НОД по познавательному развитию «Электричество вокруг нас»
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)
Конспект «Электричество вокруг нас» (опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект «Электричество вокруг нас» (опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе)
Тема: «Электричество вокруг нас»
Цель: Расширение и обобщение знаний об электричестве и электрических приборах.
Задачи:
- Расширить знания детей об электричестве и электроприборах.
- Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.
- Пополнить словарь детей новыми понятиями: «электрический ток», «электроны».
- Активизировать речь и мыслительную деятельность детей. Способствовать умению четко и грамотно формулировать свою мысль.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление, память, творческое воображение и познавательный интерес.
- Воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при обращении с электричеством.
Оборудование:
- Иллюстрации с изображением электроприборов.
- Картинки для игры «Эволюция электрической лампочки».
- Электрические лампы накаливания разных размеров и форм.
- Керосиновая лампа, свечи, лучина.
- Воздушные шары, кусочки шерстяной ткани, пластмассовые линейки на каждого ребенка.
- Тарелка со смесью перца и соли.
Методы обучения и воспитания:
1. Игровые: сюрпризный момент, создание игровой ситуации.
2. Словесные: художественное слово, беседы, напоминание, пояснение.
3. Наглядные: демонстрационный материал, презентация, видеофильм.
4. Использование элементов технологии ТРИЗ (приемы: «что будет, если», моделирование, соблюдение норм возрастных образовательных нагрузок, смена поз детей в ходе образовательной деятельности.
5. Экспериментирование.
6. Использование элементов технологии проблемного обучения.
7. Элементы здоровьесберегающих технологий (дыхательная, артикуляционная гимнастики, физкультминутки, фонетическая ритмика)
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, легкими незаметными шагами к нам приходит весна. Ласковое солнце освещает и согревает все вокруг. Давайте и мы подарим, друг другу радость, тепло и улыбнемся.
Дети: стоят в кругу вместе с педагогом
Воспитатель: дыхательная гимнастика:
Как первые весенние цветы повернемся к солнцу,
сделаем глубокий вдох через нос
и более глубокий выдох через рот.
Дети: поднимаются на носочки, руки тянут вверх «к солнцу», делают вдох и, опускаясь, выдох.
Воспитатель: молодцы. Пожелаем друг другу успеха на занятии. Занимайте свои места в нашей лаборатории. Нас вновь ждут удивительные гости – Фиксики.
Основная часть
Воспитатель: фиксики просят нас помочь им изучить один вопрос, для этого необходимо разгадать ребус. На доске три картинки (Торт, ослик, кот).
Назовете, что на них изображено, и по первым звукам названий картинок составим слово.
Дети: называют первый звук, показывают его с помощью движений фонетической ритмики и обозначают буквой, которую прикрепляют на доске под картинкой. Воспитатель: прочитаем слово, которое мы составили. Педагог просит одного ребенка прочитать, затем дети прочитывают слово вместе с педагогом. Итак, тема – электрический ток. Что вы знаете об электрическом токе?
Дети: педагог с детьми обобщают правила безопасности при обращении с электроприборами.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что говорит об электрическом токе Дедус. (Педагог обращается к слайду №2 презентации). «Электрический ток – река из маленьких, незаметных для нашего глаза заряженных частиц, которая течет по проводам в определенном направлении. Ученые схематично изображают эти частицы так и называют их электронами. Эта река обладает огромной силой, энергией и высокой скоростью. Убедиться в этом возможно, если провести опыт. Педагог обращает внимание детей на удаленность выключателя от электрической лампы и просит пронаблюдать, как быстро загорится свет после включения. Ребята делают вывод, что свет загорается быстро, мгновенно.
Воспитатель: Если электрический ток вырывается на свободу (это очень опасно, как вы думаете, что мы можем увидеть? (Ответы детей). Давайте посмотрим. (Педагог обращает внимание детей на слайд №3 презентации). Расскажите, что вы видите? Какое природное явление вам напоминает это изображение? (Ответы детей). Молодцы.
Подумайте, что произойдет, если электричество исчезнет из наших домов? (Ответы детей).
Проводится дидактическая игра «Эволюция электроприборов». Рассмотрите картинки и подумайте, какими бытовыми приборами пользовался человек до изобретения электричества, составьте пары с картинками с изображением электроприборов. (Воспитатель вызывает ребят к доске по одному). Молодцы.
Картинки:
1. Веник, печка, стиральная доска, утюг.
2. Пылесос, электроплита, стиральная машина, электрический утюг.
Физкультминутка:
• Лампочки горят (Дети разводят руки в стороны, затем поднимают вверх, выполняя движения пальцами) .
• Чайники пыхтят (Дети кладут руки на пояс, выполняют приседания и, подражая, произносят звуки – [пх]) .
• Гладят утюги (Соединяют вытянутые вперед руки и разводят их в стороны ладонями вниз, произносят звук – [ш]) .
• Пекутся пироги (Руки складывают «полочкой», приседают, произнося звук – [ф]) .
• Пылесосы гудят (Дети «пылесосят», произносят звук – [у]) .
• А стиральные машины тихо так жужжат. (Дети крутят руками перед грудью, изображая моторчик, приседают и произносят звук – [ж]) .
Ребята, на столе осталась одна картинка. Что здесь изображено?
Дети: электрическая лампочка.
Воспитатель: изобрел ее ученый Александр Ладыгин (Слайд №4 презентации).
Воспитатель: давайте рассмотрим лампочку (на столах в корзинках лежат разные по размеру и форме лампочки). Какой по форме предмет она напоминает? Из чего сделана? (Ответы детей). Правильно. Металлическое основание лампы – цоколь. Через него электрический ток поступает внутрь лампочки. За стеклом находится нить накаливания. Она тонкая, как волосок, но сделана из прочного металла – вольфрама. При включении лампы к нити накаливания поступает ток, разогревая ее добела, она вспыхивает и ярко светится. (Педагог включает электрическую лампу). Посмотрите внимательно на лампочки и сделайте вывод, чем они отличаются.
Дети: лампы накаливания отличаются по размеру и форме.
Воспитатель: подумайте, что предшествовало изобретению лампы накаливания, как человек освещал свое жилище? Рассмотрите картинки и расположите их по порядку.
(Проводится игра «Эволюция источников света». Игра проходит по группам. Каждой группе выдается одинаковый набор картинок, которые необходимо расположить в том порядке, в котором источники света появлялись в доме человека. Набор картинок: костер, лучина, свеча, керосиновая лампа.) Дети выполняют задание.
Воспитатель: вместе с Фиксиками проверим, что у нас получилось. На ковролине выкладывается схема эволюции источников света. Выбор каждой картинки сопровождается показом слайда (слайды №5 - №8) с изображением сюжета и самого предмета. Педагог знакомит детей с керосиновой лампой и показывает, как она работает). Молодцы.
Воспитатель: Ребята, наука всегда развивается. И лампы накаливания постепенно уступают место другим – энергосберегающим. (Слайд №9) .
Физкультминутка:
Раз - подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Воспитатель: электричество – энергия, сила, невидимая для глаз. Как вы думаете, можно ли обнаружить электричество вокруг нас? (Ответы детей). Давайте не будем спорить и проведем несколько опытов.
Практическая часть
Опыт №1:
У меня в руках самый обычный воздушный шарик (прикладываю шарик к любому твердому предмету, шарик падает вниз). Потрем шарик шерстяной тканью и попробуем дотронуться им до разных предметов в группе. Что происходит? (ответы детей). Правильно. Видите, какой он послушный, держится за стену, не падает. Почему он не падает? Мы потерли шарик о шерстяную вещь, разбудили в нем мельчайшие частицы – электроны, шарик получил заряд. Предмет, к которому прикладывали шарик, тоже имеет заряд, но другой. Разные заряды притягиваются. Еще говорят, что предметы наэлектризовались. Повторите опыт самостоятельно.
Опыт №2:
(приглашаю двух помощников, которые натирают шарики шерстяной тканью.) Попробуем соединить эти шарики. Что происходит? (Шарики отталкиваются). Верно. Почему так происходит? Они отталкиваются, потому что мы сообщили шарикам одинаковые заряды.
Опыт №3:
Педагог смешивает чайную ложку молотого перца и соли. Как вы думаете, можно ли разделить соль и перец теперь? (Ответы детей). Проверим (натираем шарик шерстяной тканью и прикладывает к смеси.) Что вы наблюдаете? (Перец прилип к шарику). Почему так происходит? Оказывается, соль не притягивается к шарику, так как частицы в этом веществе перемещаются плохо, соль не приобретает заряд и не прилипает.
Опыт №4:
К этому опыту нам понадобятся два куска ткани, сложенные друг на друга. Натираем ткань шариком. Для проведения опыта нужна полная тишина. Смотрите внимательно (держа ткань за концы, медленно разъединяем их.) Что происходит? (Дети наблюдают появление искр и слабого треск). Сейчас мы познакомились с электрическим разрядом. Наблюдать электрические разряды можно в природе. Прежде всего, есть животные, которые пользуются для своей защиты электрическими разрядами. Например, электрический скат и угорь. (Слайд № 10). Какое природное явление напоминает этот опыт? (Ответы детей). Правильно, грозу. Тучи состоят из капелек воды и ледяных градин. Они сталкиваются между собой, создавая мощный электрический заряд. В результате возникает мощная искра. Это и есть молния. Давайте понаблюдаем за грозой. (просмотр фильма и чтение стихотворения А. Дитриха «Говорила туча туче») .
Говорила туча туче…
Говорила туча туче:
- Прочь с дороги,
Пар летучий!
Ты не видишь – я спешу.
Налечу и сокрушу!
Отвечала туча туче:
- Ты сама сверни-ка лучше.
Не уйдешь с дороги прочь-
Разнесу тебя на клочья!
Раскатился смех в ответ:
- Уступить дорогу? Нет!
Гряну саблей громовой –
И простишься с головой!
- Не пугай, на этот случай
У меня заряд гремучий,
Буду биться я с тобой
Электрической стрелой.
… Почернели обе тучи,
Лбы – что каменные кручи.
И, как в поле два быка,
Сшиблись в небе облака.
Вмиг вокруг все потемнело,
В страхе мир закрыл глаза.
Обе тучи то и дело
Мечут огненные стрелы,
Насмерть саблями разя.
Покатил по небу гром,
Сотрясая все кругом,
Тут сверкает, блещет там-
Трах! И небо пополам!
И дрожат леса, поля:
Вдруг расколется Земля!
А. Дитрих
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня вместе с Фиксиками мы начали знакомство с электричеством. Расскажите, что вам понравилось, что было трудно выполнить, что бы вы хотели повторить. (Ответы детей) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: «ВОДА ВОКРУГ НАС»
Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, вкуса, льется). Дать представление о плавучести предметов. Развивать умение действовать по алгоритму.Расширение представления детей об окружающем мире че...
Конспект занятия по познавательному развитию "Опасности вокруг нас"
Формировать знания о предметах опасных для жизни и здоровья детей, с которыми они встречаются в быту....
НООД по познавательному развитию «Вода вокруг нас» (старшая группа)
НООД по познавательному развитию на тему:«Вода вокруг нас»(старшая группа)Программное содержание. Показать значение воды для всего живого. Познакомитьдетей с некоторыми свойствами...
Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию "Электричество"
Непосредственная образовательная деятельность разработана для дошкольников 5-6 лет в соответствии с ФГОС ДО и решает задачи дошкольного образования по привитию детям бережного отношения к энергоресурс...
Совместная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию "загадки вокруг меня"
Конспект занятия с детьми среднего возраста по познавательному развитию....
Конспект ООД по познавательному развитию «ВОЗДУХ ВОКРУГ НАС»
Конспект ООД по познавательному развитию«ВОЗДУХ ВОКРУГ НАС»Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать речевую и познавательную активность, в процессе экспериментир...
НОД по познавательному развитию "Электричество вокруг нас"
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.Цель: обобщение и расширение знаний детей об электричестве.Приоритетные образовательные задачи:Социально - коммуникативное развитие:- разв...