игра - путешествие "Безопасное путешествие Улып-батыра в городе"
методическая разработка по обж (подготовительная группа)
Хочется познакомить вас с конспектом совместной деятельности в подготовительной группе. В нем присутствует национальный герой чувашского эпоса Улып, которого знакомят с современной жизнью. Если вы будете иметь желание применить у себя, то можно использовать героев своих народов, местный фольклор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-puteshestvie.docx | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
совместной деятельности педагога с детьми
«Игра-путешествие.
«Безопасное путешествие Улып-батыра в городе».
в подготовительной группе
Цель: продолжать развивать умение действовать согласно заданным в игре правилам. Формировать умение самостоятельно развивать сюжет, объединяться для достижения целей.
Программное содержание:
- Актуализировать, систематизировать знания детей об элементарных
правилах безопасного поведения на улице, об источниках опасности с электрическими приборами, о причинах пожаров и правилах поведения при тушении пожара.
- Формировать познавательные действия, навыки опытно-экспериментальной деятельности, представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
- Совершенствовать умение в процессе логических игр и игровых действий с мнемотаблицами самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемыми алгоритмами, корректировать свои действия.
- Развивать любознательность, представления о свойствах объектов окружающего мира, умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
- Познакомить со словом «фликер». Закрепить названия дорожных знаков: «пешеходный переход», «осторожно, дети», «подземный переход», «подача звукового сигнала запрещена», «светофорное регулирование», «въезд запрещен».
- Продолжать приучать детей к самостоятельности суждений, умение слушать вопросы и находить на них ответы.
- Упражнять в проговаривании слов на чувашском языке.
- Воспитывать сопереживание к герою и желание ему помочь, уважение к старшим, любовь к родному городу; умение проявлять организованность, дисциплинированность,.
Предварительная работа:
- Чтение чувашских сказок, рассматривание иллюстраций, беседы «Наши богатыри», «Расскажи о герое сказки» и др., беседы-рассуждения, игры-драматизации, театрализованные игры;
- Дидактические игры «Правила пожарной безопасности», «Правила дорожной безопасности», «Электрические приборы»;
- Игровые ситуации с использованием «мнемотаблиц»;
- Опытная деятельность «Раздели предметы», «Воздушные шары»;
- Отгадывание загадок;
- Совместное изготовление педагога с детьми альбома с рисунками, изображающими электроприборы.
Словарная работа: фликер, пелмелле, регулировать.
Материалы и оборудование: экран, дорожные знаки, шерстяные лоскутки, поднос с кусочками бумаги и пенопласта, книга с рисунками детей «Электроприборы», воздушные шары, поднос с светоотражателями, ведра детские, строительный материал.
Методические приемы:
- Беседа о безопасности.
- Сюрпризный момент «Появление Улып-Батыра»;
- 1 станция «Регулировщик»;
- Чтение детьми стихотворений;
- Музыкальная игра «Назови правильно знак»;
- Сюрпризный момент «Подарок детям и Улып-Батыру»;
- 2 станция «Электричество»
- Игровой эксперимент: «Шарик – магнит»;
- Музыкальная игра «Помогатор»
- Игра «Потушим пожар»;
- Игра «Отгадай пословицу по мнемотаблице»;
- Подвижная игра «Ят пелмелле»;
- Рефлексия.
Ход совместной деятельности:
Дети входят в зал под музыку, встают полукругом.
Воспитатель: Дорогие ребята, Вы знаете, что ежедневно, каждый человек сталкивается с невидимой для него опасностью, которая затаилась дома, на дороге, в общественных местах. А для того, чтобы этот мир стал более безопасным, нужно знать и соблюдать правила поведения в нашем огромном и загадочном мире.
Под чувашскую музыку заходит Улып-батыр, подходит к детям.
Батыр: Сывлах сунатап, юлдашсем.
Воспитатель и дети: Сывлах сунатпар, Улып-батыр.
Воспитатель: Здравствуй, Улып- батыр, чувашский богатырь. Куда путь держишь?
Батыр: Вот решил я попутешествовать по родному краю и полюбоваться ее просторами, побывать в ее славном граде Шупашкар.
Воспитатель: Это хорошо, что ты встретил нас. Мы поможем тебе совершить путешествие по городу. Но чтобы прогулка по городу была безопасной, надо знать опасности, которые могут встретиться. А какие мы узнаем по карте, они там указаны.
А карта у тебя есть?
Батыр: Есть (достает из котомки карту. Все смотрят карту).
Воспитатель: Какое первое испытание, как вы думаете, ребята?
Дети: это «Дорожная»
Воспитатель: Отправляемся в путь вместе с Улыпом
(под музыку идут по кругу друг за другом)
На экране слайд с видом города, звуки шума машин.
Появляется регулировщик, свистит в свисток.
Регулировщик: Здравствуйте. Я- Регулировщик, самый главный на дорогах города. Я управляю машинами и пешеходами, создаю порядок движения на дорогах. Я не могу пропустить вас дальше, ведь вы не знаете правил поведения и дорожного движения.
Воспитатель: Уважаемый Регулировщик. К нам в гости приехал Улып-батыр, чувашский богатырь. И мы с ребятами хотим показать ему город. Наши дети хорошо знают правила дорожного движения и сейчас ты в этом убедишься. Дети, кто хочет рассказать?
Ребенок: Люди бывают в роли пешеходов и водителей. Пешеход-это человек, передвигающийся пешком. А водитель-это человек, управляющий каким-либо транспортным средством. (на экране слайды).
Ребенок: Чтобы люди и машины не мешали друг другу, придумали знаки дорожного движения, которые и помогают регулировать движение на дороге.
Воспитатель: Ребята, может кто-то стихи знает о правилах?
Ребенок: Знает каждый из детей,
Нету правила мудрей:
«Правила дорожные
Соблюдать положено!»
Ребенок (на экране изображение дороги):
2.Ты выходишь на дорогу-
Перехода рядом нет.
Не спеши, постой немного
И послушай наш совет:
Посмотри сперва налево,
Убедись, что нет машин.
Перейди до середины.
Тут же снова не спеши.
Посмотри сперва направо.
Нет машин — смелей вперед!
Ребенок ( на экране изображение светофора):
3.Светофор — дорожный друг-
Управляет всем вокруг.
Красный свет — грозный вид.
Он опасности таит.
Если свет горит такой,
Значит, как солдатик, стой!
Желтый — словно солнышко
Теплое, весеннее.
Предлагает подождать,
Дарит настроение.
А зеленый — не зевай
И вперед смелей шагай!
Ребенок (изображение на экране):
4.Каждый юный пешеход
Пешеходный переход
Или «зебру» должен знать
И по ней только шагать.
Регулировщик: молодцы, ребята. Все правильно рассказали.
Батыр: маттур, ачасем (молодцы, ребята). Так много знаете!
Регулировщик: Предлагаю, ребята, поиграть в игру со знаками, чтобы Улып-батыр лучше их запомнил.
Музыкальная Игра «Назови правильно дорожный знак»
(дети стоят по кругу, на полу в центре лежат 6-7 дорожных знаков и стоит ребенок-ведущий. Под музыку дети идут по кругу, проговаривая слова:
Чтоб по городу гулять,
Надо правила нам знать.
По окончании музыки дети останавливаются, ребенок-ведущий берет любой знак, двигается по кругу перед детьми боковым галопом. По окончании музыки остановился ведущий, дети говорят:
Если знак ты угадал,
Слово быстро нам назвал.
Ребенок, перед кем остановился ведущий, должен сказать название знака. Ведущий меняется.
Батыр: маттур, ачасем (молодцы, ребята).
Регулировщик: со всеми заданиями вы справились, молодцы. Еще один вопрос у меня для вас: Многие пешеходы не знают как обезопасить себя в темное время суток. Что вы знаете об этом?
Ребенок: в темное время суток мы носим на одежде светоотражатели. Когда на них попадает свет, нас сразу становится видно.
Регулировщик: Правильно. По- другому, светоотражатель называют фликер. Вот он (показывает и просит 3-4 детей повторить название).
Батыр: Какое интересное слово. Я тоже постараюсь его запомнить.
Регулировщик: за правильные ответы я подарю вам фликеры.
И тебе, Улып, тоже. Они будут беречь вас в городе (раздает всем фликеры).
Путь свободен. Даю вам зеленый свет. Счастливого пути!
(на экране загорается зеленый свет светофора, регулировщик уходит).
Батыр: Я очень признателен вам. Тавтабус (спасибо).
Воспитатель: Спасибо, уважаемый регулировщик. Предлагаю посмотреть по карте, что нас ждет дальше.
(смотрят карту).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое испытание надо нам пройти?
Ребенок: электричество.
Батыр: Что это за чудо?
Воспитатель: Сейчас ты об этом узнаешь. Отправляемся в путь.
Под веселую музыку все отправляются в путь. Появляется герой из мультфильма «Фиксики»- Симка.
Симка: Здравствуйте, Я- Симка. Лучшая ученица школы фиксиков. Я не могу вас пропустить. В городе много опасностей, а вы о них не знаете.
(На экране изображение электрических проводов).
Симка: Еще одна опасность в городе это электричество, электрические провода, электроприборы.
Воспитатель: Дорогая, Симка. Наши дети знают об этой опасности. Расскажите, пожалуйста, ребята.
Ребенок: Ток бежит по проводам
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы:
Холодильник, мониторы,
кофемолка, пылесос-
Ток энергию принес.
Симка: сейчас все предприятия города работают на современном оборудовании с помощью электричества. Есть электричество – как природное явление: это гроза, молния; а есть и рукотворное: это ТЭЦ, ГЭС. А есть еще безопасный ток, который мы встречаем в разных предметах.
(изображения на экране).
А есть электричество незаметное, которое живет повсюду. И если его поймать, то можно с ним поиграть. Сейчас мы с вами проведем опыт по поиску тока. Улып, присоединяйся. Подходите к столам.
Батыр: Очень интересно.
(дети подходят к столам, где расставлены надутые воздушные шары, подносы с маленькими кусочками бумаги и шариками пенопласта, шерстяные тряпочки)
Опыт «Найди электричество».
Симка: Сейчас попробуйте сделать обычные предметы волшебными, электрическими. А давайте наши шарики тоже сделаем волшебными. Потрите шарик о шерстяную тряпочку. Поднесите к кусочкам бумаги. Что произошло, ребята? Они прилипли на шарик!
А теперь шарик потрем о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Шарик прилип к стене. А как это произошло?
Прикоснитесь шариками к пенопласту, к кусочкам бумаги.
Как вы это сделали такими? (ответы детей).
Вывод: В тряпочке живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик о тряпочку, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене, на него прилипли кусочки бумаги, пенопласта.
Симка: В ваших домах живут предметы-помощники. Их называют электроприборы. Назовите, ребята, какие вы знаете? (ответы детей).
А у тебя, Улып, есть такие приборы?
Батыр: Ничего у нас нет. Мы все руками делаем.
Симка: Я предлагаю вам поиграть в
игру «Что сначала, что потом».
Вам надо найти у современных приборов какие они были раньше, соединить их линией.
(на столе каждому ребенку разложены простой карандаш и лист с нарисованными предметами. Дети садятся за столы для работы. Звучит музыка).
Симка: Ребята, объясните Улыпу, как вы сделали? (ответы детей).
Воспитатель: Улып, мы с ребятами хотим подарить тебе книжку с рисунками электроприборов.
Батыр: Тавтапус (спасибо).
Симка: А я хочу предложить вам свой любимую
Музыкальную игру «Помогатор»
Симка: Вы все задания выполнили и я могу пропустить вас дальше.
Дети: Спасибо, Симка. (Звучит музыка. Симка уходит).
Воспитатель: А мы посмотрим с вами карту, чтобы узнать что нас ждет (смотрят карту). Что за знак?
Дети: Нарисован вопросительный знак.
Воспитатель: Значит, надо отгадать загадку: Он друг ребят.
Но когда с ним шалят,
Он становится врагом
И сжигает все кругом.
Дети: Огонь.
Выбегает ребенок, переодетый в костюм сороки, звенит в колокольчик:
Сорока: Тили-бом, тили-бом.
Вижу горит дом.
Спасите, помогите, пожар потушите!
Батыр: Что же делать? Как нам быть? Как пожар нам потушить?
Спортивная игра «Потушим пожар»
Воспитатель: Нам надо разделиться на две команды и преодолеть препятствия: взять ведро, оббежать змейкой преграды, вылить воду на пожар, спасти жителя (игрушку) и перенести его в безопасное место, передать ведро следующему игроку.
Сорока: Ура, потушили!
Батыр: От чего мог загореться дом? (ответы детей: не закрыли дверку у печки, дети играли со спичками, неисправленная электропроводка, не выключенная плита, утюг).
Маттур, ачасем. Предлагаю вам отгадать зашифрованные знаки.
На экране мнемодорожки с пословицами о пожаре.
Дети разгадывают пословицы:
«Детям спички не игрушка»;
«Дерево и огонь не дружат»;
«Один на пожаре не воин»;
«Маленькая спичка сжигает большой лес».
Батыр: Маттур, ачасем. Как много вы знаете!
Воспитатель: Улып, покажи карту. Посмотрим, что еще нас ждет (смотрят. Заданий нет).
Мы преодолели все опасности Ты теперь знаешь правила безопасного поведения в городе и можешь спокойно путешествовать сам один.
Батыр: Тавтапус (спасибо). В знак благодарности хочу научить вас в мою любимую игру (объясняет правила).
Подвижная игра «Ят пелмелле» (чувашская)
Батыр: До свидания, ребята. Очень приятно было с вами познакомиться. Чипер юлар.
Дети: Чипер кай (уходит).
Воспитатель: Наша прогулка подошла к концу. Какие моменты вам понравились? Что для вас было трудным? (ответы детей).
Вы меня порадовали, были смелыми, находчивыми, внимательными. Рассказали Улыпу об опасностях и помогли их преодолеть. Молодцы, ребята.
Пойдемте в группу.
Список литературы:
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М.: ACT - С.П., 2002.
2. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. - М., 1996.
3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992.
4. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М., 2000.
5. Детские подвижные игры народов СССР. М., 1988.
6.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005.
7. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М.: Пед. Общество России, 2003.
8. Праздники на земле Улыпа. Метод. пособие для ДОУ. Под ред. Р.Б.Кузьминой. -Чебоксары. 2006. - 203с.
9. Салмин А.К. Праздники и обряды чувашской деревни. - Чебоксары, 2001.
10. Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста. // Дошк. воспитание – 1997, №3.
11. Улып : чувашский народный эпос / собр. и излож. Ф. Сюин ; пер. А. Дмитриев. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 2009. - 462 с.
12. Харитонова Л. Исследовательская деятельность дошкольника. // Дошкольное воспитание. 2001 - № 7 - с.32 - 34.
13. Чехонина О. Эксперименты как основной вид поисковой деятельности. / Дошкольное воспитание. - 2007 - № 6. - стр. 13 - 16.
14. Чувашские легенды и сказки. Сост. Сидорова Е.С.- Чувашское книжное издательство, 1979.- 220с.
15. Чувашские народные сказки. Сост. П. Е. Эйзин. - Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1993. – 256с.
16. Шорыгина Т.А. 500 загадок, считалок для детей. – М., 2010.- 189с.
17. Ягодова Л.Г., Махалова И.В. Чувашские детские игры. Метод. пособие. - Чебоксары, 2005.-135с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дидактическая игра «Путешествие маленьких велосипедистов по городу Архангельску»
Задачи:1. Закреплять знания детей о достопримечательностях города Архангельска – знать и называть здания, памятники.2. Развивать любознательность,...
Игра - ходилка "Путешествие по городу Прокопьевску"
Правила настольной игры-ходилкиПоставьте фишки на «Старт». Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало о...
Игра «Умники и умницы» «Путешествие по улицам нашего города». (подготовительная группа).
Цель: Развивать способность к поиску и решению заданий в условиях конкурса....
Организация сюжетно-ролевой игры с использованием ИКТ «Путешествие на автобусе по городу Новосибирску».
Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Личностные качества ребенка формируются в актив...
Игры – эстафеты «Путешествие по городам России»
Цели и задачи:1. Уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут, о городах России2. Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастност...
Дидактическая игра "Путешествие домовенка Кузи по городу Челябинску"
Игра-ходилка на закрепление достопримечательностей города Челябинска...