Дополнительная образовательная программа кружка по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения «Дорожная азбука»
методическая разработка по обж
Программа разработана для детей 4-7 лет. Срок реализации программы 3 года.
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы – обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_obraz_programma_kruzhka_pdd_shishlyannikova_2023.doc | 592 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»
Дополнительная образовательная программа
кружка по ознакомлению дошкольников с
правилами дорожного движения
«Дорожная азбука»
Программа разработана для детей 4-7 лет
Срок реализации программы 3 года
Руководитель кружка:
Шишлянникова Е.В.
г.п. Пойковский, 2022
Содержание программы
№ п/п | Раздел | Страница |
1. | Информационная карта | 2 |
2. | Пояснительная записка | 3 |
3. | Цели и задачи реализации программы | 5 |
4. | Планируемые результаты | 6 |
5. | Объем образовательной нагрузки | 7 |
6. | Содержание программы | 9 |
7. | Организационно-педагогические условия | 27 |
7.1. | Учебно-тематический перспективный план | 28 |
8. | Материально - техническое обеспечение | 31 |
9. | Взаимодействие с родителями | 31 |
10. | Мониторинг уровня знаний, умений, навыков детей по освоению ПДД | 34 |
11. | Список используемой литературы | 36 |
Приложение | 37 |
- Информационная карта
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа кружка по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения «Дорожная азбука» |
Основания для разработки | - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.01.2012 № 273-ФЗ
- Распоряжение правительства РФ «Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации» от 04.09. 2014 № 1726-р - Конвенция о правах ребёнка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989); Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ
|
Целевая группа | Для детей от 4 до 7 лет, посещающих дошкольное образовательное учреждение |
Цель программы | Научить дошкольников (4 - 7 лет) правилам дорожного движения, сформировать навыки и умения безопасного поведения на проезжей части. |
Задачи программы | Обучающие
Развивающие
Воспитательные
|
Срок реализации | 3 года |
Ожидаемые конечные результаты |
|
Система контроля | Педагогическая диагностика проводится два раза в год: 1 – вводная (октябрь); 2 - итоговая (май). Уровни усвоения программы оцениваются по 3х балльной системе: высокий – 3 балла; средний – 2 балла; низкий – 1 балл. |
- Пояснительная записка
Жизнь в современном мире – многогранна и сложна, ориентироваться в ней с каждым днем становится труднее даже взрослому, сформировавшемуся человеку. Современный ребёнок находится в условиях постоянного давления, его жизнь расписана по часам, а иногда даже по минутам. Сегодня стало популярно отдавать ребёнка на различные кружки, занимать всё его время с целью полноценного, разностороннего развития личности.
Несмотря на это, родители и педагоги часто упускают самые обыденные и самые необходимые для сохранения жизни и здоровья ребёнка правила и установки. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах должно начинаться с самого раннего возраста, а основной задачей в этом обучении должно стать воспитание дисциплинированного и грамотного участника дорожного движения.
Создавая данную программу, мы хотели, в первую очередь, обратить внимание на то, что задачей воспитания грамотного пешехода активно должны заниматься как педагоги, так и родители.
Участниками программы являются:
- воспитанники ДОУ;
- педагогический коллектив;
- родители детей;
- ГИБДД поселка городского типа.
Программа рассчитана для детей возрастом от 4 до 7 лет.
Работа по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения в детском саду должна быть проведена в соответствии с нормативно-правовыми документами.
При составлении программы мы руководствовались такими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.01.2012 № 273-ФЗ
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29. 08. 2013 № 1008).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р)
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 № 1155
- Распоряжение правительства РФ «Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации» от 04.09. 2014 № 1726-р
- Конвенция о правах ребёнка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989);
- Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ
- Правила дорожного движения;
- Устав НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Теремок».
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы – обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.
Изучив статистику дорожно-транспортного травматизма с участием детей, считаем чрезвычайно актуальным воспитание грамотного пешехода, а для этого необходимы разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.
Изучив потребности современного ребёнка, а также образ жизни современных детей, следует отметить, что чрезвычайно важным является формирование нового типа участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность.
Программа по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и профилактике дорожно-транспортных происшествий – это программа работы на перспективу. Поскольку учить детей правильно переходить дорогу, обращать внимание на других пешеходов, а также на автомобили, никогда не рано. Научив ребёнка своевременно правилам дорожного движения, мы, таким образом, сможем избежать неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Научная новизна программы.
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
Исследователи отмечают, что для успешного развития познавательных способностей необходимо развитие познавательной активности. Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения.
Несмотря на то, что по данной теме разработано множество материалов, написано множество статей, разработок, программа по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения должна быть разработана и присутствовать в каждом ДОУ.
Дорожный травматизм с участием дошкольников остаётся актуальной проблемой, именно поэтому ценность данной программы заключается в том, что в ней представлены основные методы и приёмы обучения дошкольников разного возраста правилам поведения на проезжей части.
- Цели и задачи реализации программы.
Цель программы: Формировать навыки и умения безопасного поведения на проезжей части научить дошкольников (4-7 лет) правилам дорожного движения,.
Задачи программы:
Обучающие
- Учить детей правилам поведения на улицах;
- Знакомить с различными видами транспорта: грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом; с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов;
Развивающие
- Формировать у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, уметь обходить их;
Воспитательные
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения;
- Воспитывать культуру поведения, выдержку в дорожно-транспортном процессе.
При построении системы работы по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
- Ребенок – пешеход;
- Ребенок – пассажир городского транспорта;
- Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).
- Планируемые результаты
Ожидаемые результаты от реализации данной программы:
- Снижение уровня детских ДТП и повышение у детей навыков и умений безопасному поведению на дорогах;
- Наличие знаний и развитие навыков поведения детей в опасных ситуациях, умение избегать их и не допускать до опасных ситуаций;
- Повышение научно-методического обеспечения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях образовательных учреждениях;
- Повышение квалификации педагогов и родителей по ознакомлению детей с основами дорожной грамоты.
Практическая значимость.
Предлагаемые в программе формы работы с дошкольниками могут использоваться в образовательной деятельности, как в ДОУ, так и в домашних условиях.
Педагогические принципы построения программы.
Воспитание в данной отрасли, как и во всех остальных, должно быть комплексным и основываться на таких принципах:
- принцип научности (необходимо подавать воспитанникам только те факты и понятия, которые являются научными);
- принцип соответствия занятий возрастным и психологическим особенностям детей (необходимо подбирать только те методы и приёмы, которые доступны и понятны детям той или иной возрастной категории);
- принцип связи теории и практики (полученные теоретические знания обязательно должны быть закреплены на практике);
- принцип последовательности (необходимо начинать обучение от наиболее легкого к наиболее сложному, подавать дошкольникам материал постепенно, небольшими порциями);
- принцип систематичности (только при систематическом усвоении той или иной темы возможно добиться результата и сформировать грамотного пешехода);
- принцип активности обучаемых (необходимо обращать внимание на то, насколько дети активны во время занятий).
Методы и приемы, реализуемые в работе с детьми.
Наиболее часто использованными являются такие методы и приёмы в работе с детьми:
Игры-занятия;
Дидактические игры;
Соревнования;
Викторины;
Наблюдения;
Целевые прогулки;
Экскурсии;
Спортивные соревнования;
Беседа.
Данные методы и приёмы используются в соответствии с возрастными и психологическими особенностями дошкольников.
Педагогические технологии, используемые в работе.
В учебно-воспитательном процессе могут быть задействованы такие педагогические технологии:
- здоровьесберегающие педагогические технологии (медико-профилактические, физкультурно-оздоровительные, обеспечение социально-психологического благополучия ребёнка, коррекционные технологии);
- проектная деятельность;
- исследовательские технологии;
- технология личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя и воспитанника.
- Объем образовательной нагрузки
Программа «Дорожная азбука» рассчитана на 3 года:
- первый год – для воспитанников 4-5 лет (средняя группа);
- второй год – для воспитанников 5 -6 лет (старшая группа);
- третий год – для воспитанников 6-7 лет (подготовительная к школе группа).
Совместные мероприятия проводятся:
- 1 раз в неделю для детей средней группы;
- 2 раза в неделю - для старшей и подготовительной к школе группы;
Занятия для дошкольников от 4 до 7 лет проводятся как в форме игр, так и форме бесед, небольших лекций. Время занятий – от 15 до 20 минут. В данной возрастной категории обязательным является закрепление знаний на практике.
ДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Содержание программы
Перспективные планы работы с дошкольниками в возрастных группах
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
- Организационно-педагогические условия
Организация развивающей предметно-пространственной среды
В число развивающей предметно-пространственной среды входят также улицы возле ДОУ, дорога из сада к дому и наоборот, проезжая часть, дорожные знаки, располагающиеся недалеко от ДОУ.
Изучение предметно-пространственной среды возможно также при проведении различных экскурсий, походов.
Условия реализации программы
Программа будет реализована при соблюдении следующих условий:
- участниками обучения детей станут не только воспитатели ДОУ, но и родители;
- родители активно будут принимать участие в жизни ДОУ;
- дети будут подготовлены к восприятию данной темы (как в ДОУ, так и в домашних условиях);
- занятия будут регулярными, посильными для детей того или иного возраста.
- Учебно-тематический перспективный план
Средняя группа (1 год обучения)
Месяц/неделя | Наименование разделов и тем | Кол-во |
Октябрь | Знакомство с улицей | |
1-2 неделя | Диагностика | 2 |
3 неделя | «Наша улица» | 1 |
4 неделя | «Макет» | 1 |
Ноябрь | Транспорт | |
1 неделя | «Наземный транспорт» | 1 |
2 неделя | «Воздушный транспорт» | 1 |
3 неделя | «Водный транспорт» | 1 |
4 неделя | «Помощники на дороге» | 1 |
Декабрь | Светофор | |
1 неделя | «Светофор наш лучший друг» | 1 |
2 неделя | «Дорожный знак «Пешеходный переход» | 1 |
3 неделя | «Светофор» | 1 |
Январь | Мы и автомобиль | |
2 неделя | «Мы и машина» | 1 |
3 неделя | «Правила в автомобиле» | 1 |
4 неделя | Фотовыставка «Ребенок в автомобиле» | 1 |
Февраль | Пассажиры | |
1 неделя | «Городской общественный транспорт» | 1 |
2 неделя | «Транспорт нашого города (поселка)» | 1 |
3 неделя | «Остановка общественного транспорта» | 1 |
4 неделя | «Я в автобусе» | 1 |
Март | Мы по улице идем | |
2 неделя | «Мы по улице едем» | 1 |
3 неделя | «Пешеходный переход» | 1 |
4 неделя | «Перекресток» | 1 |
Апрель | Будь внимателен! | |
1 неделя | «Будь внимателен» | 1 |
2 неделя | «Мы играем и правила запоминаем» | 1 |
3-4 неделя | «Диагностика» | 2 |
Май | Правила дорожные знать детям положено | |
2 неделя | Сказка «Азбука пешехода» | 1 |
3 неделя | «Правила дорожные детям знать положено» | 1 |
Итого: | 27 |
Старшая группа (2 год обучения)
Месяц/неделя | Наименование разделов и тем | Кол-во |
Октябрь | Готовы ли мы стать пешеходами | |
1-2 неделя | Диагностика | 2 |
3 неделя | «Дом, в котором я живу» | 1 |
4 неделя | «Правила поведения пешеходов» | 1 |
Ноябрь | Транспорт | |
1 неделя | «Транспорт разник, настоящего, разник» | 1 |
2 неделя | «Транспорт помогает людям» | 1 |
3 неделя | «Профессии» | 1 |
4 неделя | «Виды транспорта» | 1 |
Декабрь | Светофор и его помощники | |
1 неделя | «Дорожные знаки - помогающие людям» | 1 |
2 неделя | «Дорожные знаки - помогающие людям» | 1 |
3 неделя | «Путешествие по городу разник знаков» | 1 |
Январь | Мы пассажиры | |
3 неделя | «Я примерный пассажир» празник» | 1 |
4 неделя | Спортивный празник «Правила дорожные детям знать положено» | 1 |
Февраль | Пусть дорога станет безопасной | |
1 неделя | «Безопасный путь» | 1 |
3 неделя | «Велосипед. За и против» | 1 |
4 неделя | «Пусть дорога станет безопасной» | 1 |
Март | Я пассажир | |
1 неделя | «Я и другие пассажиры и пешеходы» | 1 |
2 неделя | «Я в машине» | 1 |
3 неделя | «Знаю сам – научу и друга» | 1 |
4 неделя | «Выполни верно» | 1 |
Апрель | Мы водители | |
1 неделя | «Твой велосипед» | 1 |
2 неделя | «Идем в гости» | 1 |
3-4 неделя | Диагностика | 2 |
Май | Правила дорожные знать детям положено | |
2 неделя | «Правила дорожного движения» | 1 |
3 неделя | «Мы пешеходы» | 1 |
Итого: | 26 |
Подготовительная к школе группа (3 год обучения)
Месяц/неделя | Наименование разделов и тем | Кол-во |
Октябрь | Улица полна неожиданностей | |
1-2 неделя | Диагностика | 2 |
3 неделя | «Наша улица» | 1 |
4 неделя | «Знай и выполняй правила уличного движения» | 1 |
Ноябрь | Транспорт | |
1 неделя | «История транспорта» | 1 |
2 неделя | «Кто ільше знает» | 1 |
3 неделя | «Велосипед» | 1 |
4 неделя | «Перекресток» | 1 |
Декабрь | Помощники на дороге | |
1 неделя | «Работа сотрудника ГИБДД» | 1 |
2 неделя | «Дорожные знаки» | 1 |
3 неделя | «Безопасное поведение на улице в зимний период» | 1 |
Январь | Поведение в автомобиле | |
3 неделя | «Автомобиль не для игры» | 1 |
4 неделя | «Мы пассажиры» | 1 |
Февраль | Пусть дорога станет безопасной | |
1 неделя | «Безопасное движение» | 1 |
3 неделя | «Пассажиры, пешеходы будьте внимательны» | 1 |
4 неделя | «Пусть дорога станет безопасной» | 1 |
Март | Дорожные знаки | |
1 неделя | «Запрещающие» | 1 |
2 неделя | «Предупреждающие» | 1 |
3 неделя | «Информирующие» | 1 |
Апрель | Знаешь сам – научи товарища | |
1 неделя | «В гости к малышам» | 1 |
2 неделя | «У нас гости» | 1 |
3-4 неделя | Диагностика | 2 |
Май | Правила дорожные знать детям положено | |
2 неделя | «Грамотный пешеход» | 1 |
3 неделя | «Правила дорожные детям знать положено» | 1 |
Итого: | 25 |
- Материально-техническое обеспечение
Обеспечение материально-технической базы включает в себя:
- Оборудованное помещение по изучению правил дорожного движения;
- Макет светофора;
- Переносные дорожные знаки;
- Жезл для регулировщика;
- Костюм регулировщика;
- Игрушечный автотранспорт (машины, автобусы);
- Наглядное пособие: макет «Перекресток»;
- Компьютер.
Иллюстративный материал:
Плакаты по ПДД;
Лэпбук «Правила дорожного движения»;
«Дети на прогулке»;
«Как зайка дорогу перебегал»;
«Как звери на велосипеде катались»;
«Малыши и улица»;
«Как медвежата в хоккей играли на дороге»;
«Кто нарушитель»;
«Перекрёсток»;
«Улицы города»;
«Виды перекрёстков»;
«Место для игр и отдыха» и т.д.
Художественная литература:
Б.Житков «Светофор»;
В.Клименко «Зайка велосипедист»;
С.Михалков «Моя улица»;
В.Клименко «Происшествие с игрушками»;
В.Клименко «Кто важнее всех на улице»;
А.Дорохов «Перекрёсток»;
А.Северный «Три чудесных цвета»;
В.Белоусов «Пленники добрых знаков».
- Взаимодействия с семьёй.
Достичь эффективности в работе по данной программе возможно лишь при выполнении такого условия: объединение усилий педагогического коллектива ДОУ, воспитанников, их родителей, органов ГИБДД и общественных организаций по освоению детьми определенной системы знаний, умений, навыков правильного поведения на улицах и дорогах города, в общественном транспорте и в обыденной жизни.
Важным моментом в родительском воспитании является собственный пример. Родителям стоит помнить о том, что дети не будут выполнять те правила и указывания, которые не соблюдают их родители.
Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые к детям в ДОУ и дома вызывают у ребёнка агрессию.
Для закрепления знаний у детей важными являются такие формы работы ДОУ с родителями:
- собрания (общие или групповые) с целью информирования родителей о положении дел по профилактике ДДТ и стимулировании их активного участия в ней;
- регулярное ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе;
- педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам дорожного движения и культуры поведения детей и взрослых как потенциальных пешеходов,
- проведение совместных мероприятий;
- дни открытых дверей для родителей;
- консультативная помощь на темы профилактики ДДТ (беседы с родителями, консультации, рекомендации по правилам дорожного движения).
Перспективный план работы с родителями по правилам дорожного движения в возрастных группах
10. Мониторинг уровня знаний, умений, и навыков детей по освоению ПДД.
Безопасность жизни детей – главная и первостепенная задача окружающих взрослых. В современной ситуации становится особо опасно маленькому пешеходу находиться на дороге, количество транспортных средств увеличивается изо дня в день, и их владельцы не осознают всей ответственности за то, что происходит на дороге. Пешеходу в этом случае остаётся рассчитывать только на свои силы и быть особо внимательным, выходя на дорогу. Мы – пешеходы должны быть подготовлены к ситуациям различного рода.
Обучая ребенка правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения». То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.
Мониторинг проводится два раза в год:
1 - вводный (октябрь)
2 – итоговый (апрель)
Каждый ответ оценивается по 3-х бальной системе:
3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание.
2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при
незначительной помощи воспитателя.
1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы «Азбука ».
Средняя группа.
Вопросы к детям:
1. Какие ты знаешь автомобили?
2. Какие автомобили называют грузовыми?
3. Назови части грузового, легкового автомобиля.
4. Что такое светофор?
5. Что обозначают сигналы светофора?
6. Как называется место, где ходят люди?
7. Как называется место, где ездят машины?
8. Что такое пассажирский транспорт?
9. Назови виды транспорта.
10. Где можно играть?
11. Почему нельзя играть на проезжей части?
12. Почему нельзя играть на тротуаре?
№ | Ф. И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Итог |
1. | ||||||||||||||
2. |
Старшая группа.
Вопросы к детям:
1. Какой транспорт перевозит грузы и какие?
2. Какой транспорт перевозит пассажиров?
3. Чем отличается автобус от троллейбуса?
4. Назови правила поведения в автобусе.
5. Назови машины специального назначения
6. Что означают сигналы светофора?
7. Что такое улица?
8. Кто является пешеходом?
9. Назови правила поведения пешеходов.
10. Что такое переход?
11. Что такое проезжая часть?
12. Двустороннее, одностороннее движение – это что?
13. Покажи дорожные знаки «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Дети»,
14. «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
№ | Ф. И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | Итог |
1. | ||||||||||||||||
2. |
Подготовительная к школе группа.
Вопросы к детям:
1. Какой вид транспорта ты знаешь?
2. Для чего нужен пассажирский транспорт?
3. Где его ожидают люди?
4. Как называют людей, едущих в транспорте?
5. Правила поведения в автобусе.
6. Правила поведения в автомобиле.
7. Что такое перекресток?
8. Что такое «»зебра»?
9. Кто контролирует движение?
10. Расскажи о работе водителя и сотрудника ГИБДД
11. На какие части делится дорога?
12. Правила перехода улицы.
13. Как узнать, куда поворачивает автомобиль?
13. Где разрешается ездить на велосипеде?
14. Какие бывают знаки?
15. Покажи дорожные знаки: «Осторожно, дети», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение», «Место остановки автобуса», «Дети», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
№ | Ф. И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Итог |
1 | |||||||||||||||||
2 |
Основными формами подведения итогов является:
- беседа;
- групповые занятия;
- тематические занятия;
- блиц-опрос.
12. Список использованной литературы
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста». - М.: Мозаика-Синтез 2011г.
- Беляевскова Г. Д. «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии». – Москва: Эксмо, 2014г.
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников:
конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста: Кн. для воспитателей дет.сада – Москва: Просвещение, 2010г.
- Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников» - Москва:
Просвещение, 2011г.
- Бочко А. «Правила дорожного движения для детей». - СПб.: Питер. 2014г.
- Гарнышева Т.П «Как научить детей ПДД?» Методические рекомендации и развернутые планы занятий Издательство «Детство - Пресс» 2010 – 64с.
- Гордиенко С.А. «Правила дорожного движения для детей». Издательство: Феникс-Премьер, 2015г.
- Лыкова И. А., Шипунова В.А. «Дорожная азбука, детская безопасность» 2014г.
- «Правила дорожного движения для детей». - 5-е издание. - Москва: Эксмо, 2016г.
- «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» под. ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина 2011г.
- «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»: Методическое пособие под общ.ред. В.Н.Кирьянова. Издательский дом Третий Рим, 2011
Приложение
Конспект досуга по ПДД в средней группе «Страна Правил Дорожного Движения»
Цель: Формировать у детей знания о правилах дорожного движения, желание соблюдать эти правила, обучать предвидеть опасность, показать важность соблюдения правил дорожного движения.
Задачи:
Образовательные:
Учить названия и обозначения дорожных знаков для пешеходов и водителей;
Закреплять знания детей о сигналах светофора;
Развивающие:
Развивать игровую деятельность детей;
Обогащать словарь детей;
Расширять знания о том, в каком месте можно переходить дорогу и как ее переходить;
Расширять словарный запас, внимание, память.
Воспитательные: Воспитывать у детей чувство ответственности за личную безопасность, уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им.
Предварительная работа:
-рассматривание макета дороги;
- чтение стихотворения Н. Гончарова «Постовой»;
- беседа «Как правильно переходить дорогу»;
- игра «Светофор»;
- дидактические игры: «Угадай машину», «Виды транспорта»;
- беседа - рассказ «Наши верные друзья на улицах и дорогах».
Оборудование: украшение зала, мяч, презентация, аудиозапись игры, аудиозапись песни.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня пришло к нам гостей, давайте поздороваемся с ними.
Воспитатель: А настроение, у вас хорошее?
Дети: Хорошее!
Воспитатель: Давайте это хорошее настроение подарим гостям. (Дети дуют на ладошку).
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в страну «Правил дорожного движения». Давайте представим, что мы с вами гуляем по этой необычной стране. В этой большой красивой стране много улиц. По ним движутся много легковых и грузовых автомашин, автобусы и никто никому не мешает. Это потому что есть четкие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать правила дорожного движения. А запомнить их нам поможет наш сегодняшний друг, который и пригласил нас в эту страну. Чтобы узнать кто это, нужно отгадать загадку.
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, моргают –
Людям помогают.
Дети: Светофор.
Воспитатель: А зачем он нужен, ребята?
Дети: Чтобы регулировать движение
Воспитатель: Ребята, что-то Светофор какой-то грустный. Не заболел ли он? Посмотрите на него хорошо, чего-то на нем не хватает?
Дети: Световых сигналов.
Воспитатель: Да, ребята, действительно, наш Светофор растерял все свои сигналы. А без сигналов ему никак нельзя. Давайте поможем Светофору.
Воспитатель: Сигналы светофора расположены в определенной последовательности. Давайте вспомним в какой? В самом в верху, какой сигнал?
Дети: Красный!
Воспитатель: А какой сигнал расположен в середине?
Дети: Желтый!
Воспитатель: А какой сигнал расположен внизу?
Дети: Зеленый!
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь наш Светофор с нами хочет поиграть. На светофоре будут загораться в разной последовательности сигналы, а вы мне объясните, что означает тот сигнал, который загорелся на светофоре.
Игра: «Сигналы светофора!»
Дети: Красный свет - Самый строгий, Стой! Дороги дальше нет, Путь для всех закрыт!
Дети: Правильно! Желтый свет – предупреждение, жди сигнала для движения.
Дети: Правильно! Зеленый свет – говорит «Проходите, путь открыт!»
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А Светофор приготовил для вас загадки. У него есть помощники, называются они дорожные знаки. Вы слышали про них?
Дети: Да.
Воспитатель: Итак, первая загадка, слушайте внимательно!
Что за знак такой висит?
Стоп - машинам он велит...
Пешеход! Идите смело
По дорожкам черно-белым.
Дети: Знак «Пешеходный переход».
Воспитатель: Зачем нужен этот знак?
Дети: Он показывает нам, где можно переходить дорогу.
Воспитатель:
Ездят здесь одни машины
Грозно их мелькают шины
У тебя велосипед?
Значит стоп! Дороги нет!
Дети: Знак «Движение на велосипедах запрещено».
Воспитатель: А о чем говорит нам этот знак?
Дети: Этот знак нас предупреждает о том, что здесь ездить на велосипедах очень опасно.
Воспитатель:
Я хочу спросить про знак,
Нарисован знак вот так.
В треугольнике - два братца
Все куда-то мчатся, мчатся.
Самый важный знак на свете -
Это просто рядом ... («Дети»)
Воспитатель: А о чем говорит нам этот знак?
Дети: Этот знак обозначает «Осторожно, дети». Водитель издалека видит этот знак и сбавляет скорость, потому что в этом месте дорогу могут переходить дети.
Воспитатель:
Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича!
Дети: Знак «Въезд запрещен».
Воспитатель: А о чем говорит нам этот знак?
Дети: Этот знак обозначает, проезд запрещен.
Воспитатель:
Если ты собрался с другом
В зоопарк или в кино,
Подружиться с этим знаком
Вам придется все равно,
Он домчит вас быстро, ловко
Знак….
Дети: …(Автобусная остановка)
Воспитатель: А о чем говорит нам этот знак?
Дети: Здесь останавливаются автобусы.
Воспитатель: Вот видите, сколько помощников на дороге у светофора! А сейчас мы с вами представим, что мы водители. А вы знаете кто это такие?
Дети: Те, кто сидят за рулем автомобиля.
Физминутка: «Мы - шоферы»
(дети должны показывать движения)
Едем, едем на машине (движение рулем)
Нажимаем на педаль (согнуть ногу в колене и вытянуть)
Газ включаем, выключаем (рычаг повернуть к себе и от себя)
Смотрим пристально мы вдаль (ладонь прикладывается ко лбу)
Дворники считают капли
Вправо, влево – чистота! («дворники»)
Волосы ерошит ветер (пальцами взъерошить волосы)
Мы шоферы – хоть куда! (большой палец правой руки вверх)
Воспитатель: Ребята, нашему Светофору интересно, знаете ли вы виды транспорта?
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Виды транспорта». Посмотрите на экран и скажите, какой вид транспорта вы видите. ( Автомобиль, автобус, велосипед)
Дети: Наземный.
Воспитатель: А это какой вид транспорта, ребята? (Самолёт, вертолет)
Дети: Воздушный.
Воспитатель: К какому виду транспорта относятся? (Корабль, подводная лодка, лодка)
Дети: Водному.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь Светофор уверен, что вы точно знаете виды транспорта. А сейчас поиграем ещё в одну игру.
Дидактическая игра с мячом: «Можно и нельзя»
Воспитатель: Поиграем с мячом. Я бросаю одному мяч из вас и говорю, что дети делают на улице. Вы ловите мяч и говорите: «Можно или нельзя так делать» и возвращаете мне мяч обратно.
Воспитатель: Дети перебегают улицу. Можно или нельзя?
Ребенок: перебегать улицу нельзя.
Воспитатель: Можно переходить улицу, когда на светофоре горит красный свет?
Ребенок: Переходить улицу на красный свет нельзя.
Воспитатель: Дети переходят улицу по пешеходному переходу и держат маму за руку. Можно или нельзя?
Ребенок: Так делать можно и нужно!
Воспитатель: Можно детям играть в мяч на дороге?
Ребенок: Так делать нельзя.
Воспитатель: Можно или нельзя кататься на велосипеде во дворе?
Ребенок: Так делать можно.
Воспитатель: Молодцы! Вам понравилась игра?
Дети: Да.
Воспитатель: Светофор наш стал радостным от правильных ответов. И м ы сейчас вместе с ним повеселимся.
Музыкальная пауза: музыкальная игра «Мы сейчас пойдём направо ».
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы. Помогли Светофору, отгадали его загадки, вспомнили знаки дорожного движения. Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте споём песню нашему другу Светофору о правилах дорожного движения.
Песенка о правилах дорожного движения
(на мотив «Пусть бегут неуклюже...»)
1. Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам,
Но нельзя по дороге бежать.
Тротуар - пешеходам, а машине - дорога.
Это правило все должны знать.
Припев:
Если красный - путь опасный,
Если жёлтый - подожди.
А зелёный, значит можно
Нам дорогу перейти.
2 .Знак дорожный подскажет, запретит и укажет
Пост ГАИ, переход и объезд.
Тем, кто это не знает, мы подскажем, ребята:
Вы учите, вот вам наш совет!
Припев:
Знаки разные, все прекрасные,
Как друзей их надо знать.
Знаки разные, все прекрасные,
Мы их будем соблюдать!
Воспитатель: Ребята, нашему другу Светофору было интересно и весело с вами. Но ему пора прощаться и возвращаться выполнять свои обязанности на проезжую часть, чтобы все соблюдали правила дорожного движения.
На улице будьте внимательны дети!
Твердо запомните правила эти,
Правила эти помните всегда.
Чтоб не случилась с вами беда!
Воспитатель: Вы сегодня молодцы, вспомнили и рассказали нашим гостям много правил дорожного движения. Давайте будем их помнить и соблюдать. Наш друг Светофор за правильные ответы передал вам медали. Я хочу их вам вручить, вы их заслужили. Вы настоящие Знатоки правил дорожного движения.
Воспитатель: Ребята, расскажите, что обозначает красный свет на светофоре?
-А жёлтый?
-А зелёный?
- Что обозначает знак «Пешеходный переход?»
-Какие виды транспорта вы знаете?
-А можно переходить улицу на красный свет?
-А на какой?
Дети отвечают на вопросы.
Сюжетно-ролевая игра в старшей группе «Водители»
Цель: Формировать игровые умения взаимодействовать по ходу игры.
Закрепить знания о профессии водителя, кондуктора, инспектора ДПС, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.Соблюдение правил поведения в общественном транспорте.Формировать умение осуществлять замысел, подбирать атрибуты, осваивать игровые сюжеты, формировать умение играть рядом, не мешая друг другу. Активизировать словарь детей .
Подготовка к игре:
Наблюдение за транспортом.
Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт».
Раскрашивание картинок- разукрашек с изображением транспортных средств.
Беседа о профессии шофёр и дидактическая игра о правилах дорожного движения, просмотр презентации.
Вариант сюжета:
Маша и медведь приглашают на прогулку по лесу.
Перспективный план подготовки:
Сюжет | Роли | Атрибуты | Игровые действия | Речевые обороты |
Поездка на автобусе | Водитель | 2 ребёнка, руль | Ведёт машину, рулит, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их, перевозит людей. | «Осторожно, двери закрываются, следующая остановка….» |
Пассажиры | билеты , деньги | Покупают билеты, выходят на остановках, соблюдают правила поведения в общественном транспорте | «Здравствуйте, продайте мне, пожалуйста, билет .» |
Сопутствующие роли
Кондуктор | Заправщик | Инспектор ДПС | Официант в придорожном кафе |
Продаёт билеты, помогает занять свои места | Заливает в машину бензин, берёт деньги, пробивает чек | Регулирует сигналы светофора, проверяет документы | Подаёт меню, приносит блюдо, берёт деньги, отдаёт чек |
Атрибуты: Билеты, сумка, руль, карта-схема, деньги бумажные, шланг(скакалка) для заправки, посуда для кафе, муляжи овощей и фруктов, фартуки, меню.
Три сигнала светофора из цветного картона, форма, жезл, дорожные знаки, звуки природы.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, нам сегодня прислали письмо, давайте посмотрим от кого оно? От Маши и её друга медведя, давайте прочитаем? « Дорогие, ребята. Мы приглашаем Вас к нам в гости. Мы пойдём по ягоды в дальний лес. Видимо-невидимо там чудес! Мы увидим рыжего муравья. Повстречаем белочку у ручья. Отыщем беленький мы грибок, положим бережно в кузовок. Ну, а спелой ягоды и не счесть! Как домой воротитесь, станете есть.»
Все соглашаются ехать на прогулку в лес.
Воспитатель: Ребята, а на чём же поедем, нас же много в автомобиль мы не уместимся все?
Выбираем транспорт из карточек «Транспорт» (автобус)
Далее воспитатель вместе с детьми строит автобус (из детских стульчиков).
Воспитатель: Но ведь автобус сам не поедет, нам нужен… (Шофёр), выбирается шофёр.
Без билета ехать нельзя, нам нужен…(Кондуктор), выбирается кондуктор
Чтобы наш автобус поехал, его нужно заправить?... (да) Чем?... (бензином) Где?...( на заправочной станции), выбирается заправщик
Дорога у нас дальняя, захотим подкрепиться, покушать, чай попить, где остановимся?...(придорожное кафе), выбираем работников кафе.
А кто же будет следить правильно ли едет шофёр, не нарушает ли он правила?...(инспектор ДПС) выбирается инспектор (воспитатель), он же показывает дорожные знаки, встречающие в пути и дорожные знаки.
Отправляемся в путь. Шофёр проверяет исправность автобуса и садится на свое место, ждёт пассажиров. Кондуктор продаёт билеты, все рассаживаются.
1. Едем на автозаправочную станцию…..
2. Останавливаемся у кафе «Маргаритка»
3. Приехали в лес (звучит фонограмма «звуки природы»)
Физминутка
Утром гномы в лес пошли
По дороге гриб нашли
А за ним то раз, два, три
Появились ещё три.
И пока грибы считали
Гномы в школу опоздали
Побежали, поспешили
И грибы все уронили.
(слушаем фонограмму или собираем грибы и ягоды)
4.Отправляемся обратно в детский сад. (шофёр второй ребёнок) Покупаем билеты, рассаживаемся на свои места. Звучит песня:
Музыка и слова: А. Яранова
Едет автобус, везет ребят
Едет автобус в детский сад.
Кто в автобусе сидит,
Кто в окошечко глядит?
Лена и Маша, Аня, Наташа,
Оля, Дима и Андрей,
Лёня, Миша и Сергей.
Едет автобус, везет ребят
Едет автобус в детский сад.
Посчитаем мы ребят,
Что в окошечко глядят.
Раз – это Лена, Два – это Маша,
Три – это Аня, Четыре – Наташа.
Оля – 5, Дима – 6, 7 – Андрей.
Лёня – 8, Миша – 9,10 – Это Сергей.
Едет автобус, везет ребят
Вот и приехали в детский сад.
Выходите поскорей
Лена, Маша, Аня, Наташа,
Оля, Дима, Андрей,
Лёня, Миша и Сергей.
На продолжении всей игры инспектор показывает дорожные знаки и цвета светофора.
5.Окончание игры. Оценка игры.
В. Ребята вам понравилась наша поездка? Все справились со своими ролями? А куда мы отправимся в следующий раз?
Сюжетно- ролевая игра в подготовительной группе
«Мы- юные пешеходы»
Программное содержание:
- Познакомить с правилами перевозки детей в личном автомобиле.
- Продолжать формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах, и сохраняя их здоровье.
- Закрепить с детьми знание правил дорожного движения, и знания о дорожных знаках, знать назначение и сигналы светофора.
- Выработать у детей с помощью игровых заданий способность к быстрому реагированию и принятию правильных решений дорожных ситуаций.
- Расширять словарный запас детей путём введения новых слов: автомобильное кресло, ремень безопасности.
- Развивать память, внимание, сообразительность, мелкую моторику рук.
- Воспитывать ответственность своих действий за последствия на дороге.
Материал:Разметка (пешеходный переход) Светофор; дорожные знаки; иллюстрации по правилам дорожного движения; игрушки: мяч, книжка; заготовки дорожных знаков; цветные карандаши.
Предварительная работа:
1. Наблюдения за проезжей частью дороги, обучение правилам её перехода на внутреннем дворе детского сада.
2. Знакомство с дорожными знаками.
3. Игры – тренинги на развитие наблюдательности и памяти, глазомера.
4. Сюжетно – ролевая игра «Водители», развивающая игра «Светофорчик».
5. Рассматривание иллюстраций с ситуациями на дороге.
6. Экскурсия на проезжую часть главной дороги.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на урок в школу юных пешеходов. Но сначала выучим девиз: «Делаем ребятам предостережение! Выучить срочно правила движения! Чтоб не волновались каждый день родители, Чтоб спокойно мчались улицей водители».
Воспитатель обращает внимание на выложенную дорогу.
Воспитатель: А вот и улица, по которой мы пойдём в школу. На какой свет светофора можно переходить улицу!
Воспитатель: Хоть у вас терпенья нет,
Подождите: красный свет.
- Жёлтый свет на пути – приготовьтесь идти.
- Свет зелёный впереди – вот теперь переходи!
(Дети идут по переходу среди них две девочки, которые рассматривают на ходу книгу и разговаривают между собой)
Воспитатель: - Подождите – ка, подружки,
Где у вас глаза, где ушки?
дело кончится печально,
может быть немало бед.
Ведь дорога – не читальня.
И не место для бесед.
Воспитатель берёт у девочек книгу, закрывает её и пропускает их через переход. На светофоре горит красный свет.
Светофор даёт приказ – Зажигает красный глаз. И когда зажжётся он, Все стоят – таков закон.
На светофоре зажигается жёлтый свет, затем зелёный.
Воспитатель: Теперь горит зелёный свет – Свободен путь, препятствий нет!
Дети переходят улицу. Последний мальчик, нёсший мяч, начинает играть мячом на дороге.
- Мой весёлый, звонкий мяч, ты, куда умчался вскачь?
Красный, жёлтый, голубой, не угнаться за тобой…
Воспитатель отбирает мяч у ребёнка.
Воспитатель: На проезжей части, дети.
Не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки.
На дворе и на площадке.
- Молодцы ребята! Вы почти все соблюдали правила дорожного движения и благополучно добрались до Школы юных пешеходов.
- А теперь рассаживайтесь. Сейчас мы поиграем, проверим, как вы знаете правила поведения на дороге. Вы готовы заниматься?
- Сегодня, мы в школу шли пешком. А как можно ещё добраться до школы?
Ребёнок: На легковой машине.
Воспитатель: Кто знает, как правильно должен ребёнок ездить в машине?
Ребёнок: На заднем сидении.
Воспитатель: Правильно. На заднем сидении в специальном для перевозки детей автомобильном кресле и пристегнувшись ремнём безопасности.
Воспитатель: Как вы думаете для чего это нужно делать?
Ребёнок: Для безопасности здоровья.
Воспитатель: Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле) и всегда с пристёгнутыми ремнями. Оно служит для безопасности здоровья детей при экстренном торможении автомобиля или хуже ещё аварии. И помогает удержать ребёнка на месте. Таким образом, предотвращает травмы.
- Что ещё кроме светофора помогает соблюдать порядок на дорогах пешеходам и водителям?
Ребёнок: Дорожные знаки.
Воспитатель: Правильно, это дорожные знаки. Вспомним, ребята, на какие три группы можно разделить все знаки?
Ребёнок: - Предупреждающие, разрешающие, запрещающие.
Воспитатель: А теперь для вас задание. Видите, у меня лежат знаки, давайте мы с вами, по очереди, попробуем рассказать про них.
Дети: «Внимание дети!». Это предупреждающий знак. Он становится возле школы, чтобы водители были осторожными.
- «Проезд закрыт». Это запрещающий знак. Он ставится в местах, где люди могут спокойно перейти дорогу под землёй.
- «Внимание, опасность!». Это предупреждающий знак.
- «Место стоянки». Это разрешающий знак.
- «Проход закрыт». Это запрещающий знак.
Воспитатель: «Каким цветом нужно раскрасить эти знаки?»
(Дети закрашивают знаки и называют каждый свой знак)
Физ. минутка (для глаз).
Воспитатель: А теперь послушайте стихи. Там, где нужно вы должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!»
Воспитатель: Кто из вас идёт вперёд
Только там, где переход?
Дети: «Это я, это я, это все мои друзья!»
Воспитатель: Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора? (дети молчат).
- Кто, из вас, идя домой, держит путь по мостовой? (дети молчат)
- Знает кто, что красный свет – это значит - хода нет.
Дети: «Это я, это я, это все мои друзья»
Воспитатель: Я вижу, вы хорошо разбираетесь в правилах дорожного движения. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Рассуждалки».
- Ты переходишь улицу в положенном месте на зелёный сигнал светофора, но когда ты оказался на середине, загорелся жёлтый свет. Что ты будешь делать? Покажи и расскажи.
- Во время перехода улицы у тебя из рук вырвался воздушный шар. Как ты поступишь?
- Ты вышел кататься на санках во двор, а твой друг предлагает пойти на горку, которая находится рядом с дорогой, на которой ездят машины. Как ты поступишь?
- Вы, ребята оказались очень способными учениками в школе «Светофорчик», знаете много правил, которые, я уверена, вы всегда будете соблюдать.
Город, в котором мы с вами живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Как правильно улицу нам перейти.
В машине родителей в кресле сиди.
Ремень пристегни и весело в путь.
Правила эти ты не забудь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет
Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...
Дополнительная образовательная программа кружка «Фантазеры» ( образовательная область «Художественно-эстетическое развитие)
Образовательная программа кружка «Фантазеры» имеет художественную направленность, способствует развитию творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобра...
Интегрированное занятие по правилам дорожного движения «Дорожное движение детям знать положено»
Интегрированное занятие по правилам дорожного движения «Дорожное движение детям знать положено»...
Дополнительная образовательная программа кружка по художественному развитию нетрадиционные техники рисования «Радуга красок» Возраст детей: 4-5 лет Срок реализации программы: 1 год
-Развивает уверенность в своих силах- Способствует снятию детских страхов. -Учит детей свободно выражать свой замысел. -Побуждает детей к творческим поискам и решениям. -Учит детей работать с разнообр...
дополнительная образовательная программа кружка «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учрежден...
Дополнительная образовательная программа кружка "Патриотическое воспитание дошкольников"
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учрежден...
Дополнительная образовательная программа кружка "Патриотическое воспитание дошкольников"
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учрежден...