Проект "Школа пешеходных наук
проект по обж (старшая группа)

Зубарева Юлия Михайловна

Основными целями обучения правилам дорожного движения детей дошкольников, и адекватному поведению на улице являются:

  • формирование у детей начальных знаний правил дорожного движения и умений применять их в повседневной жизни;
  • снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
  • развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих безопасность ребенка на улице (формирование у дошкольников координации движения, совершенствование реакций и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях дорожного движения);
  • формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_pdd_shkola_peshehodnyh_nauk_an.docx42.96 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Школа пешеходных наук»

По обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге

Пояснительная записка

Актуальность. 

Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности. Определить  правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или переоценивают свои силы. Желание выглядеть сильными и смелыми перед товарищами заставляет ребенка нарушать правила дорожного движения (перебегать дорогу перед близко идущим транспортом, на меняющийся сигнал светофора, цепляться за автобус и т. д.).  К тому же рост количества машин на улицах городов, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети.

Значимость формирования у детей дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения (ПДД) в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать, что-то новое, часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах города.

Одним из основных видов дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей (40,6%) являются наезды на пешеходов. Переход проезжей части дороги детьми пешеходного перехода – самая распространенная причина наездов на детей-пешеходов (43,5% всех ДТП по вине детей-пешеходов).

Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому  одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы в дошкольном учреждении является организация проектной деятельности, направленная на воспитание безопасного поведения на дороге. В связи с этим разработан проект «Школа пешеходных наук» для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.

Данный проект представляет собой систему работы с детьми по формированию навыков безопасного поведения на улицах города. Дидактический смысл проекта заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки безопасного пешеходного движения, развивает познавательную активность, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования было установлено, что целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования, в соответствии с ФГОС (Приказ Минобрнауки от 17 октября 2013 г. N 1155 об утверждении ФГОС дошкольного образования) является, в том числе, способность ребенка следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдать правила безопасного поведения.

Таким образом, ФГОС дошкольного образования содержат нормы, позволяющие сформировать у воспитанников первоначальные представления о правилах безопасности дорожного движения.

Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. Поэтому, основными целями обучения правилам дорожного движения детей дошкольников, и адекватному поведению на улице являются:

  • формирование у детей начальных знаний правил дорожного движения и умений применять их в повседневной жизни;
  • снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
  • развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих безопасность ребенка на улице (формирование у дошкольников координации движения, совершенствование реакций и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях дорожного движения);
  • формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Аннотация проекта

Данный проект разработан для воспитанников дошкольного возраста (3-7 лет), и позволит сформировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде на дорогах города.

Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности (внедрение проектного метода деятельности в  каждом возрастном этапе), наряду с системой работы ДОУ и родителями  по ознакомлению дошкольников правилам дорожного движения. 

Создание проекта по формированию  практических навыков безопасного поведения детей на дороге позволит достичь конкретных результатов. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов.

Цель: формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста усилиями ДОУ и родителей в процессе проектной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  1. Учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте, на дорогах. Способствовать их осознанию.
  2. Закреплять имеющиеся знания о разных видах транспорта, как средстве передвижения, перевозки грузов и использования в других целях.
  3. Расширять представления детей о других профессиях, связанных с этой отраслью.
  4. Учить анализировать и решать дорожно-транспортные ситуации.

Развивающие:

  1. Продолжать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре.
  2. Продолжать работу по обогащению словаря, развивать диалогическую речь, навыки коллективного общения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательность между детьми, умение считаться с желаниями и интересами товарищей;
  2. Воспитывать нравственные качества: дружбу, самостоятельность, патриотизм, любовь к родному городу.
  1. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди взрослых.
  2. Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

Типология проекта

По времени проведения: долгосрочный 1 год

По доминирующей  деятельности: познавательный, практико-ориентированный, творческий.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта:  Дети младшего, среднего, старшего дошкольного возраста, педагоги, родители, социум.

Ожидаемый результат:

  • Осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения;
  • проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности, осторожности в соблюдении правил поведения на улице, при переходе дороги;
  • выполнение правил культурного поведения на улице и в транспорте;
  • умение детей предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации;
  • У взрослых активизируются знания о навыках  безопасного поведения детей на дорогах. 

Методы реализации  проекта: непосредственная образовательная деятельность, беседы, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, целевые  прогулки, создание фотоальбомов, рассматривание картин и иллюстраций, оформление выставок рисунков, чтение художественной литературы,  создание  предметно – развивающей среды,  консультативный материал для родителей.

План мероприятий  с детьми  по  реализации проекта «Школа пешеходных наук»

Название мероприятия

Цель

Возрастная группа

ФЕВРАЛЬ

Педагогическое мероприятие: «В гостях у Топтыжки»

Изготовление атрибутов  к сюжетно-ролевой игре «Транспорт»

(разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)

Сформировать способность ориентироваться в пространстве

Учить детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили,

познакомить детей с правилами дорожной безопасности, воспитывать основы культуры пешехода

младший возраст

Беседа «Для чего необходимо знать правила дорожной безопасности»

Коллективное составление сказки

«Жил – был светофор»

Изготовление дорожных знаков

Познакомить детей с правилами дорожной безопасности, воспитывать основы культуры пешехода.

Закрепить знание детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах. Воспитывать умение детей правильно реагировать на сигналы светофора.

средний, старший дошкольный возраст

МАРТ

Беседа «Путешествие друзей», «На сказочной полянке», «Помоги Незнайке добраться до магазина», «Волшебный друг»

Продолжать знакомить детей с правилами дорожной безопасности, воспитывать основы культуры пешехода

младший, средний  возраст

Целевая прогулка «Наблюдение за работой светофора»

Выставка рисунков «Страна Светофория»

Дидактические игры: «Домино», «Дорожные знаки»

Развлечение «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»

Закрепить знание детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах. Воспитывать умение детей правильно реагировать на сигналы светофора; продолжать знакомить детей с назначением дорожных знаков и их начертаниями.

старший дошкольный возраст

АПРЕЛЬ

Чтение стихотворения Кожевникова В. «Светофор».

Подвижная игра «Беги ко мне», «Воробышки и автомобиль».               

Формировать у детей  навыки  безопасного поведения на улицах города.

младший возраст

 Разучивание стихов    «Знатоки пешеходных наук»  и  озвучивание их по радиорубке в детском саду

«Школа безопасности» вопросы

Формирование знаний о правилах безопасного поведения на улице во время прогулок и игр.

старший дошкольный возраст

Изготовление проектов  «Соблюдаем правила безопасности», постройка «Автопарка»

средний, старший дошкольный возраст

МАЙ

Акция рисунки водителям «Дети – цветы жизни! Давайте сохраним самое дорогое!», приуроченная к всемирной профилактической акции «Внимание – дети!»

Показ  мультфильма «Уроки тетушки Совы»

Закрепить  правила поведения на дорогах города.

Направлен на обучение мерам безопасности и правилам дорожного движения.

все возрастные группы

Викторина «Пешеход на улице»

Закрепить  правила поведения на дорогах города.

старший возраст

ИЮНЬ

Беседа «Мой друг велосипед»

Продолжать знакомить детей с правилами дорожной безопасности, закреплять знания детей об элементарных правилах дорожного движения.

младший возраст

Беседа  «Приключение Незнайки на улице»

Познавательная игра «Автомозайка» приуроченная к всемирной профилактической акции «Внимание –дети!»

Учить детей правильно вести себя на улице. Уточнить представления детей о тротуаре, дороге, улице, перекрестке. Учить ориентироваться на расположенных по близости улицах, в названиях общественно -бытовых зданий в ближайшем окружении.

Закрепить знания о Правилах дорожного движения для велосипедистов, продолжать учить работать в группах.

средний, старший дошкольный возраст

ИЮЛЬ

 Подвижная игра по правилам дорожного движения «Красный, желтый, зеленый»

Направлена на развитие внимания и реакции

младший возраст

 Подвижная игра по правилам дорожного движения  «Стоп», «Горят огни светофора»

Учить детей выполнять движения согласно цвету светофора.

средний возраст

Подвижная игра по правилам дорожного движения   «Сдаем на права шофера»,  «Светофор»

Целевая прогулка – экскурсия  на перекресток вблизи детского сада

Рисунки  на асфальте «На чем люди ездят», «В гостях у светофорика»

Направлена  на обучение  дорожных знаков, мерам безопасности и правилам дорожного движения.

старший дошкольный возраст

АВГУСТ

Рассматривание иллюстрации «Игры на улице», «Близко – далеко»

Формирование знаний о правилах безопасного поведения на улице во время прогулок и игр.

 Дать детям представление о понятии близко – далеко. Закрепить знание красного, зелёного, желтого цвета. Обогащать сенсорный опыт малышей в процессе действий с разноцветными игрушками

младший возраст

Рассматривание иллюстраций, беседа «Пешеходы и пассажиры», «Тротуар и проезжая часть», дидактическая игра «Зоопарк»

Чтение художественной литературы «Автомобиль» Носов Н.

Экскурсия в ГИБДД

Напомнить правила поведения пешеходов и пассажиров дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.

средний,

старший дошкольный возраст

СЕНТЯБРЬ

Дидактические игры:  «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».

Учить детей различать по внешнему виду и называть грузовой и легковой автомобили,

Развитие мышления, памяти, внимательности, расширение кругозора

младший возраст

Дидактические игры: «Найди свой цвет», «Собери светофор»

Театрализованное представление по ПДД по мотивам русской народной сказки «Репка»

Развитие мышления, памяти, внимательности, расширение кругозора

средний возраст

Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»

Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Путешествие на автобусе»

«Островок безопасности» - дорожные знаки

Развитие мышления, памяти, внимательности, расширение кругозора. Формирование знаний о знаках помогающих пешеходам и водителям ориентироваться на дороге.

старший дошкольный возраст

ОКТЯБРЬ

Макетирование «Улица нашего города»

Сделать макет главной улицы нашего города.

старший дошкольный возраст

 «Научим Бабу Ягу правилам дорожного движения» (загадки – отгадки)

Расширить детей знания о правилах поведения пешеходов. Воспитать ответственность.

Закрепить знание ПДД у детей. Развивать мышление, внимание

НОЯБРЬ

Беседа «Назови профессии?» 

Игры с макетом «Улица нашего города»

Дать представления об опасных и безопасных местах для игр во дворе.

младший, средний  возраст

Развлечение   по правилам дорожного движения «Маша и Медведь изучают правила дорожного движения»

Игры с макетом «Улица нашего города»

Закрепить знания о правилах перехода улицы без помощников, пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном транспорте. 

старший дошкольный возраст

ДЕКАБРЬ

Беседа по картинкам «Наш друг - Светофор».

Подвижные игры: «Сигналы светофора»;

Дать детям элементарные представления о ПДД (светофор регулирует движение транспорта и пешеходов; красный свет светофора нужно стоять, на зеленый - двигаться; переходить улицу можно только с взрослым, крепко держась за руку).

младший возраст

Радиоэфир  «О чём говорят знаки?» 

Разработка и оформление схем безопасных маршрутов движения воспитанников «ДОМ – ДЕТСКИЙ САД - ДОМ»

Напомнить правила поведения пешеходов и пассажиров дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны. Закреплять знания ПДД,

средний дошкольный возраст

старший дошкольный возраст

ЯНВАРЬ

Дидактическая игра  «Собери Светофор»

Чтение Н. Мигунова «Учимся переходить дорогу»

Наблюдение за игрой детей старших групп в «Автогородке».

Закрепить представление о назначение светофора, его сигналах. Учить собирать целое из частей по образцу.

младший возраст

Развлечение по правилам дорожного движения «Маша и Медведь изучают правила дорожного движения»

Закрепить знание ПДД у детей. Развивать мышление, внимание 

средний, старший дошкольный возраст

ФЕВРАЛЬ

Чтение: С. Маршак «Мяч», В. Берестов «Про машину»;

Подвижная игра  «Автомобили».

Театрализованное представление для детей по ПДД «День рождения Светофорчика»

Закрепление знаний детей о правилах безопасного движения. Воспитания уважения к правилам безопасного движения. Повторение и обобщения правил безопасного поведения на улицах и дорогах города.

младший возраст

Физкультурный досуг  «Поездка в автосалон»

Упражнять детей в ходьбе по уменьшенной площади опоры, сохраняя равновесие, закрепить правила безопасного поведения на дороге, воспитывать понимание необходимости соблюдения правил безопасности на дороге.

средний возраст

Рисование «Дорожная азбука»

Развлечение «Правила

движения – всем знать без исключения!»

Викторина «Знает вся моя семья, знаю ПДД и Я»

Закрепить знания детей о городском транспорте, о правилах дорожного движения. Воспитывать культуру поведения в транспорте.

Закрепить знания о правилах перехода улицы без помощников, пешеходном переходе, светофоре, правилах поведения в общественном транспорте; продолжать учить детей обращать внимание на дорожные знаки

старший дошкольный возраст

План мероприятий с родителями   по реализации проекта «Школа пешеходных наук»

Название мероприятий

Месяц

  • Анкетирование для родителей
  • Изготовление совместно с детьми атрибутов к сюжетно – ролевой  игре  «Транспорт»
  • Изготовление совместно с детьми дорожных знаков

Февраль

  • Памятки  «Автокресло – детям!»
  • Выставка рисунков (совместное творчество родителей и детей) «Страна светофория»
  • Обновление информации в  уголках  по ПДД

Март

  • Изготовление совместно с детьми проектов «Соблюдаем правила безопасного движения»

Апрель

  • Участие в совместной с детьми акции рисунков водителям «Дети – цветы жизни! Давайте сохраним самое дорогое!», приуроченная к всемирной профилактической акции «Внимание – дети!»
  • Участие в викторине «Пешеход на улице»

Май

  • Обновление информации в  уголках  по ПДД
  • Консультация «Дети на улице»
  • Памятки  «Что могу сделать я»

Июнь

  • Тест для «родителя – водителя»
  • Консультация «Правила и безопасность детей летом»

Июль

  • Разработка совместно с детьми схем движения детей «ДОМ – ДЕТСКИЙ САД - ДОМ»
  • Буклеты «Помни пешеход»

Август

  • Участие родителей в  оформлении предметно-развивающей среды группы.
  • Изготовление дорожных знаков «Островок безопасности»

Сентябрь

  • Изготовление совместно с детьми макета «Улица нашего города»

Октябрь

  • Мастер класс «Зачем нужны светоотражающие элементы в одежде детей»

Ноябрь

  • Разработка совместно с детьми схем движения детей «ДОМ – ДЕТСКИЙ САД - ДОМ»

Декабрь

  • Выставка литературы по правилам дорожного движения
  • Памятки «Дидактические игры по ознакомлению детей старшего возраста с правилами дорожного движения»

Январь

  • Участие в развлечении «Светофория встречает гостей»
  • Выставка рисунков (совместное творчество родителей и детей) «Дорожная азбука»
  • Совместная детско-родительская досуговая деятельность.
  • Анкетирование  «Дорожная азбука»

Февраль

Заключение

Значительным потенциалом обучения дошкольников начальным знаниям правил дорожного движения обладает такой метод работы, как вовлечение их в проектную деятельность.

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом их саморазвития. Опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

 В результате проведения занятий в рамках совместной проектной деятельности у детей формируются элементарные представления о правилах безопасного поведения на дорогах, уточняются представления о видах транспорта, о правилах поведения в общественном транспорте, они знакомятся с понятиями «улица», «дорога», «переход», «перекресток», знают правила работы светофора и значение цветов в дорожном движении. Не менее значимым результатом являются формируемые у них умения привлечь внимание взрослого в случае возникновения опасных ситуаций, а также стремление с интересом познавать правила дорожного движения.

Важная роль в обучении ПДД дошкольников отводится   взаимодействию дошкольного учреждения, семьи (пропагандируется осознанное соблюдение родителями ПДД), инспекторов Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

Список использованных источников

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. «Безопасность»: Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.- СПб: «Детство – Пресс», 2007.
  2. Азбука безопасности на дороге :образовательная программа по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях / О. В. Толстикова, Т. Г. Гатченко. - Екатеринбург :  ГБОУ ДПО СО «ИРО». - 2011. - 75 с.
  3. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М. ,2009г. – 156с.
  4. Ахмадиева, Р.Ш. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма как педагогическая проблема /Ахмадиева Р.Ш. // Казанский педагогический журнал. – 2010. - № 3. – 192 с. – С. 65–73.
  5. Бадагуев Б.Т.  Безопасность дорожного движения,  - М: Альфа-Пресс, 2012.
  6. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольнику /К.Ю. Белая. – М.: Детство, 2006. – 210с.
  7. Бердяева, Л. Б. Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения / Л. Б. Бердяева. - Москва : Дрофа, 2007.
  8. Сборник методических разработок по подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении. - Курган: Управление  Госавтоинспекции УВД Курганской области, 2002.
  9. Формирование и функционирование системы обучения безопасному поведению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Методические рекомендации: для органов управления       образованием и образовательных учреждений. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему:"Школа пешеходных наук"

Аннотация к конспекту "Школа пешеходных наук" Конспект занятий, направлен на  ознакомление детей с основными правилами безопасного поведения на дорогах. Дети учатся выполнять действия по сигналу...

«Школа пешеходных наук» (для детей старшей группы)

Учить детей узнавать и называть дорожный знак «Дети». Закрепить знания о знаках сервиса. Уточнить и обобщить имеющиеся знания у детей по ПДД. Учить излагать своё мнение чётко, последовательно, логично...

"Школа пешеходных наук"

Цель: 1. Продолжать закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения в общественных местах, знаниях сигналов светофора. 2.    Закрепить понятия « пешеход»,« ...

совместная деятельность родителей, педагогов и детей "Школа пешеходных наук"

Организация совместной деятельности родителей, педагогов и детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры безопасности.Прогнозируемый результат: 1)Созд...

Непосредственно образовательная деятельность "Школа пешеходных наук"

Закрепление знания детей о правилах перехода улицы....

Сценарий занятия в старшей группе "Школа пешеходных наук"

Рекомендовано музыкальнвм руководителям и воспитателям детского сада...