Конспект занятия для детей c ОВЗ (с нарушением зрения) 4-5 лет «Мы по улице идём, всё увидим, всё найдём..»
план-конспект занятия по обж (средняя группа)

Мушкарова Ирина Александровна

Распространенной ошибкой обучения Правилам дорожного движения является стандартный подход к детям любого возраста. Одним из условий эффективности профилактических

мероприятий аварийности является учет возрастных, психофизиологических, индивидуальных особенностей поведения детей в дорожной среде.

Необходимо учитывать и то, что для каждого этапа развития ребенка характерна своя восприимчивость к различным формам педагогического воздействия. Значит, и формы, и методы работы по воспитанию навыков безопасного поведения должны соответствовать возрастным периодам.

 

Коррекционные задачи:

- систематизировать полученные в младшей группе знания о значении дорожных знаков (пешеходный переход, наземный и подземный, место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая, движение на велосипедах запрещено, знак «дети»).

- закреплять у детей умение анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину;

- учить определять зрительно соотносить и словесно обозначать величину домов

- совершенствовать навыки ориентировки в пространстве

- развивать умение называть местоположение предметов в окружающей обстановке

- закреплять умение соотносить силуэтные изображения домов с цветным его изображением

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pdd.docx727.65 КБ

Предварительный просмотр:

   Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №83 компенсирующего вида Петроградского района Санкт- Петербурга

Номинация: «Обучение детей правилам дорожного движения»

Конспект занятия для детей ОВЗ (с нарушением зрения) 4-5 лет

 «Мы по улице идём, всё увидим, всё найдём..»

         Учитель-дефектолог: Мушкарова Ирина Александровна

Адрес: Санкт-Петербург, улица Большая Разночинная, д. 25-А

Тел. 8-9217507654

Введение

Распространенной ошибкой обучения Правилам дорожного движения является стандартный подход к детям любого возраста. Одним из условий эффективности профилактических

мероприятий аварийности является учет возрастных, психофизиологических, индивидуальных особенностей поведения детей в дорожной среде.

Необходимо учитывать и то, что для каждого этапа развития ребенка характерна своя восприимчивость к различным формам педагогического воздействия. Значит, и формы, и методы работы по воспитанию навыков безопасного поведения должны соответствовать возрастным периодам.

  Дошкольный возраст характеризуется активным обогащением опыта детей разнообразными сенсор-ными впечатлениями, возрастанием интереса к окружающему миру, в частности к средствам передвижения. У дошкольников восприятие непосредственно, внимание непроизвольно. Дети способны воспринимать окружающие предметы, которые находятся только вблизи, поэтому дошкольник плохо ориентируется в дорожной обстановке. Внимание маленького ребенка легко отвлекается на предметы, которые несут эмоциональную нагрузку. внимание дошкольника неустойчиво, он легко отвлекается, так как многие функции его организма находятся на стадии становления. В ответ на звуковой или световой сигнал дети реагируют медленно, так как процесс переработки информации в центральной нервной системе у них происходит более длительно, чем у старших детей (например, младших школьников). Резкие сигналы или неожиданное появление машины вызывают смятение, спонтанную эмоциональную двигательную реакцию, которая не анализируется, и, следовательно, выбор оптимального направления движения не производится. Ребенок легко теряет самоконтроль, его движения становятся импульсивными.

В силу того, что организм ребенка находится в состоянии роста и развития и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, еще полностью сформированы, необходимо учитывать следующие особенности возраста, влияющие на безопасное поведение на дороге:

-неразвитость бокового зрения (на 20 - 25% оно меньше, чем у взрослого);

-расторможенность и отсутствие координации движений, например, путаются ноги при быстрой ходьбе, что затрудняет выполнение действий, даже если ребенок сознательно выполняет все правила дорожного движения для пешеходов;

-неспособность целостно оценивать и анализировать дорожную ситуацию, видеть приближающиеся издалека транспортные средства и определять, на каком расстоянии находится движущийся автомобиль;

-неразвитость ориентировки в пространстве, что затрудняет распознание источников звуков и их направления, определение своего местоположения относительно других объектов на дороге (спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, между), способность к восприятию пространственных отрезков; неразвитость слухового восприятия, что не позволяет ребенку быстро отличить один сигнал (раздражитель) от другого, например звук работающего двигателя от других шумов на дороге, для правильного выбора направления движения; маленький объем памяти и внимания. трудность установления причинно- следственных связей, что приводит к непониманию опасности транспортных средств и различной реакции на их виды, преобладание игровых представлений о дорожных объектах над реальными.

Необходимо развивать:

-боковое зрение, необходимое для ориентации в дорожных ситуациях,

-слуховое и зрительное восприятие дорожной среды;

-умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать опасные и безопасные действия на улицах и дорогах;

-умение смотреть, видеть и слышать происходящее на дороге, определять соотношение размеров машин (большая, тяжелая, грузовая или маленькая, легковая и т.д.);

-наблюдательность, внимание, память, постепенно увеличивая их объем;

-глазомер, чувство времени при оценке скорости машин и т.д.; чувство опасности дороги и транспортных средств, но не страха.

При обучении дошкольников (затем и школьников) ПДД следует обращать внимание на их индивидуальные психологические особенности.

Не все дети способны воспринимать зрительную, двигательную, и слуховую информацию одновременно и эффективно. Одна из этих сенсорных систем восприятия у ребенка может быть ведущей, а другие развиты слабее. Поэтому необходимо индивидуализировать занятия с помощью:

  • наглядных средств обучения (картинки, плакаты);
  • словесных приёмов (рассказы, стихотворения, загадки);
  • практических способов работы (рисование, лепка, аппликация).

Для достижения программных целей по обучению детей правилам дорожного движения взрослые сами должны владеть точными и прочными знаниями в этой области, а так же иметь в своем распоряжении различный методический и иллюстрационный материал.

Технологии: игровые, здоровъесберегающие, коммуникативные, ИКТ (авторский ЭОР).

Приёмы: наглядные (картинки, наблюдения за реальными объектами, презентация, мультфильмы), словесные (беседы,рассказы,стихи, загадки) игровые(сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации), практические (создание аппликаций, рисунков, поделок по теме, складывание пазлов, конструктора).

Цели:

  • выработка навыка безопасного поведения в различных ситуациях
  • воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих (к примеру, прогуливаться можно только по тротуару, даже если на дороге нет машин в данный момент, чтобы потенциально не создавать аварийные ситуации).

Задачи:

- уточнять представление детей о улице, проезжей части, тротуаре;

- закреплять представление детей о назначении светофора для машин и людей;

- закреплять знание детей сигналов светофора ;

- закреплять знания детей о разных видах пешеходных переходов;

- закреплять в сознании ребёнка необходимость подчинения сигналам светофора,

- воспитывать грамотного пешехода, культуру поведения на дороге и в транспорте;

- воспитывать у детей чувство ответственности за личную безопасность, уважительное отношение к Правилам дорожного движения и желание следовать им.

Коррекционные задачи:

- систематизировать полученные в младшей группе знания о значении дорожных знаков (пешеходный переход, наземный и подземный, место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая, движение на велосипедах запрещено, знак «дети»).

- закреплять у детей умение анализировать основные признаки предметов: форму, цвет, величину;

- учить определять зрительно соотносить и словесно обозначать величину домов

- совершенствовать навыки ориентировки в пространстве

- развивать умение называть местоположение предметов в окружающей обстановке

- закреплять умение соотносить силуэтные изображения домов с цветным его изображением

Предварительная работа:

Беседы: «Назначение светофора», «Дорожные знаки», «Правила поведения на дороге», «Правила поведения в общественном транспорте». Закрепление понятий: площадь, улица, тротуар, проезжая часть, светофор, транспорт.

Наблюдение за движением транспорта во время прогулки. Рассматривание иллюстраций «Опасные ситуации»; «Азбука ПДД», карточек с изображением дорожных знаков, транспорта.

Чтение стихов, загадок, художественных произведений по правилам дорожного движения, таких как: С.Маршак «Светофор», С.Михалков «Дядя Степа - милиционер», А.Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», «Энциклопедия воспитанных детей», Т.Перевалова «Доктор Айболит — за дорожную азбуку» и др.

Дидактические игры «Четвертый лишний», «Геометрический транспорт», «Собери картинку из частей».

Консультации на стенд для родителей.

Словарная работа: тротуар, пешеход, дорожные знаки, проезжая часть.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Атрибулы: игрушка «Хрюша»,  изображения «дорожные знаки», муляж светофора, разрезные картинки дорожных знаков, атрибуты и аудиозапись к игре «светофорчики», силуэтные изображения домов, индивидуальные подставки для фланелеграфов, силуэтные изображения светофора.

Ход НОД:

Педагог: Ребята, к нам в сад попал Хрюша. Он шёл к своим друзьям и потерялся.

Хрюша:

Попав в большой и шумный город

Я растерялся и пропал

Не зная знаков светофора,

Чуть под машину не попал!

Кругом машины и трамваи.

То, вдруг, автобус на пути.

Признаться честно, я не знаю

Где мне дорогу перейти.

Ребята, вы мне помогите

Поскорее расскажите.

Дорогу как переходить

Чтоб под трамвай не угодить?

Педагог:  Ребята, давайте поможем Хрюше попасть к своим друзьям в игрушечную страну. В нашем городе много улиц. По ним движутся много легковых и грузовых автомашин, автобусы и никто никому не мешает. Это потому что есть чёткие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Чтобы сохранить своё здоровье и жизнь, мы должны строго соблюдать правила дорожного движения.

Хрюша: Друг мой живет очень далеко в игрушечном городе и пешком до него не добраться. Нужно ехать на автобусе, но где его искать?

Педагог: Давайте сначала вспомним правила поведения на улице.

-По улице надо идти спокойным шагом.

-Рядом с проезжей частью играть нельзя.

-Идти по тротуару по правой стороне.

-Что бы найти автобус, нужно отгадать загадку про дорожный знак.

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждёт.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать (место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая)

Педагог показывает знак «Место остановки автобуса», раздает билеты с изображением геометрических фигур. Предлагает детям найти такие же фигуры (черные силуэты фигур), прикрепленные на сидениях и занять свои места.

Педагог: А теперь, ребята, давайте расскажем Хрюше, как нужно себя вести в салоне автобуса.

Проводится  игра «Разрешается-запрещается».

 Ехать «зайцем» без билета, как известно…(запрещается);

 Уступать старушке место…(разрешается);

 Всех расталкивать, кричать…(запрещается);

 А тихонечко стоять…(разрешается);

 Брать мороженое в автобус…(запрещается);

 Ну а яблоки в пакете…(разрешается);

 По салону бегать…(Запрещается).

   Молодцы, ребята, вы знаете правила поведения в общественном транспорте.  Вот и наша остановка. Ребята, посмотрите, что здесь творится. Это, наверно проделки вредной старушки Шапокляк. Посмотрите, она сломала светофор, как же без него. Для чего нужен светофор?

Дети: Светофор нужен для того, чтобы регулировать дорожное движение.

Педагог: Правильно. Регулировать движение машин и пешеходов. Сколько сигналов у светофора? (Три сигнала).

Три разноцветных круга

Мигают друг за другом.

Светятся, моргают –

Людям помогают.

Красный  свет - Самый строгий, Стой! Дороги дальше нет, Путь для всех закрыт!

Желтый свет – предупреждение, жди сигнала для движения;

Зеленый свет – говорит «Проходите, путь открыт!»

Ребята, ваша задача – правильно расставить по порядку все цвета светофора. Итак, начинаем! (на черном силуэте светофора дети расставляют кружки в определенном порядке)

Педагог: дети, на какой же сигнал светофора можно переходить дорогу?

Дети: На зеленый свет.

Педагог предлагает каждому ребенку выложить на черном силуэте светофора его цвета

Д.и. «Выложи светофор» (Приложение 1)

Д.и. «Найди машине свой гараж» (Приложение 2)

Зрительная гимнастика:

           Едем, едем на машине (движение глаз вправо и влево)
          Нажимаем на педаль
(вверх-вниз)
          Газ включаем, выключаем
(моргаем глазами)
          Смотрим пристально мы вдаль
(ладонь ко лбу, посмотрели на точку вдали)

           Дворники счищают капли
          Вправо, влево – чистота!
(движение глаз вправо и влево)
          Волосы ерошит ветер
(покругу)
          Мы шоферы хоть куда!
(моргаем глазами)

Подвижная игра «Светофорчики»

Педагог предлагает ребятам превратиться в огоньки светофора и поиграть. Каждый ребёнок получает круг одного из двух цветов. Под весёлую музыку дети двигаются по кругу. Как только мелодия затихает, собираются по двое в «светофорчики». Игра повторяется несколько раз.

Педагог: Давайте отгадаем загадку, что еще нам нужно, чтобы перейти дорогу?

По полоскам черно-белым

Пешеход шагает смело

Кто из вас, ребята, знает

Знак о чем предупреждает?

Дай машине тихий ход –

Дети: Пешеходный переход!

Педагог: У светофора есть помощники, называются они дорожные знаки. Дорожный знак «Пешеходный переход» (Приложение 3) показывает нам, где можно переходить дорогу. Найдите глазами - где же этот знак? (дети находят знак в группе, педагог ставит  его у пешеходного перехода)

Прежде, чем начать движение - нужно не только дождаться, когда загорится зеленый свет- сначала посмотреть налево, что бы убедиться что машины остановились. Дойти до середины, посмотреть направо. Убедившись, что машины не двигаются перейти дорогу.(Дети по очереди переходят дорогу)

А еще светофор приготовил для всех загадки.

Ездят здесь одни машины

Грозно их мелькают шины

У тебя велосипед?

Значит стоп! Дроги нет!

Какой это знак?

Дети: Движение на велосипедах запрещено

Педагог: Этот знак нас предупреждает о том, что здесь ездить на велосипедах очень опасно.

Педагог: Слушайте следующую загадку.

В белом треугольнике

С окантовкой красной

Человечкам- школьникам

Очень безопасно.

Этот знак дорожный

Знают все на свете

Будьте осторожны,

На дороге-ДЕТИ!

Это знак- «Дети». Вот мы и добрались до нужной улицы. Сколько здесь домов!

Посмотрите какой грустный город! Здесь все дома разные - высокие, низкие, узкие, широкие, но все чёрные. Видимо вредная старушка Шапокляк и здесь поработала. (На фланелеграфе расположены силуэты чёрного цвета домов разного размера) (Приложение 4). Давайте мы его раскрасим  (педагог раздаёт цветные силуэты домов. Дети подбирают к силуэту свой дом)

Вот какой весёлый, разноцветный город получился. Но дорожных знаков нет!

(педагог раздаёт детям конверты с разрезными картинками дорожных знаков, дети собирают знаки из частей)

И дорожные знаки мы подарим Хрюше и его друзьям, что бы они соблюдали правила дорожного движения.

Заключение

Данное занятие проведено в форме сюжетно-ролевой игры. Планомерно обогащая опыт детей, организовывались наблюдения на улице, рассматривание иллюстраций с изображением улиц ближайшего окружения, просмотр мультимедийной презентации «По дороге в детский сад», игры-занятия по освоению правил дорожного движения, беседы - общения, сюжетные игры, подвижные игры, индивидуальную работу по развитию зрительного восприятия, формированию навыков ориентировки в большом и малом пространстве.

Важной формой проведения досуга в детском саду вне занятий является развлечение. Это организованная деятельность детей, педагога, иногда и родителей, направленная на развитие у детей творческого воображения, фантазии, а также, что очень существенно, отработку и закрепление знаний, умений и навыков, полученных в процессе занятий. Для изучения темы по ПДД в средней группе такой способ проведения досуга является очень продуктивным, так как в развлекательной форме ребята отрабатывают те закреплённые программой аспекты темы, которые обозначены в календарно-тематическом планировании.

Особое внимание уделила предметно - развивающей среде, что повысило качество образовательного процесса, способствовало обогащению игровой деятельности детей и их жизненного опыта.

На мой взгляд игра получилась интересной, динамичной, дети были активны и эмоциональны. Поставленные задачи реализованы. В дальнейшем запланировано проводить сюжетно- ролевые игры с решением проблемных ситуаций, изготовление макетов, беседы по безопасности на улице, рассматривание иллюстраций, обогащение предметно пространственной среды группы по данной теме.

Приложение 1

C:\Users\Rik\Desktop\презентации\Поможем дружочку\СВЕТОФОР КРАСНЫЙ.pngC:\Users\Rik\Desktop\презентации\Поможем дружочку\СВЕТОФОР ЗЕЛЕНЫЙ.pngC:\Users\Rik\Desktop\презентации\Поможем дружочку\СВЕТОФОР ЖЕЛТЫЙ.png


«Выложи светофор»

Приложение 2

C:\Users\Rik\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P_20181109_125613.jpg

 «Найди машине свой гараж»

Приложение 3

C:\Users\Rik\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20191207-WA0000.jpg

Приложение 4

C:\Users\Rik\Desktop\презентации\Поможем дружочку\ДОМ СИН.png

C:\Users\Rik\Desktop\презентации\Поможем дружочку\ДОМ ЗЕЛ.png

        C:\Users\Rik\Desktop\презентации\Поможем дружочку\ДОМ СИН.png


C:\Users\Rik\Desktop\презентации\Поможем дружочку\МАГАЗ.png

Список используемой литературы:

  1. «Мои друзья- дорожные знаки» изд. АСТ.СЛОВО Москва, 2009, 80 стр.
  2. «Безопасность. Ребенок в городе» изд. «Детство-пресс», 2001, 20 стр
  3. Дошкольникам о правилах дорожного движения, Э.Я.Степаненкова, М.Ф. Филенко изд. Просвещение, 1979, 58 стр.
  4. «Безопасность на дороге» Р.Б. Стеркина, Н. Н. Авдеева, О.Л. Князева.
  5. изд. Аст, Москва, 1997
  6. Учебно- методическое пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей дошкольников, Н. Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина изд. «Детство-пресс» 2002, 130 стр.
  7. «ОБЖ. Занимательные материалы» Поддубная Л. Б., изд. «Корифей», 2008
  8. 95 стр.
  9. «ОБЖ. Разработки занятий», Фисенко М.А. изд. «Корифей», 2008, 95 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением интеллекта. Тема: «Зима».

Задачи: 1. Образовательные. Уточнять и расширять представления детей о  времени года зима, какая погода бывает зимой, чем  занимаются дети на прогулке, в какие играют игры, какой ...

Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением интеллекта. Тема: «Зима».

Задачи: 1. Образовательные. Уточнять и расширять представления детей о  времени года зима, какая погода бывает зимой, чем  занимаются дети на прогулке, в какие играют игры, какой ...

Конспект НОД для детей средней группы с нарушением зрения «Как помочь птицам зимой»

Конспект НОД для детей средней группыс нарушением зрения «Как помочь птицам зимой»Конспект НОД для детей средней группыс нарушением зрения «Как помочь птицам зимой»...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения на тему "Автомобиль Малыш на улицах города"

Мы живем в большом городе, который таит в себе много интересного и опасного. Необходимо научить ребенка ориентироваться в условиях города, познакомить его с правилами безопасного поведения на дороге. ...

Конспект занятия для детей дошкольного возраста с нарушением зрения

В данном конспекте изложены задачи и комплекс упражнений для детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте....

Методическая разработка «Мы по улице идём, всё увидим, всё найдём..»

Конспект занятия для детей ОВЗ (с нарушением зрения) 4-5 лет Технологии: игровые, здоровъесберегающие, коммуникативные, ИКТ (авторский ЭОР).Приёмы: наглядные (картинки, наблюдения за реальными об...