«Школа пешеходных наук» (для детей старшей группы)
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Учить детей узнавать и называть дорожный знак «Дети». Закрепить знания о знаках сервиса. Уточнить и обобщить имеющиеся знания у детей по ПДД. Учить излагать своё мнение чётко, последовательно, логично, выслушивать ответы товарищей. Воспитывать навыки культуры поведения, умение вести себя в общественном транспорте и на улице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Школа пешеходных наук»

          (для детей старшей группы)

Программное содержание: Учить детей узнавать и называть дорожный знак «Дети». Закрепить знания о знаках сервиса. Уточнить и обобщить имеющиеся знания у детей по ПДД. Учить излагать своё мнение чётко, последовательно, логично, выслушивать ответы товарищей. Воспитывать навыки культуры поведения, умение вести себя в общественном транспорте и на улице.

Активный словарь: «пассажир», «проезжая часть», «светофор», «пешеход», «тротуар», «перекрёсток».

Пассивный словарь:

 «предупреждающие знаки»;

«информационно-указательные знаки»;

«знаки сервиса»; 

Материал:

   - разметка проезжей части (из белого строительного скотча сделан пешеходный переход), установлен макет светофора;

  -знаки дорожного движения: «дети», «дорога с односторонним движением», « пешеходный переход» «место остановки автобуса»;

-аппаратура мультимедиа, слайды с изображением знаков сервиса(«Больница», «Телефон», «Мойка автомобилей», «Пункт питания»), светофор, изображение детских площадок, участка детского сада.

-автобус из крупного строительного материала;

-билеты и деньги к игре «Автобус»;

-магнитофон и аудио кассета;

-заготовки светофора из картона, фломастеры.

Структура занятия:

  1. Организационный момент;
  2. Ход занятия;
  3. Подведение итогов;

Методические приёмы:

-объяснение;

-художественное слово;

-загадки;

-вопросы;

-показ знаков дорожного движения;

-игры;

Предшествующая работа:

 

-Чтение художественной литературы: «Правила маленького пешехода» Н. Сапотнинская, «Светофор» Н. Мищунова, «Как дорогу перейти» М.Дружинина, «Уроки светофора» В.Лиходеда;

-загадывание загадок, разучивание считалок, стихов, рассматривание картин, иллюстраций, изучение дорожных знаков, рассматривание различных ситуаций на дороге;

-игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые;

-экскурсии к дороге, к светофору, к зданию ГИБДД, к перекрёстку;

   

Вопросы:

-Как вы понимаете «одностороннее движение»?

-Кому и для чего даёт команды, светофор?

-Для чего нужен тротуар?

-Как вы понимаете двустороннее движение?

-Что такое перекрёсток?

-Перечислите причины, по которым нельзя играть в близи проезжей части?

-Как нужно вести себя в транспорте?

-Что делать если ты потерялся на улице? Стоять плакать? Или?...

Организация детей:

   Дети стоят вокруг воспитателя.

Ход занятия:

I ч. Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить о правилах дорожного движения, познакомимся с новым дорожным знаком.

    Итак, сейчас мы с вами отправимся на прогулку по одному из улиц нашего посёлка. Кстати, как называется посёлок, в котором мы, с вами, живём?

Дети хором: Кукмор!

Воспитатель: Правильно, наш любимый посёлок называется Кукмор.

Превращаются соседи

Утром, выйдя из ворот.

В пассажиров-те, кто едет

В пешеходов – кто идёт.

(Дети строятся парами и проходят через «ворота» детского сада)

II ч. Воспитатель: Ребята, мы оказались на улице «Ленина» пос. Кукмор. – Кто мы теперь?

Дети: Пешеходы!

Воспитатель: Правильно, пешеходы. Ребята, пойдём мы к светофору, на перекрёстке, пешком, а вернёмся в детский сад на автобусе. Для пешеходов существуют определённые правила дорожного движения. А настоящий пешеход – это тот, кто знает все правила дорожного движения и уверенно ведёт себя на улице.

Рамиля и Руслан расскажут нам об этом стихи.

Рамиля:

По городу, по улице,

Не ходят просто так.

Когда не знаешь правила,

Легко попасть  впросак.

Руслан:

Все время будь внимательным

И помни наперёд:

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

Воспитатель: Молодцы, Рамиля и Руслан. Вот давайте сегодня вспомним эти правила. Итак, вышли мы на улицу, и пошли гулять по… забыла. Как же называется часть улицы, по которой должны ходить пешеходы?

Раиф: Тротуар.

Воспитатель: А для чего нужен тротуар?

Раиф: Для безопасности передвижения пешеходов.

Воспитатель: Правильно, Раиф, молодец. Ребята, а по какой стороне мы должны идти?

Ализа: По правой, чтобы не мешать другим пешеходам.

Воспитатель: Спасибо, Ализа, полный ответ.

(Дети парами идут по тротуару, впереди стоит знак «дети»).

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на знак. Этот знак для нас ещё новый. – Какой она формы?

Дети хором: Треугольной.

Воспитатель: А каким цветом он обведен?

Дети: Красным.

Воспитатель: Правильно, этот знак треугольной формы и обведён красным цветом. А внутри нарисованы какие то люди… . Это дети. Знак так и называется « Дети». Он предупреждает водителей о близком расположении школ и детских садов. Значит этот знак предупреждающий. Надо всегда помнить, что из-за неосторожности шалости, может произойти несчастье.  Как называется знак?

Дети хором: «Дети»

Воспитатель: Рустам, как называется знак?

Рустам: Знак называется «Дети».

Воспитатель: Лиана, какой это знак?

Лиана: предупреждающий.

Воспитатель: А теперь повторим все вместе.

Дети хором: Предупреждающий.

Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы! А теперь обратите внимание на проезжую часть и скажите мне какой знак вы видите?

Инсаф: Знак называется «дорога с односторонним движением». Это значит машины  едут только в одном направлении.

Воспитатель: Спасибо, Инсаф за полный ответ. А что означает знак «двустороннее движение»?

Дети: Машины двигаются в обе стороны.

Воспитатель:Правильно. Мы идём дальше и заглянем в «Школу пешеходных наук». Учёба в обычной школе начинается с азбуки. Вы увидите на экране дорожные знаки. Что же обозначают эти знаки? (На экране по очереди высвечиваются знаки, дети называют их.)

Воспитатель: 1- ый знак?

Инзиля: «Больница».

Воспитатель: Правильно, Инзиля; 2-ой знак?

Дети (хором): «Телефон».

Воспитатель: Хорошо… 3-ий знак?

Руслан: «Мойка автомобилей».

Воспитатель: Молодец, Руслан; 4-ый знак?

Дети: «Пункт питания».

Воспитатель: Отлично! Молодцы ребята! А как эти все знаки называются?

Дети: Знаки сервиса.

Воспитатель: Ребята, а куда мы теперь подошли?

Мирзахмет: Мы подошли к перекрёстку.

Воспитатель: Молодец, Мирзахмет, правильно. А что же такое перекрёсток? Мирзахмет, ты не хочешь продолжить?

Мирзахмет: Перекрёсток – это место пересечения дорог.

Воспитатель: Вот теперь я услышала полный ответ. Правильно. Дети, в пешеходном деле самое главное и трудное, особенно на перекрёстках, переходить улицу. Вот и ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: Где пешеходы должны переходить улицу?

Ильназ: В специальных местах, по полосатым дорожкам.

Воспитатель: А что это за знак тут стоит?

Дети: «Пешеходный переход».

Воспитатель: Правильно. Дети, а ведь у пешеходов и водителей, на перекрёстках, есть помощник. Я сейчас вам загадку загадаю, если вы правильно ответите, на экране «появиться» ответ.

Он и вежливый и строгий,

Он известен на весь мир,

Он на улице широкой

Самый главный командир.

Дети: Светофор!!!

(На экране мультимедиа появляется изображение светофора)

Воспитатель: Значит, вы ответили правильно. А  что обозначают сигналы светофора? 

Дети хором: Красный – стой,

Жёлтый – жди,

А зелёный – проходи!

Воспитатель: Какой цвет сейчас зажёгся?

Дети: Зелёный.

Воспитатель: Значит мы …

Дети: можем переходить!

(Переходят по пешеходному переходу через проезжую часть)

Воспитатель: Ребята, а Каму и для чего даёт команды, светофор?

Валерия: Чтобы машины остановились, а мы спокойно смогли перейти улицу.

Воспитатель: Ты права, Валерия, а ещё?

Тагир: Что бы регулировать движения машин пешеходов.

Воспитатель: Молодец, Тагир, спасибо за дополнение. А сейчас мы пойдём на остановку автобуса, что бы вернуться в детский сад. Но вот только как мы узнаем, где же остановка?

Тагир: Там будет знак, синий такой прямоугольник, а внутри автобус нарисован.

Воспитатель: Ну, тогда идём, ребята.

(Дети парами идут к остановке)

Лиана: Вон, я вижу знак, о котором говорил Тагир.

Воспитатель: Вот мы и дошли до остановки «Алсу». А там уже нас ждёт автобус.

(дети заранее построили его из крупного строительного материала, а внутри расставили стулья)

Воспитатель: Ребята, выберем водителя и кондуктора. А чтобы никому не было обидно, выбирать будем считалкой. Кто знает считалку? Пожалуйста, мы тебя слушаем, Раиф.

Раиф:

Где ты был до сих пор?

Задержал светофор.

Красный – ясно,

Путь опасный.

Желтый  - тоже,

Что и красный.

А зелёный, впереди –

Проходи!

Воспитатель: Водителем будет, Глеб. А теперь выберем кондуктора.

(Раиф считалкой выбирает кондуктора)

Воспитатель: Хорошо, Раиф, ты справился с заданием, кондуктором будет, Ализа. Сейчас мы купим билеты и тихо пройдём в салон автобуса и станем?

Дети: Пассажирами.

(дети дают кондуктору, сделанные своими руками заранее, «деньги» и получают «билеты»,при этом используют « волшебные» слова «пожалуйста», «спасибо»; проходят и садятся на стулья)

Воспитатель: Садимся поудобнее и отправляемся в путь.

(Включаю аудиозапись с песней композитора М.Староподамского к сцене «Весёлые путешественники» на слова С. Михалкова, дети поют)  

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи-

Счастливые друзья.

Тра-та-та! Тра-та-та!

Мы ведём с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку

Обезьяну, попугая-

Вот компания, какая!

 

Воспитатель: Ребята, пока мы будем ехать, расскажите мне о том, как надо вести себя в транспорте?

Алсу: Во время движения, нельзя руками трогать двери. Нужно ждать пока их откроет водитель. У него есть спец. кнопка.

(Из магнитофона слышны звуки проезжающих машин, гудки, т.е. «звуки» улицы)

Воспитатель: А можно разговаривать во время движения с водителем?

Гаяз: Нельзя, водитель отвлекается и может произойти авария.

Воспитатель: А можно высовываться из окна?

Дети: Нельзя, это опасно, может зацепить проезжающая мимо машина.

Воспитатель: Можно ли громко разговаривать?

Мирзахмет: Нет, это мешает другим пассажирам.

Воспитатель: А если вошёл пожилой человек?

Дети: Надо уступать место!

Воспитатель: Правильно! Старость надо уважать! Молодцы, ребята, вы хорошие пассажиры, умеете себя вести в транспорте, и никто не сделает вам замечания.

(звук подъезжающего автобуса)

Воспитатель: На этом  наше путешествие заканчивается. Тихо, спокойно выходим из автобуса и становимся, кем?

Дети: Пешеходами.

(все выходят из автобуса)

Воспитатель: Дети, а как нам теперь правильно перейти на другую сторону улицы, чтобы попасть в свой детский сад?

Гаяз: Надо дойти до пешеходного перехода и спокойно перейти дорогу.

Воспитатель: Правильно, но сначала надо посмотреть по сторонам: на лево, потом на право.

 (дети перешли и по тротуару идут к детскому саду)

Воспитатель: Ребята, ответе мне пожалуйста, что бы вы сделали, если бы потерялись на улице? Стояли, плакали? Или…?

Ализа: Нужно попросить милиционера, или взрослого, помочь; назвать свою фамилию и домашний адрес или место работы мамы и папы. А самое главное, не плакать!

Воспитатель: Правильно, ведь слезами горю не поможешь. Да и взрослый ничего не сможет понять.

(дети входят на территорию детского сада)

Воспитатель: Ребята, здесь мы можем играть спокойно, потому что за ограду машины не заезжают. А почему нельзя играть в близи проезжей части?

Руслан: Может мячик покатиться под машину, а ребёнок побежит за ним и попадет под машину.

Воспитатель: Да, дети могут создать аварийную ситуацию. Нужно играть во дворах, в спец. отведенных местах.

( вдоль стен расставлены столы)

Воспитатель: Ребята, я приготовила и разложила на столы заготовки «светофоров», а так же фломастеры. Хочу предложить вам, изобразить, как вы себе представляете « лицо» каждого цвета светофора. Ведь именно по мимике лица можно узнать настроение.

(Дети подходят к столам и изображают мимику каждого цвета светофора. Во время творчества детей звучит аудиозапись- песня «Едем мы по улицам» сл.М.Кравчука, муз. Е.Тиличеевой)

Воспитатель: Ребята, вы закончили? Тогда мы посмотрим, как вы представляете себе цвета светофора, и попросим объяснить, почему нарисовали, так или иначе.

(см. в приложении)

(примерное объяснение детей: красный – предупреждает об опасности; жёлтый – тоже строго смотрит; зелёный – «улыбается», значит можно идти или ехать.)

(дети возвращаются к воспитателю и встают вокруг неё)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

IIIч. Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие?

Дети: Да!!!

Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали на занятии?

Дети:  Новый, предупреждающий знак «Дети».

Воспитатель: А что вам понравилось?

Дети: Вместе путешествовать!

Глеб: А ещё, мне понравилось в «школе пешеходных наук», как мы на экране видели разные знаки.

Воспитатель: А что это были за знаки?

Дети: Знаки сервиса.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы мне сегодня очень понравились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ПДД: «Школа пешеходных наук» для детей старшей группы

Программное содержание:Дать представление о работе сотрудника ГИБДД;Закрепление знаний о транспорте, его назначении, правилах поведения на дороге, о сигналах светофора, о предупреждающих и запрещающих...

Лесная школа (познавательное занятие для детей старшей группы)

Познавательное занятие для детей старшей группы, разработанное с целью закрепить знания о сезонных изменениях в природе весной, обучить оказанию первой медицинской помощи и воспитать чувство сострадан...

Сценарий выступления агитбригады по ПДД "Школа пешеходных наук" для дошкольников старшего возраста

СЦЕНАРИЙ ВЫСТУПЛЕНИЯ АГИТБРИГАДЫ ПО ПДД «ШКОЛА ПЕШЕХОДНЫХ НАУК» для дошкольников старшего возраста...

СЦЕНАРИЙ ВЫСТУПЛЕНИЯ АГИТБРИГАДЫ ПО ПДД «ШКОЛА ПЕШЕХОДНЫХ НАУК» для дошкольников старшего возраста

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Популяризация агитбригады, как одной из форм работы с детьми по воспитанию культуры безопасного поведения на улицах и дорог...

Конспект по познавательной деятельности на тему Школа вежливы наук для детей старшего дошкольного возраста

Задачи1 ОбучающиеПродолжать расширить представление о вежливых поступках, словах и их значении.2.Развивающие Закреплять знания детей о том, что вежливым поведением можно воздействовать на поведе...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП на тему «Математика-Царица наук» для детей старшей группы

Конспект  образовательной деятельности    по познавательному развитию ФЭМП  на тему  «Математика-Царица наук»   для детей старшей группы...

Занятие "Школа пешеходных наук " во второй младшей группе

Программное содержание: Обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения, формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения....