КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности «Сохраним лес от пожара» старшая группа
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности «Сохраним лес от пожара» старшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_sohranim_les_ot_pozhara.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
организованной образовательной деятельности
«Сохраним лес от пожара» старшая группа
Образовательная область: познание.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, безопасность, чтение художественной литературы.
Тип: интегрированное.
Задачи:
ОО Познание:
расширение осведомленности детей в сферах человеческой деятельности (работники лесничества, МЧС), представлений об их значимости для жизни людей, животного и растительного мира;
формирование элементарных представлений о месте человека в природном мире, о том, что в природе все взаимосвязано (определить, что может стать причиной лесных пожаров; дать представление о последствиях пожара в лесу);
воспитание умения правильно вести себя в природе.
ОО Коммуникация:
совершенствование диалогической формы речи, умения характеризовать ситуацию; высказывать предположения, делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих;
формирование умения вести диалог с воспитателем, сверстниками;
воспитание умения выразительного чтения.
ОО Социализация:
формирование представления о том, что человек – часть природы, он должен беречь, охранять и защищать её;
развитие волевых качеств: умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;
воспитание уважительного отношения к окружающим.
ОО Безопасность:
формирование основ экологической культуры (знакомить детей с профилактикой природных пожаров, учить соблюдать правила пожарной безопасности, правильно вести себя при обнаружении очага лесного пожара);
расширение знаний о работе МЧС, пожарной службы;
воспитание умения соблюдать правила безопасного поведения в лесу.
ОО Чтение художественной литературы:
привлечение внимания к выразительным средствам, развитие чуткости к поэтическому слову;
совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков;
воспитание слушателя, способного испытывать сострадание к героям произведения.
Предварительная работа:
- Знакомство детей с понятием «лес», с обитателями лесных массивов.
- Беседа о влиянии животных и человека на окружающую среду.
- Знакомство с работой лесничеств, с результатами деятельности лесничих.
- Разучивание стихотворений о лесных пожарах и мерах их профилактики.
Материалы к занятию:
- Слайды «Лес»;
- Слайды «Лесные пожары»;
- Слайд «Последствия лесных пожаров»;
- Слайды «Причины лесных пожаров»;
- Слайды «Спасение леса».
- Костюм зайчика
Формы организации: группа
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, вы знаете, что такое лес?
Дети. Это деревья и кустарники, цветы и травы, дикие животные и птицы.
Воспитатель. Какую пользу приносит лес людям?
Дети. Деревья очищают воздух, в лесу можно отдыхать, собирать ягоды, грибы, полезные травы.
Воспитатель. Для чего лес нужен животным и птицам?
Дети. Лес – это их дом. Животные делают для себя норы, птицы вьют гнезда. Они выводят свое потомство. Лес укрывает птиц и зверей от непогоды, кормит их и защищает.
Воспитатель. Могут ли люди быть полезными для природы?
Дети. Да. Работники лесничества следят за чистотой леса, помогают животным и птицам, высаживают новые растения.
Воспитатель. (показывает слайды «Лес», читает стихотворение В.Степанова «Что такое лес?»).
Что такое лес?
Сосны до небес,
Березы и дубы,
Ягоды, грибы.
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
Как вы думаете, сколько времени понадобится, чтобы вырос такой красивый, густой лес? (ответы детей). Очень много лет понадобится для этого и много усилий со стороны людей.
В группу входит ребенок в костюме зайчонка, плачет.
Воспитатель. Что случилось, зайчик? Тебя кто-то обидел?
Зайчонок. (читает отрывок из стихотворения Н.Дряевой «Пожар в лесу», воспитатель демонстрирует слайды «Лесные пожары»)
Волк с лисицей спозаранку
Вышли летом на простор.
Выбрали в лесу полянку
И зажгли большой костёр.
Но, беда подкралась вдруг.
Запылало всё вокруг!
Ярко красные массивы
Устремились в небеса.
Волк бежал что было силы,
И исчезла вмиг лиса.
Дым поднялся до небес,
Зарыдал волшебный лес!
Птицы, те, что песни пели,
Поутихли навсегда.
В гнёздах их птенцы сгорели
Не осталось и следа.
У пожара много сил,
Никого не пощадил.
Медвежата и волчата
Погибали на пути.
Жалко плакали бельчата
Не хватало сил уйти.
Всё унёс огонь с собой,
Лишь оставил след седой.
Не шумят уж больше ели,
Все исчезли паучки.
Поутихли свиристели
И весёлые сверчки.
А от ягод и грибов,
Не осталось и следов.
Воспитатель. Бедный, бедный зайчонок! Он остался без своего дома, его родной лес сгорел! Оставайся с нами. Ребята, кто из вас знает, каковы последствия лесных пожаров?
Дети. Не стало деревьев, которые очищают воздух. Животным и птицам негде теперь жить. Люди не смогут пойти на природу, полюбоваться красотой леса, собрать его дары.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают слайд «Последствия лесных пожаров».
Воспитатель. Ребята, а что стало причиной пожара в лесу, в котором жил зайчонок?
Дети. Волк с лисицей развели огонь и оставили костер без присмотра.
Воспитатель. Это сказочные животные развели огонь. А могут ли настоящий волк и лисица зажечь костер?
Дети. Не могут.
Воспитатель. Если не животные, то кто же может стать виновником лесного пожара?
Дети. Люди могут развести костер.
Воспитатель. (демонстрирует слайды «Причины лесных пожаров»). Верно, люди разводят костер в лесу. Это могут быть туристы или охотники. Они знают, что прежде, чем разжечь костер, нужно выбрать безопасное место подальше от деревьев и кустарников, убрать слой травы вместе с корнями и землей (дерн). А потом костер следует затушить: залить водой или засыпать землей. Костровище можно закрыть дерном, а можно оставить для других туристов. Бывает, дети приходят в лес одни и играют там с огнем. Ребята, расскажите, чем это может закончиться.
1-й ребенок. Без взрослых с огнём развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костёр обернётся большою бедой!
2-й ребенок. Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнёт полыхать, разбегаться, искриться –
Его потушить невозможно тогда…
Пожары лесные – большая беда!
3-й ребенок. Погибнут деревья и звери, и птицы…
Без взрослых костёр разжигать не годится!
Воспитатель. С большой осторожностью нужно пользоваться средствами от комаров или клещей. Эти средства часто продают в специальных баллончиках-аэрозолях, на которых так и написано: «Не использовать вблизи огня». Сейчас ребята нам расскажут, почему надо соблюдать это правило.
4-й ребенок. Не распыляй аэрозоли
Вблизи открытого огня
От комара или от моли,
И от клеща, и от слепня…
5-й ребенок. Ведь если брызнешь ты на пламя,
Костёр взовьется до небес,
И в результате пострадают
Друзья, ты сам… и целый лес…
Воспитатель. Еще одна причина лесных пожаров – непотушенная сигарета. Бывает, взрослые или подростки курят в лесу вместо того, чтобы наслаждаться чистым лесным воздухом. Они бросают окурки в сухую траву, которая может загореться от легкого дуновения ветерка. Такая небрежность тоже приводит к большой беде.
Как вы думаете, ребята, а может ли стать причиной пожара в лесу мусор, который нерадивые туристы не убрали после себя? (ответы детей.) Даже крошечное стеклышко может выжечь весь лес. Не знаете как? А очень просто: если на него попадет солнечный лучик, то он разогреет траву или ветки под стеклышком до такой степени, что они могут загореться. Мусор нужно сжечь на костре. А то, что не горит, собрать в пакеты и вынести за территорию леса. Послушайте наших ребят.
6-й ребенок. Вы в поход пошли, ребята…
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться…
7-й ребенок. Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор, здесь в лесу, чужой –
Заберем его с собой!
А сейчас мы немного передохнем. Поднимайтесь со своих мест и повторяйте все движения за мной. (физкультминутка)
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк, (Наклониться и коснуться левой
Медуница, кашка, клевер. ступни правой рукой, потом наоборот
Расстилается ковёр — правой ступни левой рукой.)
И направо и налево.
К небу ручки протянули,
Свою спинку растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
А что же делать, если все-таки в лесу случился пожар? (ответы детей). Если очаг возгорания небольшой, можно вместе со взрослыми потушить его своими силами: залить водой, засыпать землей или накрыть плотной тканью (например, брезентовой палаткой или влажным одеялом). Если вы не в силах потушить огонь, нужно срочно вызывать спасателей или пожарных по телефону…
Дети. 01!
Воспитатель. Правильно! (демонстрирует слайды «Спасение леса»). Тушить горящий лес – это очень сложная и порой опасная задача. Много сил и времени уходит у пожарных на то, чтобы справиться с большими очагами возгорания. Пламя заливают водой, засыпают землей и песком, вокруг горящих участков леса роют канавы, чтобы огонь не перекинулся на соседние деревья. В тушении пожаров задействованы и специалисты, и техника: пожарные машины и вертолеты, трактора и бульдозеры. Много добровольцев оказывают посильную помощь спасателям. Ведь очень важно не только потушить пламя, но и не дать ему разгореться снова. Поэтому огнеборцы проверяют каждое упавшее дерево, каждый обгоревший кустик или пенек – не тлеет ли где-то уголек, от которого огонь может разгореться с новыми силами. И все-таки, пожар в лесу легче предупредить, чем потушить. Мы должны беречь нашу природу, поэтому каждый из вас должен запомнить главные правила поведения в лесу. Я буду начинать, а вы заканчивайте.
Разводи костер, соблюдая что?… правила.
Не оставляй огонь без чего?....без присмотра.
Не пользуйся аэрозолями вблизи чего?...огня.
Уходя, затуши костер чем?….водой или землей.
Не позволяй взрослым бросать непотушенные что?.... сигареты.
После отдыха не оставляй в лесу что?....мусор.
Лесные богатства не безразмерны,
Лес от огня защищайте всемерно!
Воспитатель. Молодцы, ребята! Я думаю, что когда вы придете в лес, беды не случится, ведь вы уже взрослые и знаете правила пожарной безопасности. Но помните: очень важно не только знать эти правила, но и соблюдать их. И тогда природа будет нам благодарна. За нашу заботу лес отплатит нам и чистым воздухом и своими дарами, и своей красотой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план образовательной деятельности по коррекции речи в старшей группе для детей с ФФН. Образовательная область «КОММУНИКАЦИЯ»,
документация учителя-логопеда...
Календарный план образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе для детей с ФФН и ОНР. Образовательная область «КОММУНИКАЦИЯ»,
докуметация учителя-логопеда...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Сохраним свое здоровье!"
Формирование у детей представления о здоровом образе жизни с использованием инновационных технологий....
Проект "Мы против пожаров" (старшая группа)
ПРоект "Мы против пожаров"...
КОНСПЕКТ итоговой непосредственно образовательной деятельности «Сохраним природу Мордовского края»
Цель: Закрепить знания детей о растительном мире родного края.Задачи:Обучающие:Учить использовать растительный мир с умом.Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природ...
Конспект НОД по ОБЖ « Основы безопасности при пожаре» старшая группа с применением игровых культурных практик.
В ходе НОД систематизируются представления о причинах возникновения пожаров в лесу, в помещении.Формируются знания детей о правилах поведения во время пожара, закрепляется знание домашнего адрес...