«Ранняя профориентация в ДОУ»
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ранняя профориентация дошкольников В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития, согласно ФГОС ДО.
Ранняя профориентация
Ранняя профориентация дошкольников
Ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста – игра. В ней развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение, общительность, расширяется общая осведомленность об окружающем, формируется определенные элементарный опыт профессиональных действий, но самое главное игровая деятельность порождает стремление к самореализации и самовыражению. Ранняя профориентация дошкольников
Цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Задачи : 1. Развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры). 2. Знакомить детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда). 3. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления. Ранняя профориентация дошкольников
4. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей. 5. Формировать у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это основа жизни. 6. Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии. Чтобы качественно и успешно решались задачи профориентации, необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду в группе . Это способствует развитию личности и поведения дошкольника и позволяет нам через различные формы деятельности знакомить воспитанников с профессиями взрослых. Ранняя профориентация дошкольников
Формы работы по ранней профориентации дошкольников: - экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок; - рассказы воспитателей и родителей; - непосредственная образовательная деятельность ; - игры, праздники и развлечения; - самостоятельная деятельность детей. Для систематизации детских представлений о мире профессий и формирования ценностного отношения к результатам труда человека используются образовательно - игровые ситуации, например: «Научим Буратино сервировать стол (поливать и рыхлить почву цветов), «Весёлые поварята», «Поиграем в магазин» и другие. В процессе проведения праздников и развлечений также затрагивается тема ознакомления с профессиями взрослых. На утренниках, посвящённых празднованию Дня защитника Отечества и Международного женского дня, напоминаем о профессиях родителей и общественной значимости их профессиональной деятельности. Формы работы
Для ознакомления детей с трудом взрослых используются традиционные методы обучения и воспитания: - словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы); - наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций); - практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда); - игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации). Осознать общественную значимость труда взрослых ребенку помогают дидактические игры с их помощью дети знакомятся с целью и мотивами труда; предметами, инструментами и оборудованием труда; трудовыми действиями и результатом труда. Методы работы
Формирование представлений о труде взрослых строится по трем основным направлениям: 1.Приближение детей к труду взрослых – осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий. Организованная образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий ; прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого. 2 . Приближение работы взрослых к детям – к этому направлению относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых- наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений , способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Направления работы
3. Совместная деятельность взрослого и ребенка. К этому направлению относятся: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течении режимных моментов, в совместной и свободной деятельности педагога и детей. Направления работы
В ранней профориентации дошкольников используются современные образовательные технологии. 1. Игровые технологии. Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В игре расширяется общая осведомлённость об окружающем мире, в том числе о мире профессий, но самое главное игровая деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. В игре дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, и т.д.). Сюжетно-ролевые игры. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры: -имитируются производственные сюжеты, ситуации, -профессиональная социальная среда, -модели профессионального поведения, -модели межличностных профессиональных отношений. Дети играют в такие сюжетно-ролевые игры как: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Строители», «Моряки», «На кухне», «Инспектор ГИБДД», «На почте», «Спасатель», «Швея», «В школе». ТЕХНОЛОГИИ
Дети играют в такие сюжетно-ролевые игры как: «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Строители», «Моряки», «На кухне», «Инспектор ГИБДД», «На почте», «Спасатель», «Швея», «В школе». Дидактические игры моделируют структуру трудового процесса. Дети играя в настольно-печатные игры такие, как: Лото «Профессии», Лото «Кем быть», игра «Все профессии важны», целью этих игр является закрепление названий профессий и действий, которые совершаются ими. «Играем в профессию», «Профессии», с помощью этих игр идет закрепление знаний детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий. Словесные игры. «Кто больше знает профессий». С помощью данной игры мы учим детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.). ТЕХНОЛОГИИ
«Кто что делает?», целью игры является: научить детей подбирать как можно больше глаголов к названию профессии. «Угадай профессию по описанию», цель игры: учить детей находить соответствующие понятия (повар - готовит; врачу лекарство, белый халат, градусник). «Кто какой, какая?», цель игры: расширять словарный запас детей, учить подбирать слова определения к разным видам профессий. «Назови, что лишние», цель игры: учить группировать предметы по определенному признаку и выделять лишний предмет и другие. Пальчиковые игры: «Профессии», «Такие разные дела», «За работу», «Строители», «Мы пожарные», «Строитель», «Поварята», «Доктор», «Швея». Театрализованные игры способствуют раскрытию творческого потенциала у детей и помогают проникнуть в удивительный мир театра, познакомиться с профессией режиссера, костюмера, декоратора, актера. ТЕХНОЛОГИИ
Конструирование - вызывает у детей интерес к окружающему миру, расширяет знания и представления о различных профессиях: архитектор, строитель, инженер. Интерактивные игры-презентации расширяют и закрепляют знания и представления детей о разнообразном мире профессий: «Знакомимся с профессиями», "Знаю все профессии", «Угадай профессию», «В мире профессий, игра-раскраска "Мир профессий", "Профессии", « Что нужно для работы?». ТЕХНОЛОГИИ
2. Проектная деятельность. Наиболее эффективной и доступной технологией в ранней профориентации, на наш взгляд, является проектная деятельность, так как работа в ходе реализации проектов включает в себя много различных форм и видов деятельности. На основании этого и возникла идея использования проектной деятельности при ознакомлении детей с профессиями взрослых, так были созданы и реализованы проекты в старшей группе: «Все профессии нужны, все профессии важны», "В мире профессий", «Кем быть?». Подробнее хочу остановиться на долгосрочном проекте «Все работы хороши». 3. Познавательно-исследовательская деятельность – это ещё одна современная образовательная технология, которую мы используем в работе по ранней профориентации воспитанников. В процессе познавательно – исследовательской деятельности дети знакомятся и исследуют инструменты, необходимые для людей разных профессий: метла, веник, лопата, совок (дворник); молоток, ТЕХНОЛОГИИ
плоскогубцы, отвёртка – игровые наборы (слесарь); кисти, валик, краска (гуашь) – (маляр); лейка, лопата, грабли (садовник) и другие. В группе организовываются дежурства по столовой, в уголке в природы, где ребята учатся выполнять несложные трудовые поручения, тем самым приобщаются к труду взрослых. 4. Информационно-коммуникационные технологии – это ещё одна современная технология, которую мы используем в работе с детьми. Сложность при ознакомлении воспитанников с различными видами труда и профессиями состоит в том, что непосредственно наблюдать за многими из них нет возможности. Информационно – коммуникационные технологии помогают знакомить дошкольников с недоступными для их наблюдения профессиями. В педагогической деятельности при ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с многообразием мира профессий широко используются презентации. Их условно можно разделить на две группы: ТЕХНОЛОГИИ
- виртуальные экскурсии: например, такие экскурсии как «На корабле», «В ателье», «В парикмахерской», «Автовокзал», «В больнице», «Школа», «На стройке», «На хлебозаводе», «На маслозаводе» и другие; - презентации с профессиями, где взрослые изображены на реальных рабочих местах. В старшей и подготовительной группах можно проводить с детьми игры на интерактивной доске: «Кому что нужно для работы», «Профессии города и села», «Собери картинку». Можно показать детям короткометражные мультипликационные фильмы о профессиях. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. ТЕХНОЛОГИИ
Составляющие модели ранней профориентации
Задачи по возрастам
Алгоритм деятельности педагога
Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников первоначальных чувств патриотизма через раннюю профориентацию».
На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного дошкольника является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...
Ранняя профориентация дошкольников
Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...
МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....
Ранняя профориентация дошкольников у детей раннего возраста
Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы....
Проект по ранней профориентации в группе раннего возраста «Жил да был паровоз»
В нашем детском саду осуществляется систематическая работа по ранней профориентации. Проводимая в раннем возрасте профориентационная работа, является основой, на которой, возможно, и будет строиться в...
Проект по ранней профориентации в группе раннего возраста «Горжусь профессией железнодорожника»
В нашем детском саду осуществляется систематическая работа по ранней профориентации. Проводимая в раннем возрасте профориентационная работа, является основой, на которой, возможно, и будет строиться в...
Приказ "Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»
Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»...