Методическая разработка по правилам дорожного движения «Азбука пешехода»
методическая разработка по обж на тему
Данная методическая разработка разработана на основе областной программы для дошкольников «Ребёнок и дорога».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_pdd.docx | 111.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад №2 городского округа города Райчихинска
Утверждаю
Заведующая МДОАУ д/с №2
Серёжников С.А.________________
«_____»__________________ 2015г.
Утверждён на педагогическом
совете От «_____»_________2015 г.
Методическая разработка
по правилам дорожного движения
в средней группе
на 2015-2016 учебный год
«Азбука пешехода»
Составила: воспитатель Губа И.А.
г. Райчихинск, 2015 г.
Направленность разработки: социально-педагогическая. Актуальность и практическая значимость формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах несомненна. Статистика утверждает, что среди жертв ДТП много детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к обучению детей безопасному поведению на дорогах.
Общество платит слишком большую цену – жизнь и здоровье своих детей, поэтому перед нами стоит важная задача – уберечь детей от дорожно-транспортных происшествий, научить их безопасному поведению на дороге.
Неблагополучная обстановка складывается на дорогах Амурской области. Детский дорожно-транспортный травматизм может негативно сказаться на неблагоприятной демографической ситуации.
Данная методическая разработка разработана на основе областной программы для дошкольников «Ребёнок и дорога».
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Цель - формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
1. Создание условий для изучения детьми ПДД:
-создание развивающей среды;
2. Выработка у детей мотивации в овладении знаниями по ПДД;
3. Привлечение родителей для совместной работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах.
Основные принципы отбора материала: научность, преемственность, достоверность, последовательность изложения материала, актуальность, соответствие реальной действительности, от простого к сложному, от близкого к далекому.
Методы обучения: беседа, игра, практикум.
Дети 4 -5 лет обучаются умению ориентироваться на территории детского сада, находясь с воспитателями. Развивается их наблюдательность и любознательность, расширяются знания о транспортных средствах, их видах и конструкторских особенностях.
Детям показываются места, где можно ходить пешеходам: пешеходные переходы, наземный «зебра»,по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. Знакомят с дорожной разметкой пешеходного перехода «зебра».
Дети обучаются умению определять расстояния до предметов: близко, далеко, очень близко, очень далеко; изменения направления движения пешеходов и транспортных средств: идет медленно, быстро, поворачивает налево, направо, бежит, останавливается и т.д. Детей знакомят с транспортным светофором, рассказывают о принципе его работы, о его назначении: транспортный - для водителей, пешеходный – для пешеходов.
Дети учатся составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как они ехали в легковом автомобиле, автобусе, троллейбусе; определяют предметы, которые закрывают видимость проезжей части дороги: деревья, кусты, стоящий транспорт и др.
Обращается внимание на выезды из дворов, места остановок маршрутного транспорта, закрепляется понимание, что на проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипедах, роликах, самокатах и т.д.
Таким образом, к пяти годам в средней группе у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, формируются навыки наблюдения за окружающими предметами, которые могут быть опасными.
На занятиях в детском саду воспитатель закрепляет понимание детьми опасных мест на улицах и дорогах, беседует с ними, выясняя, что они видели на улице по дороге в детский сад, как дети понимают отдельные понятия по дорожной лексике. Развивается боковое зрение специальными упражнениями, формируется умение видеть и наблюдать окружающие предметы, различать их в движении (стоящие и движущиеся автомобили). Формируется чувство опасности в дорожной среде: умение наблюдать за движением транспорта и различать скрытую опасность (кусты, дома, деревья, припаркованные автомобили, киоски и т.д.), воспитывается и формируется привычка - находясь на улице, крепко держать за руку взрослого. В средней группе помимо проведения комплексных занятий, прогулок, уже вводится специальное занятие по ПДД один раз в месяц, на которых детей знакомят:
- Транспорт (общественный и личный);
- Правила поведения в транспорте общественном и личном, правила при посадке и выходе;
- Какие знаки помогают водителям и пассажирам в пути?
«автозаправочная станция» «пункт питания»
«больница» «телефон»
- Знакомство с пешеходным переходом. Чем обозначается? Что такое «зебра»?
- Пешеходный светофор. Чем отличаются регулируемый пешеходный переход от нерегулируемого. Как работает «пешеходный светофор»;
- Правила перехода проезжей части по пешеходному переходу. Каким пешеходным переходом пользоваться легче и почему?
- Виды пешеходных переходов (надземный, подземный, наземный);
- Знакомство с транспортным светофором особенности и назначение;
- Сравнение транспортного и пешеходного светофоров;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема занятия | Форма | Цель | ||
Сентябрь | ||||
Вводное | Беседа | Выявить уровень знаний детей о пешеходном светофоре, о его сигналах, для кого он предназначен. Знать, что такое проезжая часть, тротуар и находить их на дороге макета. Кто такие участники дорожного движения: пешеход, пассажир, водитель? Виды транспорта: грузовой, легковой, пассажирский, называть, различать, знать, для чего и кого предназначены. В чем заключается роль водителя. Как должны двигаться пешеходы по тротуару? Где разрешено переходить пешеходам проезжую часть? Как называется знак, для кого предназначен? | ||
Добрый друг наш Светофор | Рисование | Уточнить цвета сигналов светофора, значение, расположение. Самостоятельно рисовать контур, детали светофора, создавая его образ. Аккуратно закрашивать сигналы светофора, в правильном порядке. | ||
Сравнение двух светофоров | Дидактическая игра | Уметь сравнивать, находить сходства и различия. Знать назначение транспортного и пешеходного светофоров. | ||
Из чего состоит улица? | Беседа | Продолжать знакомство с понятиями: «улица», «дорога». История возникновения улицы и дороги. Уметь называть и находить части дороги: тротуар, проезжая часть, разделительная полоса, обочина. | ||
Октябрь | ||||
Кто такие пассажиры? | Беседа | Уточнить правила поведения пешеходов при ожидании транспорта. Познакомить с правилами поведения пассажиров в общественном транспорте Мультимедийная презентация о пассажирском транспорте и правилах поведения пассажиров в нем. | ||
Автобус | Аппликация | Учить создавать образ из отдельных частей. Кисти, клей, цветная бумага. | ||
Трамвай | Рассматрива- ние картины | Познакомить с видом общественного транспорта – трамваем. С помощью чего передвигается, кто управляет, для кого предназначен. Учить детей составлять небольшой описательный рассказ по картинке. Картина | ||
Пассажирский транспорт «Путешествие в автопарк» | Дидактическая игра | Развивать умение сравнивать автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси. Загадывая загадки о транспорте, найти этот автомобиль в автопарке, рассказать о нем, что это за транспорт, для чего он нужен | ||
Ноябрь | ||||
«Зебра» или «Пешеходный переход» | Рассматривание знака и картины с изображением пешеходного перехода | Знакомство с дорожным знаком «Пешеходный переход», его форма, цвет, назначение, с понятием «зебра» и с правилами перехода проезжей части по пешеходному переходу. Уметь составлять небольшой описательный рассказ о дорожном знаке. | ||
Улица нашего города | Аппликация | Наклеивать транспорт и пешеходов в тех частях улицы и дороги, которые для них предназначены. Вырезать полоски, наклеивать их ровно одна под другой, изображая пешеходный переход. Готовые вырезанные силуэты транспорта и пешеходов, разместить их на проезжей части, тротуаре. | ||
Поездка на легковом автомобиле | Составление рассказов | Рассказывать о поездке на автомобиле, о правилах поведения пассажира в легковом автомобиле, о значении ремня безопасности, о правилах высадки из автомобиля. Для облегчения составления рассказов использовать картинки, фотографии. Можно использовать фото автомобиля из семейного архива. | ||
Автопарк | Конструирование | Расширять знания детей о транспорте, о работе водителя. Учить строить гаражи, создавая автопарк для транспорта из строительного материала. Познакомить с дорожным знаком «Автозаправочная станция». | ||
Декабрь | ||||
Опасно – Неопасно | Беседа или дидактическая игра | Уметь определять опасную и неопасную ситуацию на пешеходном переходе, при переходе на разрешающий и запрещающий сигналы светофора. Как правильно вести себя в данной дорожной ситуации. Мультимедиа для демонстрации слайдов, где показаны опасные и неопасные ситуации на дороге. | ||
В гости к бабушке Загадушке | Занятие-игра | Закреплять знания детей о пассажирском транспорте. Картинки с изображением транспорта, загадки, воспитатель переодетый в бабушку. | ||
Назови правильно | Дидактическая игра | Закрепить понятие «справа», «слева», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу», «между», «посередине», «навстречу друг другу». Игрушечные автомобили, зверушки. Подготовленная заранее проезжая часть и тротуар. Определять место нахождения предметов: «Красный автомобиль стоит за белым», «Мишка идет навстречу зайцу» и др. | ||
Дорога | Рассматривание картин | Учить сравнивать и определять дорогу с односторонним и двухсторонним движением. Как переходить такую проезжую часть? Иллюстрации дорог. | ||
Январь | ||||
Регулируемый и нерегули-руемый пешеходный переход | Беседа | Учить детей сравнивать, определять, почему так называются пешеходные переходы, кто регулирует на пешеходном переходе. Подготовить мультимедиа для демонстрации слайдов регулируемого и нерегулируемого перехода. | ||
Пешеход, пешеход, помни ты про переход… | Рассматривание дорожных знаков с использованием мультимедиа или видеофильма | Развивать логическое мышление. Познакомить детей с видами пешеходных переходов. Их особенностями, отличием друг от друга, их назначением. Определять какой переход самый безопасный. | ||
Знаки переходов для пешеходов | Аппликация | Вырезать полоски из бумаги и наклевать, изображая ступеньки перехода, наклеивать детали пешехода, располагая силуэт посередине квадрата. Уметь подбирать нужный знак к картинке, рассказывать о своем знаке. Подготовить силуэты пешеходов и заготовки квадратной и треугольной формы. Полоски дети нарезают сами. Клей, кисточки, ножницы. Знаки для образца. | ||
Мы по улице идем | Беседа | Закреплять знания детей о поведении пешеходов на тротуаре и при переходе проезжей части. Макет с дорожной разметкой. Мелкие игрушки: куклы, автомобили. | ||
Февраль | ||||
Путешествие на автобусе | Занятие – игра | Для расширения сюжета игры распределить роли: водителя, врача, работников столовой, пассажиров. Закрепить правила поведения пешеходов и пассажиров от посадки в автобус до выхода из него. Построенная имитация автобуса. Дорожный знак. | ||
Мой город | Рассматривание иллюстрации, беседа | Расширить знания детей о городе, какие у нас широкие и узкие улицы, транспорт двигается по проезжей части, пешеходы – по тротуарам. Много транспорта в городе: автобусы, троллейбусы – это пассажирский транспорт, легковые автомобили тоже перевозят пассажиров. Для пешеходов и водителей есть светофоры. Все соблюдают правила дорожного движения. | ||
Угадай дорожный знак | Дидактическая игра | Закрепить у детей знания о знакомых дорожных знаках, их назначении. Все знакомые знаки (5-6 штук). Загадки. Организация игр «Угадай, какого знака не стало», «Что изменилось», «Найди такой же», «Подбери к картинке», «Дорожный волчок». | ||
Бездельник светофор | Чтение | Познакомить с произведение С. Михалкова «Бездельник светофор». Уметь инсценировать это произведение по ролям. Книга С. Михалкова «Бездельник светофор» | ||
Март | ||||
Пешеходы – нарушители | Беседа | Обучать детей Правилам безопасного поведения на дороге и возле нее, находить нарушителей и давать оценку их действиям. Развивать внимательность и наблюдательность. Картинки с пешеходами -нарушителями. | ||
Я - примерный пешеход | Работа с макетом | Отрабатывать с детьми практические навыки безопасного поведения пешеходов. Макет. Мелкие игрушки, дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса или троллейбуса». | ||
Почини технику | Дидактическая игра рисование | Закрепить у детей знания о транспорте, его составных частях. Уметь раскрашивать недостающие детали. Вспомнить о назначении транспорта. Подготовить раскраски, на которых изображен транспорт с недостающими деталями. | ||
Как знаки с нами разговаривают? | Дидактическая игра | Познакомить с дорожными знаками группы сервиса: «Больница», «Пункт питания», «Телефон». Находить знаки по описанию, самим описывать знаки, знать их назначение. Дать понятие, что эти знаки друзья не только водителей, но и пешеходов. Они помогают человеку в пути. Дорожные знаки, загадки о знаках. Знак помогает определить, что здесь находится, можно использовать знаки для сюжетно-ролевой игры. | ||
Апрель | ||||
Школа пешеходных наук | Беседа | Повторить правила перехода проезжей части по регулируемому: пешеходному переходу, по перекрестку. | ||
Дорожные нарушения | Беседа по плакатам | Закрепить правила поведения на улице. Развивать умение правильно ориентироваться в создавшейся ситуации. | ||
Считалочка: мы поехали на ралли, все автомобили встли… | Заучивание | Развивать умение четко проговаривать все звуки. Расширять знания о марках автомобилей. Вспомнить дорожные знаки, которые помогают водителям и пассажирам. | ||
Мой путь в детский сад | Составление рассказов | Учить детей составлять небольшие рассказы на заданную тему, используя дорожные термины и понятия. | ||
Май | ||||
В гостях у Светофора | Занятие – игра | Закрепить значение сигналов светофора, развивать умение решать проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы. Светофор (четырехсторонний) с переключателем сигналов, перекресток или дорожная мобильная площадка. | ||
Дорожные происшествия | Беседа | Закреплять у детей знания Правил поведения пешеходов, пассажиров. Развивать внимание. Воспитывать умение ориентироваться в создавшейся ситуации. Мультимедиа для демонстрации слайдов. | ||
Путешествие в страну дорожных знаков | Занятие – игра | Закрепить знания детей о дорожных знаках, их назначении, умение находить знак по описанию, знать, для кого он предназначен. По групповой комнате или музыкальному залу разложить дорожные знаки. Используя стихи, загадки описательного характера и др. приемы, находить нужный знак и рассказывать о нем все, что знаешь. Желательно воспитателю одеть костюм дорожной Феи. | ||
Мы учимся соблюдать ПДД | Игра – упражнение | Закреплять знания детей, полученные за год, упражнять в правильном поведении на дороге. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Дети играют на площадке автогородка или на автоплощадке, выполняя роль водителей, пешеходов. |
Список литературы
- Анастасова Л.П. Жизнь без опасностей. – М.: Вентона Граф, 1996.
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.
- Артемьева Л.А., Мисягин Ю.Д.,Миниханов Р.Н. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. – МВД РТ., НМКЦ «Ният», 1995.
- Данилова Т.И.Программа «Светофор»: обучение детей дошкольного возраста. – СПб. Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- Дорохова Т.Н. Программа «Радуга». – М.: Просвещение, 1997.
- Извекова Н.А.,Медведева А.Ф.Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность. – Ростов-на Дону: Феникс, 2004.
- Форштат М.Л. Безопасность детей на дороге. – Санкт-Петербург,2003.
- Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. – М.: Филол.о-во СЛОВО, ЭКСМО,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по правилам дорожного движения "Азбука пешехода"
Конспект занятия в старшей группе детского сада по изучению и повторению правил дорожного движения...
Презентация методической разработки по правилам дорожного движения "Азбука пешехода"
Презентация методической разработки по правилам дорожного движения "Азбука пешехода"...
Тематическое -развлечение по правилам дорожного движения. «Азбука пешехода»
Задачи: Закрепить обобщить знания детей о правилах дорожного знаках.Развивать пространственную ориентацию, собранность, быстроту реакции....
Конспект занятия по правилам дорожного движения "Азбука грамотного пешехода".
Занятия по правилам дорожного движения в игровой форме....
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ к ПРОГРАММЕ по обучению правилам дорожного движения: "Азбука дорожного движения" (для детей от 2 до 7 лет).
Данное методическое пособие послужит справочным материалом для педагогов ДОО, родителей (законных представителей), позволяющим доступно разъяснять детям правила безопасного движения....
Методическая разработка "Сценарий спортивного досуга по правилам дорожного движения "Азбука дорог"
Актуальность данной методической разработки обусловлена неутешительной статистикой дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Это связано с беспечностью, недостаточным уровнем ответственности...
методическая разработка по правилам дорожного движения «Азбука дорожной безопасности»
ЦЕЛЬ: Развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видахмузыкальной деятельности.ЗАДАЧИ:Формировать знания о безопасности на дороге через музыкальную деятельнос...