Проект "Безопасность в быту"
проект по обж
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта по безопасности в быту в старшей группе
«Безопасность в быту»
Подготовила воспитатель: Юдина Е. В.
Участники проекта: дети 5-6 лет, родители воспитанников, педагоги.
Сроки реализации: краткосрочный (2 недели)
Вид: познавательный, творческий.
Образовательные области: познавательное, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое и социально – коммуникативное.
Проблема проекта: Чаще всего дошкольники не только не знают, как справиться с сложившейся не безопасной ситуацией, но и не осознают факт ее возникновения. Именно поэтому детей следует знакомить с источниками опасности в быту, мерами предосторожности и собственными возможностями детей. Только это можно считать основой безопасного поведения, позволяющей дошкольникам предвидеть, избегать и правильно действовать при возникновении небезопасных ситуаций в быту.
Гипотеза: способствовать воспитанию безопасного поведения в быту и формировать навыки безопасной жизнедеятельности, в результате систематической совместной работы педагогов и родителей воспитанников.
Объект проекта: процесс формирования основ безопасного поведения дошкольников в быту.
Предмет проекта: продуктивная деятельность, как средство формирования мотивации у дошкольников к изучению безопасного поведения в быту.
Форма организации: групповая, индивидуальная, семейная; совместная и самостоятельная деятельность детей.
Актуальность
Современная жизнь подтверждает необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности и обучению детей и родителей безопасному образу жизни.
Гуманистически направленный педагогический процесс дает возможность обеспечить дошкольников средствами защиты от неблагоприятных условий быта. Правильно направленный педагогический процесс предполагает создание благоприятной системы мер, обеспечивающих детей физической, психологической и социальной безопасностью и направленных на формирование у детей способности к защите себя и других.
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности, увеличением физических возможностей ребенка, которые в сочетании с любознательностью могут привести к возникновению травм и опасных ситуаций в быту. Поэтому создание условий, позволяющих ребенку накопить безопасный опыт и поведение в дошкольном учреждении и в семье, становятся значимой проблемой. Предвидеть опасность, научить избегать ее - это главные направления работы с дошкольниками в сложившейся актуальной ситуации воспитания безопасного поведения в быту.
Дети являются самой не защищенной частью населения. По своим физиологическим особенностям ребенок не может самостоятельно определить всю меру опасности. Познавая окружающий мир, они нередко становятся жертвами своего не знания. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного общения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу. Большинство дошкольников не знают, что надо делать в той или иной небезопасной ситуации. Чрезвычайным для ребенка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта. Поэтому взрослый обязан защитить своего ребенка, дать элементарные знания основ безопасности.
Важно для воспитания безопасного поведения дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность это прежде всего умение правильно себя вести в различных нестандартных ситуациях.
Цель: формирование первоначальных навыков безопасного поведения в быту.
Задачи:
- познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с бытовыми приборами дома (электроприборами, столовыми приборами);
- формировать знания об источниках опасности в квартире;
- уточнить и систематизировать представления у детей о правилах пожарной безопасности, о номерах телефонов служб спасения;
- развивать умения применять элементарные правила безопасного поведения в повседневной жизни;
- воспитывать осознание каждым ребенком необходимости соблюдения основ безопасной жизнедеятельности в быту.
Предполагаемый результат:
- знание детьми безопасного обращения с предметами быта дома;
- сформированы представления о правилах пожарной безопасности в быту;
- сформированы знания о назначении и правилах использования бытовыми электрическими приборами, столовыми приборами и другими источниками опасности в квартире;
- знание детьми и умение пользоваться номерами служб экстренной помощи;
- осознание каждым ребенком безопасной жизнедеятельности.
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный
Цель: подготовиться к реализации проекта.
Мероприятия:
- определение уровня знаний и умений детей по теме проекта;
- написание проекта;
- подборка дидактического комплекса для реализации проекта;
- знакомство родителей воспитанников с проектом, вовлечение их в реализацию проекта;
- разработка основных мероприятий по проекту.
II этап. Реализация проекта (по областям)
Социально-коммуникативное
- познакомить детей с предметами, которые могут представлять для них опасность в быту;
- закреплять у детей знания о пожарной безопасности;
- закреплять умение правильно, безопасно для себя использовать электро и столовые приборы .
Познавательное развитие
- показать значимость соблюдения безопасного поведения в быту;
- дать понятия для чего надо знать правила безопасного поведения с окружающими в быту предметами;
- закрепить конкретные знания о правилах безопасного поведения.
Художественно-эстетическое развитие
- дать понятия о видах бытовых приборов, используемых дома;
- закрепить знания детей об опасностях, подстерегающих дома, развивать творческие способности;
- учить доводить начатое до конца.
Речевое развитие
- учить отгадывать загадки;
- развивать связную речь.
Физическое развитие
- учить детей правильно выполнять порученные задания;
- учить детей управлять своим поведением, вовремя выполнять игровые действия.
III этап. Заключительный
- трансляция результатов проектирования родителям;
- анализ результатов, оценка эффективности проекта.
Перспективное планирование
Формы работы с детьми и родителями | Содержание знаний |
1 –я неделя | |
Занятия | Развитие речи Тема: «Дом в котором я живу». Цель: формировать знания о безопасности в быту, развивать речь, мышление. Рисование Тема: «Опасные предметы дома» Цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, но необходимых для человека в быту, развивать изобразительные навыки. |
Беседа | «В мире опасных предметов» Цель: развивать представление детей об опасных для жизни предметах, с которыми они встречаются в быту. «Детские шалости с огнем» Цель: формировать осторожное обращение с опасными предметами дома, закреплять правила пожарной безопасности. «Важные номера телефонов» Цель: уточнить знание детей о номерах служб спасения. |
Дидактические игры и упражнения | «Подбери игрушку для Танюшки» Цель: закреплять представления о предметах быта, которыми можно или нельзя играть, развивать внимание, чувство взаимопомощи. «Раз, два, три, что может быть опасно – найди» Цель: закреплять представление детей об источниках опасности в доме, развивать сообразительность, внимание, воспитывать чувство товарищества. «Так и не так» Цель: учить отличать опасные для жизни ситуации от неопасных, развивать внимание, воспитывать желание соблюдать правила безопасности. |
Сюжетно-ролевые игры | «Опасность» Цель: вырабатывать безопасную стратегию поведения, в каждой непредвиденной ситуации. «Осторожен будь с огнем» Цель: формировать умение развивать сюжет на основе полученных знаний. «Окажи медицинскую помощь» Цель: учить детей элементарным навыкам оказания самому себе необходимой медицинско помощи. |
Двигательная деятельность | П. и. «Пожар» Цель: закреплять умение детей действовать при пожаре, воспитывать выдержку, самообладание. «Говорящее тело» Цель: закрепление знаний о частях тела, развитие координации движений. «Цепочка» Цель: закрепить знания не безопасных предметов в быту, развивать память, внимание, координацию, тренировать навыки общения. |
Чтение художественной литературы | С. Я. Маршак «Пожар» С. Я. Маршак «Кошкин дом» В. Гальченко «Огонь невидимка» |
Другие формы работы с детьми | Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь» Экскурсия в медицинский кабинет. Цель: познакомить детей с правилами хранения медикаментов, уточнить знания о мед. кабинете, с какой целью люди его посещают, развивать внимание, кругозор. Рассматривание иллюстраций в энциклопедиях и других книгах по безопасности жизнедеятельности в быту. |
Работа с родителями | Информационный стенд «Моя безопасность дома» Анкета «Безопасность в быту» |
2 –я неделя | |
Занятия | Ознакомление с окружающим миром Тема: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг» Цель: формирование у детей знаний о правилах пожарной безопасности в быту. Аппликация Тема: «Огнетушитель» Цель: закрепить правила пожарной безопасности, воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. |
Беседа | «Электроприборы дома» Цель: знакомить с электроприборами, их применением и назначением. «Один дома» Цель: научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни. «Дежурство в столовой» Цель: учить детей правильно и безопасно для себя и окружающих накрывать столы, соблюдать правила безопасности при обращении с вилкой, ножом. |
Дидактические игры и упражнения | «Что мы знаем о вещах?» Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту, развивать внимание, память, воспитывать чувство сотрудничества. «Домик улитки» Цель: обобщать представления детей о правилах безопасного поведения, развивать охранительное самосознание, воспитывать чувство сотрудничества, закреплять навыки счета. «Соедини по точкам» Цель: закреплять представления детей об источниках опасности в быту, развивать мелкую моторику, воспитывать умение доводить начатое дело до конца. |
Сюжетно-ролевые игры | «Большое и маленькое «Нет» Цель: научить детей осознано четко озвучивать свою позицию. «Один дама» Цель: сформировать безопасную стратегию поведения ребенка в ситуации, когда он остается один дома. «Телефонный звонок» Цель: научить ребенка безопасному общению по телефону, умению самостоятельно принимать решение. |
Двигательная деятельность | П. и. «Стройся» Цель: учить детей действовать по сигналу, быть всегда внимательными. «Правда – неправда» Цель: закреплять знания детей о безопасной жизнедеятельности в быту, развивать координацию. |
Чтение художественной литературы | Е. Казакова «Чик-чик ножницами» К. Чуковский «Путаница» Г. Цыферов «Жил на свете слоненок» |
Другие формы работы с детьми | Просмотр мультфильма «Аркадий Паровозов спешит на помощь» Отгадывание загадок про опасные предметы в быту. |
Работа с родителями | Информационный стенд «Безопасность детей в руках родителей» Организация творческой выставки детских работ «Моя безопасность» |
Использованная литература
- «Беседа об основах безопасности с детьми 5-8 лет» Шорыгина Т. А., ТЦ Сфера, 2009 г.
- «Основы безопасного поведения дошкольников» Чермашенцева О. В., Волгоград 2010 г.
- «Воспитание основ здорового образа жизни» Голицына Н. С., Скрипторий 2003, 2010 г.
- «Как обеспечить безопасность дошкольника» Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Просвещение, 2006 г.
- «Безопасность» Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б., Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2002 г.
Интернет источники:
- http://xn--110-5cdtbf0hi.xn--p1ai/page/216
- https://maddy-murk.ru/p
- https://www.maam.ru/detskijsad/ka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие с детьми подготовительной к школе группы "Хорошо быть мальчиком. Хорошо быть девочкой"
Занятие с гендерным подходом в воспитании детей старшего дошкольного возраста....
НОД Познание с детьми старшей группы "Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой"
Цели занятия:- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учётом их интересов;- Развивать логическое мышление, смекалку;- Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие;- Форми...
НОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ. ПОЗНАНИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ "ХОРОШО БЫТЬ МАЛЬЧИКОМ, ХОРОШО БЫТЬ ДЕВОЧКОЙ"
Формирование у детей понятия о чертах характера и поступках мальчиков и девочек....
конспект интегрированного занятия в старшей группе по гендерному воспитанию "Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе"
конспект интегрированного занятия по гендерному воспитанию : "Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе"...
Мультики для детей. Быть или не быть?
Данная презентация готовилась в рамках проекта "Семейный клуб" в детском саду. где обсуждались наиболее острые и интересующие родителей вопросы. Одним из таких вопросов - это просмотр мультфильмов люб...
"Как хорошо быть мальчиком, как хорошо быть девочкой, как здорово быть вместе"- конспект занятия по гендерному воспитанию для детей средней группы
Цель этого занятия-формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о гендерной принадлежностий ; формирование у детей понятия о положительных чертах характера ...
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.
laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Л.А.Поступление в школу – серьёз...