Методическая разработка по правилам дорожного движения «Азбука пешехода»
методическая разработка по обж на тему
Данная методическая разработка разработана на основе областной программы для дошкольников «Ребёнок и дорога».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 111.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад №2 городского округа города Райчихинска
Утверждаю
Заведующая МДОАУ д/с №2
Серёжников С.А.________________
«_____»__________________ 2015г.
Утверждён на педагогическом
совете От «_____»_________2015 г.
Методическая разработка
по правилам дорожного движения
в средней группе
на 2015-2016 учебный год
«Азбука пешехода»
Составила: воспитатель Губа И.А.
г. Райчихинск, 2015 г.
Направленность разработки: социально-педагогическая. Актуальность и практическая значимость формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах несомненна. Статистика утверждает, что среди жертв ДТП много детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к обучению детей безопасному поведению на дорогах.
Общество платит слишком большую цену – жизнь и здоровье своих детей, поэтому перед нами стоит важная задача – уберечь детей от дорожно-транспортных происшествий, научить их безопасному поведению на дороге.
Неблагополучная обстановка складывается на дорогах Амурской области. Детский дорожно-транспортный травматизм может негативно сказаться на неблагоприятной демографической ситуации.
Данная методическая разработка разработана на основе областной программы для дошкольников «Ребёнок и дорога».
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Цель - формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
1. Создание условий для изучения детьми ПДД:
-создание развивающей среды;
2. Выработка у детей мотивации в овладении знаниями по ПДД;
3. Привлечение родителей для совместной работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах.
Основные принципы отбора материала: научность, преемственность, достоверность, последовательность изложения материала, актуальность, соответствие реальной действительности, от простого к сложному, от близкого к далекому.
Методы обучения: беседа, игра, практикум.
Дети 4 -5 лет обучаются умению ориентироваться на территории детского сада, находясь с воспитателями. Развивается их наблюдательность и любознательность, расширяются знания о транспортных средствах, их видах и конструкторских особенностях.
Детям показываются места, где можно ходить пешеходам: пешеходные переходы, наземный «зебра»,по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. Знакомят с дорожной разметкой пешеходного перехода «зебра».
Дети обучаются умению определять расстояния до предметов: близко, далеко, очень близко, очень далеко; изменения направления движения пешеходов и транспортных средств: идет медленно, быстро, поворачивает налево, направо, бежит, останавливается и т.д. Детей знакомят с транспортным светофором, рассказывают о принципе его работы, о его назначении: транспортный - для водителей, пешеходный – для пешеходов.
Дети учатся составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как они ехали в легковом автомобиле, автобусе, троллейбусе; определяют предметы, которые закрывают видимость проезжей части дороги: деревья, кусты, стоящий транспорт и др.
Обращается внимание на выезды из дворов, места остановок маршрутного транспорта, закрепляется понимание, что на проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипедах, роликах, самокатах и т.д.
Таким образом, к пяти годам в средней группе у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, формируются навыки наблюдения за окружающими предметами, которые могут быть опасными.
На занятиях в детском саду воспитатель закрепляет понимание детьми опасных мест на улицах и дорогах, беседует с ними, выясняя, что они видели на улице по дороге в детский сад, как дети понимают отдельные понятия по дорожной лексике. Развивается боковое зрение специальными упражнениями, формируется умение видеть и наблюдать окружающие предметы, различать их в движении (стоящие и движущиеся автомобили). Формируется чувство опасности в дорожной среде: умение наблюдать за движением транспорта и различать скрытую опасность (кусты, дома, деревья, припаркованные автомобили, киоски и т.д.), воспитывается и формируется привычка - находясь на улице, крепко держать за руку взрослого. В средней группе помимо проведения комплексных занятий, прогулок, уже вводится специальное занятие по ПДД один раз в месяц, на которых детей знакомят:
- Транспорт (общественный и личный);
- Правила поведения в транспорте общественном и личном, правила при посадке и выходе;
- Какие знаки помогают водителям и пассажирам в пути?
«автозаправочная станция» «пункт питания»
«больница» «телефон»
- Знакомство с пешеходным переходом. Чем обозначается? Что такое «зебра»?
- Пешеходный светофор. Чем отличаются регулируемый пешеходный переход от нерегулируемого. Как работает «пешеходный светофор»;
- Правила перехода проезжей части по пешеходному переходу. Каким пешеходным переходом пользоваться легче и почему?
- Виды пешеходных переходов (надземный, подземный, наземный);
- Знакомство с транспортным светофором особенности и назначение;
- Сравнение транспортного и пешеходного светофоров;
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема занятия | Форма | Цель | ||
Сентябрь | ||||
Вводное | Беседа | Выявить уровень знаний детей о пешеходном светофоре, о его сигналах, для кого он предназначен. Знать, что такое проезжая часть, тротуар и находить их на дороге макета. Кто такие участники дорожного движения: пешеход, пассажир, водитель? Виды транспорта: грузовой, легковой, пассажирский, называть, различать, знать, для чего и кого предназначены. В чем заключается роль водителя. Как должны двигаться пешеходы по тротуару? Где разрешено переходить пешеходам проезжую часть? Как называется знак, для кого предназначен? | ||
Добрый друг наш Светофор | Рисование | Уточнить цвета сигналов светофора, значение, расположение. Самостоятельно рисовать контур, детали светофора, создавая его образ. Аккуратно закрашивать сигналы светофора, в правильном порядке. | ||
Сравнение двух светофоров | Дидактическая игра | Уметь сравнивать, находить сходства и различия. Знать назначение транспортного и пешеходного светофоров. | ||
Из чего состоит улица? | Беседа | Продолжать знакомство с понятиями: «улица», «дорога». История возникновения улицы и дороги. Уметь называть и находить части дороги: тротуар, проезжая часть, разделительная полоса, обочина. | ||
Октябрь | ||||
Кто такие пассажиры? | Беседа | Уточнить правила поведения пешеходов при ожидании транспорта. Познакомить с правилами поведения пассажиров в общественном транспорте Мультимедийная презентация о пассажирском транспорте и правилах поведения пассажиров в нем. | ||
Автобус | Аппликация | Учить создавать образ из отдельных частей. Кисти, клей, цветная бумага. | ||
Трамвай | Рассматрива- ние картины | Познакомить с видом общественного транспорта – трамваем. С помощью чего передвигается, кто управляет, для кого предназначен. Учить детей составлять небольшой описательный рассказ по картинке. Картина | ||
Пассажирский транспорт «Путешествие в автопарк» | Дидактическая игра | Развивать умение сравнивать автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси. Загадывая загадки о транспорте, найти этот автомобиль в автопарке, рассказать о нем, что это за транспорт, для чего он нужен | ||
Ноябрь | ||||
«Зебра» или «Пешеходный переход» | Рассматривание знака и картины с изображением пешеходного перехода | Знакомство с дорожным знаком «Пешеходный переход», его форма, цвет, назначение, с понятием «зебра» и с правилами перехода проезжей части по пешеходному переходу. Уметь составлять небольшой описательный рассказ о дорожном знаке. | ||
Улица нашего города | Аппликация | Наклеивать транспорт и пешеходов в тех частях улицы и дороги, которые для них предназначены. Вырезать полоски, наклеивать их ровно одна под другой, изображая пешеходный переход. Готовые вырезанные силуэты транспорта и пешеходов, разместить их на проезжей части, тротуаре. | ||
Поездка на легковом автомобиле | Составление рассказов | Рассказывать о поездке на автомобиле, о правилах поведения пассажира в легковом автомобиле, о значении ремня безопасности, о правилах высадки из автомобиля. Для облегчения составления рассказов использовать картинки, фотографии. Можно использовать фото автомобиля из семейного архива. | ||
Автопарк | Конструирование | Расширять знания детей о транспорте, о работе водителя. Учить строить гаражи, создавая автопарк для транспорта из строительного материала. Познакомить с дорожным знаком «Автозаправочная станция». | ||
Декабрь | ||||
Опасно – Неопасно | Беседа или дидактическая игра | Уметь определять опасную и неопасную ситуацию на пешеходном переходе, при переходе на разрешающий и запрещающий сигналы светофора. Как правильно вести себя в данной дорожной ситуации. Мультимедиа для демонстрации слайдов, где показаны опасные и неопасные ситуации на дороге. | ||
В гости к бабушке Загадушке | Занятие-игра | Закреплять знания детей о пассажирском транспорте. Картинки с изображением транспорта, загадки, воспитатель переодетый в бабушку. | ||
Назови правильно | Дидактическая игра | Закрепить понятие «справа», «слева», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу», «между», «посередине», «навстречу друг другу». Игрушечные автомобили, зверушки. Подготовленная заранее проезжая часть и тротуар. Определять место нахождения предметов: «Красный автомобиль стоит за белым», «Мишка идет навстречу зайцу» и др. | ||
Дорога | Рассматривание картин | Учить сравнивать и определять дорогу с односторонним и двухсторонним движением. Как переходить такую проезжую часть? Иллюстрации дорог. | ||
Январь | ||||
Регулируемый и нерегули-руемый пешеходный переход | Беседа | Учить детей сравнивать, определять, почему так называются пешеходные переходы, кто регулирует на пешеходном переходе. Подготовить мультимедиа для демонстрации слайдов регулируемого и нерегулируемого перехода. | ||
Пешеход, пешеход, помни ты про переход… | Рассматривание дорожных знаков с использованием мультимедиа или видеофильма | Развивать логическое мышление. Познакомить детей с видами пешеходных переходов. Их особенностями, отличием друг от друга, их назначением. Определять какой переход самый безопасный. | ||
Знаки переходов для пешеходов | Аппликация | Вырезать полоски из бумаги и наклевать, изображая ступеньки перехода, наклеивать детали пешехода, располагая силуэт посередине квадрата. Уметь подбирать нужный знак к картинке, рассказывать о своем знаке. Подготовить силуэты пешеходов и заготовки квадратной и треугольной формы. Полоски дети нарезают сами. Клей, кисточки, ножницы. Знаки для образца. | ||
Мы по улице идем | Беседа | Закреплять знания детей о поведении пешеходов на тротуаре и при переходе проезжей части. Макет с дорожной разметкой. Мелкие игрушки: куклы, автомобили. | ||
Февраль | ||||
Путешествие на автобусе | Занятие – игра | Для расширения сюжета игры распределить роли: водителя, врача, работников столовой, пассажиров. Закрепить правила поведения пешеходов и пассажиров от посадки в автобус до выхода из него. Построенная имитация автобуса. Дорожный знак. | ||
Мой город | Рассматривание иллюстрации, беседа | Расширить знания детей о городе, какие у нас широкие и узкие улицы, транспорт двигается по проезжей части, пешеходы – по тротуарам. Много транспорта в городе: автобусы, троллейбусы – это пассажирский транспорт, легковые автомобили тоже перевозят пассажиров. Для пешеходов и водителей есть светофоры. Все соблюдают правила дорожного движения. | ||
Угадай дорожный знак | Дидактическая игра | Закрепить у детей знания о знакомых дорожных знаках, их назначении. Все знакомые знаки (5-6 штук). Загадки. Организация игр «Угадай, какого знака не стало», «Что изменилось», «Найди такой же», «Подбери к картинке», «Дорожный волчок». | ||
Бездельник светофор | Чтение | Познакомить с произведение С. Михалкова «Бездельник светофор». Уметь инсценировать это произведение по ролям. Книга С. Михалкова «Бездельник светофор» | ||
Март | ||||
Пешеходы – нарушители | Беседа | Обучать детей Правилам безопасного поведения на дороге и возле нее, находить нарушителей и давать оценку их действиям. Развивать внимательность и наблюдательность. Картинки с пешеходами -нарушителями. | ||
Я - примерный пешеход | Работа с макетом | Отрабатывать с детьми практические навыки безопасного поведения пешеходов. Макет. Мелкие игрушки, дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса или троллейбуса». | ||
Почини технику | Дидактическая игра рисование | Закрепить у детей знания о транспорте, его составных частях. Уметь раскрашивать недостающие детали. Вспомнить о назначении транспорта. Подготовить раскраски, на которых изображен транспорт с недостающими деталями. | ||
Как знаки с нами разговаривают? | Дидактическая игра | Познакомить с дорожными знаками группы сервиса: «Больница», «Пункт питания», «Телефон». Находить знаки по описанию, самим описывать знаки, знать их назначение. Дать понятие, что эти знаки друзья не только водителей, но и пешеходов. Они помогают человеку в пути. Дорожные знаки, загадки о знаках. Знак помогает определить, что здесь находится, можно использовать знаки для сюжетно-ролевой игры. | ||
Апрель | ||||
Школа пешеходных наук | Беседа | Повторить правила перехода проезжей части по регулируемому: пешеходному переходу, по перекрестку. | ||
Дорожные нарушения | Беседа по плакатам | Закрепить правила поведения на улице. Развивать умение правильно ориентироваться в создавшейся ситуации. | ||
Считалочка: мы поехали на ралли, все автомобили встли… | Заучивание | Развивать умение четко проговаривать все звуки. Расширять знания о марках автомобилей. Вспомнить дорожные знаки, которые помогают водителям и пассажирам. | ||
Мой путь в детский сад | Составление рассказов | Учить детей составлять небольшие рассказы на заданную тему, используя дорожные термины и понятия. | ||
Май | ||||
В гостях у Светофора | Занятие – игра | Закрепить значение сигналов светофора, развивать умение решать проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы. Светофор (четырехсторонний) с переключателем сигналов, перекресток или дорожная мобильная площадка. | ||
Дорожные происшествия | Беседа | Закреплять у детей знания Правил поведения пешеходов, пассажиров. Развивать внимание. Воспитывать умение ориентироваться в создавшейся ситуации. Мультимедиа для демонстрации слайдов. | ||
Путешествие в страну дорожных знаков | Занятие – игра | Закрепить знания детей о дорожных знаках, их назначении, умение находить знак по описанию, знать, для кого он предназначен. По групповой комнате или музыкальному залу разложить дорожные знаки. Используя стихи, загадки описательного характера и др. приемы, находить нужный знак и рассказывать о нем все, что знаешь. Желательно воспитателю одеть костюм дорожной Феи. | ||
Мы учимся соблюдать ПДД | Игра – упражнение | Закреплять знания детей, полученные за год, упражнять в правильном поведении на дороге. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Дети играют на площадке автогородка или на автоплощадке, выполняя роль водителей, пешеходов. |
Список литературы
- Анастасова Л.П. Жизнь без опасностей. – М.: Вентона Граф, 1996.
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.
- Артемьева Л.А., Мисягин Ю.Д.,Миниханов Р.Н. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. – МВД РТ., НМКЦ «Ният», 1995.
- Данилова Т.И.Программа «Светофор»: обучение детей дошкольного возраста. – СПб. Издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
- Дорохова Т.Н. Программа «Радуга». – М.: Просвещение, 1997.
- Извекова Н.А.,Медведева А.Ф.Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность. – Ростов-на Дону: Феникс, 2004.
- Форштат М.Л. Безопасность детей на дороге. – Санкт-Петербург,2003.
- Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. – М.: Филол.о-во СЛОВО, ЭКСМО,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по правилам дорожного движения "Азбука пешехода"
Конспект занятия в старшей группе детского сада по изучению и повторению правил дорожного движения...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/01/picture-763416-1456835605.jpg)
Презентация методической разработки по правилам дорожного движения "Азбука пешехода"
Презентация методической разработки по правилам дорожного движения "Азбука пешехода"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/27/picture-724820-1459088557.jpg)
Тематическое -развлечение по правилам дорожного движения. «Азбука пешехода»
Задачи: Закрепить обобщить знания детей о правилах дорожного знаках.Развивать пространственную ориентацию, собранность, быстроту реакции....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/10/picture-199770-1702223074.jpg)
Дополнительная общеобразовательная Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста правилам дорожного движения «Азбука юного пешехода»
Развитие общества неразрывно связано с интенсивным развитием автомобильного транспорта. Однако наряду с огромными выгодами экономики страны, автомобилизация имеет и негативные последствия, главн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/03/picture-333283-1383489127.jpg)
Конспект занятия по правилам дорожного движения "Азбука грамотного пешехода".
Занятия по правилам дорожного движения в игровой форме....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/21/picture-907832-1621604564.jpg)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ к ПРОГРАММЕ по обучению правилам дорожного движения: "Азбука дорожного движения" (для детей от 2 до 7 лет).
Данное методическое пособие послужит справочным материалом для педагогов ДОО, родителей (законных представителей), позволяющим доступно разъяснять детям правила безопасного движения....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-804864-1477171587.jpg)
методическая разработка по правилам дорожного движения «Азбука дорожной безопасности»
ЦЕЛЬ: Развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видахмузыкальной деятельности.ЗАДАЧИ:Формировать знания о безопасности на дороге через музыкальную деятельнос...