Программа самообразования
рабочая программа по обж (средняя группа)

Цыганова Ирина Сергеевна

Программа самообразования

Тема: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx240.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 17 «Ягодка»

ИНН 5250021570 КПП 525001001  БИК 042202001 ОГРН 1025201989955

ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской обл.

г.Н.Новгород лиц. счёт 40701810022021000044

607651 Нижегородская область, г. Кстово, ул. Школьная, д. 15-а

тел. (83145) 7-59-13, 7-49-13

сайт: http://yagodka17.caduk.ru/ e-mail: elochka_6@mail.ru

Рассмотрена на заседании                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

педагогического совета                                                                        Заведующий МБДОУ д/с №17

МБДОУ д/с № 17                                                                                                  Кузнецова С.Н.

«__» _____ 2018г. протокол № ___                                                    Приказ № _____ от ________2018 г.

 

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ

Цыгановой

Ирины Сергеевны

воспитателя средней группы

 

Тема: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»

на 2018-2019 г.

г. Кстово

I этап. Самосознание

    Работая с детьми среднего дошкольного возраста, я решила провести углубленную работу по развитию знаний Пожарной безопасности. 

    Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара — дети, 3/4 из них - дошкольники. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой.
Предметы домашнего быта являются потенциальными источниками опасности для детей (спички, газовые и электрические плиты, электрические розетки, включенные электроприборы и т. п.). Особую опасность представляют детские шалости, приводящие к пожару.
Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья.  Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.
 

    Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда.  Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам пожарной безопасности. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

    Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

    Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.

II этап. Планирование

Выбирается тема по самообразованию: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста»

Актуальность выбранной темы:

Все наверняка не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. Разговор о шалости, о неосторожном обращении детей с огнем не нов. Кое – кто может сказать: «А стоит ли возвращаться к этой теме? Нужно ли повторять, что спички в руках ребенка – опасная, порой смертельная игрушка? Не стоит, тема уже избита». Но данные статистики «кричат» обратное. Количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Причиной жертв среди детей становится отсутствие у малышей навыков осторожного обращения с огнем, недостаточный контроль за их поведением, а в ряде случаев – неумение взрослых правильно организовать досуг детей. Установлено, что дети очень часто проявляют интерес к огню именно тогда, когда не находят какого- либо занятия, когда взрослые не интересуются их играми или отсутствуют дома. Поэтому следует снова и снова возвращаться к этой теме.

    Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения.

    В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, в лесу, на транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.

   В заключении следует подчеркнуть, что только целенаправленная работа по обучению, воспитанию и привитию навыков культуры поведения безопасности с огнем является наилучшим способом снижения количества пожаров и уменьшения их последствий. Чем раньше человек изучит основные принципы самозащиты и осознает свою ответственность за свои действия, тем эффективнее будут результаты.     

Цель: Формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности.

Задачи:

• Дать детям первоначальные сведения о причинах возникновения пожара;

• Познакомить со свойствами и качествами предметов с точки зрения их пожарной опасности;

• Дать представления о труде пожарных, их профессиональными действиями;

• Показать взаимосвязь пожарных подразделений (диспетчер – боевой расчет, служб спасения: «01», «02», «03», «04»;

• Обучать детей правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара: уметь ориентироваться в пространстве помещения группы, квартиры, знать первые действия при пожаре, уметь вызывать службу спасения «01»;

• Формировать осторожное отношение к предметам – повышенным источникам пожарной опасности;

• Активизировать словарь детей по данной теме;

• Воспитывать уважительное отношение к профессии пожарных;

• Воспитывать желание оказывать взаимопомощь, бережно относиться к своей жизни и здоровью.

Ожидаемые результаты:

• У детей сформированы навыки безопасного поведения с огнем.

• Умеют адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ, на природе, взаимодействии с пожарными.

• Умеют обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности.

• Дети проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к другим людям.

• У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения.

• Ребенок из пассивного объекта превратится в активного субъекта собственного здоровья и безопасности.

Форма самообразования: индивидуальная

III этап. Реализация

IV этап. Анализ результатов

План по самообразованию на 2018-2019 год                                                                                

Тема: «Формирование навыков пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста».

Цель: изучение и повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Тематическое планирование деятельности по самообразованию

на 2018-2019 учебный год

Сроки месяц

Содержание работы

Практический выход

сентябрь

1.Подбор и изучение литературы по теме.

2.Работа с методическим материалом:

3.Разработка перспективного планирования по безопасности

1. Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.

2. Прилепко Е. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2008.                                                                     3. Аралина Н. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. 2007.                         4.Н.В.Коломец «Формирование безопасного поведения у детей 3-7 лет.

Октябрь

1.Диагностические исследования  и анкетирование воспитанников

Вывод по диагностике.

Составление картотеки дидактических игр по Правилам пожаробезопасности

Ноябрь

  1. Анализ предметно – игровой среды (для сюжетно – ролевых игр по ППБ) в группах ДОУ.

2.Оформление папки- передвижки

Дополнить предметно-игровую среду атрибутами и макетами по Пожаробезопасности

Ноябрь- Апрель

Работа с детьми

Знакомство с темой по средствам информации (беседы, целевые прогулки, чтение произведений, стихов, просмотр мультфильмов, загадки, пословицы и поговорки).

 Открытое занятие «Кошкин дом»

Экскурсия в пожарную часть.

Сентябрь - май

Работа с родителями.

 

Подбор материала для родителей (консультации, рекомендации, папки-передвижки, анкетирование.)

Родительское собрание

Встреча с интересными людьми( беседа с инспектором пожарной части).

Май

Консультация для педагогов «Рекомендации по обучению мерам пожарной безопасности в дошкольном учреждении»

  Отчет по проделанной работе: выступление на педсовете МБДОУ д/с №17

Работа с детьми на 2018 -2019 учебный год

Сроки

месяц

Содержание

Сентябрь

1. Беседа «Средства пожаротушения. Знаки безопасности» Рассматривание иллюстраций.                                                                                                     2. Экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарной сигнализацией, пожарным щитом, средствами пожаротушения.                       3. Проблемная ситуация «Почему случился пожар?»                                         4. Дидактические игры: «Собери картинку».                                                       5. Чтение художественной литературы: - Л. Толстой «Пожар», «Малышам об огне» Н.Пороховник, С.Я .Маршак «Кошкин дом».                                      6. Лепка способом барельефа «Огнетушитель».

Октябрь

1. Рассматривание иллюстраций «Пожар в лесу», отображающих работу пожарных. Составление рассказа по картине «Пожар в лесу» на тему «Почему это случилось?»                                                       2.Моделирование правил поведения в природе                                               3. Проблемная ситуация «Что будет, если… поджечь траву, развести костер?»                                                                                              4.Дидактические игры: «Разрешается – запрещается», «Огонь и вода», «Опасные предметы».                                                                                  5.Сюжетно – ролевая игра «Семья. Отдых на природе»                                                      6. Рисование, отпечатком ладошки, знака «Не жги костры».

Ноябрь

1. Беседа «Огонь друг – огонь враг».                                                                              2. Сюжетно-ролевая игра «Мы помощники пожарных».                                3. Чтение художественной литературы «Пожарыч» Д.Кокшаров, «Хитрый огонь и вода» Молехина.                                                                                                                                     4. Дидактические игры: «Пожароопасные предметы», «Чем тушить пожар».                                                                                                                                               5. Выставка книг по пожарной безопасности                                                                     6. Аппликация «Злой и Добрый огонь».  

Декабрь

1. Беседа «Пожарная техника».                                                                    

2. Моделирование игровой ситуации «Вызов службы 01»

3. Спортивные эстафеты «Не затушенный костер», «Мы помощники пожарных»

4. Чтение художественной литературы: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Красная машина» К.Оленев, «Куда спешат крас-ные машины» Т.Фетисова.                                                                                                   5. Конструирование из строительного материала «Пожарная машина».

Январь

1. Рассматривание иллюстраций, обсуждение различных пожароопасных ситуаций.

2. Беседа на тему «Электричество в нашем доме и его опасность» «Электроприборы. Правила пользования ими»

4. Моделирование проблемной ситуации «Если в доме что-то загорелось, что делать?»                                                                                     5. Тренинг «Вызови пожарных».

5. Рисование отгадок к загадкам о электроприборах.

Февраль

1.Беседа «Пожарные – кто они?» (Встреча с работниками ОГПН).            2. Рассматривание иллюстраций, отображающих работу пожарных. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Бой ведет отряд пожарных»

3. Дидактические игры: «Что необходимо пожарному?», «Собери картинку»  

4. Общение «Одежда пожарных»

5.Чтение художественной литературы: «Кем быть?» Л.Сумина,                                                                            «Экипировка» З.Бурлева, «Антошка – пожарник» К.Ибрагимова              6. Аппликация «Пожарная машина»                                  

Март

1.Беседа «Эта спичка – невеличка

2.Сюжетно – ролевая игра «Пожарная часть».                                               3. Моделирование игровой ситуации «Разговор с диспетчером пожарной части».                                                                                                                4. Подвижные игры «Спички в коробке», «Пожарные на ученьях»

5.Чтение художественной литературы: «Спичка – невеличка» Е.Хоринский, «Служба 01» З.Бурлева, «Пожарные рукава» З. Бурлева.   6. Рисование (ватными палочками) «Спички не тронь – в спичках огонь».

Апрель

1.Оформление альбома «О труде пожарных».                                                2.Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Пожарная часть».                                                                                               3.Конструирование  из конструктора «Пожарная часть»                                         4.Чтение художественной литературы: «Пожарная часть» З. Бурлева,     5. Моделирование правил «Чего нельзя делать в отсутствии взрослых».                              

Май

1.Чтение художественной литературы: «В дыму» В. Житков. Загадки. Поговорки и пословицы.

2. Сюжетно-ролевые игры: «Диспетчерская МЧС»

3.Дидактические игры «Найди лишнее», «Чрезвычайные ситуации»

4.Выставка рисунков «Осторожно – огонь!»

5.Инсценировка «Кошкин дом»                                                

Работа с родителями на 2017-2018 учебный год

Дата

Мероприятие

сентябрь

Консультация для родителей - «Расскажите детям о пожарной безопасности »

декабрь

Информация для родителей «Памятка по пожарной безопасности на новогодних праздниках».

Информационные брошюры «Лучший подарок – БЕЗОПАСНОСТЬ!»

Март

Папка-передвижка «Для любознательных родителей. Тема: Пожарная безопасность».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гуревич А. и др. Безопасность ребенка в большом городе: Педагогические и социальные технологии. М., 2002.

Белая К. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 2001. Формирование основ безопасности у дошкольников.

Стеркина Р. И др. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М.,1998.

Мошкин В. Воспитание культуры личной безопасности //Основы безопасности жизнедеятельности. 2000. №8. С. 13-16.

Детский сад от А до Я. 2006.№4.

Голицина Н. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М.,2007.

Жукова О. и др. Азбука «Ау!». Детство-пресс, 2008.

Шорыгина Т. Беседы о правилах пожарной безопасности, М., 2008.

Прилепко Е. Пожарная безопасность для дошкольников. М. 2008.

Аралина Н. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования на тему «Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста»

представлена программа самообразования на тему "Развитие счетной деятельности через игровые приемы у детей дошкольного возраста". Самообразование - одна из  форм  повышения  профессиона...

программа самообразования по нравствеено-патриотическому воспитанию дошкольников.

В материале отражен план самообразования по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента....

Программа самообразования воспитателя

Программа самообразования по теме "Эксперементално-опытническая деятельность детей старшего дошкольного возраста"...

Индивидуальная программа самообразования на тему:«Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста»

Индивидуальная программа включает в себя цель, задачи по самообразованию, план мероприятий по данной теме и отчёт работы за год....

Программа самообразования по теме "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"

Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через театрализованную игру, музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....