сказано выше, по данным статистики, ДТП с участием детей возрастает из года в год, а также особенностями младшего дошкольного возраста, в котором формируются устойчивые поведенческие навыки и привычки. Необходимо уже в младшем дошкольном возрасте заложить способность детей ориентироваться в окружающей действительности и всё, что ребёнок усвоит в дошкольном учреждении, останется с ним навсегда. Так как ранний и младший дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом в развитии ребенка, необходимо, как можно раньше начать формировать представления детей о дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте. Только взрослые, объединив свои знания и усилия, в совместном общении с дошкольниками и в совместном творчестве, способны предотвратить гибель детей в ДТП и снизить до максимально возможного минимума дорожный детский травматизм.
Новизна Программы в объединении традиционных уже известных и широко применяемых методов обучения с современными, интерактивными технологиями обучения детей правилам дорожного движения.
Цель Программы: формирование у младших дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах .
Задачи:
1.Формирование знаний воспитанников о правилах дорожного движения.
2.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов, моделирование проблемных ситуаций в совместных поисках решения их.
3.Организация предметно-развивающей среды в группе по безопасности.
4. Вовлечение родителей в образовательный процесс по предупреждению дорожного травматизма детей, обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
Программа направлена на формирование знаний младших дошкольников правил дорожного движения, формирование навыков безопасного поведения на дороге, ценностного отношения к жизни и здоровью.
Срок реализации программы - 1 учебный год. В программе заложен годовой цикл мероприятий количеством 35, которые проводятся 1 раз в неделю по продолжительности - 20 минут, занятия проводятся во вторую половину дня.
Возраст | Количество мероприятий в неделю | Количество мероприятий в год | Количество теоретических мероприятий | Количество практических мероприятий | Длительность одного мероприятия | Общее количество часов за год |
4г | 1 | 35 | 11 | 24 | 15 | 9 часов 15 минут |
Условия реализации Программы.
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах реализуется через активную детско-взрослую деятельность, организованную в форме кружковой работы. Также и в организованной образовательной деятельности, включением в занятия игр, проблемных ситуаций и др., по теме Программы, и в других режимных моментах ДОУ (прогулки, беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, обсуждение случайно возникших ситуаций и т.п.).
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение, создание развивающей предметно-пространственной среды в группах и ДОУ, что включает в себя:
1.Пополнение методического, и дидактического обеспечения образовательного процесса по обучению воспитанников дошкольного возраста правилам дорожного движения.
2.Использование информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников ПДД.
3.Уголок безопасности в группе.
4.Реконструкция совместно с родителями «Дорожки безопасности» на территории ДОУ.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Принципы программы.
1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных и возрастных особенностях каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования).
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
6. Формирование познавательных интересов по теме Программы и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
В процессе реализации Программы возможно достижение следующих результатов:
- Наличие у воспитанников дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения.
- Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
- Обогащение предметно-развивающей среды в группе по обучению воспитанников ПДД.
- Активизация взаимодействия взрослых, повышенный интерес, инициатива и ответственность к обеспечению безопасности дорожного движения детей.
Формы подведения итогов по реализации Программы:
-диагностика сформированности основных компетенций воспитанников по ПДД в конце учебного года;
- акция «За безопасность дорожного движения - мы вместе!»;
- выставка творческих работ «Соблюдай ПДД - не окажешься в беде»;
- участие в викторинах и конкурсах по ПДД.
Учебно-тематический план
Мероприятия по формированию знаний по ПДД проводятся в организованной разнообразной деятельности в свободной, режимной и непосредственной образовательной деятельности + 35 занятий в год - кружок во второй половине дня 1 раз в неделю.
№ занятия | Тема | Количество часов | Содержание | Примечание | ||
Всего | Теоритические занятия | Практические занятия | ||||
Сентябрь | ||||||
1. | 1 неделя Знакомство с центрами ПДД (перед прогулкой)
Беседа-обсуждение «Лучший маршрут» по предварительноподготовлен- ным, род+дети, схемам «Дорога в дет сад» (свободная деятельность) «Дороги нашего села» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | Познакомить детей с оснащением центров дорожной безопасности в группах и в ДОУ, с их функциями (Экскурсия по группам и др. помещениям ДОУ, рассказ-беседа о назначении центров) Формировать знания воспитанников о безопасном поведении на улицах города, умение выбрать оптимально безопасный маршрут от дома до детского сада. Обсуждение опасных объектов и ситуаций в пути от дома до детского сада способом моделирования их на макете, обсуждение способов избежать опасности. Активизировать знания детей о дороге и ее составляющих частях, формировать знания о социальной действительности (рассказ-беседа по презентации, применение игр социо-коммуникативной направленности, интерактив.) | Экскурсия по группам и др. помещениям ДОУ, рассказ-беседа о назначении центров Беседа-обсуждение Показ презентации, интерактивные игры. | |
2. | 2 неделя Краткосрочный (1 нед.) проект «Наши родители-водители!» «Профессия водитель» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | В начале недели вводная беседа к проекту, совместный выбор заданий на дом по теме (стихи, рассказ по фотографии, расскраска+рассказ, поделки, рисунки и т.п.). В течение недели беседы, показ презентаций по ПДД с дид. и интерактивными играми, настольные игры. В конце недели подведение итогов проекта, продукт-альбом «Наши родители - лучшие водители!» Систематизировать знания о профессиональной деятельности водителя, знакомить с понятием «медицинский осмотр», формировать знания о зависимости профессиональной деятельности от состояния здоровья. | Презентации, интерактивные игры, беседы, дид и настоль-ные игры, проблемные ситуации, художествен-ное творчество. Рассказ педагога с показом картинок, дидактическая игра «Назови профессию», сюжетно-ролевая игра «Медосмотр». | |
3. | 3 неделя Дид. игра «Виды общественного транспорта» (свободная деятельность) «Мы пассажиры» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | Развивать познавательный интерес, расширять знания о транспорте. Формировать знания детей о правилах поведения и безопасности в общественном и личном (авто родителей) автотранспорте. | Интерактивная викторина | |
4. | 4 неделя Экскурсия в Школу (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | Познакомить воспитанников с центрами ПДД в щколе . беседа с учителем школы, знакомство с учениками-первоклассниками. | Экскурсия в школу . | |
Октябрь | ||||||
5. | 1 неделя «Странный водитель» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | Обобщать знания об опасных ситуациях на дороге, связанных с состоянием здоровья водителей, развивать умение находить правильное решение. | Презентация «Опасности на дороге» | |
6. | 2 неделя «Как вернуть футбольный мяч?» (НОД) | 1 | 1 | Формировать способность детей моделировать проблемную ситуацию, поиск решений проблемы. Воспитание умения свободно высказываться, не бояться рассуждать. | ||
7. | 3 неделя ОД «Как вернуть футбольный мяч?» | 1 | 1 | Закреплять знания о дорожных объектах и дорожных знаках. Формировать и закреплять устойчивые нормы правильного поведения в спорных проблемных ситуациях. | ||
8. | 4 неделя «Безопасность на улице» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | Активизировать знания о культуре поведения во дворе, при ходьбе по тротуару, при переходе проезжей части. | Компьютерное моделирование «Что бы было…» | |
Ноябрь | ||||||
9. | 1 неделя «Два светофора», подвижная игра «Стоп!» в спортивном зале с параллельной группой . | 1 | 1 | Систематизировать знания о назначении светофоров на пешеходном переходе, развивать скорость реакции. | Подвижная игра «Стоп!» в спортивном зале с параллельной группой .. | |
10. | 2 неделя «Как поступить?» (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Формировать систему знаний о действиях пешеходов и транспорта при определенных сигналах светофора. | Компьютерное моделирование «Что сначала, что потом?» | |
11. | 3 неделя «Дорога» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | Формировать знания о дорожном движении с перекрестком и светофором. | Беседа-обсуждение. Дидактические игры «Строим дорогу», «Дорожные знаки», «Убери лишнее», «Что изменилось». Моделирование «Дороги» из оборудования в группе и мягких модулей. | |
12. | 4 неделя «Переходим проезжую часть!» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | Формировать устойчивые навыки правильного поведения во время перехода через дорогу (по «зебре», знаку, алгоритму). | Компьютерная игра «Правила для всех!» | |
Декабрь | ||||||
13. | 1 неделя «Осторожно! Гололед» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | Активизировать знания об опасных ситуациях на дороге, знакомить с понятиями «гололед», «движение по инерции», развивать внимание, чувство опасности. | Беседа-обсуждение проблемных ситуаций. Дидактические игры на ориентировку в пространстве: «Пройди по схеме», «На лево, на право». | |
14. | 2 неделя «Знатоки дорожных знаков» (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Формировать умение классифицировать дорожные знаки по форме, цвету, содержанию, закреплять знания дорожных знаков. | Дидактические игры «Собери дорожные знаки правильно» | |
15. | 3 неделя «Построй город!» (во второй половине дня - занятие кружка), после занятия строительство макета города из конструкторов (свободная деятельность). | 1 | 1 | Активизировать знания о частях улицы, их назначении (здания, двор, игровая площадка, проезжая часть, тротуар, светофор, «зебра», дорожные знаки и др.) | Показ презентации, компьютерное моделирование. | |
16. | 4 неделя «Куда пойдешь?» Спортивное состязание с параллельной группой под руководством воспитателей . | 1 | 1 | Стимулировать умение ориентироваться в пространстве: движения прямо, направо, налево, по кругу в соответствии с дорожными знаками «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение». | ||
Январь | ||||||
17. | 2 неделя «Дорожные знаки, своими руками» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | Повторить и закрепить знание названий и назначений дорожных знаков, развивать мелкую моторику через лепку способом налепа на шаблон. Изготовление атрибутов для театрализации.. | Презентация с загадками , играми «Найди лишний», «Что измени-лось». | |
18. | 3 неделя Театрализованное развлечение «В гости к Деду Морозу. | 1 | 1 | Закрепить знания о безопасности дорожного движения. Развивать коммуникативные навыки детей. | Презентация-отчет о мероприятиях по ПДД в прошлом году. | |
19. | 4 неделя «Телепередача о правилах дорожного движения» (во второй половине дня - занятие кружка), показ мультфильма-викторины в свободной деятельности. | 1 | 1 | Активизация знания о правилах дорожного движения. Развитие коммуникативных навыков, через социо игровые технологии (игры «Круг добра», «Интервью», деление на пары, смена мизансцен). | Показ мульт- фильма-викторины «Смешари-ки в теле- центре» игры «Круг добра», «Интервью», деление на пары, смена мизансцен. | |
Февраль | ||||||
20. | 1 неделя Краткосрочный (1 месяц) проект «Что такое железная дорога?» (утренняя беседа (вопрос-ответ) «Что я знаю? Что хочу узнать?», выбор домашних заданий. «Закончи предложение» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | В начале месяца вводная беседа к проекту, совместный выбор заданий на дом по теме (стихи, рассказ по фотографии, расскраска+рассказ, поделки, рисунки и т.п.). В течение месяца беседы, показ презентаций по теме проекта с дид. и интерактивными играми, настольные игры. В конце месяца подведение итогов проекта, продукт-презентация по материалам, собранных родителями с детьми, воспитателями с детьми. Формировать навыки решения проблемных ситуаций при движении транспорта (выполнение поворотов, подчинение сигналам светофора). | беседа (вопрос-ответ) «Что я знаю? Что хочу узнать?», выбор домашних заданий. Презентации, интерактивные игры. | |
21. | 2 неделя Во время режимных моментов (утренняя беседа) беседа «Что мы знаем о железной дороге?». «Железнодорожный транспорт» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | Формировать представления воспитанников о железной дороге, железнодорожном транспорте, правилах поведения. Формировать представления о железнодорожном транспорте, познакомить со знаками «Железнодорожный переезд со шлагбаумом и без шлагбаума», уточнить правила поведения около железной дороги | Беседа. Презентация «Железная дорога». | |
22. | 3 неделя «Строители железной дороги» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | Активизировать знания о железной дороге, ее назначении. | Беседа, конструирова- ние. | |
23. | 4 неделя Игра - викторина «Путешествие на поезде со Смешариками» (во второй половине дня - занятие кружка). Подведение итогов проекта «Что такое железная дорога?» (вечером в свободной деятельности с приглашением родителей). | 1 | 1 | Закреплять знания детей о железной дороге, железнодорожном транспорте, правилах безопасного поведения. Активизировать совместную детско-взрослую деятельность. Выставка работ, рассказы детей о своих работах, представление родителям и воспитанникам презентации по их материалам. | Мультфильм- викторина Показ презент- ации. | |
Март | ||||||
24. | 1 неделя «Инспектор на дороге» (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Расширять знания дошкольников о способах регулирования движения на дороге. | Презентация «ГИБДД» | |
25. | 2 неделя «Автотрасса» (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Активизировать знания о правилах дорожного движения и дорожных знаках | Компьютерная игра «Правила движения со Смешари-ками» | |
26. | 3 неделя Встреча с сотрудником ГИБДД (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Систематизировать знания дошкольников о работе дорожно-патрульной службы, воспитывать уважение к их труду. Взаимодействие детей с взрослыми. | Беседа, вопрос-ответ. | |
27. | 4 неделя «Опасные предметы на дороге» (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Формировать систему знаний об опасностях на дорогах, создаваемых человеком. | Компьютерное моделиро-вание «Что случилось?» | |
Апрель | ||||||
28. | 1 общественный транспорт (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Формирование понятия «общественный транспорт», расширение знаний о нем. Формирование основ культуры поведения в общественном транспорте. | Презентация «Автобус, троллейбус. Метро». Дид игра «На земле, под землей». Просмотр мультфильма «Смешарики» Транспорт нашего города». | |
29. | 2 неделя Я еду в транспорте (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Продолжать формирование основ культуры поведения в общественном транспорте. | Обыгрывание обычных ситуаций на макете и разметке на полу. | |
30. | 3 неделя «Как Незнайка попал в больницу?» (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Совершенствовать умение раскладывать картинки в логической последовательности событий и составлять по ним связный рассказ. | Рассказ по наглядным картинкам. | |
31. | 4 неделя «Переходим проезжую часть!» (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Продолжать формировать, закреплять устойчивые навыки правильного поведения во время перехода через дорогу (по «зебре», знаку, алгоритму). | Дидактические игры «Зебра», «Светофор», «Какой цвет?», «Пройди по схеме» | |
Май | ||||||
32. | 1 неделя Объявление подготовки к выставке «Соблюдай ПДД - не окажешься в беде». «Опасные ситуации на дороге» (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Продолжать формировать систему знаний о ситуациях опасности на дорогах, о правилах безопасного поведения, ценностного отношения к жизни и здоровью. | игра-викторина со Смешари-ками «Хорошо, плохо». | |
33. | 2 неделя «Чья команда назовет больше дорожных знаков?» соревнование с параллельной группой под руководством воспитателей групп (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Активизировать соревновательные способности, закреплять знание дорожных знаков. | Соревнование-конкурс. | |
34. | 3 неделя «Мой маршрут в детский сад» (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Продолжать формировать и закреплять умение составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу, закреплять знания о дороге, ее частях и правилах передвижения по ней. | Слайды с мнемо-таблицами. | |
35. | 4 недели Акция «За безопасность дорожного движения - все вместе!»; Подведение итогов выставка творческих работ «Соблюдай ПДД - не окажешься в беде» - итоговые мероприятия во второй половине дня со всеми участниками. | 1 | 1 | Активизировать полученные знания. Взаимодействие детей и взрослых для достижения максимального положительного результата – сохранения жизни и здоровья детей. | Показ презентации-отчета «Что мы делали!». | |
Итого | 35 | 11 | 24 |
Содержание дополнительной образовательной программы
Обучение воспитанников правилам дорожного движения проводятся 1 раз в неделю в организованной деятельности с детьми, в форме занятий кружка, так и в совместной деятельности педагога с детьми.
Используемые в работе формы обучения направлены на реализацию задач по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и улицах города во всех направлениях развития дошкольников:
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие.
Правила дорожного движения едины для всех детей, школьников и взрослых. Отличается только объем их знаний. Задача воспитателя - доступно объяснить правила ребенку в объеме необходимых знаний, но в строгом соответствии с единой методикой и требованиями этих правил, поэтому был составлен учебно-тематический план, учитывающий данные требования и возрастные особенности воспитанников.
Формы работы с дошкольниками:
• диагностика представлений дошкольников о ПДД;
- просмотр презентаций, интерактивные игры по безопасности.
- беседы;
- целевые прогулки;
- экскурсии;
- чтение художественной литературы;
- просмотр мультфильмов, видеороликов;
- конструирование;
- рисование, аппликация, лепка;
- подвижные игры;
- проектно-исследовательская деятельность;
- игровые обогащающие ситуации (ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки);
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
- изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций;
- музыкально - игровые досуги в ДОУ и в других образовательных учреждениях;
- конкурсы, викторины, выставки.
Методы работы с дошкольниками:
- наглядный метод;
- словесный метод;
- практический метод;
- интерактивные методы с применением технического оснащения: интерактивная доска, проектор, ноутбук, программное обеспечение игры «Мерсибо» - «Конструктор картинок».
В дошкольном возрасте знания о безопасном поведении на улицах и дорогах только начинают формироваться, и задача взрослого окружения ребенка заложить в нем основы знания ПДД и ценностного отношения к жизни и здоровью. Привитие стойкого интереса детей к знаниям в сфере безопасности возможно только на основе комплексного подхода и тесного детско-взрослого взаимодействия. Такой подход в нашей Программе включает в себя разнообразную детско-взрослую деятельность.
Педагогом-воспитателем проводятся мероприятия по формированию знаний о ПДД, как в организованной регламентированной деятельности (НОД, занятия кружка), так и в свободной совместной деятельности и в режимных моментах. Взаимодействие сотрудников учреждения осуществляется через совместно разработанные и организованные мероприятия.
Театрализованные развлечения проходят в сотрудничестве с музыкальным руководителем ДОУ с привлечением в качестве героев-актеров воспитанников и сотрудников учреждения.
Мы осуществляем тесное взаимодействие и преемственность детского сада и школы. Для повышения интереса детей и расширения знаний и практических возможностей организованы походы, экскурсии в школу. В школе проводятся «Уроки пешехода», педагогом дополнительного образования, с группой первоклассников школы среди которых есть и выпускники нашего детского сада, нами организованны совместные прогулки с развивающими играми, знакомство с наглядным и техническим оснащением и уголками безопасности. Педагогом дополнительного образования были проведены совместные мероприятия для воспитанников детского сада обучающихся-первоклассников «Правила для всех». Для участия в мероприятиях, проводимых в стенах нашего учреждения акция «За безопасность дорожного движения - мы вместе!» и выставка творческих работ «Соблюдай ПДД - не окажешься в беде» были приглашены ученики и педагог дополнительного образования «Школы безопасности».
С целью привлечения родителей воспитанников и активизации их деятельности, проводится систематическая работа в ДОУ. Родительские собрания по теме Программы, консультации индивидуальные и групповые; привлечение родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности с детьми, акциях, выставках, конкурсах, экскурсиях, соревнованиях. Весь комплекс мероприятий направлен на формирование у детей младшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дорогах и улицах, а у взрослых, окружающих ребенка, ответственного отношения к его жизни и здоровью.
Диагностику сформированности основных компетенций воспитанников по ПДД мы планируем провести в конце учебного года. Проведение диагностики планируется как сравнение уровня сформированности основ безопасности по возрастной параллели.
Система диагностических заданий по выявлению у детей знаний по безопасности дорожного движения в среднем дошкольном возрасте (Приложение 1) поможет нам выявить уровень сформирванности представлений о безопасном поведении на улицах и дорогах воспитанников . Разница в уровнях сформированности представлений дошкольников поможет определить целесообразность проведения обучения воспитанников, по данной Программе.
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы.
Формы организации детей.
Виды деятельности с воспитанниками по обучению
правилам дорожного движения.
Продуктивные виды деятельности:
- Рисование
- Аппликация
- Лепка
- Конструирование
Развлечения, досуги
Проектная деятельность взрослых и детей
Занятия
Игры
- Настольно-печатные
- Сюжетно-ролевые
- Дидактические
- Строительные
- Театрализованные
- Подвижные
Экскурсии
Наблюдения
Прогулки
Знакомство с художественной литературой
Диагностика
Список литературы
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2004.
- Дошкольник на улице. Российская академия образования. – М.: Информатик, 1994.
- Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности/ Авт.-сост. М.Р.Максиняева, Т.Ю.Филиппова, С.В.Обоева. – М., 1999.
- Нам на улице не страшно (воспитание у детей в детском саду и семье навыков дисциплинированного пешехода). Сборник методических рекомендаций для работников дошкольных учреждений и родителей. Под ред. Е.П.Арнаутовой. – М.: «АВИКО ПРЕСС», 1993.
- Клочанов Н.И. Дорога, ребёнок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - Москва, 2008.
Приложение 1.
СИСТЕМА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
У ДЕТЕЙ ЗНАНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1 задание. «Улица города».
Цель: определить уровень знания детей устройства улицы.
Материал: макет улицы, мелкие игрушки (машины, человечки).
Вопросы:
1.Что это?
2. Где должны ходить пешеходы?
3. Где должны ездить машины?
4. Где нужно переходить проезжую часть улицы?
5. Почему пешеходный переход называют «зебра»?
Задание:
1. Расставь машины на дороге.
2. Расставь пешеходов на тротуаре.
3. Переведи одного человечка через дорогу.
2 задание. «Транспорт».
Цель: выявить умение детей классифицировать транспорт, знание машин специального назначения, знание особенностей движения машины, трамвая, троллейбуса, автобуса.
Материал: картинки с изображением различных видов транспорта.
Задание:
1. Классификация транспорта: грузовой, пассажирский, машины специального назначения.
2. Машины, работающие от тока, от бензина.
Вопросы:
1. Назови машины, которые ты знаешь.
2. Зачем нужны машины?
3. Какие машины перевозят грузы?
4. Какие машины перевозят пассажиров?
5. Если в городе нет электричества, какой вид транспорта не работает?
6. Зачем машинам скорой помощи, пожарной и милиции нужна сирена, «мигалка»?
3 задание. «Светофор».
Цель: выявить у детей знание цветов светофора, их назначение и действия пешехода при различных сигналах светофора.
Материал: 3 картинки с изображением действий пешехода, 3 картинки с изображением светофоров с различными цветами.
Вопросы:
1. Какие цвета у светофора?
2. Для чего нужен светофор?
Задание: составь пару, объясни почему.
4 задание. «Правила поведения в транспорте».
Цель: выявить знания детей о правилах поведения в транспорте.
Материал: сюжетные картинки.
Вопросы:
1. Что ты видишь на картинке?
2. А ты ездил с родителями в автобусе?
3. Ты знаешь, как нужно вести себя в автобусе?
4. Почему так?
Задание: посмотри на картинку. Кто нарушает правила поведения в транспорте?
5 задание. «Где и как нужно переходить улицу».
Цель: выявить знания детей о правилах поведения на проезжей части: играть на проезжей части запрещено; кататься на проезжей части запрещено; переходить улицу можно только в специально отведённых местах.
Материал: сюжетные картинки.
Вопросы:
1. Какие пешеходные переходы ты знаешь?
2. Как нужно переходить улицу?
3. Где должны кататься дети на велосипеде?
Задание: посмотри на картинку. Кто нарушает правила поведения на улице?
6 задание. «Знание участников дорожного движения».
Цель: выявить знания детей – участников дорожного движения.
Материал: картинки с изображением автобуса с людьми; на тротуаре стоят люди; в машине едет водитель с семьёй.
Задание: покажи на картинке пассажира, водителя, пешехода.
Оценка
Высокий уровень – ребёнок выполняет задания самостоятельно, без подсказки взрослого, самостоятельно, на вопросы отвечает уверенно, поясняет свои ответы.
Средний уровень – ребёнок задания выполняет с небольшими затруднениями, после наводящих вопросов, подсказки взрослого, однако затем с заданием справляется самостоятельно, на вопросы отвечает правильно, но не всегда может объяснить свой ответ.
Низкий уровень – ребёнок затрудняется выполнять задания, только по подсказке взрослого, с его помощью или по образцу, на вопросы ответить затрудняется, объяснить свои ответы не может.
ДИАГНОСТИКА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
___ ЗА 20__г.
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Воз-раст | Дата проведения диагностики | Знания об улице | Знания правил поведения на улице | Умения и навыки | ||||
Улица города | Транспорт | Светофор | Правила поведения в транспорте | Где и как нужно переходить улицу | Знания участников дорожного движения | Действия пешехода при различ-ных цветах светофора | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/05/picture-1134119-1554434477.jpg)
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Волшебный мир бумаги»
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги; развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/07/picture-890474-1680850354.jpg)
«Результативность применения дополнительных образовательных программ в математическом образовании дошкольников» 2020 г.
Выступление воспитателя МБДОУ детского сада №2 «Сказка»в рамках районного постоянно - действующего семинара педагогов ДОУЗавгородней Оксаны Владимировны 24 марта 2020 г. (пр. №177 от ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/27/picture-977212-1517066661.jpg)
Дополнительная образовательная программа "Шахматная азбука"
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста....
Дополнительная образовательная программа «Дорожный эрудит»
Дополнительная образовательная программа «Дорожный эрудит»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/24/picture-1308047-1611489486.png)
Рабочая дополнительная образовательная программа «Шахматная азбука»
Рабочая дополнительная образовательная программа "Шахматная азбука"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/31/picture-1025971-1554059463.jpg)
Дополнительная образовательная программа "Финансовая азбука".
Дополнительная образовательная программа для детей младшего дошкольного возраста «Финансовая азбука» (далее программа) предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организаций...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/07/picture-1330234-1683474690.jpg)
Дополнительная образовательная программа кружка по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения «Дорожная азбука»
Программа разработана для детей 4-7 лет. Срок реализации программы 3 года. Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы – обеспечения безопасности дошко...