Дорожная азбука пешехода
рабочая программа по обж (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ознакомлению дошкольников с основами поведения на дорогах и улицах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования администрации города Котовска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 «Белочка» г.Котовска Тамбовской области
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
По ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения на дорогах и улицах
«Дорожная азбука пешехода»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Кормышова Ю.А.
воспитаель
Котовск 2020г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Ф.И.О. педагога | Кормышова Юлия Александровна |
Вид программы | авторская |
Тип программы | общеразвивающая |
Образовательная область | социально-коммуникативное развитие |
Направленность деятельности | социально-педагогическая |
Способ освоения содержания образования | теоретический, практический |
Уровень освоения содержания образования | ознакомительный |
Уровень реализации программы | дошкольное образование |
Форма реализации программы | групповая |
Продолжительность реализации программы | 1 год |
СОДЕРЖАНИЕ
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | ||
Информационная карта | 3 | |
1.1 | Пояснительная записка | 5 |
1.2 | Цель и задачи программы | 10 |
1.3 | Содержание программы | 12 |
1.4 | Планируемые результаты | 19 |
Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» | ||
2.1 | Календарный учебный график | 20 |
2.2 | Условия реализации программы | 23 |
2.3 | Формы аттестации | 23 |
2.4 | Оценочные материалы | 24 |
2.5 | Методические материалы | 25 |
2.6 | Список литературы | 27 |
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
На современном этапе очень остро стоит проблема обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города, обучение их основам правильного и безопасного поведения.
Рост количества машин на улицах города, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на дорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не смогут моментально принять правильное решение. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасности дорожного движения.
Поэтому, с целью предупреждения дорожно-транспортных нарушений, мной была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дорожная азбука пешехода», имеющая социально-педагогическую направленность.
Актуальность
В наше время дети с раннего возраста становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Не систематическая профилактическая работа по данному направлению с воспитанниками, и их родителями ведёт к таким последствиям. Проблема систематического и последовательного обучения детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах на данном этапе актуальна, поэтому целесообразно было разработать программу по обучению детей правилам дорожного движения на дорогах и улицах.
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих заключается в том, что она является адаптированной к условиям образовательного процесса МБДОУ детского сада №12 «Белочка» и автор оставляет за собой право корректировать последовательность тем занятий, дополнять их в зависимости от степени восприятия дошкольников, их индивидуальных возможностей.
Новизной программы является разнообразие форм и методов, а также сочетание в совместной работе воспитателя, родителей, инспектора ГИБДД по обучению дошкольников правилам дорожного движения на дорогах и улицах и воспитания у них привычек поведения умелых и осторожных пешеходов в адекватных возрасту формах работы, т.е. в игре.
Данная программа описывает курс по ознакомлению дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет с правилами дорожного движения, способствует обучению основам безопасного поведения на улицах и дорогах. К моменту перехода из детского сада в школу дети должны ориентироваться в ближайшем окружении, наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владеть навыками безопасного поведения.
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет
Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в дорожно-транспортные происшествия в силу психофизиологических особенностей их высшей нервной деятельности, что сказывается на поведении в дорожной среде.
В 5-6 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребенка увеличиваются возможности проследить события, совершающиеся в 10-метровой зоне. В этом возрасте поле зрения у ребенка настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения взрослого человека. Скорость реакции у дошкольника 6-летнего возраста на световой или звуковой раздражитель выше, чем у детей более старшего возраста. Можно предположить, что в связи с подвижностью детей, их повышенной возбудимостью, наличием сравнительно коротких нервных путей от рецепторов к мышцам время реакции у них должно быть коротким. Однако это не так. Несовершенство многих нервно-психических функций значительно увеличивает время реакции. У детей данного возраста много времени уходит на то, чтобы отличить один сигнал (раздражитель) от другого для того, чтобы выбрать правильное направление движения. У дошкольника неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, быстро образуются и исчезают условные рефлексы, потребность в движении преобладает над осторожностью. Клетки коры головного мозга легко истощаются, и быстро наступает состояние утомления и рассеянности. Стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности в поведении ребенка. Находясь на улице, ребенок получает много новых впечатлений. Он переполняется эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему-то интерес и совсем не обращает внимания на опасности дорожной среды. Он может побежать на дорогу за укатившимся мячом, или неожиданно появиться на дороге на велосипеде, роликовых коньках, самокате и т.д., не понимая опасности движущегося транспорта. У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него, сразу предугадывать все возможные варианты поведения водителя. В экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, как поступить, он легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. Дошкольник плохо распознает источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Ему трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Ребенок не может перевести свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот. Есть и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Так, для ребенка с сильной нервной системой приятны шумные игры, громкое радио, яркий свет. Чем сильнее раздражители, тем большая у него скорость реакции. И при громком сигнале автомобиля такой ребенок отреагирует быстро. Ребенок же со слабой нервной системой в этом случае может испугаться, оказаться в замешательстве. У него при сильных раздражителях возникает противоположная реакция - реакция торможения. У дошкольника не развита координация движения, и он не может одновременно выполнять сразу несколько действий. Из-за своего небольшого роста он не может целостно обозревать происходящее на дороге. Ребенок считает, что если он видит автомобиль, то и водитель тоже его видит и объедет. Как правило, из-за закрывающих обзор препятствий: стоящего транспортного средства, зеленых насаждений, сугробов снега, торговых палаток, взрослых пешеходов водитель не видит ребенка, выбегающего на проезжую часть, и совершает наезд. Дошкольник не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части. Ребенок по-разному реагирует на различные виды транспортных средств. Он боится больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель видит ребенка. Исследования психофизиологов показывают, что у дошкольника не развито боковое зрение, угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого. Время реакции ребенка на опасность с момента ее обнаружения составляет 1,3-1,5 с, а у взрослого - 0,6-0,8 с. Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно и неправильно он принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения.
Программа по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения на дорогах и улицах в ДОУ организуем в соответствии с нормативно-правовыми документами, которые позволяют значительно углубить знания и умения воспитанников по данному направлению:
- Конвенция о правах ребенка;
- Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения»;
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273 – ФЗ об образовании в РФ;
- Правила дорожного движения;
- Приказ министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС»;
- Примерная образовательная программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева;
- Парциальная программа «Светофор» Т.И. Данилова.
Для наиболее эффективной работы по данной теме дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дорожная азбука пешехода» для детей 5-6 лет реализуется черех образовательную деятельность с детьми.
Количество обучающихся: 11 человек.
Объём и срок освоения программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения (1 год) и необходимых для освоения программы – 36 часов (9 месяцев).
Формы обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса: с учётом психолого-педагогических особенностей детей по данной программе происходит и выбор формы занятия. Каждое занятие состоит из теоретической и практической частей. На занятиях практикуются индивидуальные и игровые формы, объяснительно-иллюстративные игры, способствующие закреплению полученных теоретических знаний.
Состав группы: постоянный.
Режим занятий: программа расчитана на 1 год обучения, в ходе реализации предусмотрено 36 академических часов: 36 недель, по 1 занятию в неделю, с продолжительностью занятия – 25 минут, во второй половине дня.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы – профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, формирование основ безопасного поведения на улицах и дорогах, навыков использовать свои знания на практике, создание условий для формирования у дошкольников установок безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с правилами безопасности дорожного движения, в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- Обогащать представления об основных источниках и видах опасности на улице и дороге;
- Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям;
- Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте;
- Формировать у детей старшего дошкольного возраста умения применять полученные знания на практике;
- Применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улице.
Принципы обучения детей
Вся программа в силу её особой значимости для охраны жизни и здоровья детей требует соблюдения следующих основных принципов:
- Систематичности и последовательности (образовательная программа обучения детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах «Безопасность детей на дороге – в наших руках» для воспитанников средней группы рассчитана на 1 год обучения, 36 недель, игровая и учебная деятельность – 1 раз в неделю, длительность – 25 мин.);
- Гуманизации (заключается в ориентировании воспитателя на личность ребенка, на его возрастные и индивидуальные способности);
- Индивидуального подхода (заключается в углубленном изучении индивидуальных особенностей развития детей);
- Интегрированности (предусматривает наличие такого программного материала, который способствует содержанию и отображению ребенком картины мира);
- Наглядности и доступности;
- Интеграции – интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей, реализующихся в образовательном процессе;
- Сотрудничества с семьёй (взаимодействие ребенка в условиях ДОУ и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей).
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации /контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел 1. Подготовительный | 2 | 2 | 0 | Беседа | |
1. | О правилах дорожного движения | 1 | 1 | 0 | Беседа, опрос |
2. | Безопасность на дороге | 1 | 1 | 0 | Беседа, опрос |
Раздел 2. Улица широкая | 6 | 5 | 1 | Беседа, опрос, тест | |
3. | Здравствуй улица | 1 | 1 | 0 | Беседа |
4. | Правила безопасного поведения на улицах | 1 | 1 | 0 | Беседа, опрос |
5. | Опасные участки на пешеходной части улицы | 1 | 1 | 0 | Беседа |
6. | Наша улица | 1 | 1 | 0 | Беседа, опрос |
7. | Безопасное поведение на улице | 1 | 0 | 1 | Работа в тетради, тест |
8. | К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице | 1 | 1 | 0 | Беседа |
Раздел 3. Транспорт | 9 | 7 | 2 | Беседа, опрос, игра, практическая работа | |
9. | Какие машины можно увидеть на дороге | 1 | 1 | 0 | Беседа, опрос |
10. | Какие бывают дороги и автомобили | 1 | 1 | 0 | Беседа, опрос |
11. | Что такое общественный транспорт | 1 | 1 | 0 | Беседа, опрос |
12. | О правилах поведения в транспорте | 1 | 1 | 0 | Беседа, опрос |
13. | В городском транспорте | 1 | 0 | 1 | Практическая работа - тест |
14. | Водители | 1 | 1 | 0 | Игра |
15. | Велосипед | 1 | 1 | 0 | Беседа |
16. | Катание на велосипеде в черте города | 1 | 1 | 0 | Беседа, опрос |
17. | Выполни верно | 1 | 0 | 1 | Практическая работа |
Раздел 4. Дорожные знаки | 8 | 5 | 3 | Беседа, опрос, игра, развлечение | |
18. | Твои помощники на дороге | 1 | 1 | 0 | Беседа |
19. | Дорожные знаки | 1 | 1 | 0 | Беседа, опрос |
20. | Знаки на дороге | 1 | 1 | 0 | Опрос |
21. | Угадай-ка | 1 | 0 | 1 | Дидактическая игра |
22. | Знаки дорожные помни всегда | 1 | 1 | 0 | Беседа, опрос |
23. | Дорожные знаки | 1 | 1 | 0 | Беседа |
24. | Путешествие в страну дорожных знаков | 1 | 0 | 1 | Развлечение |
25. | Дорожные знаки | 1 | 0 | 1 | Практическая работа |
Раздел 5. Помощники на дороге | 7 | 5 | 2 | Чтение худож./литературы, беседа, опрос, игра, развлечение | |
26. | Кто важнее всех на улице, дороге | 1 | 1 | 0 | Чтение худож./литературы |
27. | Светофор | 1 | 0 | 1 | Дидактическая игра |
28. | Наши друзья – регулировщик и светофор | 1 | 1 | 0 | Беседа, опрос |
29. | Твой приятель - светофор | 1 | 1 | 0 | Чтение худож./литературы |
30. | Переходы | 1 | 1 | 0 | Беседа, опрос |
31. | Работа сотрудника ГИБДД | 1 | 1 | 0 | Беседа |
32. | «Дорога к теремку» | 1 | 0 | 1 | Театрализованная постановка |
Раздел 6. Безопасность во дворе | 4 | 2 | 2 | Беседа, опрос, игровое упражнение, викторина | |
33. | Игры во дворе | 1 | 1 | 0 | Беседа, опрос |
34. | Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь объяснить, где живешь? | 1 | 1 | 0 | Беседа, опрос |
35. | Назови свой адрес | 1 | 0 | 1 | Игровое упражнение |
36. | Что, Где, Когда? | 1 | 0 | 1 | Викторина |
Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребенка.
Раздел 1 «Подготовительный»
Тема 1: «О правилах дорожного движения»
Теория: знакомство детей с опасностями, которые подстерегают на дорогах, улицах. О необходимости знать правила дорожного движения, чтобы не попасть в опасную ситуацию на улице, дороге.
Форма контроля: беседа, опрос
Тема 2: «Безопасность на дороге»
Теория: Закрепить знания об опасностях, которые ждут детей на улице, дороге. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.
Форма контроля: беседа, опрос
Раздел 2 «Улица широкая»
Тема 3: «Здравствуй улица»
Теория: Знакомить детей с понятиями «перекресток», «площадь». Продолжать знакомить с правилами дорожного движения. Развивать мышление, зрительное внимание.
Форма контроля: беседа
Тема 4: «Правила безопасного поведения на улицах»
Теория: Формирование поведенческой культуры дошкольника как основы его безопасности на дорогах и улицах.
Форма контроля: беседа, опрос
Тема 5: «Опасные участки на пешеходной части улицы»
Теория: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности.
Форма контроля: беседа
Тема 6: «Наша улица»
Теория: Расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.
Форма контроля: беседа, опрос
Тема 7: «Безопасное поведение на улице»
Теория: Научить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть.
Практика: практическое задание – соедини точки и назови, какая опасность нарисована.
Форма контроля: тест
Тема 8: «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся»
Теория: Дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.
Форма контроля: беседа
Тема 9: «Какие машины можно увидеть на дороге»
Теория: закреплять знания детей о транспорте, который можно встретить на дороге.
Форма контроля: беседа, опрос
Тема 10: «Какие бывают дороги и автомобили»
Теория: Закрепить с детьми названия дорог для различного вида транспорта: велосипедная дорожка, проезжая часть, «карман», обочина и т.д.
Форма контроля: беседа, опрос
Тема 11: «Что такое общественный транспорт»
Теория: вспомнить с детьми названия общественного транспорта (автобус, метро, такси, трамвай, троллейбус и т.д.)
Форма контроля: беседа, опрос
Тема 12: «О правилах поведения в транспорте»
Теория: воспитание у дошкольников навыков безопасного поведения в транспорте так важно, ведь транспорт – сфера повышенной опасности.
Форма контроля: беседа, опрос
Тема 13: «В городском транспорте»
Теория: познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.
Практика: практическое задание – тест (выбрать карточки безопасного поведения в транспорте).
Форма контроля: беседа, тест
Тема 14: «Водители»
Теория: развитие мышления и пространственной ориентации.
Форма контроля: беседа, игра.
Тема 15: «Велосипед»
Теория: познакомить детей с историей создания велосипеда. Расширять знания о средствах передвижения. Уточнить правила безопасности велосипедиста.
Форма контроля: беседа
Тема 16: «Катание на велосипеде в черте города»
Теория: Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде; научить детей правилам поведения в таких ситуациях.
Форма контроля: беседа, опрос
Тема 17: «Выполни верно»
Теория: закреплять у детей знания о различных видах транспорта. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
Практика: перфокарта «Выполни верно»
Форма контроля: практическая работа.
Раздел 4. Дорожные знаки
Тема18: «Твои помощники на дороге»
Теория: выработать у ребенка стереотип безопасного поведения.
Форма контроля: беседа.
Тема 19: «Дорожные знаки»
Теория: научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.
Форма контроля: беседа, опрос
Тема 20: «Знаки на дороге»
Теория: закрепить с детьми знания некоторых дорожных знаков.
Форма контроля: опрос
Тема 21: «Угадай-ка»
Практика: учить детей различать дорожные знаки.
Форма контроля: беседа, игра.
Тема 22: «Знаки дорожные помни всегда»
Теория: Продолжать учить детей различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке.
Форма контроля: беседа, игра.
Тема 23: «Дорожные знаки»
Теория: продолжать знакомить детей с новыми дорожными знаками, их назначением на дороге.
Форма контроля: беседа, опрос.
Тема 24: «Путешествие в страну дорожных знаков»
Практика: закреплять знаки дорожного движения.
Форма контроля: развлечение
Тема 25: «Дорожные знаки»
Практика: закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
Форма контроля: практическая работа
Тема 26: «Кто важнее всех на улице»
Теория: Познакомить детей с новым рассказом.
Форма контроля: чтение художественной литературы.
Тема 27: «Светофор»
Практика: закрепить представления детей о светофоре, о его сигналах. Закрепить представления детей о свете.
Форма контроля: дидактическая игра.
Тема 28: «Наши друзья – регулировщик и светофор»
Теория: познакомить детей с работой регулировщика, закрепить знания о работе светофора.
Форма контроля: беседа, опрос.
Тема 29: «Твой приятель светофор»
Теория: Познакомить детей с новым рассказом.
Форма контроля: чтение художественной литературы.
Тема 30: «Переходы»
Теория: Напомнить детям о переходах дороги. Какие существуют переходы (пешеходный, подземный, надземный).
Форма контроля: беседа, опрос.
Тема 31: «Работа сотрудника ГИБДД»
Теория: уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД, объяснить значение его жестов.
Форма контроля: беседа.
Тема 32: «Дорога к теремку»
Практика: закрепить умение применять полученные знания в инсценировке; уточнить знания о дорожных знаказ; способствовать развитию творческих способностей.
Форма контроля: театрализованная постановка.
Раздел 6. Безопасность во дворе
Тема 33: « Игры во дворе»
Теория: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.
Форма контроля: беседа, опрос.
Тема 34: «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь объяснить, где живешь?»
Теория: дети должны запомнить и твердо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначать ориентиры, которые помогут найти их место жительства.
Форма контроля: беседа, опрос.
Тема 35: «Назови свой адрес»
Практика: учить детей называть свой адрес проживания.
Форма контроля: игровое упражнение с мячом.
Тема 36: «Что, Где, Когда?»
Практика: закрепить знания детей: об элементах дороги, о средствах регулирования, о группах дорожных знаков, о правилах перехода проезжей части.
Форма контроля: викторина.
1.4 Планируемые результаты:
Дошкольники 5-6 лет овладевают основными правилами поведения на дороге и улице. Знают:
- элементы дороги (улицы);
- участников дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир);
- где едут машины;
- правила движения пешеходов в установленном месте;
- правила посадки, движения, высадки в общественном транспорте;
- что делает водитель, сотрудник ГИБДД;
- где можно играть, почему нельзя играть на проезжей части;
- средства регулирования дорожного движения;
- правила перехода через дорогу;
- умеет ориентироваться в ближайшем окружении детского сада;
- понимает, что без взрослых нельзя переходить дорогу;
- освоил культуру поведения на улице (в автобусе).
- алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
- имеет представление о видах транспорта и различают его на дороге;
- правила перехода проезжей части;
- правила поведения в транспорте, на проезжей части;
- дорожные знаки «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Дорожные работы» и другие;
Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | Сентябрь | 16.15-16.40 | теория | 1 | О правилах дорожного движения | групповая | беседа, опрос | |
2. | 16.15-16.40 | теория | 1 | Безопасность на дороге | групповая | беседа, опрос | ||
3. | 16.15-16.40 | теория | 1 | Здравствуй улица | групповая | беседа | ||
4. | 16.15-16.40 | теория | 1 | Правила безопасного поведения на улицах | групповая | беседа, опрос | ||
5. | 16.15-16.40 | теория | 1 | Опасные участки на пешеходной части улицы | групповая | беседа | ||
6. | Октябрь | 16.15-16.40 | теория | 1 | Наша улица | групповая | беседа, опрос | |
7. | 16.15-16.40 | практика | 1 | Безопасное поведение на улице | групповая | тест | ||
8. | 16.15-16.40 | теория | 1 | К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице | групповая | беседа | ||
9. | 16.15-16.40 | теория | 1 | Какие машины можно увидеть на дороге | групповая | беседа, опрос | ||
10. | Ноябрь | 16.15-16.40 | теория | 1 | Какие бывают дороги и автомобили | групповая | беседа, опрос | |
11. | 16.15-16.40 | теория | 1 | Что такое общественный транспорт | групповая | беседа, опрос | ||
12. | 16.15-16.40 | теория | 1 | О правилах поведения в транспорте | групповая | беседа, опрос | ||
13. | 16.15-16.40 | практика | 1 | В городском транспорте | групповая | тест | ||
14. | Декабрь | 16.15-16.40 | теория | 1 | Водители | групповая | игра | |
15. | 16.15-16.40 | теория | 1 | Велосипед | групповая | беседа | ||
16. | 16.15-16.40 | теория | 1 | Катание на велосипеде в черте города | групповая | беседа, опрос | ||
17. | 16.15-16.40 | практика | 1 | Выполни верно | групповая | Практическая работа | ||
18. | 16.15-16.40 | теория | 1 | Твои помощники на дороге | групповая | беседа | ||
19. | Январь - Февраль | 16.15-16.40 | теория | 1 | Дорожные знаки | групповая | беседа, опрос | |
20. | 16.15-16.40 | теория | 1 | Знаки на дороге | групповая | опрос | ||
21. | 16.15-16.40 | практика | 1 | Угадай-ка | групповая | дидактическая игра | ||
22. | 16.15-16.40 | теория | 1 | Знаки дорожные помни всегда | групповая | беседа, опрос | ||
23. | 16.15-16.40 | теория | 1 | Дорожные знаки | групповая | беседа | ||
24. | Март | 16.15-16.40 | практика | 1 | Путешествие в страну дорожных знаков | групповая | развлечение | |
25. | 16.15-16.40 | практика | 1 | Дорожные знаки | групповая | практическая работа | ||
26. | 16.15-16.40 | теория | 1 | Кто важнее всех на улице, дороге | групповая | чтение художественной литературы | ||
27. | 16.15-16.40 | практика | 1 | Светофор | групповая | дидактическая игра | ||
28. | Апрель | 16.15-16.40 | теория | 1 | Наши друзья – регулировщик и светофор | групповая | беседа, опрос | |
29. | 16.15-16.40 | теория | 1 | Твой приятель - светофор | групповая | чтение художественной литературы | ||
30. | 16.15-16.40 | теория | 1 | Переходы | групповая | практика | ||
31. | 16.15-16.40 | теория | 1 | Работа сотрудника ГИБДД | групповая | беседа | ||
32. | 16.15-16.40 | практика | 1 | Дорога к теремку | групповая | театрализованная постановка | ||
33. | Май | 16.15-16.40 | теория | 1 | Игры во дворе | групповая | практика | |
34. | 16.15-16.40 | теория | 1 | Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь объяснить, где живешь? | групповая | практика | ||
35. | 16.15-16.40 | практика | 1 | Назови свой адрес | групповая | игровое упражнение | ||
36 | 16.15-16.40 | практика | 1 | Что, Где, Когда? | групповая | викторина |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в группе №3 МБДОУ детский сад №12 «Белочка».
Перечень оборудования учебного помещения:
- Магнитная доска;
- Детские столы;
- Стулья детские.
Перечень технических средств обучения: телевизор, ноутбук.
Информационное обеспечение:
- презентации;
- видео-аудио материалы;
- иллюстрированный наглядный материал: серии картинок на тему «Транспорт; альбом «Правила дорожного движения»; серия обучающих картинок «Дорожная азбука»; развивающая игра «Дорожные знаки»; дидактическая игра «Загадки о дорожных знаках»; пазлы «Дорожные знаки»; серия обучающих картинок «В стране дорожных знаков»;
- детская литература.
Кадровое обеспечение:
Занятия по реализации Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Дорожная азбука пешехода» проводит специалист ДОУ: воспитатель.
2.3. Формы аттестации
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме: опроса, теста, развлечения и викторины.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: викторина «Что, Где, Когда?».
2.4. Оценочные материалы
Виды контроля и мониторинга:
Вводный – проводится на первом занятии в форме опроса, предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом (ФГОС ДО).
Итоговый – проводится в виде викторины. Воспитатель выявляет полученные знания детей по правилам дорожного движения.
Диагностический инструментарий:
Анализ результатов обследования позволяет сделать подробную характеристику знаний ПДД каждого ребенка.
- Что такое дорога?
- Какой вид транспорта ты знаешь?
- Назови участников движения?
- Для чего нужен пассажирский транспорт?
- Где его ожидают люди?
- Как называют людей, едущих в пассажирском транспорте?
- Правила поведения в транспорте?
- Что такое перекресток?
- Что такое зебра?
- На какие две части делится дорога?
- Расскажи о работе водителя, сотрудника ГИБДД?
- Правила перехода улицы?
- Покажи дорожный знак «Пешеходная дорожка»?
- Покажи дорожный знак «Осторожно дети»?
- Покажи дорожный знак «Велосипедная Дорожка»?
Низкий уровень (зеленый) – не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем мире не сформированы.
Средний уровень (синий) – проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД, иногда принимает активное участие в подгрупповых занятиях; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.
Высокий уровень (красный) – проявляет интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки сформированы.
2.5. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса:
Организация образовательного процесса строится на дифференцированном подходе. Он необходим для поддержания устойчивой мотивации к изучению данной программы и способствует творческому росту обучающихся, повышению их самооценки. Занятия строятся в игровой форме. В процессе игровой деятельности осуществляются умственное, физическое и нравственное воспитание, развитие речи детей, трудовое воспитании.
Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих методов и приёмов обучения, и воспитания детей.
Наглядные методы: наблюдение, рассматривание картин, иллюстраций в целом и детально, демонстрация мультфильмов, презентаций.
Практические методы: упражнения (подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие).
Игровой метод: использование разных компонентов игровой деятельности и сочетание их с вопросами, указаниями, объяснениями.
Словесные методы: рассказ взрослого и рассказ ребенка, чтение художественных произведений детям, беседы – предварительные, игровые.
Все методы используются во взаимодействии.
Алгоритм учебного заведения:
- На каждом занятии используется дополнительный материал: стихотворения, загадки, пальчиковые игры, психогимнастика;
- Подготовка к занятию (установка на работу);
- Повторение пройденного материала (выявление опорных знаний и представлений); повторение названия базовой формы, повторение действий прошлого занятия.
Формы организации образовательного процесса: групповая, подгрупповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, игра, викторина, практическая работа, театрализованная деятельность, развлечения.
Педагогические технологии: группового обучения, дифференцированного обучения, развивающего обучения, игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология, ИКТ и другие.
Дидактические материалы: раздаточные, задания, упражнения и другие.
Список литературы
- К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников». Москва, 2018
- З.А. Ефанова, А.В. Елоева, О.В. Богданова «Комплексные занятия по программе «Детство»». Волгоград, 2014
- Т.И. Данилова «Программа «Светофор»». Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. 2009
- Л.А. Вдовиченко «Ребёнок на улице». Цикл занятий по обучению правилам дорожного движения. Санкт – Петербург, 2008
- О.В. Старцева «Школа дорожных наук». Дошкольниках о правилах дорожного движения. Москва, 2012
- Интернет – ресурсы.
- Н.Н. Авдеева «Безопасность» Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. 2015г.
- П.В. Ижевский «Безопасное поведение на улицах и дорогах». Москва 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия по безопасности дорожного движения "Азбука пешехода"
Цели:· Совершенствовать представления о безопасном поведении на улице и дорогах;· Закрепить знания о зна...
Конспект занятия в старшей группе по правилам дорожного движения "Азбука пешехода"
Конспект занятия в старшей группе детского сада по изучению и повторению правил дорожного движения...

Сценарий познавательно-спортивного развлечения по обучению детей правилам дорожного движения для детей 5-6 лет и родителей АЗБУКА ПЕШЕХОДА
Сценарий познавательно-спортивного развлечения по обучению детей правилам дорожного движения для детей 5-6 лет и родителей Азбука пешехода по образовательной области "Физическое развитие"...

Методическая разработка по правилам дорожного движения «Азбука пешехода»
Данная методическая разработка разработана на основе областной программы для дошкольников «Ребёнок и дорога»....

Презентация методической разработки по правилам дорожного движения "Азбука пешехода"
Презентация методической разработки по правилам дорожного движения "Азбука пешехода"...

"Дорожная азбука пешехода"
Совместная деятельность воспитатель, дети, родители (старший дошкольный возраст)...
- Мне нравится (1)