ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Островок безопасности»
рабочая программа по обж (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie.docx | 30.75 КБ |
rabota_s_rod-mi_i_plan_zanyatiy.docx | 20 КБ |
plan_konsult_dlya_pedag.docx | 11.93 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Учебно-тематический план | 8 |
4. | Содержание изучаемого курса | 8 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 9 |
6. | Список литературы | 10 |
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность Программы:
по тематической направленности – социально - педагогическая
по функциональному предназначению – учебно – познавательная,
по форме организации – кружковая,
по времени реализации – годичная.
Новизна программы состоит в следующем:
Данная программа направлена на формирование у детей умение применять в повседневной жизни правила безопасного поведения в быту и окружающем мире, правильно вести себя в опасных ситуациях.
В организации занятий большое внимание уделяется игровым методам, тем самым отходя от привычной структуры учебных занятий, к которым дети уже привыкли. Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, тренинги, беседы). Занятия, в основе которых положена игровая технология, приучат детей к серьезному труду и направят на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, безопасного поведения дома и на улице.
Учитываются возможности образовательного учреждения, на базе которого будет реализована данная программа.
Актуальность.
Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве с их родителями. Тем самым обеспечивается снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение или снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование культуры безопасного поведения дошкольников.
Воспитание такой культуры предполагает овладение навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях, чему способствует нравственная, психологическая, коммуникативная, экологическая и физическая готовность. Нравственное воспитание, как основополагающий фактор становления личности дошкольника, позволит ребенку осознать как свою уникальность, так и ценность любой жизни на Земле, что влечет за собой стремление сохранить свою жизнь и окружающий мир.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. Прямолинейное, декларированное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказываются малоэффективными.
Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от других программ.
Образовательно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ безопасного поведения, развитие самостоятельности и ответственности, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированиюоснов экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, безопасного поведения дома и на улице. Особое внимание уделяется воспитанию у ребенка навыков адекватного поведения в различных жизненных неожиданных ситуациях.
В данной программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта безопасности через практику. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через практику и теорию приобщить детей для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде.
Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- принципе систематичности и последовательности - любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
- принципе деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- принципе интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.
- принципе преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
- принципе наглядности.
- принципе доступности обучения.
- принципе индивидуализации обучения.
- принципе сознательности и активности детей в усвоении знаний и их
реализации.
- принципе взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие
опасности могут подстерегать их на улицах и дорогах, если они не будут соблюдать правила дорожного движения.
- принципе социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих.
- принципе самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного право послушного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение и замечают нарушения правил сверстниками и взрослыми. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых
Цель программы: формирование у детей знаний о своем организме, правилах безопасного поведения в быту и окружающем мире и основах здорового образа жизни.
Основные задачи при реализации данной программы:
Образовательные:
- уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах безопасности, формировать привычки их соблюдения.
- расширить знания детей о профессиях (пожарный, инспектор ППС, водитель, полицейский, спасатель, врач).
- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
• способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно предотвратить стихию, бедствие.
Развивающие:
- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
- развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, соблюдать режим дня, заботиться о своем здоровье.
Воспитательные:
- формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил безопасности.
- воспитывать культуру поведения в быту, на улицах города, в транспорте.
- привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в кружковой деятельности.
Возраст детей. Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на детей в возрасте от 4 до 5 лет.
Сроки реализации. Продолжительность реализации программы – семь месяцев (период с октября месяца по апрель месяц включительно), что составляет 4 занятия в месяц по 20 минут каждое. Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня, 28 занятий в год.
Формы и режим занятий.
Программа предусматривает работу группы в количестве 10-13 человек.
Состав групп может изменяться по следующим причинам:
- смена места жительства.
- нежелание родителей занятия детей в данном кружке.
- пополнение новыми детьми.
Ведущей формой организации обучения являются, как групповая, так и индивидуальная. Применяется дифференцированный подход к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями, результативность в усвоении материала может быть различной.
Продолжительность занятия | Периодичность занятий в неделю | Количество часов в неделю | Количество | |
часов в год | занятий в год | |||
20 минут | 1 раз в неделю | 20 мин | 9 ч 20 мин | 28 |
Ожидаемые результаты и способы после реализации программы:
- сформировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способов поведения в них;
- сформировать представления о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- закреплять и расширять представления о пожарной безопасности посредством чтения произведения, изобразительной и игровой деятельности;
- уметь анализировать, систематизировать и делать выводы о полученных знаниях;
- пользоваться полученными знаниями на практике.
Форма подведения итогов по реализаци дополнительной образовательной программы «Островок безопасности» - проведение конкурса рисунков.
3. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество занятий | ||
теоретические | практические | всего | ||
1 | Вводное занятие | 3 мин | 17 мин | 20 мин |
2 | Ребенок и другие люди | 5 мин | 15 мин | 60 мин |
3 | Ребенок и природа | 5 мин | 15 мин | 100 мин |
4 | Ребенок дома | 5 мин | 15 мин | 100 мин |
5 | Здоровье ребенка | 5 мин | 15 мин | 120 мин |
6 | Эмоциональное благополучие ребенка | 5 мин | 15 мин | 40 мин |
7 | Ребенок на улице | 5 мин | 15 мин | 140 мин |
8 | Итоговое занятие | 3 мин | 17 мин | 20 мин |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Формы занятий: беседы, игры, конкурсы.
Приемы и методы организации:
словесные
наглядные
игровые
практические
объяснительно-иллюстративные.
Дидактический материал.
- Плакаты:
«Правила дорожного движения»;
«Правила гигиены»;
«Один дома»;
«Правила безопасности для детей»;
«Безопасность на дороге»;
«Полезные машины вокруг нас»;
«Строение тела человека».
- Картотеки:
- Подвижные игры:
«Передай жезл»;
«Где мы были мы не скажем, на чем ехали покажем»;
«Сигналы светофора»;
«Цветные автомобили».
- Дидактические игры:
«Светофор»;
«Лото. Дорожные знаки»;
«Знаешь ли ты знаки?»;
«Ездит, плавает, летает».
- Загадки
- Дидактический материал:
Фуражка и жезл инспектора ГАИ;
Костюмы полицейского, пожарного в иллюстрациях.
Презентации:
- Безопасность дома;
- На улицах города;
- В общественном транспорте.
Техническое оснащение занятий: помещение – комната ОБЖ, ноутбук, магнитофон.
Список литературы
1. Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО "Издательство АСТ-ЛТД", 1998. – 160 с. - (Страна чудес).
2. Беляевскова Г.Д. Правила дорожного движения для детей 3 – 7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии/ Г.Д. Беляевскова,
Е.А. Мартынова, О.Н. Сирченко, Э.Г. Шамаева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 170 с.
3. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 200 с.
4. Гризик Т.И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет: методическое пособие для воспитателей/ Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова. – М.: «Просвещение», 2015. – 96 с.
5. Фисенко М.А. ОБЖ. Средняя и старшая группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2001. – 96 с.
6. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирования, рекомендации / О.В. Чермашенцева. - Волгоград: Учитель, 2008. - 207 с.
Интернет-ресурсы
1.Малова А.В. Программа развивающего кружка «Островок безопасности» / А.В. Малова // Международный образовательный портал [электр. ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/programa-kruzhka-po-obzh.html
2. Николаева Н.А. Программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста «Азбука безопасности» / Н.А. Николаева // Социальная сеть работников образования [электр. ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/23/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dlya-detey-srednego-doshkolnogo
Предварительный просмотр:
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Работа с родителями предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение анкетирования, опросов, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с факторами успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения.
Консультация «Безопасность детей – забота взрослых»…………… Октябрь
Анкетирование «Как выбрать безопасный участок для прогулок с детьми» ………………………………………………………………………….. Октябрь
Беседа «Помогите ребёнку укрепить здоровье» ……….……………. Ноябрь
Памятка «Что должен знать ребенок дошкольного возраста о правилах дорожного движения»…………………………………………………. Ноябрь
Памятка «Ребенок дома »…………………………………...………... Декабрь
Консультация «Расскажите детям о пожарной безопасности» …… Декабрь
Беседа «Болезни грязных рук»………………………………………… Январь
Советы родителям «Домашний игровой уголок, его безопасность» Январь
Выставка детских работ «Безопасная дорога глазами детей»…….. Февраль
Анкетирование «Безопасность вашего ребенка»…………………… Февраль
Семейный практикум «Эмоциональное благополучие ребенка» …….. Март
Памятка «Правила безопасного поведения при сезонных изменениях в природе» ……………….…………………………..…………………….. Март
Консультация «Как знакомить детей с правилами поведения при встрече с незнакомыми людьми»………………………………………………… Апрель
Выставка детских работ по безопасности ………………………………. Май
Консультация «Опасности, подстерегающие вас летом» ………….…... Май
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяца по неделям | Тема занятий | Программное содержание |
Сентябрь | Разработка программы, диагностика. | |
Октябрь | Пожароопасные предметы. | Помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской местности. |
В городском транспорте. | Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте. | |
Взаимосвязь и взаимодействие в природе. | Развить у детей понимание того, что планета Земля — наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек — часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды. | |
Детские страхи. | Научить детей справляться со своими страхами. | |
Ноябрь | Предметы, требующие осторожного обращения. | Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. |
Дорожные знаки. | Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. | |
Контакты с животными. | Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. | |
Режим дня. | Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. | |
Декабрь | Пожар. | Познакомить детей с номером телефона «01», по которому надо звонить в случае пожара. |
Игры во дворе. | Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. | |
Как устроено тело человека. | Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека. | |
Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице. | Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить ребенка правильно себя вести в таких ситуациях. | |
Январь | Полиция и скорая помощь. | Познакомить детей с номером телефона «02» и «03». Научить вызывать «скорую медицинскую помощь» (запомнить свое имя, фамилию и домашний адрес) и пользоваться телефоном для вызова милиции «02» (запомнить номер). |
Опасные участки на пешеходной части улицы. | Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности; различными способами ограждения опасных зон тротуара. | |
Микробы и вирусы. | Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах). | |
Февраль | Ребенок и его старшие приятели. | Научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию. |
Безопасное поведение на улице. | Научить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть. | |
Личная гигиена. | Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. | |
Конфликты между детьми. | Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами- регуляторами (уступить, договориться, соблюсти очередность, извиниться). | |
Март | Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. | Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Дети должны знать, что нельзя самим открывать окна и выглядывать из них, выходить на балкон и играть там. |
К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице. | Дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу. | |
Съедобные ягоды и ядовитые растения. | Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть. | |
Спорт. | Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека. | |
Апрель | Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь? | Дети должны запомнить и твердо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначать ориентиры, которые помогут найти их место жительства (где находится и как выглядит дом, что расположено поблизости). |
Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома. | Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях. | |
Съедобные и несъедобные грибы. | Научить детей различать грибы (съедобные, несъедобные) по внешнему виду. | |
На воде, на солнце... | Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности. | |
Май | Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города. | Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде (самокате, роликовых коньках); научить детей правилам поведения в таких ситуациях. |
Будем беречь и охранять природу. | Воспитать у детей природоохранное поведение; развить представления о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению. | |
Итоговое занятие. | Выявить уровень развития представлений основ безопасного поведения. |
Предварительный просмотр:
План консультаций педагогов
Консультация «Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения» ………………………………………………..…………… Октябрь
Консультация «Формирование основ пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста» ……………………….……………. Ноябрь
Консультация «Работа с родителями по профилактике дорожно-транспортного травматизма у дошкольников» …………………….. Декабрь
Консультация «Дисциплина на улице – залог безопасности»…………………………………………………………... Январь
Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах безопасного поведения детей дошкольного возраста»……………. Февраль
Консультация ««Роль педагога в формировании положительного психоэмоционального благополучия ребенка» ………………………... Март
Консультация «Организация занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности» …………………………………………………………………………... Апрель
Консультация «Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности в дошкольном учреждении»………….……………………………………Май
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Дополнительная Общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) ОБЖ – «Островок безопасности» для детей дошкольного возраста на 2022 – 2023 учебный год
1. Содержание №НаименованиеСтраницы1Содержание22Паспорт программы33Пояснительная записка43.1Цели и задачи программы53.2Планируемые результаты83.3Объем образовательной нагрузки114Содержание програ...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...