Дорожная азбука пешехода
рабочая программа по обж (старшая группа)

Кормышова Юлия Алексадровна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ознакомлению дошкольников с основами поведения на дорогах и улицах 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.docx58.34 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации города Котовска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 «Белочка» г.Котовска Тамбовской области

                 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

По ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения на дорогах и улицах

«Дорожная азбука пешехода»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Кормышова Ю.А.

воспитаель

Котовск 2020г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Ф.И.О. педагога

Кормышова Юлия Александровна

Вид программы

авторская

Тип программы

общеразвивающая

Образовательная область

социально-коммуникативное развитие

Направленность деятельности

социально-педагогическая

Способ освоения содержания

образования

теоретический, практический

Уровень освоения содержания

образования

ознакомительный

Уровень реализации программы

дошкольное образование

Форма реализации программы

групповая

Продолжительность реализации программы

1 год

СОДЕРЖАНИЕ

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Информационная карта

3

1.1

Пояснительная записка

5

1.2

Цель и задачи программы

10

1.3

Содержание программы

12

1.4

Планируемые результаты

19

Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1

Календарный учебный график

20

2.2

Условия реализации программы

23

2.3

Формы аттестации

23

2.4

Оценочные материалы

24

2.5

Методические материалы

25

2.6

Список литературы

27

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1  Пояснительная записка

На современном этапе очень остро стоит проблема обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города, обучение их основам правильного и безопасного поведения.

Рост количества машин на улицах города, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на дорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не смогут моментально принять правильное решение. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасности дорожного движения.

Поэтому, с целью предупреждения дорожно-транспортных нарушений, мной была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дорожная азбука пешехода», имеющая социально-педагогическую направленность.

 Актуальность

В наше время дети с раннего возраста становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Не систематическая профилактическая работа по данному направлению с воспитанниками, и их родителями ведёт к таким последствиям. Проблема систематического и последовательного обучения детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах на данном этапе актуальна, поэтому целесообразно было разработать программу по обучению детей правилам дорожного движения на дорогах и улицах.

Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих заключается в том, что она является адаптированной к условиям образовательного процесса МБДОУ детского сада №12 «Белочка» и автор оставляет за собой право корректировать последовательность тем занятий, дополнять их в зависимости от степени восприятия дошкольников, их индивидуальных возможностей.

Новизной программы является разнообразие форм и методов, а также сочетание в совместной работе воспитателя, родителей, инспектора ГИБДД по обучению дошкольников правилам дорожного движения на дорогах и улицах и воспитания у них привычек поведения умелых и осторожных пешеходов в адекватных возрасту формах работы, т.е. в игре.

Данная программа описывает курс по ознакомлению дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет с правилами дорожного движения, способствует обучению основам безопасного поведения на улицах и дорогах. К моменту перехода из детского сада в школу дети должны ориентироваться в ближайшем окружении, наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владеть навыками безопасного поведения.

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет

Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в дорожно-транспортные происшествия в силу психофизиологических особенностей их высшей нервной деятельности, что сказывается на поведении в дорожной среде.

В 5-6 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребенка увеличиваются возможности проследить события, совершающиеся в 10-метровой зоне. В этом возрасте поле зрения у ребенка настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения взрослого человека. Скорость реакции у дошкольника 6-летнего возраста на световой или звуковой раздражитель выше, чем у детей более старшего возраста. Можно предположить, что в связи с подвижностью детей, их повышенной возбудимостью, наличием сравнительно коротких нервных путей от рецепторов к мышцам время реакции у них должно быть коротким. Однако это не так. Несовершенство многих нервно-психических функций значительно увеличивает время реакции. У детей данного возраста много времени уходит на то, чтобы отличить один сигнал (раздражитель) от другого для того, чтобы выбрать правильное направление движения. У дошкольника неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, быстро образуются и исчезают условные рефлексы, потребность в движении преобладает над осторожностью. Клетки коры головного мозга легко истощаются, и быстро наступает состояние утомления и рассеянности. Стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности в поведении ребенка. Находясь на улице, ребенок получает много новых впечатлений. Он переполняется эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему-то интерес и совсем не обращает внимания на опасности дорожной среды. Он может побежать на дорогу за укатившимся мячом, или неожиданно появиться на дороге на велосипеде, роликовых коньках, самокате и т.д., не понимая опасности движущегося транспорта. У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него, сразу предугадывать все возможные варианты поведения водителя. В экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, как поступить, он легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. Дошкольник плохо распознает источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Ему трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Ребенок не может перевести свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот. Есть и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Так, для ребенка с сильной нервной системой приятны шумные игры, громкое радио, яркий свет. Чем сильнее раздражители, тем большая у него скорость реакции. И при громком сигнале автомобиля такой ребенок отреагирует быстро. Ребенок же со слабой нервной системой в этом случае может испугаться, оказаться в замешательстве. У него при сильных раздражителях возникает противоположная реакция - реакция торможения. У дошкольника не развита координация движения, и он не может одновременно выполнять сразу несколько действий. Из-за своего небольшого роста он не может целостно обозревать происходящее на дороге. Ребенок считает, что если он видит автомобиль, то и водитель тоже его видит и объедет. Как правило, из-за закрывающих обзор препятствий: стоящего транспортного средства, зеленых насаждений, сугробов снега, торговых палаток, взрослых пешеходов водитель не видит ребенка, выбегающего на проезжую часть, и совершает наезд. Дошкольник не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части. Ребенок по-разному реагирует на различные виды транспортных средств. Он боится больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель видит ребенка. Исследования психофизиологов показывают, что у дошкольника не развито боковое зрение, угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого. Время реакции ребенка на опасность с момента ее обнаружения составляет 1,3-1,5 с, а у взрослого - 0,6-0,8 с. Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно и неправильно он принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения.

Программа  по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения на дорогах и улицах в ДОУ организуем в соответствии с нормативно-правовыми документами, которые позволяют значительно углубить знания и умения воспитанников по данному направлению:

- Конвенция о правах ребенка;

- Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения»;

- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273 – ФЗ об образовании в РФ;

- Правила дорожного движения;

- Приказ министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении ФГОС»;

- Примерная образовательная программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева;

- Парциальная программа «Светофор» Т.И. Данилова.

Для наиболее эффективной работы по данной теме дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дорожная азбука пешехода» для детей 5-6 лет реализуется черех образовательную деятельность с детьми.

Количество обучающихся: 11 человек.

Объём и срок освоения программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения (1 год) и необходимых для освоения программы – 36 часов (9 месяцев).

Формы обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса: с учётом психолого-педагогических особенностей детей по данной программе происходит и выбор формы занятия. Каждое занятие состоит из теоретической и практической частей. На занятиях практикуются индивидуальные и игровые формы, объяснительно-иллюстративные игры, способствующие закреплению полученных теоретических знаний.

Состав группы: постоянный.

Режим занятий: программа расчитана на 1 год обучения, в ходе реализации предусмотрено 36 академических часов: 36 недель, по 1 занятию в неделю, с продолжительностью занятия – 25 минут, во второй половине дня.

1.2  Цель и задачи программы

Цель программы – профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, формирование основ безопасного поведения на улицах и дорогах, навыков использовать свои знания на практике, создание условий для формирования у дошкольников установок безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с правилами безопасности дорожного движения, в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
  2. Обогащать представления об основных источниках и видах опасности на улице и дороге;
  3. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям;
  4. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте;
  5. Формировать у детей старшего дошкольного возраста умения применять полученные знания на практике;
  6. Применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улице.

Принципы обучения детей

Вся программа в силу её особой значимости  для охраны  жизни и здоровья детей требует соблюдения следующих основных принципов:

  • Систематичности и последовательности (образовательная программа обучения детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах «Безопасность детей на дороге – в наших руках» для воспитанников средней группы рассчитана на 1 год обучения, 36 недель, игровая и учебная деятельность – 1 раз в неделю, длительность – 25 мин.);
  • Гуманизации (заключается в ориентировании воспитателя на личность ребенка, на его возрастные и индивидуальные способности);
  • Индивидуального подхода (заключается в углубленном изучении индивидуальных особенностей развития детей);
  • Интегрированности (предусматривает наличие такого программного материала, который способствует содержанию и отображению ребенком картины мира);
  • Наглядности и доступности;
  • Интеграции – интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей, реализующихся в образовательном процессе;
  • Сотрудничества с семьёй (взаимодействие ребенка в условиях ДОУ и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей).

1.3. Содержание программы

Учебный план

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации

/контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1. Подготовительный

2

2

0

Беседа

1.

О правилах дорожного движения

1

1

0

Беседа, опрос

2.

Безопасность на дороге

1

1

0

Беседа, опрос

Раздел 2. Улица широкая

6

5

1

Беседа, опрос, тест

3.

Здравствуй улица

1

1

0

Беседа

4.

Правила безопасного поведения на улицах

1

1

0

Беседа, опрос

5.

Опасные участки на пешеходной части улицы

1

1

0

Беседа

6.

Наша улица

1

1

0

Беседа, опрос

7.

Безопасное поведение на улице

1

0

1

Работа в тетради, тест

8.

К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице

1

1

0

Беседа

Раздел 3. Транспорт

9

7

2

Беседа, опрос, игра, практическая работа

9.

Какие машины можно увидеть на дороге

1

1

0

Беседа, опрос

10.

Какие бывают дороги и автомобили

1

1

0

Беседа, опрос

11.

Что такое общественный транспорт

1

1

0

Беседа, опрос

12.

О правилах поведения в транспорте

1

1

0

Беседа, опрос

13.

В городском транспорте

1

0

1

Практическая работа - тест

14.

Водители

1

1

0

Игра

15.

Велосипед

1

1

0

Беседа

16.

Катание на велосипеде в черте города

1

1

0

Беседа, опрос

17.

Выполни верно

1

0

1

Практическая работа

Раздел 4. Дорожные знаки

8

5

3

Беседа, опрос, игра, развлечение

18.

Твои помощники на дороге

1

1

0

Беседа

19.

Дорожные знаки

1

1

0

Беседа, опрос

20.

Знаки на дороге

1

1

0

Опрос

21.

Угадай-ка

1

0

1

Дидактическая игра

22.

Знаки дорожные помни всегда

1

1

0

Беседа, опрос

23.

Дорожные знаки

1

1

0

Беседа

24.

Путешествие в страну дорожных знаков

1

0

1

Развлечение

25.

Дорожные знаки

1

0

1

Практическая работа

Раздел 5. Помощники на дороге

7

5

2

Чтение худож./литературы, беседа, опрос, игра, развлечение

26.

Кто важнее всех на улице, дороге

1

1

0

Чтение худож./литературы

27.

Светофор

1

0

1

Дидактическая игра

28.

Наши друзья – регулировщик и светофор

1

1

0

Беседа, опрос

29.

Твой приятель - светофор

1

1

0

Чтение худож./литературы

30.

Переходы

1

1

0

Беседа, опрос

31.

Работа сотрудника ГИБДД

1

1

0

Беседа

32.

 «Дорога к теремку»

1

0

1

Театрализованная постановка

Раздел 6. Безопасность во дворе

4

2

2

Беседа, опрос, игровое упражнение, викторина

33.

Игры во дворе

1

1

0

Беседа, опрос

34.

Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь объяснить, где живешь?

1

1

0

Беседа, опрос

35.

Назови свой адрес

1

0

1

Игровое упражнение

36.

Что, Где, Когда?

1

0

1

Викторина

 

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребенка.

Раздел 1 «Подготовительный»

Тема 1: «О правилах дорожного движения»

Теория: знакомство детей с опасностями, которые подстерегают на дорогах, улицах. О необходимости знать правила дорожного движения, чтобы не попасть в опасную ситуацию на улице, дороге.

Форма контроля: беседа, опрос

Тема 2: «Безопасность на дороге»

Теория: Закрепить знания об опасностях, которые ждут детей на улице, дороге. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.

Форма контроля: беседа, опрос

Раздел 2 «Улица широкая»

Тема 3: «Здравствуй улица»

Теория: Знакомить детей с понятиями «перекресток», «площадь». Продолжать знакомить с правилами дорожного движения. Развивать мышление, зрительное внимание.

Форма контроля: беседа

Тема 4: «Правила безопасного поведения на улицах»

Теория: Формирование поведенческой культуры дошкольника как основы его безопасности на дорогах и улицах.

Форма контроля: беседа, опрос

Тема 5: «Опасные участки на пешеходной части улицы»

Теория: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности.

Форма контроля: беседа

Тема 6: «Наша улица»

Теория: Расширять знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.

Форма контроля: беседа, опрос

Тема 7: «Безопасное поведение на улице»

Теория: Научить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть.

Практика: практическое задание – соедини точки и назови, какая опасность нарисована.

 Форма контроля: тест

Тема 8: «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся»

Теория: Дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.

Форма контроля: беседа

Тема 9: «Какие машины можно увидеть на дороге»

Теория: закреплять знания детей о транспорте, который можно встретить на дороге.

Форма контроля: беседа, опрос

Тема 10: «Какие бывают дороги и автомобили»

Теория: Закрепить с детьми названия дорог для различного вида транспорта: велосипедная дорожка, проезжая часть, «карман», обочина и т.д.

Форма контроля: беседа, опрос

Тема 11: «Что такое общественный транспорт»

 Теория: вспомнить с детьми названия общественного транспорта (автобус, метро, такси, трамвай, троллейбус и т.д.)

Форма контроля: беседа, опрос

Тема 12: «О правилах поведения в транспорте»

Теория: воспитание у дошкольников навыков безопасного поведения в транспорте так важно, ведь транспорт – сфера повышенной опасности.

Форма контроля: беседа, опрос

Тема 13: «В городском транспорте»

Теория: познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.

Практика: практическое задание – тест (выбрать карточки безопасного поведения в транспорте).

Форма контроля: беседа, тест

Тема 14: «Водители»

Теория: развитие мышления и пространственной ориентации.

Форма контроля: беседа, игра.

Тема 15: «Велосипед»

Теория: познакомить детей с историей создания велосипеда. Расширять знания о средствах передвижения. Уточнить правила безопасности велосипедиста.

Форма контроля: беседа

Тема 16: «Катание на велосипеде в черте города»

Теория: Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде; научить детей правилам поведения в таких ситуациях.

Форма контроля: беседа, опрос

Тема 17: «Выполни верно»

Теория: закреплять у детей знания о различных видах транспорта. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

Практика: перфокарта «Выполни верно»

Форма контроля: практическая работа.

Раздел 4. Дорожные знаки

Тема18: «Твои помощники на дороге»

Теория: выработать у ребенка стереотип безопасного поведения.

Форма контроля: беседа.

Тема 19: «Дорожные знаки»

Теория: научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.

Форма контроля: беседа, опрос

Тема 20: «Знаки на дороге»

Теория: закрепить с детьми знания некоторых дорожных знаков.

Форма контроля: опрос

Тема 21: «Угадай-ка»

Практика: учить детей различать дорожные знаки.

Форма контроля: беседа, игра.

Тема 22: «Знаки дорожные помни всегда»

Теория: Продолжать учить детей различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке.

Форма контроля: беседа, игра.

Тема 23: «Дорожные знаки»

Теория: продолжать знакомить детей с новыми дорожными знаками, их назначением на дороге.

Форма контроля: беседа, опрос.

Тема 24: «Путешествие в страну дорожных знаков»

Практика: закреплять знаки дорожного движения.

Форма контроля: развлечение

Тема 25: «Дорожные знаки»

Практика: закреплять у детей знания о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

Форма контроля: практическая работа

Тема 26: «Кто важнее всех на улице»

Теория: Познакомить детей с новым рассказом.

Форма контроля: чтение художественной литературы.

Тема 27: «Светофор»

Практика: закрепить представления детей о светофоре, о его сигналах. Закрепить представления детей о свете.

Форма контроля: дидактическая игра.

Тема 28: «Наши друзья – регулировщик и светофор»

Теория: познакомить детей с работой регулировщика, закрепить знания о работе светофора.

Форма контроля: беседа, опрос.

Тема 29: «Твой приятель светофор»

Теория: Познакомить детей с новым рассказом.

Форма контроля: чтение художественной литературы.

Тема 30: «Переходы»

Теория: Напомнить детям о переходах дороги. Какие существуют переходы (пешеходный, подземный, надземный).

Форма контроля: беседа, опрос.

Тема 31: «Работа сотрудника ГИБДД»

Теория: уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД, объяснить значение его жестов.

Форма контроля: беседа.

Тема 32: «Дорога к теремку»

Практика: закрепить умение применять полученные знания в инсценировке; уточнить знания о дорожных знаказ; способствовать развитию творческих способностей.

Форма контроля: театрализованная постановка.

Раздел 6. Безопасность во дворе

Тема 33: « Игры во дворе»

Теория: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.

Форма контроля: беседа, опрос.

Тема 34: «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь объяснить, где живешь?»

Теория: дети должны запомнить и твердо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначать ориентиры, которые помогут найти их место жительства.

Форма контроля: беседа, опрос.

Тема 35: «Назови свой адрес»

Практика: учить детей называть свой адрес проживания.

Форма контроля: игровое упражнение с мячом.

Тема 36: «Что, Где, Когда?»

Практика: закрепить знания детей: об элементах дороги, о средствах регулирования, о группах дорожных знаков, о правилах перехода проезжей части.

Форма контроля: викторина.

1.4 Планируемые результаты:

Дошкольники 5-6 лет овладевают основными правилами поведения на дороге и улице. Знают:

- элементы дороги (улицы);

- участников дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир);

- где едут машины;

- правила движения пешеходов в установленном месте;

- правила посадки, движения, высадки в общественном транспорте;

- что делает водитель, сотрудник ГИБДД;

- где можно играть, почему нельзя играть на проезжей части;

- средства регулирования дорожного движения;

- правила перехода через дорогу;

- умеет ориентироваться в ближайшем окружении детского сада;

- понимает, что без взрослых нельзя переходить дорогу;

- освоил культуру поведения на улице (в автобусе).

- алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;

- имеет представление о видах транспорта и различают его на дороге;

- правила перехода проезжей части;

- правила поведения в транспорте, на проезжей части;

- дорожные знаки «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Дорожные работы» и другие;

Блок №2 «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1. Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Сентябрь

16.15-16.40

теория

1

О правилах дорожного движения

групповая

беседа, опрос

2.

16.15-16.40

теория

1

Безопасность на дороге

групповая

беседа, опрос

3.

16.15-16.40

теория

1

Здравствуй улица

групповая

беседа

4.

16.15-16.40

теория

1

Правила безопасного поведения на улицах

групповая

беседа, опрос

5.

16.15-16.40

теория

1

Опасные участки на пешеходной части улицы

групповая

беседа

6.

Октябрь

16.15-16.40

теория

1

Наша улица

групповая

беседа, опрос

7.

16.15-16.40

практика

1

Безопасное поведение на улице

групповая

тест

8.

16.15-16.40

теория

1

К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице

групповая

беседа

9.

16.15-16.40

теория

1

Какие машины можно увидеть на дороге

групповая

беседа, опрос

10.

Ноябрь

16.15-16.40

теория

1

Какие бывают дороги и автомобили

групповая

беседа, опрос

11.

16.15-16.40

теория

1

Что такое общественный транспорт

групповая

беседа, опрос

12.

16.15-16.40

теория

1

О правилах поведения в транспорте

групповая

беседа, опрос

13.

16.15-16.40

практика

1

В городском транспорте

групповая

тест

14.

Декабрь

16.15-16.40

теория

1

Водители

групповая

игра

15.

16.15-16.40

теория

1

Велосипед

групповая

беседа

16.

16.15-16.40

теория

1

Катание на велосипеде в черте города

групповая

беседа, опрос

17.

16.15-16.40

практика

1

Выполни верно

групповая

Практическая работа

18.

16.15-16.40

теория

1

Твои помощники на дороге

групповая

беседа

19.

Январь - Февраль

16.15-16.40

теория

1

Дорожные знаки

групповая

беседа, опрос

20.

16.15-16.40

теория

1

Знаки на дороге

групповая

опрос

21.

16.15-16.40

практика

1

Угадай-ка

групповая

дидактическая игра

22.

16.15-16.40

теория

1

Знаки дорожные помни всегда

групповая

беседа, опрос

23.

16.15-16.40

теория

1

Дорожные знаки

групповая

беседа

24.

Март

16.15-16.40

практика

1

Путешествие в страну дорожных знаков

групповая

развлечение

25.

16.15-16.40

практика

1

Дорожные знаки

групповая

практическая работа

26.

16.15-16.40

теория

1

Кто важнее всех на улице, дороге

групповая

чтение художественной литературы

27.

16.15-16.40

практика

1

Светофор

групповая

дидактическая  игра

28.

Апрель

16.15-16.40

теория

1

Наши друзья – регулировщик и светофор

групповая

беседа, опрос

29.

16.15-16.40

теория

1

Твой приятель - светофор

групповая

чтение художественной литературы

30.

16.15-16.40

теория

1

Переходы

групповая

практика

31.

16.15-16.40

теория

1

Работа сотрудника ГИБДД

групповая

беседа

32.

16.15-16.40

практика

1

Дорога к теремку

групповая

театрализованная постановка

33.

Май

16.15-16.40

теория

1

Игры во дворе

групповая

практика

34.

16.15-16.40

теория

1

Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь объяснить, где живешь?

групповая

практика

35.

16.15-16.40

практика

1

Назови свой адрес

групповая

игровое упражнение

36

16.15-16.40

практика

1

Что, Где, Когда?

групповая

викторина

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в группе №3 МБДОУ детский сад №12 «Белочка».

Перечень оборудования учебного помещения:

- Магнитная доска;

- Детские столы;

- Стулья детские.

Перечень технических средств обучения: телевизор, ноутбук.

Информационное обеспечение:

- презентации;

- видео-аудио материалы;

- иллюстрированный наглядный материал: серии картинок на тему «Транспорт; альбом «Правила дорожного движения»; серия обучающих картинок «Дорожная азбука»; развивающая игра «Дорожные знаки»; дидактическая игра «Загадки о дорожных знаках»; пазлы «Дорожные знаки»; серия обучающих картинок «В стране дорожных знаков»;

- детская литература.

Кадровое обеспечение:

Занятия по реализации Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Дорожная азбука пешехода» проводит специалист ДОУ: воспитатель.

2.3. Формы аттестации

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме: опроса, теста, развлечения и викторины.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: викторина «Что, Где, Когда?».

2.4. Оценочные материалы

Виды контроля и мониторинга:

Вводный – проводится на первом занятии в форме опроса, предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом (ФГОС ДО).

Итоговый – проводится в виде викторины. Воспитатель выявляет полученные знания детей по правилам дорожного движения.

Диагностический инструментарий:

Анализ результатов обследования позволяет сделать подробную характеристику знаний ПДД каждого ребенка.

- Что такое дорога?

- Какой вид транспорта ты знаешь?

- Назови участников движения?

- Для чего нужен пассажирский транспорт?

- Где его ожидают люди?

- Как называют людей, едущих в пассажирском транспорте?

- Правила поведения в транспорте?

- Что такое перекресток?

- Что такое зебра?

- На какие две части делится дорога?

- Расскажи о работе водителя, сотрудника ГИБДД?

- Правила перехода улицы?

- Покажи дорожный знак «Пешеходная дорожка»?

- Покажи дорожный знак «Осторожно дети»?

- Покажи дорожный знак «Велосипедная Дорожка»?

Низкий уровень (зеленый) – не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем мире не сформированы.

Средний уровень (синий) – проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД, иногда принимает активное участие в подгрупповых занятиях; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.

Высокий уровень (красный) – проявляет интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки сформированы.

2.5. Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса:

Организация образовательного процесса строится на дифференцированном подходе. Он необходим для поддержания устойчивой мотивации к изучению данной программы и способствует творческому росту обучающихся, повышению их самооценки. Занятия строятся в игровой форме. В процессе игровой деятельности осуществляются умственное, физическое и нравственное воспитание, развитие речи детей, трудовое воспитании.

Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих методов и приёмов обучения, и воспитания детей.

Наглядные методы: наблюдение, рассматривание картин, иллюстраций в целом и детально, демонстрация мультфильмов, презентаций.

Практические методы: упражнения (подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие).

Игровой метод: использование разных компонентов игровой деятельности и сочетание их с вопросами, указаниями, объяснениями.

Словесные методы: рассказ взрослого и рассказ ребенка, чтение художественных произведений детям, беседы – предварительные, игровые.

Все методы используются во взаимодействии.

Алгоритм учебного заведения:

- На каждом занятии используется дополнительный материал: стихотворения, загадки, пальчиковые игры, психогимнастика;

- Подготовка к занятию (установка на работу);

- Повторение пройденного материала (выявление опорных знаний и представлений); повторение названия базовой формы, повторение действий прошлого занятия.

Формы организации образовательного процесса: групповая, подгрупповая.

Формы организации учебного занятия: беседа, игра, викторина, практическая работа, театрализованная деятельность, развлечения.

Педагогические технологии: группового обучения, дифференцированного обучения, развивающего обучения, игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология, ИКТ и другие.

Дидактические материалы: раздаточные, задания, упражнения и другие.

Список литературы

  1. К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников». Москва, 2018
  2. З.А. Ефанова, А.В. Елоева, О.В. Богданова «Комплексные занятия по программе «Детство»». Волгоград, 2014
  3. Т.И. Данилова «Программа «Светофор»». Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. 2009
  4. Л.А. Вдовиченко «Ребёнок на улице». Цикл занятий по обучению правилам дорожного движения. Санкт – Петербург, 2008
  5. О.В. Старцева «Школа дорожных наук». Дошкольниках о правилах дорожного движения. Москва, 2012
  6. Интернет – ресурсы.
  7. Н.Н. Авдеева «Безопасность» Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. 2015г.
  8. П.В. Ижевский «Безопасное поведение на улицах и дорогах». Москва 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия по безопасности дорожного движения "Азбука пешехода"

Цели:·         Совершенствовать представления о безопасном поведении на улице и дорогах;·         Закрепить знания о зна...

Конспект занятия в старшей группе по правилам дорожного движения "Азбука пешехода"

Конспект занятия в старшей группе детского сада по изучению и повторению правил дорожного движения...

Сценарий познавательно-спортивного развлечения по обучению детей правилам дорожного движения для детей 5-6 лет и родителей АЗБУКА ПЕШЕХОДА

Сценарий познавательно-спортивного развлечения по обучению детей правилам дорожного движения для детей 5-6 лет и родителей Азбука пешехода по образовательной области "Физическое развитие"...

Методическая разработка по правилам дорожного движения «Азбука пешехода»

        Данная методическая разработка разработана на основе областной программы для дошкольников «Ребёнок и дорога»....

Презентация методической разработки по правилам дорожного движения "Азбука пешехода"

Презентация методической разработки по правилам дорожного движения "Азбука пешехода"...

"Дорожная азбука пешехода"

Совместная деятельность воспитатель, дети, родители (старший дошкольный возраст)...

"Дорожная азбука пешехода"

Рабочая программа кружковой деятельности для детей 4-5 лет...