Познавательно – исследовательский проект: «Безопасность отдыха детей на природе»
проект (подготовительная группа) по теме
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
- Паспорт проекта
- Актуальность
- Гипотеза проекта
- Цели и задачи
- Ожидаемые результаты
- Методы и приемы реализации проекта
- Материально – техническое обеспечение проекта
- План – график работы по проекту
- Результаты проекта
- Список использованной литературы
- Интернет ресурсы проекта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_i_priroda.docx | 42.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 общеразвивающего вида» г. Печора
Утверждаю: Директор МАДОУ №4 ______ Кызродева Н.Ф.
Познавательно – исследовательский проект: «Безопасность отдыха детей на природе» (Подготовительная к школе группа) Руководитель: ст. вос-ль Домашкина С.В. Разработчик: вос-ль Мезенцева З.З. 2016 г. |
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
- Паспорт проекта
- Актуальность
- Гипотеза проекта
- Цели и задачи
- Ожидаемые результаты
- Методы и приемы реализации проекта
- Материально – техническое обеспечение проекта
- План – график работы по проекту
- Результаты проекта
- Список использованной литературы
- Интернет ресурсы проекта
- ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта: «Безопасность отдыха детей на природе»
Вид проекта: краткосрочный, познавательно – исследовательский, групповой проект
Автор проекта: воспитатель МАДОУ № 4 «Гвоздичка» - Мезенцева
Зульфия Зябифулловна
Участники проекта: Воспитатель, дети подготовительной группы, родители.
Сроки реализации: 1 неделя.
Результат проекта: презентация, альбом рисунков (совместная деятельность детей и родителей), оформление памятки:
«Что делать при отравлении грибами»,
«Как вести себя при встрече с животными»
- АКТУАЛЬНОСТЬ
Основная задача в работе дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья детей. Взрослые (педагоги и родители) должны оберегать и защищать ребенка, подготовить его к встрече с различными сложными, а порой с опасными жизненными ситуациями. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Это удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. В этом возрасте дети стремятся к самостоятельности («я сам»), но ещё не умеют адекватно оценивать свои силы и возможности, а еще у них недостаточный опыт поведения в сложных ситуациях, неумение использовать знания безопасного поведения. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения.
Проведя анализ знаний детей группы по теме: «Лес в жизни человека», я выяснила, что ребята знают очень много, но возник вопрос, а что еще мы можем узнать о лесе? Поступило предложение - «Таит ли лес опасности?»
Я предложила ребятам поразмышлять над этим вопросом дома вместе с родителями. Утром дети высказали свои мысли и предположения. Мы всей группой решили разобраться с этой ситуацией. Составили план:
- «Правила поведения в природе»
- «Опасные насекомые»
- «Ядовитые растения»
- «Не все грибы съедобные».
- «Правила поведения при общении с животными?»
Исходя из этого, возникла необходимость в составлении и реализации педагогического проекта, в основе которого лежит формирование у детей навыков безопасного поведения в природе. В связи с этим мною была выбрана тема проекта: «Безопасность отдыха детей на природе».
Проблема: Нужно ли соблюдать правила поведения в лесу?
3. ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА
- Какие опасности ожидают нас в лесу?
- Что произойдёт, если не беречь природу?
- Можно ли так сказать: «Если ты знаешь, какие правила нужно соблюдать при отдыхе на природе, то ты защищён!»
4. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- Ознакомление детей с элементарными правилами поведения в природе;
- Формирование навыков безопасного поведения, умение самостоятельно применять их в жизни.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
- Формировать понятие взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей;
- Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира), представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- Формировать у дошкольников ответственное и бережное отношение к природе, сочетая с ознакомлением с опасными растениями; развивать умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы;
- Формировать у дошкольников представление об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными и о правилах поведения при встрече с ними;
- Дать представления о последствиях неправильного поведения в природе (об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья);
- Познакомить детей с природоохранными и запрещающими знаками;
- Развивать познавательный интерес к миру природы, умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, вести диалог;
- Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей, поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за окружающей природой;
- Воспитывать экологическую культуру: желание беречь и охранять природу, помогать друг другу в беде.
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- У детей сформируется интерес к проблеме собственной безопасности, понимание того, что может быть опасным в общении с природой;
- Дети будут владеть информацией об основных правилах безопасного поведения в природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;
- Дети овладеют навыками безопасного поведения в различных опасных ситуациях в природе;
- Воспитанники будут проявлять способность ориентироваться на нормы и правила в жизни общества и принимать активное участие в общественно значимых мероприятиях, полезных делах;
- Повысится степень компетентности родителей в вопросах воспитания безопасного поведения дошкольников в природе;
- У детей разовьются партнерские отношения при совместной деятельности, сформируется умение детей высказывать идеи и предложения;
- Будут различать, и называть природоохранные и запрещающие знаки.
- МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Наблюдения, беседы, эксперименты, моделирование, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, часть ООД: ознакомление с окружающим, развитие речи, экология (вариативная часть), рисование, аппликация, лепка (выставки), музыка (досуги и развлечения,), чтение художественной литературы.
- МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Консультативный материал для родителей, подборка детской художественной и научно – познавательной литературы, музыкальных произведений, конспекты ООД с детьми, картотека дидактических игр, подвижных игр и СРИ, подборка опытов, подборка бесед, наглядно – дидактические пособия, демонстрационный материал, развивающее лото. Использование ИКТ: Музыкальный центр, СD – диски, компьютер, мультимедийный проектор, фотоаппарат, видеокамера.
- ПЛАН - ГРАФИК РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП- ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ
Задачи:
- Формировать умение наблюдать за поведением людей, их поведения в различных ситуациях, проявлять сочувствие, взаимопомощь.
- Привлечь родителей воспитанников к участию в реализации проекта по воспитанию навыков безопасного поведения в природе
1. Погружение в проблему показ презентации «Правила поведения в лесу», беседа «Какие опасности нас ожидают в лесу?»
Подбор библиотеки, методической, художественной и познавательной литературы, открыток, DVD-дисков, наглядно-дидактических и наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры).
- Составление и подбор конспектов познавательных занятий и бесед.
- Изготовление запрещающих и природоохранных знаков.
- Составление плана – схемы проекта, включение в план-схему проекта занятий, бесед, игровых ситуаций, сюжетно-ролевых игр и других видов детской деятельности.
- Подготовка консультации, буклета и выступления на родительском собрании.
Создание и просмотр презентаций «Правила поведения детей в лесу», «Экологические ситуации», «Лес и человек»
Сюжетно ролевая игра: «Лесное происшествие», «Юные спасатели», «Первая помощь при отравлениях», «Будем дружно жить!»
Музыкальная деятельность: прослушивания записей: "Тишина леса", "Голоса птиц", "Голоса леса", «Голоса животных».
Просмотр учебных мультфильмов: «Съедобные и несъедобные грибы», «Лекарственные и ядовитые растения», мультфильм: «На лесной полянке»
Акция «Подари книгу детскому саду» (произведения о природе).
Оформление родительского уголка: размещение консультаций: «Природа в окружение ребенка», «Растения могут быть опасными», «Если ребёнок потерялся в лесу» рекомендаций по теме проекта.
Памятки для родителей: «Что делать при отравлении грибами?», «Как вести себя при встрече с животными» рекомендаций по теме проекта.
II. ЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)
Создание тематического планирования «Обучение детей безопасному поведению в природе» через подбор наиболее эффективных методов работы с дошкольниками и разнообразных форм взаимодействия с родителями.
Задачи:
- Стимулировать развитие наблюдательности, интерес к познанию окружающей среды, к проблемам возникновения опасных ситуаций.
- Формировать навыки безопасного поведения в природе, через проведение развивающих, дидактических и подвижных игр, ситуативно-имитационного моделирования, умение вести себя в сложных ситуациях, стремление прийти на помощь, оказывать первую медицинскую помощь.
- Способствовать активности и заинтересованности родителей в воспитании безопасного поведения детей дошкольного возраста в природе.
- Работа с детьми проводится на протяжении всей недели.
Темы дня:
Понедельник: «Правила поведения на природе» – дети должны знать, что Земля – общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, иметь знания о явлениях природы.
Вторник: «Опасные насекомые» - дети должны знать: что даже опасные насекомые нужны природе, а также какие действия вредят природе, губят её, а какие способствуют её восстановлению.
Среда: «Ядовитые растения» - дети должны уметь различать съедобные ягоды и ядовитые растения, правильно их называть.
Четверг: «Не все грибы съедобные» - дети должны уметь различать грибы (съедобные и несъедобные) по внешнему виду.
Пятница: «Правила поведения при общении с животными –что надо делать, если тебя укусило какое – ни будь животное» - дети должны знать, что контакты с животными и насекомыми могут быть опасны.
III. ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Цель: внести корректировки в тематическое планирование по «Безопасность отдыха детей на природе».
Задачи:
- Обобщить результаты работы по проекту «Безопасность отдыха детей на природе».
- Определить степень освоения детьми знаний о безопасном поведении в природе.
- Оформить памятки: «Что делать при отравлении грибами», «Как вести себя при встрече с животными», выставку семейного рисунка: «Дети и природа».
- Подготовить и провести презентация результатов проекта: «Безопасность отдыха детей на природе» на педагогическом совете.
Основные направления реализации проекта
по образовательным областям в соответствии с ФГОС
Раздел программы | Виды детской деятельности |
Социально – коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры: «Юные спасатели», «Лесное происшествие», «Первая помощь при отравлениях», «Будем дружно жить!» Дидактические игры: «Найди, исправь ошибку», «Как избежать неприятности?», «Береги природу», «Хорошо, плохо», «Правильно-неправильно поступают люди», «Живая природа», «Верно - не верно», «Съедобные – несъедобные ягоды», «Что будет, если …», «Не всякому грибу место в лукошке», «На лесной полянке», «Лесные звуки» Настольно-печатанные игры: «Земля и её обитатели», «Парочки», «Лото-ассоциации», «Пищевые цепочки», «Зеленый дом» |
Познавательное развитие | ООД 1. «Через добрые дела можно стать юным Экологом» Николаева стр.47, 2. «Опасные насекомые» Белая стр.49 3 «Правила поведения на природе» Белая стр. 47 Показ схем: «Что можно и что нельзя делать в природе» Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей» Игровая ситуация: «Расскажи Буратино, как вести себя в лесу», «Осторожно! Я кусаюсь…» Просмотр презентации: «Правила поведения в лесу» Видеозапись: «Съедобные и несъедобные грибы», «Лекарственные и ядовитые растения» Рассматривание репродукций картин: «Утро в сосновом лесу», «Перед грозой» И. И. Шишкин; «Берёзовая роща» Левитан И. И.; «Дубы» Васнецов В. М. Рассматривание альбома: «Жалобная книга природы», «Ядовитые растения», «Лекарственные растения» Рассматривание плакатов: «Запрещающие правила поведения в природе», «Разрешающие правила в природе» Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке, за поведением младших и старших детей на других участках |
Опытно -исследовательский деятельность | Опытно -исследовательский деятельность: изучение природоведческой литературы, поиск информации в детских энциклопедиях (совместно с родителями) «Мы исследователи» - разработка правил поведения в природе, «Мастера в лесу» их задача – найти и собрать оригинальный материал для творчества и поделок (мох, куски коры, листья, шишки). Дома дети реализуют замыслы Опыт: «Гром и молния» (с воздушными шарами) |
Вариативная часть экология С.Н. Николаева | ООД: «Лес в жизни человека - ядовитые растения» Николаева стр. 115 Экологический час: «Гуманное отношение к природе – не все грибы съедобные» Горькова стр.135 Экологическая тропа: «Птицы леса», «Растения леса», «Насекомые леса» Цикл наблюдений: за поведением детей на участке, за трудом людей в природе, за растительным миром на детском участке Рассматривание картин: «Звери наших лесов» (альбом). «Плакаты об охране природы», серия картин С.Н. Николаевой |
Речевое развитие | ООД 1. Чтение: «Экология в картинках» Николаева стр15 2.Заучивание стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес, дремучий лес» С. Погорельского 3. Составление рассказов на тему: «Осторожно с собаками, кошками, пчёлами, змеями, клещами!» (Правила поведения при общении с животными) Творческие рассказы детей по темам: «Как мы семьей отдыхали в лесу» Создание альбома: «Дети и природа» (рисунки), «Загадки в картинках» Беседы: «Зачем люди ходят в лес», «Земля – наш общий дом», «Будь внимателен и осторожен», «Мы – юные друзья природы», «Лес и здоровье», «Зачем знать правила поведения в природе», «Все нужны на Земле», «Как вести себя в лесу», «Не дразните собак…» ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Пословицы, поговорки, народные приметы: По лесу ходи – под ноги гляди. Лес не школа, а всех учит. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади. Враг природы тот, кто лес не бережет; Чтение сказок: В. Даля «Война грибов с ягодами», «На лесной тропинке» Чтение рассказов: «Белкин мухомор» Н. Сладков, «Кто охраняет полянку» Дмитрова, «В гостях у насекомых» В. Танасийчук, «Беспризорная кошка» Б. Житков Чтение стихотворений: «На земле исчезают цветы» Е. Карасев, «Если вы в лес пришли гулять» Н. Рыжова, «Есть одна планета – сад» Я. Аким, «В лесу» И. Белоусов, «Гость в лесу» Н. Красильникова, «Лес не только для нашей забавы», «Дерево, цветок, трава и птица» А. Берестов, «Однажды в лес…» Г. Ладанников, М. Боровицкая «Разговор с пчелой», А. Барто «Весенняя прогулка» Отгадывание загадок: о лесе, о его обитателях Просмотр познавательные мультики: «На лесной поляне» |
Художественно- эстетическое развитие | Прослушивание записи: «Голоса птиц», «Звуки природы» Лепка: «Волшебный лес полон чудес» Рисование: 1. «Чтобы я хотел видеть на Земле» 2. Плакат: «Охрана природы – экологические знаки» Аппликация: 1 «Кого или что мы можем встретить в лесу?» 2. «Лягушка квакушка» Конструирование из бумаги способом оригами: «Животные наших лесов» Акция: «Берегите первоцветы» (совместное мероприятие воспитателей и детей) КВН: «Мы – друзья природы» Горькова стр. 183 |
Физическое развитие | Физкультминутка: «Вместе по лесу идём», «Боровик», «За малиной» Пальчиковая гимнастика: «Цветок», «Вышли пальчики гулять», «Уж как шла лиса по тропке», «Явления природы» Подвижные игры: «Медведи и пчелы», «Зайцы в лесу», «У медведя во бору», «Пройди по тропинке», «Птички в гнёздышках», «Лягушки – попрыгушки», «Совушка», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Перелет птиц», «Охотники и зайцы», «Удочка» |
Взаимодействие с родителями | Папка – передвижка: «Природа в окружение ребенка», «Растения могут быть опасными»
Консультация для родителей: «Общение с природой - прекрасно или опасно?», «Если ребёнок потерялся в лесу» Памятки для родителей «Как вести себя при встрече с животными», «Что делать при отравлении грибами?» Выставка семейного рисунка: «Дети и природа» Итоговое мероприятие: досуг для родителей и детей: «Чтобы не было беды» |
- РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
- Дети умеют правильно вести себя в природе
- Пополнились знания об опасных ситуациях в природе (дети отличают съедобные грибы от несъедобных, лекарственные растения от ядовитых), проявляют бережное отношение к природе
- Имеют представление о последствиях неграмотного отношения к природе
- Сформирование умение детей высказывать идеи и предложения
- Созданы в группе необходимых условий по ознакомлению детей с природой (подбор библиотеки, фонотеки, развивающих игр, оформление альбомов рисунков)
- Умение 60% детей высказывать идеи и предложения
- Способствует развитию у родителей интереса к формированию основ безопасного поведения детей в природе.
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников»
2. Веракса Н, Галимов ОР «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»
3. Горькова ЛГ, Кочергина АВ, Обухова ЛА «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
4. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. "Безопасность: учебное пособие по «Основы безопасности детей дошкольного возраста»;
5. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
11. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/04/30/didakticheskie-igry-po-osnovam-bezopasnosti
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - исследовательский проект по экологии " Прикоснись к природе сердцем"
Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)Вид проекта: Познавательно - исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочны...
Познавательно – исследовательский проект: «Безопасность отдыха детей на природе»
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА Паспорт проектаАктуальностьГипотеза проектаЦели и задачиОжидаемые результатыМетоды и приемы реализации проектаМатериально – техническое обеспечение проектаПлан ...
Познавательно - исследовательский проект по экологии «Прикоснись к природе сердцем»
Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)Вид проекта: Познавательно - исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочны...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Безопасность – это важно»
Актуальность проблемы Создание условий для обучения дошкольников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного...
Познавательно–исследовательский проект «Безопасное лето»
Формирование у дошкольников представлению о безопасности в летний период: с насекомыми, с огнём, отдыхе под солнцем, на дороге, а также в случаях, когда остаются дома одни....
Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...
Познавательно – исследовательский проект «Живая и не живая природа весной» (средняя группа)
Дети 4-5 лет в недостаточной степени имеют представления о изменениях в природе весной. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и гла...