Формирование коммуникативной компетенции в дошкольном возрасте. Основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
статья по обж
Статья по основам безопасносного поведения в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdou_384_klyuchnikova_nv.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Ключникова Н.В.
МБДОУ «ДС № 384 г. Челябинска»
Воспитатель высшей категории
Формирование коммуникативной компетенции в дошкольном возрасте.
Основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Аннотация: автор статьи рассматривает понятие «коммуникативная компетенция», и ее значимость в дошкольном возрасте. Особое внимание уделено влиянию процесса формирования основ безопасного поведения на формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста.
Развитие коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями ФГОС дошкольного образования.
Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении детских видов деятельности. И является одной из составляющих социально-коммуникативного развития.
В свою очередь, одной из задач социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО является формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми. Основная цель работы - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность).
На наш взгляд, формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста и формирование у них коммуникативной компетенции, это два неразрывно связанных между собой процесса. Ведь без наличия составляющих коммуникативной компетенции затрудняется процесс формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Но детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике. Прежде чем начать работу над данной темой мы проанализировали различные пособия по формированию основ безопасного поведения. И выделили следующие разделы работы над данной темой: «Ребенок и природа», «Ребенок на улице города», «Ребенок и другие люди», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка».
В нашей группе работа по этому вопросу ведется ежедневно уже четвертый год. Работу начали с младшего возраста. Нами был составлен перспективный план, который отражает все шесть направлений.
Ребенок и природа. Земля–наш общий дом, а человек – часть природы.
Наблюдаем и изучаем родную природу на прогулках и экскурсиях по городу, в лесу, на берег реки. Эти формы работы всегда были и будут интегрированными: дети читают стихи, поют песни, играют в подвижные и дидактические игры. После прогулок делаем зарисовки по результатам наблюдений. Проводятся беседы о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому, используются картинки, наглядные материалы, игры-классификации, игры с мячом в «съедобное - несъедобное», а в летний сезон прогулки и экскурсии на природу. Во время таких экскурсий мы наблюдаем за насекомыми, растительностью, водоемом, птицами и др.
Ребенок на улицах города.
Дети знакомятся с правилами поведения на улице, с правилами дорожного движения. Были проведены экскурсии на перекресток с целью знакомства с перекрестком, транспортом, назначением остановок, дорожных знаков.
В нашей группе есть различные атрибуты дорожно-постовой службы, светофор, дорожные знаки, жезл, транспорт различного назначения, макет перекрестка. После бесед, рассматривания иллюстраций, знакомим детей с правилами поведения на улицах города: рассказываем о правилах дорожного движения; объясняем, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.
Рассказываем детям о том, как следует переходить дорогу, знакомим их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»).
Обязательно знакомим детей с правилами езды на велосипеде, предлагаем детям для рассмотрения различные ситуации, изображенные на картинках, рассказываем о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями.
Познакомив детей с правилами поведения в транспорте, а так же объяснив, как входить в автобус, трамвай, троллейбус и выходить из них, закрепляем правила в различных играх и жизненных ситуациях. Это сюжетно-ролевые игры «Улица», «Автобус», «Экскурсия по городу», игровые ситуации «Малыш требует место у окна», «Бабушка на другой стороне улицы», дидактические игры «Светофор», «Найди нужный знак», «Дорожные знаки», «Разрезные картинки», «Четвертый лишний»; а также подвижные игры «Стоп!», «Цветные автомобили», «Где мы были мы не скажем, на чём ехали, покажем» и другие.
Ребенок и другие люди.
Чем старше становится малыш, тем больше опасностей его подстерегает. Часто родители наставляют своих детей: «Нельзя разговаривать с чужими, незнакомцы могут быть опасны». Что же делать? Запугивать детей глупо, опасно и безрезультатно. Лучше систематически напоминать, что иногда встречаются опасные люди, которых надо уметь распознать и научиться от них защищаться.
Мы своих воспитанников приучаем строго соблюдать правило пяти «НЕ»:
Никогда НЕ входить в подъезд и лифт с чужими людьми.
Никогда НЕ брать угощение или подарки у чужих людей.
Никогда НЕ садиться в другую машину.
Никогда НЕ рассказывать чужим о своей семье и о себе.
Никогда НЕ молчать при опасности кричать и бежать в людное место.
Поскольку маленьких детей легко обмануть, учим детей постоянно быть на виду у взрослых.
Эти правила, мы изучаем в беседах, в проигрывании ситуаций с привлечением взрослых людей.
С детьми младшего и среднего дошкольного возраста нами используются примеры из знакомых им сказок и литературных произведений (например, в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой, чтобы она дала царевне отравленное яблоко; Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй; Чудовище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем). С детьми старшей и подготовительной к школе группе организовываем беседы с приведением примеров из их жизненного опыта.
Наша цель - научить детей как себя вести в данной ситуации.
Ребенок дома.
Знакомим детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей предметы которыми запрещается пользоваться: спички, газовые плиты, электрические розетки, включенные электроприборы; с опасными предметами, которыми можно пользоваться только в присутствии взрослых (иголки, нож, ножницы).
Используем при этом рассматривание иллюстраций, натуральных вещей, чтение детьми про них стихов, слушание рассказов об истории возникновения этих предметов, отгадывание загадок, рисование и аппликация изображений этих предметов, также создаем альбомы «Осторожно, острые предметы», составляем и зарисовываем правила пользования опасными предметами; обыгрывание ситуаций, заучивание номеров экстренных служб через сюжетно - ролевые игры. Например, игра «Вызов службы спасения», «Юные спасатели спешат на помощь», «МЧС».
Большую опасность для детей представляет неправильное обращение с огнем и пожароопасными предметами. Дети нашей группы знают, что с огнем не играют, что огонь бывает «злой» огонь (пожар) и добрый (который служит людям: газовая плита с огнем, печь и т.д.)
Мы в работе часто используем рассказы-беседы, которые сопровождаются демонстрацией красочных картинок, плакатов (дети по ним рассказывают). Читаем произведения детских писателей и поэтов. Помогаем героям произведений спастись от пожара (рисуем ведро с водой, аппликацией мастерим пожарную машину и т.д.) Используем дидактические игры «Хорошо-плохо», «Доскажи словечко», «Четвертый лишний», «Что перепутал художник»; сюжетно-ролевые игры «Мы-пожарные», «Пожар в городе».
Здоровье ребенка
Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходима система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».
Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.
Процесс формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Все занятия проводятся по специальным методикам.
Развитие движений, воспитание двигательной активности дошкольников осуществляется во время прогулок на хорошо оборудованных участках.
Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.
Таким образом, реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, через режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность. Используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры-тренинги; игры-забавы; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки. Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому, кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок воспитатель широко использует художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.
Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босохождение, коррегирующая гимнастика, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе - всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию ЗОЖ.
Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан с формированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.
Задача сохранности и укрепления здоровья детей, знакомство детей с правилами здорового образа жизни, формирование понимания ценности здоровья человека для его жизнедеятельности составляют основное направление работы ДОУ по формированию ЗОЖ у детей.
Эмоциональное благополучие ребенка
Традиционно уделяем внимание физическому и психическому здоровью детей. Также проводится профилактика возникновения конфликтных ситуаций, для чего организовываются соответствующие игры, беседы, драматизации, проведение различных проблемных ситуаций, где вместе с детьми пытаемся найти решение. Используются куклы Веселый гном и Грустный гном, которые обучают детей навыкам эффективного разрешения конфликтных ситуаций. С помощью кукол можно смоделировать различные конфликтные ситуации и вместе с детьми найти пути и способы их разрешения.
Лучший урок безопасного поведения - это пример окружающих ребенка взрослых (воспитателей, родителей, родственников). И без их участия и сотрудничества не возможен ни один обучающий процесс по обеспечению «Безопасности». Для этого мы используем активные формы взаимодействия воспитателей, родителей и детей: экскурсии, встречи со специалистами (пожарником, полицейским, врачом), литературные викторины, выставки познавательной литературы для детей и родителей. Родители наших детей посещали открытые занятия, праздничные мероприятия, где были не только гостями, но и активными участниками. Также коллективно проводим экскурсии в детскую библиотеку, к перекрестку дорог. Одна из наиболее популярных форм взаимодействия с семьей – это конкурсы и выставки детских работ, выполненных совместно с родителями. Работая с родителями, не устаю повторять - как поступаете вы сегодня, так завтра поступит ваш ребенок.
Грамотно интегрируя детскую деятельность, чтобы было познавательно, и интересно, мы добиваемся того, чтобы дети могли адекватно оценивать экстремальные ситуации и решать поставленные перед ними проблемные задачи. Мы постоянно ищем новые, интересные, увлекательные формы обучения дошкольников правилам безопасного поведения. При этом дети осваивают составляющие коммуникативной компетенции: эмоциональная составляющая, когнитивная составляющая, поведенческая составляющая, личностная составляющая, ценностно-смысловая составляющая. У них формируется умение вести диалог, беседу; развивается способность сопереживать, сочувствовать близким, животным, растениям, которые нас окружают; умение принимать достойно критику в свой адрес и высказывать критику в адрес других детей с позитивных позиций.
Анализируя нашу деятельность в данной области, считаем работу эффективной. Большинство детей уже могут ориентироваться в чрезвычайной ситуации соответственно своего возраста. А так же использование в работе различных методов и приемов помогли сформировать у дошкольников не только правильную речь, но и способствовала развитию коммуникативно-речевых умений.
Обучить детей безопасному поведению – это значит приручить их к безопасному образу жизни. При изучении основ ОБЖ получаемые знания, умения и навыки, связанные в единую систему могут сформировать новую компетентность дошкольников. И позволит подрастающему поколению в дальнейшем обеспечивать безопасность, оценивать и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности, безопасности общества.
Список литературы:
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Е., Разговор о правильном питании. /Методическое пособие для педагогов/.-М.:Ома-пресс,2000.-80с.
- Катаева Л.И..Мой мир. / Приобщение ребенка к социальному миру. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками/. - М.: Лика-пресс, 2000. -244с.
- Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий. Авт.-сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская, -Волгоград: Учитель, 2012-186 с.
- Голицина Н.С, Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей.-М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.-120 с.
- Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации. Авт.-сост. О.В. Чермашенцева.- Волгоград: Учитель, 2008.-207 с.
- Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении/ Н.В. Елжова.- Ростов на Дону : Феникс, 2011.- 215 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проектной работы "Воспитание у детей младшего и среднего возраста первичных знаний по основам безопасного поведения в быту, социуме, природе средствами музыкального развития"
В презентации показана работа по воспитанию у детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимого минимума знаний и навыков по обеспечению собственной безопасности через разные виды музыкально...
Основы безопасного поведения в быту,социуме природе.
Содержание данной образовательной деятельности направлено надостижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования экологического сознания (безопасности окружающ...
"Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, социуме, природе" (из опыта работы).
Круглый стол в ГАОУ ДПОИРРПО в центре дошкольного образования: "Социально-коммуникативное развитие дошкольников" (в режиме онлайн). Материал из опыта работы на тему: "Формирование у дет...
Выступление на семинаре " Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту , социуме, природе"
Выступление на семинаре "Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасногоповедения в быту, социуме, природе"...
План по самообразованию 2021 –т 2022 учебный год в подготовительной группе «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе»
laquo;Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе»...
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, НА ПРИРОДЕ»
laquo;ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, НА ПРИРОДЕ»...
«ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, НА ПРИРОДЕ»
Планработы по формированию безопасного поведения детей в быту, социуме, на природев МБДОУ д/с № 2 "Малышок"на 2023-2024 учебный год №ТемаМесяцОтветственные1.«Острые пр...