Проект "Школа пешеходных наук
проект по обж (старшая группа)
Основными целями обучения правилам дорожного движения детей дошкольников, и адекватному поведению на улице являются:
- формирование у детей начальных знаний правил дорожного движения и умений применять их в повседневной жизни;
- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
- развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих безопасность ребенка на улице (формирование у дошкольников координации движения, совершенствование реакций и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях дорожного движения);
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_pdd_shkola_peshehodnyh_nauk_an.docx | 42.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Школа пешеходных наук»
По обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге
Пояснительная записка
Актуальность.
Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности. Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или переоценивают свои силы. Желание выглядеть сильными и смелыми перед товарищами заставляет ребенка нарушать правила дорожного движения (перебегать дорогу перед близко идущим транспортом, на меняющийся сигнал светофора, цепляться за автобус и т. д.). К тому же рост количества машин на улицах городов, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.
Значимость формирования у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения (ПДД) в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать, что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города.
Одним из основных видов дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей (40,6%) являются наезды на пешеходов. Переход проезжей части дороги детьми пешеходного перехода – самая распространенная причина наездов на детей-пешеходов (43,5% всех ДТП по вине детей-пешеходов).
Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы в дошкольном учреждении является организация проектной деятельности, направленная на воспитание безопасного поведения на дороге. В связи с этим разработан проект «Школа пешеходных наук» для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.
Данный проект представляет собой систему работы с детьми по формированию навыков безопасного поведения на улицах города. Дидактический смысл проекта заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки безопасного пешеходного движения, развивает познавательную активность, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования было установлено, что целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования, в соответствии с ФГОС (Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. N 1155 об утверждении ФГОС дошкольного образования) является, в том числе, способность ребенка следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдать правила безопасного поведения.
Таким образом, ФГОС дошкольного образования содержат нормы, позволяющие сформировать у воспитанников первоначальные представления о правилах безопасности дорожного движения.
Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. Поэтому, основными целями обучения правилам дорожного движения детей дошкольников, и адекватному поведению на улице являются:
- формирование у детей начальных знаний правил дорожного движения и умений применять их в повседневной жизни;
- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
- развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих безопасность ребенка на улице (формирование у дошкольников координации движения, совершенствование реакций и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях дорожного движения);
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Аннотация проекта
Данный проект разработан для воспитанников дошкольного возраста (3-7 лет), и позволит сформировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде на дорогах города.
Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности (внедрение проектного метода деятельности в каждом возрастном этапе), наряду с системой работы ДОУ и родителями по ознакомлению дошкольников правилам дорожного движения.
Создание проекта по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге позволит достичь конкретных результатов. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов.
Цель: формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста усилиями ДОУ и родителей в процессе проектной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- Учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте, на дорогах. Способствовать их осознанию.
- Закреплять имеющиеся знания о разных видах транспорта, как средстве передвижения, перевозки грузов и использования в других целях.
- Расширять представления детей о других профессиях, связанных с этой отраслью.
- Учить анализировать и решать дорожно-транспортные ситуации.
Развивающие:
- Продолжать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.
- Продолжать работу по обогащению словаря, развивать диалогическую речь, навыки коллективного общения.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательность между детьми, умение считаться с желаниями и интересами товарищей;
- Воспитывать нравственные качества: дружбу, самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.
- Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди взрослых.
- Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Типология проекта
По времени проведения: долгосрочный 1 год
По доминирующей деятельности: познавательный, практико-ориентированный, творческий.
Вид проекта: групповой.
Участники проекта: Дети младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, педагоги, родители, социум.
Ожидаемый результат:
- Осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности, осторожности в соблюдении правил поведения на улице, при переходе дороги;
- выполнение правил культурного поведения на улице и в транспорте;
- умение детей предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации;
- У взрослых активизируются знания о навыках безопасного поведения детей на дорогах.
Методы реализации проекта: непосредственная образовательная деятельность, беседы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, целевые прогулки, создание фотоальбомов, рассматривание картин и иллюстраций, оформление выставок рисунков, чтение художественной литературы, создание предметно – развивающей среды, консультативный материал для родителей.
План мероприятий с детьми по реализации проекта «Школа пешеходных наук»
Название мероприятия | Цель | Возрастная группа | |
ФЕВРАЛЬ | |||
Педагогическое мероприятие: «В гостях у Топтыжки» Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.) | Сформировать способность ориентироваться в пространстве Учить детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, познакомить детей с правилами дорожной безопасности, воспитывать основы культуры пешехода | младший возраст | |
Беседа «Для чего необходимо знать правила дорожной безопасности» Коллективное составление сказки «Жил – был светофор» Изготовление дорожных знаков | Познакомить детей с правилами дорожной безопасности, воспитывать основы культуры пешехода. Закрепить знание детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах. Воспитывать умение детей правильно реагировать на сигналы светофора. | средний, старший дошкольный возраст | |
МАРТ | |||
Беседа «Путешествие друзей», «На сказочной полянке», «Помоги Незнайке добраться до магазина», «Волшебный друг» | Продолжать знакомить детей с правилами дорожной безопасности, воспитывать основы культуры пешехода | младший, средний возраст | |
Целевая прогулка «Наблюдение за работой светофора» Выставка рисунков «Страна Светофория» Дидактические игры: «Домино», «Дорожные знаки» Развлечение «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения» | Закрепить знание детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах. Воспитывать умение детей правильно реагировать на сигналы светофора; продолжать знакомить детей с назначением дорожных знаков и их начертаниями. | старший дошкольный возраст | |
АПРЕЛЬ | |||
Чтение стихотворения Кожевникова В. «Светофор». Подвижная игра «Беги ко мне», «Воробышки и автомобиль». | Формировать у детей навыки безопасного поведения на улицах города. | младший возраст | |
Разучивание стихов «Знатоки пешеходных наук» и озвучивание их по радиорубке в детском саду «Школа безопасности» вопросы | Формирование знаний о правилах безопасного поведения на улице во время прогулок и игр. | старший дошкольный возраст | |
Изготовление проектов «Соблюдаем правила безопасности», постройка «Автопарка» | средний, старший дошкольный возраст | ||
МАЙ | |||
Акция рисунки водителям «Дети – цветы жизни! Давайте сохраним самое дорогое!», приуроченная к всемирной профилактической акции «Внимание – дети!» Показ мультфильма «Уроки тетушки Совы» | Закрепить правила поведения на дорогах города. Направлен на обучение мерам безопасности и правилам дорожного движения. | все возрастные группы | |
Викторина «Пешеход на улице» | Закрепить правила поведения на дорогах города. | старший возраст | |
ИЮНЬ | |||
Беседа «Мой друг велосипед» | Продолжать знакомить детей с правилами дорожной безопасности, закреплять знания детей об элементарных правилах дорожного движения. | младший возраст | |
Беседа «Приключение Незнайки на улице» Познавательная игра «Автомозайка» приуроченная к всемирной профилактической акции «Внимание –дети!» | Учить детей правильно вести себя на улице. Уточнить представления детей о тротуаре, дороге, улице, перекрестке. Учить ориентироваться на расположенных по близости улицах, в названиях общественно -бытовых зданий в ближайшем окружении. Закрепить знания о Правилах дорожного движения для велосипедистов, продолжать учить работать в группах. | средний, старший дошкольный возраст | |
ИЮЛЬ | |||
Подвижная игра по правилам дорожного движения «Красный, желтый, зеленый» | Направлена на развитие внимания и реакции | младший возраст | |
Подвижная игра по правилам дорожного движения «Стоп», «Горят огни светофора» | Учить детей выполнять движения согласно цвету светофора. | средний возраст | |
Подвижная игра по правилам дорожного движения «Сдаем на права шофера», «Светофор» Целевая прогулка – экскурсия на перекресток вблизи детского сада Рисунки на асфальте «На чем люди ездят», «В гостях у светофорика» | Направлена на обучение дорожных знаков, мерам безопасности и правилам дорожного движения. | старший дошкольный возраст | |
АВГУСТ | |||
Рассматривание иллюстрации «Игры на улице», «Близко – далеко» | Формирование знаний о правилах безопасного поведения на улице во время прогулок и игр. Дать детям представление о понятии близко – далеко. Закрепить знание красного, зелёного, желтого цвета. Обогащать сенсорный опыт малышей в процессе действий с разноцветными игрушками | младший возраст | |
Рассматривание иллюстраций, беседа «Пешеходы и пассажиры», «Тротуар и проезжая часть», дидактическая игра «Зоопарк» Чтение художественной литературы «Автомобиль» Носов Н. Экскурсия в ГИБДД | Напомнить правила поведения пешеходов и пассажиров дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны. | средний, старший дошкольный возраст | |
СЕНТЯБРЬ | |||
Дидактические игры: «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор». | Учить детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили, Развитие мышления, памяти, внимательности, расширение кругозора | младший возраст | |
Дидактические игры: «Найди свой цвет», «Собери светофор» Театрализованное представление по ПДД по мотивам русской народной сказки «Репка» | Развитие мышления, памяти, внимательности, расширение кругозора | средний возраст | |
Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица» Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Путешествие на автобусе» «Островок безопасности» - дорожные знаки | Развитие мышления, памяти, внимательности, расширение кругозора. Формирование знаний о знаках помогающих пешеходам и водителям ориентироваться на дороге. | старший дошкольный возраст | |
ОКТЯБРЬ | |||
Макетирование «Улица нашего города» | Сделать макет главной улицы нашего города. | старший дошкольный возраст | |
«Научим Бабу Ягу правилам дорожного движения» (загадки – отгадки) | Расширить детей знания о правилах поведения пешеходов. Воспитать ответственность. Закрепить знание ПДД у детей. Развивать мышление, внимание | ||
НОЯБРЬ | |||
Беседа «Назови профессии?» Игры с макетом «Улица нашего города» | Дать представления об опасных и безопасных местах для игр во дворе. | младший, средний возраст | |
Развлечение по правилам дорожного движения «Маша и Медведь изучают правила дорожного движения» Игры с макетом «Улица нашего города» | Закрепить знания о правилах перехода улицы без помощников, пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном транспорте. | старший дошкольный возраст | |
ДЕКАБРЬ | |||
Беседа по картинкам «Наш друг - Светофор». Подвижные игры: «Сигналы светофора»; | Дать детям элементарные представления о ПДД (светофор регулирует движение транспорта и пешеходов; красный свет светофора нужно стоять, на зеленый - двигаться; переходить улицу можно только с взрослым, крепко держась за руку). | младший возраст | |
Радиоэфир «О чём говорят знаки?» Разработка и оформление схем безопасных маршрутов движения воспитанников «ДОМ – ДЕТСКИЙ САД - ДОМ» | Напомнить правила поведения пешеходов и пассажиров дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны. Закреплять знания ПДД, | средний дошкольный возраст старший дошкольный возраст | |
ЯНВАРЬ | |||
Дидактическая игра «Собери Светофор» Чтение Н. Мигунова «Учимся переходить дорогу» Наблюдение за игрой детей старших групп в «Автогородке». | Закрепить представление о назначение светофора, его сигналах. Учить собирать целое из частей по образцу. | младший возраст | |
Развлечение по правилам дорожного движения «Маша и Медведь изучают правила дорожного движения» | Закрепить знание ПДД у детей. Развивать мышление, внимание | средний, старший дошкольный возраст | |
ФЕВРАЛЬ | |||
Чтение: С. Маршак «Мяч», В. Берестов «Про машину»; Подвижная игра «Автомобили». Театрализованное представление для детей по ПДД «День рождения Светофорчика» | Закрепление знаний детей о правилах безопасного движения. Воспитания уважения к правилам безопасного движения. Повторение и обобщения правил безопасного поведения на улицах и дорогах города. | младший возраст | |
Физкультурный досуг «Поездка в автосалон» | Упражнять детей в ходьбе по уменьшенной площади опоры, сохраняя равновесие, закрепить правила безопасного поведения на дороге, воспитывать понимание необходимости соблюдения правил безопасности на дороге. | средний возраст | |
Рисование «Дорожная азбука» Развлечение «Правила движения – всем знать без исключения!» Викторина «Знает вся моя семья, знаю ПДД и Я» | Закрепить знания детей о городском транспорте, о правилах дорожного движения. Воспитывать культуру поведения в транспорте. Закрепить знания о правилах перехода улицы без помощников, пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном транспорте; продолжать учить детей обращать внимание на дорожные знаки | старший дошкольный возраст |
План мероприятий с родителями по реализации проекта «Школа пешеходных наук»
Название мероприятий | Месяц |
| Февраль |
| Март |
| Апрель |
| Май |
| Июнь |
| Июль |
| Август |
| Сентябрь |
| Октябрь |
| Ноябрь |
| Декабрь |
| Январь |
| Февраль |
Заключение
Значительным потенциалом обучения дошкольников начальным знаниям правил дорожного движения обладает такой метод работы, как вовлечение их в проектную деятельность.
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом их саморазвития. Опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.
В результате проведения занятий в рамках совместной проектной деятельности у детей формируются элементарные представления о правилах безопасного поведения на дорогах, уточняются представления о видах транспорта, о правилах поведения в общественном транспорте, они знакомятся с понятиями «улица», «дорога», «переход», «перекресток», знают правила работы светофора и значение цветов в дорожном движении. Не менее значимым результатом являются формируемые у них умения привлечь внимание взрослого в случае возникновения опасных ситуаций, а также стремление с интересом познавать правила дорожного движения.
Важная роль в обучении ПДД дошкольников отводится взаимодействию дошкольного учреждения, семьи (пропагандируется осознанное соблюдение родителями ПДД), инспекторов Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.
Список использованных источников
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность»: Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб: «Детство – Пресс», 2007.
- Азбука безопасности на дороге :образовательная программа по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях / О. В. Толстикова, Т. Г. Гатченко. - Екатеринбург : ГБОУ ДПО СО «ИРО». - 2011. - 75 с.
- Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М. ,2009г. – 156с.
- Ахмадиева, Р.Ш. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма как педагогическая проблема /Ахмадиева Р.Ш. // Казанский педагогический журнал. – 2010. - № 3. – 192 с. – С. 65–73.
- Бадагуев Б.Т. Безопасность дорожного движения, - М: Альфа-Пресс, 2012.
- Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольнику /К.Ю. Белая. – М.: Детство, 2006. – 210с.
- Бердяева, Л. Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения / Л. Б. Бердяева. - Москва : Дрофа, 2007.
- Сборник методических разработок по подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении. - Курган: Управление Госавтоинспекции УВД Курганской области, 2002.
- Формирование и функционирование системы обучения безопасному поведению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Методические рекомендации: для органов управления образованием и образовательных учреждений. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему:"Школа пешеходных наук"
Аннотация к конспекту "Школа пешеходных наук" Конспект занятий, направлен на ознакомление детей с основными правилами безопасного поведения на дорогах. Дети учатся выполнять действия по сигналу...
«Школа пешеходных наук» (для детей старшей группы)
Учить детей узнавать и называть дорожный знак «Дети». Закрепить знания о знаках сервиса. Уточнить и обобщить имеющиеся знания у детей по ПДД. Учить излагать своё мнение чётко, последовательно, логично...
"Школа пешеходных наук"
Цель: 1. Продолжать закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения в общественных местах, знаниях сигналов светофора. 2. Закрепить понятия « пешеход»,« ...
Занятие-путешествие «Школа Пешеходных наук»
конспект...
совместная деятельность родителей, педагогов и детей "Школа пешеходных наук"
Организация совместной деятельности родителей, педагогов и детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры безопасности.Прогнозируемый результат: 1)Созд...
Непосредственно образовательная деятельность "Школа пешеходных наук"
Закрепление знания детей о правилах перехода улицы....
Сценарий занятия в старшей группе "Школа пешеходных наук"
Рекомендовано музыкальнвм руководителям и воспитателям детского сада...