ПРОЕКТ «Безопасность детей в природе»
проект по обж (средняя группа)

Неверова Светлана Павловна

Актуальность проекта: Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, рвать ядовитые растения, пробовать незнакомые ягоды, брать в руки грибы, трогать насекомых и животных и т. д.). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezopasnost_detey_v_prirode.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ  «Безопасность детей в природе»

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:  Неверова Светлана Павловна.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети средней группы, воспитатели, родители

ВРЗРАСТ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА: дети  4-5 лет

ТИП ПРОЕКТА: познавательно - информационный, творческий, групповой.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: краткосрочный

Актуальность проекта:

        Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, рвать ядовитые растения, пробовать незнакомые ягоды, брать в руки грибы, трогать насекомых и животных и т. д.). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.

        Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать,  почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы помочь детям сознательно и ответственно подойти к отношению личной безопасности в природе.    Рассматривая с детьми иллюстрации о красоте природы, мы невольно затронули вопросы о том, как сохранить эту красоту? Как мы ведем себя в природе? Умеем ли мы природу защищать? Знаем ли мы правила по основам безопасного поведения в природе? И поступаем так, как требуют обстоятельства?

        Поведение ребенка в природе иногда бывает сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки.  О которых, они сами и поведали нам при беседе, поэтому,  мы решили вспомнить все те правила, которые помогут нам, и детям и взрослым, правильно и бережно относится к природе. Ведь даже взрослые, отдыхая на природе без зазрения чаще всего при необходимости, а иногда и без нее, сломают ветку, нарвут букет лесных цветов, разрушат грибницу и т. д. Это происходит на глазах у детей, поэтому необходимо учить детей видеть и ценить то, что имеем и надо связывать это с тем, что все прекрасное дала природа.

          Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. 

Цель проекта:  Создание условий для формирования у детей представлений о необходимости бережного и созидательного отношения к природе, навыков безопасного поведения посредством различных видов деятельности.

Задачи проекта:

Формировать первоначальные умения и навыки безопасного и экологически грамотного поведения детей в природе (познакомить и обучить детей правилам поведения в лесу, бережному отношению ко всему живому).

Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в летнее время и оказания  первой медицинской помощи при ушибах и укусах насекомых.

Развивать познавательный интерес к миру природы;

Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей;

Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за окружающей природой;

Воспитывать экологическую культуру.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: викторина: «Мы - друзья природы».

Ожидаемый результат: 

У детей сформируется понимание того, что может быть опасным в общении с природой.

Дети овладеют навыками безопасного поведения в различных опасных ситуациях.

У детей сформируется интерес к проблеме собственной безопасности.

Дошкольники научатся бережно относиться к природе.

Повысится уровень компетентности родителей в вопросах воспитания безопасного поведения дошкольников в природе.

Проект  включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Диагностический.

Задачи:

  •  Выявить уровень знаний детей об источниках опасности, о правилах безопасного поведения  в природе.
  • Формировать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, взаимопомощь.
  • Привлечь родителей воспитанников к участию в реализации проекта по воспитанию навыков безопасного поведения в природе

Определение темы и задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана основного этапа проекта.

Подборка методической, детской художественной литературы, музыкальных произведений.

Разработка циклов ООД.

Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности.

Подготовка консультаций, бесед.

Информирование родителей о проведении творческого проекта и приглашение к участию в проекте.

2 этап Деятельностный  

Реализация проекта в непосредственно-образовательной деятельности через образовательные области:

Познавательное развитие

ООД «Безопасность в природе» 

Цель: Создание условий для формирования основ безопасного поведения детей в природе.

Рассматривание «Будь природе другом» (что нельзя делать в природе); демонстрационных картинок «Правила безопасности для детей»;

рассматривание плакатов, карточек  «Природа родного края».

Беседы: «Мы – юные друзья природы», «Кого мы можем встретить в лесу», «Зачем знать правила поведения в природе», «Правила поведения в общении с животными», «Для чего нужны растения», «Опасные насекомые», «Не играй с бродячими животными»,  «Как

вести себя в жару на участке?»,  «Правила поведения на участке детского сада во время прогулки»,  «Насекомые - польза и вред», «Ядовитые грибы и ягоды».

Цикл наблюдений:

- Наблюдения на прогулке за животным и растительным миром, погодой, явлениями природы.

-за красотой и богатством природы родного края;

-за цветником в детском саду;

-за насекомыми;

-за деревьями, растущими на территории детского сада.

Целевые прогулки:  К речке, «Улицы нашего поселка» , «Деревья, кустарники и цветы нашего детского сада».

Цель: Создание условий для развития у детей умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий.

Ситуативная беседа: «Природа – наш друг?»; «Почему радуются и грустят растения, животные, насекомые и птицы?»; «Почему благодарит и сердится природа?».

Цель: Создание условия для систематизации представлений у детей правил безопасного поведения в природе.

Речевое развитие

ООД «Эти удивительные насекомые» 

Цель: Создание условий для систематизации знания детей о насекомых, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира.

Заучивание стихотворений:

«Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес, дремучий лес»

С. Погорельского.

Творческое рассказывание детей по темам:

«Мы гуляли на участке»; «Как мы отдыхали летом на реке»,

«Что я видел в лесу?», «Растения лекари – какие они?».

Рассматривание иллюстраций по безопасности, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок.

Цель: Создание условий для развития у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи.

«Можно – нельзя»,

«Мы в лесу»;

«Вспомни – назови»;

«Будь внимательным»;

«Подбери действие».

Цель: Создание условий для развития у детей свободного общения с взрослыми, всех компонентов устной речи.

Чтение художественной литературы:

Рассказы:

Катаев В. «Мухомор»; «Грибы».

Н. Сладков «Белкин мухомор»,

Е. Чарушин «Волчишко»;

Сладков И. «По грибы»,

Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки», «В гостях у лесовичка», «Волшебный ворон»,

Т.А. Шорыгина  «Зеленые сказки» - Родник, Дождевой червяк, Крылатые помощники и др.

М.Бородицкая «Разговор с пчелой»,

Л.Толстой «Два товарища».

Сказки: Афанасьева М. «Красивые грибы»;

сказка В. Даля «Война грибов с ягодами»

Белых С. «Спор деревьев»;

Сказки Т.Шорыгиной  «Советы лесной мышки». 

Пословицы и поговорки о природе

Цель: Создание условий для эмоционально-образного восприятия детьми литературного произведения; развитие умения замечать образные слова и выражения, осознание единства человека с природой в художественной литературе.

Социально-коммуникативное развитие

ООД «Лекарственные и ядовитые растения» 

Цель: Создание условий для закрепления у детей знаний об ядовитых и лекарственных растениях, их пользе и вреде.

Сюжетно-ролевые игры:  «Семейная прогулка в лес», «Первая помощь при отравлениях», «Прогулка в осенний лес», «Будем дружно жить!».

Игровые ситуации:  «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу», «В гостях у Лесовичка»

Дидактические игры:

«Опасно — не опасно», «Выбери съедобные грибы и ягоды», «Лесник», «Буду осторожен в природе», «Собери грибы в корзину», «Верно - не верно», «Съедобные — несъедобные ягоды», «Что будет, если…», «Лесная аптека», «Правила поведения в лесу», «Хорошо-плохо», « Назови ягоды», «Отбери съедобные грибы в корзинку», «Объясни, что здесь не так…», «Лекарственные травы», «Правильно - неправильно поступают дети».

Цель: Создание условий для развития интереса у детей к экологическим играм; выявление уровня отношения детей к природе и представления о правилах взаимодействия с нею.

Игры-драматизации:  «Под грибом».

Настольно – печатные игры: «Сбор грибов и ягод», «Подбери картинку», «Растения», «зоологическое лото», «Времена года», «Классификация предметов»

Художественно -эстетическое развитие

ООД (Рисование) «Ветка яблони»

Цель: Создание условий для закрепление умения у детей передавать в рисунке характерные черты ветки рябины.

ООД (Лепка) «Грибы» 

Цель: Создание условий для закрепления у детей знаний о грибах, развитие умения передавать более точную форму ножки и шляпки.

Рассматривание:

Рассматривание репродукций картин: И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Перед грозой».

Иллюстрации по теме: «Безопасность в природе».

Раскраски на тему «Природа» и «Безопасность детей в природе».

Слушание музыкальных произведений:

П.И.Чайковский «Октябрь».

Музыкальные игры:

«Ворон», народная игра «Тара-тара-тара-ра…».

Цель: Создание условий для формирования у детей эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения.

Физическое развитие

Подвижные игры:«Съедобное - несъедобное!»;

«Бывает-не бывает»;

«Садовник»;

«Птички в гнёздышках»;

«У медведя во бору».

Цель: Создание условий для формирования у детей двигательной активности, используя подвижные игры и физические упражнения.

Физкультминутки:«Медведь», «Вместе по лесу идём», «Грибы», «Вышел дождик погулять».

Пальчиковая гимнастика: «Есть у каждого свой дом», «Лягушки», «Хитрый ёжик»,

Цель: Создание условий для развития у детей мелкой моторики, координации движения кистей рук и пальцев.

Трудовое воспитание

Трудовая деятельность: «Чистый участок»

Цель: Создать условия для привлечения внимания детей и взрослых детского сада к проблеме загрязнения территории.

Трудовая деятельность: «Растут цветы для красоты».

Цель: Создать условия для привлечения детей и взрослых к проблеме ухаживания за цветниками.

Опытно – экспериментальная деятельность с объектами живой и неживой природы.

«Уход за растениями»,

Цель: Создание условий для выявления умений у детей осуществления ухода за объектами живой природы и навыков созидательного отношения к ней.

Беседа: «Экологическая азбука»;

«В мире насекомых и животных».

Цель: Создание условий для формирования у детей творческо – поисковой деятельности. Приобщение к совместной деятельности детей и взрослых.

Работа с родителями:

Папка передвижка «Безопасности в природных условиях»,  «Солнечный удар»

 «Безопасность около водоёма», «Опасные насекомые»

Консультация «Воспитание безопасного поведения детей в природе»  

 Участие в выставке поделок из природного материала «Волшебный сундучок».

3  этап Заключительный - проведение викторины «Мы - друзья природы»

- анализ результатов проекта.

Список литературы:

Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.» - СПб.: «Детство – ПРЕСС», 2011. – 114 с.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В., «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» - Воронеж, 2005.

Шорыгина Т.А. « Беседы об основах безопасности с детьми 4-5 лет», - Творческий центр « Сфера», Москва, 2008

Шорыгина Т.А., «Зеленые сказки» экология для малышей. Москва, Прометей; Книголюб, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Безопасность - глазами детей"

:В России гибнут ежегодно в ДТП около 2000 детей. С помощью нашего проекта сократим травматизм детей дошкольного возраста на дорогах....

Семейный проект: «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами дорожного движения» (формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста)

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые...

Проект "Безопасные дороги -детям завершён!

Итоговая статья по завершению проекта "Безопасные дороги -детям!"Подведение итогов....

Проект "Безопасность и дети"

Создание условий для усвоения и закрепления знаний детей об осознанном и ответственном отношении к выполнению правил безопасности. Формирование представлений о действиях  в опасных ситуациях....

Познавательно – исследовательский проект: «Безопасность отдыха детей на природе»

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА Паспорт проектаАктуальностьГипотеза проектаЦели и задачиОжидаемые результатыМетоды и приемы реализации проектаМатериально – техническое обеспечение проектаПлан ...

Познавательно – исследовательский проект: «Безопасность отдыха детей на природе»

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА Паспорт проектаАктуальностьГипотеза проектаЦели и задачиОжидаемые результатыМетоды и приемы реализации проектаМатериально – техническое обеспечение проектаПлан ...