Проект: «Безопасность на прогулке в зимний период» воспитанников старшей группы «Рябинка»
проект по обж (старшая группа)
Проект по ОБЖ в зимний период для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Безопасность на прогулке | 515.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №453 комбинированного вида»
Проект:
«Безопасность на прогулке
в зимний период»
воспитанников
старшей группы «Рябинка»
Воспитатели:
Власова Людмила Сергеевна,
воспитатель первой категории
Моисеева Анна Петровна,
воспитатель первой категории
Новосибирск 2018-2019
Содержание
1 Аннотация
2 Актуальность
3 Постановка проблемы
4 Цель
6 Задачи
7 Предполагаемый результат
8 Этапы реализации
9 Модель реализации проекта
10 Реализация проекта через различные виды деятельности
11 Итоги проекта
12Список литературы
Приложение к проекту
1.1. Картотека дидактических игр и упражнений по формированию основ безопасности на прогулке в зимнее время года
1.2. Картотека бесед по формированию основ безопасности на прогулке в зимнее время года
1.3.Картотека опытов и экспериментов «Вода, лёд, песок»
1.4. Конспект занятия с детьми старшей группы на тему «Мы мороза не боимся»
1.5. Фотоотчёт
Аннотация проекта:
Проект является краткосрочным: рассчитан на два месяца. Сроки работы над проектом – с 5 декабря 2018 по 20 февраля 2019 года.
Прогулки это любимое занятие большинства детей, а особенно в зимнее время, когда на улице огромные сугробы, горки и т.д. Но иногда радость детей и родителей омрачается травмами, простудными заболеваниями. Одна из основных задач для родителей и педагогов ДОУ- обеспечить безопасность жизни детей . При этом важно не просто оградить ребят от опасностей, а научить их, подготовить к возможной встрече с ними.
Актуальность:
Ребёнок в дошкольном возрасте любознателен, физически активен, стремится к самостоятельности. Естественная любознательность ребенка в исследовании окружающего мира может стать небезопасной для него. В зимнее время года появляется много забав и игр, приносящих радость детям, но омрачают эту радость заболевания и травмы. Ребёнку интересно всё попробовать и проверить на прочность, зачастую дети не задумываются, чем это может обернуться. Очень важно не только оградить детей от опасных ситуаций, но и научить их действовать правильно, если они попали в неадекватную ситуацию, формировать готовность использовать этот опыт в меняющихся условиях.
С наступлением зимы потенциальных опасностей на улице становится больше, следовательно, актуальна проблема формирования у детей навыков безопасного поведения в зимнее время года.
Обеспечение безопасности жизни детей – одна из основных задач для родителей и педагогов детских учреждений, потому что именно в раннем возрасте закладываются базовые знания для дальнейшего поведения ребенка в сознательной жизни.
Наш детский сад работает по парциальной программе Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Заинтересовать детей, выявить знания о правилах безопасности в природе, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:
- беседы: как вести себя в природе, с дикими животными и др;
- разбора проблемных ситуаций;
- различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций.
Постановка проблемы:
Проведя беседу с детьми нашей группы, нам стало ясно, что дети не подготовлены к ответственности за собственную и чужую жизнь. Дети могут заученными фразами называть правила безопасного поведения, но не применять их в жизненных ситуациях. Отработать на практике все возможные ситуации, тоже не возможно. Поэтому важно сформировать у ребёнка понятия «опасность-безопасность», для того что бы самостоятельно определять статус сложившейся ситуации и действовать в ней
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста модели безопасного поведения в зимний период
Задачи:
- дать первичные представления о безопасности в зимний период;
- выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения зимой на улице;
- развивать у детей способность видеть потенциально опасные ситуации;
- развить навык обращаться за помощью к взрослым;
- привлечь родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о безопасности в зимнее время года.
Предполагаемый результат:
Дети знают правила безопасного поведения в зимнее время года и применяют их на практике. Они обращаются к взрослым за помощью, знают службы которые могут оказать помощь. Родители вместе с детьми соблюдают правила безопасного поведения.
Участники проекта: воспитатели группы, дети старшей группы, родители воспитанников.
Тип проекта: среднесрочный, октябрь 2018г.-март 2019г., практико-ориентированный
Участники проекта: Воспитатель, дети, родители
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный (с 5.12.2018 – 15.12.2018)
-выбор цели и задач проекта;
- выбор методической литературы;
- подборка дидактических игр;
- подборка познавательной и художественной литературы;
-составление перспективного плана.
- Основной (с 17.12.2018 – 15.02.2019)
- Работа по реализации цели и задач, через разные виды деятельности;
- Создание картотеки по экспериментированию;
- Организация предметно-развивающей среды;
- Консультации для родителей «Безопасность вашего ребёнка»;
-Оснащение уголка безопосности
- Заключительный (с 15.02.2019 – 20.02.2019)
- Развлечение для детей и родителей «Мы мороза не боимся»
-Презентация проекта.
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Направления работы | Содержание деятельности | Срок исполнения |
1. Работа с детьми | 1. Беседы, дидактические и подвижные игры. | 17.12.2018– 18.02.2019 |
2. Рассматривание картин, изображений, иллюстраций. | 17.12.2018– 18.02.2019 | |
3. Чтение познавательной, художественной литературы. | 15.01.2018– 15.02.2019 | |
4. Целевые прогулки, наблюдения. | 17.12.2018– 20.02.2019 | |
5. Продуктивная деятельность детей. | 17.12.2018– 20.02.2019 | |
6. Экспериментальная деятельность | ||
2. Сотрудничество с родителями | 1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом уголка безопасности в группе. | 17.12.2018– 20.02.2019 |
2. Родительское собрание. | 20.10.2015 | |
3.Оформление консультации для родителей «Безопасность вашего ребёнка» | январь | |
4. Прогулки совместно с родителями | 10.12.2018-20.02.2019 | |
3. Методическое сопровождение | 1. Организация предметно-развивающей среды для ознакомления детей с основами безопасности. | в течение учебного года |
2. Подборка наглядно-иллюстрированного материала. | 5.12.2018 – 15.12.2018 | |
3. Картотека дидактических, подвижных игр. | 5.12.2018 – 15.12.2018 | |
4. Конспекты бесед, занятий. | в течение реализации проекта | |
5. Подборка художественной литературы . | в течение реализации проекта | |
6. Консультационный материал для родителей. | в течение реализации проекта | |
Реализация проекта через различные виды деятельности
Вид деятельности | Форма организации детской деятельности |
Игровая деятельность | |
Познавательная-речевая деятельность | занятие «Мы мороза не боимся»; Беседа «Правила поведения на ледяной горке»; Беседа «Не ходи по льду водоемов»; Беседа «Обходи стороной скользкие места»; Беседа «Мороз и металлические предметы»; Беседа «Осторожно, сосульки!»; Беседа «Не ешь снег и сосульки»; Беседа «Одеваемся теплее»; Беседа «Правила поведения на прогулке в зимнее время»; Рассматривание иллюстраций: «Осторожно: сосульки, гололед!», «Безопасность на льду», «Осторожно: санки, лыжи и коньки»; Чтение русской народной песенки «Как на тоненький ледок»; Заучивание стихотворения В.Берестова «Гололедица»; Чтение стихотворения Н.Павловской «На земле снежок лежит», Г.Косовой «Опасно кататься на замерзших лужах», П.Золотова «Ворона», О.Высотской «Покатились санки вниз» и др. Чтение рассказа Н.Носова «На горке»; Целевые прогулки «Опасные места на участке», «Игры с соблюдением правил» (прогулка на участок старшей группы), «Опасные места на улице»; |
Продуктивная деятельность | Лепка на тему: «Снег наш друг»; Рисование на тему: «Безопасная прогулка»; Раскрашивание раскрасок на тему «Безопасность зимой»; |
Физическое развитие | Катание с горки на санках-«ледянках»; Игра в снежки; Подвижные игры «С кочки на кочку»; «Попади в цель»; «Зайка беленький сидит»; «Хоккей» Физкультминутки «А сегодня у зимы – новоселье»; «На дворе мороз и ветер»; |
Итоги проекта
Наш проект позволил донести до каждого ребёнка необходимость выполнения правил поведения в зимний период, как результат в группе уменьшилось число травм во время прогулки.
Дети закрепили элементарные знания по правилам безопасного поведения в зимнее время года.
Успешно были сформированы навыки сознательного отношения к соблюдению правил поведения и здоровьесбережения.
Список литературы
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2011. – 336 с.
2. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б., Безопасность. – СПб, 2005. – 144 с.
3. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт.-сост. Н.В. Коломеец. – Волгоград, 2014. – 168 с.
Приложения к проекту
«Безопасность на прогулке в зимний период»
1.1.КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА
«ОПАСНОСТИ ЗИМЫ»
Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им зимой на улице.
Оборудование: картинки-знаки опасности, правила безопасности в стихах.
Ход игры: воспитатель раздает карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Дети должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку. За правильный ответ ребенок получает карточку со стихотворением.
«КТО ПОСТУПАЕТ НЕПРАВИЛЬНО?»
Цель: учить детей различать опасные и неопасные ситуации во время зимней прогулки.
Оборудование: набор дидактических картинок с изображением играющих детей в зимнее время года.
Ход игры: воспитатель раздает детям картинки с изображением различных ситуации, которые происходят во время зимней прогулки, дети должны указать, кто из персонажей не соблюдает правила безопасности.
«КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕПРИЯТНОСТЕЙ?»
Цель: научить детей избегать опасных ситуаций, которые могут встретиться им зимой в природе.
Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных ситуаций, встречающихся в зимнее время года.
Ход игры: воспитатель раздает игрокам карточки с ситуациями. Дети должны внимательно рассмотреть картину и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё.
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ»
Цель: познакомить детей с правильным (безопасным) и неправильным (опасным) поведением ребенка на прогулке зимой. Развивать восприятие, внимание, память, мышление детей.
Оборудование: карты с сюжетами безопасного поведения героев игры и тремя пустыми окошечками, маленькие сюжетные картинки, изображающие опасное поведение героев.
Ход игры: воспитатель раздает большие карты детям. Показывает по одной маленькой карточке. Дети «разгаданной» карточкой закрывают соответствующее пустое окошко. Перед тем, как закрыть окошко, ребенок объясняет, что происходит с героями на картинке и почему их поведение может быть опасным для жизни.
«ЧЕМ ОПАСНО? РАССКАЖИ ПРАВИЛО! »
Цель: закрепить знания детей об опасных ситуациях, встречающихся в зимнее время года.
Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных действий ребенка.
Ход игры: воспитатель показывает картинку детям, а они должны объяснить, какая ситуация на ней изображена и как её избежать.
«МОЖНО-НЕЛЬЗЯ!»
Цель: закрепить знание правил безопасного поведения в зимнее время года.
Оборудование: набор дидактических картинок с изображением правильных и неправильных действий в зимнее время года.
Ход игры: воспитатель раздает детям картинки с изображением правильных-неправильных действий персонажей, дети должны угадать, можно или нельзя так поступать и объяснить, почему.
«ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ»
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (для лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Ход игры: в гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребята собираются на прогулку и предлагают кукле идти с ними. Кукла жалуется, что она не может одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно сейчас одеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Оборудование: иллюстрации
Ход игры: воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.
«НА ПРОГУЛКЕ»
Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными
действиями при встрече с животными
Оборудование: иллюстрации, 2 обруча
Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.
Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.
1.2. КАРТОТЕКА БЕСЕД ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ
В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА
«ОБХОДИ СТОРОНОЙ СКОЛЬЗКИЕ МЕСТА!»
Программное содержание: познакомить детей с правилами безопасного поведения в гололед, научить по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее и правила, которые надо соблюдать.
Материал: картинки – знаки с изображением гололедицы.
Ход беседы:
- Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед»:
Подморозило с утра,
Нет вчерашнего тепла,
На дорогах гололед,
И машины все несет.
Тротуары, как каток,
Сделать бы еще шажок,
Но подошва подвела-
Очень скользкая она.
Сколько бед от гололеда!
Есть для дворников работа-
Соль насыпать и песок,
Чтоб пройти прохожий мог.
2. Беседа о гололеде. Объяснение слова «гололед».
3. Вопросы к детям:
-Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?
-Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?
-Почему в гололед люди часто получают травмы?
-Как обезопасить себя в гололед?
-Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?
4. Рассматривание картин- знаков гололедицы, предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед?
Запомнить правила: не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге,
не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься; если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!
«ОСТОРОЖНО, СОСУЛЬКИ!
Программное содержание: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека; учить уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подчиняться правилам безопасности.
Материал: сюжетная картина «Не ходи под сосульками»
Ход: 1.Загадка - Я прозрачна, как хрусталь,
С крыши я зимой свисаю.
Только очень, очень жаль,
Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)
2.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.
Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено. Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация. Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши? А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?
Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто- либо пострадал в подобных ситуациях. Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.
ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя:
- Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!
- Подходить и трогать свисающие сосульки!
- Кидаться сосулькой или снегом!
3. Игра «Сосулька»
Вниз головой висит сосулька, -Руки опущены вниз, пальцы рук смыкают
домиком.
От солнца насморк у нее. -трогают себя за нос.
То от тепла она заплачет, - собирают «слезы» в ладонь.
То платьице ушьет свое. - проводят руками по телу сверху вниз,
горизонтальным движением «обрезают» длину.
Придет мороз- заледенеет, -обнимают себя руками, дрожат
Немного за ночь подрастет, -Руки вытягивают вверх, встают на носочки
Окрепнет телом, потолстеет, -руки округляют по бокам.
Тяжелой станет- упадет. -приседают.
«СНЕГ И СОСУЛЬКИ»
Программное содержание: Дать детям знания о том, как могут навредить здоровью снег и сосульки, учить бережно относиться к своему здоровью.
Ход беседы: 1.Прочитать стихотворение П. Золотова «Ворона»
Ворона снега съела,
Ангиной заболела!
Хочет крикнуть – да никак!
Снег не будешь есть.
2.Беседа о вреде снега и льда (грязный, холодный)
«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ГОРКЕ»
Программное содержание: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки; выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.
Материал: иллюстрации с изображением различных ситуаций на горке.
Ход беседы:
1. Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.
2. Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине.
3. Подведя выводы, с детьми сформировать правила:
-Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках;
-Подниматься на горку только по ступенькам;
-Не подниматься по скользкому скату горки и с боков;
-Не кататься стоя, а только сидя;
-Не толкать, не цепляться за товарищей;
- Соблюдать очередность;
-Не спрыгивать с горки;
«ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ НА МОРОЗЕ»
Программное содержание: дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками; научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.
Материал: сюжетная картина.
Ход: Рассматривание и обсуждение сюжетной картины. Объяснение, почему так случается зимой с железными предметами.
Помочь запомнить ПРАВИЛО-
- Никогда зимой не прикасайся язычком, губами и голыми руками к железным предметам! Они приклеятся и не оторвать. Это очень опасно для здоровья.
-Не отрывать с силой, если несчастье все- таки с тобой случилось.
-Звать на помощь взрослого, если с кем- то из твоих товарищей произошло такое.
Проведение опыта: Показать на улице, как мокрая тряпочка приклеивается к металлическому предмету и не отрывается.
«ЗИМОЙ ОДЕВАЙСЯ ТЕПЛЕЕ»
Программное содержание: учить детей без напоминания взрослых одеваться зимой потеплее; соблюдать правила нахождения зимой на улице, чтобы не простудиться; учить детей бережно относиться к своему здоровью.
Материал: сюжетная картина с изображением двух мальчиков - один играет в различные игры, а второй сидит.
Ход: 1.Рассматривание картины.
Вопросы к детям: - Что изображено на картинке?
- Кто из мальчиков поступил правильно? Почему?
- А что случилось со вторым мальчиком? Как это произошло?
- Что нужно делать теперь?
- А как мы ведем себя на улице в холодную погоду?
-Что нужно делать, чтобы не переохладиться и простудиться?
2.Составление рассказов из жизненного опыта детей.
«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ В ДЕТСКОМ САДУ»
Цель: Учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке детского сада; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.
Материал: Фотографии, иллюстрации.
Ход: Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию и рассказывает о должной реакции на предметы незнакомого происхождения. Показывает пакет и спрашивает, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают. Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей.
Совместное рассуждение воспитателя и детей: никогда нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!
Далее воспитатель проводит беседу (с использованием фотографий, иллюстраций) о том, как себя вести правильно на участке детского сада.
Запомнить правила:
- Выходить на участок детского сада и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом.
- Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки.
- Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться.
-Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя.
-Не играть с острыми предметами.
-Не разбрасывать игрушки.
-Не кидаться песком, землей, снегом, игрушками.
-Не подходить к собакам и кошкам.
-Не подходить к незнакомым людям, если даже они зовут вас.
«НЕ ХОДИ ПО ЛЬДУ ВОДОЕМОВ»
Программное содержание: Объяснить детям, что опасно ходить зимой по водоемам, играть на них..
Материал: иллюстрации с опасными ситуациями на водоеме зимой.
Ход: Воспитатель: -В какие игры вы любите играть зимой? (Ответы детей) -А хотите послушать, как мишка играл зимой?
Чтение стихотворения:
Скрылись под снегом газоны с травой.
Скользко машинам на мостовой,
Льдом затянуло русло реки,
Плюшевый мишка встал на коньки.
-Только катается не на катке…
Вышел на улицу с клюшкой в руке.
Долго ли, дети, здесь до беды?
Есть для хоккея катки и пруды.
Только ботинки с коньками надень,
Лед будет петь под коньками весь день.
-А мостовая - опасный каток.
Нужно во двор возвращаться, дружок.
-Ребята, объясните мишке, почему нельзя кататься на мостовой? (Ответы детей). Рассматривание иллюстраций с опасными ситуациями на водоеме зимой.
1.3. КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ «ВОДА, ЛЁД, ПЕСОК»
1 Опыт «Определение тяжести»
Оборудование: ёмкости с водой, бумажные салфетки на столах.
Что тяжелее: снег или лёд?
Сначала– опустить в воду снег, потом– лёд. Нужно проверить, что произойдёт, потонет он или нет, и объяснить почему?
Вывод: –снег сразу растворился, он очень лёгкий.
- лёд не тонет, он ещё тяжелее.
– Что быстрее растаяло? Во что превратился снег?
Вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.
2 Опыт «Имеют ли снег и лёд форму?»
Оборудование: формочки, снег, лёд.
Вывод: Снег не имеет формы, он бесформенный. Приобретает форму того предмета, в который его положат.
3 Опыт «Рассмотреть снег через лупу»
Цель: рассмотреть через увеличительное стекло частицы снега и льда.
Оборудование: лупа.
Вывод. Снег состоит из снежинок, а лёд – прозрачный.
4 Опыт «Разноцветный снег»
Цель: выяснить, как происходит окрашивание .
Оборудование: разноцветная гуашь, снег.
Вывод. Процесс окрашивания снега происходит путем проникновения частиц краски между частицами окрашиваемого предмета.
5 Опыт «Откуда берётся вода?»
Цель: Дать детям доступное объяснение происхождения воды из снега и льда.
Оборудование: Ложка для нагревания, свеча.
В ложку берем сначала комочек снега и нагреваем, потом берем кусочек льда и тоже нагреваем. Наблюдаем, что происходит со льдом и снегом.
Вывод. При нагревании снег и лёд превращаются в воду.
6Опыт «Снег и лёд»
Цели: выяснить, снег и лед рыхлостью и хрупкостью.
Материалы: ёмкости со снегом и льдом, маленький молоток.
Вывод: снег- рыхлый, лёд- твёрдый, но в то же время хрупкий, колется как стекло.
7Опыт «Лед и соль»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей.
Материалы: 5 мисок, кубики льда, рис, тертый сыр, соль, перец, укроп.
Ход: Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 5 небольших мисочек. Пусть ребенок положит по одному кусочку льда в каждую мисочку и посыплет каждый кубик: рисом, сыром, солью, перцем, укропом.
Главное посыпать один из кубиков солью. Пусть дети наблюдают, как влияют сыр, рис, перец, соль и укроп на лед. Какой из кубиков тает быстрее других?
8Опыт «Откуда берётся иней?»
Цель: Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Материал: Термос с горячей водой, тарелка.
На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
9Опыт «Освобождение пуговицы из ледяного плена».
Материал: лёд, пуговица.
Цель: подобрать быстрый и безопасные способ освободить пуговицу.
Дети выдвигают предположения.
После того, как высказаны все гипотезы, воспитатель вместе с детьми анализирует их с позиций «хорошо – плохо»:
- можно погреть в руках, они теплые, лед и растает (руки замерзнут)
- можно отогреть в варежках (варежки намокнут)
- можно положить на батарею
- разбить лед молотком (сломаешь пуговицу)
- можно отковырнуть ножом (можно пораниться)
- можно положить в теплую воду
- можно просто оставить в стакане в классе (долго ждать)
Положили замороженную во льду пуговицу в теплую воду.
Вывод. Пуговица быстро освободилась в теплой воде.
10Опыт «Что быстрее растает?»
Оборудование и материалы: прозрачные стаканы, снег, лёд, салфетки.
Первая группа – рыхлый снег.
Вторая группа – комок снега.
Третья группа – лёд.
11 Опыт «Ледяной каток»
Устроим ледяной каток для игрушек? Для этого заморозим воду на подносе или плоской тарелке – это каток, а также фигурку человечка заморозим в половине стакана воды. Теперь катаем фигурку как на катке, параллельно объясняя, что лед скользкий, из-за того что достаточно гладкий и при этом покрыт тонкой пленкой воды, поэтому на нем так легко упасть. Если же лед посыпать песком, то он становится шершавым и упасть на нем становится труднее, впрочем, как и покататься.
1.4. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБЖ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД «МЫ МОРОЗА НЕ БОИМСЯ»
Цель: Закрепление знаний о безопасном поведении в зимний период у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
-приобщать детей к правилам безопасного поведения во время зимних игр;
-выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения зимой на улице;
-автоматизировать навык обращаться за помощью к взрослым;
Ожидаемые результаты:
- Дети будут соблюдать правила безопасного поведения во время зимних прогулок и игр;
- Дети запомнят модель поведения в опасных ситуациях;
- Дети будут проявлять интерес к собственной безопасности и безопасности окружающих;
Оборудование: ледянка, демонстрационный материал по теме
Ход занятия
Дети с ведущим на ковре в группе разговаривают о правилах безопасности
Мишка (появляется из соседнего помещения): Здравствуйте, ребята, я нечаянно услышал ,что вы разговариваете о чём то очень интересном, о чём скажите мне?
Дети (Все вместе): О правилах безопасности!
Мишка : Можно я с вами послушаю?
Ведущий: Конечно, Мишка можно, проходи, садись.
Маша (вбегает с ледянкой): Мишка, пойдём кататься! Пойдём кататься!
Мишка: Маша, ты разве не заметила ребят, нужно сначала поздороваться. Маша: Ой, точно! Здравствуйте ребята! Ну всё уже пошли!(тянет Мишку за лапу) Мишка: И перебивать тоже не красиво! Ребята как раз обсуждают правила поведения на прогулке зимой. Давай для начала послушаем, как безопасно кататься.
Маша: Чего там знать то, я итак всё знаю! Я видела недалеко, у дороги, огромную-преогромную горку. Пойдём скорее, прокатимся с ветерком!
Мишка: Маша, разве ты не знаешь, что на таких горках опасно кататься?
Маша: А почему это?
Мишка: А давай у ребят спросим, они то наверное всё знают. Ребята, почему нельзя кататься около дороги?
Дети отвечают на вопрос
Ведущий дополняет ответы детей, демонстрирует картинки с правилами поведения.
Маша: Нет, нет, я не хочу угодить под машину. Ребята, а где же тогда можно кататься?
Дети: Во дворе, в лесу…
Маша: Хорошо, Мишка, завтра пойдём горку строить. А сейчас, может, на коньках пойдем, покатаемся, речка уже замёрзла,.. наверно.
Мишка: Нужно сначала лёд проверить.
Маша: Зачем? Если боишься, я одна пойду, покатаюсь.
Мишка: Объясните, ребята, зачем проверять лёд? И где можно кататься на коньках? И можно ли одним ходить на речку?
Дети: Безопасно кататься на специальном катке, и ходить кататься со старшими.
Ведущий дополняет ответы детей, показывает 4 слайд.
Маша: Мишка, а чем ещё можно заниматься зимой?
Мишка: Сейчас тебе дети расскажут.
Дети рассказывают, чем можно заниматься зимой, и как одеваться на прогулку.
Ведущий дополняет ответы детей и показывает 5 слайд.
Маша: А в городе давай побегаем!
Мишка: А ты правила дорожного движения знаешь?
Маша: А зачем? Я же не ездить буду, а бегать.
Мишка: А что обозначает вот этот сигнал светофора? (красный)
Маша: Наверно – солнышко ярко светит.
Мишка: А жёлтый?
Маша: Наверно, ночью луна вышла.
Мишка: Ну а зелёный?
Маша: Ты что, Мишка, вот травки – то точно нет, зима ведь, значит, зелёный цвет вообще не нужен!
Ведущий показывает 6 слайд.
Ведущий: Ребята, расскажите Маше, что обозначают цвета светофора.
Давайте поиграем в игру «Светофор», чтобы Маша запомнила цвета.
Дети с Машей играют в игру (Ведущий показывает красный цвет – дети стоят, на зелёный сигнал – маршируют, на желтый цвет – приседают)
Ведущий показывает 7 слайд.
Кто из вас знает, что обозначают вот эти знаки? (показ дорожных знаков «подземный переход», «переход», и т.п.).
Ведущий: Молодцы, ребята! А ты Маша всё запомнила, о чём мы сегодня с ребятами говорили?
Маша: Спасибо, ребята, теперь я запомню все правила безопасности. Мишка, пойдём, ты меня во дворе покатаешь на санках. До свиданья, ребята
1.5.ФОТООТЧЁТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проект «Безопасное поведение на прогулке в зимнее время».
«Проект «Безопасное поведение на прогулке в зимнее время»....
Проект "Безопасное поведение на прогулке в зимнее время года
Материал предназначен для педагогов работающих со старшими дошкольниками....
Конспект проведения прогулки в зимний период в старшей группе на тему: "Сюрпризы Деда Мороза"
В процессе этой прогулки воспитатель способствует формированию у детей знаний о сезонных изменениях в природе, учит детей наблюдать, рассуждать, устанавливать простейшие взаимосвязи, делать соответств...
проведение недели безопасности в осенне-зимний период в старшей группе
С наступлением первых осенних заморозков вода в водоёмах покрывается льдом. Нельзя забывать о серьезной опасности, которую таят в себе только что замёрзшие водоёмы. Лёд очень коварен.В рамка...
План-конспект прогулки в зимний период для старшей группы
Тема: «Легковой автомобиль»Возраст: Старшая группаОбразовательные области: познавательное развитие.Дополнительная область: речевое развитие.Цель: расширение и уточнение представлений детей...
Беседа «Правила поведения на водоёме в осенне-зимний период» в старшей группе
Формирование у детей представления о правилах поведения на водоеме в осенне-зимний период...
Картотека прогулок в зимний период в старшей группе
Прогулка – очень важный режимный момент жизнедеятельности детей в ДОУ. Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановле...