ПРОЕКТ «Безопасность детей в природе» РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Неверова Светлана Павловна. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети средней группы, воспитатели, родители ВРЗРАСТ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА: дети 4-5 лет ТИП ПРОЕКТА: познавательно - информационный, творческий, групповой. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: краткосрочный Актуальность проекта: Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, рвать ядовитые растения, пробовать незнакомые ягоды, брать в руки грибы, трогать насекомых и животных и т. д.). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы помочь детям сознательно и ответственно подойти к отношению личной безопасности в природе. Рассматривая с детьми иллюстрации о красоте природы, мы невольно затронули вопросы о том, как сохранить эту красоту? Как мы ведем себя в природе? Умеем ли мы природу защищать? Знаем ли мы правила по основам безопасного поведения в природе? И поступаем так, как требуют обстоятельства? Поведение ребенка в природе иногда бывает сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки. О которых, они сами и поведали нам при беседе, поэтому, мы решили вспомнить все те правила, которые помогут нам, и детям и взрослым, правильно и бережно относится к природе. Ведь даже взрослые, отдыхая на природе без зазрения чаще всего при необходимости, а иногда и без нее, сломают ветку, нарвут букет лесных цветов, разрушат грибницу и т. д. Это происходит на глазах у детей, поэтому необходимо учить детей видеть и ценить то, что имеем и надо связывать это с тем, что все прекрасное дала природа. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.
Цель проекта: Создание условий для формирования у детей представлений о необходимости бережного и созидательного отношения к природе, навыков безопасного поведения посредством различных видов деятельности.
Задачи проекта: Формировать первоначальные умения и навыки безопасного и экологически грамотного поведения детей в природе (познакомить и обучить детей правилам поведения в лесу, бережному отношению ко всему живому). Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в летнее время и оказания первой медицинской помощи при ушибах и укусах насекомых. Развивать познавательный интерес к миру природы; Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей; Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за окружающей природой; Воспитывать экологическую культуру. Форма проведения итогового мероприятия проекта: викторина: «Мы - друзья природы». Ожидаемый результат: У детей сформируется понимание того, что может быть опасным в общении с природой. Дети овладеют навыками безопасного поведения в различных опасных ситуациях. У детей сформируется интерес к проблеме собственной безопасности. Дошкольники научатся бережно относиться к природе. Повысится уровень компетентности родителей в вопросах воспитания безопасного поведения дошкольников в природе. Проект включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный. Этапы реализации проекта: 1 этап. Диагностический. Задачи: - Выявить уровень знаний детей об источниках опасности, о правилах безопасного поведения в природе.
- Формировать умение наблюдать за поведением людей, их умением вести себя в различных ситуациях, проявлять сочувствие, взаимопомощь.
- Привлечь родителей воспитанников к участию в реализации проекта по воспитанию навыков безопасного поведения в природе
Определение темы и задачи проекта; актуальности проблемы; составление плана основного этапа проекта. Подборка методической, детской художественной литературы, музыкальных произведений. Разработка циклов ООД. Подбор материалов, атрибутов для игровой деятельности. Подготовка консультаций, бесед. Информирование родителей о проведении творческого проекта и приглашение к участию в проекте. 2 этап Деятельностный Реализация проекта в непосредственно-образовательной деятельности через образовательные области: Познавательное развитие | ООД «Безопасность в природе» Цель: Создание условий для формирования основ безопасного поведения детей в природе.
Рассматривание «Будь природе другом» (что нельзя делать в природе); демонстрационных картинок «Правила безопасности для детей»; рассматривание плакатов, карточек «Природа родного края». Беседы: «Мы – юные друзья природы», «Кого мы можем встретить в лесу», «Зачем знать правила поведения в природе», «Правила поведения в общении с животными», «Для чего нужны растения», «Опасные насекомые», «Не играй с бродячими животными», «Как вести себя в жару на участке?», «Правила поведения на участке детского сада во время прогулки», «Насекомые - польза и вред», «Ядовитые грибы и ягоды». Цикл наблюдений: - Наблюдения на прогулке за животным и растительным миром, погодой, явлениями природы. -за красотой и богатством природы родного края; -за цветником в детском саду; -за насекомыми; -за деревьями, растущими на территории детского сада. Целевые прогулки: К речке, «Улицы нашего поселка» , «Деревья, кустарники и цветы нашего детского сада». Цель: Создание условий для развития у детей умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий. Ситуативная беседа: «Природа – наш друг?»; «Почему радуются и грустят растения, животные, насекомые и птицы?»; «Почему благодарит и сердится природа?». Цель: Создание условия для систематизации представлений у детей правил безопасного поведения в природе. | Речевое развитие | ООД «Эти удивительные насекомые» Цель: Создание условий для систематизации знания детей о насекомых, обогащения словарного запаса детей путем познания окружающего мира. Заучивание стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес, дремучий лес» С. Погорельского. Творческое рассказывание детей по темам: «Мы гуляли на участке»; «Как мы отдыхали летом на реке», «Что я видел в лесу?», «Растения лекари – какие они?». Рассматривание иллюстраций по безопасности, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок. Цель: Создание условий для развития у детей умения анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи. «Можно – нельзя», «Мы в лесу»; «Вспомни – назови»; «Будь внимательным»; «Подбери действие». Цель: Создание условий для развития у детей свободного общения с взрослыми, всех компонентов устной речи. Чтение художественной литературы: Рассказы: Катаев В. «Мухомор»; «Грибы». Н. Сладков «Белкин мухомор», Е. Чарушин «Волчишко»; Сладков И. «По грибы», Т.А. Шорыгина «Осторожные сказки», «В гостях у лесовичка», «Волшебный ворон», Т.А. Шорыгина «Зеленые сказки» - Родник, Дождевой червяк, Крылатые помощники и др. М.Бородицкая «Разговор с пчелой», Л.Толстой «Два товарища». Сказки: Афанасьева М. «Красивые грибы»; сказка В. Даля «Война грибов с ягодами» Белых С. «Спор деревьев»; Сказки Т.Шорыгиной «Советы лесной мышки». Пословицы и поговорки о природе Цель: Создание условий для эмоционально-образного восприятия детьми литературного произведения; развитие умения замечать образные слова и выражения, осознание единства человека с природой в художественной литературе. | Социально-коммуникативное развитие | ООД «Лекарственные и ядовитые растения» Цель: Создание условий для закрепления у детей знаний об ядовитых и лекарственных растениях, их пользе и вреде. Сюжетно-ролевые игры: «Семейная прогулка в лес», «Первая помощь при отравлениях», «Прогулка в осенний лес», «Будем дружно жить!». Игровые ситуации: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу», «В гостях у Лесовичка» Дидактические игры: «Опасно — не опасно», «Выбери съедобные грибы и ягоды», «Лесник», «Буду осторожен в природе», «Собери грибы в корзину», «Верно - не верно», «Съедобные — несъедобные ягоды», «Что будет, если…», «Лесная аптека», «Правила поведения в лесу», «Хорошо-плохо», « Назови ягоды», «Отбери съедобные грибы в корзинку», «Объясни, что здесь не так…», «Лекарственные травы», «Правильно - неправильно поступают дети». Цель: Создание условий для развития интереса у детей к экологическим играм; выявление уровня отношения детей к природе и представления о правилах взаимодействия с нею. Игры-драматизации: «Под грибом». Настольно – печатные игры: «Сбор грибов и ягод», «Подбери картинку», «Растения», «зоологическое лото», «Времена года», «Классификация предметов» |
Художественно -эстетическое развитие | ООД (Рисование) «Ветка яблони» Цель: Создание условий для закрепление умения у детей передавать в рисунке характерные черты ветки рябины. ООД (Лепка) «Грибы» Цель: Создание условий для закрепления у детей знаний о грибах, развитие умения передавать более точную форму ножки и шляпки. Рассматривание: Рассматривание репродукций картин: И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Перед грозой». Иллюстрации по теме: «Безопасность в природе». Раскраски на тему «Природа» и «Безопасность детей в природе». Слушание музыкальных произведений: П.И.Чайковский «Октябрь». Музыкальные игры: «Ворон», народная игра «Тара-тара-тара-ра…». Цель: Создание условий для формирования у детей эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения. | Физическое развитие | Подвижные игры:«Съедобное - несъедобное!»; «Бывает-не бывает»; «Садовник»; «Птички в гнёздышках»; «У медведя во бору». Цель: Создание условий для формирования у детей двигательной активности, используя подвижные игры и физические упражнения. Физкультминутки:«Медведь», «Вместе по лесу идём», «Грибы», «Вышел дождик погулять». Пальчиковая гимнастика: «Есть у каждого свой дом», «Лягушки», «Хитрый ёжик», Цель: Создание условий для развития у детей мелкой моторики, координации движения кистей рук и пальцев. | Трудовое воспитание | Трудовая деятельность: «Чистый участок» Цель: Создать условия для привлечения внимания детей и взрослых детского сада к проблеме загрязнения территории. Трудовая деятельность: «Растут цветы для красоты». Цель: Создать условия для привлечения детей и взрослых к проблеме ухаживания за цветниками. Опытно – экспериментальная деятельность с объектами живой и неживой природы. «Уход за растениями», Цель: Создание условий для выявления умений у детей осуществления ухода за объектами живой природы и навыков созидательного отношения к ней. Беседа: «Экологическая азбука»; «В мире насекомых и животных». Цель: Создание условий для формирования у детей творческо – поисковой деятельности. Приобщение к совместной деятельности детей и взрослых. |
Работа с родителями: Папка передвижка «Безопасности в природных условиях», «Солнечный удар» «Безопасность около водоёма», «Опасные насекомые» Консультация «Воспитание безопасного поведения детей в природе» Участие в выставке поделок из природного материала «Волшебный сундучок».
3 этап Заключительный - проведение викторины «Мы - друзья природы» - анализ результатов проекта. Список литературы: Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.» - СПб.: «Детство – ПРЕСС», 2011. – 114 с. Волчкова В.Н., Степанова Н.В., «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» - Воронеж, 2005. Шорыгина Т.А. « Беседы об основах безопасности с детьми 4-5 лет», - Творческий центр « Сфера», Москва, 2008 Шорыгина Т.А., «Зеленые сказки» экология для малышей. Москва, Прометей; Книголюб, 2002.
|