Дополнительная образовательная программа «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА» для дошкольников
рабочая программа по обж (средняя группа)
Программа дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная азбука»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorozhnaya_azbuka.docx | 110.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа
« ДОРОЖНАЯ АЗБУКА »
для дошкольников
срок реализации программы - 1 год
2019 год
Содержание Программы
1. Информационная карта программы……………………………. | 3 |
2. Пояснительная записка…………… ………..…………………... | 4 |
3. Учебно-тематический план……………………………………... | 8 |
4. Содержание дополнительной образовательной программы….. | 16 |
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы…………………………………………………………. |
21 |
5. Список литературы……………………………………………… | 23 |
Приложения ………………………………………………………... | 24 |
Информационная карта программы
Полное название работы | Программа дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге «Дорожная азбука» |
Руководитель | Воспитатель Тажекенова Гульнара Кудабаевна |
Территория | Оренбургская область,, Новоорский район , С. Чапаевка |
Наименование (полное) образовательного учреждения | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад »с.Чапаевка |
Юридический адрес | 462807, Оренбургская обл. Новорский район. с. Чапаевка, ул. Оренбургская 7 |
Контактный телефон | Телефон: 7-65-63 |
Ф.И.О. заведующего образовательного учреждения | Жимбаева Айслу Темирхановна. |
Адрес электронной почты | dou290021@yandex.ru |
Цель программы | Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и в различных видах детско-взрослой деятельности . |
Сроки реализации программы | 2019-2020 учебный год |
Место проведения | МДОУ «Детский сад» с. Чапаевка |
Пояснительная записка
Программа «Дорожная азбука» (далее «Программа») имеет социально-педагогическую направленность.
Проблема, обозначенная в данной Программе, заключается в том, что у детей младшего возраста не сформированы представления об опасности ожидающей их за дверями дома и о ценности собственной жизни и здоровья. У взрослых же, находящихся в ближайшем окружении ребенка подчас беспечное, не внимательное отношение как к собственному поведению на дороге, так и к поведению детей.
Актуальность Программы заключается в следующем: количество транспорта на дорогах города растет, это влечет за собой увеличение числа дорожно-транспортных происшествий, травматизм в ДТП носит характер «национальной катастрофы». Дети это особая категория пострадавших в результате ДТП.
Несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бываю дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает своевременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров - детей. Предоставленные около дома, чаще всего, самим себе, дети, особенно младшего возраста, не считаются с реальными опасностями. Они еще не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Итак, задача всех взрослых, находящихся в ближайшем окружении ребенка, объединить свои усилия, что бы помочь ему сориентироваться на улице, формировать его знания о безопасном поведении, представления обо всех объектах улицы, дороги, воспитывать ценностное отношение к жизни своей и чужой.
Целесообразность проведения данной работы объясняется тем, что, как сказано выше, по данным статистики, ДТП с участием детей возрастает из года в год, а также особенностями младшего дошкольного возраста, в котором формируются устойчивые поведенческие навыки и привычки. Необходимо уже в младшем дошкольном возрасте заложить способность детей ориентироваться в окружающей действительности и всё, что ребёнок усвоит в дошкольном учреждении, останется с ним навсегда. Так как ранний и младший дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом в развитии ребенка, необходимо, как можно раньше начать формировать представления детей о дорожной грамоте, культуре поведения в общественном транспорте. Только взрослые, объединив свои знания и усилия, в совместном общении с дошкольниками и в совместном творчестве, способны предотвратить гибель детей в ДТП и снизить до максимально возможного минимума дорожный детский травматизм.
Новизна Программы в объединении традиционных уже известных и широко применяемых методов обучения с современными, интерактивными технологиями обучения детей правилам дорожного движения.
Цель Программы: формирование у младших дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах .
Задачи:
1.Формирование знаний воспитанников о правилах дорожного движения.
2.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов, моделирование проблемных ситуаций в совместных поисках решения их.
3.Организация предметно-развивающей среды в группе по безопасности.
4. Вовлечение родителей в образовательный процесс по предупреждению дорожного травматизма детей, обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
Программа направлена на формирование знаний младших дошкольников правил дорожного движения, формирование навыков безопасного поведения на дороге, ценностного отношения к жизни и здоровью.
Срок реализации программы - 1 учебный год. В программе заложен годовой цикл мероприятий количеством 35, которые проводятся 1 раз в неделю по продолжительности - 20 минут, занятия проводятся во вторую половину дня.
Возраст | Количество мероприятий в неделю | Количество мероприятий в год | Количество теоретических мероприятий | Количество практических мероприятий | Длительность одного мероприятия | Общее количество часов за год |
4г | 1 | 35 | 11 | 24 | 15 | 9 часов 15 минут |
Условия реализации Программы.
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах реализуется через активную детско-взрослую деятельность, организованную в форме кружковой работы. Также и в организованной образовательной деятельности, включением в занятия игр, проблемных ситуаций и др., по теме Программы, и в других режимных моментах ДОУ (прогулки, беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, обсуждение случайно возникших ситуаций и т.п.).
Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение, создание развивающей предметно-пространственной среды в группах и ДОУ, что включает в себя:
1.Пополнение методического, и дидактического обеспечения образовательного процесса по обучению воспитанников дошкольного возраста правилам дорожного движения.
2.Использование информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников ПДД.
3.Уголок безопасности в группе.
4.Реконструкция совместно с родителями «Дорожки безопасности» на территории ДОУ.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Принципы программы.
1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных и возрастных особенностях каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования).
2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
6. Формирование познавательных интересов по теме Программы и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
В процессе реализации Программы возможно достижение следующих результатов:
- Наличие у воспитанников дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения.
- Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
- Обогащение предметно-развивающей среды в группе по обучению воспитанников ПДД.
- Активизация взаимодействия взрослых, повышенный интерес, инициатива и ответственность к обеспечению безопасности дорожного движения детей.
Формы подведения итогов по реализации Программы:
-диагностика сформированности основных компетенций воспитанников по ПДД в конце учебного года;
- акция «За безопасность дорожного движения - мы вместе!»;
- выставка творческих работ «Соблюдай ПДД - не окажешься в беде»;
- участие в викторинах и конкурсах по ПДД.
Учебно-тематический план
Мероприятия по формированию знаний по ПДД проводятся в организованной разнообразной деятельности в свободной, режимной и непосредственной образовательной деятельности + 35 занятий в год - кружок во второй половине дня 1 раз в неделю.
№ занятия | Тема | Количество часов | Содержание | Примечание | ||
Всего | Теоритические занятия | Практические занятия | ||||
Сентябрь | ||||||
1. | 1 неделя Знакомство с центрами ПДД (перед прогулкой)
Беседа-обсуждение «Лучший маршрут» по предварительноподготовлен- ным, род+дети, схемам «Дорога в дет сад» (свободная деятельность) «Дороги нашего села» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | Познакомить детей с оснащением центров дорожной безопасности в группах и в ДОУ, с их функциями (Экскурсия по группам и др. помещениям ДОУ, рассказ-беседа о назначении центров) Формировать знания воспитанников о безопасном поведении на улицах города, умение выбрать оптимально безопасный маршрут от дома до детского сада. Обсуждение опасных объектов и ситуаций в пути от дома до детского сада способом моделирования их на макете, обсуждение способов избежать опасности. Активизировать знания детей о дороге и ее составляющих частях, формировать знания о социальной действительности (рассказ-беседа по презентации, применение игр социо-коммуникативной направленности, интерактив.) | Экскурсия по группам и др. помещениям ДОУ, рассказ-беседа о назначении центров Беседа-обсуждение Показ презентации, интерактивные игры. | |
2. | 2 неделя Краткосрочный (1 нед.) проект «Наши родители-водители!» «Профессия водитель» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | В начале недели вводная беседа к проекту, совместный выбор заданий на дом по теме (стихи, рассказ по фотографии, расскраска+рассказ, поделки, рисунки и т.п.). В течение недели беседы, показ презентаций по ПДД с дид. и интерактивными играми, настольные игры. В конце недели подведение итогов проекта, продукт-альбом «Наши родители - лучшие водители!» Систематизировать знания о профессиональной деятельности водителя, знакомить с понятием «медицинский осмотр», формировать знания о зависимости профессиональной деятельности от состояния здоровья. | Презентации, интерактивные игры, беседы, дид и настоль-ные игры, проблемные ситуации, художествен-ное творчество. Рассказ педагога с показом картинок, дидактическая игра «Назови профессию», сюжетно-ролевая игра «Медосмотр». | |
3. | 3 неделя Дид. игра «Виды общественного транспорта» (свободная деятельность) «Мы пассажиры» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | Развивать познавательный интерес, расширять знания о транспорте. Формировать знания детей о правилах поведения и безопасности в общественном и личном (авто родителей) автотранспорте. | Интерактивная викторина | |
4. | 4 неделя Экскурсия в Школу (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | Познакомить воспитанников с центрами ПДД в щколе . беседа с учителем школы, знакомство с учениками-первоклассниками. | Экскурсия в школу . | |
Октябрь | ||||||
5. | 1 неделя «Странный водитель» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | Обобщать знания об опасных ситуациях на дороге, связанных с состоянием здоровья водителей, развивать умение находить правильное решение. | Презентация «Опасности на дороге» | |
6. | 2 неделя «Как вернуть футбольный мяч?» (НОД) | 1 | 1 | Формировать способность детей моделировать проблемную ситуацию, поиск решений проблемы. Воспитание умения свободно высказываться, не бояться рассуждать. | ||
7. | 3 неделя ОД «Как вернуть футбольный мяч?» | 1 | 1 | Закреплять знания о дорожных объектах и дорожных знаках. Формировать и закреплять устойчивые нормы правильного поведения в спорных проблемных ситуациях. | ||
8. | 4 неделя «Безопасность на улице» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | Активизировать знания о культуре поведения во дворе, при ходьбе по тротуару, при переходе проезжей части. | Компьютерное моделирование «Что бы было…» | |
Ноябрь | ||||||
9. | 1 неделя «Два светофора», подвижная игра «Стоп!» в спортивном зале с параллельной группой . | 1 | 1 | Систематизировать знания о назначении светофоров на пешеходном переходе, развивать скорость реакции. | Подвижная игра «Стоп!» в спортивном зале с параллельной группой .. | |
10. | 2 неделя «Как поступить?» (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Формировать систему знаний о действиях пешеходов и транспорта при определенных сигналах светофора. | Компьютерное моделирование «Что сначала, что потом?» | |
11. | 3 неделя «Дорога» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | Формировать знания о дорожном движении с перекрестком и светофором. | Беседа-обсуждение. Дидактические игры «Строим дорогу», «Дорожные знаки», «Убери лишнее», «Что изменилось». Моделирование «Дороги» из оборудования в группе и мягких модулей. | |
12. | 4 неделя «Переходим проезжую часть!» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | Формировать устойчивые навыки правильного поведения во время перехода через дорогу (по «зебре», знаку, алгоритму). | Компьютерная игра «Правила для всех!» | |
Декабрь | ||||||
13. | 1 неделя «Осторожно! Гололед» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | Активизировать знания об опасных ситуациях на дороге, знакомить с понятиями «гололед», «движение по инерции», развивать внимание, чувство опасности. | Беседа-обсуждение проблемных ситуаций. Дидактические игры на ориентировку в пространстве: «Пройди по схеме», «На лево, на право». | |
14. | 2 неделя «Знатоки дорожных знаков» (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Формировать умение классифицировать дорожные знаки по форме, цвету, содержанию, закреплять знания дорожных знаков. | Дидактические игры «Собери дорожные знаки правильно» | |
15. | 3 неделя «Построй город!» (во второй половине дня - занятие кружка), после занятия строительство макета города из конструкторов (свободная деятельность). | 1 | 1 | Активизировать знания о частях улицы, их назначении (здания, двор, игровая площадка, проезжая часть, тротуар, светофор, «зебра», дорожные знаки и др.) | Показ презентации, компьютерное моделирование. | |
16. | 4 неделя «Куда пойдешь?» Спортивное состязание с параллельной группой под руководством воспитателей . | 1 | 1 | Стимулировать умение ориентироваться в пространстве: движения прямо, направо, налево, по кругу в соответствии с дорожными знаками «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение». | ||
Январь | ||||||
17. | 2 неделя «Дорожные знаки, своими руками» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | Повторить и закрепить знание названий и назначений дорожных знаков, развивать мелкую моторику через лепку способом налепа на шаблон. Изготовление атрибутов для театрализации.. | Презентация с загадками , играми «Найди лишний», «Что измени-лось». | |
18. | 3 неделя Театрализованное развлечение «В гости к Деду Морозу. | 1 | 1 | Закрепить знания о безопасности дорожного движения. Развивать коммуникативные навыки детей. | Презентация-отчет о мероприятиях по ПДД в прошлом году. | |
19. | 4 неделя «Телепередача о правилах дорожного движения» (во второй половине дня - занятие кружка), показ мультфильма-викторины в свободной деятельности. | 1 | 1 | Активизация знания о правилах дорожного движения. Развитие коммуникативных навыков, через социо игровые технологии (игры «Круг добра», «Интервью», деление на пары, смена мизансцен). | Показ мульт- фильма-викторины «Смешари-ки в теле- центре» игры «Круг добра», «Интервью», деление на пары, смена мизансцен. | |
Февраль | ||||||
20. | 1 неделя Краткосрочный (1 месяц) проект «Что такое железная дорога?» (утренняя беседа (вопрос-ответ) «Что я знаю? Что хочу узнать?», выбор домашних заданий. «Закончи предложение» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | В начале месяца вводная беседа к проекту, совместный выбор заданий на дом по теме (стихи, рассказ по фотографии, расскраска+рассказ, поделки, рисунки и т.п.). В течение месяца беседы, показ презентаций по теме проекта с дид. и интерактивными играми, настольные игры. В конце месяца подведение итогов проекта, продукт-презентация по материалам, собранных родителями с детьми, воспитателями с детьми. Формировать навыки решения проблемных ситуаций при движении транспорта (выполнение поворотов, подчинение сигналам светофора). | беседа (вопрос-ответ) «Что я знаю? Что хочу узнать?», выбор домашних заданий. Презентации, интерактивные игры. | |
21. | 2 неделя Во время режимных моментов (утренняя беседа) беседа «Что мы знаем о железной дороге?». «Железнодорожный транспорт» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | Формировать представления воспитанников о железной дороге, железнодорожном транспорте, правилах поведения. Формировать представления о железнодорожном транспорте, познакомить со знаками «Железнодорожный переезд со шлагбаумом и без шлагбаума», уточнить правила поведения около железной дороги | Беседа. Презентация «Железная дорога». | |
22. | 3 неделя «Строители железной дороги» (во второй половине дня - занятие кружка) | 1 | 1 | Активизировать знания о железной дороге, ее назначении. | Беседа, конструирова- ние. | |
23. | 4 неделя Игра - викторина «Путешествие на поезде со Смешариками» (во второй половине дня - занятие кружка). Подведение итогов проекта «Что такое железная дорога?» (вечером в свободной деятельности с приглашением родителей). | 1 | 1 | Закреплять знания детей о железной дороге, железнодорожном транспорте, правилах безопасного поведения. Активизировать совместную детско-взрослую деятельность. Выставка работ, рассказы детей о своих работах, представление родителям и воспитанникам презентации по их материалам. | Мультфильм- викторина Показ презент- ации. | |
Март | ||||||
24. | 1 неделя «Инспектор на дороге» (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Расширять знания дошкольников о способах регулирования движения на дороге. | Презентация «ГИБДД» | |
25. | 2 неделя «Автотрасса» (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Активизировать знания о правилах дорожного движения и дорожных знаках | Компьютерная игра «Правила движения со Смешари-ками» | |
26. | 3 неделя Встреча с сотрудником ГИБДД (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Систематизировать знания дошкольников о работе дорожно-патрульной службы, воспитывать уважение к их труду. Взаимодействие детей с взрослыми. | Беседа, вопрос-ответ. | |
27. | 4 неделя «Опасные предметы на дороге» (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Формировать систему знаний об опасностях на дорогах, создаваемых человеком. | Компьютерное моделиро-вание «Что случилось?» | |
Апрель | ||||||
28. | 1 общественный транспорт (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Формирование понятия «общественный транспорт», расширение знаний о нем. Формирование основ культуры поведения в общественном транспорте. | Презентация «Автобус, троллейбус. Метро». Дид игра «На земле, под землей». Просмотр мультфильма «Смешарики» Транспорт нашего города». | |
29. | 2 неделя Я еду в транспорте (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Продолжать формирование основ культуры поведения в общественном транспорте. | Обыгрывание обычных ситуаций на макете и разметке на полу. | |
30. | 3 неделя «Как Незнайка попал в больницу?» (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Совершенствовать умение раскладывать картинки в логической последовательности событий и составлять по ним связный рассказ. | Рассказ по наглядным картинкам. | |
31. | 4 неделя «Переходим проезжую часть!» (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Продолжать формировать, закреплять устойчивые навыки правильного поведения во время перехода через дорогу (по «зебре», знаку, алгоритму). | Дидактические игры «Зебра», «Светофор», «Какой цвет?», «Пройди по схеме» | |
Май | ||||||
32. | 1 неделя Объявление подготовки к выставке «Соблюдай ПДД - не окажешься в беде». «Опасные ситуации на дороге» (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Продолжать формировать систему знаний о ситуациях опасности на дорогах, о правилах безопасного поведения, ценностного отношения к жизни и здоровью. | игра-викторина со Смешари-ками «Хорошо, плохо». | |
33. | 2 неделя «Чья команда назовет больше дорожных знаков?» соревнование с параллельной группой под руководством воспитателей групп (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Активизировать соревновательные способности, закреплять знание дорожных знаков. | Соревнование-конкурс. | |
34. | 3 неделя «Мой маршрут в детский сад» (во второй половине дня - занятие кружка). | 1 | 1 | Продолжать формировать и закреплять умение составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу, закреплять знания о дороге, ее частях и правилах передвижения по ней. | Слайды с мнемо-таблицами. | |
35. | 4 недели Акция «За безопасность дорожного движения - все вместе!»; Подведение итогов выставка творческих работ «Соблюдай ПДД - не окажешься в беде» - итоговые мероприятия во второй половине дня со всеми участниками. | 1 | 1 | Активизировать полученные знания. Взаимодействие детей и взрослых для достижения максимального положительного результата – сохранения жизни и здоровья детей. | Показ презентации-отчета «Что мы делали!». | |
Итого | 35 | 11 | 24 |
Содержание дополнительной образовательной программы
Обучение воспитанников правилам дорожного движения проводятся 1 раз в неделю в организованной деятельности с детьми, в форме занятий кружка, так и в совместной деятельности педагога с детьми.
Используемые в работе формы обучения направлены на реализацию задач по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на дорогах и улицах города во всех направлениях развития дошкольников:
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие.
Правила дорожного движения едины для всех детей, школьников и взрослых. Отличается только объем их знаний. Задача воспитателя - доступно объяснить правила ребенку в объеме необходимых знаний, но в строгом соответствии с единой методикой и требованиями этих правил, поэтому был составлен учебно-тематический план, учитывающий данные требования и возрастные особенности воспитанников.
Формы работы с дошкольниками:
• диагностика представлений дошкольников о ПДД;
- просмотр презентаций, интерактивные игры по безопасности.
- беседы;
- целевые прогулки;
- экскурсии;
- чтение художественной литературы;
- просмотр мультфильмов, видеороликов;
- конструирование;
- рисование, аппликация, лепка;
- подвижные игры;
- проектно-исследовательская деятельность;
- игровые обогащающие ситуации (ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки);
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
- изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций;
- музыкально - игровые досуги в ДОУ и в других образовательных учреждениях;
- конкурсы, викторины, выставки.
Методы работы с дошкольниками:
- наглядный метод;
- словесный метод;
- практический метод;
- интерактивные методы с применением технического оснащения: интерактивная доска, проектор, ноутбук, программное обеспечение игры «Мерсибо» - «Конструктор картинок».
В дошкольном возрасте знания о безопасном поведении на улицах и дорогах только начинают формироваться, и задача взрослого окружения ребенка заложить в нем основы знания ПДД и ценностного отношения к жизни и здоровью. Привитие стойкого интереса детей к знаниям в сфере безопасности возможно только на основе комплексного подхода и тесного детско-взрослого взаимодействия. Такой подход в нашей Программе включает в себя разнообразную детско-взрослую деятельность.
Педагогом-воспитателем проводятся мероприятия по формированию знаний о ПДД, как в организованной регламентированной деятельности (НОД, занятия кружка), так и в свободной совместной деятельности и в режимных моментах. Взаимодействие сотрудников учреждения осуществляется через совместно разработанные и организованные мероприятия.
Театрализованные развлечения проходят в сотрудничестве с музыкальным руководителем ДОУ с привлечением в качестве героев-актеров воспитанников и сотрудников учреждения.
Мы осуществляем тесное взаимодействие и преемственность детского сада и школы. Для повышения интереса детей и расширения знаний и практических возможностей организованы походы, экскурсии в школу. В школе проводятся «Уроки пешехода», педагогом дополнительного образования, с группой первоклассников школы среди которых есть и выпускники нашего детского сада, нами организованны совместные прогулки с развивающими играми, знакомство с наглядным и техническим оснащением и уголками безопасности. Педагогом дополнительного образования были проведены совместные мероприятия для воспитанников детского сада обучающихся-первоклассников «Правила для всех». Для участия в мероприятиях, проводимых в стенах нашего учреждения акция «За безопасность дорожного движения - мы вместе!» и выставка творческих работ «Соблюдай ПДД - не окажешься в беде» были приглашены ученики и педагог дополнительного образования «Школы безопасности».
С целью привлечения родителей воспитанников и активизации их деятельности, проводится систематическая работа в ДОУ. Родительские собрания по теме Программы, консультации индивидуальные и групповые; привлечение родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности с детьми, акциях, выставках, конкурсах, экскурсиях, соревнованиях. Весь комплекс мероприятий направлен на формирование у детей младшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дорогах и улицах, а у взрослых, окружающих ребенка, ответственного отношения к его жизни и здоровью.
Диагностику сформированности основных компетенций воспитанников по ПДД мы планируем провести в конце учебного года. Проведение диагностики планируется как сравнение уровня сформированности основ безопасности по возрастной параллели.
Система диагностических заданий по выявлению у детей знаний по безопасности дорожного движения в среднем дошкольном возрасте (Приложение 1) поможет нам выявить уровень сформирванности представлений о безопасном поведении на улицах и дорогах воспитанников . Разница в уровнях сформированности представлений дошкольников поможет определить целесообразность проведения обучения воспитанников, по данной Программе.
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы.
Формы организации детей.
Виды деятельности с воспитанниками по обучению
правилам дорожного движения.
Продуктивные виды деятельности:
- Рисование
- Аппликация
- Лепка
- Конструирование
Развлечения, досуги
Проектная деятельность взрослых и детей
Занятия
Игры
- Настольно-печатные
- Сюжетно-ролевые
- Дидактические
- Строительные
- Театрализованные
- Подвижные
Экскурсии
Наблюдения
Прогулки
Знакомство с художественной литературой
Диагностика
Список литературы
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2004.
- Дошкольник на улице. Российская академия образования. – М.: Информатик, 1994.
- Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности/ Авт.-сост. М.Р.Максиняева, Т.Ю.Филиппова, С.В.Обоева. – М., 1999.
- Нам на улице не страшно (воспитание у детей в детском саду и семье навыков дисциплинированного пешехода). Сборник методических рекомендаций для работников дошкольных учреждений и родителей. Под ред. Е.П.Арнаутовой. – М.: «АВИКО ПРЕСС», 1993.
- Клочанов Н.И. Дорога, ребёнок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - Москва, 2008.
Приложение 1.
СИСТЕМА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ
У ДЕТЕЙ ЗНАНИЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО
ДВИЖЕНИЯ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1 задание. «Улица города».
Цель: определить уровень знания детей устройства улицы.
Материал: макет улицы, мелкие игрушки (машины, человечки).
Вопросы:
1.Что это?
2. Где должны ходить пешеходы?
3. Где должны ездить машины?
4. Где нужно переходить проезжую часть улицы?
5. Почему пешеходный переход называют «зебра»?
Задание:
1. Расставь машины на дороге.
2. Расставь пешеходов на тротуаре.
3. Переведи одного человечка через дорогу.
2 задание. «Транспорт».
Цель: выявить умение детей классифицировать транспорт, знание машин специального назначения, знание особенностей движения машины, трамвая, троллейбуса, автобуса.
Материал: картинки с изображением различных видов транспорта.
Задание:
1. Классификация транспорта: грузовой, пассажирский, машины специального назначения.
2. Машины, работающие от тока, от бензина.
Вопросы:
1. Назови машины, которые ты знаешь.
2. Зачем нужны машины?
3. Какие машины перевозят грузы?
4. Какие машины перевозят пассажиров?
5. Если в городе нет электричества, какой вид транспорта не работает?
6. Зачем машинам скорой помощи, пожарной и милиции нужна сирена, «мигалка»?
3 задание. «Светофор».
Цель: выявить у детей знание цветов светофора, их назначение и действия пешехода при различных сигналах светофора.
Материал: 3 картинки с изображением действий пешехода, 3 картинки с изображением светофоров с различными цветами.
Вопросы:
1. Какие цвета у светофора?
2. Для чего нужен светофор?
Задание: составь пару, объясни почему.
4 задание. «Правила поведения в транспорте».
Цель: выявить знания детей о правилах поведения в транспорте.
Материал: сюжетные картинки.
Вопросы:
1. Что ты видишь на картинке?
2. А ты ездил с родителями в автобусе?
3. Ты знаешь, как нужно вести себя в автобусе?
4. Почему так?
Задание: посмотри на картинку. Кто нарушает правила поведения в транспорте?
5 задание. «Где и как нужно переходить улицу».
Цель: выявить знания детей о правилах поведения на проезжей части: играть на проезжей части запрещено; кататься на проезжей части запрещено; переходить улицу можно только в специально отведённых местах.
Материал: сюжетные картинки.
Вопросы:
1. Какие пешеходные переходы ты знаешь?
2. Как нужно переходить улицу?
3. Где должны кататься дети на велосипеде?
Задание: посмотри на картинку. Кто нарушает правила поведения на улице?
6 задание. «Знание участников дорожного движения».
Цель: выявить знания детей – участников дорожного движения.
Материал: картинки с изображением автобуса с людьми; на тротуаре стоят люди; в машине едет водитель с семьёй.
Задание: покажи на картинке пассажира, водителя, пешехода.
Оценка
Высокий уровень – ребёнок выполняет задания самостоятельно, без подсказки взрослого, самостоятельно, на вопросы отвечает уверенно, поясняет свои ответы.
Средний уровень – ребёнок задания выполняет с небольшими затруднениями, после наводящих вопросов, подсказки взрослого, однако затем с заданием справляется самостоятельно, на вопросы отвечает правильно, но не всегда может объяснить свой ответ.
Низкий уровень – ребёнок затрудняется выполнять задания, только по подсказке взрослого, с его помощью или по образцу, на вопросы ответить затрудняется, объяснить свои ответы не может.
ДИАГНОСТИКА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
___ ЗА 20__г.
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Воз-раст | Дата проведения диагностики | Знания об улице | Знания правил поведения на улице | Умения и навыки | ||||
Улица города | Транспорт | Светофор | Правила поведения в транспорте | Где и как нужно переходить улицу | Знания участников дорожного движения | Действия пешехода при различ-ных цветах светофора | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития дошкольников «Волшебный мир бумаги»
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги; развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики и...
«Результативность применения дополнительных образовательных программ в математическом образовании дошкольников» 2020 г.
Выступление воспитателя МБДОУ детского сада №2 «Сказка»в рамках районного постоянно - действующего семинара педагогов ДОУЗавгородней Оксаны Владимировны 24 марта 2020 г. (пр. №177 от ...
Дополнительная образовательная программа "Шахматная азбука"
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста....
Дополнительная образовательная программа «Дорожный эрудит»
Дополнительная образовательная программа «Дорожный эрудит»...
Рабочая дополнительная образовательная программа «Шахматная азбука»
Рабочая дополнительная образовательная программа "Шахматная азбука"...
Дополнительная образовательная программа "Финансовая азбука".
Дополнительная образовательная программа для детей младшего дошкольного возраста «Финансовая азбука» (далее программа) предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организаций...
Дополнительная образовательная программа кружка по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения «Дорожная азбука»
Программа разработана для детей 4-7 лет. Срок реализации программы 3 года. Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы – обеспечения безопасности дошко...