«Съедобные грибы и ягоды, ядовитые грибы и растения» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
Цель: Подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде - природной, в условиях детского сада и семьи; закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу; воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные: дать представление о грибнице; закрепить умение различать съедобные и ядовитые грибы и ягоды по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках; расширить и активизировать словарный запас по теме.
Развивающие: - развивать познавательный интерес; - развивать внимание при решении игровых заданий; - развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; - развивать координацию слов и движений; - развивать мелкую и общую моторику;
Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Подготовить ребёнка к безопасной жизни в окружающей среде - природной, в условиях детского сада и семьи; закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу; воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Образовательные: дать представление о грибнице; закрепить умение различать съедобные и ядовитые грибы и ягоды по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках; расширить и активизировать словарный запас по теме.
Развивающие: - развивать познавательный интерес; - развивать внимание при решении игровых заданий; - развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; - развивать координацию слов и движений; - развивать мелкую и общую моторику;
Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Оборудование и материалы: Силуэтное изображение съедобных и несъедобных грибов, картинки.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций "грибы", лепка, рисование, конструирование из бросового материала, аппликация на тему: "Грибы".
Структура НОД
- Вводная часть – 3 мин.
а) Организационный момент (приветствие);
б) Сюрпризный момент (письмо от старичка-лесовичка)
- Основная часть – 17 мин.
а) загадки о грибах;
б) беседа о грибах;
в) опыт;
г) игра «Знатоки»;
д) физминутка
е) загадки о ягодах
ё) игра «Съедобные, не съедобные»
- Заключительная часть – 5 мин.
а) подведение итогов по пройденному материалу.
Ход НОД
Воспитатель: Я рада сегодня видеть всех детей нашей группы здоровыми, весёлыми, в хорошем настроение. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, радоваться друг другу. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. От улыбки станет всем светлей!
Ребята сегодня утром мне встретился почтальон, и передал нам письмо от старичка-лесовичка. Давайте мы его прочитаем.
- Я весёлый старичок.
- Старичок-лесовичок!
- Я люблю гулять в лесу,
- И все о грибочках знать хочу!
Воспитатель: Давайте ребята расскажем старичку- лесовичку, что мы знаем про грибы. Скажите, как называется человек, который собирает грибы? (грибник). А сейчас проверим, как вы знаете грибы.
Отгадайте-ка, ребятки, вы мои загадки:
Шляпка вогнута воронкой,
Вкус приятный, запах тонкий,
Рыже-золотой, янтарный цвет
И вкусней грибочков нет! (рыжики)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных:
Жёлтых, розовых, зелёных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай
Это (сыроежки).
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня увидишь за версту-
Зовусь я - (подосиновик)
Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще,
Расту я обычно
В берёзовой роще (подберёзовик).
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу (опята)
Бледная она стоит,
У неё съедобный вид.
Принесёшь домой - беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб - обманка,
Враг наш - бледная (поганка).
А вот кто-то важный,
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки! (мухомор)
Воспитатель: А какие еще ядовитые грибы вы знаете (ложная лисичка, ложные опята).
Воспитатель: Люди часто сбивают их ногами, растаптывают, но делать этого нельзя. Они служат кормом, а иногда и лекарством для лесных обитателей – зайцев, лосей; украшают лес. И так, запомните ребята, съедобными называются грибы, которые можно употреблять в пищу.
Несъедобные (ядовитые) это грибы, которые не только нельзя есть, но даже нельзя брать в руки, потому что на руках могут остаться ядовитые вещества, и если вы забудете вымыть руки, и возьмете какую-нибудь еду, то яд с рук может попасть к вам в организм, и вы можете отравиться. Настоящие грибники знают, какие грибы можно собирать. Давайте вспомним, из каких частей состоит гриб? (шляпка, ножка.)
Воспитатель: Правильно, а еще у гриба есть часть, которую не видно, потому что она находится в земле, она называется грибница. Гриб живет 3-4 дня, а грибница больше 10 лет. (показывает иллюстрацию). Грибница – это корни, как у дерева есть корни, так и у гриба. Грибы нельзя выдергивать с корнями из земли. Нужно срезать их ножом, осторожно выкручивать, не наносить вред грибницы. Машины, автобусы - враги грибов. Они выбрасывают в воздух выхлопные газы и могут загрязнить грибы. Как это происходит? Давайте проведем опыт.
Проводится опыт.
Воспитатель: Возьмем губку и соберем грязную воду из блюдца. Губка впитывает всю грязную воду. Вот так и грибы всасывают загазованный, загрязненный воздух. И даже съедобные грибы, растущие у дороги, могут быть опасны. Как думаете можно употреблять такие грибы в пищу? (ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю Вам поучаствовать в игре "Знатоки" и выполнить следующие задания.
«Ответь правильно на вопрос»
1.- Скажите, пожалуйста, где растут грибы?
Дети: грибы растут в лесу, на полянках, на опушках, под деревьями, в траве, на старых пнях;
2.- Какие бывают грибы?
Дети: грибы бывают съедобные и несъедобные;
3.- Какие грибы называются съедобными?
Дети: которые можно кушать, употреблять в пищу.
4.- Какие грибы называются несъедобными?
Дети: те, которые нельзя кушать.
5.- Можно ли есть грибы сырыми?
Дети: Нельзя, грибы можно есть после обработки.
6.- Почему нельзя уничтожать старые грибы?
Дети: старые грибы рассеивают споры, чтобы выросли новые на будущий год.
7.- Почему нельзя уничтожать несъедобные грибы?
Дети: лесные обитатели лечатся этими грибами.
Физ. минутка:
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками вправо - влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад
Воспитатель: Молодцы! А теперь подумайте, что еще собирают в лесу?
Дети: ягоды.
Воспитатель: Правильно, лес богат не только грибами, но и ягодами. Давайте посмотрим на эти картинки и отгадаем загадки:
На поляне у дорожки
Красные горошки
Кто мимо не пройдет
Всяк в рот себе кладет (земляника)
Черненькая, маленькая, сладенькая
Ребятам миленькая….(черника)
Я красна и кисла, На болоте росла.
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, пчёлы и медведи. (Малина)
Воспитатель: А лесные ягоды какие вы еще знаете? (лесная малина, ежевика, голубика, костяника) Запомните, собирая лесные ягоды: не рвите ветки и кусты, не топчите траву. Почему этого нельзя делать? (Кусты погибнут и на них месте больше не будет ягод.)
Воспитатель: Правильно, а сейчас нам Алина Лиясова расскажет стих.
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет
И костер не разведет,
Кто всегда всегда в лесу
Уважает тишину.
Воспитатель: А теперь давайте закроем глазки и представим, что мы оказались на лесной полянке, где много ягод и грибов. Беда в том, что одни - съедобные, другие – нет. Вот две корзины, в одну надо сложить съедобные, в другую – не съедобные.
Карточки с изображениями ягод разбросаны по ковру не спеша под звуки пения птиц ходят и собирают грибы и ягоды. В конце проверяются обе корзинки и определяют все ли правильно.
Воспитатель: Ну вот, ребята, наше занятие подошло к концу. Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями! Понравилось вам занятие? Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что делали? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/10/picture-385823-1623349413.jpg)
Конспект НОД по валеологии «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ» для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями. Подмосковье. г.Красногорск 2015г.
Цель:Расширить связь с окружающей средой, с социумом. Уточнить представления детей о лекарственных растениях. Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека. Обогащать словарный з...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/29/picture-942205-1504025640.jpg)
Кроссворд "Лекарственные растения" для детей старшего дошкольного возраста
Кроссворд с вопросами и ответами для детей старшего дошкольного возраста. Цель: расширение кругозора детей.Задачи:- активизировть мыслительную деятельность детей;- закреплять знание детей о расти...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/04/picture-861826-1480872898.png)
Картотека дидактических игр по ознакомлению с растениями для детей старшего дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/23/picture-1061200-1537724392.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по лепке "Грибы для белочки"для детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка нод для детей старшей группы по лепке....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/17/picture-1181943-1574012897.jpg)
Непрерывная образовательная деятельность «Мир растений» для детей старшего дошкольного возраста.
Представлен конспект непрерывной образовательной деятельности «Мир растений» для детей старшего дошкольного возраста, с использованим современных образовательных технолог...
«Съедобные грибы и ягоды, ядовитые грибы и растения»
НОД в старшей группе по ОБЖ «Съедобные грибы и ягоды, ядовитые грибы и растения»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/16/picture-1137684-1555400247.jpg)
Экологический проект «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты» для детей старшего дошкольного возраста
Экологический проект «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты» для детей старшего дошкольного возраста...